Лекции по истории древневосточного права. Лекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного
Скачать 0.93 Mb.
|
Религий существует множество, и всякая религия оправдывает себя одной и той же ссылкой на божественное откровение и на свидетельство чудес. Между тем религии взаимно исключают друг друга, и каждая, удостоверяя свою истинность, утверждает ложность всех остальных. А так как всякий поборник своей религии, опровергая веру всех других религий, не может однако с очевидностью доказать истины своей собственной веры, то и остается совершенно неизвестным, существует ли в самом деле истинная религия, и если существует, то какая именно из существующих религий содержит в себе действительную истину? Действительно, при таком обилии религиозных учений и наименований Всевышнего у человека возникает закономерный вопрос: является ли Божество, которому поклоняются во всех этих религиях - Одним и тем же, только по-разному называемым; или это различные Божества, которые имеют какие-то особые сферы своего влияния; или часть из них, а может быть и все они, выдуманы, и религии к ним никакого отношения не имеют, являясь плодом чьей-то фантазии? Вера в Бога предполагает недостаток убедительных доказательств. Формы религии чрезвычайно многообразны. С развитием человеческого общества изменяются и формы религии. В древности люди преклонялись перед силами природы. Они обожествляли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию. Этим могущественным богам ставили идолов в виде крупных статуй, помещавшихся близ алтарей либо в храмах. Христианские богословы подчёркивают, что природные силы и процессы просто действуют и относятся к людям равнодушно. Можно ли сказать, что солнце любит человека? Солнце согревает и этим даёт жизнь, но оно же, сжигая, может уничтожить жизнь, или же скрывшись, убить холодом. И потому древние египтяне об их солнечном боге Ра не могли сказать, что «Ра есть Любовь». «Заботится ли солнце о земле? Ни из чего не видно: оно её «притягивает прямо пропорционально и обратно пропорционально квадратам расстояний»1. С переходом к государственности складываются культы этнических (племенных) богов, культы вождей, начинается обожествление царей. На почве погребальных обычаев вырос культ умерших предков, то есть вера в то, что умершие предки помогают своим потомкам хорошим урожаем, быстрым размножением скота, рождением сыновей, ростом богатства, но зато и сами требуют почтения и пищи от потомков. Например, по Законам Мáну предки якобы постоянно выражали желание: «Пусть в нашем роду один за другим рождаются сыновья, которые будут всё время приносить нам рис, сваренный в молоке, мёд и очищенное коровье масло» (ЗМ. III. 138, 274). Постепенно возникает политеизм (от греч. «поли» - «много» и «теос» - «бог») - язычество, то есть вера во многих богов - высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием. Эти боги могли сливаться с силами природы. Человек создавал языческого бога по образу и подобию своему. Так, воинственный и грубый Ассур, сладострастная и кровожадная Иштар - боги, выражающие типичного ассирийца; в Зевсе мы имеем идеал эллинского мужа; в древнелатинском Юпитере мы легко узнаем самодержавного римского отца семейства. Это явление настолько обычно и настолько основано на человеческой природе, что один из древнегреческих мыслителей правильно мог сказать: если быки и львы имеют религию, то они представляют себе Бога в виде быка или льва. По представлениям язычников, богов было много. Они действовали не совместно, а порознь и враждовали друг с другом, стремясь защитить свою сферу влияния. В страхе перед одним божеством они могли прибегать к помощи других. Сильнейшие притесняли слабейших. Языческие боги не могли быть всемогущими, поскольку рядом с ними есть и другие боги, зачастую враждебные им. Наконец, боги сами нуждались в пище, которую они могли получать только от людей. Отсюда являлась возможность прямого влияния на них. В истоке всякого культа лежит жертвоприношение, когда люди жертвовали богам часть своей пищи, которая добывалась с великим трудом. Иногда богам для пищи требуются даже человеческие жертвоприношения. В самом грубом смысле, «жертвоприношение есть торг: человек нуждается в вещах, которыми обладает бог - в дожде, в свете, в тепле, в здоровьи; а бог чувствует голод и ищет приношений людей. С той и другой стороны дают и получают». Сердцевиной языческих религий является культ, обряд: какую жертву, какому богу, когда и кто должен приносить. Это основные вопросы языческой религиозной жизни. Местный характер божеств исключал идею