Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция № 6 Теория и методика спортивной тренировки При обучении двигательным действиям используют следую­щие методические принципы

  • Методы, средства и задачи обучения

  • Ппп. Новые лекции по ЛА (1). Лекция 1 Легкая атлетика и ее историческое развитие


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Легкая атлетика и ее историческое развитие
    Дата08.12.2022
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНовые лекции по ЛА (1).doc
    ТипЛекция
    #834592
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Элементарные правила соревнований по легкой атлетике
    Соревнования по легкой атлетике проводятся по возрастным группам, в группе взрослых без ограничения возраста. Причем юноши младшего возраста могут участвовать в соревнованиях пос­ледующей возрастной группы, а юноши старшего возраста в млад­шей возрастной группе участвовать не могут. Соревнования у муж­чин и женщин проводятся отдельно, смешанные по половому признаку старты не проводятся. К соревнованиям допускаются только участники, имеющие медицинское разрешение.

    Участник соревнований обязан знать правила, положение и условия проведения соревнований. Участнику не разрешается получать какую-либо помощь во время соревнований, кроме медицинской, если она потребуется. При повторном замечании судьи спортсмен может быть дисквалифицирован. Участник может быть снят с соревнований за явную неподготовленность. При участии нескольких видах программы участник обязан сначала выступить в беговых видах по расписанию, а затем на видах «прыжки» и «метания», где он выступает в той попытке, на которую успел; видах «прыжки в высоту» и «прыжки с шестом» он начинает соревнования с той попытки и с той высоты, которую застал. При заявке участника на финальные соревнования его место не может быть занято другим спортсменом. Участник, не явившийся для участия в соревнованиях следующего круга, снимается с соревнований. Если участник без уважительной причины не вышел на старт в заявленном виде, он снимается с участия в других заявленных видах (за исключением тех случаев, когда об отказе от соревнований сообщено за час до их начала). Все вопросы об участии в данном виде программы участник должен решать со старшим судьей по этому виду.

    Участник должен выступать в соответствующей спортивной одежде и обуви (допускается выступать без обуви), обязан иметь номер, особенно в беговых видах. Очередность выступления в соревнованиях по прыжкам и метаниям, распределение участников по забегам и по дорожкам определяются жеребьевкой. Перестановка участников делается только судейской коллегией. Очередность выступления участни­ков в финальных соревнованиях по прыжкам в длину, тройным прыжкам и по метаниям соответствует очередности предваритель­ных соревнований. В соревнованиях по прыжкам в длину и трой­ным и по метаниям участники выполняют попытки поочередно, друг за другом, но могут и отказаться от выполнения попытки и продолжить соревнование в следующей попытке. На соревнованиях второго и третьего уровней по решению главного судьи на виде «метания» все попытки могут выполняться подряд одним участ­ником, затем следующим и т.д.

    Лекция № 6

    Теория и методика спортивной тренировки
    При обучении двигательным действиям используют следую­щие методические принципы: сознательность и активность; нагляд­ность; систематичность; последовательность; постепенность; ин­дивидуализация.

    Принцип сознательности и активности. Чтобы в совершенстве овладеть техникой изучаемого двигательного действия, обучаю­щийся должен сознательно и целеустремленно применять свои способности для достижения как конечной цели, так и поэтап­ных целей, преодолевая трудности и неудачи. Процесс обучения нереален без активного участия обучающегося в нем, невозмож­но обучить равнодушного, а тем более ленивого.

    Активность подразумевает осмысленность изучаемого материала, понимание значения каждого элемента движения, контроль за движением, анализ ошибок и поиск путей их устранения.

    Необходимо помнить, что сознательность и активность в процессе обучения базируются на организованности и дисциплинированности занимающихся. Педагог, давая волю активности занимающимся, обязан контролировать, координировать и регулировать процесс их обучения.

    Принцип наглядности — создание определенного понятия, созерцание внешней картины движений и выявление простейших механизмов движения в том или ином элементе техники. Образ разучиваемого двигательного действия создается только за счет зрительного восприятия, но и за счет ощущений пухового и вестибулярного анализаторов. Совокупность этих ощущений со словесным описанием действия в центральной нервной системе создает полную картину двигательного действия.

    Необходимо помнить, что один человек лучше воспринимает через зрительный, а другой - через слуховой анализаторы.

