Лекция мировоззрение план Понятие, структура, функции мировоззрения
Скачать 435.5 Kb.
|
ТЕМА 3. БЫТИЕ ЛЕКЦИЯ 1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. План: 1. Философский смысл понятия бытия 2. Проблема бытия в античной философии 3. Проблема бытия в средневековой философии 4. Рационалистические и иррационалистические концепции бытия. Философский смысл понятия бытия Категория «бытие» отличает сверхчувственное единство и полноту реальности. Бытие - это последнее, о чём допустимо спрашивать; это предельное основание => бытие не может быть традиционным образом (через род и видовое отличие) определено, т.к. нет родового понятия. Содержание философской категории бытия раскрывается в связи со следующими философскими понятиями и категориями: I. категория существования - самая абстрактная. Эта категория выражает простой факт: любой предмет, обладая признаком существования, объединяется по этому признаку со всем тем, что есть в мире. С помощью этой категории в истории философии часто обозначается внешняя, чувственно данная сторона бытия чего бы то ни было (со всеми случайными признаками). II. категория «форма бытия» Эта категория указывает на особенное, специфическое существование, которое характеризуется определённым набором признаков. Наиболее общие формы бытия (эти формы образуют пары): 1. материальное бытие и идеальное бытие Идеальное бытие:
2. объективное бытие и субъективное Объективное бытие - существующее независимо от сознания человека, субъективное бытие - это то, которое существует, благодаря сознанию человека. 3. Применительно к человеческому бытию мы можем говорить о существовании следующей пары: вещно-объективируемое (пассивное) бытие и человеческое существование как экзистенция (это необъективируемый уровень бытия человека). Экзистенция совпадает с человеческой свободой. III. категория субстанции Если понимать бытие как единство сущности и существования, то можно сказать, что в понятии «субстанция» выражается сущностная сторона бытия. В современном понимании (смысле) субстанция - это название для предельного основания, к которому сводятся все конечные формы проявления бытия (конкретные вещи, процессы и состояния). Субстанция является причиной самой себя, у неё нет внешней причины. IV. категория «сущее» Обозначает совокупность многообразных отдельных проявлений бытия (отдельных событий, вещей, процессов). Понятие «сущее» может употребляться в двояком смысле, оно может обозначать 1) любую конкретную вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию 2) под сущим понимается самосущее (заключающее бытие в самом себе, т.е. Бог как онтологический абсолют). Проблема бытия (понятие бытия) в античной философии Парменид Первая попытка раскрыть смысл бытия понятийно принадлежит представителю элейской школы греческой философии Пармениду (родился в 515 (544) г. до н.э.) Наша мысль всегда есть мысль о чём-то существующем => бытие совпадает с мыслью о нём, или бытие и мышление тождественны (отсюда следует: то, что нельзя мыслить без противоречия, не может принадлежать бытию). Парменид приписал бытию следующие характеристики: 1. бытие существует как заполненное пространство. Пустота тождественна небытию, а небытие не существует. 2. изменчивость и множественность невозможны в логическом плане. Бытие неизменно и всегда равно само себе. 3. бытие не порождено и не уничтожимо => оно вечно и неизменно. 4. бытие едино, единственно и совершенно. Зенон Ученик Парменида - Зенон Элейский (490 - 430 гг. до н.э.) Стремился показать, что аргументы противников Парменида в пользу существования движения и множественности содержат изначальное внутреннее противоречие. При доказательстве Зенон опирался на метод приведения к абсурду. С целью доказать, что понятие движения внутренне противоречиво, Зенон разработал так называемые «апории». Апории Зенона были основаны на противоречии между данными непосредственного чувственного опыта и мысленным анализом этих данных; они также предполагают разложение пространства и времени движения на огромное количество бесконечно малых и в то же время дискретных частей, единиц. Зенон пытается работать с понятием актуальной бесконечности, на практике смешивая его с понятием потенциальной бесконечности. До нашего времени дошли 4 апории: 1. дихотомии 2. Ахиллес и черепаха 3. стрела 4. стадии Демокрит Ок. 460 г. до н.