о единстве и братстве человечества и порождал раздоры. Отношения между языческими народами получали характер вражды. Чужой представлялся врагом, истребление которого было приятно местным божествам. Язычники поклонялись как добрым, так и злым богам, чтобы одни помогали в земных делах, а другие не приносили неприятностей. Люди считали, что злые боги жаждали человеческих жертвоприношений. Поэтому для умилостивлéния свирепых богов они иногда совершали человеческие жертвоприношения. В большинстве случаев в качестве жертвы избиралось то, что всего дороже - первенцы дети. Например, финикийцы по древнему обычаю ежегодно приносили человеческие жертвы своему богу Мόлоху. Детей сначала умерщвляли, а затем сжигали ночью при звуках флейт. В особо торжественных и опасных случаях такой участи подвергались и дети знатнейших семейств. Жертвы Молоха сжигались и живыми, чаще всего ими были пленники. О каждом языческом боге, даже самом симпатичном, какой-нибудь миф всё равно расскажет какую-нибудь гадость. Даже египетский Гор - спаситель Осириса и благодетель людей - однажды отрубает голову своей матери Изиде. Индийский Индра убивает своего отца («Ты уничтожил отца, схватив его за ногу» - Ригведа. IV, 18, 12). Поэтому языческие боги не могли быть образцом нравственного поведения для людей. Вера в жестокого и безнравственного бога делает жестоким и безнравственным человека, который следует их примеру. Посему жрецы предупреждали людей, чтобы они не осуждали богов и ни в коем случае не подражали им, так как те живут по особым законам и им позволено то, что не дозволено простым смертным: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». Следующим шагом в развитии религиозных верований был переход от политеизма к монотеизму (от греч. «монос» - «одно» и «теос» - «бог») - единобожию. Монотеизм есть вера в единого Бога, распоряжающегося в полной мере всеми силами Вселенной и управляющего человечеством на основе морально-нравственных принципов. Монотеистическими религиями являются - иудаизм, христианство и ислам. Первой монотеистической религией был иудаизм - национальная религия еврейского народа. Затем религиозный культ выходит за пределы одного народа, возникают мировые (наднациональные) религии. Мировыми религиями принято называть те, которые, хотя и зародились среди определенного этноса (народа), перешагнули, однако, за рамки одного народа и распространены в настоящее время среди народов разных государств, разных языков. Таких религий известно всего три: буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Все прочие религии, сложившиеся в рамках определенных государств и этносов (народов) и так и не вышедшие за эти рамки, могут быть названы национальными (этническими). Например, это индуизм в Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, иудаизм среди евреев. Большая часть древних национальных (этнических) религий (египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, греческая, римская) давно исчезла, была вытеснена мировыми религиями. Мировые религии всё-таки распространяются среди определённых народов (наций). Общность религии не приводила к этническому (национальному) слиянию. Например, русские - православные, поляки - католики, англичане - протестанты, персы, турки - мусульмане, но персы - шииты, а турки - сунниты, а арабы Саудовской Аравии - ваххабиты. Религии, в том числе и мировые, сплачивают свои этносы. Религии могут быть равны юридически, перед законом, но они не равны перед историей и культурой своей страны и народа. Религия выполняет регулятивную функцию. Религиозный человек, вступая в духовный союз с Богом и пребывая в общении с Богом, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее осуществление. Верующий человек воспринимает волю божью в качестве нормы поведения и видит в божестве установителя этих заповедей. Религия - это не только мировоззрение, но и соответствующее поведение, образ жизни, ибо вера без дел мертва. Основой морали провозглашается Бог. Например, в иудаизме и христианстве считается, что еврейский закон был дан пророку Моисею самим Богом в XIII в. до н. э. На горе Синай Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти заповедей, которые пророк потом пересказал народу (Исход. 