Главная страница
Навигация по странице:

  • В статьях 175-176 и о выкупе тоже ничего не говорится.

  • Право и религия

  • Лекции по истории древневосточного права. Лекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеЛекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного
    АнкорЛекции по истории древневосточного права.doc
    Дата22.05.2018
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по истории древневосточного права.doc
    ТипЛекция
    #19521
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    III. Рабы.

    1) Статус свободы. Рабы вообще не имели права собственности ни на какие вещи. Множество статей в разных судебниках показывают, что они не имели своего имущества. Если посмотреть законы, то мы видим, что в некоторых законах прямо сказано, что раб не имеет имущества. То имущество, которое оказалось в его руках, считается собственностью его господина [Законы Ману, гл. VIII, ст. 416]. Откуда у них в руках оказывалось имущество, в том числе, и для обработки земли? Это имущество рабского пекýлия. Института, известный в древней Месопотамии, Индии, Греции [“раб на апофоре”], Италии, у древних германцев и славян. Рабский пекулий - имущество, которое господин выделял своему рабу для ведения самостоятельного хозяйства. Имущество пекулия, доходы пекулия и сам раб на пекулии являлись собственностью господина. Юридически у раба нет никакого имущества. Откуда видно, что раб не был собственником имущества рабского пекулия? Если бы у раба были бы вещи в собственности, то после его смерти они должны были бы перейти к его детям по наследству. Однако после смерти раба имущество забирает господин [Законы Хаммурапи, ст. 176]. Является господин сыном раба и его наследником - конечно нет. Он просто забирает свои вещи, которые он дал рабу в рабский пекулий. Кроме того, из содержания законов мы видим, что рабы не имели и денег, чтобы заплатить за лечение или уплатить штраф. За него платил господин.

    Рабы не могли заключать сделки [Законы Билаламы, ст. 15-16; Законы Хаммурапи, ст. 7; Законы Ману, гл. VIII, ст. 163; Салическая правда, титул XL, ст. 11, приб. 2-е; титул XXVII, ст. 26]. В некоторых случаях господин заключал договор, используя раба. Юридически такой договор заключался хозяином раба. Это видно из того, что ответственность по сделке нёс не раб, а господин. Следовательно, именно он считался стороной в договоре. Ответственность по договору ложится на лицо, заключившее этот договор. [Законы Ману, VIII, ст. 167, 416; Законы Хаммурапи, ст.279, 7; Салическая правда, титул XXVII, ст. 26]. Раб в данном случае только относил деньги и приносил вещи. Договор же сам заключался с хозяином раба, так как стороной в договоре выступал господин.

    Рабы не могли защищать свои интересы в суде, быть истцами и ответчиками. В случае, если раб совершал проступок, то все претензии следовало предъявлять господину, который или выдавал раба на расправу, или возмещал ущерб, причинённый рабом [Законы Хаммурапи, ст. 279; Салическая правда, титул XL, ст. 6, 2, 7-9, 11; титул XXXV, ст.5]. По общему правилу, свидетельские показания рабов не заслушивались. Иногда, при отсутствии надлежащих свидетелей, допускалось выслушивание показания рабов или под пытками, или показания рабов приравнивались к показаниям детей, умалишенных [Законы Ману, гл. VIII, ст.70]. Единственный случай в «Законах Хаммурапи» - когда разрешалось участие в суде человека, который сам считал себя свободным, а другой человек заявлял, что это его раб. Здесь рассматривалась ситуация, когда правовой статус этого человека был неизвестен: раб он, или нет. Когда выяснялось, что истец - раб, судебное разбирательство прекращалось, и хозяин, по своему желанию (так как это не являлось решением суда, обязательным к исполнению), мог наказать своего раба, отрезав ему ухо [Законы Хаммурапи, ст. 282].

    Закон не защищал жизнь и здоровье рабов. Это видно из того, кто получал денежное возмещение за убийство или ранение рабов. Если бы потерпевшим считался раб, то, в этом случае, возмещение получал бы раб, а в случае его смерти - родственники раба. Но этого не было. Во всех законах закреплялась норма, что возмещение получает господин. Это, соответственно, означало, что потерпевшим считался господин. Поэтому, защищаются имущественные права собственника, а не жизнь и здоровье раба.

    Рабы не могут вступать в брак [Институции Гая, кн. I, ст.58; Салическая правда, титул XXV, ст. 3, 5, 6]. Статьи 175-176 «Законов Хаммурапи» также говорят не о брачных отношениях. Откуда это видно? Эти статьи начинаются: «Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмёт [замуж] дочь человека, и она родит детей…» (ст. 175). «А если раб дворца или раб мушкенума возьмёт [замуж] дочь человека…» (ст. 176). Следует обратить внимание на то, что в научных переводах слова «замуж» («в жёны») стоят в скобках, что указывает на то, что они добавлены переводчиками для пояснения смысла текста. Текст оригинала был таков: «Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмёт дочь человека, и она родит детей…». О вступлении в брак в тексте первоисточника не говорится. О том, что речь не идёт о заключении брака свидетельствует и дальнейший текст 176-й статьи: «…и она, когда он брал её [замуж], вошла в дом раба дворца или раба мушкенума…» (ст. 176). В отношении женщины использован термин «входить (в дом)» (аккад. эребум), который обозначает не вступление в брак, а вхождение в чьё-либо домашнее хозяйство, то есть совместное поселение. Об этом сказано далее: «…они поселятся вместе» (аккад. иннемду - досл. «объединятся»).

    Возникает вопрос: правильно ли переводчики - не юристы по образованию добавили слова «замуж», «в жёны»? Для этого нужно посмотреть, есть ли при связи свободной женщины и раба юридические признаки брака, и обнаруживаются или нет правовые последствия вступления в брачные отношения? По «Законам Хаммурапи», заключение брака начиналось с помолвки, при которой жених передавал отцу невесты брачный дар (аккадское бùблум «приносимое») (ст. 160-161). В статьях 175-176 о брачном даре речи нет. Кроме этого, отец невесты мог потребовать от жениха выкуп - терхàтум («выкупную плату») (ст. 138-139).

    terhatum (от глагола rehum - «вступать в половую связь» [лат. coire]; или от корня TRH?) - сумма, уплачивавшаяся обычно в серебре женихом отцу невесты. Величина terhatum колебалась от 4 до 60 сиклей серебра. В среднем она равнялась цене рабыни - работницы. Не следует путать с брачным даром, см.: § 159-161.

    В статьях 175-176 и о выкупе тоже ничего не говорится.

    От невесты ожидалось придáное (аккадское нудуннý), которое родители выделяли дочери. В браке приданым распоряжался муж. Дотальное имущество [имущество, входящее в состав приданого] поступало в собственность мужа. В отношении дотального имущества существовал особый порядок правового регулирования [ЗХ, ст. 162-164, 167, 173-174]. Оно подлежало возврату при разводе и, фактически, служило ей, в этом случае, содержанием [ЗХ, ст. 137-138, 142, 149]. Однако в 175-176 статьях использован не термин нудуннý («приданое»), а термин шериктум (в русском переводе «приданое») - имущество, которое дочь получала от отца, когда она уходила из дома в жрицы, в другой дом, замуж и т.д. Оно являлось личным имуществом женщины.

    Кроме того, для вступления в брак следовало составить брачный контракт: «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена» (ст. 128). Однако ни в 175-й, ни в 176-й статье о заключении брачного контракта не говорится.

    Если женщина вступала в брак, она получала правовой статус мужа. Это означает, что, если бы по 175-й и 176-й статьям шла речь о браке, то свободная женщина стала бы рабыней. Однако этого не происходит. Исследователи обратили внимание, что по статьям 175-176 женщина, живущая с рабом, как незамужняя женщина, не меняет свой правовой статус и остаётся свободной категории авилум, то есть полноправной свободной.

    Если женщина вступала в брак, то она из-под власти отца переходила под власть мужа, что выражалось терминами «жена (аккад. ашшатум) авилума», «жена мушкенума». Исследователи подчёркивают, что женщина, живущая с рабом, не считается «женой» (аккад. ашшатум) раба (вардум), a продолжает называться «дочерью человека» (аккад. марат авелим), то есть остаётся под властью отца как любая незамужняя девушка.

    По «Законам Хаммурапи», в браке предусматривался режим общности имущества (ст. 151-152). Однако, рабу предоставлялось имущество в рабский пекулий, и у господина раба и свободной женщины не возникало общности имущества. Чтобы понять, чьё это имущество необходимо обратить внимание на то, что по статье 176 после смерти раба имущество делилось между свободной женщиной и господином раба. Это означает, что половина нажитого имущества являлось собственностью господина, выделенного рабу в качестве рабского пекулия. Господин раба не являлся наследником раба и не наследовал это имущество, а забирал его с приращениями назад как собственник.

    Теперь посмотрим на правовой статус детей, рождённых от связи свободной женщины и раба. По общему правилу, дети, рождённые в браке (законнорожденные), получали правовой статус отца. На это указывают термины «дочь и сын авилума», «дочь и сын мушкенума». Внебрачные дети получали правовой статус матери. По ст. 175, дети рождались свободными, то есть получали правовой статус матери, и «…господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство» (ст. 175). Это указывает на внебрачное происхождение детей.

    По общему правилу, дети, рождённые в браке (законнорожденные), находились под властью отца. Поэтому они назывались «дочь и сын авилума», «дочь и сын мушкенума». Внебрачные дети находились под властью матери. В статьях 175-176 дети названы детьми дочери человека, то есть находились под властью матери, а не отца, как любые внебрачные дети. Дети не считались приплодом раба. Это также указывало на внебрачное происхождение детей.

    По общему правилу, дети, рождённые в браке (законнорожденные), наследовали имущество отца, внебрачные дети могли получить имущество только от матери. По статье 176, после смерти раба (когда он «уйдёт к судьбе») дети от отца ничего не получали. Свободная женщина - дочь авилума забирала своё добрачное имущество (шериктум), а имущество, нажитое с рабом, делилось пополам. Половину получала женщина и могла передать своё имущество детям по наследству. Вторую половину получал господин раба. Если бы это имущество являлось собственностью раба, то оно перешло бы по наследству детям. Однако этого не происходит. Эту часть имущества забирал господин раба, не являющийся наследником раба. Дети наследовали имущество своей матери, как это происходило с любыми внебрачными детьми.

    Таким образом, в статьях 175-176 «Законов Хаммурапи» юридических признаков брака и правовых последствий вступления в брачные отношения нет. Речь идёт о дозволенном законом сожительстве раба дворца или раба мушкенума и свободной женщины - дочери авилума.

    Брачных отношений не возникало и при связи свободного мужчины и рабыни. На это указывает тот факт, что дети от рождения получали правой статус матери, то есть являлись внебрачными. Получить свободу, стать вольноотпущенниками рабыня и её дети могли или только после смерти господина (ЗХ, ст. 171), или когда господин при жизни признал отцовство в отношении детей рабыни (сказал детям «мои дети»), освободил этих детей и узаконил их («приравнял их к детям супруги») (ЗХ, ст. 170). Дети рабыни, как внебрачные дети, имущество отца не наследовали (ЗХ, ст. 171). Только в случае узаконения, когда дети рабыни становились свободными вольноотпущенниками и получали права законнорожденных детей, то есть в данном случае становились «детьми авилума», они могли наследовать имущество отца (ЗХ, ст. 170).

    Вступление в половую связь с чужой рабыней без дозволения господина рабыни приравнивалось к незаконному использованию чужого имущества, и господин рабыни получал денежное возмещение, то есть защищались имущественные права собственника. [Салическая правда, титул XXV, ст. 3]. Попытка заключить брак с рабыней влекла за собой, в качестве наказания, потерю статуса свободы (максимальное умаление правоспособности) свободным мужчиной. Он становился рабом, хотя, если бы там присутствовали брачные отношения женщина получила бы правовой статус мужа, то есть рабыня получила бы свободу. Этого не происходило. Такое же наказание - обращение в рабство ожидало свободную женщину, если она пыталась вступить в брак с рабом [Салическая правда, титул XXV, ст. 5-6].

    Рабам, с дозволения господина, также дозволялось вступать в половую связь с рабынями (в римском праве это называлось contubernium [контуберниум]), для того чтобы господин получил приплод (разэто). Они считались внебрачными детьми и получали правовой статус матери - рабыни, то есть рождались рабами. «Как от коров, кобылиц, верблюдиц, рабынь (даси), буйволиц, коз и овец не производитель получает потомство, [а хозяин]…» [Законы Ману, гл. IX, ст. 48]. Приплод рабынь, как и приплод от самок животных, считался собственностью их хозяина. Данный факт указывает на то, что рабыни не вступают в брак, а дети рабынь являются внебрачными детьми.

    Для того чтобы быть свободным следовало быть субъектом права. Субъект права должен иметь правосубъектность (см. определение), которая состоит из правоспособности (см. определение) и дееспособности (см. определение). Правоспособность означала, что человек имел права и обязанности. У раба нет никаких прав и даже обязанностей. Ведь и у собаки нет обязанности охранять дом. Поэтому, если в дом проникнут воры или грабители, собаке нельзя вчинить иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по охране дома. Раба нельзя назвать держателем имущества, полученного от господина в рабский пекулий, или лицом, пользующимся чужой вещью - сервитуарием, суперфициарием или эмфитевтом. Поэтому у раба нет правоспособности.

    Как имущество, раб не должен был иметь и дееспособность, как её не имели животные или предметы. Однако в древности люди видели, что, в отличие от животных, рабы могли совершать осмысленные действия. Поэтому, в нарушение принципа «раб - это имущество», за рабами признавалась ограниченная дееспособность. Под ней подразумевалось, что рабы могли совершать действия не юридического, не порождающие юридические последствия, которые приносят пользу господину. Это работа в хозяйстве господина. Сделки, даже мелкие, рабы совершать не могли. Ведь сделка предполагает волевые действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть сделка порождает юридические последствия. Договоры с рабами считались недействительными. По 7-й статье «Законов Хаммурапи», лицо, заключившее договор с рабом, ожидала смертная казнь. Поэтому рабы не являлись сделкоспособными.

    Рабы не несли самостоятельной юридической ответственности. За них отвечал господин, которому и предъявлялись все претензии, если раб совершал правонарушения. Поэтому рабы не имели и деликтоспособности.

    У рабов нет всех элементов правосубъектности. Это означает, что рабы не являются субъектами права. Следовательно, рабы - объекты права. Рабы не имеют статуса свободы. А, значит, не могут иметь и статуса гражданства. Это связано с тем, что потеря статуса свободы являлась максимальным умалением правоспособности: терялись все права и обязанности, человек становился объектом права. Для людей того времени рабы - категория имущества. Подтверждением того, что рабы являлись объектами права, движимым имуществом является тот факт, что рабов продавали и покупали, передавали по наследству, дарили, обменивали на другое имущество, отдавали в залог. Современные исследователи выделяют их в сословие несвободных - сословие рабов.
    Право и религия
    Древнее право было тесно связано с религией и моралью. Типичным примером этого являются древнеиндийские Законы Мáну, в которых право, мораль, религия ещё не разделились. Право составляло часть религии. Религиозный характер носило еврейское право и мусульманское право. Праву нередко приписывалось божественное происхождение. Почти у всех народов (египтян, вавилонян, евреев, индусов, персов и др.) сохранилось предание о том, как боги дали людям право. Религия имеет существенное значение для личной и общественной жизни людей и потому глубоко влияет на предписания социальных норм - моральных и правовых.

    Религия представляет собой веру в существование сверхъестественных высших сил и благоговейное, организованное поклонение этим высшим силам. За эти высшие силы принимаются Бог, «Всевышний», «Божество», боги, «Высший» или «Космический» разум и др. Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения (догмата), жизненных нормативов (норм) и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе, в обряде.

    У религии две специфические цели: 1) преодоление смерти; 2) общение с высшими надчеловеческими силами. Суть каждой религии - в преодолении смерти. Религий существует множество, они проявляются в виде отдельных вероисповеданий (конфессий). Религии различаются между собою именно по тому, как они понимают смерть: откуда пришла в мир смерть, как её можно преодолеть, - это и есть основные религиозные представления. Религии возникли на основании естественного стремления человека ответить на сложные и мучительные вопросы о происхождении мира и человека, о смысле жизни, о причинах страданий, о добре и зле, о причинах смерти и путях её преодоления, о постижении Творца. Именно религия через божественное откровение пытается дать ответы на эти «вечные» вопросы. Основная идея религии - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, всё зло в мире. Религии указывали путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия, но далеко не все из них удовлетворяют этим чаяниям человечества.

    Человек не может сам получить сколько-нибудь достоверные сведения о Всевышнем Боге и того, что Он ожидает от человека, вследствие Его недоступности теоретическому и экспериментальному познанию. Поэтому все религии объясняют своё происхождение теми сведениями, которые Божество Само хочет открыть о Себе человечеству через избранных Им людей - пророков, учителей, апостолов, святых. Эти Высшие Откровения исходят от самого Божества. Эти откровения будто бы давались избранным людям либо в виде внушений, видений, исходящих от Всевышнего, имеющего различные наименования (Иегова, Аллах, Абсолют и т. д.), либо Божество само принимало человеческий облик, воплощалось в человека (Христос, Кришна, Будда, Рама и др.) и Само проповедовало и учило Своих учеников наяву, либо это было и то, и другое. Этими Откровениями, изложенными в письменной форме, служат Писания и Книги, почитаемые в данной религии истинными и священными как исходящими от Самого Божества, к поклонению которому призывает религия. Доказательствами божественности Христа и божественной избранности пророков признаются чудеса, ими совершённые, и их предсказания, которые сбылись. Чудо заключается в сверхъестественности некоторых необычайных явлений в мире, например, воскрешение мертвых.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта