Лекция мировоззрение план Понятие, структура, функции мировоззрения
Скачать 435.5 Kb.
|
Тема 4. РАЗВИТИЕ И ПРОГРЕСС Лекция 1. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ И МЕТОД План: 1. Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика. 2. Особенности диалектического и метафизического методов. Понятие о диалектической логике. 3. Понятие развития. Прогресс и регресс. Проблема критериев прогресса. Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Материалистическая диалектика в современном понятии - это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. По Энгельсу, диалектика - это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития. Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы: 1. фундаментальные принципы:
2. законы:
(этот закон характеризует источник развития)
(характеризует механизм процесса развития)
(характеризует направление (форму) развития). 3. категории диалектики - это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания. В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина - следствие, необходимость - случайность, возможность - действительность, форма - содержание, сущность - явление), также есть триады (единичное - особенное - общее). Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику
Объективная диалектика (диалектика природы) - это 1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире 2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира. Субъективная диалектика также имеет 2 смысла: 1) это диалектика сознания, мышления. Эта категория даёт указания на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека 2) это отражение в человеческом мышлении процессов, которые происходят в природе. Диалектика мышления отражает диалектику природы в формах понятий, категорий и связей между ними. «Диалектика природы» Энгельса: «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах». Иные точки зрения по проблеме диалектики высказали следующие философские направления: 1. неомарксизм (в лице представителей франкфуртской школы) 2. неогегельянство (Александр Кожев - бывший Кожевников) 3. экзистенциализм (в лице Ж.-П. Сартра) Все 3 направления настаивают на том, что диалектика - это активность отрицания, источником которой является сознание человека => диалектика ограничивается сферой сознания. Диалектика выступает в 3-х видах: 1. диалектика как теория познания В этом качестве диалектика изучает происхождение и развитие познания. Диалектика в этом качестве рассматривает предмет познания в его историческом становлении. 2. диалектическая логика (диалектика как логика) В этом качестве диалектика изучает мышление как процесс, в котором совершается построение системы категорий через их взаимосвязи. Диалектика как логика изучает также и специфические процедуры построения системы конкретного знания (например: восхождение от абстрактного к конкретному) 3. диалектика как универсальный метод (способ) познания и преобразования мира человеком. Особенности диалектического и метафизического методов. Понятие о диалектической логике. В качестве метода диалектике противостоит метафизика. Любой метод всегда содержит систему нормативных принципов, требований, относящихся прежде всего к познавательской деятельности. Диалектический метод включает в себя: 1. принцип объективности и универсальной взаимосвязи Это единый принцип. Это требование рассматривать объект во всём многообразии и полноте его взаимосвязей с другими объектами. 2. принцип самодвижения (принцип развития): любой объект следует рассматривать как саморазвивающийся 3. принцип противоречия: любой объект следует рассматривать как единство взаимодействующих противоположностей 4. принцип конкретности истины: это требование максимально полного учёта всех конкретных условий, в которых находится объект познания (познаваемый объект), а также совершается сам процесс познания. Метафизический метод сформировался под влиянием науки XVII - XVIII вв., главными науками в то время были математики и механика, отцом метода считается Исаак Ньютон. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» определяет особенности метафизического метода: 1. абстрактность и односторонность Это стремление рассматривать вещи и понятия человеческого ума (в которых отражаются эти вещи) в их обособленности друг от друга, в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные. 2. этот метод носит ограниченный характер, имеет границы своего применения и применяется только в известных пределах. Диалектическая логика В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах: 1) в аспекте единства формы и содержания мысли 2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, - понятий. Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал». Согласно диалектической логике (в любом варианте), только в системе категорий отдельные категории, понятия обретают свой конкретный смысл. В реальном процессе познания отдельные понятия со стороны своего содержания взаимодействуют друг с другом, вступают в противоречия и образуют в синтезе новые категории, понятия. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному Этот принцип играет роль метода научного исследования и состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия, от одностороннего и содержательно бедного сознания к целостному, всестороннему воспроизведению предмета в мышлении и полноте содержания. Подобрать пример Этапы, стадии восхождения: 1. в исходном пункте процесса познания предмет познания предстаёт перед человеком (исследователем) как эмпирический факт, т.е. как нерасчленённое, конкретное, целое, воспринимаемое непосредственно. 2. конкретная целостность (эмпирический факт) в процессе познания подвергается анализу, расчленению на абстрактные моменты. Таким образом, получается, что процесс познания начинается с абстрагирования, но он не завершается выделением абстрактных определений предмета. Гегель вкладывал следующий смысл в слово «абстрактный» - это односторонне познанный. 3. синтез найденных в анализе абстрактных определений предмета. Здесь исследуемый предмет вновь предстаёт перед нами в своей целостности, но это целостность иного вида: в результате анализа и его последующего синтеза достигается теоретическая интерпретация (выражение) исходного эмпирического факта в его конкретной целостности. Именно на этом (третьем) этапе достигается цель познавательской деятельности как таковой, поскольку теперь мы знаем предмет как бы изнутри, т.е. во всём многообразии взаимосвязей его отдельных сторон. Процесс квалификации конкретного деяния в качестве преступного представляет собой процесс восхождения от абстрактного к конкретному. Маркс: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого человеческое мышление усваивает себе конкретное». Принцип единства исторического и логического Реализован в «Капитале» Маркса. Историческое - это реальный процесс становления и развития изучаемого объекта (например, капитала). Логическое - это теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и соотношениях. Суть принципа: логика объекта - это история становления данного объекта, но представленная в её основных существенных и закономерных соотношениях. Объяснение объекта (предмета) в свете этого принципа означает теоретическую демонстрацию необходимости возникновения этого объекта. Только тогда, когда случайные и неповторимые исторические формы генезиса объекта становятся необходимой формой логического движения (т.е. формой теоретического мышления об этом объекте), достигается действительное единство логического и исторического. Понятие развития. Прогресс и регресс. Проблема критериев прогресса. Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы». Развитие - это вид изменения (движение). По мнению Э.Г. Юдина, развитие отличается от функционирования. Функционирование - это движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие - это смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы. Алексеев и Панин предлагают в качестве признаков развития следующие: 1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта) 2. направленность изменений 3. необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) => Развитие - это необратимые, направленные и качественные изменения системы. Развитие предполагает следующие направления: 1. ряд авторов выделяет так называемое «одноуровневое развитие» - это увеличение или уменьшение качественного многообразия в пределах одного и того же уровня организации. Пример: идеоадаптация. 2. прогресс - это развитие от старого как низшего к новому как высшему 3. регресс - это наоборот. Соотношение прогресса и регресса: 1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать) 2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы. 3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам. Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.
усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным). Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями: 1. усложнение состава системы (появление новых подсистем) 2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы 3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы).
критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.
1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда. 2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом - «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек - это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни». Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса: 1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе. 2. степень свободы работников от эксплуатации 3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни 4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе. Существует ли всеобщий критерий прогресса? Как он может выглядеть? Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития. Представлены концепции: 1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера 2. творческий эволюционизм - А. Бергсон. ЛЕКЦИЯ 2. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ План: 1. Взаимосвязь сущности и явления. Самостоятельно по учебнику! 2. Взаимосвязь формы и содержания 3. Принцип системности 4. Диалектико-материалистическая концепция детерминизма. Взаимосвязь формы и содержания Содержание - это состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Пример: содержание любого живого организма - это весь реальный процесс его жизнедеятельности. Для выражения фрагмента содержания объекта используется не термин «элемент», а термин «компонент». Понятие формы многозначно. Форма - это 1. способ внешнего выражения содержания 2. тип и структура содержания (имеется в виду относительно устойчивая определённость связи компонентов содержания, а также их взаимодействия) 3. форма представляет собой единство внутреннего и внешнего:
она входит в структуру объекта и сама становится моментом его содержания
форма - это нечто внешнее. Гегель («Наука логики»): «Форма в одно и то же время и содержится в самом содержании и представляет собой нечто внешнее ему». Соотношение формы и содержания: 1. неразрывность их связи => любой объект всегда единство формы и содержания 2. неоднозначность связи формы и содержания. Это утверждение спорно. Одно и то же содержание может облекаться в различные формы (доказать). Одна и та же форма может встречаться с различным содержанием (привести пример из области юриспруденции). 3. противоречивость единства формы и содержания Ведущей стороной в развитии объекта является содержание. У содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы - к устойчивости. Вместе с тем до некоторого момента эти тенденции находятся в гармонии => устойчивость формы способствует изменчивости содержания. Конфликт формы и содержания разрешается преобразованием устаревшей формы. Таким образом, единство формы и содержания предполагает относительную самостоятельность формы и её активную роль по отношению к содержанию. 4. оптимальность развития объекта при взаимном соответствии формы и содержания (доказать) Принцип системности Людвиг фон Берталанфи: Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Элемент - это далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения; основной критерий выделения элемента - его необходимое участие в создании системы => без какого-либо элемента система существовать не сможет (например: по отношению к человеческому организму отдельные клетки элементами не являются, а элементами являются системы и подсистемы органов). Система и элемент - это понятия соотносительные: не может быть элемента вне системы, также как и система не может не иметь элементов. Структура - это совокупность устойчивых отношений связей между элементами (структуру образуют закономерные связи элементов). По характеру связей выделяются 2 типа систем: (это утверждение спорно) 1. неорганичные (привести пример) 2. органичные (например, живые организмы). Признаки органичных систем: 1) подчинение частей целому, высокая степень активности целого по отношению к частям 2) части являются частями только в составе единого целого 3) в структуре органичных систем большое место занимают связи субординации, которые связаны генезисом одних частей целого из других. 4) органичные системы характеризуются гибкой вероятностной, а не жёсткой, однозначной связью между элементами 5) органичные системы характеризуются самовоспроизводством и саморазвитием. Соотношение частей и целого В отличие от соотношения элементов и системы, соотношение частей и целого - на одном и том же уровне структурной организации, поскольку часть всегда несёт на себе признаки, черты качественной определённости целого и не существует в качестве части самостоятельно (например: части тела человека). Антиномии целостности Антиномия - это противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым. 1) тезис: целое есть сумма частей, антитезис: целое - это нечто большее, чем сумма частей 2) тезис: части предшествуют целому, антитезис: целое предшествует частям. Тезис - выражение позиции «меризм», антитезис - холизм. Разрешение антиномий - самостоятельно. Принцип детерминизма Детерминизм связан с признанием объективной обусловленности всех явлений в своём существовании и развитии. Принцип детерминизма включает в себя: 1. признание всеобщего объективного закономерного характера отношений обусловливания 2. принцип причинности 3. принцип детерминизма предполагает признание многообразия типов причинной обусловленности, а также признание существования непричинных отношений обусловливания (например: функциональной зависимости - детерминации). Диалектика необходимости и случайности Необходимость - это то, что закономерно вытекает из внутренних существенных связей данного объекта и что при наличии определённых условий происходит неизбежно. Данная категория выражает тип связи между внутренними тенденциями изменения объекта и внешними условиями, в которых данное изменение протекает. Случайность - это событие, обусловленное действиями внешних, несущественных факторов. Соотношение: диалектика необходимости и случайности 1. необходимость и случайность всегда относительны, т.е. всегда следует указать на совокупность условий, по отношению к которым данное событие необходимо 2. необходимость и случайность соотносительны. Случайность - это форма проявления и дополнения необходимости. 3. необходимость и случайность переходят друг в друга, т.к. необходимость - это исторически развивающаяся связь и => случайность выступает как форма проявления новых и отмирания старых закономерностей. Соотношение необходимости и свободы Свобода - это характеристика человеческой деятельности, выражающая способность человека осуществлять свою деятельность в соответствии с собственными (внутренне обусловленными) целями и намерениями. Необходимость и свобода не являются антиподами. Свобода возможна без отказа от необходимости. В отличие от необходимости, принуждение - это действие человека, обусловленное давлением внешних сил и совершаемое вопреки своим убеждениям, целям и интересам. Энгельс по поводу этого вопроса высказал следующие замечания: 1. свобода человека заключается и проявляется в преобразовании внешнего (природного или социального) мира и, одновременно, самого себя, основанном на познании природной и исторической необходимости. 2. свобода - это необходимый продукт исторического развития общества. Ленин («Философия в тетрадях»): закон в смысле объективной необходимости, закономерности - это существенное отношение, или отношения между сущностями. Закон природы - это связь, которая характеризуется следующими признаками: 1. объективностью 2. всеобщностью 3. необходимостью 4. повторяемостью 5. устойчивостью. Необходимость действия любого закона природы проявляется при наличии определённых условий. Классификация законов: I. по структуре отношений детерминации 1. законы динамические 2. статистические II. по типу детерминации 1. законы причинные 2. непричинные (например: законы корреляции). |