Главная страница

Лекция мировоззрение план Понятие, структура, функции мировоззрения


Скачать 435.5 Kb.
НазваниеЛекция мировоззрение план Понятие, структура, функции мировоззрения
Анкорlektsii_po_filosofii.doc
Дата30.06.2018
Размер435.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlektsii_po_filosofii.doc
ТипЛекция
#20909
страница5 из 5
1   2   3   4   5
ТЕМА 5. СОЗНАНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЗНАНИЯ

План:

1. Понятие отражения. Сознание как высшая форма отражения.

2. Марксистское учение о возникновении и сущности сознания

3. Проблема идеального в марксистской философии

4. Современные программы исследования сознания
Понятие отражения. Сознание как высшая форма отражения.

Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 291 - 303.

Отражение - это способность одних объектов в результате взаимодействия с другими объектами воспроизводить через изменение своего состояния некоторые особенности этих объектов в своей собственной природе.

Отражение является стороной и продуктом процесса взаимодействия.

Отражение усложняется и эволюционирует вместе с усложнением и эволюцией материальных систем, т.е. конкретные свойства отражения определяются уровнем организации материи.

  1. В неживой природе отражение пассивно и выступает в виде

разнообразных изменений физических и химических свойств и состояний объекта.

  1. В живой природе отражение носит активный характер, который

выражается в избирательности и целесообразности реакций организма на внешнее воздействие.

На уровне живой природы отражение включает в себя следующие формы:

1. допсихические - так называемая «раздражимость»

2. психическая форма отражения - психика.

Психика характеризуется:

1) образностью, т.е. способностью формировать субъективные образы внешнего мира и оперировать ими

2) сигнальностью. Внешнее воздействие порождает образ, который становится сигналом к действию, т.е. к определённой поведенческой реакции организма.

3) рефлекторностью, т.е. наличием системы рефлексов.

В живой природе возрастает:

1. адекватность, т.е. отражение приобретает всё более дифференцированный характер и даёт организму всё более полную и точную информацию об окружающей среде

2. активность, т.е. избирательность и целесообразность.

Появляется опережающее отражение у животных. Для него характерен пространственно-временной разрыв сигнала и ответной поведенческой реакции организма, и этот разрыв возможен благодаря приспособлению организма к цикличности природных процессов. Опережающее отражение проявляется в способности живого организма предвидеть будущее и заранее подготавливаться к этому будущему.
Марксистское учение о возникновении и сущности сознания

В марксистской философии сознание рассматривается как высшая форма отражения.

Ленин: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу различным с ощущением, - свойством отражения».

Сознание - это высший уровень психической активности человека, это способность отражать объективный мир в субъективных, идеальных образах.

Сознание человека (в отличие от психики животных):

1. способно фиксировать свои образы в языке

2. сознание человека всегда предполагает способность к понятийному, абстрактному мышлению

3. включает способность к целеполаганию, т.е. к формированию целей и идеалов человеческой деятельности

4. опережающий характер отражения на уровне сознания человека связан с предвидением на основе познания объективных законов.

Сознание идеально, т.е. оно не тождественно

1) тому, что отражается в его образах (не тождественно объективному миру и его связям)

2) тому, при помощи чего происходит этот процесс отражения, т.е. мозгу и физиологической деятельности (соответствующим физиологическим процессам).

Однако противопоставление материи и сознания относительно. Почему?

Возникновение сознания связано со становлением человека и общества, т.е. социальной формой движения материи.

Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Сознание уже с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди».

М.К. Мамардашвили «Анализ сознания в работах Маркса» // «Как я понимаю философию» (читать).

Энгельс «Диалектика природы»: «Сначала труд, а затем вместе с ним (одновременно) и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг». Это спорное утверждение.

Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Язык также древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, подобно сознанию, язык возникает из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

«Язык есть непосредственная действительность мысли».

Самое общее определение: язык представляет собой систему знаков, служащую средством общения и внешнего выражения (объективации) мысли. Элементом языка является знак, т.е. знак - это материальный заместитель предмета, несущий для человека информацию об этом предмете. Знак выражает значение, знак обозначает предмет, а значение - отражает предмет. Язык как система знаков - это материальная реальность.

