курс. Лекции по ИГИПЗС. Лекция 1 Тема 1 Введение в курс игпзс
Скачать 1.1 Mb.
|
Выводы по теме: Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды: • период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.; • период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг. Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую очередь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам. Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм. Основные черты общественного строя: Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами: • доминирующее положение государственной собственности на землю; • широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве; • государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки; • религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни; • отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж). Государственный строй: Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника. После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах. Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились: • военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; • диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство; • диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции. Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "повелитель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов). Распад Халифата: К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в XIII в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в. 5 Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото. Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"- императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную. Все жители объявлялись непосредственными подданными императора -"тэнно" (буквально "небесный", т.е. верховный). При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ). Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной. С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система "пятидворок" - объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато - квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) - из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) - из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч. На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев - профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины. Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, буквально "путь самурая и воина") с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю. Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй). К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса. Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителей-сёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти. Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XV-XVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, буквально "большое имя"). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеместно ликвидировали поместья своих вассалов-самураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пайками. Мелкое самурайское землевладение, частично сохранившееся, было нестойким; самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения, тот фактически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев. Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства - сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев - военнослужилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской власти. И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат - бакуфу (буквально "полевая ставка великого полководца сёгуна"). В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты. Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой - одна из специфических черт японской феодальной государственности. Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений. Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных докладчиков, состоящей из 10 человек. С конца XVI века в Японии начался процесс централизации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производства, подчиненного купцам. Складывался единый национальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защиты от крупных феодалов, мелкие - средство обеспечить за счет нее свое существование. В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также диктовала необходимость объединения. Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объединение Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к земле. В Токугавской Японии существовали четыре сословия: самураев "буси" (си), к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия "куге", крестьяне "номин" (но), ремесленники "сюкогёся" (ко) и торговцы "сёнин" (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава. Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья. Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие. Крестьянин в Японии был традиционным "владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий. Во главе государства стоял сёгун - полководец. Особая роль военной силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате. При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев - хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников - родзю (старейшин, министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министра - тайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству. Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкин-нотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото - сёсидай. Особая система сыска ("мэцкэ - сэйдзи", мэцкэ - букв. "прикрепленный глаз") осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы - о-мэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. О-мзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии. Вопросы для семинара: Арабский Халифат: Предпосылки образования своеобразного арабского феодального государства, особенности становления теократической монархии у арабов, ее характерные черты. Общественный и государственный строй, центральное и местное управление. Суд. Армия. Средневековое государство Японии: Основные этапы развития Японского феодального государства. Реформы Тайка и утверждение раннефеодального государства (VII в.). Влияние на социально-экономическую структуру Японии китайских социальных и политических институтов. Государственный строй Японии. Установление и характерные черты военно-олигархического режима Сегуната (XII—XIX вв.). Центральное управление (Бакуфу). Роль буддийской церкви. Местное управление. Армия. Практические задания: Составьте конспект на темы: “Влияние религии на образование Арабского Халифата”, “Влияние Китая на Японию”. Напишите реферат на тему: "Рыцари Европы и самураи в Японии". Тесты: 1. Кому принадлежала действительная власть в Японии с XII в.?: Военной касте. Народу. Императору. Сеньорам. 2. Что такое имамат?: В мусульманских странах судья. Помощник эмира в Халифате. Светская власть в Халифате. Духовная власть в Халифате. 3. Что такое эмират?: В мусульманских странах судья. Помощник эмира в Халифате. Светская власть в Халифате Духовная власть в Халифате. 4. Второе после халифа лицо в Арабском Халифате: Диван. Эмир. Кади. Визирь. 5. Кто осуществлял непосредственное судопроизводство в Халифате?: Диван. Эмир. Визирь. Кади. 6. Кто осуществлял полицейский надзор в феодальной Японии?: Сёгун. Мэцкэ. Самураи. Даймё. 7. Как называли командующего войсками, а в последствии и управляющего страной от имени императора?: Мэцкэ. Сёгун. Самураи. Даймё. 8. Как называли представителей военно-феодального сословия мелких дворян?: Мэцкэ. Сёгун. Даймё. Самураи. 9. Крупные землевладельцы независимые от центральной власти?: Мэцкэ. Сёгун. Даймё. Самураи. 10. Кто был военной опорой сегуната?: Самураи. Мэцкэ. Даймё. Кади. Лекция № 18 |