э. родился Демокрит. По Демокриту, бытие множественно, единицей бытия является атом. Атом невозможно увидеть, его можно только мыслить. Все вещи состоят из атомов. Атом Демокрит обозначает словом «эйдос» (вид). Характеристики атома: атом - это физическая частица; тело, которое имеет строго индивидуальную величину и форму. Атом неделим. Атомы движутся в пустоте и, сцепляясь друг с другом, образуют тела. Пустоту Демокрит отождествлял с небытием. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) Платон противопоставляет сферу истинного сверхчувственного бытия (мир идей) миру чувственному, земному, который занимает промежуточное положение между бытием и небытием, поэтому земной мир Платон называет миром становления. Каждой вещи в земном мире соответствует идея как прообраз и причина этой вещи. Идеи не принадлежат к земному миру, а образуют самостоятельное царство. Отличия идеи от чувственно воспринимаемой вещи:
Идеи не являются мыслями (ни человеческими, ни божественными). Мир идей существует независимо от какого бы то ни было сознания, он объективен. Понятие и проблема бытия в средневековой философии Средневековая философия понимает Бога как несотворённое бытие и как источник любого конечного сотворённого бытия. I. Проблема доказательства бытия Бога (применительно к средневековой философии) Онтологическое (априорное) доказательство, т.е. не основанное на опыте, независимое от опыта. Это доказательство сформулировал Ансельм Кентерберийский (написал работу «Прослогион»). Суть доказательства: никто, мыслящий, что есть Бог, не может при этом помыслить, что Бога нет. Смысл: признак существования изначально заложен в самом понятии Бога. Фома Аквинский (1225 - 1274) Философия постигает Бога только через его творения, т.е. через мир (природу). Мы можем доказать, что Бог существует как необходимая первопричина мира. В работе «Сумма теологии» Фома Аквинский приводит 5 аргументов в пользу признания бытия Бога. Каждый из этих аргументов может рассматриваться в качестве самостоятельного доказательства. Все аргументы построены на системе категорий Аристотеля. 1. Т.к. всё, что движется в мире, движимо чем-то другим, то Бог существует как перводвигатель. 2. космологическое доказательство Оно построено на понятиях потенциальности и актуальности. Т.к. всё в мире имеет свою причину, то существует Бог как первопричина 3. Всё, существующее в мире, имеет свою необходимость в чём-либо другом (но не в самом себе) => должен существовать Бог как тот, кто имеет свою необходимость в самом себе. 4. Если в реальности существуют вещи различных степеней совершенства, то должен существовать и источник совершенства, т.е. Бог как нечто абсолютно совершенное. 5. аргумент от целесообразности: в природе всё имеет смысл и всё направлено к определённой цели => должен существовать Бог, разумно управляющий миром и направляющий все вещи к их целям. II. В средневековой философии проблема бытия ставилась и в виде проблемы универсалий. Эта проблема сводится к вопросу: как существует общее (в смысле родового понятия: человек вообще, животное вообще и т.п.) В одном из комментариев к сочинениям Аристотеля проблема универсалий была сформулирована следующим образом: если роды и виды существуют самостоятельно, то телесны они или бестелесны; если же они существуют только в сознании, то находятся ли они в чувственных явлениях или обособлены от них? В связи с названными вопросами сложились следующие направления: 1. реализм (от лат res - вещь) => универсалия существует как вещь. Общий смысл реализма заключается в том, что роды и виды существуют объективно и обладают реальностью вещей. В средневековой философии сложился реализм 2-х видов: 1) крайний реализм Представитель - Гильом из Шампо Позиция крайнего реализма: универсалия - это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждом единичном экземпляре своего рода. Например: человечность одновременно и целиком присутствует и в Сократе, и в Платоне, т.к. и Сократ, и Платон принадлежат к роду «человек». Эта точка зрения породила парадоксы, нежелательные для церкви. В связи с этим сложился другой вид - умеренный реализм. 2) умеренный реализм Представитель - Фома Аквинский Позиция: универсалии существуют трояким образом:
Противостоит реализму другое направление - номинализм. 2. номинализм (от лат. nomen - имя). Общая позиция номинализма: реальны лишь единичные вещи. 1) крайний номинализм Представитель - Иоанн Росцелин Позиция: универсалии - это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность - не более чем реальность звука при произнесении имени. 2) умеренный номинализм Представитель - Уильям Оккам, хотя не все исследователи (учёные) относят взгляды Оккама к номинализму. Оккам разработал вариант номинализма - терминизм, согласно которому универсалия - это не определённая мысль, а предельно абстрактное понятие, которое является знаком многих вещей и замещает их собой, когда мы мысленно отвлекаемся от их индивидуальных различий. Универсалия - это термин, знак определённо мыслимой совокупности вещей. 3. концептуализм Представитель - Пьер Абеляр (1079 - 1142) Абеляр отталкивается от крайнего номинализма, исходит из общей позиции номинализма (позиции Росцелина), что реально существуют только единичные вещи. По Абеляру, универсалии возникают благодаря мышлению, но при этом они имеют объективную основу в свойствах вещей, образующих определённый класс или род. Способность предметов составлять определённый класс, который может быть определён одним и тем же именем, или словом, Абеляр обозначил термином «статус», или «состояние». Образование универсалий основано на абстрагирующей, обобщающей деятельности ума, в ходе которой отбираются свойства, объединяющие некоторую вещь с другими вещами данного статуса. Итогом такого отбора выступает общая мысль о классе вещей, или концепт (отсюда получилось название направления - концептуализм). Концепт - это общая мысль о существенных признаках некоторого класса вещей. Таким образом, реальность универсалии - это реальность концепта. Рационалистические и иррационалистические концепции бытия В философии Нового времени (XVII - XVIII вв.) проблема бытия осмысливалась, исходя из следующих установок: 1. бытие сводится к предметно-сущему, познаваемому понятийно 2. бытие сводится к пассивному объекту, подлежащему преобразованию, и в этом качестве бытие противостоит субъекту как активной силе 3. бытие трактуется механически: бытие отождествляется с природой, которая понимается как физическая реальность, всецело подчиняющаяся законам механики. Бытие в таком понимании - это, прежде всего, тело. С другой стороны, в философии Нового времени выдвигается утверждение, что бытие открывается только через самосознание человека (Рене Декарт). Он выразил эту идею в формуле: «Мыслю, следовательно, существую». 4. В философии Нового времени разрабатывается субстанциалистический подход: предельное основание бытия трактуется как субстанция. Субстанция - это философская категория для обозначения основания, позволяющего сводить чувственное многообразие и изменчивость вещей и их свойств к постоянной, самостоятельно существующей первооснове. В рационалистической философии Нового времени можно выделить 3 подхода к проблеме субстанции: 1. монистический подход Спинозы: Спиноза выделяет единую и единственную субстанцию 2. дуалистическая концепция Декарта: Декарт выделяет 2 несводимые друг к другу субстанции 3. плюралистическая концепция Лейбница: субстанций множество. Для рационалистических концепций бытия характерны следующие принципы: 1) субстанция пронизана логическими связями (Спиноза: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей»). Другое название - принцип панлогизма. 2) именно в силу панлогизма субстанция познаваема человеческим разумом, прозрачна для него. Немецкий классический идеализм (Кант, Фихте, Гегель) выявил и проанализировал такой уровень бытия, как объективно идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. Для Канта бытие не является свойством вещей, существующих самостоятельно. Бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно свободным (человеческим) бытием заключается в различии форм законополагания (для природы формой законополагания является причинность, для человека - цель). Иррационалистические концепции бытия Это выражение двусмысленное, т.к. раз они концепции, они не могут быть рационалистическими. Принципы: 1. бытие в своей основе не подчиняется никакой закономерности, никакому упорядочивающему признаку, бытие представляет собой
2. изначально неразумная концепция бытия недоступна человеческому рассудку, но открывается человеку всё-таки через особые эмоциональные состояния (главным образом бытие признаётся в эстетическом переживании). Концепция Ницше - концепция воли к власти. Работа называется «Воля к власти». В действительности не существует вещей в смысле субстанций. Если заключить в скобки наше понятие о вещах, то от вещей останутся тогда некие динамические количества, которые мы называем силами, или волями. Ницше заменил учение о единстве воли Шопенгауэра принципом плюрализма воли, т.е. Ницше признаёт множество сталкивающихся между собой центров сил. По Ницше, нет никаких субстанций или тел, существует только процесс взаимодействия сил, который может протекать по тому или иному типу. Любая реальность - это процесс, содержанием которого является взаимодействие сил, и принципом этого взаимодействия является воля к власти. Качественная определённость любой реальности задаётся типом динамики, т.е. типом взаимодействия сил. Чисто логически можно говорить о следующих уровнях проявления воли к власти: 1. неживое (доорганическое) Соответствующий ему тип процесса - это механическое взаимодействие, которое описывается Ньютоном. 2. живое (органическое) как жизнь в узком смысле слова На этом уровне процесс взаимодействия сил приобретает внутреннее изменение, т.е. становится типом опыта, влечения. Проявление воли к власти, свойственное органическому - это самосохранение. Это не только сохранение себя как индивида, это ещё и продолжение рода, в смысле порождения себе подобного. Только человек может породить нечто, выше него. 3. человеческое (сверхживое) Тип опыта (тип взаимодействия между людьми), а также проявление воли к власти в человеческом мире имеет 2 образа: с одной стороны - это наука, а с другой стороны - это мораль. 4. сверхчеловеческое (трагическое) Тип опыта - эстетическое переживание, переживания трагическое. 1) трагедия всегда вненаучна, т.е. истина трагедии недоступна науке. 2) трагическое переживание сверхморально: трагедия возвышается, не знает противопоставления добра и зла. Концепция воли к власти вырастает у Ницше из его концепции трагического. ЛЕКЦИЯ 2. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ Это учение разработано Энгельсом, Лениным, философами советского периода. План: 1. Понятие материи. Атрибуты и формы существования материи. 2. Проблема материального единства мира. Понятие материи. Атрибуты и формы существования материи. Развитие представлений о материи включает, по большому счёту, следующие этапы: 1. характерен для древнегреческой философии. Особенность - понимание материи как субстрата. Субстрат - это общая материальная (вещественная) основа вещей (в широком смысле), т.е. это совокупность материальных элементов, взаимодействие которых обусловливает многообразие вещей и их свойств. 2. понимание материи как субстанции. Такое понимание характерно для Нового времени XVII - XVIII вв.). Недостатки обоих подходов: 1. материя как таковая сводится к веществу, к телесности (например, к атому). 2. такая трактовка материи не позволяет определить своеобразие социальной материи. В 1908 г. Ленин в работе «Материализм и эмпириокристицизм» даёт своё знаменитое определение материи: материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея её сложной системной организации. Уровни организации материи: 1. субэлементарный 2. элементарный - включает в себя физический вакуум, а также элементарные частицы, базовые частицы - это кварки и лептоны. 3. атомарный 4. молекулярный 5. уровень макротел (это всё, что нас окружает) 6. планеты 7. плазма 8. звёзды 9. планетные системы 10. галактики 11. системы галактик 12. метагалактики С точки зрения современной науки процессы на субэлементарном уровне определяют развитие метагалактики. До открытия элементарных частиц и их действия наука выделяла 2 вида материи: 1. вещество 2. поле В современной науке в большинстве концепций содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы. Современная философия не отказывается от трактовки материи ни как субстрата, ни как субстанции, однако, и субстрат, и субстанция понимаются как относительные. Атрибуты материи - это неотъемлемое, необходимое, существенное свойство материи. Атрибуты материи: 1. движение 2. пространство-время (как единый атрибут) 3. отражение 4. системность Ф. Энгельс: движение, «понимаемое как способ существования материи, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Любое взаимодействие - это движение => естествознание может познавать свои объекты только как движущиеся => познание своих вещей сводится к познанию различных форм движения или познанию различных типов взаимодействия. Основные свойства движения: 1. объективность 2. несотворимость и неуничтожимость (количественная и качественная) 3. абсолютность (движение абсолютно относительно покоя). Формы движения материи - это движения, охватывающие явления, которые обладают определённым качественным единством и подчиняются одним и тем же закономерностям. Энгельс выделяет следующие формы: 1. механическая 2. физическая 3. химическая 4. биологическая (органическая) 5. социальная (практика). Эта классификация в настоящее время пересмотрена 1) физическая форма движения Внутри самой себя очень сложна, дифференцирована. Прежде всего, качественным разнообразием отличаются, с одной стороны - процессы микромира, с другой стороны - процессы мегамира. 2) внесены существенные уточнения во взаимодействие физических и химических форм движения материи 3) механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Принципы выделения форм движения материи: 1. принцип развития - субординация форм движения связана с реальным процессом развития материи 2. принцип субстратный - каждая форма движения имеет своего материального носителя 3. принцип генетической обусловленности высших форм движения низшими (вытекает из принципа развития) 4. принцип структурной обусловленности высших форм движения низшими 5. принцип качественной специфичности 6. принцип связи каждой формы движения с определённой системой наук. Пространство и время (пространство-время) в диалектико-материалистической концепции трактуется как единый атрибут. Пространство и время - это объективно реальные формы бытия материи. В истории философии можно выделить 2 концепции пространства-времени: 1. субстанциальная Её придерживался Исаак Ньютон Суть: пространство и время - это самостоятельные сущности; свойства как пространства, так и времени не зависят от протекающих в них материальных процессов. 2. реляционная концепция Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн Смысл: пространство и время - это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Диалектико-материалистический подход развивает реляционную концепцию. Содержание пространства-времени образуют материальные процессы (движущаяся материя). Характер этих процессов определяет основные свойства пространства-времени. Пространство и время взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. В рамках теории относительности пространство-время изображается как четырёхмерный континуум. См. учебник «Введение в философию», том 2. Свойства пространства-времени: 1. объективность 2. всеобщность 3. вечность и бесконечность: бесконечность следует трактовать в качественном смысле - это означает, что на различных уровнях организации материи возможны качественно различные структуры пространства-времени (современная наука говорит о десятимерном пространстве-времени). Пространство - это совокупность отношений, выражающая координацию сосуществующих объектов (пространство - это структура сосуществования). Свойства пространства макромира (макромир - это мир, в котором мы живём): 1. протяжённость 2. однородность, т.е. отсутствие выделенных точек 3. изотропность - это равноправие всех возможных направлений в пространстве 4. трёхмерность. Время - это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга событий, их последовательность и длительность. Свойства времени макромира: 1. длительность 2. одномерность 3. однородность 4. необратимость В современной науке сложились 2 точки зрения: 1) признание объективного существования так называемых «нефизических форм пространства-времени» (например: биологическое пространство, социальное) 2) отрицание объективного существования нефизических форм пространства-времени. Проблема материального единства мира Диалектико-материалистическая концепция единства мира сформулирована Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». Позиция Дюринга: единство мира заключается в его бытии; бытие едино, поскольку я мыслю его единым, т.к. сущность мышления состоит в объединении компонентов сознания в единство. Возражения Энгельса: бытие - это предпосылка единства мира, т.к. мир, прежде чем заключать в себе какое-либо единство, должен объективно существовать; объединяющая способность человеческого мышления имеет в качестве своей объективной предпосылки наличие объективного единства в реальных прообразах элементов сознания. Действительное единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности. Материальное единство включает 4 аспекта: 1. субстанциальный (имеется в виду всеобщая взаимопревращаемость материальных явлений друг в друга) 2. атрибутивный (на всех уровнях организации материи присущи её атрибуты) 3. генетический (материальные явления порождаются такими же материальными явлениями) 4. номологический (наличие законов природы, охватывающих своим действием качественно различные области материальной действительности. Например: законы материалистической диалектики). ЛЕКЦИЯ 3. СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Вся эта тема «повязана» на Карле Марксе («Философско-экономические рукописи 1944 года и «Капитал»), а также на современных структуралистских направлениях. План: 1. Понятие и характеристики социального бытия 2. Социальное пространство и социальное время как формы социального бытия 3. Проблема индивидуального бытия в современной философии Под современной философией имеется в виду философия XX века. Понятие и характеристики социального бытия Содержание социального бытия образует жизнедеятельность людей, т.е. процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также процесс взаимообмена этими силами. Определение сущностных сил индивида - см. тема «Человек», лекция 1. Характеристики социального бытия: I. Основу социального бытия образует совместно-разделённая совокупная деятельность людей. Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру; содержание этого отношения составляет целесообразное изменение и преобразование мира. Деятельность предполагает: 1) противопоставление субъекта и объекта деятельности 2) цель, средства, результат, а также сам процесс деятельности 3) осознанность (в большей или меньшей степени) 4) единство чувственно-практических и теоретических форм 5) многомерность Например: деятельность индивида есть трёхмерный процесс, поскольку он включает в себя
6) деятельность всегда носит предметный характер Предметная деятельность - это единство опредмечивания и распредмечивания (термины имеют свой источник в ранних работах Маркса. Это теоретическая основа культурологии как философской дисциплины). Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или (по выражению К. Маркса) человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем (вещном) результате, но и в качествах своего субъекта. В результате опредмечивания формируется социальная предметность. Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность или (по выражению К. Маркса) логика предмета становится достоянием человеческих способностей, которые благодаря этому развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Опредмечивание и распредмечивание самого человека происходит как его приобщение к другим людям, как его включение в межчеловеческие отношения. Социальная предметность - понятие «социальная предметность» выражает понимание вещей и предметов человеческого обихода, включая и самого человека не только в физическом смысле, а именно раскрытие в этих предметах: 1. воплощённых в них человеческих сил и формирующих их человеческих способностей 2. раскрытие в этих предметах социальных форм, т.е. форм, направляющих движение предметов от человека к человеку. Социальная предметность - это свойство предмета обладать социальным значением, быть носителем социальных качеств и сил, концентрирующих форму и энергию человеческой деятельности. Вещь как социальный предмет является кристаллизацией различных социальных связей, а также сплетением социальных значений и смыслов. II. социальное бытие имеет чувственно-сверхчувственный характер Сверхчувственное представлено в социальных формах. В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью абстрактности, совершенно оторванные от конкретных людей, вещей и действий, способные замещать собой всё, что угодно, и всё, что угодно, переводить на язык своих универсальных измерений. Например: деньги выступают в качестве такого универсального измерителя вещей и действий. Деньги оказываются опорой нормального функционирования социальной системы. К. Маркс в «Капитале», говоря о двойственной природе человеческой деятельности, имеет в виду, с одной стороны - природный материал этой деятельности, а с другой стороны - социальную форму переработки, представления и использования этого материала. Примером социальной формы может выступать товарная форма продукта человеческого труда. Предмет в качестве товара обладает природными, естественными свойствами, но он приобретает и иные - неприродные, социальные свойства (товар характеризуется не только потребительской, но и меновой стоимостью, или просто стоимостью). Эти неприродные свойства человеческого труда представляют собой особые общественные отношения. Например: стоимость товара - это особое общественное отношение, представленное в предмете как продукте человеческого труда. III. социальное бытие имеет процессуальный характер Процессуальность социального бытия состоит в его постоянной воспроизводимости и в его трансформациях, обусловленных изменениями в сочетаниях деятельности людей и в комбинациях их накопленного и живого опыта. Профессор Кемеров В.Е. «Введение в социальную философию»: «Социальный процесс представляет собой полусубъектное образование, организованность которого осуществляется в различных формах переноса, сочетания и роста живых и опредмеченных человеческих сил». Предмет социальной философии трактуется двояко: 1) Кемеров В.Е. Социальная философия должна изучать сам процессуальный характер социального бытия («процессность социального бытия»). 2) профессор Козлова Н.Н. Социальная философия - это философское размышление об обществе как системе внеиндивидуальных и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью совместно с другими людьми. IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник Ткань социального бытия образует самореализация индивидов. Самореализация отдельного человека является формой его связи с другими людьми и с их опытом. Эта связь, в свою очередь, выступает опорой отношения индивида к самому себе и средством преодоления его собственных границ. Социальное пространство и социальное время как формы социального бытия См. учебник «Введение в философию», том 2, стр. 90 - 94. Социальное время и социальное пространство - это категории социальной философии, которые описывают социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость в человеческой деятельности. Социальное пространство - это форма движения человеческого бытия в виде определённой координации людей, их действий, предметных условий, средств и результатов жизненного процесса людей. Особенности социального пространства: 1. социальное пространство функционально всегда расчленено на ряд пространств, характер которых и их взаимосвязь между собой исторически изменяются и отражаются в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. 2. социальные пространственные структуры формируются только благодаря деятельности людей и представляют собой системы отношений, включающие не только отношения предметов между собой, но и их связи с человеком, а также общественные связи самих людей. 3. Бурдье «Социология политики»: Социальное пространство особым образом соотносится с физическим пространством. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаём, является социально обозначенным и сконструированным. Социальное пространство всегда стремится реализоваться в физическом пространстве более или менее полно и точно. Само физическое пространство - это проекция социального пространства, это социальная структура общества в объективированном состоянии. Пример: план города - это социальное пространство, выразившее себя в пространстве физическом. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также отдельных людей и их групп, локализованных физически (в их повседневной жизни) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг. 4. В категории пространства вообще в различные исторические эпохи отражались характеристики и свойства именно социального пространства, сквозь призму которого человек рассматривал всё остальное пространство мироздания. Например: древнеегипетская культура в основу своих мировоззренческих представлений и соответствующих изображений полагала горизонталь, доминантой европейского средневекового представления о порядке вещей становится вертикаль (это готическое мировоззрение). Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как систему разнокачественных мест, каждое из которых наделялось определённым символическим значением (земной мир - греховный, однако, здесь имеются и островки святости - церкви, монастыри, обители праведников). Эпоха Возрождения вместе с переменой мировоззрения меняет представление о пространстве, ищет средства для изображения глубины пространства (рождается понятие «линейная перспектива» в живописи). Особенности социального времени: 1. социальное время является мерой изменчивости общественных процессов 2. социально-историческое время течёт неравномерно: оно уплотняется и ускоряется с ходом истории. На ранних стадиях общественного развития (до XIII века) ритмы всех социальных процессов были замедленными. Цивилизации древнего мира на протяжении многих столетий воспроизводили уже сложившиеся общественные отношения => в жизнедеятельности традиционных обществ важное значение придавалось прошлому. Идея направленности времени вперёд и ориентация на будущее стали определяющими, доминирующими в эпоху формирования индустриального общества (это было связано с резким ускорением развития всей системы общественных отношений, с ускорением темпов деятельности людей). 3. в исторической науке колоссальную смысловую нагрузку несёт категория «историческое время». Барк М.А. («Категории и методы исторической науки» 1984 года) разделяет:
4. в рамках исторического времени можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных значимых для человека событий. В философии XX века (например: в философии жизни, в экзистенциализме) осуществляется детальная разработка идеи внутреннего, или субъективного времени. Анри Бергсон (представитель философии жизни): субъективное время - это длительность, эта категория характеризует определённое состояние сознания. Истоки этой трактовки времени можно найти в средневековой патристике (Августин Аврелий Блаженный). Соотношение категорий социального пространства и социального времени в истории европейской культуры было различно. В традиционных обществах пространственные характеристики социального бытия выражали собой время и подчиняли себе измерение времени. Новое время (XVII век): в ходе формирования индустриального общества время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Экономическая теория Маркса гласит о том, что всё можно измерить общественно-необходимыми затратами, например, рабочего времени. Проблема индивидуального бытия в социальной философии (на примере взглядов Мартина Хайдеггера) Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) Основная проблема для Хайдеггера после 30-х годов - это проблема языка, взаимоотношений между бытием и языком (взаимоотношений между социальным бытием и социальным языком). «Бытие и время» (трактат раннего периода творчества - 1927 г., работа не закончена). Хайдеггер считает, что предметом философского познания выступает отнюдь не сущее как бесконечное множество существующих предметов, а бытие сущего. Бытие носит не предметный, а смысловой характер. Основной вопрос философии, по Хайдеггеру, - это вопрос о смысле бытия. Трудность заключается в том, что бытие всегда скрыто за сущим. Однако отдельный человек - это единственное сущее, которое способно улавливать смысл бытия. Другими словами: на вопрос о том, что есть бытие, человек отвечает не путём построения теорий бытия, а собственным, индивидуальным существованием => человеческое существование - это форма обнаружения и определения бытия (единственная адекватная форма). Характеристики человеческого существования: 1. Dasein (дазайн) Официальный перевод этого термина принадлежит Бибихину: присутствие, «вот бытие». Это слово значит, что человеческое существование вообще не отделимо от переживания каждым отдельным человеком значимости своего сознательного присутствия в мире. Dasein - это место, где человек присутствует всей полнотой своего духовного существа, своей сознательной жизни; именно в этом месте может быть задан вопрос о смысле бытия. 2. экзистенция Человеческое существование понимается как экзистенция. Экзистенция трактуется как подлинное (аутентичное, моё собственное) существование. Понятие «экзистенция» указывает на уникальность каждого существования путём указания на открывающиеся только в этом существовании, только в этом месте возможности понимания. Экзистенция предполагает настроенность человека на зов бытия. 3. фундаментальнейшая характеристика человеческого бытия - временность. Приоритет переживания временности принадлежит будущему. Будущее переживается как направленность к ничто. Исходя из этого, Хайдеггер характеризует человеческое существование как «бытие к смерти», «предстояние концу». Хайдеггер описывает следующие способы человеческого существования (экзистенциалы): 1. универсальный способ - «в-мире-бытие»: человек и мир лишаются смысла, если их разорвать, они не могут существовать друг без друга. Отношение человеческого существования к миру всегда адекватно и практично. Эту практически-духовную связь человека с миром Хайдеггер называет заботой. Одновременно и вещи мира (внутримировые сущие) обретают смысл => и бытие только в отношении к человеческой деятельности. 2. дасман (Das Man) - люди, т.е. неопределённый субъект. Под этой сферой понимается сфера общественных отношений, где человек действует в качестве представителя безликой массы. Эта сфера есть особый субъект. Эта сфера лишает человека ответственности за его поступки, «его мира» (его собственного мира). В этой сфере человеческое существование не подлинно, не аутентично. 3. ужас Отличие ужаса от страха: страх имеет понятный земной предмет, причину. Ужас - это непонятный, навязчивый, беспредметный страх. Ужас связан со способом человеческого существования (а именно с тем, что человеческое существование есть «предстояние концу», «бытие при смерти»). Переживание смерти - это факт, постоянно присутствующий и создающий фон духовной жизни человека. Изначальный страх открывает человеку ту истину, что именно смерть - это последняя личная особенность человека, т.к. нельзя умереть в качестве представителя толпы, каждый умирает для себя и от собственного имени. Через изначальный страх (ужас) человек приходит к пониманию разницы между подлинным и не подлинным существованием. |