    Большое значение для принципа наглядности имеет обратная связь: выполнение изучаемых движений перед зеркалом, использование видеосъемок и т.п. Следует также учитывать, что в млад­шем возрасте ведущую роль занимает чувственное восприятие, даваемое посредством образов и образных представлений. Взрослея, человек не только приобретает знания и развивает аб­страктное мышление, у него повышается роль образного слова. Нужно помнить, что для любого возраста принцип наглядности имеет первостепенное значение.

    Принцип систематичности или повторности выполнения дви­гательных действий непосредственно связан с достижением совер­шенной техники движений. Двигательное действие, особенно слож­ное по технике, изучается и закрепляется только при многократ­ном его повторении через оптимальные промежутки времени.

    Систематичность выполнения двигательного действия форми­рует следовой эффект в ЦНС и создает оптимальную интеграль­ную, функциональную систему данного действия (по П. К.Анохи­ну). Необходимо помнить, что повторное выполнение действия должно начинаться прежде, чем начнут «исчезать следы» от пре­дыдущего исполнения.

    Для более эффективного изучения двигательных действий не­обходимо помнить о следующих положениях: изучаемое действие закрепляется и совершенствуется только при повторном его выполнении; выполнение двигательных действий приводит к мышечному утомлению и утомлению ЦНС, поэтому необходимо время для отдыха и восстановления сил; во время выполнения двигательных действий и после ни организм начинает приспосабливаться к условиям нагрузки, происходят изменения, которые сохраняются некоторое время, по этому их надо подкреплять.

    Таким образом, при обучении двигательным действиям они должны иметь оптимальную повторяемость выполнения и оптимальный промежуток времени между ними для восстановления, чтобы сохранить положительные сдвиги от предыдущих действий следует помнить, что изучаемые двигательные действия большой нагрузки в большей степени влияют на мышечную работу, а сложно-технические действия и двигательные действия, обладающие высокой психической напряженностью, - на психическую работоспособность, и в первую очередь на ЦНС.

    Принцип последовательности в процессе обучения заключается в таких правилах: «от усвоенного - к неусвоенному», «от простого - к сложному», «в соответствии уровня развития физических качеств требованиям технического исполнения двигательного дей­ствия».

    Техника двигательного действия, изучаемая впервые, всегда опирается на уже знакомые, изученные движения. Поэтому необходимо расширять диапазон простых двигательных действий, на которые впоследствии можно опереться при изучении новых видов техники.

    Понятия «простые» и «сложные» движения относительны. Но­вое, незнакомое простое двигательное действие может быть дос­таточно сложным, но и в то же время сложное техническое дей­ствие, опирающееся на ряд уже знакомых, изученных действий поддается обучению быстрее и проще.

    Простота и сложность также зависят не только от координаци­онной сложности, но и от проявления физических усилий для выполнения двигательного действия. Также необходимо учитывать психологический фактор двигательного действия, особенно при его обучении, когда надо преодолеть чувство боязни, страха.

    Порой, перед изучением техники двигательного действия, не­обходимо довести до определенного уровня развитие тех или иных физических качеств, требуемых для успешного овладения техни­кой. Поэтому всегда надо подбирать те упражнения для обучения, которые соответствуют уровню физического развития обучающе­гося, и по мере необходимости подтягивать его слабые стороны физической подготовленности.

    Принцип постепенности напрямую связан с применением фи­зических нагрузок в процессе обучения и усложнением техники выполняемых двигательных действий.

    Следует всегда помнить, что чрезмерная нагрузка негативно влияет на организм новичка, поэтому необходимо подбирать для него оптимальные нагрузки. Сложностью подбора оптимальных нагрузок является то, что величина нагрузок зависит от многих факторов: пола спортсмена, его возраста, уровня тренированнос­ти и других.

    Нельзя забывать, что однообразные, постоянно применяющи­еся упражнения вызывают адаптацию организма к ним, поэтому эффективность от их исполнения снижается. Чтобы расширить двигательный диапазон, надо применять разнообразные, но схо­жие по структуре упражнения, направленные на решение основ­ной задачи. Нагрузку необходимо чередовать по объему и интен­сивности, постепенно ее увеличивать, чтобы происходило при­выкание организма.

    В процессе обучения принцип постепенности должен реализо­вываться по прямолинейно-восходящей линии, чтобы не было скачкообразных движений или ступенчатости. Постепенно пере­ходить от одной отработанной детали к последующей, порой воз­вращаясь к предыдущей, не пропускать неизученные или слабо изученные элементы движений, которые могут отрицательно по­влиять на изучение последующего движения - вот основные по­стулаты принципа постепенности. Иногда ошибка предыдущего движения, порой незначительная, приводит к серьезной ошибке в последующем движении или сказывается на технике целостного двигательного действия.

    Процесс обучения неразрывно связан с каждым конкретным учащимся, а значит, мы обязаны учитывать его индивидуальные особенности. Принцип индивидуализации в обучении возникает: с различным уровнем подготовленности; с половыми и возраст­ными различиями; с анатомо-физиологическими особенностя­ми индивидуума; его психологическими особенностями и раз­личной степенью реагирования организма каждого человека на процесс обучения; с индивидуальным стилем обучения самого педагога.

    Индивидуализация процесса обучения не означает обучение по схеме «один педагог - один ученик», хотя на этапе высшего спортивного мастерства она применяется довольно часто. На на­чальных этапах обучения, когда еще обучающиеся не проявили своих способностей, наиболее эффективно групповое обучение. Но даже при групповом обучении преподаватель индивидуально выявляет ошибки в технике и помогает их исправить.

    Пока двигательные действия просты и усваиваются всей груп­пой, никто не выделяется. В дальнейшем, когда одни будут усваи­вать и выполнять действия лучше и быстрее, а другие - хуже и медленнее, постепенно происходит переход к индивидуальным заданиям.

    Особое внимание при обучении двигательным действиям надо обращать на половые различия. Если в младшем и частично среднем возрасте девочки по своим физическим качествам и способ­ностям не отличаются от мальчиков, а порой и превосходят их, то в период полового созревания девочки стесняются выполнять упражнения вместе с мальчиками, замыкаются, а иногда прекра­щают заниматься спортом. В этот период надо переходить на индивидуальное обучение, или формировать группу по половому признаку. Надо учитывать особенности женского организма и не использовать те методы и средства обучения, которые применя­ются у мужчин.
    Методы, средства и задачи обучения
    Существуют следующие методы обучения: целостный, расчле­ненный, смешанный, позный, проблемный.

    Большинство авторов относят методы целостного и расчленен­ного обучения к группе методов практического выполнения уп­ражнения. Но и словесно, и наглядно мы применяем как целост­ный, так и расчлененный методы: объясняем целостное действие и его составные элементы, показываем действие полностью и де­монстрируем его по частям, т.е. эти два метода присуши везде. Поэтому мы выделили эти методы в методы обучения всего про­цесса. Они являются общими методами поучения двигательным действиям и выражают суть системного анализа и системного син­теза - принципиального пути познания любого предмета и лю­бой учебной дисциплины.

    Целостный метод обучения подразумевает изучение всего дей­ствия целиком и применяется при обучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции (например, прыгнуть в длину как можно дальше), затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию каче­ственной техники движений.

    Расчлененный метод обучения наиболее распространен и приме­няется на начальном этапе обучения и при обучении технически сложных действий. Целостное действие подвергается анализу, раз­деляется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдель­ных деталей, составляется план-схема обучения их техники, под­бираются методы и средства обучения. Следующий этап - изуче­ние по необходимости группы деталей, т.е. формируются струк­турные связи между деталями техники. Завершающий этап - изучение всего действия в целом, закрепление и совершенствование.

    Смешанный метод обучения включает в себя элементы целостного и расчлененного методов.

    Позный метод обучения был предложен в 90-х тт. прошлого столетия молодым Чебоксарским ученым Н.С.Романовым. Суть его заключается в определении главной позы двигательного действия. Усматривая этот метод при изучении техники бега, автор отмечает, что главной позой в беге является положение бегуна в момент вертикали на опоре - «поза бега». Стержнем этого метода стало понятие «позы» как главного конструирующего сегмента беговых движений. Выбор этих элементов (поз) был обусловлен положениями.

    1. Поза должна быть такой, чтобы ее выполнение автоматически предопределяло бы биомеханику предшествующих и последующих движений.

    2. Поза должна обусловливать соединение и направленность предшествующих и последующих движений, тем самым убирая их из области контроля и сознания. Кроме того, необходимо сделать так, чтобы в предшествующем элементе (позе) было заложено как можно больше свойств последующего элемента (позы). Такое соотношение между ними позволяет осуществлять переход от од­ного элемента к другому с минимальными двигательными пере­стройками.

    Понятие, что вся техника бега формируется с помощью одной позы - «позы бега», подтвердилось биомеханическим анализом кинограмм бега лучших спортсменов мира. «Позу бега» отличает еще ряд свойств, это: поза равновесия на опоре, где проекция ОЦМ проходит через площадь опоры; наиболее компактное и со­бранное положение, которое позволяет более эффективно управ­лять движениями; поза упругости. Соединение в одной позе стольких элементов, определяющих эффективность техники бега, говорит о ее действительной важности и значимости.

    Таким образом, «поза бега» является одним из важнейших ком­понентов управления биомеханической структурой бега, которая должна войти в сознание бегуна в виде каких-либо сигналов, ко­манд, ориентиров к выполнению движений. В психологической структуре выделяются два момента: «поза бега» и ее смена, кото­рая происходит при помощи последующего движения - снятия ноги с опоры. Это движение совмещает в себе момент акцентиро­ванного внимания и активного использования мышечных усилий. Все управление техникой бега сводится к удержанию «позы бега» (на одной ноге) и ее смене на другую «позу бега» (переходом с одной ноги на другую с помощью снятия ноги с опоры).

    Проблемный метод обучения рассматривает приемы обучения с помощью элементов, взятых из других научных дисциплин, и как применять их на практике в обучении двигательным действиям. Одним из таких приемов может служить применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), т.е. с помощью способа и технологии мышления. Основана теория на техниче­ских изобретениях в 1946 г. (автор Г.С. Альтшуллер). В 60-х гг. прошлого столетия стала проверяться на других системах: в куль­туре, педагогике и т.п.

    Овладение приемами изобретательства позволяет в любой об­ласти значительно продвинуться вперед. Основой ТРИЗ является диалектика. Существует алгоритм изобретения, который насчи­тывает до 40 шагов (в педагогике - от 6 до 10 шагов). Перечислим некоторые из них: четкая формулировка проблемы; построение модели (словесной, графической, объемной, мо­дели действия и т.д.); прогнозирование идеального конечного результата (ИКР); поиски ресурсов самой системы (самые неожиданные, ори­гинальные, с учетом даже невозможных вариантов); разложение проблемы по системному оператору; формулировка противоречий; применение операторов смелых преобразований и др.

    В своей практической деятельности мы чисто случайно приме­няем кое-какие элементы ТРИЗ. Плохо то, что использование ее отдельных элементов не способствует развитию нового способа мышления. Как же связать ТРИЗ, пришедшую из области техники, с процессом обучения физическим упражнениям? Во-первых, человек - это биомашина, биомеханизм, который требует усо­вершенствования движений для достижения конкретной цели. Во-вторых, при любом двигательном акте ставится определенная дви­гательная задача и эффект действия будет заключаться в правиль­ном ее решении, а варианты которого могут быть различными.

    Таким образом, и в технике, и в области физической культуры мы имеем и механизмы, которые требуют усовершенствования или новой техники движений, и задачи, которые ставятся перед нами и требуют поиска путей их решения.

    Как мы обучаем? Фактически преподаватель дает готовый ва­риант решения двигательной задачи, т.е. обучающиеся идут по проторенной дороге, задействуя лишь свою память, а мышление почти не играет никакой роли. При ТРИЗовском подходе перво­степенное значение имеет мышление, ставится задача, и студенты должны сами найти варианты ее решения, т. е. из пассивного обу­чающегося ученик превращается в активного мыслителя, созда­теля своего подхода к решению задачи.

    Следуя по пути ТРИЗ, преподаватель должен поставить задачу перед обучающимся, например, научиться технике прыжка в высоту способом «перешагивание». Далее студент должен идти сам, естественно под наблюдением и с помощью преподавателя, ис­пользуя алгоритм ТРИЗ:

    1. Тщательно изучить технику движений этого способа.

    2. Построить модель методики изучения техники (разделить на масти и определить последовательность изучения элементов).

    3. Спрогнозировать конечный результат.

    4. Определить ресурсы самого обучающегося.

    5. Разложить проблему по системному оператору (определить центральное звено, надсистемы, подсистемы).

    6. Найти противоречия, которые возникают при обучении или при технике своего исполнения.

    7. И в конце, проанализировав все пути решения задачи, най­ти самый оптимальный и желательно короткий путь.

    Естественно, применение алгоритма ТРИЗ требует специальной подготовки как преподавателя, так и самих студентов. Важно по­мять сам принцип ТРИЗ, как новый способ активного участия в процессе обучения, т.е. способ включения мышления на практике. Наряду с общими методами обучения существуют и методы непосредственного обучения: словесный, наглядный, физического упражнения, непосредственной помощи.

    Словесный метод имеет важное значение при изучении техни­ки движений. Преподаватель с помощью объяснений, рассказа по­могает создать представление о движении, осознать движение, дать его характеристику. Слово связывает между собой все сред­ства, методы и приемы обучения.

    Главную роль в этом методе играет объяснение, после которого ученик пытается выполнить то или иное движение, затем, разоб­рав ошибки, опять пробует его выполнить. Нужно избегать много­словных объяснений, говорить конкретно, четко формулировать необходимые в данный момент сведения. По мере овладения тех­никой движений объяснения становятся, с одной стороны, более детальными, глубокими, с другой - более лаконичными и крат­кими. В начальной стадии обучения и при обучении детей младшего и среднего возраста успешно применяют образные объяснения (например, цапля стоит на одной ноге), в котором используются знакомые ученику образы и представления.

    При обучении ритму движений обычно используют подсчет или другие ритмические звуки. Помимо объяснений применяют также напоминание, подсказку.

    Немаловажное значение имеет и детальный разбор техники, сопоставление мысленных двигательных представлений ученика с фактическим выполнением. Необходимо помнить, что не всегда можно словесно создать представление о быстроте движений, силе, моментах инерции и т.д. Поэтому всегда нужно сочетать метол слова с другими методами.

    Основными средствами словесного метода являются: рассказ, объяснение, напоминание, разъяснение, указание, подсказка, анализ выполненного действия, анализ ошибок.

    Наглядный метод опирается на пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Наблюдая за показом, ученик может охватить взглядом целостную картину техники, получить представление о сложности или легкости выполнения движений. Зрительное восприятие демонстрируемой техники дает наиболее объективное отображение ее и сознании учеников, создает правильное двигательное представление, при условии образцового показа.

    Показ обычно всегда сопровождается словом, причем объяснения должны соответствовать показу. Нельзя демонстрировать технику движений с ошибками или неточностями, особенно де­тям младшего и среднего возраста, которые в первую очередь ста­раются скопировать ваши движения, и если допущена одна ошибка или неточность с вашей стороны, то она может надолго закре­питься у обучающегося, нарушая процесс овладения целостной техникой. Необходимо помнить, что ошибки всегда быстрее усва­иваются, чем правильные движения. Поэтому, анализируя ошиб­ки, никогда нельзя показывать их, надо объяснять и показать дей­ствие без ошибок.

    В процессе показа необходимо добиться осмысления не только внешней картины движений, но и научить учеников анализиро­вать действия, понять механизмы того или иного движения. Осоз­нать не только «как?», но и «почему?», «за счет каких факторов?» выполняется действие.

    Если двигательное действие по своему составу и структуре по­зволяет выполнить его в замедленном темпе, то показ может вы­полняться в медленном темпе. Но чрезмерно увлекаться замед­ленным показом не рекомендуется, так как здесь теряется ритмовой смысл данного действия.

    Различают два вида наглядности: 1) непосредственная нагляд­ность - достоверный образ движений - образцовый показ, при­менение рисунков, плакатов, кинограмм - плоскостная нагляд­ность, макетов, моделей - объемная наглядность, кино- и ви­деозаписи - аппаратурная (техническая) наглядность; 2) слухо­вая наглядность - звуковое оформление движений, которое очень важно при изучении ритма и темпа движений.

    Как бы ни хорошо ученик не осознал двигательное действие, невозможно выполнить его, не попробовав. Значит, активно вклю­чается в процесс обучения метод физического упражнения.

    Само понятие «упражнение» означает повторение, значит, ме­тод физического упражнения - это метод повторного выполнения изучаемого двигательного действия или каких-либо вспомогательных действий.

    Применяя его вместе с другими методами, мы можем создать вполне определенный двигательный навык или сформировать функциональную систему деятельности, в дальней­шем совершенствуя ее или изменяя по мере надобности.

    Претворяя мысленное представление в практическое воспроизведение движений и действий, ученик овладевает техникой. Это достигается разными путями, и прежде всего методом обучения упражнению в целом и методом обучения упражнению по частям. Нише мы уже говорили о них как об общих методах обучения.

    При обучении методом целостного упражнения наиболее слож­ной технике сначала надо упростить разучиваемое действие, так, чтобы сущность его осталась неизменной. Наиболее ярко этот метод проявляется в изучении техники бега, так как движения и беге настолько естественны, что почти не нуждаются в упроще­нии.

    При обучении методом целостного упражнения необходимо при подборе исходить из следующих правил, подбирая поэтапные уп­ражнения: по своей структуре упражнения должны быть похожи на струк­туру изучаемого действия; из состава целостного действия можно убрать или изменить лишь 1 - 2 элемента для его упрощения, при этом структура не должна меняться, а функциональный смысл должен оставаться прежним.

    Метод расчлененного упражнения применяется с целью изу­чения, исправления, совершенствования и закрепления отдель­ных частей и элементов целого.

    Целостное действие сначала подвергается анализу, т.е. опреде­ляется состав этого действия. Разделение происходит по таким частям, которые можно выполнить самостоятельно. Например, прыжок в длину с разбега - его можно разделить на следующие части: разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, полет, приземление. Затем эти части последовательно изучаются.

    В процессе обучения можно выделить три группы упражнений:

    1. Общеподготовительные упражнения направлены на подготовку организма к выполнению специальных или соревновательных упражнений, требующих определенного уровня развития двигательных качеств, как, например: быстроты, силы, гибкости, прыгучести, координированности, ловкости; необходима также подготовка чувствительного аппарата для эффективности обратной вязи - зрительного, слухового, вестибулярного анализаторов, тактильных ощущений мышц; помимо этого, нужно определен­ным образом подготовить ЦНС - ее подвижность, лабильность, координированность, устойчивость эфферентных связей нервной системы.

    2. Специально подготовительные упражнения направлены т посредственно на овладение техникой движений, поз в опорных и безопорных положениях, тренировку обратной афферентной связи. Если в первой группе все направлено на развитие двигательных качеств, то в этой группе больше приемов нацелено на выполне­ние упражнений. Например: упражнения, выполняемые в облегченных и затрудненных условиях внешней среды; замедленное выполнение упражнений, если структура позволяет выполнить их в замедленном темпе (переход через барьер в ходьбе); имитационные упражнения по своей форме напоминают или соответствуют основному движению, только меняется темп или условия выполнения (имитация постановки толчковой ноги, переход через планку, используя гимнастического коня); упражнения с использованием вспомогательных действий (внешних ориентиров, звукового ритма и т.п.).

    Эти упражнения направлены на формирование нервных свя­зей, создание интегральной функциональной системы деятельности, поэтому очень важно, чтобы ученик запоминал, сравнивал между собой свои действия, мышечные ощу­щения, влияние одних действий на другие, т.е. мог устанавли­вать структурные связи между составными элементами целостного действия.

    3. Специальные упражнения направлены на закрепление и со­вершенствование целостного действия. Движения в данной группе выполняются в оптимальных режимах соревновательного и околосоревновательного характера. Здесь первостепенное значение имеет само целостное действие (например, прыжок в длину с разбега) и его различные вариации с изменением ситуаций, внеш­них условий при неизменном функциональном смысле (прыжок в длину с разбега на дальность с небольшого возвышения).

    Необходимо помнить, что на разных этапах обучения одно и то же упражнение может быть использовано как общеподготови­тельное, специально-подготовительное или специальное, напри­мер прыжок в длину в шаге с пробеганием: может использоваться как упражнение для изучения техники отталкивания - специ­ально-подготовительное упражнение; как специальное упражне­ние - при нарушении старых связей или для подготовки к основ­ному упражнению; как общеподготовительное упражнение - при условии его многократного повторения при оптимальной скорости и величине силы отталкивания - для развития прыгучести и силы ног.

    Метод непосредственной помощи применяется при обучении позам в различных условиях в медленном темпе. Этот метод, по сути, - исправление ошибок извне. Постороннее вмешательство может быть со стороны живых объектов (преподаватель, партнер) и различных устройств.

    Преподаватель может поправить позу ученика, по ходу его движения может помочь выполнить упражнение. Касание рукой оп­ределенных групп мышц позволяет усилить кинестетические ощу­щения, сконцентрировать внимание на этой группе мышц.

    Для изучения более сложных технических элементов использу­ются различные снаряды, тренажеры, устройства. Например, дви­жениям в полете (прыжки в длину) можно обучиться с помощью перекладины (в висе), брусьев (в упоре на руках), под­кидного мостика, увеличив время полета и т.д.

    Естественно, все упражнения, применяемые этим методом, должны повторять структуру изучаемого элемента или хотя бы не менять смысловую картину движения.

    При обучении необходимо помнить следующие правила: от легкого к трудному - как по степени усилий, так и по координационной сложности движений; от простого к сложному - от элементов к целому; от известного к неизвестному - используя прошлый опыт, наслаивать одни движения на другие.

    Если ученик показывает неуверенность в движениях при обуче­нии, то устранить ее можно следующими способами: а) сузить объем внимания; б) разумно применять страховку и самостраховку.

    Правильная постановка задач и последовательность их решения в процессе обучения двигательным действиям - залог эффектив­ного обучения. После проведения детального анализа целостного действия и выделения элементов техники необходимо определить последовательность их изучения и поставить конкретные задачи. Последовательность исполнения элементов техники целостного действия не совпадает с последовательностью изучения элементов так же, как и изучение основного звена целостного действия.

    Например, в анализе техники прыжков в длину с разбега мож­но выделить следующие элементы: разбег и подготовка к отталки­ванию, отталкивание, полет, приземление. Основное звено - от­талкивание, все остальные - второстепенные звенья. При обуче­нии технике прыжка такая последовательность изменяется, т.е. сначала изучается отталкивание и полет в шаге, далее - призем­ление, ритм последних шагов и переход от разбега к отталкива­нию, оптимальный разбег, полет, после чего - изучение прыжка в целом и, последняя задача, совершенствование прыжка. Здесь возникают дополнительные элементы: полет в шаге, который вроде бы относится к самому полету, но изучается в совокупности с отталкиванием; ритм последних шагов также присоединяется не к разбегу, а к отталкиванию. Эти моменты важно выделить, чтобы впоследствии не нарушить структурных связей между элементами техники целостного действия.

    По направлению существует задачи в процессе обучения: озна­комление (ознакомить); разучивание (разучить); закрепление (закрепить или обучить в целом); совершенствование (совершенствовать).

    Задана ознакомления всегда стоит на первом месте при любом обучении: прежде чем обучать, надо ознакомить, создать представление об изучаемой технике движений и ознакомиться с группой, чтобы узнать их способности. Здесь в основном применяются словесный и наглядный методы, частично — метод упражнений, при опробовании техники.

    Задача разучивания — это оптимальная расстановка и изучение выделенных элементов целостного действия (в отличие от рацио­нальной последовательности изучения их), от которых зависят эф­фективность обучения и сохранение структурных связей между элементами. Это наиболее длительный этап обучения, где приме­няются все методы обучения и разнообразные средства.

    В задаче закрепления техники движений происходит формиро­вание связей между элементами движений, соединение изучен­ных элементов техники в целостное действие. Здесь также приме­няются все методы обучения, идет обучение действия в целом, при появлении ошибок в каком-либо элементе возвращаются и исправляют их. Число средств уменьшается, в основном выполняются упражнения в целом в разных условиях и специальные упражнения, а также общеподготовительные упражнения, направ­ленные на развитие как координации движений, так и необходи­мых физических качеств.

    В задаче совершенствования происходит полное формирование целостного действия в соответствии с двигательной задачей и оптимальных условий его выполнения. Помимо самой техники движений двигательного действия спортсмен должен подогнать эту технику к своим индивидуальным способностям с целью наибо­лее рационального и эффективного ее использования в условиях соревновательной деятельности.

    Применяются все методы, но больше делается упор на актив­ность спортсмена, т. е. он сам должен анализировать технику, по возможности исправлять свои ошибки. Средства в этой задаче но­сят характер экстремального воздействия, т. е. выполнение техни­ки соревновательного упражнения в разнообразных ситуациях и условиях.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта