Лекция мировоззрение план Понятие, структура, функции мировоззрения
Скачать 435.5 Kb.
|
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК ЛЕКЦИЯ 1. ЧЕЛОВЕК КАК ЧЕЛОВЕЧЕСТВО План: 1. Человек как философская проблема. Исторический характер представлений о человеке. 2. Исходные понятия философской антропологии: человек, человечество, сущность и существование человека. 3. Проблема антропогенеза. Фундаментальные специфические характеристики человека. Человек как философская проблема. Исторический характер представлений о человеке. Можно различать антропологию и антропологизм в широком и узком смысле слова. В широком смысле: антропологизм - это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характеристика и философии. Любая форма философского мировоззрения включает в себя проблему человека, т.е. антропологическую проблематику в широком смысле. Философская антропология в широком смысле - это учение о сущности (сущностной структуре) и существовании человека, о его основных отношениях (к природе, обществу, другим людям и самому себе, к Богу), о его происхождении, основных категориях и законах его бытия. В истории европейской философии выделяются: I. античность Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов: 1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм, т.е. малый мир, отображение и символ макрокосма (т.е. космоса, Вселенной). Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса и при этом является частью космоса. 2. природа человека двойственна, поскольку человек состоит из души и тела. Аристотель понимает человека как живое целостное существо 1) наделённое разумной душой 2) обладающее способностью к общественной деятельности («человек есть политическое животное»). 3. человек рассматривается как нравственное существо. Нравственное предназначение человека состоит в самосовершенствовании человека через познание. Добродетельным может быть только знающий человек. Добродетель понималась как умение человека быть счастливым, умение отличать подлинные ценности от мнимых. II. Средние века Считается, что человек сотворён по образцу и подобию Бога. Человек должен стремиться сохранять это богоподобие. Грехопадение разрушает богоподобие человека, его единство с Богом. Однако божественное и человеческое начала едины в Христе. У человека остаётся возможность спасения через искупительную жертву Христа. Согласно средневековому мировоззрению, величайший грех человека - гордыня. Гордыня - это претензия человека на самодостаточность, на то, чтобы обойтись без Бога во всём (отказ от божественной благодати). В Средние века рождается представление о внутреннем человеке, или о личности. Внутренняя личность складывается из 3-х сил, способностей: 1. разум (способность мышления) 2. воля (способность желать) 3. сердце (способность любить). В целом человек рассматривается как личность, поступки которой основаны на свободе воли. Добродетель человека связывается с благой волей, или с чистым сердцем. III. эпоха Возрождения Философия основывается на принципе антропоцентризма. Позиция человека в мире оказывается центральной, и человек оказывается в центре внимания философа, учёного и художника. Принцип антропоцентризма конкретизируется в титанизме. Титанизм провозглашает, что человек в своих творческих проявлениях почти равен Богу (он могуч и универсален в своих творческих проявлениях). Достоинство человека заключается в его способности быть творцом самого себя. IV. эпоха Нового времени Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования - это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механизмом (общим у человека с животными). Может показаться, что Декарт повторяет Аристотеля, но это не так. Блез Паскаль человека считал чудом и полем противоречий, человек есть парадокс для самого себя. С одной стороны, человек есть самое беззащитное существо во Вселенной, которое приходит в трепет от осознания окружающей его неведомой бесконечности («Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»). Существование человека трагично, т.к. человеку открылись 2 бездны: 1. бесконечность мира, который к человеку равнодушен 2. собственный смертный удел (неизбежность смерти). Человек не может до конца постичь эти вопросы. Человек не просто самое беззащитное существо во Вселенной, но и самое совершенное. «Человек - это мыслящий тростник» (т.е. считается, что человек возвышается над Вселенной, т.к. знает, что умрёт, и что Вселенная в конце концов его подавит, погубит; в то время как Вселенная не знает ничего). V. немецкая классическая философия:
Немецкий идеализм представлен работами Канта, Фихте, Гегеля; материализм - Фейербаха. Заслуга немецкого идеализма состоит в провозглашении того, что 1. человек - это духовно-нравственное существо (Кант, Гегель) 2. идея субъектности, творческой активности человека (Гегель): человек есть субъект духовной деятельности, изучающий мир культуры, человек - это носитель общезначимого сознания, так называемого «духа». 3. идея историчности человека: человеческий род имеет историю, и каждый человек в своём развитии её повторяет. Немецкий классический идеализм рассматривает человека через две категории: 1) категорию самосознания 2) категорию деятельности. Согласно немецкому классическому материализму, человек - это чувственно-телесное существо; это конкретное «я», обретающее свою человечность в общении со столь же конкретным «ты». VI. марксизм Считает определяющим в поведении человека труд, взятый в единстве с его социальной формой. VII. философия жизни Видит специфику человека в феномене жизни. Разуму противопоставляется бессознательное как глубинный источник поведения человека. На первый план выдвигаются внемыслительные способности человека (чувства, воля, интуиция в самом широком смысле). Исходные понятия философской антропологии Человек Человек - это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Когда употребляют слово «человек», то имеют в виду: 1. род человеческий, или человечество 2. отдельного представителя этого рода, т.е. индивида (индивидуума). Индивидуум (в переводе с латинского - «неделимый) - это обозначение отдельного человека в отличии от коллектива, общества в целом. Этим понятием предполагается, что человек в качестве обособленного существа входит в ту или иную социальную общность. Индивид. Человек как индивид есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Человечество Человечество - это мировое сообщество людей, т.е. все, жившие когда-то и ныне живущие люди (это определение человечества как номинальной общности). Человечество внутри себя очень сложно дифференцировано и структурировано: по
Однако понятие «человечество» выражает идею единства, целостности, той надбиологической, планетарной общности, которая называется «род человеческий» (или «род человека»). Почему человечество сохраняет своё единство? Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Он считал, что имеются объективные основания для того, чтобы избежать тупика, тупикового пути развития, под которым понимается обособление людей друг от друга. Книга «Феномен человека» (глава «сверхжизнь»). Основания: 1. естественная замкнутость пространства Земли (округлая поверхность планеты). «Если бы люди жили на бесконечном плоском пространстве, то их обособление могло бы привести к прекращению как биологических, так и культурных связей между людьми». Он выдвигает идею «наложения воли влияния», которое неизбежно приводит к срастанию отдельных элементов человечества. 2. культура, достижения которой способны ассимилироваться (заимствоваться) всем видом gomo sapiens. Развитие культуры привело к появлению невозможных в животном мире средств и каналов информационного обмена, а именно
С развитием культуры возрастает сложность человеческого целеполагания - это означает, что реализация многих современных проектов требует совместных действий всё большего и большего числа людей (действий, связанных с реализацией проектов по решению глобальных проблем). Человечество ныне вплотную подошло к созданию единой сети производства информации, а также хранения и обмена ею. 3. уникальная особенность зоологической группы (семейства) гоменидов (гомениды - это высшие человекообразные обезьяны). Человечество - это уникальный вид, который, разделяясь на подгруппы, покрывает землю сплошной оболочкой, не образуя разрывов. «Человечество распускается целиком как единый лист, в котором видимые прожилки вплетены в общую ткань и лишь скрепляют целое». Поэтому в биологических рамках человечества принципиально возможно и практически осуществимо образование единого генофонда. Человечество можно рассматривать не только как планетарное, но и как космическое явление. Этот подход реализован в узком космизме, представителями которого являются Циолковский, Вернадский (выступал сторонником идеи бессмертия жизни и идеи последовательного перехода биосферы в ноосферу). Сущность человека Сущность человека - это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности. Признаки сущности человека: 1. сущность человека имеет родовой характер Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода. Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности. 