Лекции по истории древневосточного права. Лекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного
Скачать 0.93 Mb.
|
Простая письменная форма требуется при совершении договоров: 1) между юридическими лицами (организациями) и юридических лиц с гражданами; 2) между гражданами на сумму свыше 10 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Несоблюдение простой письменной формы договора влечёт неблагоприятные последствия для его участников. В случае спора они не могут ссылаться на свидетелей для подтверждения факта заключения договора и его условий. Например, гражданин А. дал взаймы некую сумму денег, требующую письменного оформления этого займа, гражданину Б., вручив деньги при свидетелях. Через некоторое время гражданин А. требует у гражданина Б. вернуть деньги, ссылаясь в подтверждение своих слов на то, что он вручил их ему при свидетелях. Должник на это возражает, что деньги он вернул, правда, без свидетелей. Суд оказывается в тупике. Поэтому позиция законодателя однозначна: никаких свидетелей, необходим документ, из которого будет ясно, вернул должник деньги или нет. Если должник вернул деньги, то он должен либо забрать у кредитора свое долговое обязательство, либо взять у него расписку о возврате долга. В некоторых случаях, указанных в законе требуется нотариальное удостоверение договора под страхом недействительности. Ряд договоров требует не только нотариального удостоверения, но ещё и государственной регистрации. Например, купля-продажа недвижимых вещей и другие сделки с недвижимостью и землёй. Такие договоры становятся действительными только после государственной регистрации. Формализм также побуждал людей к большей обдуманности при совершении важных актов. Новый формализм ограничивался определенными сферами, а в остальных случаях допускал неформальное совершение актов. Новый формализм совершается без особой торжественности. С распространением письменности употребление символов уходит в прошлое, сохраняясь лишь в сельской крестьянской среде. Новый формализм устанавливал, что не во всех случаях соблюдение формы порождает правовые последствия. Право начинает обращать большее внимание на подлинную волю лица. Волеизъявление, выраженное в договоре, должно соответствовать действительной воле лица, совершившего договор. Например, в договоре дарения даритель действительно хочет подарить вещь одаряемому, а не делает это под принуждением. Вследствие этого право стало давать возможность оспаривать договоры, заключенные с пороками воли, требовать признания их недействительными. Здесь имеются в виду договоры с такими пороками воли как заблуждение (ошибка), обман, насилие, угроза. Социальная структура и правовое положение населения Современные исследователи установили, что социальная структура древнего общества являлась достаточно сложной. В нём выделяется сословия. Сословие - социально-правовая группа людей, обладающая закреплёнными обычаем и/или законом правами и обязанностями, которые передаются по наследству. Таким образом, сословия - это правовые категории населения, которые отличаются правовым статусом, и принадлежность по сословию передается по наследству. Раз сословный статус закрепляется правом, то сословия находят отражения в законодательстве. Сословия отличаются по двум признакам: 1. Наличие и отсутствие статуса (состояния) свободы. Человек, обладающий статусом свободы, с точки зрения права - субъект права, то есть свободный. Человек, не имеющий статуса свободы - несвободный, то есть раб. Раб, с точки зрения права - это объект права, то есть имущество, вещь. Субъект права - лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять права и юридические обязанности. Чтобы быть субъектом права, нужно иметь правосубъектность. Правосубъектность - способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Правосубъектность состоит из двух элементов - правоспособности и дееспособности. Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности. Обычно говорят, что правоспособность возникает с момента рождения. Однако это формулировка современного права. До отмены рабства (например, во Франции его отменили в 1794 г., в США - только 1 января 1863 г.) правоспособность от рождения могла появиться только у свободнорождённых, получивших статус свободы от рождения. Несвободный раб от рождения правоспособность не получал и, пока оставался рабом - вообще не имел правоспособности. Такой человек мог получить правоспособность, только когда он становился вольноотпущенником, то есть когда получал статус свободы. Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Дееспособность предполагает осознанность лицом своих действий. Человек должен соображать, что он делает. Поэтому дееспособность не может возникнуть от рождения, по причине того, что новорожденный не может осознавать, что он делает. До определённого возраста (например, в римском праве - пока не наступило 7 лет) - ребёнок считается полностью недееспособным (в римском праве - infantes [инфáнтес]). С достижением определённого возраста (в римском праве - с 7 лет - impuberes [импубéрес] - мальчики до 14 лет, девочки до 12 лет) возникает частичная дееспособность - неполная дееспособность малолетних, а также несовершеннолетних до достижения ими возраста совершеннолетия. С достижением возраста совершеннолетия лицо становится полностью дееспособным. У разных народов возраст совершеннолетия - это разный возраст. Так, в римском праве - puberes [пубéрес]; мальчики с 14 лет, девочки с 12 лет. Он может совпадать с брачным возрастом (как, например, в римском праве), а может и не совпадать. Например, в XIX веке в Европе возраст совершеннолетия начинался с 21 года, что превышало брачный возраст на несколько лет. Лицо, достигшее возраста совершеннолетия, может быть признано судом недееспособным в случае, если данное лицо страдает психическим заболеванием. Кроме того есть категория людей, которые, даже достигнув совершеннолетия, могут быть признаны судом ограничено дееспособными. Лицо может быть ограничено в дееспособности, если его действия ставят в тяжёлое материальное положение его семью. Это лица, страдающие такими отклонениями в поведении, как растратчики, игроки в азартные игры, алкоголики, наркоманы, токсикоманы и т.п. С точки зрения психиатрии, они считаются здоровыми людьми. Почему их ограничивают в дееспособности? У них дефект формирования воли. Эти лица страдают пороками, могут осознавать их вредность, но в силу того, что они слабовольные, они не могут побороть этот порок. По этой причине требуется ограничить их дееспособность, чтобы они своими действиями не причинили ущерб. Дееспособность делится на два составных элемента: 1) сделкоспособность - способность самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки; и 2) деликтоспособность (от лат. Delictum [дэлúктум] «правонарушение») - способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за вред, причинённый его противоправными действиями. Ребёнок от рождения не может иметь ни деликтоспособность, ни сделкоспособность. Они появляются по достижении определённого возраста. 2. Наличие или отсутствие статуса (состояние) гражданства. В отличие от современного права, когда статус гражданства связан с политическими правами, в древности гражданами могли быть члены общины - общинники. Чтобы быть общинником, следовало иметь собственность на землю, то есть быть собственником земли. Поэтому статус гражданства связывался с наличием права собственности на землю. Те, кто входил в общинный коллектив, обладали наибольшим комплексом прав. Это связывалось с тем, что первоначально только община защищала личные и имущественные права людей. Соответственно, люди свободные, но не входившие в общинный коллектив, а, значит, не имевшие права собственности на землю, - не имели статуса гражданства. Теперь проанализируем, какие сословия возникли в древнем обществе. I. Начнём с общинников. К ним относились: общинная знать и рядовые общинники. Общинники имели в собственности движимые и недвижимые вещи, могли заключать сделки, защищать свои интересы в суде. Они могли вступать в брак. Закон более строго защищал их жизнь, здоровье и имущество. Например, по «Законам Хаммурапи» за убийство или причинение вреда здоровью общинника - авúлума полагалась смертная казнь или членовредительское наказание по принципу талиона [ЗХ, ст.196, 197, 200, 210, 218]; или, по принципу частной композиции, более высокий штраф [ЗХ, ст. 207, 209]. Принцип талиона [лат. lex talionis] - принцип юридической ответственности за преступление, согласно которому наказание должно причинять такой же вред, какой был причинён преступлением потерпевшему. Принцип частной композиции - принцип юридической ответственности за преступление, согласно которому наказание подразумевало выплату денежного штрафа потерпевшему; денежная компенсация потерпевшему за вред, причинённый преступлением. За кражу и грабёж имущества общинника полагалась смертная казнь [ЗХ, ст. 7, 9-13, 21-22, 25]. 