20, 1-17). Эти десять заповедей (декалог, от дека - «десять» и логос - «слово») легли в основу всего еврейского законодательства и оказали большое влияние на все человечество. Десять заповедей рассматривались как декларация обязанностей, которые Бог возложил на человека. В десяти заповедях есть определенная последовательность. В первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют обязанности человека по отношению к другим людям, взаимоотношения между людьми, а последняя призывает к чистоте мыслей и желаний. Кроме пятой заповеди, во всех остальных случаях Господь подчеркивает только запреты, то есть человек свободен делать все, что здесь не перечислено, не запрещено. Десять заповедей содержали основы морали, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Они сформулированы весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. Вот эти заповеди: Первая заповедь: вера в Бога, управляющего всем миром (Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим). Вторая заповедь: нет других Богов, кроме Всевышнего (Не делай себе кумира). Третья заповедь: запрет клясться именем Всевышнего без необходимости, а также запрет произнесения ложной клятвы (Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе (напрасно)). Четвертая заповедь: соблюдение субботы (Помни день субботний, чтобы проводить его свято; шесть дней работай, и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу Богу твоему). Пятая заповедь: уважение к родителям (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе). Шестая заповедь: святость человеческой жизни (Не убивай). Седьмая заповедь: святость брака (Не прелюбодействуй). Восьмая заповедь: запрещение воровства, незаконного присвоения имущества (Не кради). Комментаторы законодательства Моисея, еврейские раввины истолковали эту заповедь, как закрепление святости свободы. Эти слова, по их мнению, относятся к краже человека с целью поработить его (использовать как раба) или продать в рабство. Девятая заповедь: запрет ложного свидетельства (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего). Эта заповедь запрещает произнесение слов, которые приведут к тому, что ближнему будет нанесен незаслуженный ущерб. По толкованию раввинов, данная заповедь запрещает не только произносить ложное свидетельство, но и распускать порочащие человека слухи, а также распространять даже правдивую информацию, если она выставляет другого человека в невыгодном свете. Десятая заповедь: запрет желать чужое (Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его..., ничего, что у ближнего твоего). По словам раввинов, эта заповедь отличается от предыдущих тем, что устанавливаемый ею запрет ограничивает не деятельность и не произнесение слов, а эмоции и желания человека, даже не высказанные словами и не нашедшие выражения в действии. С пожелания начинается нарушение каждой из десяти заповедей. Например, идолопоклонство - с желания служить иным богам, с признания их значимости; убийство - с чувства гнева или ненависти; прелюбодеяние - с вожделения и т. д. И поэтому в Нагорной проповеди Иисус Христос, объясняя Закон Божий, учит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своём» (Матф. 5, 27-28). Этим объясняется, что прелюбодеяние начинается с помысла или стремления, переходящего в сознательный волевой акт, а затем - в действие. Человек не должен желать завладеть тем, что он не может приобрести честно, законным путем. Стремление овладеть чужим имуществом может быть вызвано только непомерными потребностями и завистью. Этот запрет направлен на то, чтобы уничтожить корень всех преступлений, о которых говорится в предыдущих заповедях. Человек, который не желает принадлежащего ближнему, не будет давать против него ложных показаний, он не украдет, не ограбит, и не убьет и не станет прелюбодеем. Каждый человек способен контролировать свои желания и не позволять ими овладеть собою. Более того, невозможно представить себе человека, живущего достойно без постоянного самоконтроля. По мнению раввинов, первая заповедь: «Не будет у тебя других богов» являлась основой всех прочих заповедей, из неё вытекают все остальные правила, ибо все прочие грехи - порождение богоотступничества и поклонения другим богам - языческим божествам, идолам или фетишизированным реалиям вроде золота, денег, должности, власти, славы, артистам, эстрадным деятелям, науке, философской теории и т п. Во второй заповеди Бог запрещает изображение всяких явлений и предметов, если они превращаются в кумиров и в божества, то есть в нечто, порабощающее человека. Данная заповедь запрещает поклоняться изображениям. которые почитаются язычниками вместо истинного Бога. Философия мирского гуманизма утверждает, что добрым можно быть и без веры в Бога. Люди могут самостоятельно различать добро и зло. Для этого не нужна религия, так как цивилизованные и культурные люди сами сделают соответствующие нравственные выводы. Даже без Библии и веры в Бога люди знают, что убивать плохо и соблюдение моральных норм является очевидным выбором интеллигентного человека. Как утверждают богословы монотеистических вероисповеданий (христианства, иудаизма, ислама) религия всегда выступала хранительницей норм морали, а кризис религии вёл к обесценению нравственных ценностей. Если все нормы морали являются делом рук человека, а, следовательно, все ограничения созданы человеком и могут быть им самим же устранены. В результате формируется нетерпимость по отношению к моральным ограничениям. Человеку никогда не удавалось выработать верные определения хорошего и плохого. Если добро - это условная категория, выдуманная людьми, то тогда её очень легко отбросить и каждому установить свои собственные критерии: добро есть то, что нравится мне, зло есть то, что мне не нравится. Если Бога нет, то, что мы именуем добром и злом, всего лишь дело вкуса. вам противно воровство, следовательно, вы называете воровство злом. Я же придерживаюсь другого мнения и считаю его благом. Как в известной истории о христианском миссионере, который пытался втолковать язычнику, что такое добро и зло, а потом спросил его: «Вот если у тебя украли корову, это зло? - Да, это зло. - Ну, а если ты украл корову? - Тогда это добро». Есть немало нравственных проблем, которые человеческий разум пытается по сей день разрешать собственными силами и совсем иначе, чем заповедал Бог. Например, бог повелел: «Не убивай» (Исход. 20, 13). Эта заповедь относится к убийству любого человека. Однако разум, не доверяющий воле Божьей, может размышлять над вопросом: почему бы, например, не убить ребёнка, который рождается слепоглухонемым и парализованным, без надежды на исцеление, и становится обузой для общества? Как известно, в древней Спарте детей бросали в реку, при этом слабые тонули, а сильные выплывали. Однако Бог говорит: «Не убивай», и Ему лучше знать, почему той или другой душе, воплотившейся на земле, суждено пройти свой путь именно в тех оковах, что она заключена. Моральный закон, данный Богом, во все времена был жизненно необходим для человечества, чтобы не называть хорошее плохим, и плохое - хорошим. Добро и зло - категории объективные, и следовать принципам добра есть воля и заповедь Бога. Свобода от Бога есть свобода в грехопадении. Эту закономерность отметил Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Если Бога нет, то всё дозволено». Если нет Бога, то кто человеку может что-нибудь запретить? Чистая логика не может запретить инцест (кровосмешение), если не происходит зачатия. Чистая логика не может запретить и скотоложство. В западном обществе единственным аргументом против аморальности скотоложства является тот факт, что мы не знаем, нравится ли животным заниматься с нами сексом. Если нет, то скотоложство нарушает права животных. Вот и всё логическое обоснование морального запрета. Основные понятия гражданского, уголовного и процессуального права Понятие гражданского и вещного права Гражданское право - это совокупность норм, регулирующих отношения частных лиц. Гражданское право регулирует имущественные отношения, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. Например, защита чести и достоинства, деловой репутации, авторство на произведения науки, литературы, искусства, изобретения, открытия. Составными разделами (частями) гражданского права являются: субъекты права (лица); вещное право; обязательственное право; брачно-семейное и наследственное право, авторское и патентное (изобретательское) право. Вещное право - часть гражданского права, которое регулирует права лица на вещь. Вещное право есть право, обеспечивающее своему обладателю исключительное и независимое от всех третьих лиц непосредственное господство над вещью; это право (возможность) непосредственно и независимо от чьей - либо воли воздействовать на вещь с обязанностью всех третьих лиц признавать и не мешать этому господству. Вещные права по современному российскому праву могут быть разделены на две большие группы: право собственности и ограниченные вещные права. Право собственности есть основное и наиболее широкое по содержанию вещное право. Ограниченные вещные права - это права на чужие вещи, производные и зависимые от прав собственника, имеющие различное содержание, но всегда ограниченное по сравнению с правом собственности. К ограниченным вещным права российский законодатель отнес права по использованию земельных участков, сервитуты, вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника, залоговое право. Понятие и содержание права собственности Право собственности есть наиболее полное, абсолютное (неограниченное), исключительное и правовое господство лица над вещью. Наиболее полное, абсолютное (неограниченное) господство означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащих ему вещей (имущества) любые действия, не противоречащие праву и не нарушающие права и охраняемые правом интересы других лиц. Собственнику принадлежат три правомочия в отношении вещи (имущества) - права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по собственному усмотрению, по своей воле (власти) и в своих интересах. Собственник имеет право сам решать, что делать с принадлежащей ему вещью, руководствуясь собственными интересами. Право владения - это юридически защищенное фактическое обладание лица вещью. Владение вещью может быть законным и незаконным. Законное владение - это владение собственника, который имеет право владения, законное основание владения. Законным основанием владения являются правомерные, законные способы приобретения вещи. Например, законным основанием владения могут быть купля имущества, наследование. Незаконное владение - это владение несобственника, который не имеет законного основания, права владения. Например, это владение вора (лица, похитившего вещь), владение краденой вещью, когда владелец знает об этом. Право пользования - это право употреблять вещь непосредственно для своих нужд (например, я живу в своём доме, картина висит у меня в кабинете), это право извлечения плодов, доходов, приносимых вещью, как натуральных (например, урожай, приплод скота), так и денежных (например, доходы от аренды, проценты с капитала; я отдаю дом в наём, получаю за это арендную плату, я показываю картину за деньги). Право распоряжения - это право определять юридическую судьбу вещи, отчуждать её, передавать третьему лицу по собственному усмотрению (продавать, дарить, сдавать в залог, передавать по наследству) и даже уничтожить её. Например, я свою картину дарю, продаю, уничтожаю. Исключительное господство означает, что собственник наделен правом исключать воздействие всех третьих лиц на закрепленную за ним вещь (имущество). Праву собственника на господство и распоряжение вещами соответствует обязанность всех других лиц терпеть власть собственника и не вмешиваться в ее определенные проявления. Слово наиболее означает, что власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи не может быть безграничной. Государство устанавливает ограничения права собственности в интересах всего общества или в интересах частных лиц. Например, собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан не нарушать покой других лиц (например, с 23 до 7 часов должна соблюдаться полная тишина), не превращать жилую квартиру в промышленное предприятие, осуществлять переустройство и реконструкцию жилого помещения при строжайшем соблюдении всех строительных, сантехнических, противопожарных и иных правил при условии получения разрешения компетентных органов. Правовое господство означает, что право собственности пользуется юридической защитой, то есть защищается уголовным правом от хищений - кражи, грабежа, разбоя, мошенничества, вымогательства, наказывается также уничтожение или повреждение имущества. В гражданском праве для защиты права собственности используется виндикационный иск - иск об истребовании вещи из чужого незаконного владения (см. с……). По субъекту (кому принадлежит) можно выделить собственность частную и государственную. Субъектами частной собственности являются отдельные лица (граждане) и их объединения (юридические лица), которые используют имущество в своих частных, личных интересах. Субъектом государственной собственности является государство, которое используют имущество во всеобщих, или общественных интересах и целях. Объектом права собственности являются вещи. Вещи - это материальные предметы, созданные или отвоеванные у природы человеческим трудом, и обладающие такими свойствами, которые позволяют использовать их для удовлетворения человеческих потребностей и интересов. Исторически принято различать движимые и недвижимые вещи. Недвижимые вещи (или недвижимости) - это вещи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно как-то: земельные участки, недра земли и всё то, что прочно, неразрывно (органически) связано с землей: леса, многолетние насаждения, здания (например, дома, сараи, магазины, театры, школы, больницы и т. п.), сооружения (дамбы, плотины, каналы, дороги, мосты, могилы, трубопроводы и т. п.). Все иные вещи относятся к движимым вещам. Движимые вещи (или движимости) - это вещи, которые могут быть человеческими усилиями перенесены или перевезены с места на место без утраты их физических свойств, без повреждения (например, продовольствие, орудия труда, мебель, домашняя утварь, одежда, украшения, оружие, транспортные средства, деньги), а также животные (т. е. живые существа, обладающие способностью самостоятельно передвигаться и питающиеся органическими соединениями) и даже люди - рабы. Разделение вещей на движимые и недвижимые образовалось исторически вследствие преобладающего значения земли. В аграрном обществе в условиях натурального хозяйства с очень слабым развитием обмена между отдельными местностями основное производство было сосредоточено в сельском хозяйстве: земледелии и животноводстве. Основным богатством в аграрном обществе являлась земля - основной источник пропитания. Движимые вещи в аграрном обществе обладали меньшей ценностью, деньги имели ограниченное хождение. Понятие обязательственного права Обязательственное право - это раздел (подотрасль) гражданского права, объектом которого является обязательство. Обязательство есть правовая связь, в силу которой одна сторона - кредитор имеет право требовать от другой стороны - должника совершения определенного действия либо воздержания от совершения какого-либо действия. Субъекты обязательственного правоотношения - кредитор и должник - называются сторонами в обязательстве. Управомоченная сторона обязательства называется кредитор, обязанная - должник. Действия, которые должник обязан совершить или от совершения которых должен воздержаться, называются содержанием обязательства. По своему содержанию обязательства подразделяются на обязательства с положительным содержанием и обязательства с отрицательным содержанием. В обязательстве с положительным содержанием должник обязан совершить какое-либо действие: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, выплатить деньги и т. д. В обязательстве с отрицательным содержанием должник обязан воздержаться от того или иного действия. Например, в договоре с издательством автор книги обязуется не передавать другому издательству право на издание этой же книги. Обязательства возникают на основании различных юридических фактов. Наиболее распространенными среди них являются: 1) договор, то есть это соглашение двух или более лиц о возникновении или прекращении обязательств; 2) деликт - это причинение вреда (ущерба) имуществу или здоровью другого лица. Деликт порождал обязательство возместить ущерб потерпевшему. Обязательства из правонарушений, деликтов, из причинения вреда были исторически древнейшим видом обязательств. Договор как самостоятельный источник обязательств появился позднее. Понятие об обязательстве как о праве на действия другого лица устанавливается постепенно. Понятие уголовного права Уголовное право - совокупность норм права, посредством которых государство соединяет с некоторыми уголовными правонарушениями, или преступлениями правовые последствия в виде наказания. Историю уголовного права невозможно продуктивно изучать без рассмотрения некоторых основных понятий уголовного права: преступление и деликт, виды уголовных наказаний, субъект преступления, субъективная стороны преступления, стадии совершения преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния. Преступление и деликт в современном праве
Виды уголовных наказаниё Смертная казнь - это лишение по приговору суда осуждённого жизни в наказание за совершённое им преступление. Способы смертной казни в истории права были разнообразны. По степени жестокости и по целям смертная казнь подразделялась на простую (или обыкновенную) и квалифицированную (или отягчённую). Цель простой смертной казни лишение человека жизни, а квалифицированной - наряду с лишением жизни причинение казнимому как можно больше мучений и страданий. К простой смертной казни относились отсечение головы топором, мечом, гильотиной, повешение на виселице, утопление, расстрел, отравление. Квалифицированная смертная казнь осуществлялась наиболее мучительными способами: забрасывание камнями, четвертование, колесование, сажание на кол, сожжение заживо, распятие на кресте, отдача на растерзание диким животным, сожжение заживо, залитие в горло расплавленного металла, закапывание заживо, разорвание лошадьми, засечение, утопление в зашитом мешке, сбрасывание со скалы, кипячение в масле, вине или воде и др. Членовредительские и телесные наказания были направлены на телесную неприкосновенность и причиняли боль и страдание. Членовредительские (или изувечивающие, уродующие) наказания представляют собой лишение преступника какого-нибудь органа: руки, пальцев, ноги, ушей, носа, губы, языка, глаз, половых органов, грудей. Телесные наказания состоят в причинении преступнику физической боли, как-то: сечение кнутом, палками, розгами, плетьми и т.д. Лишение чести было направлено на нравственное достоинство человека и стремилось унизить последнего как в его собственных глазах, так и глазах окружающих. Например, выставление у позорного столба, нанесение удара по лицу палачом и т п. Лишение чести в виде позорящих наказаний широко применялось в средние века. Лишение прав было направлено против правового положения лица и выражалось в бесправии или гражданской смерти осужденного, который лишался правоспособности. Эти наказания были отменены к середине XIX века. Вместо лишения всех прав - общего бесправия стало применяться лишение отдельных прав. Осужденный лишается политических прав и права на определенные занятия: государственная и общественная служба, участие в выборах, в опеке и попечительстве, в суде в качестве присяжного заседателя, свидетеля, адвоката, работы в учебных заведениях, в медицине. С этим связано и лишение чинов, орденов, почетных званий. Лишение свободы. Имущественные наказания состоят в изъятии у преступника всего или части его имущества. К ним относятся: 1) конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного; 2) штраф есть денежное взыскание в пользу государства. Субъект преступления Субъект преступления - это лицо, совершившее преступление, способное и обязанное нести уголовную ответственность, то есть достигшее определённого возраста и вменяемое. Субъектом преступления может быть только физическое лицо, достигшее определенного возраста и вменяемое. В уголовном праве устанавливается минимальный возраст уголовной ответственности, так как человек, не достигший определенного возраста, не осознает общественной опасности своих действий, не может руководить ими и не сможет понять смысл и назначение наказания. По общему правилу за совершение подавляющего большинства преступлений уголовная ответственность по действующему уголовному кодексу России наступает с шестнадцати лет. За некоторые тяжкие и распространённые преступления (умышленное убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кража, вымогательство и др.) уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения преступления находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие психического расстройства (например, шизофрении) и слабоумия. Например, рабочий магазина, страдающий шизофренией с бредом преследования, неожиданно ударил директора ножом в грудь, объясняя свой поступок тем, что тот якобы собрался взорвать город с помощью хитроумного устройства. Больной заявил, что сознательно ударил потерпевшего, однако попытку убийства считал не преступлением, а подвигом, достойным награды. К невменяемым применяются принудительные меры медицинского характера. Например, принудительное лечение в психиатрическом стационаре. Субъективная сторона преступления Субъективной стороной преступления называется психическое отношение лица к совершаемому им преступлению, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью. Вина - это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиям. Например, последствием убийства является смерть человека. Уголовный закон предусматривает две формы вины - умысел и неосторожность. Умышленные преступления наказываются более строго, чем неосторожные. Умысел - самая распространенная форма вины, это сознание противозаконности совершаемого деяния, предвидение вредных от него последствий и желание их наступления (прямой умысел), либо нежелание, но сознательное допущение этих последствий (косвенный умысел). Прямой умысел отличается от косвенного отношением к последствиям преступления. При прямом умысле лицо желает наступления вредных последствий. Например, человек хотел убить с корыстной целью (например, получения наследства) и убил, причинил смерть потерпевшему. При косвенном умысле лицо не желает, но допускает наступление вредных последствий преступления. Примером косвенного умысла было покушение итальянского революционера Орсини в 1858 г. на жизнь французского императора Наполеона III, в которого им была брошена разрывная бомба. Этот взрыв имел своим следствием смерть и увечье многих лиц из окружавшей свиты Наполеона, чего, вероятно, виновник не желал (Орсини основательно считал, что Наполеон III препятствует объединению раздробленной Италии в единое государство и хотел устранить это препятствие, убив императора), но, конечно, допускал, а поэтому их смерть следует вменить ему в умышленное убийство. Неосторожные деяния являются следствием человеческой небрежности и самонадеянности. Неосторожность могла быть двух видов: небрежность и самонадеянность. Небрежность - неосторожная форма вины, при которой лицо не предвидело возможности наступления преступных последствий своих действий (или бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Например, человек небрежно обращается с хранящимися у него лекарствами и подает другому лицу яд вместо слабительного, что приводит к смерти. Он отвечает за неосторожное убийство, за то, что действует, поступает без достаточной внимательности, лишившей его возможности узнать, что он делает. Самонадеянность (беспечность) - неосторожная форма вины, при которой лицо предвидело возможность наступления преступных последствий своих действий (или бездействия), но без достаточных к тому оснований неосновательно, самонадеянно, легкомысленно рассчитывало на предотвращение этих последствий («авось не случится»). Например, кто-либо, надеясь на свою ловкость, идет на пари, что он собьёт яблоко с головы или трубку изо рта другого человека, не задев последнего, и промахнувшись причиняет рану или смерть этому лицу. Стадии совершения преступления Преступная деятельность проходит различные стадии, или стадии обнаружения злой воли: 1) голый умысел; 2) приготовление к преступлению; 3) покушение; 4) совершение преступления. Голый умысел или обнаружение умысла - заявление о намерении совершить преступление (похвальба, угрозы), что дает основание говорить о злой воле, грозящей общественному порядку, но не перешедшей на путь своего осуществления. Голый умысел в современном уголовном праве ненаказуем. Основания ненаказуемости голого умысла следующие: 1) малая вероятность осуществления преступного намерения, ибо между намерением и действием лежит еще целая пропасть; 2) отсутствие реального посягательства, вреда; 3) трудность доказывания; 4) наказуемость голого умысла, как показывает история права, способна привести к наказанию невиновных, к наказуемости мнимого умысла, даже к смертной казни за случайно и неосторожно сказанную мысль, чуждую всякой злонамеренности. Приготовление к преступлению - умышленное создание условий для совершения преступления, как-то: приобретение средств для совершения преступления (например, человек покупает оружие для убийства; изготовляет яд с целью убийства), собирание необходимых сведений о времени и месте, удобных для совершения преступления и устранение предполагаемых препятствий (например, отравление сторожевой собаки вором); приход на место пребывания жертвы убийства, приготовление средств для сокрытия преступления или избежания наказания (например, подготовка лошади для бегства после убийства). Приготовление в современном уголовном праве наказывается только в виде исключения. Уголовная ответственность за приготовление к преступлению наступает лишь в случаях подготовки тяжкого либо особо тяжкого преступления. Например, наказывается приготовление к умышленному убийству, к государственной измене, к подделке монеты, к разбою, создание банды для совершения преступления и др. При этом ответственность меньше, чем за покушение и оконченное преступление. Основания наказуемости приготовления в виде исключения следующие: 1) трудно доказать приготовление к преступлению, трудно доказать, что лицо, купившее яд или ружье, приобрело их с целью убийства, а не для полезного употребления; 2) неясно пойдет ли человек дальше, есть возможность раскаяния; 3) вред не причинен; 3) для контроля граждан необходим огромный государственный аппарат. Покушение - начало совершения самого преступления, это действие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от преступника обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.). Например, покушение к убийству составляют прицел в жертву преступления, вручение сосуда с ядом, замах ножом с намерением убить, производство выстрела (курок спущен, но произошла осечка или пуля пролетела мимо (промахнулся), либо попал в бронежилет; бомба брошена, но она не разорвалась или происшедший взрыв не коснулся готовившейся жертвы). Неудавшееся покушение наказывается меньше, чем оконченное преступление, так как материального вреда не последовало. Например, желая убить, виновный стрелял, но не убил человека, а ранил его, попав в бронежилет. В данном случае преступное последствие - смерть не причиняется. Совершение преступления или оконченное преступление - достижение самой преступной цели. Например, убийство окончено с момента смерти потерпевшего. За совершение преступления устанавливается самое высокое наказание. |