Главная страница
Навигация по странице:

  • Поэт-пророк и его сакральные функции

  • Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же

  • - Тема поэтического бессмертия

  • божие дела открыло

  • Г. Р. Державин Кузнечик

  • Афанасий Фет

  • Велимир Хлебников Кузнечик

  • Николай Заболоцкий Кузнечик

  • ЛЕКЦИЯ Творчество Ломоносова. Лекция 3 Творчество Михаила Васильевича Ломоносова (1711 1765). Задача


    Скачать 42.54 Kb.
    НазваниеЛекция 3 Творчество Михаила Васильевича Ломоносова (1711 1765). Задача
    Дата10.04.2022
    Размер42.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛЕКЦИЯ Творчество Ломоносова.docx
    ТипЛекция
    #460470

    Лекция № 3

    Творчество Михаила Васильевича Ломоносова

    (1711 – 1765).

    Задача: вопреки сложившимся популярным представлениям о М. В. Ломоносове понять истинный смысл деятельности реформатора русской культуры и словесности, творчество великого поэта – «патриарха русской поэзии» (В. Г. Белинский), и его огромное значение в становлении русской литературы.

    I. О «Ломоносовском мифе».

    XVIII век – эпоха, подверженная мифологизации в целом, поскольку судили о ней позднее во времена господства различных идеологических схем, которые подразумевали отрицательное отношение к прошлому России или его переформатирование. Окружен ореолами мифов и М. В. Ломоносов. Ломоносов был сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественнонаучный рационализм, просветительство и многое другое. Чтобы понять его феномен, потребовалось время, желание и серьезные исследования. Процесс этот оказался достаточно длительным, и в ходе его на первый план выдвигались различные образы Ломоносова: монархиста, обожествлявшего личности русских царей, крестьянина-интеллигента, превосходящего своими нравственными качествами дворянскую знать, истинно православного человека, стоявшего на страже православного вероучения, и др.

    Е. Н. Лебедев – известный историк русской литературы, автор книги «Ломоносов» писал о восприятии феномена Ломоносова: «Приходится с сожалением констатировать, что нынешнему поколению Ломоносов почти незнаком. Он даже не прочитан как следует. Если говорить о писателях и филологах, то они, за немногими исключениями, обращаясь к поэтическому наследию Ломоносова, несмотря на то, что отдают должное его выдающемуся историко-литературному значению, в глубине души все-таки не считают его поэтом («Ну, как же! Писал-то по должности»). На этом фоне легко восстанавливается примерный образ Ломоносова, который мог возникнуть в сознании непосвященного человека: вышел из низов, очень талантливый и очень русский, пришел с обозом в Москву, выучился, немцы не давали ему хода, он их бил по физиономиям, они в отместку замалчивали его открытия, он писал в целях самозащиты хвалебные оды Елизавете, высоко поднялся, но немцы его все-таки задушили. Все вроде бы так. И вместе с тем все — ложь».

    Действительно, поэт больше известен сегодня по мифологическому, созданному Н. А. Некрасовым хрестоматийному образу «архангельского мужика», который «По своей и божьей воле / Стал разумен и велик» (стихотворение «Школьник», 1856). К тому же, признавая ученость Ломоносова, мало кто сегодня представляет себе истинный масштаб его научных открытий

    II. Личность Ломоносова.

    Обращение к проблеме личности Ломоносова связано, с одной стороны, с выяснением природы истинного, а не мифологизированного пути выдающегося человека, с другой – с пониманием сущности петровских преобразований России, которая оказалась способной порождать яркие личности деятелей, творцов и созидателей новой культуры. Таких было много: например, односельчанином Ломоносова был Федот Шубин, ставший впоследствии выдающимся скульптором, академиком; сыном бедного сельского священника был В. К. Тредиаковский, сбежавший заграницу, окончивший Сорбонну и ставший замечательным русским поэтом и филологом. Вместе с Ломоносовым в Славяно-греко-латинской академии учились и были его товарищами Д. И. Виноградов – создатель русского фарфора, и С. П. Крашенинников – географ и путешественник, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки».

    - Как же складывалась личность Ломоносова? Вот здесь и приходится преодолеть мифы о нем. Да, он был крестьянином по происхождению. Однако крестьянство в Росси было разным. Беломорский Север, где родился Ломоносов, был деятельным и цветшим краем, где жили потомки новгородцев, незакрепощенные «черносошные крестьяне»1, свободные, предприимчивые и умелые, объединявшиеся в сильные земские «миры» (сельские общины с самоуправлением). Это «мирское» самоуправление было узаконено еще во времена Ивана Грозного. Такие крестьяне не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, а потому активно развивали промыслы, ремесла, товарное хозяйство и торговлю. Главным занятием на Севере были морские промыслы. Поморы строили и снастили речные и морские суда, их «кормщиков» (капитаны) владели основами навигации и пользовались компасом, смело ходили в Ледовитый океан, добираясь до Груманта (Шпицбергена) и Новой Земли. Добывали тюленя, рыбу, которыми торговали. Занимался таким промыслом и отец Ломоносова – Василий Дорофеевич, человек предприимчивый и богатый. У него были суда, на которых вместе с отцом плавал и Ломоносов.

    Здесь же, в родной деревне, Ломоносов научился читать и писать, увлекся книгами. Занимался он сам, найдя в семье односельчанина, имевшего прекрасную библиотеку (!), учебные книги – «Грамматику церковнославянского языка» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, вышедшая в Москве в 1680 году. По ней он познакомился с книжной поэзией, тем более наглядно, что мог увидеть, как знакомые ему слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. Учиться Ломоносову было нелегко. Он сам вспоминал об этом в письме И. И. Шувалову (май 1753 года): «Я <…>, имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы»

    - В это время Ломоносов и увлекся церковнославянской книжностью. И скоро стал читать в местной церкви на клиросе «Апостол» и другие книги, «расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностию и ломкостию голоса». И. И. Лепехин – замечательный русский ученый, хорошо знавший Ломоносова, напишет о том, что он «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и по здешнему обычаю жития святых, напечатанные в прологах, и в том был проворен, а притом имел у себя природную глубокую память». Эти сведения очень важны для понимания того, как хорошо Ломоносов знал церковную литературу и язык, что отразится позднее и в его филологических разысканиях, и в поэтике его произведений.

    - На формирование личности Ломоносова оказало влияние и еще одно обстоятельство. Север ко времени детства Ломоносова стал подлинной сокровищницей русской культуры: ведь там жили своими крупными общинами старообрядцы, уехавшие или сосланные из центральной России. Главным их богатством были древние реликвии, иконы и книги, которые они увезли с собой, да и сами они были носителями древней культуры и образованности. Видимо, это и привлекло Ломоносова, который примерно два года активно общался со старообрядцами, читал их книги, участвовал в церковном служении. Подводя предварительный итог, можно сказать, что Ломоносов на родине получил хорошее образование, то есть такое, какое могла ему дать русская традиция. Он имел хорошие математические навыки, знал церковнославянский язык, был прекрасно начитан. Но он тянулся к еще большим знаниям, к науке, но изучить ее можно было только в том случае, если ты знаешь латинский язык – язык науки и образования в то время. Вот почему в 19 лет он бежит из дома – «ради учения».

    - Учится он в Москве в Славяно-греко-латинской академии, в народе ее называли «Спасскими школами». Путь к знаниям оказался очень сложным: например, Ломоносову пришлось обманывать (и не раз) руководство академии, поскольку в 1728 году вышел указ, запрещающий учить крестьянских детей, потому он вынужден был объявлять себя то дворянским сыном, то сыном священника, что было чревато самыми серьезными карами. Были и другие обстоятельства, мешавшие учебе. Прежде всего – это «несказанная бедность», когда, как пишет сам Ломоносов, «имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды». Однако, подчеркивает он, «таким образом жил я пять лет и наук не оставил». Не оставлял он обучение даже тогда, когда над ним смеялись6 «школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!». Но, перешагивая несколько классов, он прекрасно выучил латынь, закончил классы поэтики и риторики. И, наконец, благодаря заступничеству сподвижника Петра I – архиепископа Феофана Прокоповича, он отправляется в Германию (1735), где получить блестящее естественнонаучное образование и станет поэтом (свою первую оду «На взятие Хотина» он написал в 1739 году еще в Германии).

    [Это краткий анализ личности Ломоносова. Чтобы объемнее представить себе время и жизнь Ломоносова посмотрите фильм «Михайло Ломоносов» 1986 года. О детстве – часть 1 «От недр своих», 1-3 серии; об учебе – часть 2 «Врата учености», 1-3 серии. Можно прочитать: Лебедев Е. Ломоносов. М., 1990; Астафуров В. И. Для славы народа российского. М., 2001].
    III. Реформаторская деятельность М. В. Ломоносова.

    Правильное понимание Ломоносова возможно лишь с учетом всех его многообразных устремлений. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» — эти пушкинские слова ориентируют на рассмотрение ломоносовского наследия в его совокупности. О том, что первым русским поэтам и писателя приходилось быть строителями и созидателями новой русской культуры и литературы, говорилось в лекции о русском классицизма. Поэтому коротко скажем о культурных и созидательных инициативах Ломоносова, которыми он занимался, наряду со свой активной научной деятельностью, прожив всего 55 лет. Действительно, уникальная и универсальная личность!

    - Реформа стихосложения. Познакомившись с трактатом В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), Ломоносов излагает свою концепцию стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739), где отмечает прежде всего национальный характер стиха: «Первое и главнейшее мне кажется быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». В «Письме…» представлены и описаны все элементы русской силлабо-тонической системы. К нему Ломоносов приложил написанную новой метрикой оду «На взятие Хотина».

    - Риторическая организация коммуникативного пространства культуры. Новая культура предполагает и новый тип организации коммуникации в обществе. Этим объясняется внимание Ломоносова к риторике – к науке о речепроизводстве в коммуникативном пространстве культуры. Его «Краткое руководство к риторике» вышло в 1748 году, было оно необычным, поскольку раньше о риторике писали либо на церковнославянском, либо на латинском языке. Ломоносов же мыслит о русском, когда говорит: «Красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная оп сему искусству материя называется речь или слово». Здесь были представлены не только рассуждения Ломоносова о стиле, фигурах, но и о поэзии и прозе, а также даны его блестящие переводы античных и европейских авторов. По сути, книга Ломоносова стала первой в России хрестоматией мировой литературы.

    Другой важной работой Ломоносова было «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», в котором обоснована идея церковнославянского наследия в русской культуре, идея преемственности, а также – теория трех штилей, значимая тем, что в ней Ломоносов указал на основные источники формирования русского литературного языка (церковнославянский язык и общеупотребительный русский).

    - Лингвистическая концепция. Трудная задача построения русского литературного языка нового времени решалась в спорах и исканиях. Создание норм и упорядоченностей языка – вот чем руководствовался Ломоносов, создавая «Российскую грамматику». Она стала первой научной грамматикой русского языка. В предисловии Ломоносов писал: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностью мест, где лон господствует, но купно и собственным свои пространством и довольствием велик перед всеми в Европе», и сравнивал язык с необъятным морем, которое он и попытался измерить, установив правила и нормы.

    - Историческая концепция. Идея написания истории была связана не только со спорами Ломоносова и немецких академиков-историков, которые в то время занимали ведущее положение в Академии Наук, но и с пониманием, что новой русской культуре нужна «историческая память», память о корнях и истоках. Поэтому Ломоносов был так активно настроен против «норманской теории» немецких академиков и сам занялся историческими разысканиями. Цель своих трудов он определял так: «Коль великим счастьем я себе почесть могу, ежели моею возможною способностью древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются». «Древняя российская история» Ломоносова была издана уже после смерти автора (1766), хотя раньше он успел опубликовать «Краткий российский летописец с родословием», где были изложены исторические события с 862 года по 1725-й. Нужно отметить, что Ломоносов был блестящим историком и знатоком русской истории, вопреки мифам о том, что «история не была его делом», которые повторяются и сегодня. Он знал русскую историю несоизмеримо лучше, чем немецкие академики и многие его современники, ведь он провел бесчисленные часы над чтением древних книг – и дома в деревне, и во время учебы, например, в Киево-Могилянской академии2, где была прекрасная библиотека.

    IV. Поэтическое творчество Ломоносова.

    Поэзия стала главным творческим делом Ломоносова, хотя он писал и в других жанрах (например, трагедии). И дело не только в том, что Ломоносов оставил нам обширное лирическое наследие, а в том, что и здесь он выступил в роли первопроходца и реформатора. По сути, его главным достижением стало строительство новой русской поэзии, которая, как известно, была плохо знакома русскому читателю. В древнерусской литературе поэтическое творчество в основном развивалось в фольклоре и редких образцах книжных текстов, в XVII веке появляется силлабическая поэзия, носившая элитарный характер. Теперь наступает время формирования новой светской культуры, и поэзии в ней должно принадлежать свое место. Поэтому Ломоносову необходимо было создать и язык новой поэзии, обосновать такие важные концепты, как Поэзия, Поэт, Поэтическое говорение, которых не знала предшествующая русская традиция. Ломоносов успешно справляется с этой задачей: по сути, он «выстроил» здание русской поэзии, она развивалась дальше по тем линиям и законам, которые были найдены им. Именно поэтому русские поэты прекрасно знали Ломоносова, вторили ему, вступали с ним в поэтический «диалог», что будет показано ниже, хотя и коротко.

    - Образ поэта-гражданина. Идея о гражданском предназначении поэта, которую мы знаем больше по стихотворению Некрасова «Поэт и гражданин», обоснована была Ломоносовым в стихотворении «Разговор с Анакреоном» (обратите внимание на этот стих, он еще нам понадобится в будущем!!!!). Этот текст построен как диалог двух поэтов – Анакреона и Ломоносова, которые, как это и принято в разговоре любых поэтов, говорят о поэзии. Анакреон – знаменитый древнегреческий поэт, один из девяти величайших лириков античности, был широко известен в Европе и в России уже начала XVIII века, его творчество положило начало целому направлению в поэзии – анакреонтике. Его поэзия – поэзия любви, простых человеческих радостей, умеренности. Вот и в стихотворении Ломоносова он излагает свою позицию: «…гусли поневоле / Любовь мне петь велят». Однако Ломоносов, который тоже хотел бы петь о «нежной любви», отвечает:

    Мне струны поневоле

    Звучат геройский шум.

    Не возмущайте боле,

    Любовны мысли, ум;

    Хоть нежности сердечной

    В любви я не лишен,

    Героев славой вечной

    Я больше восхищен.

    Анакреон далее рассуждает о своей возлюбленной Музе и ее изображении (а Муза у него своя, анакреонтическая). Ломоносов же говорит в ответ о своей «возлюбленной», о своей Музе, которая вдохновляет его как поэта:

    Изобрази Россию мне,

    Изобрази ей возраст зрелой

    И вид в довольствии веселой,

    Отрады ясность по челу

    И вознесенную главу…

    Так Ломоносов и формулирует позицию русского поэта-гражданина: он тяготеет к изображению высокого, героического и прекрасного, а главный предмет его творческого служения – государство и родина. Действительно, гражданская тематика будет привлекать внимание всех русских поэтов (Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Ахматова, Берггольц, Евтушенко, Вознесенский и многие другие).

    Таким образом ода – излюбленный жанр Ломоносова-поэта, и стала под его пером именно гражданским жанром, поскольку была посвящена государству и России. Хотя и тут мы можем встретиться с очередной мифологической конструкцией, представляющей оду как похвальную, восхваляющую монарха. Это в корне неверно, но навязывается с поразительной настойчивостью школьникам, у которых нет достаточных интеллектуальных ресурсов, чтобы определиться в теме. А они таковы: да, оды посвящали монархам, но в те времена монарх был символом, знаком государства и его процветания, и какие-то важные даты, связанные с монархом, были не его личным делом, а государственными праздниками. Ведь чаще всего оды посвящались дню восхождения на престо, тезоименитству (день памяти того святого, в часть которого назван монарх) или рождению наследника. А потому торжества в честь этих дат воспринимались в то время как праздники российского государства. Если учесть при этом, что автор оды – Поэт, пророк, восторженный к небесам и вещающий божественные истины, то становится понятным, что через его уста передается нам представление об идеальном, прекрасном государстве, какой и показана Россия в одах Ломоносова («рай», «Эдем»).

    - Поэт-пророк и его сакральные функции. Эта идея Ломоносова стала одной из определяющих. Ведь он не только определил поэтическое вдохновение как восторг (с этой темой вы знакомы по материалам семинара), изначально помещая Поэта и Поэзию в область духовно-религиозной традиции3, но и прямо говорил о пророческом служении Поэта. Например, стихотворение 1747 года:

    Устами движет Бог; я с ним начну вещать.

    Я тайности свои и небеса отверзу,

    Свидения ума священного открою.

    И дело стану петь, несведомое прежним!

    Ходить превыше звезд влечет меня охота,

    И облаком нестись, презрев земную низкость.

    Этот текст можно считать переводом из «Метаморфоз» Овидия, чего Ломоносов и не скрывал. Однако русский читатель, мало знавший Овидия, но воспитанный на религиозных текстах, воспринимал стихотворение в иной системе. Обратим внимание на первую строку – «Устами движет Бог…», она отсылает нас к книге «Исход» (Ветхий Завет), где описывается исход евреев из египетского плена под руководством пророка Моисея. Именно его – простого пастуха, выбрал бог для этой миссии. Поначалу Моисей сомневался, в том числе и потому, что «не речист» (косноязычен – О. М. Г.). Читаем: «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый <…>, я тяжело говорю и косноязычен» (Исх., 4: 10). И бог ответил ему: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что говорить». Такие ассоциации были хорошо понятны русскому читателю, и Ломоносов, несомненно, сам конструировал связь с ветхозаветным текстом. Таким образом, мы можем говорить о том, что Поэт здесь уравнен с пророком, который открывает людям божественные истины (так и было в истории Моисея4). Еще очень важно у Ломоносова местоположение Поэта – он житель неба («превыше звезд»).

    Итак, сакральная функция Поэта состоит в том, что от способен к откровениям, ясновидению, передаче высших священных истин. Он видит мир не «телесными очами», а духовными. Например: «Я духом зрю минувши веки», «О мыслей наших рай прекрасный!». Именно на этой волне появляется в поэзии Ломоносова такое стихотворение

    Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф,

    когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии

    для Академии, быв много раз прежде за тем же

    Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

    Коль больше пред людьми ты счастье одарен!

    Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

    И наслаждаешься медвяною росою.

    Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

    Но в самой истине ты перед нами царь;

    Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен,

    Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

    Что видишь, все твое; везде в своем дому,

    Не просишь ни о чем, не должен никому.

    Казалось бы, это стихотворение о простом кузнечике. Однако Ломоносову удалось открыть неисчерпаемый источник смыслов в этом произведении: неслучайно, русские поэты вслед за ним так часто будут писать позднее о кузнечиках [некоторые примеры из этого ряда произведений см. в: Приложение в конце файла]. Дело в том, что этот сюжет восходит к античной традиции, прежде всего к трактату древнегреческого философа Платона «Федр», где рассказан миф о кузнечиках или цикадах. По Платону, кузнечики до рождения Муз были простыми людьми, но, когда появились Музы они, в отличие от многих других, так увлеклись искусством, так заслушались музыкой, что перестали есть и пить, а боги за такое почитание превратили этих людей в кузнечиков – летающих, поющих и питающихся только росой. То есть они стали божественными созданиями – служителями муз, мусикийными существами (от др.-гр. слова μοῦσα – муза). Таким образом, в этом стихотворении Ломоносов размышляет о двух половинках своей личности: с одной стороны, он чиновник, едет опять просить о чем-то у императрицы, с другой – он поэт, как кузнечик, служитель муз, которого могут считать «презренной тварью», но на самом деле поэт-кузнечик – ангел, и он свободен.

    - Тема поэтического бессмертия. Эту тему, хорошо известную нам по творчеству А. С. Пушкина, например, включает в русское культурное пространство Ломоносов. Он первым пишет стихотворение «Памятник»:

    Я знак бессмертия себе воздвигнул

    Превыше пирами и крепче меди,

    Что бурный Аквилон сотреть не может,

    Ни множество веков, ни едка древность.

    Не вовсе я умру; но смерть оставит

    Велику часть мою, как жизнь скончаю.

    Я буду возрастать повсюду славой

    <…>

    Это стихотворение восходит к знаменитой 30-й оде Горация «К Мельпомене» («Exegi monumentum…»). Так Ломоносов «подключает» русскую поэзию к великой античной традиции и делает неотъемлемым атрибутом Поэта право на поэтическое бессмертие. Неслучайно русские поэты будут писать свои подражания 30 оде Горация (Державин, Пушкин, Брюсов, Маяковский, Я. Смеляков и др.), а «бессмертие» станет одной из главных тем для поэтической рефлексии в лирике XVIII–XX веков.

    - Религиозная поэзия. Сакральный статус Поэта, пусть даже он человек светский, позволяет ему обращаться к религиозно-философскому осмыслению мира и человека. Именно по этой причине первые русские поэты так часто обращались к жанру переложения псалма. Писал такие переложения и Ломоносов. Но создал он и другие шедевры религиозной поэзии. Например, «Ода, выбранная из Иова»5 или дилогия «Вечернее размышление о Божием величестве…» и «Утреннее размышление». Обращаю внимание на этот аспект, так как одной из самых характерных черт русской поэзии после Ломоносова станет именно ее религиозный характер, вплоть до сегодняшнего дня. Посмотрим, какова семантика «Размышлений».

    Почему дилогия начинается именно с вечера? Потому что в религиозной традиции это как бы изначальное время, как ни странно. Ночь, темнота – время одиночества человека, его потерянности, так как в мире нет света – символически означающего божественное присутствие:

    Лице свое скрывает день;

    Поля покрыла мрачна ночь;

    Взошла на горы черна тень;

    Лучи от нас склонились прочь;

    Открылась бездна звезд полна;

    Звездам числа нет, бездне дна.

    В такой ситуации, не имея опоры, человек теряется. Ломоносов показывает это очень интересно: человек чувствует себя как «песчинка», «мала искра», «тонкий прах» (в данном случае прах – это пыль), он «смятен». Но, главное, он начинает даже сомневаться в боге, в том, «коль велик творец». Но вот наступает утро и появляется свет:

    Уже прекрасное светило

    Простерло блеск свой по земли

    И божие дела открыло:

    Мой дух, с веселием внемли;

    Чудяся ясным толь лучам,

    Представь, каков зиждитель сам!

    Когда утром появляется свет и сияние, человек видит, что мир прекрасен, он видит чудо божественного творения, красоту мира, которых не было видно во тьме. И человек принимает это чудо и верит в силу бога:

    Творец! покрытому мне тьмою

    Простри премудрости лучи

    И что угодно пред тобою

    Всегда творити научи,

    И, на твою взирая тварь,

    Хвалить тебя, бессмертный царь.

    Одним из самых ярких произведений русской поэзии, которое ориентировано на эту дилогию Ломоносова, является хрестоматийное и до сих пор непрочитанное по существу стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро».

    Выводы:

    - Ломоносов – яркая личность новой русской культуры, порожденная произошедшими в ней преобразованиями.

    - Главная направленность его творческой деятельности связана стремлением к устроению нового русского культурного и литературного пространства, чем определяется целый ряд его реформаторских инициатив в области языка, риторики, истории, поэзии.

    - Ломоносов создал фундаментальные основания для развития русской литературы и поэзии (поэтические концепции, темы, сюжеты, образный ряд).

    Приложение
    Г. Р. Державин

    Кузнечик

    Счастлив, золотой кузнечик,
    Что в лесу куешь один!
    На цветочный сев лужечик,
    Пьешь с них мед, как господин;
    Всем любуяся на воле,
    Воспеваешь век ты свой;
    Взглянешь лишь на что ты в поле,
    Всем доволен, всё с тобой.
    Земледельцев по соседству
    Не обидишь ты ничем;
    Ни к чьему не льнешь наследству.
    Сам богат собою всем.
    Песнопевец тепла лета!
    Аполлона нежный сын!
    Честный обитатель света,
    Всеми музами любим!
    Вдохновенный, гласом звонким
    На земли ты знаменит,
    Чтут живые и потомки:
    Ты философ! ты пиит!
    Чист в душе своей, не злобен,
    Удивление ты нам:
    О! едва ли не подобен,
    Мой кузнечик, ты богам!

    (1802)

    Афанасий Фет

    Как здесь свежо под липою густою,
    Полдневный зной сюда не проникал,
    И тысячи висящих надо мною
    Качаются душистых опахал.

    А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
    Колебляся, как будто дремлет он.
    Так резко-сух снотворный и трескучий
    Кузнечиков неугомонный звон.

    За мглой ветвей синеют неба своды,
    Как дымкою подернуты слегка,
    И, как мечты почиющей природы,
    Волнистые проходят облака.

    Велимир Хлебников

    Кузнечик

    Крылышкуя золотописьмом
    Тончайших жил,
    Кузнечик в кузов пуза уложил
    Прибрежных много трав и вер.
    - Пинь, пинь, пинь! - тарарахнул
    зинзивер.

    О, лебедиво!
    О, озари!

    (1909)

    Николай Заболоцкий

    Кузнечик

    Настанет день, и мой забвенный прах
    Вернется в лоно зарослей и речек.
    Заснет мой ум, но в квантовых мирах
    Откроет крылья маленький кузнечик.

    Над ним, пересекая небосвод,
    Мельчайших звезд возникнут очертанья,
    И он, расправив крылья, запоет
    Свой первый гимн во славу мирозданья.

    Довольствуясь осколком бытия,
    Он не поймет, что мир его чудесный
    Построила живая мысль моя,
    Мгновенно затвердевшая над бездной.
    Кузнечик - дурень! Если б он узнал,
    Что все его волшебные светила
    Давным-давно подобием зеркал
    Поэзия в пространствах отразила!



    1 Слово «черный» в то время обозначало «никому не принадлежащий, общий». Черносошные крестьяне свободно распоряжались участками земли, на которых они жили.


    2 Киево-Могилянская академия (1659–1817) – первая в Восточной Европе православная высшая школа. Название получила по имени основателя - митрополита Петра Могилы. В академии в разное время учились Ф. Прокопович, М. Смотрицкий – основатель славянской филологии (по его «Грамматике» учился Ломоносов), один год провел в стенах академии и сам Ломоносов.

    3 Еще один пример для понимания: образ восторга, восхождения, связанный с мистическим приобщением к сакральному миру, можно считать общепринятым для религиозной традиции. Так, св. Иоанн Дамаскин, тексты которого высоко ценил Ломоносов, писал: «Востечем на таинственную гору, превыше житейских и вещественных помыслов, и вшедши в Божественный и непроницаемый мрак в свете Божием воспоем…».


    4 Если вы хотите вникнуть в глубинный смысл сравнения поэта с пророком, которым будут руководствоваться и все последующие русские поэты, познакомьтесь подробнее с сюжетом Моисея или «египетского плена». Можно по тексту Библии, но вполне допустимы и другие варианты – пересказы, изложения этого сюжета или фильмы. Есть замечательный фильм «Исход: цари и боги» (2014, Англия, США).

    5 Об этой оде блестящую и очень интересную статью написал Юрий Михайлович Лотман (Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова). Почитайте.


    написать администратору сайта