1) Статус свободы. Свободный, с точки зрения права - субъект права. Чтобы быть субъектом права - нужно иметь правосубъектность (см. определение). Правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности (см. определение). И знатные люди и рядовые общинники имеют права, несут обязанности. Следовательно, они правоспособны. Они по достижении совершеннолетия становятся полностью дееспособными. В связи с этим, могут совершать сделки, то есть сделкоспособны (см. определение), а также несут самостоятельную юридическую ответственность, следовательно - деликтоспособны (см. определение). Общинники обладают всеми составными элементами правосубъектности, следовательно, имеют правосубъектность. Это означает, что они субъекты права, то есть свободные. 2) Статус гражданства. Хотя знатные люди и рядовые общинники отличались количеством имущества и занимали разное место в системе производства, с точки зрения права, община одинаково защищала и гарантировала им личные и имущественные права. И, самое главное, будучи общинниками - они имели право собственности на землю. Разные юридические акты (сохранившиеся акты купли-продажи земли, своды законов и т.д.) говорят нам, что общинники покупали и продавали землю, меняли землю, дарили землю, отдавали землю в погашение долга, передавали землю в залог, в наём (в аренду), то есть распоряжались землёй. Правомочие распоряжения (право распоряжаться вещью) - главное, важнейшее правомочие собственника. Распоряжаться вещью может только собственник. Следовательно, общинники имели статус гражданства, то есть являлись гражданами. Общинники - свободные и обладают полнотой прав граждан. Прежде всего, имеют право собственности на землю. Какое же сословие они формируют? В научной литературе это сословие получило название сословие полноправных свободных. У разных народов это сословие всегда обозначалось похожими терминами: древнерусское «люди» (един. число «людин» - «человек»), “народ” (древнеегипетское элхэ «народ»; аккадское авúлум «человек»; древнеиндийское арья «[благородный] человек»; китайское жэнь «человек, люди», минь «народ»; древнеяпонское пито «человек» [современное японское хйто], питобито «люди» [современное японское хйтобито]; греческое дéмос «народ»; латинское populus [пóпулюс] «народ». Остальные категории населения уже «людьми», «народом» не считались. Для них всегда существовали специальные термины. II. Чужаки. Чужаки не являлись членами общины. Поэтому община их не защищала. Ведь они стояли вне той организации, которая в древности обеспечивала и гарантировала личные и имущественные права. Чужака любой мог убить, любой мог ограбить, обратить в рабство - и по нормам обычного права за подобные деяния никакой юридической ответственности для обидчиков не наступало. Чтобы такого не происходило первоначально чужакам приходилось искать себе покровителя, который бы защищал чужака. Например, шумерское лугáль «хозяин, господин»; греческое проксéн «гостеприимец» или простат «защитник»; латинское patron [патрон] «покровитель»; у франков и германцев: «господин лúта»; у англосаксов: «господин лэта»; у японцев: «господин бэмина»; на древней Руси: «господин смерда». Чужаки не имели земли, а, значит, не имели средств существования. Поэтому они получали от своего покровителя землю в держание, и обрабатывали участок, отдавая часть плодов и доходов собственнику земли. Здесь имела место взаимная выгода. Чужаки получали возможность прокормиться. Покровители же их приобретали работников, которые работали на их земле. Они тем самым освобождали своего господина от необходимости заниматься производительным трудом. С развитием государства, когда многие чужаки пойдут на государственную службу, государство начнёт гарантировать и защищать некоторые личные и имущественные права, за исключением права собственности на землю. Чужаки на ранних этапах развития общества могли быть собственниками строений. Самыми древними категориями вещей являлись земля и остальные вещи. Поэтому строения считались самостоятельным объектом права собственности и сделок. [Законы Уруинимгины, ст. 13; Законы XII таблиц, таб. VI, ст. 3; Салическая правда, титул L, ст. 1]. Англосаксонские и английские законы делили вещи на land and chattels ([лэнд энд четтлз] «землю и пожитки». Признаки этого деления вещей присутствуют в древнеяпонском праве и в «Русской правде». Позднее у большинства народов, за исключением англичан, появится деление вещей на движимые и недвижимые. Строения и насаждения станут рассматриваться как принадлежности земли - как составная часть недвижимого имущества. Поэтому право на строения у чужаков исчезнет. Останется только право собственности на движимые вещи [см.: Законы Хаммурапи, ст. 8, 15-16]. Чужаки могли заключать сделки и защищать свои интересы в суде. Первоначально это происходило при посредстве своего покровителя. Они могли вступать в брак. Закон защищал жизнь, здоровье и имущество чужаков, но в меньшей степени, чем общинников. Это видно из размера наказаний за убийство чужаков, причинение вреда их здоровью и за кражи имущества чужаков. В «Законах Хаммурапи», в случае причинения вреда мушкéнуму, ответственности по принципу талиона уже не было. Правонарушитель отвечал по принципу частной композиции - уплачивал штраф [Законы Хаммурапи, ст. 208, 211-212,198, 201, 204]. Причём, если за кражу или грабёж имущества авилума («человека») полагалась смертная казнь [ст. 9-13, 21-22, 25], то за кражу имущества мушкенума - только кратное денежное возмещение в 10-кратном размере [Законы Хаммурапи, ст.8]. При этом нельзя согласиться с мнение, что имущество мушкенума защищалось также строго, как и государственное имущество - «достояние дворца и достояние бога, или храма». За кражу государственной собственности назначалась или смертная казнь [ЗХ, ст. 6], или штраф в 30-кратном размере [ЗХ, ст. 8]. Исследователи полагают, что разница между § 6 и § 8 заключается, видимо, в том, что § 6 имеет в виду кражу, совершённую непосредственно на священной территории дворца или храма, а потому карается смертной казнью. За кражу имущества мушкенума налагался только штраф в 10-кратном размере [ЗХ, ст. 8]. По сравнению с наказаниями за кражу и грабёж государственного имущества и частного имущества авилумов, за хищение имущества мушкенумов налагалось меньшее наказание. И только в случае кражи рабов - государственных рабов и частных рабов мушкенума, а также, надо полагать [исходя из общей нормы статьи 19, и статей, определяющих наказание за хищение имущества авилума по статьям 9-13, 21-22, 25] - и частных рабов общинников - наказание являлось одинаковым - смертная казнь [ЗХ, ст. 15-16, 19]. 1) Статус свободы. Свободный, с точки зрения права - субъект права. Чтобы быть субъектом права - нужно иметь правосубъектность (см. определение). Правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности (см. определение). Если проанализировать юридические источники, то обнаруживается, что чужаки имеют права, несут обязанности. Следовательно, они правоспособны. Они по достижении совершеннолетия становятся полностью дееспособными. В связи с этим, могут совершать сделки, то есть сделкоспособны (см. определение), а также несут самостоятельную юридическую ответственность. Следовательно они деликтоспособны (см. определение). Общинники обладают всеми составными элементами правосубъектности. Следовательно, они имеют правосубъектность. Это означает, что они субъекты права, то есть свободные. 2) Статус гражданства. Чужаки не входили в коллектив общины. Следовательно, не имели права собственности на землю. Они или брали землю у общинников или государства в держание на основании договора аренды. Или при наличии возможности становились чиновниками в государственном аппарате управления и получали землю во владение за службу. Статусом гражданства они не обладали. Они формируют сословие неполноправных свободных. У разных народов эта категория населения обозначалась различными терминами, которые подчёркивали их приниженный статус: древнеегипетское мерет, хемуу «слуги»; шумерское шублугала «[находящийся] под [властью] хозяина»; аккадское мушкéнум «склонённый ниц»; древнеиндийское анарья «нечеловек, не [благородный] человек»; китайское чэнь «слуги»; корейское сэнку «живые рты»; японское сэйко «живые рты», бэмин «подвластные»; греческое метéки «чужаки»; латинское clientes / клиенты «послушные»; древнерусское смерды (слово, однокоренное со словом смердеть «дурно пахнуть, вонять». Следует обратить внимание на то, что по статусу свободы возможно только два состояния: или субъект права, или объект права. Никаких «полусубъектов» или «полуобъектов» права нет. Значит никаких «полусвободных» никогда не существовало. Обычно этот неправильный термин применяется авторами учебников по отношению к чужакам в варварских обществах и государствах при анализе, так называемых, «варварских правд», включая и «Русскую правду». У чужаков - литов у германцев, лэтов у англосаксов, смердов у славян, бэминов у японцев и т.д. есть все элементы правосубъектности. Значит, они свободны, но ограничены в правах. Они не имеют права собственности землю. |