презентация. Лекции по Истории России. Лекция первая. Введение Предмет науки истории, методы исторического познания
Скачать 2.87 Mb.
|
Лекция четвертая. XVII век – новый период русской истории 1 Переход Европы к Новому времени. Развитие восточных стран XVII век положил начало новому времени в мировой истории. Важную роль в европейской истории сыграли буржуазные революции. Нидерланды, объединенные в XV веке герцогами Бургундскими, представляли собой союз 17 провинций, крупнейшей из которых была Голландия. Нидерланды находились под властью Испании, где королем в то время был Филипп II, фанатичный католик, видевший в утверждении и расширении католической веры свое призвание. В Нидерландах он ввел чрезвычайно жестокие законы против еретиков, которые обрушились на кальвинистское большинство севера страны. В 1566 году началась Нидерландская революция, целью которой было добиться свободы вероисповедания и отделения от Испании. С самого начала в революции приняли участие социальные низы, революция приняла антифеодальный характер. Продолжалась революция до 1609, когда Испания фактически признала Республику Соединенных провинций, часто называемую Голландией. Освобожденная от необходимости платить налоги испанцам, буржуазная Голландия быстро выдвигается в число экономических лидеров, в стране начинает развиваться капитализм, характерной особенностью которого была его торгово-ростовщическая направленность. Нидерландская революция происходила в ранний, мануфактурный период развития капитализма, когда классовый антагонизм нарождавшейся буржуазии и дворянства еще не созрел полностью. Это оказало влияние на результаты революции, она победила лишь на севере страны, где капиталистические отношения получили наибольшее развитие и не оказали серьезного влияния на соседние страны. Гораздо большее значение имела буржуазная революция в Англии. Поводом к ней послужил спор короля – католика Карла I (1600 – 1649) с парламентом о праве на введение новых и сбор старых налогов. В парламенте серьезным влиянием обладали пуритане – сторонники кальвинизма, которые были недовольны половинчатым характером Реформации в Англии. Пуритане были, в основном, представителями богатой буржуазии. В 1628 году король распустил парламент, но собранный вновь в 1640 году парламент отказался разойтись по приказу короля, противостояние вылилось в гражданскую войну. Армия парламента под руководством О.Кромвеля одержала ряд побед над королевскими войсками. В итоге король Карл I был пленен и по суду был приговорен к смертной казни, приведенной в исполнение 30 января 1649 года. Впервые в мировой истории подданные судили своего короля за государственную измену и приговорили его к смертной казни. Тем самым были провозглашены верховный суверенитет нации и преобладание государственных интересов над суверенитетом монарха, который обязан им подчинять свою волю и желания. После казни короля в Англии установилась парламентская республика, которая просуществовала до 1653 года, когда власть перешла в руки Кромвеля (1653 – 1658). На этом завершился демократический этап революции. Результаты революции, которые дали свободу вероисповедания пуританам, свободу предпринимательства купцам, освободили новое дворянство от податей в королевскую казну, удовлетворили лишь самые богатые круги английского общества. Основной массе населения революция не дала ничего, поскольку сохранялись феодальные повинности крестьян, земельную собственность могли приобрести только зажиточные люди. После смерти Кромвеля в Англии происходит реставрация монархии, на престол восходит Карл II, поклявшийся сохранить все завоевания революции. Но впоследствии он, а затем его сын Яков II пошли на реставрацию католической церкви и монархии. Это породило недовольство в обществе, в 1688 году произошла так называемая Славная революция, в результате которой власть перешла к Вильгельму Оранскому на условиях, продиктованных парламентом страны. В итоге установилась парламентская монархия, где правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем, где король царствует, но не управляет. Английская революция оказала огромное влияние на ход мирового и европейского развития, в стране начало складываться представление о верховенстве закона, о правовом государстве. Провозглашенные английской революцией новые принципы и идеи, новый экономический порядок легли в основу новой индустриальной цивилизации. Кроме того, быстрое развитие капиталистического уклада в сельском хозяйстве и промышленности превратило Англию в передовую в экономическом отношении страну мира. В XVII веке произошли изменения