Главная страница
Навигация по странице:

  • Необходимая оборона

  • Крайняя необходимость

  • Лекция № 3. Законы древневавилонского царя (лугаля) Хаммурапи

  • 1. Общая юридическая характеристика Законов Хаммурапи

  • 2. Правовое положение населения

  • Авилум и мушкенум

  • Например, если авилум выбьет глаз авилуму, то ему следует выбить глаз (ст. 196). Если авилум выбьет глаз мушкенуму, то он откупается выкупом (штрафом) в пользу потерпевшего мушкенума (ст. 198).

  • Юридический статус рабов

  • Лекции по истории древневосточного права. Лекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеЛекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного
    АнкорЛекции по истории древневосточного права.doc
    Дата22.05.2018
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по истории древневосточного права.doc
    ТипЛекция
    #19521
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Обстоятельства, исключающие преступность деяния



    Если человек совершил действие, которое по своим внешним признакам похоже на преступление, по причине отсутствия общественной опасности, он освобождается от уголовной ответственности, от наказания. Уголовный закон предусматривает два основных случая освобождения от уголовной ответственности: действия человека в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.

    В действующем российском праве не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны. Необходимая оборона есть причинение вреда при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Необходимая оборона остается правомерной до тех пор, пока не отражено преступное нападение и не задержан преступник. Однако при этом средства защиты должны соответствовать характеру и опасности нападения. Примерами превышения пределов необходимой обороны являются: применение огнестрельного оружия против убегающего мелкого воришки; нанесение металлическим прутом удара по голове вора, запустившего руку в карман гражданина; нанесение кинжалом удара в грудь своего знакомого за оскорбление.

    Действующее российское право устанавливает, что не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законам интересам в состоянии крайней необходимости. Крайняя необходимость есть причинение вреда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Примером крайней необходимости является совершение врачом ампутации ног для спасения жизни больного; кража для спасения от голодной смерти. Нельзя ссылаться на состояние крайней необходимости, спасая свою жизнь за счёт жизни другого человека.

    Исторические типы (формы) уголовного процесса
    История уголовного права тесно связана с историей уголовного процесса. История уголовного процесса представляет собой последовательную смену исторических типов (форм) уголовного процесса. Истории известны следующие основные исторические типы (формы) уголовного процесса:

    1. Древнейший состязательный (обвинительный) процесс, который характерен для периода мести и частных композиций. К состязательному процессу относится процесс по Законам Хаммурапи, процесс по Законам Ману, процесс в суде присяжных (гелиэи) в Древней Греции (Афинах), процесс древних германцев раннего средневековья V- IX вв.

    2. Инквизиционный (следственный, розыскной) процесс, который характерен для периода государственных, устрашающих наказаний. Он приходит на смену древнему состязательному процессу с установлением сильной государственной власти, обычно, абсолютной монархии. К инквизиционному процессу относится процесс императорского Рима, процесс западных стран (Франции, Германии) XVI XVIII вв., процесс императорского Китая.

    3. Смешанный процесс, который характерен для периода гуманизации уголовного права. Он впервые был введён во Франции с конца XVIII в. и получил закрепление во французском уголовно - процессуальном кодексе 1808 года и распространился в других континентальных европейских государствах. Смешанный процесс характерен для конституционных государств нового времени. В Англии и США сформировался чисто состязательный процесс.

    В новейшее время смешанный и состязательный процесс получили дальнейшее развитие. Исторические типы уголовного процесса отличаются порядком возбуждения преследования, положением суда и сторон, стадиями, наличием или отсутствием предварительного следствия, принципами (устность или письменность, гласность или тайный характер), участием суда присяжных, системой доказательств, системой обжалования приговора.

    Для выработки лучшей формы уголовного процесса необходимо изучать историю уголовно-процессуального права. Профессор Л. Е. Владимиров писал: «Можно сказать, что каждое рациональное правило правильного суда покупалось ценою бесчисленных страданий. Оно выковывалось молотом истории, дробившим черепа и кости несчастных жертв темноты и злобы». Уголовный процесс находится в теснейшей связи с политическими, нравственными и социальными условиями жизни народа. Л. Е. Владимиров писал: «И вот, проработав целую жизнь над изучением наиболее правильных условий исследования истины в уголовном суде, я пришёл к заключению, что и плохо устроенный уголовный процесс в честных руках может вести к правосудию. С другой стороны, видим, что и превосходно устроенный процесс может давать плохие результаты, если в нём действуют люди, готовые на всё ради своей выгоды, в душе которых нет неумолимой, правдивой совести».

    Лекция № 3. Законы древневавилонского царя (лугаля) Хаммурапи
    На Древнем Востоке существовало несколько цивилизованных народов, находившихся примерно на одном уровне развития культуры. Важнейшими правовыми памятниками древневосточного права являлись Законы вавилонского царя (лугáля) Хаммурáпи, древнееврейские Законы Моисея (Ветхого завета), древнеиндийские Законы Мáну, древнекитайские сборники законов императоров.
    1. Общая юридическая характеристика Законов Хаммурапи
    Самым крупным и важнейшим памятником права древней Месопотамии являлись законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н.э. (1792 - 1750 гг. до н.э). Вавилон при Хаммурапи был политическим и религиозным центром Древнего Востока. Хаммурапи сумел объединить под своей властью все Двуречье. Самым значительным мероприятием его правления стало издание свода законов, судебника. В основу Законов Хаммурапи легли обычное право, судебные прецеденты, прежние законы правителей Месопотамии: законы Уруинимгины, Ур-Нáмму-Шульгú, Билалáмы, Липúт-И’штара. Самые древние законы - законы Уруинимгины, появившиеся в XXIV в. до н.э., а государства в Месопотамии появились в XXVIII в. до н.э.

    Целью Законов Хаммурапи провозглашалось: «чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость». Вдовы и сироты особенно выделялись, так как они относились к категории наиболее уязвимых людей. Вдове и сироте труднее постоять за себя, они не имеют родственников. Кроме того, они переживают несправедливость и притеснение тяжелее других. В древневосточной деспотической монархии монарх рассматривался как мудрый, строгий, но справедливый отец, защитник слабых, обездоленных, вдов и сирот от внешних врагов, от произвола сильных людей - чиновников, знати, богачей.

    Аналогичная норма содержалась в законодательстве Моисея: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечём, и будут жёны ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исход. 22, 22-23).

    Ограждение слабых проявлялось в защите должника от произвола кредитора в договоре займа. Законы Хаммурапи также устанавливали тарифы, размер оплаты для различных категорий работников: камнетёсу, кузнецу, плотнику, кожевнику, судостроителю, каменщику, пахарю, пастуху, строителю дома, врачу с целью ограждения работников от чрезмерной эксплуатации. Наконец, Законы Хаммурапи защищали малоимущих арендаторов, которые были вынуждены брать в аренду, возмездное пользование у собственников те или другие вещи. Поэтому в Законах Хаммурапи устанавливалась твёрдая такса за наём животных для молотьбы, сада, поля для обработки, волов для обработки поля.

    Характерными чертами законов Хаммурапи как раннего права являлись:

    1. Неполнота - Законы Хаммурапи не содержали исчерпывающего изложения всех правовых норм, действовавших в Вавилонии. Например, они не устанавливали наказания за умышленное убийство. Эта неполнота объясняется тем, что основным источником права являлось обычное право. Законы Хаммурапи касались дел, которые не регулировались обычным правом, представляли интерес для власти и государства, разрешали те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой.

    2. Сравнительно невысокий уровень юридической техники. В Законах Хаммурапи содержались нормы права различных отраслей права, но не было деления права на отрасли и на статьи. Однако они имели свою логику изложения. Для удобства исследования современные ученые разделили текст Законов Хаммурапи на 282 статьи. Текст Законов Хаммурапи был высечен на каменном столбе высотой примерно 2 метра, который был обнаружен археологами в 1901 г. на территории современного юго-западного Ирана.

    3. Для Законов Хаммурапи характерна казуистическая форма изложения, формализм, связь с религией. На содержание Законов Хаммурапи оказала влияние религия. Так, в Законах Хаммурапи использовались такие доказательства как ордалии (божий суд), клятва, воздействующие не на разум, а на веру. В заключительной части Законов Хаммурапи провозглашалась божественная кара по отношению к нарушившему Законы Хаммурапи и гарантировалось процветание всех лиц, следующим им.