Структура и функции сознания

(применительно к марксистской философии)

Психика шире сознания, т.к. она включает в себя также и неосознаваемые психические явления и процессы.

Бессознательное - это совокупность психических процессов и состояний, неосознаваемых человеком и неподдающихся произвольному контролю.

Сознание включает в себя следующие группы элементов:

1. познавательные (когнитивные) - это абстрактное мышление и его формы, чувственное созерцание и его формы, образы памяти и воображения.

2. регуляционно-волевые (это внимание и воля)

3. эмоциональные элементы (элементарные эмоции, аффекты, настроение и чувства)

4. самопознание - это осознание и оценка человеком своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, основанное на выделении человеком себя из объективного мира.

Самосознание выполняет 2 функции:

1) самопознание и самооценка

2) самоконтроль

Описанная выше структура сознания - эта структура эмпирического сознания, которое изучается психологией. Неэмпирическое сознание изучается философией.

Маркс («Экономическо-философские рукописи» 1844 года): Неэмпирическое сознание - это «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него - это знание. Знание есть его единственное предметное отношение».

Функции сознания:

1. гносеологическая (познавательная).

Эта функция выражает направленность сознания на получение знаний об объективной реальности.

2. оценочная

3. регулятивная

Сознание - это средство, определяющее и регулирующее поведение человека в определённой ситуации.

4. творческая

Сознание - это необходимая предпосылка целенаправленного преобразования действительности человека.

Ленин («Философские тетради»): «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Человек не только приспосабливается к среде, но также изменяет её, приспосабливая среду к своим потребностям и желаниям. В этой деятельности и находит свою наивысшую реализацию активность сознания.

Сознание - это продукт общественно-исторического развития, адекватное отображение материальной действительности, идеальный компонент и высший регулятор предметной деятельности человека, свойство не только коры головного мозга, но и всей системы «субъект-объект».

Проблема идеального в марксистской философии

Идеальное - это философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта.

Маркс: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Сферу идеального образуют:

1. чувственные и умственные образы

2. способы их построения и оперирования ими

3. духовные ценности и соответствующие ценностные ориентации.

Все эти формы, сложившиеся в процессе исторического развития культуры, не могут существовать вне деятельности человека, способного их воспринимать и воспроизводить.

Идеальное всегда обладает материальным носителем. В качестве такого носителя может выступать как нервно-мозговая ткань человеческого организма, так и феномены культуры (например: естественный язык и другие знаковые системы).

В отечественной марксистской философии в настоящее время существуют три концепции идеального:

1. Дубровский Д.И. «Проблема идеального».

Идеальное - это сугубо субъективная реальность, т.е. совокупность субъективных образов сознания, отражающих объективный мир.

Идеальное существует исключительно на базе психики отдельного человека и оно всегда сугубо (исключительно) индивидуально.

2. Ильенков И.В. «Идеальное» (// Философская энциклопедия)

Идеальное - это особого рода объективная реальность. Она может быть определена как представленность (репрезентация) какого-либо общего свойства некоторого класса объектов в том или ином предмете труда и культуры.

Первичное проявление идеального - это схема практической деятельности; практика представляет собой некоторый класс объектов в последовательности и характере операций, т.е. в схеме практической деятельности с данным классом объектов. Вторичное проявление идеального - это субъективный образ.

3. Лифшиц М.А. «Об идеальном и реальном» 1984 г. (// журнал «Вопросы философии»)

Понятие идеального должно быть распространено за пределы человеческого общества, на природу. Природные объекты отличаются друг от друга по степени совершенства, т.е. в природе встречаются совершенные, идеальные экземпляры, которые могут рассматриваться как природные эталоны. Действуя с ними, человек получает информацию о целом классе объектов.
Вывод. Идеальное существует в 3-х формах:

1. в форме образцового (эталонного) предмета. В этом случае идеальное объективно.

2. идеальное может существовать как носитель, осуществляющий передачу субъекту информацию об объектах. Ильенков считает, что, по Марксу, таким носителем считается система практики => идеальное в этом смысле имеет относительно субъективную природу.

3. идеальное существует как субъективная реальность, как образ сознания человека. Идеальное - это не философия мозга, а целостного субъективно-объективного отношения, идеальное в той же мере невозможно без объекта, как и без субъекта, его практической деятельности и сознания.
Современные философские программы исследования сознания

Перечень программ не является исчерпывающим.

В философии и науке XX века в отношении сознания складывается противоречивая ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение (аналитическая философия: сознание - это то, что нельзя определить понятийно; сознание рассматривается как некая фикция. Прагматизм: схожий взгляд с аналитической философией. Экзистенциализм: Сартр говорил о том, что у сознания нет своей природы, оно неуловимо. Для многих представителей неклассической философии сознание несубстанционально, сознание нельзя рассматривать как некоторый предмет), с другой стороны - активизируется практика изучения эмпирического сознания различными методами.

В настоящее время сложилось как минимум 3 типа программ изучения сознания:

1. инструменталистские

Здесь понятие сознания конкретизируется через его интерпретацию в качестве совокупности способов, средств, форм оптимизации жизнедеятельности человека. Нет ни одной области человеческой жизни, которая бы ни нуждалась в познавательно-информационном обеспечении. Программы данного типа широко пользуются аналогией между сознанием человека и искусственным интеллектом. В рамках этого типа программ разработаны модели сознания, раскрывающие операционально-вычислительные (компьютерные) способности человека. Истоки программ этого типа находятся в механистической традиции философствования, сложившейся в эпоху Нового времени (XVII - XVIII вв.), когда сознанию человека отводилась роль центра управления человеком-машиной. Сознание - это персональный компьютер, который предназначен для извлечения и преобразования информации, для распознания и сопоставления образов, а также вычисления и координации различных операций. Здесь акцентируются те функции сознания, которые важны в процессе планирования, управления и принятия решений на практике. Сознание выступает здесь как средство рациональной организации человеческой жизнедеятельности.

2. интенционалистские программы

Интенция - лат. «намерение», «направленность».

В рамках этого типа программ изучению подлежат прежде всего интенциональные свойства сознания. С точки зрения феноменологии (феноменологической философии), основоположник которой - Эдмунд Гуссерль - считал, что именно интенциональные свойства выражают специфику сознания. Интенциональность - это направленность сознания на предмет. В рамках этого типа программ сознание выступает как совокупность механизмов создания идеальной предметности.

3. кондиционалистские программы

Кондицио - лат. «условие», «состояние».

В рамках этого типа программ изучаются зависимости сознания от

  1. телесной организации (соматических состояний)

  2. строения и функций психики (в том числе от бессознательного)

  3. многочисленных факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека (в родовом смысле).

Устанавливаются следующие зависимости:

1) сознание зависит от характера исторических и культурных условий, в которых формируется сознание отдельного человека - носителя культуры.

2) сознание зависит от социально-психологических, коммуникативных факторов

3) сознание зависит от индивидуально-личностных особенностей человека.

Примером концепций этого типа являются трактовки сознания в психоанализе.

В рамках данного типа программ сознание обусловлено совокупностью условий его формирования и функционирования.

Марксистская концепция сознания. Куда её отнести? (Мераб Мамардашвили «Анализ сознания в работах Маркса» // «Как я пониманию философию»).

ЛЕКЦИЯ 2. ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

Эта проблема рассматривается не в психологии.

План:

1. Проблема бессознательного в психоанализе Зигмунда Фрейда

2. Учение Карла Густава Юнга (1875 - 1961) о коллективном бессознательном

Чем отличается изучение бессознательного философией от изучения бессознательного в рамках психологии?
Проблема бессознательного в психоанализе Зигмунда Фрейда

(1856 - 1939)

Фрейд выделяет 3 аспекта рассмотрения психики взрослого человека:

I. топика - это построение пространственной модели психики; рассмотрение

отдельных психических инстанций с точки зрения их иерархии (местоположения).

Исследователи выделяют 2 топики: первую и вторую.

В рамках первой топики психика делится на следующие инстанции:

1. бессознательное

2. предсознательное

3. сознание

В «Толковании сновидений» Фрейд выделяет ещё одну инстанцию - цензуру.

В рамках второй топики выделяются:

1. оно

2. я

3. сверх-Я

II. экономика (экономический фактор)

В рамках этого аспекта психические процессы рассматриваются с точки зрения распределения психической энергии.

III. динамика

В рамках этого аспекта различные психические структуры рассматриваются, объясняются как результат столкновения сил, лежащих в основе влечения.

В рамках этого аспекта формирование психики рассматривается как продукт развития, разрешения внутриличностных конфликтов.

Фрейд разграничивает такие понятия как «влечение» и «желание». Влечение лежит между физиологическими процессами и осознаваемыми желаниями.

Структура влечения (элементы):

1. источник - это локализация возбуждения в определённом органе

(это физиологический подход)

2. объект влечения - это вещь, за счёт которой достигается удовлетворение влечения

3. сила, влекущая организм к удовлетворению влечения (энергетическая трактовка)

4. цель - это действие посредством которого достигается удовлетворение

Желание (определение этого понятия Фрейд не даёт) - это энергетически насыщенная, аффективно окрашенная группа представлений (образов, осознаваемых побуждений), связанных с первичным опытом удовлетворения соответствующего влечения.

Следует учитывать, что Фрейд сам очень часто употребляет понятия «влечение» и «желание» как синонимы.

Понятие «комплекс» используется Фрейдом, однако авторство приписывается Юнгу.

Под комплексом Фрейд понимает ассоциативную цепочку представлений, связанных с неудовлетворённым желанием и частично вытесненных в бессознательное.

Исследуя психику человека Фрейд вводит 2 методологические установки:

1. принцип детерминизма (все психические процессы имеют свою причину, носят обусловленный характер)

2. принцип многосторонней детерминированности психики человека

Психика человека детерминирована с трёх сторон:

1. телесно, соматически, физиологически

2. социокультурно, т.е. тем, что человек живёт среди людей, и их отношения опосредуются культурой.

3. психика человека представляет собой относительно замкнутую систему, в рамках которой психическое обусловлено самим психическим.

Идея бессознательного - центральная в учениях Фрейда.

Первая топика

I. В описательном смысле психика складывается из 3-х сфер, инстанций:

1. собственно бессознательное. Содержание его образуют вытесненные представления.

2. предсознательное (скрытое, латентное сознательное).

Его содержание образуют представления, которые прежде уже были сознательными и в любой момент могут беспрепятственно, свободно вновь стать таковыми.

3. сознание - это «система актуальных восприятий внешних и внутренних раздражений, приходящих из внешнего мира, а также (восприятия) чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата».

II. С динамической точки зрения психика состоит из двух систем:

1. первичный процесс - это стремление влечения к удовлетворению. Чтобы реализоваться в действии влечение должно принять облик конкретного желания, ибо только в таком виде оно может проникнуть в сознание.

2. вторичный процесс

Сюда относятся:

  1. мышление

  2. воспоминание - память в действии (область бессознательного)

  3. сознание, которое санкционирует поведенческие акты.

Основная функция сознания - это контроль за поведением человека.

На границе между первой и второй системами находится особая инстанция - цезура. Цензура сопротивляется, не допускает к сознанию те представления, которые связаны с желаниями, не могущими быть реализованными в поведении человека в силу прежде всего социальных запретов => такими, которые могут вызвать состояние неудовольствия.

Вторая топика

Вторая психоаналитическая система (топика) строится на следующих положениях:

Либидо - энергия бессознательного сексуального влечения. Либидо, по Фрейду, может претерпевать различные превращения, одним из которых является сублимация.

Сублимация - это отклонения энергии сексуального влечения от непосредственной цели на цели несексуального характера (культурное творчество).

Жизнь взрослого человека складывается как сложная совокупность взаимоотношений между тремя инстанциями:

1. оно - это сфера локализации первичных влечений; это сфера бессознательного.

Принцип, безраздельно господствующий в «оно» - удовольствия.

2. сверх-Я (Я-идеал). Эта инстанция выполняет роль внутреннего авторитета, она наказывает и запрещает.

Сверх-Я - это тоже сфера бессознательного.

3. Я (это) - это инстанция защиты психики. «Я» руководствуется принципом реальности.

Я - сознательно или бессознательно?

Чит. «Психология бессознательного». М.: Просвещение, 1989.

Раздел «Проблемы метапсихологии».

Статьи: 1. По ту сторону принципа удовольствия

2. Я и ОНО

Журнал «Вопросы философии», 1988 год, №1

Статья Юнга «Об архетипах коллективного бессознательного» со вступительной статьёй А.М. Руткевича.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта