Лекция Европейское средневековье
Скачать 19.3 Kb.
|
Лекция 3. Европейское средневековье Сре́дние века́ (Средневеко́вье)(1) — исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. Отечественная и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (официально империя прекратила свое существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрекся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако любая периодизация периода носит условный характер. Гиббон Эдвард (англ.) 1736-1794, богат, изучал историю средневековья: - верь в разум, а не в христианство - Римская империя распалась, потому что никто не хотел воевать, процветало рабство, найм варваров на службу, падение морали в обществе Анри Перен (бельг.) 1862-1935, ученый, ректор, был в плену у немцев в первую мировую, «Магомед и Карл Великий» - популярный труд - экономика Рима и ее кризис в раннее средневековье совпали с нашествием варваров – причина распада Римской империи - арабские завоевания и нарушение торговли и торговых путей Христианство и его роль в эпоху средних веков Иудейская церковь и ислам Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио, в которых содержались остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали и итальянские городские повести — новеллы. Религиозность простых людей была своеобразной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мистерий, народных праздников распевались непристойные песни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре. Народные праздники, карнавалы, занимали в жизни народа Западной Европы в средние века довольно много времени. Они были выражением своеобразной смеховой культуры, к созданию которой имел доступ простой человек. Наиболее ярким проявлением смеховой культуры был карнавал. Карнавалы имели языческое происхождение (само слово по-латыни означает буквально «мясо, прощай») — тут очевидная связь с жертвоприношениями. Карнавал не знал разделения на зрителей и исполнителей. Все люди, выходившие на улицы средневековых городов в Европе, становились участниками карнавального действия. Это было беззаботное веселье после тяжелых трудов, пародийное осмеяние всего высшего в официальной жизни. Шут на карнавале становился королем, гротескное мироощущение проявлялось в «празднике дураков», пародировалось самое святое — христианская литургия, богослужение и другие обряды. В моде были песенки, высмеивающие монахов и священников. Так, например, молодежь в Кельне в XI веке распевала шутовскую песенку, которая начиналась словами: Я желал бы умереть Не в своей квартире, А за кружкою вина Где-нибудь в трактире. Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бродячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротескное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализованное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в сатирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных образах вурдалаков, чудовищ и т.п. Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие: - Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения. - Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы. Началась математизация физики. - Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии. Математические достижения Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии десятичную систему исчисления. Она проникла Ближний Восток в эпоху Сасанидов, когда Персия, Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия. Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии. Они создали единую концепцию действительных чисел путем объединения рациональных чисел и постепенно стёрли грань между рациональными числами и иррациональностями. Арабские математики совершенствовали методы решений 2-й и 3-й степеней, решали отдельные типы уравнений 4-й степени. Тригонометрия была создана арабскими математиками. В работах аль-Баттани содержится значительная часть тригонометрии, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса. Достижения в физике Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля, требовали постоянного совершенствовании методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие науки о равновесии, создание многочисленных конструкций, различных видов весов. Астрономия. Существенный вклад внесен арабскими учёными и в астрономию. Они усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел. Арзахель составил Толедские планетные таблицы. Они оказали значительное влияние на развитие тригонометрии в Западной Европе. Вершиной в области наблюдательной астрономии стала деятельность Улугбека. Он построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, имевшую гигантский двойной квадрант и много других астрономических инструментов (азимутальный круг, астролябии, трикветры, армиллярные сферы и др.). В обсерватории были созданы "Новые астрономические таблицы", который содержали изложение теоретических основ астрономии и каталог положения 1018 звезд. Алхимия в средневековье В средневековой алхимии (расцвет пришёлся на XIII-XV вв.) выделялись две тенденции. Первая тенденция - мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности ртути в золото) и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения. В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею "философского камня" - гипотетического вещества, ускорявшего "созревание" золота в недрах земли. Это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, дающий бессмертие. Вторая тенденция - была больше ориентирована на конкурентную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним относят способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др. Средневековое мировоззрение постепенно начинает ограничивать и сдерживать развитие науки. Поэтому необходима была смена мировоззрения, которая произошла в эпоху Возрождения. Заключение «Никогда история мира не принимает такой важности и значительности, никогда не показывает она такого множества индивидуальных явлений, как в средние века». (Н.В. Гоголь) Техника возникла вместе с возникновением человека, и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации и не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вопрос не ставился вообще. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи средневековья сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Выдвигался идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Этот идеал в конечном итоге привел к дисциплинарной организации науки и техники. Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, в том числе и на развитие науки. Долгое время средневековье характеризовали как период духовного упадка, период между великими эпохами: античностью и возрождением. Но без этого времени, без его открытий и технических усовершенствований, наступление нового времени было бы невозможно. Технические успехи возрождения стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий средних веков, которые взятые вместе раскрыли перед Европейцами большие возможности управления и, в конечном счете, понимания мира, чем они могли бы получить от классического наследства. |