Главная страница

Лекция мировоззрение план Понятие, структура, функции мировоззрения


Скачать 435.5 Kb.
НазваниеЛекция мировоззрение план Понятие, структура, функции мировоззрения
Анкорlektsii_po_filosofii.doc
Дата30.06.2018
Размер435.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlektsii_po_filosofii.doc
ТипЛекция
#20909
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

ЛЕКЦИЯ 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ
План:

1. Понятие, структура, функции мировоззрения

2. Типы мировоззрения (мифология, религия, философия)
Понятие, структура, функции мировоззрения

Мировоззрение есть только у человека, это специфически человеческое явление.

Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Животное не соотносит себя ни с чем; для животного его отношение к другим не существует как отношение сознания, следовательно, уже с самого начала есть общественный продукт. И в начале (человеческой истории) есть всего лишь осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего осознавать себя индивида».

Предпосылка мировоззрения - это самосознание человека, т.е. осознание двух групп противоположностей:

1. противоположность человеческого сообщества (того, что осознаётся как «мы») и остальной природы

2. противоположность личности (или «я») и социальной среды («не я»).

Вторая группа противоположностей исторически возникает позже первой.

Источник мировоззрения - это потребность человека (личности) осмыслить своё место в природном и социальном мире, понять систему отношений между «я» и «не я», «я» и «мы», «мы» и «не мы».

Содержание мировоззрения - это особого рода знание, которое строится вокруг главной проблемы - отношения человека к миру в целом.

Мировоззренческое знание - это знание о том

1. что для каждого человека означает слово «мир»

2. в чём состоит цель и смысл жизни человека

3. в каких отношениях между человеком и миром могут быть реализованы цель и смысл человеческого существования.

Ответы на эти вопросы и формируют мировоззренческое знание.

Мировоззренческое знание практически ориентировано - это значит, что оно формирует следующие компоненты содержания мировоззрения (элементы мировоззрения):

1. убеждения

2. ценностные ориентации и основанные на них жизненные цели и идеалы

3. принципы деятельности

Элементы мировоззрения по Грибакину:

1. знания

2. ценности

3. вера

4. концепции жизненного пути.

Функции мировоззрения - это то, для чего оно нужно, какую роль играет в жизни человека.
Функции мировоззрения:

1. объяснительная (познавательная)

2. жизненно-практическая.

Формы мировоззрения, уровни:

1. мироощущение и мировосприятие

2. миропонимание

На уровне миропонимания возникает такая специфическая деятельность человека как философствование.

Субъекты мировоззрения - это те, кто его формирует, творцы и носители мировоззрения.

Субъекты мировоззрения:

1. общество на определённом этапе его культурного развития.

Именно в этом смысле мы говорим об исторических типах мировоззрения.

2. социальная группа (социальная общность).

Например: национальное мировоззрение.

3. личность

Источники мировоззрения - это реальные проблемы, возникающие в жизни того или иного субъекта, которые, будучи осознанными, превращаются в вопросы.

Источники мировоззрения:

1. индивидуально-личностный источник

Например: как надо себя вести, чтобы чувствовать себя счастливым?

В чём цель и смысл моей жизни?

2. социально-групповой

Воплотима ли в жизни общества социальная справедливость? Существует ли общественный прогресс и каковы его критерии?

3. внутринаучный -

это проблемы, порождаемые развитием науки и научно-техническим прогрессом.

Наука и техника - это средство процветания или самоуничтожения человечества?

4. эстетический

Эстетическая потребность возникла в человеке тогда, когда он стал человеком. Эстетическая потребность - это потребность в гармонии.

Следует ли жертвовать полезным ради прекрасного? Сводимо ли в конечном счёте прекрасное к полезному, а если не сводимо, то в чём смысл красоты для человека?

Мировоззрение - это сложная и систематизированная совокупность представлений (взглядов), посредством которой человек осознаёт мир в его единстве, а также осознаёт своё отношение к миру и своё положение в мироздании.

Основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношениях части и целого.
Типы мировоззрения

В истории человеческой культуры сложилось 3 типа мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология и религия являются предпосылками философии. Однако все 3 типа мировоззрения оформились в течение относительно короткого (в исторических масштабах) временного промежутка. Пример: миф и примитивные религии возникли почти одновременно. И ни один из этих типов на сегодняшний день не прекратил своего самостоятельного существования.

В истории культуры как науки, в историко-культурных исследованиях возникла другая версия типологии:

1. космоцентризм (господствовал в античности)

2. теоцентризм (Средневековье, история Нового времени вплоть до XVIII века)

3. антропоцентризм (нач. XIX - сер. XX вв.)

4. лингвацентризм (втор. пол. XX века). Linque. В рамках этого мировоззрения исходной моделью понимания любой реальности выступает язык. По аналогии с языком трактуется вся реальность. Язык - это система различий. Функционирование языка возможно только благодаря различиям между словами, фразами и т.д. и оно основано на различиях. Поскольку вся реальность трактуется по аналогии с языком => подлинной реальностью обладает только различие.
Мифологическое мировоззрение

Миф - это сказание, предание, повествование.

1. миф не является произвольной выдумкой

2. миф имеет фиксированный набор сюжетов, который повторяется у разных народов мира.

По типу сюжета выделяются следующие виды мифов:

1) этнологические

2) космологические - повествуют о происхождении космоса и человека, а также о первопредках человека - так называемых «героях».

3) эсхатологические - описывают грядущую гибель космоса, за которой может следовать либо не следовать его возрождение.

4) календарные мифы. Связаны с земледельческими культами. Повествуют о регулярно умирающих и воскресающих богах (например: миф об Асирисе).

Особенности мифологического мировоззрения:

I. Мифология является неотъемлемым (всеобъемлющим) элементом духовной культуры первобытного общества.

1. миф имеет непосредственную практическую направленность и выражается в единстве представлений и действий (обряды, ритуальные танцы и т.п.)

2. миф имеет нерасчленённый (синтетический) характер, т.е. содержит в себе зачатки таких форм сознания как религия, нравственность (мораль), философия, право, искусство.

3. мифологическое мировоззрение антропосоциоморфично: для мифа характерно «очеловечивание» окружающей природной среды, т.е. перенесение на явления природы отношений, присущих первобытной родовой общине.

4! миф основывается на отсутствии индивидуального самосознания (сознания «я»), на коллективном, групповом самосознании, на противопоставлении родоплеменного единства («мы») чуждому и враждебному окружению («они»).

II. Миф - это самопроизвольное, спонтанное, неосознаваемое, эмоционально-образное осмысление мира и выражение отношения к нему.

1. миф «соткан» из конкретных, персональных образов, которые являются продуктами бессознательного, безотчётного фантазирования человека. Образы мифа отражают действительность не как ряд закономерных, повторяющихся событий, а как ряд ярко индивидуальных, однократных событий.

2! миф не знает условностей, т.е. не проводит различия между вещью и образом этой вещи, между знаком и обозначаемым им предметом. Содержание мифа было для древних людей последней и высшей реальностью, т.к. воплощало в себе коллективный опыт осмысления действительности, выверенный множеством поколений.

3. миф обладает императивным характером, т.е. закреплённые в мифе образцы носят характер безусловного предписания; в рамках мифа невозможно и не нужно обоснование, доказательство.

III. Содержание мифа формируется посредством приёмов первобытного мышления. Миф предполагает особую логику осмысления мира.

1. отсутствие объяснения в привычном для нас смысле этого слова. Объяснение вещей и мира в целом сводится к рассказу об их происхождении.

2. отсутствие обобщения. Мышление первобытного человека движется не от конкретного к абстрактному, не от явления к понятию, а от конкретного к конкретному, т.е. от явления к явлению.


Функции мифа:

1. познавательская

Миф раскрывает смысл событий, происходящих с человеком и вокруг него.

2. императивная (функция моделирования поведения)

3. функция интеграции людей, объединения людей в общность. Благодаря мифу человек осознаёт, осмысливает свою принадлежность к определённой общности.
Миф - это исторически первая форма мировоззрения, способ и результат коллективного осмысления мира людьми, которое осуществлялось посредством фантастических образов, имеющих безусловный и императивный характер для деятельности и поведения человека.

Существуют ли современные мифы, и почему они до сих пор существуют?
Религия

Религия - это мироощущение и миропонимание, а также соответствующее поведение и специфические ритуальные действия - культ, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов или так называемого «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Особенности религии как формы мировоззрения:

I. Религия имеет несколько исторических форм и прошла длительный путь развития.

Религия возникла в эпоху древнего палеолита (40 тыс. лет назад).

Исторически первыми формами религии являлись:

1. фетишизм. Объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделённый в человеческом воображении сверхчувствительными свойствами - фетиш. Воля этого предмета.

Фетишизм почти всегда в истории связан с магией.

Магия - настрой человека, стремление оказать влияние на ход событий (в нужном направлении) при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т.п.

2. анимализм - это вера в самостоятельную по отношению к телу душу. Именно на этой стадии религиозного развития человечества произошло удвоение мира на

  1. реально существующий и

  2. потусторонний (сверхъестественный).

3. политеизм

Ф. Энгельс: «Фантастические образцы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты, и становятся представителями исторических сил».

4. монотеизм. Например: христианство, ислам.

II. Религия существует в силу её объективной необходимости и основана на двух группах предпосылок:

1. гносеологическая

Возникновение религий связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляется возможность отрыва мысли от действительности. На этом этапе общее понятие отделяется в сознании человека от обозначенного им предмета, и поэтому понятию предписывается человеком статус особого существа.

2. социальная

Названная возможность реализуется лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений.

С каждым великим историческим переворотом в общественных отношениях, как правило, происходит переворот и в религиозных представлениях людей.

Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».

В религиозных верованиях выражается фантастическое осознание людьми их зависимости от природных и социальных сил.

Том 1 «Капитала» Маркса: «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях между собой и с природой». Что здесь верно, по вашему мнению?

III. Религия предполагает особую психологическую установку - веру. Где нет веры - нет и религии.

1. Вера в психологическом плане характеризуется следующими моментами:

1) принятием определённых утверждений (верований или догматов), а также решимостью придерживаться их вопреки всем сомнениям, которые оцениваются как искушения.

2) личным доверием к Богу как к руководителю, помощнику и спасителю верующего. Даже страдания понимаются как то, что ниспослано человеку Богом и при этом служит благу человека, его спасению.

3) личной преданностью Богу, на служение которому верующий отдаёт себя.

2. Верования - это условия возникновения и воспроизводства религиозного опыта. Религиозный опыт - это особое состояние и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы верующего человека.

Люди, обладающие религиозным опытом, убеждены, что причиной этого опыта (первопричиной этого состояния) является божество.

IV. Религия - это система ценностей и норм, с помощью которой человек пытается решить высшие (т.е. сложножизненные, нравственные) проблемы своей жизни.

Одно из традиционных доказательств существования Бога состоит в следующем: в душе человека заложена идея добра, человек стремится к добру, однако, ни идею добра, ни это стремление нельзя вывести из знаний мира, из мирового порядка вещей => идея добра и стремление к добру вкладываются в человека Богом, т.е. Бог - первоисточник такого стремления человека.

Функции религии:

1. объяснительная

2. иллюзорно-компенсаторная (функция иллюзорного восполнения практического бессилия людей). Фрейд «Будущее одной иллюзии».

3. коммуникативная

Религия - почва для общения (верующих между собой, со священнослужителями и т.д.)

4. регулятивная - это функция легитимации социального порядка посредством связывания тех или иных социальных норм, на которых покоится этот порядок, с представлениями о «священном».

5. функция интеграции людей в общность.
ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

План:

1. Общественная и индивидуальная потребность в философствовании. Особенности философии как типа мировоззрения.

2. Уровни существования философии.

3. Типы философствования
Общественная и индивидуальная потребность в философствовании.

Особенности философии как типа мировоззрения.

Мировоззрение формируется объективно, вне и до философии (в рамках обыденного сознания на основе доступного индивиду общекультурного материала, а также собственного жизненного опыта).

1. Дофилософское мировоззрение обладает устойчивостью, выступает как своеобразный инвариант духовной жизни.

2. Оно основано на смешении факторов и оценок, знания и суеверий.

Грибакин Александр Васильевич («Введение в философию права», 1999) считает, что в структуру мировоззрения входят

1) знания

2) ценностные представления

3) вера

4) концепция жизненного пути, которая осознанно или неосознанно складывается у каждого индивида.

Эти компоненты соперничают между собой за преобладание в духовном мире человека. Преобладание одного из компонентов придаёт специфическую направленность. Выделяется 4 типа мировоззрения:

1. сциентистское

В нём доминирует научное знание. Это мировоззрение учёных. Согласно этому мировоззрению, прогресс в обществе связывается однозначно с развитием науки.

2. аксиологическое

Построено на ценностных категориях. Благо, справедливость и тому подобные явления признаются реально и объективно существующими, т.е. не являются субъективными понятиями.

3. фидеистическое

Преобладает вера (не обязательно религиозная).

4. жизнетворческое

Определяющую роль в этом мировоззрении играет концепция жизненного пути. Для любого индивида важно понять не столько место человека вообще в мире, сколько своё собственное место в конкретных жизненных обстоятельствах (перспективу своего собственного развития).

Очень широко бытует мнение о том, что философия далека от повседневных забот человека, представляет собой элитарное сознание. Эта точка зрения неверна, т.к. все люди философствуют, поскольку перед каждым человеком возникает неизбежная задача и потребность

  1. сформировать самого себя и

  2. открыть своё будущее.

Эта потребность связана с особенностями человеческого существования:

1) человек (и как индивид, и как родовое понятие) в каждый данный момент истории является существом незавершённым, человек безграничен в перспективе.

2) человек открыт миру: человек преобразует себя и окружающий мир исходя из собственного решения относительно того, каким он может и должен быть.

Выводы:

1. философствование, т.е. духовное самоопределение индивида в мире, среди людей, открытие своего будущего осуществляется каждым человеком (сколько людей, столько и попыток…)

2. философствование выполняет в жизни обычного человека задачу критики, очищения каждой части обыденного дофилософского мировоззрения. Это есть так называемая «критико-верификационная» функция философствования. Она осуществляется в 4-х направлениях:

1) эпистемологическая верификация (проверка) осуществляется по отношению к знанию, входящему в мировоззрение. Проверка знания на точность, обоснованность, соответствие реальной действительности.

2) ценностная (аксиологическая) верификация. Философствование имеет большое значение для развития правовых, нравственных, эстетических представлений людей, т.к. философствование человека - это актуализация, обобщение духовного опыта, накопленного многими поколениями людей.

3) доксическая верификация (осуществляется по отношению к вере, входящей в мировоззрение в качестве компонента) - это проверка прочности веры, определение её предмета, направленности, соотношения различных вер.

4) смысложизненная верификация (осуществляется в отношении жизненных планов человека, в отношении концепции жизненного пути: человек оценивает различные условия и факторы, которые определяют продолжительность индивидуальной жизни, её структуру, содержание).
Уровни существования философии

По мнению Грибакина, в рамках философского мировоззрения можно выделить различные уровни осмысления действительности. Некорректно как отождествлять философское мировоззрение с научным, так и противопоставлять философию науке.

Как соотносятся философия с наукой?

Грибакин считает, что мировоззрение может существовать на 3-х уровнях:

1. обыденно-житейский

Его составляют обдуманные ответы на мировоззренческие вопросы обычных людей, не занимающихся философией профессионально. Обыденно-житейская философия - это непременная часть индивидуального сознания каждого человека. Результат собственных размышлений человека при этом формулируется с помощью понятий индивидуального обыденного сознания.

2. духовно-практическая

Она представлена в искусстве (в художественной литературе). На этом уровне философские проблемы ставятся и раскрываются посредством художественных образов: через мысли и поступки героев, через авторский монолог. Кинематограф. Есть ли автор в произведении искусства?

На этом уровне доминирует опора на интуицию, чувственное начало, жизненный опыт человека. Философские идеи воспринимаются на основе интуитивного подражания привлекательным образам, идеалу, который создаёт художник. Грибакин считает, что правомерно говорить о существовании философских чувств. Так ли это?

3. теоретическая философия

Она связана с профессиональной деятельностью, с призванием, талантом.

Для всех 3-х уровней философствования характерно, что философствующих людей интересуют не столько объекты мира сами по себе, сколько то, как видится мир человеком, как он понимается и переживается человеком => философствующий субъект обращает внимание прежде всего на те смыслы, которые несут человеку различные объекты.

Все 3 уровня философствования тесно связаны между собой и взаимодействуют.
Типы философствования

Тип философствования - это объяснительный принцип (или установка), положенный в основание формулируемой человеком картины мира.

Исторически сложилось несколько таких типов:

1. натурализм (природоцентризм)

Он исходит из того, что именно природные силы и факторы напрямую определяют деятельность и поведение людей. Наиболее ярко это принцип проявляется в географическом детерминизме (когда все особенности политической жизни народа объясняются, исходя из природных, географических условий). Смысл философствования здесь связан с поиском путей и средств полного удовлетворения потребностей человека на базе его гармоничных взаимоотношений с природой.

2. теоцентризм

Ключевая идея - идея Бога. Бог - могущественный творец всего сущего, который предписывает судьбу природным объектам и человеческому обществу. Смысл философствования - это поиск путей к Богу, воссоединение с Богом (пути как вне человека, так и в его душе).

3. социоцентризм

Он опирается на признание общества центром мироздания, более высокой, совершенной частью мироздания, чем природа. Интересы общности ставятся выше интересов отдельного индивида. Интеллект подчинён обществу.

Например: светская философия. Это поиск путей совершенствования общественных отношений на принципах свободы и справедливости, принцип социального равенства.

4. антропоцентризм

Основывается на идее человека как центра мироздания.

Можно ли связывать антропоцентризм с эпохой Возрождения?

Смысл философствования связан со стремлением человека к свободе и с поиском условий её достижения. В рамках социоцентризма свобода связывается с обществом.

5. лингвацентризм

См. Лекцию 1.

Лингвацентризм как тип философствования существует давно, вышел на арену мировой философии в сер. XX века.

Философия лингвистического анализа.

Смысл философствования - это стремление понять, как языковые нормы, спонтанные изменения в правилах и языке вообще управляют социальной и духовной жизнью людей.
ЛЕКЦИЯ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Сколько мыслителей, столько и философии.

План:

1. Особенности теоретической философии как формы сознания

2. Предмет и методы теоретической философии. Структура философского знания.

3. Функции теоретической философии и её роль в культуре.
Особенности теоретической философии как формы сознания

Своеобразие теоретической философии:

1. Она представляет собой самостоятельную форму общественного и индивидуального сознания.

Сознание - это сфера функционирования смыслов. Каждая форма сознания (форма духовной культуры) характеризуется обобщающим понятием, которое выражает основополагающую для данной формы сознания духовную ценность, или ценностный смысл.


форма сознания

ценностный смысл

наука

объективная истина

нравственность

добро

искусство

прекрасное и гармония

религия

абсолютное совершенство

правосознание

справедливость, закон как воплощение справедливости

философия

мудрость как знание всеобщего и основанная на этом знании жизненная практика


Поскольку функцией сознания выступает познание, то следующие особенности философии характеризуют её именно как разновидность познания.

2. Философия даёт систему рационально обоснованных ответов на мировоззренческие вопросы.

Знания, формируемые философом, имеют две характеристики:

1) это мировоззренческое знание

2) это знание предельно обобщённое. Обобщённое - не значит абстрактное!

3. Философское познание есть рефлексия.

Рефлексия - это размышления, отражение, обращение назад.

Философия как рефлексия самым ярким образом демонстрирует себя в произведениях представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель). Рефлексия - это особый тип познания, предметом которого выступает не действительность сама по себе (в качестве объективной реальности), а формы, средства, способы осмысления действительности человеком.

Рефлексия имеет своим предметом само знание о мыслимом предмете.

Рефлексия - это самопознание сознания, это познание отношения мысли к своему предмету. Для философской рефлексии предметом является мировоззрение, которое стихийно складывается у человека; это рефлексия над мировоззрением.

Мераб Мамардашвили «Как я понимаю философию»: «Мы философствуем в той мере, в какой пытаемся выяснить условия, при которых мысль может состояться как состояние живого сознания».

4. Философия осуществляет рациональное познание, т.е. познание в формах абстрактного мышления. Философия имеет собственный понятийный аппарат, свою систему категорий. Философское знание формируется посредством логической процедуры обоснования, доказывания.

Философию роднит с наукой следующее:

1) философия существует в форме теории, концепции (хотя и не всегда излагается в форме трактата)

2) философия имеет самостоятельный предмет исследования

3) философия имеет специфический метод исследования, т.е. способ построения и обоснования системы философского знания.

Какие черты отличают философию от науки?

5. Философия имеет собственный язык со всеми его элементами, в том числе философия имеет набор терминов, которые служат для формулирования философских понятий (например: бытие, сущее).

Многие философские категории имеют парный характер, потому что они выражают собой универсальные противоположности (например: необходимость и случайность, форма и содержание), некоторые категории образуют триады (единичное - особенное - общее).

6. Философии органически присуща диалогичность. Если у философа нет оппонента (собеседника), то он не философ. Оппонентом может выступать не только другая личность, но и целая культурная традиция. Философ - это мыслитель, который может быть оппонентом и для самого себя.

7. В философии всегда присутствует феномен авторства. Анонимная философия невозможна. Носителем философствующего ума может быть только личность. Философия - личностное явление. Официальная философия или народная невозможна. Хотя народ - это коллективная личность.
Предмет и методы теоретической философии
Понятие предмета философии дал В. Виндельбанд (нач. XX века): «Философия получила в период эллинизма (поздняя античность) намеченное уже ранее (софистами и Сократом) практическое значение выработанного на научных началах искусства жить».

Предмет философии - это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром.

Алексеев, Панин: философия изучает всеобщее в системе «мир-человек».
ЧЕЛОВЕК, МИР,

СОЗНАНИЕ, ОБЪЕКТ

СУБЪЕКТ

Система «мир-человек» состоит из следующих элементов:

1. человек как субъект, т.е. носитель сознания и практической деятельности (субъектом может быть как человечество, так и отдельная социальная общность, а также отдельная личность)

2. мир, или универсум (т.е. мир, включающий в себя всё) как объект, на который направлена избирательная активность субъекта.
Между субъектом и миром (объектом) складываются отношения следующих типов:

1. бытийные - это

отношения взаимоположения человека и других предметов, образующих мир, (сущих) в едином целом, называемом «бытие».

Мартин Хайдеггер: «Бытие - это горизонт, внутри которого встречается сущее».

Бытие - это первооснова единства человека и мира, обеспечивающая их сравнимость, сопоставимость, поскольку и человек, и остальной мир (сущее) причастны к бытию.

2. познавательные отношения - те, которые связаны с познавательной деятельностью человека.

3. ценностные - это отношения, выражающие объективную значимость для человека предметов мира, ввиду того, что эти предметы способны удовлетворять различные потребности человека (в том числе и духовные).

4. предметно-преобразовательные, или творческие отношения - это отношения, которые обусловлены способностью и потребностью человека в творчестве, т.е. человек придаёт статус бытия некоторым предметам, привносит в мир то, чего без него в мире быть не могло.

В каждом из названных видов отношений человека к миру философия анализирует только всеобщие характеристики. Всеобщие - т.е. такие характеристики, которые с необходимостью присутствуют в любом и каждом отношении того или иного вида. Например: применительно к познавательным отношениям философия анализирует такие вопросы, как

  1. что такое истина и каков её критерий?

  2. как соотносятся между собой чувства и разум в процессе познания? и т.п.


Структура философского знания

Структура отношений человека к миру задаёт и внутреннее строение философского знания. В философское знание входят:

1. философская антропология - в широком смысле слова это учение о всеобщих определениях (сущности человека). Если вышеописанная система отношений (схема) ограничена определённой предметной сферой, то можно говорить о существовании в системе философского знания таких разделов как

  1. философия права

  2. философия искусства

  3. философия политики и т.д.

2. онтология - это учение, которое занимается анализом бытия, это учение о принципах бытия и категориях сущего (аристотелевский подход). Центральная категория онтологии - бытие.

3. гносеология - это теория познания.

4. аксиология - это теория ценностей. Она изучает природу и виды ценностей. Сюда входят этика и эстетика как философские дисциплины.

5. культурология - в качестве раздела философии это учение о средствах и способах организации и развития человеческой жизнедеятельности; эти средства и способы в совокупности составляют специфическую реальность, которую называют «второй природой», или культурой.
Все структурные блоки философского знания пронизаны стержневой проблемой, которая называется основным вопросом философии. Формулировки этого вопроса самые разные у разных философов.

Классическая для отечественной традиции формулировка этого вопроса принадлежит Фридриху Энгельсу (статья «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»): основной вопрос философии - это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, субъективной реальности к объективной реальности.

Впервые в истории этот основной вопрос философии сознательно сформулировал Платон (см. диалог «Софист»).

Этот вопрос приобретает специфические формулировки в разных разделах философского знания:

I. в онтологии

Основной вопрос философии: что первично?

В зависимости от того, как философы отвечают на этот вопрос, они подразделялись на 2 большие группы:

1. философы-материалисты

Сторонники философии материализма.

Материализм - это одно из двух фундаментальных направлений, согласно которому материальное, телесно-чувственное начало является первичным, активным, определяющим, а духовное (сверхчувственное, бестелесное) начало является вторичным, обусловленным и зависимым.

2. Второе из двух фундаментальных направлений - это идеализм.

Философы, стоящие на позициях идеализма - философские идеалисты.

Идеализм бывает 2-х видов:

1) объективный (Платон, Гегель)

Объективный идеализм считает, что духовное первоначало существует вне и независимо от человеческого сознания. Духовное первоначало может называться по-разному:

  1. идея (Платон)

  2. Бог (христианские мыслители)

  3. абсолютная идея (Гегель).

2) субъективный

Утверждает, что любая реальность (любые вещи или отношения) является продуктом конкретного индивидуально-определённого сознания.

Джон Беркли (XVIII век, Англия).

II. применительно к гносеологии

Познаваема ли реальность как таковая (объективная и субъективная)? Достижимо ли истинное знание?

Все философы делятся на тех, кто признаёт и тех, кто отрицает познаваемость реальности.

Агностицизм (от «гнозис» - знание) - это позиция, согласно которой адекватное познание объективной реальности невозможно.

Агностицизм - это и такая философская позиция, согласно которой невозможен достоверный утвердительный ответ на вышеуказанные вопросы.

Среди философов, признающих достижимость истинного знания,
в зависимости от того, что признаётся источником истинного знания,
выделяется 2 направления:

1. сенсуализм (от лат. «сенсус» - чувства). В истории философии чаще сопутствует материализму. Сенсуализм утверждает, что чувство является источником и главной формой существования истинного знания.

2. рационализм

Утверждает, что истина доступна только разуму, а формы абстрактного мышления (т.е. понятия, суждения, умозаключения) являются и формами существования истинного знания.

III. в аксиологии

Основной вопрос философии: относительны или абсолютны нравственные и эстетические критерии? Обладают ли духовные ценности самостоятельным значением (автономией) или они основаны на практической полезности?

Направления:

1. утилитаризм - это направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием нравственного поведения.

2. гедонизм - это этическая позиция, которая признаёт высшим нравственным благом чувственное наслаждение.

3. эвдемонизм - это такая этическая позиция, которая признаёт высшим нравственным благом счастье, понимаемое как невозмутимость духа, неподверженность страстям (блаженство).
Философский метод

Философский метод - это способ построения и обоснования философского знания. Метод всегда содержит систему нормативных принципов или правил познавательной и практической деятельности.

Принципы философского метода носят универсальный характер.

Традиционно в философии выделяются пары противоположных методов:

1. диалектический и метафизический

(их противоположность раскрывает Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»)

2. с развитием гуманитарного познания (речь идёт о развитии исторической науки на рубеже XIX - XX вв., наук о духе) философия выявила (обнаружила) другую пару противоположных методов: метод объяснительный (обобщающий) и метод описательный (индивидуализирующий).

Обобщающий метод

Ориентирован на естествознание.

1) в процессе его применения мы получаем реальность, именуемую природой.

2) познание стремится усмотреть за единичным, однократным общую закономерность, необходимую повторяемость. Знание о единичном не самоценно, познание движется от единичного к общему. Поэтому данный метод получил название обобщающего или генерализующего.

3) познание движется от поверхностного знания (знания явлений) к скрытой за явлениями сущности объекта. Настоящее знание трактуется как знание о необходимых, устойчивых, существенных связях и признаках объекта.

Описательный метод

Ориентирован на историческое познание (на историю духовной культуры).

1) познание направлено на понимание того ценностного смысла, который заключён в единичных (уникальных) событиях, составляющих историю человеческой культуры. При таком понимании познание единичного события является самоценным.

2) познание не связано с движением мысли от явлений к сущности.

Предметом познания выступает непосредственно данный в том или ином событии смысл (самораскрывающийся смысл, или феномен). Этот смысл не может быть обобщён, но он может быть более или менее полно понят и описан.

Философия пользуется особыми средствами познания, среди которых большую роль играет

  1. самонаблюдение

  2. сомнение

  3. интеллектуальная интуиция

  4. герменевтическая интерпретация.

Герменевтика - это искусство, теория и метод понимания ценностных смыслов, выраженных в конкретных уникальных текстах. Понимание осуществляется не только с помощью разума, но и с помощью всех духовных сил человека (эмоциональной стороны человеческой натуры).
Философия - это мышление, стремящееся обосновать положение человека в мире.
Функции философии

1. мировоззренческая

Заключается в том, что рационально обосновывает мировоззрение, формулирует его в виде общих принципов.

2. методологическая

Философия выступает как общая методология деятельности и познания.

3. идеологическая

Философия очень часто выступает средством разработки и обоснования определённой идеологии.
Роль философии в культуре

Место философии в культуре определяется тем, что философия - это рефлексия над формами общественного сознания. По отношению к этим формам философия осуществляет рациональное обоснование их основополагающих ценностных смыслов в качестве основополагающих принципов мироустройства.

Гегель считал, что философия - это самосознание культуры того или иного народа в ту или иную историческую эпоху.


  1   2   3   4   5


написать администратору сайта