2. сущность человека носит деятельный характер - это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности. Деятельный характер сущности человека выражается через понятие «сущностные силы человека» - это универсальные возможности человека как родового существа, реализующиеся в процессе истории; это побудительные факторы и средства, а также способы человеческой деятельности (потребности, способности, знания, умения, навыки). Сущностные силы человека носят предметный характер. Каждой способности и, соответственно, каждой потребности человека соответствует свой предмет в мире культуры. Таким образом, сущностные силы человека предполагают наличие предметности особого рода - социальной предметности (см. фрагмент о человеке как предметном существе в «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Карла Маркса // Советское собрание сочинений, том 42, стр. 118 - 124). 3. сущность человека носит общественный характер. Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений (например: система отношений, выражающая разделение трудовых функций в первобытном коллективе, а также принципы распределения произведённого продукта). Во внутреннем мире индивида эта система отношений представлена в виде ценностных и нормативных регуляторов:
Все качества, присущие отдельны людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются
Каждое из этих качеств реализуется только как отношение данного человека (носителя этих качеств) к другому человеку. В этом указанном аспекте родовая сущность человека выступает как синоним социальной сущности. 4. сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер. Это означает, что 1) когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других. 2) сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она (сущность человека) есть совокупность всех общественных отношений» (Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»). Существование человека Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувством. Классическая философия (XVII - сер. XIX вв.) отдавала предпочтение сущности человека. Считалось, что сущность проявляет себя в существовании. Неклассическая философия (XX в.) утверждает, что познавать человека следует, исходя именно из категории «существование». Например: в философии экзистенциализма человек совпадает с его существованием, т.е. человек есть его собственное существование и ничего сверх того. Представитель атеистического экзистенциализма Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» 1946 г. высказал следующие мысли: 1. человек есть такое бытие, у которого существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы эту природу задумал. Человек сначала существует и только лишь потом определяется. Человек - это свобода. 2. человек изначально не представляет собой ничего. Он становится впоследствии тем, чем он сделает себя сам => человек является не только таким, каким он себя представляет, но и таким, каким он хотел бы себя представлять (это тоже его реальность). 3. человек - это проект, т.е. существо, которое устремлено к будущему и при этом осознаёт, что он проецирует себя в будущее. 4. человек ответственен за то, кто он есть, но также и за всех остальных людей. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще». Человечество можно определить и через экзистенциальный смысл: человечество - это общность существования всех людей на Земле в том смысле, что выбор каждого человека так или иначе становится значимым для всех остальных людей. Сравнительная характеристика сущности и существования:
Проблема антропогенеза АНТРОПОГЕНЕЗ - это исторически длительный (от 3,5 до 4,5 млн. лет) период становления человека. Происхождение человека и возникновение общества - две неразрывно связанные стороны единого процесса, получившего название «антропосоциогенез». Можно выделить 2 аспекта анализа процесса антропогенеза: 1. социально-философский (это и есть проблема антропогенеза) В его рамках изучаются закономерности и механизмы преобразования стадных отношений, регулируемых на биологическом уровне (т.е. инстинктивно), в первичную надбиологическую (социальную) связь. Здесь возникает проблема критериев отграничения стадности от социальности, животного от человеческого. Конкретный вариант этой проблемы: трудятся ли животные? Имеется ли у животных сознание? Социально-философский аспект включает в себя и конкретно-научный аспект, связанный с выявлением природных (т.е. естественных в узком смысле) и специфически-биологических предпосылок антропосоциогенеза. Чит. Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 224 - 234. 2. религиозно-этический В его рамках ставится проблема духовно-нравственных критериев человечности; это проблема становления человека как духовно-нравственного существа в истории родовой (т.е. человечества) и индивидуальной. Ницше в серии очерков «Несвоевременные размышления» высказал мнение о том, что в массовом масштабе человек ещё не возникал, потому что люди, погружённые в свои повседневные дела и заботы, отличаются от животных лишь тем, что они сознательно стремятся к тому же самому, что животное ищет слепым инстинктом. Единственными представителями подлинной человечности являются 3 типа:
Имеется в виду не профессия, а призвание. Философ - это тот, кто сознательно прокладывает свой жизненный путь, самостоятельно и обдуманно строит свою жизнь. Художник - это тот человек, который любое дело выполняет творчески , мастерски. Умеет подняться от рутины повседневности. Не боится неожиданностей. Святой - это человек, исполненный любви к людям. Тот, кто умеет любить человека, лучшее в человеке. Умеет находить лучшее в других людях и в самом себе. Согласно Ницше, для того чтобы оправдаться перед природой за своё существование каждый человек должен работать над воспитанием в себе философа, художника и святого. В рамках религиозно-этического аспекта человек предстаёт не как биологическое и не как психологическое, а как метафизическое существо (метафизическое - в смысле сверхъестественное, не имеющее физических причин). Нет таких законов природы, согласно которым человек должен был бы творить добро другому человеку; и в этом смысле доброта, справедливость, любовь и т.п. являются предметами сверхъестественными; по законам природы человек не обязан обладать совестью. В метафизическом смысле природа вообще не рождает людей, человек самостоятельно должен обеспечить себе второе рождение, т.е. каждый человек должен понимать, что помимо нашей повседневной жизни существует иной режим бытия. Человек, поскольку он является человеком, простирается (растягивается) между двумя мирами: 1. миром обыденного существования (человек существует как сознательное животное) и 2. миром, в котором человек живёт только лишь отдельные часы, но очень интенсивно, на пределе своих человеческих возможностей (это значит, что он живёт в состоянии любви, творчества, переживания прекрасного и возвышенного). Таким образом, человечность - это напряжённое состояние удерживания тех качеств, которые являются не природными, а духовными (и в этом смысле сверхъестественными); человек является человеком лишь до тех пор, пока он способен удерживаться в том режиме бытия, где он выступает свободным, любящим и творящим. Фундаментальные характеристики человека Самобытность человека отражается в следующих его чертах: 1. универсальность Это отсутствие наследственно-запрограммированного видового поведения 2. абсолютная несводимость человеческого бытия к любому другому бытию. Человек, пока он остаётся человеком, представляет собой ничто - в смысле, что человек никогда не совпадает со своими физическими, психическими, социальными характеристиками. Человек никогда не исчерпывает себя ни в одном своём деле, поступке, не сводится к отдельной, частной черте. 3. непредопределённость человека: человек не определяется внешней необходимостью, а самоопределяется, т.е. необходимость для человека может носить только внутренний характер. 4. рефлексивное (самопознающее) сознание человека: человеку присущи способность и потребность познать свой собственный внутренний мир. 5. потребность к трансцендированию. Человек - это такое существо, которое постоянно стремится преодолеть свои собственные границы (границы своих духовных способностей, конечность земной, физической жизни). Трансцендирование - это постоянное пребывание человека на границе между тем, что ему понятно и знакомо, и тем, что ему не понятно, но для него значимо (человек стремится понять тайну рождения, смерти, предательства, любви…) Наилучшая иллюстрация - образ Гамлета, Гамлет - трансцендирующее существо. Трансцендирование укоренено в одной из самых главных потребностей человека: человек хочет, чтобы в том земном мире, где он находится, было что-то нетленное, неразрушимое, постоянное. ЛЕКЦИЯ 2. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВО План: 1. Человек и природа: сущность и тенденция взаимодействия. 2. Соотношение биологического и социального в человеке. 3. Социальная структура и личность. Понятие о человеческой индивидуальности. Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 185 - 204. Человек и природа: сущность и тенденция взаимодействия Понятие «природа» обозначает: 1. совокупность естественных условий существования общественно-организованного человечества 2. природа выступает как противоположность по отношению к понятию «культура». Природное преобразуется в культурное посредством человеческой деятельности. Взаимодействие человека и природы отражается в понятии «окружающая среда». В рамках окружающей среды выделяются: 1. естественная окружающая среда 2. искусственная среда обитания («вторая природа»). Основой взаимодействия природы и общества является материальное производство, а основой материального производства - трудовая деятельность человека (труд). «Труд - это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К. Маркс) 1. Природа зависит от масштабов, форм и направлений человеческой деятельности. 2. Эта деятельность всегда осуществляется в формах исторически определённого типа общественных отношений. Естественными формами использования достижений науки и техники определяются естественные последствия деятельности человека (в смысле влияния этой деятельности на природу). 3. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития. Отношение человека к природе изначально двойственно, поскольку, с одной стороны - человек в своей деятельности противопоставляет себя природе, а с другой стороны - человек всегда является частью и порождением природы. Н.Н. Моисеев «Современный рационализм»: «Подчинённость человека природе, которая не исчезнет никогда, я связываю с необходимостью согласования стратегии общества и стратегии природы. Благодаря этому общество приобретает возможность стабильного развития». Примеры по Моисееву: к таким обществам относятся шумерское общество и древняя цивилизация Южного Китая - «Оба эти общества нашли рациональную форму коэволюции человека и биосферы, когда трудовая деятельность не истощала, а обогащала природу, создавая одновременно предпосылки для развития цивилизации». Можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта отношения человека к природе: 1) производственный 2) духовный
отношение человека к природе). В истории сложились следующие типы отношения человека к природе: I. до сер. XX века (или до нач. XX в.) Характеризуется следующими чертами: 1. уступая могуществу природы, человек вместе с тем неуклонно повышал свою власть, господство над природными силами 2. эксплуатация природы носила почти исключительно экстенсивный характер (т.е. она основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемого от природы сырья, ресурсов). 3. в духовном отношении этот тип основывался на идее испытания природы («Природа - это не храм, а мастерская», укоренилась начиная с XVII века): природа выступает как объект, требующий покорения силой человеческого разума. Идею господства над природой воплотила промышленная революция. II. начиная с сер. XX века, т.е. с начала научно-технической революции постепенно изменяется тип отношения к природе. Это изменение связано с объективным нарастанием и постепенным осознанием людьми кризисных тенденций, вызванных прежним типом отношения (это
продовольствия
производственной деятельностью человека). Новый тип отношения человека к природе характеризуется: 1. в практическом отношении - интенсивным способом эксплуатации природы: максимально полное, комплексное использование ограниченных природных ресурсов, использование сознательно ограниченных объёмов природных ресурсов 2. наличие системы регулирования, т.е. наличие рациональных программ производственной деятельности, в которых обязательно указываются и учитываются характер и границы допустимого воздействия на природу, а также мероприятия по сохранению и воспроизводству природных ресурсов. 3. преодоление утилитарно-прагматического отношения к природе. Моисеев вводит понятие «экология общества» - это необходимая в современном мире наука о том, как человечеству существовать в роли (в качестве) элемента биосферы. Согласно точке зрения Моисеева, степень рациональности в организации общества - это степень согласованности стратегии общества и стратегии природы. Новый тип ценностного отношения к природе нашёл отражение в концепции ноосферы (Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден). Соотношение биологического и социального в человеке Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов: 1. биологических 2. социальных Как существо биологическое человек обладает: 1) совокупностью видовых признаков, каждый из которых у различных индивидов может изменяться в очень широких пределах. Роль биологических предпосылок в развитии человека достаточно велика - в частности, в генотипе человека заложены элементарные психические процессы. По мнению ряда учёных, генетически предопределены:
2) помимо видовых признаков как биологическое существо человек характеризуется расовыми особенностями. Проблема соотношения биологического и социального в человеке сводится к двум вопросам: 1. какое из этих двух начал (социальное или биологическое) доминирует в процессе формирования способностей, характера и поведения человека? 2. как осуществляется взаимовлияние биологического и социального в человеке; какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между отдельными людьми и группами людей? В зависимости от принципиальной позиции, занимаемой по данным вопросам, все концепции делятся на 2 группы: 1. биологизаторские Определяющим в человеке является биологическое начало. Примеры: расово-антропологические (расистские) теории, социал-дарвинизм, социобиология (основатель - Уилсон). 2. социологизаторские Эти концепции имеют свой источник:
Общие особенности этих концепций: 1. социальное начало в человеке противостоит природному началу как главное - второстепенному, как высшее, облагороженное - низшему, примитивному. 2. биологическое начало в человеке является сырым материалом, которым можно безгранично манипулировать во имя достижения заранее заданного социально значимого результата. Эти концепции сыграли значительную роль в формировании тоталитарных идеологий. Современный научный подход к проблеме (основные тезисы): 1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечений. 2. Человек реализует свои задатки (превращает их в свои способности) только в системе общественных отношений, только в обществе 1) только в обществе человек обретает сознание 2) только в обществе развиваются специфически человеческие материальные и духовные потребности 3. В человеке биологическое начало всегда опосредовано социальным. Например: на проявление многих биологических параметров существенно влияют социальные процессы (например, на продолжительность человеческой жизни). 4. В человеке биологическое всегда преобразовано социальным. Например: биологическая основа половой любви - это половая физиология, однако сами феномены любви и сексуальности существуют исключительно как социокультурные феномены. В этой сфере человеческих взаимоотношений существует сложный синтез нравственных, эстетических, религиозных и правовых регуляторов. 5. Человеческое тело есть текст. Телесность человека не есть биологическая данность, а есть социокультурная и даже символическая реальность. Тело человека - это символ неких неприродных отношений, оно несёт на себе множество социальных знаков. Например: любое калечащее наказание не исчерпывается простой карой, оно имеет более глубокий смысл - нанесение на тело социального знака. Мишель Фуко («Надзирать и наказывать (рождение тюрьмы)», 1975 год): Знаковая функция человеческого тела очень ярко проступает в процедуре публичной казни (имеется в виду период абсолютизма). Философия пола 1. Понятие «пол» может использоваться в чисто биологическом смысле, т.е. для обозначения морфологических и физиологических различий, на основании которых люди, подобно другим живым существам, подразделяются на мужские и женские особи. 2. Понятие социального пола Гендер - этот термин утвердился в западной литературе в конце 70-х гг. Термин «гендер» употребляется тогда, когда характеризуются нормы, стереотипы и социальные роли, считающиеся типичными и социально-желательными для тех, кого общество определяет как мужчин или женщин. 3. Собственно культурный смысл Мужское и женское как таковое на этом уровне существуют как элементы следующих культурно-символических рядов:
В отличие от биологического понимания пола в двух других его пониманиях (социальном и культурном) содержатся неявно высказанные, но достаточно чёткие ценностные ориентации (мужское отождествляется с разумным => мужское начало является управляющим, женское отождествляется с чувственным => с подчинённым началом). Многие, не связанные с полом, явления и понятия (например: божественное и земное) через существующие культурно-символические ряды отождествляются, ассоциируются с мужским или женским. Приведённые выше культурно-символические ряды характерны для классической западноевропейской культуры. В русской культуре существует самобытная теория эроса. Розанов создал метафизику пола: благодаря полу люди познают друг в друге образ Бога, постигают смысл божественного творения и божественной любви, участвуют в божественном творении. Социальная структура и личность. Понятие о человеческой индивидуальности. Понятие личности имеет междисциплинарный статус. 1. Личность (в формальном, предельно абстрактном смысле) - это лицо, т.е. индивид как субъект деятельности, отношений. 2. психологический аспект В психологии личность - это то начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость. 3. социологический аспект Личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена той или иной социальной общности. Личность формируется в процессе социализации и проявляет себя в исполнении определённых социальных функций (социальных ролей) на основе социального статуса. 4. философский аспект Личность - это отдельное и самостоятельное, духовно активное бытие, определяющее себя через соотнесение с бытием как таковым (с Богом), а также с природой и обществом. Специфические признаки личности (согласно точке зрения Э.Ю. Соловьёва): 1. наличие самосознания и автономии (самозаконности) Индивид в качестве личности способен самостоятельно формулировать свои внутренние принципы - максимы, правила поведения, а также способен строго следовать им, т.е. индивид в качестве личности способен воплотить в поступке единство воли и убеждения. 2. Личность способна нести ответственность за свой персональный облик 3. Личность обладает способностью иметь общественную ценность, значимость, которая основана на моральной самозаконности. В историческом плане становление личности тесно связано с процессом социальной дифференциации, т.е. с процессом расчленения социального целого на взаимосвязанные элементы. Социальная дифференциация находит своё выражение в усложнении социальной структуры общества. Социальная структура общества - это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы (между социальными группами). Социальная группа - это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. Социальные группы всегда складываются в рамках исторически определённого общества. Предпосылки для автономизации (обособления) личности создают усложнение и дифференциация общественной деятельности. Маркс, Энгельс: «В ходе исторического развития вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или иной отрасли труда и связанным с ней условиям». В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине (община предполагает кровно-родственные связи). Для ранних стадий истории характерны численно небольшие, устойчивые общности (род, племя, семья), обеспечивавшие производство средств существования человека, воспроизводство самого человека, а также совместное противостояние силам природы. Традиционное общество. Происходит дальнейшее развитие социальной дифференциации, появляются новые виды социальных общностей (классы, касты, сословия, народности). Степень самостоятельности индивида по отношению к социальной общности является минимальной. Принадлежность к сословию или к касте, как правило, формирует и определяет самосознание индивида. В каком виде в традиционном обществе проявляется автономия личности в рамках сословия? Индустриальное общество. Происходит разрушение сословных рамок и дальнейшая социальная дифференциация. В числе возникающих больших социальных групп - классы нового исторического типа, а также новая этническая общность - нация. Быстрыми темпами идёт выделение индивида (в том числе в самосознании) из социальных групп на основе развития личных прав и обязанностей. Именно в индустриальном обществе утверждается идея формального равенства всех перед законом, а также идея о том, что отдельный человек не есть лишь средство достижения общественных целей, но является самоцелью. Постиндустриальное (информационное) общество. Здесь развитие социального целого значительно (напрямую) зависит от личностного развития индивидов. Постиндустриальное общество - это реальность или очередная гуманистическая утопия? В.С. Барулин. Вхождение индивида в социальную общность раскрывается через следующие понятия: 1. Социальное созидание - каждый человек является создателем ряда социальных общностей. 2. Социальная принадлежность - означает конкретные характеристики индивида, благодаря которым он является членом той или иной социальной общности. Понятие социальной принадлежности охватывает:
которые объединяют его с данной социальной общностью
общности, преобразование этих интересов и ценностей в свои собственные, а также реализацию человеком собственных жизненных целей и программ при помощи той или иной общности. Социальная принадлежность предполагает избирательное отношение индивида к общности. 3. Социальная идентификация - это активное стремление человека к обретению того или иного социального статуса, связанного с принадлежностью к определённой общности. Например: принято считать, что человек не выбирает и не созидает нацию, а только принадлежит к ней по факту рождения и воспитания. Существует позиция, согласно которой нация - это результат сознательных человеческих стремлений (Геллнер «Нации и национализм»). Индивидуальность Понятие индивидуальности очень сложное. В буквальном смысле индивидуальность - означает уникальность неделимого. В понятии человеческой индивидуальности отражаются следующие характеристики индивида: 1. характеристика индивида как разносторонне одарённого и универсально развитого 2. характеристика индивида как гармонично сочетающего в себе различные дарования при определяющем значении какого-то одного 3. характеристика индивида как творчески и свободно реализующего себя. Это точка зрения Э.Ю. Соловьёва. Понятие индивидуальности неправомерно противопоставлять понятию личности, т.к. в историческом (в онто- и филогенетическом) развитии эти феномены тесно взаимосвязаны и попеременно выступают как моменты друг друга, т.е. индивидуальность всегда находит в себе личность, а личность всегда находит в себе индивидуальность. |