    «Несмотря на этот сонм богов и на благочестивый всей приписки (заключения), несмотря на то, что весь свод выдаётся за откровение бога Шамаша, несмотря, наконец, на то, что в затруднительных случаях дело решает клятва «пред богом»… всё-таки законы не стоят на теократической основе, чужды религиозного и морализирующего элемента, и с этой стороны отличаются от других восточных кодексов, не различающих права от обычая и нравственности. Кодексу чуждо понятие преступления, как греха, отпадения от бога, нарушения его воли; его законы не знают страха Божия, не выводят всего права из любви к богу и ближнему, они рассматривают проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. В этом отношении вавилонский свод законов резко отличается от законодательства Моисея с его ярко выраженным религиозным чувством. Это, впрочем, вполне понятно, если мы вспомним, что еврейский закон мы имеем в том виде, в каком он был внесён в священную книгу, тогда как вавилонские законы дошли до нас на современном официальном памятнике, в точных выражениях. Кроме того, в Моисеевом законодательстве видное место отведено сакральному праву, которое на столбе Хаммурапи опущено, так как законодатель имел в виду лишь потребности гражданского населения, а не храмов».
    2. Правовое положение населения
    Всё население Вавилонии делилось на свободных и рабов (несвободных). Основное отличие рабов от свободных заключалось в том, что рабы являлись исключительно объектом, а свободные субъектом права. Рабы не признавались людьми и субъектами права. Раб был полной собственностью своего господина, вещью, которой он неограниченно, по своему желанию владел, пользовался и распоряжался.

    Рабы, будучи людьми, юридически считались движимым имуществом, наряду со скотиной (в отличие от животных «четвероногих», рабы были «двуногими»), табуреткой: их продавали, передавали по наследству, обменивали на другое имущество, дарили, закладывали и клеймили как скот. Труд коня, запряжённого в соху, и идущего за сохой раба с точки зрения права представлял одинаково проявление пользования вещью со стороны господина.

    Законы Хаммурапи закрепляли сословное неравенство. Сословия - это большие замкнутые социальные группы, обладающие закрепленными в обычном праве или законе правами, привилегиями (исключительными правами, созданными только для данного сословия) и обязанностями, передаваемыми по наследству. Сословия различались по правовому статусу.
    Авилум и мушкенум
    Все свободные делились на два сословия: авилум и мушкенум. Авúлум (в переводе «человек») - это полноправные свободные члены общины. Они обладали личными правами, то есть закон защищал их жизнь, здоровье, честь. Авилумы также обладали имущественными правами, то есть они обладали частной семейной собственностью на землю на правах членства в какой - либо общине - городской или сельской. Право частной семейной собственности на землю, которая являлась основным источником существования в аграрном обществе, принадлежало полноправному свободному из-за принадлежности его к общине.

    Сословие авилум было неоднородно и включало в себя высшую дворцовую знать (это высшие должностные лица государства, советники, министры монарха), храмовую знать (это жрецы), общинную знать (это наиболее богатые и влиятельные лица в провинциях, городах и сельских общинах, занимающиеся умственным трудом) и рядовых общинников (это крестьяне-земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы, занимающиеся физическим трудом).

    Мушкéнум (в переводе «падающий ниц») - это неполноправные свободные не члены общины. Они обладали личными правами, то есть закон защищал их жизнь, здоровье, честь, но в меньшей степени, чем жизнь, здоровье, честь полноправных авилумов. Мушкенум обладали также определёнными имущественными правами, то есть они имели право частной семейной собственности на движимые вещи, дом, но были лишены права частной семейной собственности на землю в общине. Они получали за службу или работу от государства в условное владение землю, которой не могли распоряжаться и могли быть произвольно её лишены. Царь мог в любое время без вины мушкенума отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. Эта земля, которая передавалась в условное владение и пользование мушкенумам, оставалась государственной собственностью. Покупка земли в общине превращала мушкенума в авилума. Сословие мушкенум делилось на рабочий и административный персонал государственных и частных хозяйств. Рабочий персонал был занят физическим трудом. Это были крестьяне-земледельцы, ремесленники, слуги. Административный персонал был занят управленческим трудом. Это были управляющие, писцы.

    Жизнь, честь, личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивали ниже, чем авилума. Мушкенум нёс более суровое наказание за одно и тоже преступление.

    Например, если авилум выбьет глаз авилуму, то ему следует выбить глаз (ст. 196). Если авилум выбьет глаз мушкенуму, то он откупается выкупом (штрафом) в пользу потерпевшего мушкенума (ст. 198).
    Юридический статус рабов
    Рабы (вáрдум) были бесправными объектами права, собственностью своих хозяев, основным видом движимого имущества, их часто продавали, дарили, обменивали на другое имущество (ст. 278-282). Покупатель мог перепродать раба, кому хотел. По отношению к хозяину у рабов были только одни обязанности, но никаких прав. Раб находился в полной власти своего хозяина и целиком зависел от его каприза. Раб как объект права не мог иметь собственного имущества, заключать договоры, приобретать и отчуждать имущество, вступать в брак, защищать интересы в суде, то есть предъявлять иск и быть ответчиком, выступать свидетелем в суде.

    Законы Хаммурапи не запрещали господину убить своего раба. Убийство раба его господином не наказывалось, то есть господа могли убивать своих рабов, ибо тем самым они лишь причиняли ущерб своему имуществу. У хозяина существовало право отыскивать бежавшего раба. За укрывательство беглого раба устанавливалась смертная казнь (ст. 16). По этой статье укрывательство может быть как из сострадания, так и из корыстных целей, когда укрыватель, помалкивая о своей находке, надеется заполучить себе бесплатно чужого раба.

    Если человек задержал чужого раба и уведомил господина, то получал награду от господина 2 сúкля серебра (ст. 17). Если цирюльник сбреет с головы раба клеймо без ведома и разрешения хозяина, то ему отрубают кисть руки (ст. 226). Точное значение клейма неизвестно. Это была специальная отметка, оставленная на выбритой голове цирюльником, который одновременно являлся и профессиональным клеймовщиком рабов.

    Законы Хаммурапи не ограждали жизнь и здоровье рабов от чужого произвола. Любой ущерб, причинённый рабу, рассматривался как ущерб, причинённый его господину, и возмещение выплачивалось ему, а не рабу. Повреждение здоровья или лишение жизни чужого раба считались только повреждением или уничтожением имущества его господина. Убийство чужого раба влекло за собой лишь уплату его цены хозяину, то есть третье лицо возвращало хозяину причиненный материальный ущерб (ст. 116). За умышленное убийство свободного человека полагалась смертная казнь. Если бы закон защищал жизнь раба, то его убийца подвергался бы смертной казни.

    Если кто-либо повредит глаз раба человека, то он должен заплатить половину его покупной цены хозяину (ст. 199). В другой статье почти теми же словами говорилось о быке: «Если человек наймет быка и повредит ему глаз, то он должен отдать хозяину быка серебром половину его покупной цены» (ст. 242). Раб стоил от 16 до 25 сиклей серебра, то есть в среднем 20 сиклей (треть мины). Для сравнения 1 мина равнялась 57 сиклям, 1 сикль = около 8, 4 г. серебра; 1 мина = 505 г.. Это была стоимость поля с финиковыми пальмами площадью около 350 кв. м.; 1 кур (150 л.) ячменя стоил 1 сикль серебра.

    Неоднозначное толкование вызывают статьи 175-176 Законов Хаммурапи. Одни авторы, опираясь на эти статьи, отмечают, что раб дворца или мушкенума мог обладать частичной правоспособностью. По их мнению, Законы Хаммурапи разрешали браки между рабами. Дочь свободного человека сохраняла свободу и в браке с рабом (ст. 175). По мнению других авторов, в этих статьях говорится о сожительстве дочери свободного человека с рабом и здесь нет признаков брака, так как:

    1. Брак должен заключаться брачным договором (ст. 128). Раб не может вступать в брак без согласия господина, а дети по ст. 175 не могут быть обращены в рабство, получают свободу. Следовательно, господин терял бесплатных работников. Жених, вступая в брак, должен был внести в семью невесты свадебный подарок, выкупную плату, а раб был лишён имущества. Переводчик неверно истолковал слова «мужчина» и «женщина» как «муж» и «жена».

    2. Дочь свободного человека не переходит под власть мужа, а остается под властью отца.

    Согласно ст. 175 дочь свободного человека сохраняла свободу и в сожительстве с рабом. В браке она должна получить правовой статус мужа, а она - «дочь свободного человека» и находится не под властью мужа - раба (жена должна быть под властью мужа), а под властью отца. Женщина не называется «женой вардума», то есть не находится под властью мужчины, как это происходило в случае с женами авилумов и женами мушкенумов.

    3. Дети получают правовой статус матери, а не отца и находятся под её властью.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта