Главная страница
Навигация по странице:

  • Основным источником

  • Право юристов При неразвитости законодательной функции государства источником права являлось так называемое право юристов

  • Сравнительная простота, невысокий уровень юридической техники

  • Формализм и символизм древнего права Характерной чертой древнего права являлся формализм. Под древним формализмом

  • Лекции по истории древневосточного права. Лекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеЛекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного
    АнкорЛекции по истории древневосточного права.doc
    Дата22.05.2018
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по истории древневосточного права.doc
    ТипЛекция
    #19521
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Преобладание обычного права над законом


    Основным источником раннего права являлось неписаное партикулярное (местное) обычное право, а государственное законодательство носило второстепенный, дополнительный к обычному праву характер. Древние, первые законы представляли собой запись обычного права и судебных прецедентов, что не обходилось без пересмотра отдельных его норм, диктуемых потребностями жизни. Такой характер носили древневосточные законы, древнеримские законы XII таблиц, «варварские правды» древних германцев и др. Обычное право служило одним из главных источников для правотворчества государственной власти, а затем государственная власть начала устанавливать новые нормы по своему усмотрению. Древняя власть вступала на путь законодательства только под давлением необходимости, когда установление новой нормы настоятельно требовалось жизнью.

    Преобладание обычного права над законом, сведение законов к авторитетному закреплению обычного права было вызвано консерватизмом государственной власти и подвластного населения, которые относились с подчеркнутым уважением к старине отцов и дедов, к старому обычному праву, хотели жить так как жили более авторитетные, чем современники, предки, считали, что «чем старей, тем правей». Обычаи переданы от предков. Предки достойны поклонения, а потому и переданные от них обычаи ненарушаемы и священны. По их мнению, обычное право было проверено временем, содержало опыт и мудрость многих поколений предков, а закон, содержащий новые нормы, отражает взгляды небольшого числа законодателей, которые могут ошибиться, ибо не все новое лучше старого. Авторитет норм права как для властвующих, так и для подвластных основывался на их старине. Поэтому для раннего права характерен консерватизм - это уважение к старому праву, устойчивость, постепенное развитие права, преемственность в развитии права.

    Первоначально и в течение довольно долгого времени законодательная функция государственной власти считалась второстепенной. Государственная власть ограничивалась обеспечением осуществления права путем организации суда и привидения в исполнение судебных приговоров. Первоначально законодательное регулирование распространялось лишь на те отрасли права, которые непосредственно касались интересов государственной власти или непосредственно подлежали осуществлению ее органами - уголовное право, налоги, суд, процесс.

    Главное содержание ранних законодательных памятников составляло уголовное право, ибо вновь образующееся государство было, прежде всего, заинтересовано в поддержании внутреннего мира, обеспечении личной безопасности, прекращении самоуправства, мести. За уголовным правом следовали нормы, определяющее, что должно вносить население в пользу власти, - это дань, налоги, а на древнем Востоке - порядок в государственном, храмовом хозяйстве. Далее следовали нормы процессуальные (судебные), то есть определялся порядок судопроизводства. Население было заинтересовано главным образом, в том, чтобы органы власти судили не по произволу, а по установленным правилам. Лишь немногие законы решались изменять нормы гражданского права, которое дольше всего регулировалось обычным правом, так как считалось, что имущественные отношения между частными лицами - это их дело, а не государственное.
    Принцип персонального и территориального
    действия права


    В раннем праве существовал не территориальный, а персональный или личный принцип действия права. Согласно персональному принципу действия права каждый свободный человек жил, судился по своему этническому праву, то есть праву того этноса (народа), к которому он принадлежал. Подсудность лица тем или иным законам определялась не подчиненностью его той или другой государственной власти, не местом жительства, а только этническим происхождением. Например, римлянин в каком бы государстве не находился, подлежал в силу этого персонального принципа действию римского права. Не только иностранцы, но даже и граждане одного и того же государства, принадлежащие к различным этносам, жили по различным этническим законам, хотя бы они не были законом того государства, в котором дело разбиралось в суде. Судья спрашивал каждую из сторон: по какому закону ты живешь? Отвечая на этот вопрос, стороны должны были указать свой этнический закон, и по этому закону дело и решалось.

    На смену принципу персонального действия права пришёл принцип территориального действия права, который утвердился в Римской империи в III - IV веках, в Западной Европе в XVI в. Именно в этот период в этих государствах сложилась абсолютная централизованная бюрократическая монархия. Согласно принципу территориального действия права все лица, проживающие в пределах данного государства, включая иностранцев, должны были подчиняться его праву. С утверждением верховенства государственной власти признается, что в пределах данного государства могут применяться только законы, принятые верховной властью этого государства. Каждое государство имеет право требовать, чтобы внутри его границ применялись только его законы, и ни одно государство не имеет права рассчитывать на действие своих законов вне своей территории. Поэтому нормы иностранного права могут применяться только в силу прямого предписания закона и в размерах и в пределах, им указанных.

    До XVI века в государствах Западной Европы признавалось действие законов иностранного государства, если по каким-либо причинам им приписывалось выдающееся значение. Таким авторитетом пользовалась в средние века римская государственная власть. Этим объясняется действие в средние века римского права (Corpus iuris civilis Юстиниана) в западноевропейских государствах и византийского, или греко-римского права (Эклόги, Прохирόна и других законодательных сборников) в России и славянских государствах Восточной Европы. Первоначально римское право применялось на западе Европы как закон чужой государственной власти, которую признали достаточно авторитетной для того, чтобы видеть в ее установлении обязательную юридическую норму. Это было возможно благодаря тому, что государственная власть европейских стран не доросла до того состояния, при котором законодательство становится исключительным правом существующей государственной власти. Рецепция (восприятие) римского права совершалась не по велению государственной власти, не путем принятия закона, а путем обычного права и судебного прецедента.

    Право юристов
    При неразвитости законодательной функции государства источником права являлось так называемое право юристов, или научное право (юриспруденция). Действие этого источника права характерно для истории развития римского права и рецепции (заимствования) его в средние века и для начального периода нового времени.

    В развитии римского права существенную роль сыграли ученые юристы, которые путем толкования и восполнения пробелов законов XII таблиц и позднейших законов выработали сложную систему гражданского права. Первоначально мнение юристов не было формально обязательным для судей и должностных лиц, так как не существовало закона, который бы признавал мнение юристов обязательным для всех граждан. Авторитет мнений юристов был основан на их особых профессиональных познаниях. В дальнейшем римские императоры своими законами признали сочинения некоторых юристов равными по своей силе закону. Закон императора о цитировании 426 г. установил, что обязательную силу для судей имели сочинения пяти великих римских юристов - Папиниáна, Павла, Ульпиáна, Модестúна и Гая.

    В средние века при рецéпции римского права сочинения (толкования, или глόссы) учёных юристов, которые разъясняли Свод гражданского права (Corpus iuris civilis), применялись в качестве источника права, но при этом королевские законы не признавали сочинения юристов равными по своей силе закону. Так как глосс, или толкований было много, и к тому же юристы различались во взглядах (как гласит пословица: «где два юриста, там три мнения»), то выработан был принцип, согласно которому общее мнение ученых (communis opinio doctorum) считалось обязательным для всех судов источником права. С установлением монополии государственной власти на законодательство мнения ученых и сочинения учёных юристов перестали признаваться источником права.

    Сравнительная простота, невысокий уровень

    юридической техники
    Для древнего права характерна сравнительная простота, ограниченное число правовых институтов, что соответствовало относительной простоте древней жизни. Например, древнеримское квиритское право эпохи законов XII таблиц знало лишь договоры мены, купли-продажи и займа.

    Раннее право отличалось сравнительно невысоким уровнем юридической техники, то есть несовершенством форм выражения юридических норм. Юридическая техника - это искусство формулировать нормы права. Право носило слитный, недифференцированный характер, то есть не было деления права на отрасли и иногда на статьи.

    Для древнего права характерна казуистúчность, то есть нормы права фиксировались в виде перечня случаев (казусов) из судебной практики. Древнее право формировалось в результате разрешения отдельных конфликтных случаев из судебной практики. Здесь не было абстрактно, обобщённо сформулированных норм, охватывающих однородные случаи.

    Например, ст. 278 Законов Хаммурапи гласит: «Если человек купит раба или рабыню и до происшествия месяца его постигнет падýчая, то покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил». В приведённой статье говорится о расторжении договора купли-продажи в случае обнаружения скрытого недостатка вещи, то есть такого недостатка, который не бросается в глаза, так что обнаружить его нельзя даже при внимательном осмотре. Древний законодатель выразил её в конкретной форме частного случая, причём избрал, несомненно, весьма частый случай скрытых недостатков продаваемого раба (психическое расстройство).

    Законодательный памятник нового времени выражает ту же мысль в абстрактной форме следующим образом: «Продавец обязан дать гарантию за скрытые недостатки вещи, которые делают её непригодной к употреблению, к которому она предназначалась, или которые настолько уменьшают возможность использования вещи, что покупатель не приобрел бы её или дал бы за неё лишь меньшую цену, если бы он знал об этих недостатках... (В таком случае) покупатель имеет право, по своему выбору, или возвратить вещь и потребовать возвращения цены её, или оставить вещь за собой и требовать возвращения части цены по определению сведущих людей» (ст. 1641 и 1644 Французского гражданского кодекса 1804 г.).
    Формализм и символизм древнего права
    Характерной чертой древнего права являлся формализм. Под древним формализмом следует понимать такое состояние права, при котором для своей действительности, для своей защиты все юридические акты должны быть облечены в строго определённую форму, которая должна быть особенно тщательно выполнена. Если установленная форма не соблюдена, то весь акт лишался юридической силы. Формализм состоял в произнесении торжественных слов, в которых нельзя изменить ни одного слова, в привлечении законом установленного числа свидетелей, в совершении торжественных символических жестов, телодвижений.

    Малейшая ошибка в соблюдении формы, ошибка в слове, жесте, числе свидетелей, их поведении делает акт недействительным всецело. Если акт совершён по форме, для него установленной, то он непременно ведет к предусмотренным юридическим последствиям. Никакие возражения заинтересованной стороны не допускались. Древнее право не знало отмены договоров, заключённых вследствие заблуждения, обмана и даже насилия. Формализм древнего права исключал возможность самого вопроса о внутренней, действительной воле. Раз соблюдена торжественная внешняя форма совершения договора, то обязательство должно выполняться должником: «слово - воробей, вылетит - не поймаешь».

    Формализм проявлялся в употреблении различных символов, то есть предметов, выражающих определённую идею или представляющих собой другой предмет. Например, глыба, кусок земли изображали в наглядной форме поле, а в более отвлечённом смысле право собственности на землю; черепица, ключ обозначали дом, кожа от овцы представляла всё стадо, парус заступал место корабля, кольцо означало союз или дружбу, обручение или брак и др.

    В качестве символов употреблялись дёрн, прут или трость, рука, перчатка, кольцо, ключи, дверь. Передачей куска дёрна закрепляли переход участка земли во владение другого лица. Дёрн, вырезанный из земли, употреблялся в качестве его символа при передаче его в собственность или в залог. Кусок дёрна также приносили в суд при спорах о земле, и судья передавал этот кусок тому лицу, которому он присуждал спорную землю. В таком же значении вместе с дёрном пользовались веткою дерева.

    Прут или трость, как символ, употреблялись для перенесения права собственности. Прут у римлян служил символом квиритской собственности, употреблялся при истребовании вещи виндикационным иском. Этот символ в сопровождении ветки, воткнутой в глыбу земли, служил выражением права и власти хозяина над вещью. Иногда, после совершения формальностей, прут переламывался на части и каждая договаривающаяся сторона брала себе кусок в знак состоявшего соглашения. Такой перелом прута в средние века выражал также чувство решимости продавца, расставшегося со своей вещью без сожаления, обозначало и разрыв, прекращение юридической связи вообще, и лишение владения. Отречение от наследства у салических франков совершалось так, что отрекающийся объявлял об этом публично и ломал над своей головой четыре ольховых прута. В публичном праве после погребения французских королей в средние века, по окончании всех церемоний, высший придворный сановник ломал над могилой свой посох, произнося три раза: «Король умер» (Ie roi est mort), после чего начинали кричать: «Да здравствует король» (Vive Ie roi). Тем самым выражалась наследственная передача королевской власти от отца к старшему сыну.

    В знак добровольного отказа от своего права собственности на землю солома передавалась собственником тому лицу, которому он уступал свою землю. В средние века приобретение вещи в силу договора купли-продажи требовало двух последовательно сменяющихся актов - наложения руки на вещь приобретателем в знак того, что он вступает в юридическую власть над вещью, и отнятия руки от вещи со стороны продавца. Рука служила символом власти, могущества, союза, дружбы, братства, верности, мира, гостеприимства.

    При заключении договоров часто употреблялось рукобитье. Рукобитие служило знаком взаимного соглашения, заключения договора. Рука давалась как залог верности. Заключающие договор закрепляли его, «ударяя по рукам», то есть с силой ударяя и крепко пожимая правые руки. Выражение «ударить по рукам» от этой обрядности получило смысл «заключить договор». В феодальном праве рука служила знаком союза. Вассал приносил феодальную присягу, передавая свои соединённые руки в руки сеньора, что имело двоякий смысл: во-первых, взаимное согласие сеньора и вассала, ибо они взаимно дают друг другу руки, во-вторых, подчинение вассала своему сеньору предоставляя ему свои руки вассал признавал его верховенство над собой.

    С руки, символа власти, могущества, владения, символическое значение было перенесено и на покрывавшую её рукавицу или перчатку. Так как перчатка прикрывает руку, то на играет ту же роль. Перчатку бросали не только в знак вызова на бой, но и бросали вверх на воздух в знак отказа от права собственности на землю. Её снимали с правой руки и передавали в знак передачи права собственности.

    Кольцо, перстень у древних евреев, римлян, германцев употреблялись как символ при обручении, помолвке, при заключении союза, который должен соединить супругов для неразрывной общей жизни. Ключи выражали власть распоряжаться вещью, домашнюю власть жены, хозяйки дома. У римлян поэтому молодой супруге предоставлялись, вручались ключи, ибо она должна была держать у себя ключи от денежного сундука. В случае развода, расторжения брака ключи эти отнимались у жены или она сама их возвращала. При передаче дома или строения ключи выражали саму передачу власти распоряжаться им. Символическая передача дома посредством двери отличается своей простотой: кто предоставляет кому-либо дверь, тот предоставляет само жилище. Здесь дверь как часть дома представляет собой целое, весь дом. Если приобретателю дозволяется прикоснуться к двери, то этим самым выражают приобретении им дома. Петельные крючки, на которых утверждается дверь, выражают ту же самую идею. Они представляют дверь – символ дома. Разрешая прикоснуться к крючкам двери, тем самым передают дом. При предоставлении рабу свободы, независимо от других формальностей, необходимо было раскрыть двери и показать их рабу, произнося слова отпущения. Этим выражалось, что раб свободен идти куда хочет.

    Символы могли отличаться дикостью. Например, в средневековой Европе существовал обычай присягать посредством собаки, состоявший в том, что присягавший убивал собаку, произнося слова: «Если я погрешу в своей присяге, то да убьют меня таким же образом».

    Формализм состоял в привлечении установленного правом числа свидетелей.

    Договоры совершались публично, на торгу в присутствии 2-3 свидетелей. Число свидетелей могло доходить и до 12. Свидетели были необходимы для доказывания. В качестве свидетелей могли дополнительно привлекаться дети, которых были по щекам и драли за уши, чтобы они хорошенько всё запомнили.

    Древний формализм был порожден следующими факторами:

    1. Характером юридического мышления своего времени, которое отличалось конкретностью, неумением отличить форму и сущность юридических актов. Формализм и символизм являлся одной из ранних форм проявления права и был более доступен для понимания простых людей.

    2. Формализм позволял отличать действия, влекущие правовые последствия, от моральных действий, влекущих не правовые санкции, а моральные санкции. Например, правовые последствия порождал лишь договор займа, заключённый в строго определённой форме. Договор займа, заключённый без соблюдения формальностей, оставался без юридической защиты и обеспечивался лишь честью, совестью сторон. Другими словами, если бы должник (заёмщик), без соблюдения необходимых формальностей получивший вещь в собственность, отказывался бы вернуть её кредитору, с него нельзя было потребовать возврата её обращением в суд.

    3. При неписаном, устном характере древнего права формальные, торжественные, драматические акты сохранялись в памяти лучше, чем абстрактные, отвлечённые нормы.

    4. Формализм в известной мере ограничивал судебный произвол. Ведь акты, которые облечены в форму, заранее определённую и для всех одинаково обязательную, обязательны именно в такой форме и для судебного рассмотрения.

    С течением времени, однако, старый формализм ослабляется, и начинает развиваться новый формализм, который представляет собой обусловленность тех или иных юридических последствий определёнными и предписанными законом формами. Новый формализм является продуктом неизвестной древнему праву юридической техники, вызванный определёнными практическими потребностями, интересами гражданского оборота. Гражданскому обороту новый формализм обеспечивал относительную твердость и бесспорность. Например, законодатель для того, чтобы не было никаких неясностей в толковании воли сторон, стал устанавливать обязательную форму договора - устную, письменную. Особо важные договоры заключались в письменной форме, что содействовало доказыванию перед судом. Письменная форма заключения договора предполагает составление документа, в котором письменно излагаются условия договора, и он скрепляется подписью или подписями лица или лиц, совершивших договор. Письменные договоры подразделяются действующим российским гражданским кодексом на простые и нотариально удостоверенные.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта