Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция

  • 4.2. Личность оратора

  • 4.3. Аудитория как социально-психологическая общность людей

  • Контрольные вопросы и задания

  • русский. Лекции_3_4. Лекция 3 система функциональных стилей русского литературного языка


    Скачать 231.5 Kb.
    НазваниеЛекция 3 система функциональных стилей русского литературного языка
    Анкоррусский
    Дата22.10.2022
    Размер231.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции_3_4.doc
    ТипЛекция
    #749052
    страница3 из 3
    1   2   3

    Контрольные вопросы и задания


    1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

    2. Расскажите об особенностях и нормах функциональных стилей.

    3. Подберите образцы текстов, написанных в разных стилях. Охарактеризуйте эти тексты.

    4. Что Вы можете сказать о взаимной связи и взаимообусловленности стилей языка и стилей речи? Кто впервые в науке поставил проблему стилей языка и стилей речи?

    5. Что такое жанрово-ситуативный стиль (стиль речи)? Охарактеризуйте все известные Вам стили речи и их группы.

    6. По каким направлениям идут споры при определении состава функциональных стилей русского литературного языка? Чем объясняются разноречивые суждения лингвистов?

    7. Какие из книжных стилей являются наиболее удаленными от разговорного стиля?

    8. Что объединяет все книжные стили языка?

    9. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

    10. Какова сфера употребления официально-делового стиля?

    11. Каковы специфические особенности научного стиля?

    12. Какое положение занимает публицистический стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка? Чем объясняется его особое положение? Какова сфера его употребления?


    Лекция 4

    основы ораторского искусства
    4.1. Ораторское искусство как социальное явление
    Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько значений: прежде всего это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Кроме того, ораторским искусством называют исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

    Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

    Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами.

    Используясь в различных сферах жизни общества, наиболее широкое применение ораторское искусство всегда находило в политической деятельности. Крупной политической силой ораторское искусство было в Древнем Риме.

    Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Самым крупным политическим деятелем и одновременно ораторским деятелем был Марк Туллий Цицерон. «Есть два искусства, – писал он, – которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.

    Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

    Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.

    Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство.Специалистов интересуют различные проблемы красноречия, например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного языка, соблюдать нормы литературного языка и т. д.

    Еще одна существенная особенность: ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

    К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях и т. д.;

    к академическому красноречию – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение;

    к судебному речи, произносимые участниками судебного процесса: прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;

    к богословско-церковномупроповеди, речи на соборе;

    к социально-бытовому приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т. д.
    4.2. Личность оратора
    Слово «оратор» появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить». Это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.

    Каждый выступающий имеет свои особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. В современной литературе по ораторскому искусству выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

    Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторв, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает – эмоциональная или логическая.

    Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть логичной и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

    Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

    Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений.
    4.3. Аудитория

    как социально-психологическая общность людей
    Еще в античные времена словом «аудитория» называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую на театральное представление. Этот термин имеет прямую связь с латинскими словами audire («слышать») и auditor («слушатель»).

    В современной научной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения. Это сложная социально-психологическая общность людей с очень своеобразными особенностями коллективных переживаний.

    Хорошее знание аудитории, в которой предстоит выступать, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.

    Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

    Главные показатели взаимопонимания – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт – величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. На установление полного, устойчивого контакта влияет целый ряд факторов: актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

    Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем.

    Также важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего это степень однородности (неоднородности) аудитории. Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальная принадлежность, уровень образования, профессиональные интересы, жизненный опыт и т. д. Понятно, что чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

    Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. В малочисленной аудитории каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. При этом в такой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. К тому же малочисленной аудиторией значительно легче управлять.

    Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Общий настрой существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением коллектива, уметь, если надо, изменить его.

    Важная характеристика аудитории – мотив действия слушателей. Естественно, что с самого начала слушатели, находящиеся в зале, по-разному настроены на речь выступающего. Те, кто пришел потому, что их интересует тема выступления, т. е. которые руководствуются интеллектуально-познавательными мотивами, гораздо больше готовы к восприятию речи, чем слушатели, присутствующие по обязанности.

    Оратору небходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступление.

    Кроме всего прочего на установление контакта влияют и некоторые особенности психологии слушателей, которые предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.

    Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители, поэтому одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного, кричащего и т. д. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».

    Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Важна и поза оратора.

    Существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории форма преподнесения материала. Вопрос «Читать или говорить?» – один из вечных вопросов истории ораторского искусства. Ответ на этот вопрос принципиально не важен, т. к. самое главное – умелое произнесение речи, умелое применение приобретение риторических навыков. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор, как он преподносит материал – излагает его свободно или читает текст заготовленной речи. Все эти факторы влияют на установление контакта.

    Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Адитория возникает тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания – оратор и его сообщение.

    Необходимость держать слушателей в напряжении побуждает ораторов использовать весьма разнообразные средства языка, поэтому данный стиль относится к незамкнутым.

    За длительный период существования и развития ораторского стиля было выработано много таких приемов воздействия на слушателей, которые принято называть приемами ораторского искусства. Наличие в речах и выступлениях данных приемов в первую очередь обособляет их от «речевых произведений», относящихся к другим стилям. Перечислим некоторые приемы.

    Риторический вопрос – риторическая фигура, представляющая собой вопрос, содержащий утверждение или отрицание, следовательно, не предполагающий ответа.

    Риторическое обращение – обращение к предмету, отвлеченному понятию или к отсутствующему лицу; применяется как средство усиления выразительности речи.

    Повтор одних и тех же слов как прием для подчеркивания каких-либо важных деталей, а иногда и основной мысли.

    Умолчание – особый прием, сущность которого состоит в том, что оратор не до конца выражает (или раскрывает) мысль, предоставляя слушателям самим догадаться, что именно осталось невысказанным.

    Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

    Каламбур – риторическая фигура, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов.

    Антитеза – резкое противопоставление – понятий, мыслей, образов.

    Градация – такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (или ослабление) производимого впечатления.

    Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях комизма.

    Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

    Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.

    В зависимости от темы речи, аудитории, перед которой приходится выступать, ораторы применяют и многие другие приемы.

    Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь» [28, с. 186].

    Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки:

    • тема выступления должна быть определена и четко, лаконично, конкретно сформулирована;

    • говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

    Тема и целевая установка должны быть четко сформулированы оратором и для слушающих его, что облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.
    4. 4. Начало, завершение и развертывание речи
    В ораторских выступлениях выделяются три структурные части: вступление, основная часть, заключение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

    Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Оно должно завершить логический круг, закруглить речь, т.е. связать с началом. Последние слова должны мобилизовать слушателей, призывать их к активной деятельности.

    Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Продумывая структуру главной части, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы и ораторские приемы будет использовать.

    Основные методы преподнесения материала:

    • индуктивный – изложение материала от частного к общему; часто используется в агитационных выступлениях;

    • дедуктивный – от общего к частному; выступления пропагандистского характера;

    • метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов с тем, что хорошо известно слушателям;

    • концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором;

    • ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим;

    • исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

    Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

    Обязательным является соблюдение логической последовательности в изложении материала.

    К недостаткам выступления относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем, шаблонное (трафаретное) построение речи.
    Контрольные вопросы и задания


    1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

    2. Дайте определение понятия «контакт с аудиторией».

    3. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.

    4. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

    5. Что такое структура речи? Дайте характеристику ее основных элементов.

    6. Какие методы изложения материала Вы знаете?






    1   2   3


    написать администратору сайта