в политической роли европейских государств. Была ослаблена Германия в результате Тридцатилетней войны (1618 – 1648 гг.), проходившей на территории Германии, однако втянувшей ряд европейских стран. Война надолго отодвинула вопрос о единстве страны. В результате войны усилилась Швеция, ее армия становится одной из сильнейших в Европе, установив свое господство на Балтийском море. Падает престиж Испании, связано это с ее экономическим ослаблением. Приток драгоценностей из Нового Света породил тенденцию покупать товары, а не производить их. Франция переживала период укрепления центральной власти, формирования королевского абсолютизма, который просуществовал вплоть до Великой французской революции (1789 – 1794). Суть этой реформы правления заключалась в относительной свободе и независимости королевской власти в проведении как внутренней, так и внешней политики. Происходит это в условиях, когда класс феодалов уже не в состоянии оказывать действенное сопротивление королю, а класс буржуазии еще не достиг самостоятельной политической силы. Оформление абсолютизма сопровождалось безнаказанностью и безответственностью власти, ужасающим положением крестьян, полным произволом чиновничества на местах, разворовывания казны чиновниками. Однако абсолютизм сыграл и свою положительную роль в ликвидации остатков феодальной раздробленности, укрепления центральной власти, Франция становится одним из сильнейших государств Европы. Своеобразием отличалось историческое развитие стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Возникло новое государство Австрия, которое не имело единой этнической основы, а представляло собой конгломерат самых разнообразных владений и территорий со столицей в Вене. Австрия постоянно противостояла Османской империи, противостояние продолжалось вплоть до конца XVIII века. В 1569 году возникла Речь Посполитая в результате унии Польши и Великого Княжества Литовского, новое государство вело постоянные войны с усиливавшимся Московским государством. На Востоке Османская империя, на Дальнем Востоке – Индия, Китай, Япония переживали этап позднего феодализма. На Востоке процесс развития новых общественных отношений был более замедленным, чем в Европе. Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом, вмешательство государства в экономику стран, высокий уровень эксплуатации непосредственных производителей. Капиталистическое развитие на мусульманском Востоке сдерживалось также отсутствием этнического и культурного единства, необходимого для формирования национального государства и рынка. В Китае ограничивающее воздействие на развитие капитализма оказывала идеология конфуцианства с ее ориентацией на чинопочитание, соблюдение традиций. В Японии к началу XVII века завершилось объединение страны (династия сегунов Токутава). Однако процесс объединения сопровождался укреплением феодальных порядков, их частичным обновлением, курсом на самоизоляцию Японии. XVII век был переходной эпохой и для России: переходным периодом от средневекового общества к обществу нового времени, от феодальной монархии к самодержавной. 2 Смута в России: причины, сущность, проявления В начале XVII века Россия пережила период, который называют Смутным временем (1598 – 1613 гг.). К Смуте привели два внутренних противоречия, заложенные в основание московского государственного и общественного порядка. Первое из них – политическое. Суть его в объективном конфликте московской власти с родовитым боярством. Исторически сложились не только полнота государевой власти, но и аристократический состав боярства, особый правящий класс, который стоял высоко над московским обществом и претендовал на особое политическое значение. Второе противоречие было социальным и состояло в недовольстве трудового народа, служилых людей своими повинностями. Положение холопов всегда было достаточно тяжелым, но к концу XVI века оно еще более осложнилось. В связи с колонизацией обширных юго-восточных пространств, Сибирского ханства, сюда устремился поток крестьянского населения, стремящегося уйти от податей. Утечка рабочей силы привела к тяжелому экономическому кризису внутри государства. Недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати, закрепить за собой наличное крестьянское население. Росту недовольства способствовали тяжелые военные расходы, военные повинности, опричнина. Следствием увеличения тягот для низших слоев населения стали крестьянские войны (И.Болотников, С.Разин), городские восстания, раскол православной церкви и т.д. Российское общество в целом находилось тогда в состоянии социальной неустойчивости, и отдельные сословия стремились установить равновесие между обязанностями и привилегиями. Смута в значительной степени поддерживалась интригами католической церкви, а также политическим вмешательством Польши, Швеции. Начало Смуте было положено прекращением царской династии на престоле. После смерти бездетного царя Федора Иоанновича (1584 – 1598) на царство Земским Собором был избран Борис Годунов. Этим актом прекратилась династия Рюриковичей, народ не мог принять выборного царя. Ход смуты. Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605) отмечено положительно, он был умным и талантливым деятелем. Его политика отличалась миролюбием, большой осторожностью. Однако боярская среда, в которой ему приходилось работать, экономический кризис в стране после опричнины, страшный голод 1602 – 1603 годов, унесший множество жизней – все складывалось против Бориса. В глазах части народа он так и не обрел легитимности, имели место упорные слухи о причастности Бориса к смерти царевича Дмитрия. Поэтому Годунов вынужден был вести постоянную борьбу за сохранение и укрепление своей власти. Затем появляется в Польше самозванец, который выдавал себя за спасенного царевича Дмитрия. Он получил поддержку Рима, польского правительства и двинулся со своим войском на Москву. Борьба закончилась в 1605 году, когда московская армия перешла на сторону самозванца, а Б.Годунов скоропостижно скончался. Его 16-летний сын Федор оказался не в состоянии удержать власть. Самозванец в июне 1605 года с торжеством въехал в Москву и стал править государством. Главную роль в возвышении самозванца сыграла боярская оппозиция Борису Годунову. После того, как самозванец выполнил свою роль, бояре начинают интриговать против него. Лжедмитрий был убит в мае 1606 года в результате заговора бояр и бунта москвичей. После переворота царем был избран боярин В.И.Шуйский (1606 – 1610). Смута из боярской становится народной. Основное событие в этот период – это крестьянская война (1606 – 1607 гг.) под руководством И.Болотникова. Армию Болотникова составляли холопы, крестьяне, казаки, присоединившиеся к ним дворяне. Восставшие разгромили войска В.Шуйского, в октябре-декабре 1606 года они осадили Москву, однако из-за предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу, где армия восставших была осаждена царскими войсками и разбита осенью 1607 года. Вожди восстания были казнены. В то время появляется второй самозванец, под знамя которого спешат все недовольные московским правительством. Набрав достаточно сил, Лжедмитрий II двинулся на Москву и, не сумев ее взять, расположился лагерем в селе Тушино. На борьбу с ним уходят все силы правительства В.Шуйского. С 1610 года начинается открытое вмешательство во внутренние дела России Речи Посполитой. В сентябре 1609 года польские войска осадили Смоленск, а в 1610 году состоялся поход на Москву и ее захват. К этому еще добавляются действия шведов на севере и северо-западе России, отряды которых правительство Шуйского наняло для борьбы с Лжедмитрием II. В этих условиях царь Василий Шуйский потерял всякое доверие, был свергнут дворянами с престола, в России после этого наступило междуцарствие: во главе правительства оказалась боярская Дума – «семибоярщина». Боярское правление не могло быть прочным, кроме того, боярская Дума пошла на сделку с польскими интервентами и решила призвать на русский престол наследника польского престола – малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Поляки после 624-дневной осады взяли Смоленск (3.06.1611 г.), шведы – Новгород (16.07.1611 г.). Отстоять независимость Российского государства и изгнать интервентов можно было только всем народом. Многие города и местности берут дело обороны от бродивших по всей стране казачьих и польско-литовских отрядов в свои руки. Формируются земские ополчения. Второе земское ополчение во главе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило в октябре 1612 года Москву. Попытка польского короля Сигизмунда III вернуть Москву закончилась неудачей. 3 Россия после Смуты. Церковный раскол В феврале 1613 года в Москве состоялся Земский Собор, который избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645), было положено начало новой династии. Новый царь вступил на престол в крайне тяжелых условиях, страна находилась в состоянии глубокого кризиса. Продолжалась иностранная интервенция со стороны Польши и Швеции, которые выдвигали своих претендентов на московский престол. В 1615 году шведы осадили Псков, но взять его не смогли. В 1617 году в Россию двинулись польские войска во главе с Владиславом, в октябре 1618 года они подошли к Москве, но были отброшены. В результате в 1617 году был заключен мирный договор со Швецией в Столбово (близ Тихвина). По этому миру Россия вернула себе Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю (р. Неву, Ижору, города Корелу, Орешек и др.). В 1618 году было заключено перемирие с Польшей (село Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря), за которой были оставлены Смоленск и Северские земли. Чтобы вернуть Смоленск, Россия воевала с Польшей в 1632 – 1634 гг., однако эти земли были возвращены лишь после новой войны с Польшей в 1654 – 1667 гг. Земли, отошедшие к Швеции, в XVII веке вернуть не удалось. Внутри государства многие города были сожжены, сама Москва находилась в развалинах, внутренние области обезлюдели, повсюду были голод, мор. Государственные чиновники думали только о себе: всюду было воровство государственной казны, чинились беззаконие, нажива за счет бедствий народа. Разруха, финансовые затруднения обусловили всю внутреннюю политику последующих монархов, вызвали окончательное прикрепление городского и сельского населения, усиление крепостного права, укрепление феодально-крепостнических отношений. В годы царствования сына Михаила Федоровича – Алексея Михайловича (1645 – 1676) произошел ряд важных перемен в жизни Российского государства. Во-первых, наметилась смена сословно-представительной монархии абсолютной. Если при первом Романове – Михаиле - Земский собор собирался постоянно, то уже при его сыне – Алексее Михайловиче – собор собирается реже, пока совсем не прекращает своей деятельности. Во-вторых, юридически оформляется крепостное право. Было принято в 1649 году «Соборное Уложение», по которому запрещался переход крестьян от одного помещика к другому, сыск беглых крестьян стал бессрочным, устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян от помещиков. Посадское население было прикреплено к соответствующим общинам, и им было запрещено покидать свои города. Таким образом, увеличивалось налоговое бремя на население, росла эксплуатация. Это приводит к усилению протеста народных масс, к бунтам, беспорядкам. В 1648 и 1662 годах состоялись медный и соляной бунты в Москве, цепь городских восстаний 1650 – 1652 годов, крестьянская война под руководством Степана Разина (1667 – 1671 гг.). Восстания были вызваны как отдельными действиями администрации (налог на соль, злоупотребления при введении медных денег), так и общим ухудшением жизни. Усиление эксплуатации было связано также с большими военными расходами. Правительство Алексея Михайловича успешно решает задачу воссоединения Украины с Россией (1654). В 1654 – 1667 годах шла упорная борьба с Польшей, в результате которой Польша возвращала России Смоленские и Черниговские земли, признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины. Одновременно с Речью Посполитой Россия вела войну со Швецией в 1656 – 1658 гг. за выход к Балтийскому морю, однако его не получила. В XVII веке продолжалось освоение Сибири, русские землепроходцы достигают Чукотки, Камчатки, Курильских островов и Амура. XVII век принес серьезные потрясения русской церкви, которые проявились в церковном расколе. Патриарх Никон (1605 – 1681) начал проводить реформу, суть которой состояла в исправлении церковных книг и обрядов, имевших отклонения от греческих образцов. Исправлению подверглись незначительные детали православного богослужения, не затрагивающие сути самого вероучения. Но неожиданно эта реформа вызвала большое сопротивление. Спор развернулся по поводу образцов, по которым надлежало производить изменения. Для одних церковников это были древнерусские книги, для других – греческие. Никон выбрал греческие книги. Главным оппонентом патриарха выступил протопоп Аввакум (1620 – 1682), который стал духовным лидером старообрядцев. Последние оказали сопротивление, вплоть до вооруженной борьбы. Раскол церкви стал формой социального протеста народных масс. Имели место социально-религиозные движения: Соловецкий бунт (1668 - 1676); самосожжения, боярская и посадская фронда (оппозиция в Москве (1682); восстание на Дону (1686 - 1688)). Однако все положения реформы были одобрены земскими соборами 1654 –1656 гг.; раскольников осудили, отлучили от церкви, с ними жестоко расправлялись, преследовали. В ходе самой реформы имел место конфликт между царем Алексеем и Никоном. Никон, человек умный, властолюбивый, требовал невмешательства светской власти в духовные дела, подчеркивал первичность духовной власти. Став соправителем царя, он оттеснил Боярскую думу, оставляя порою за собой последнее слово в решении политических дел. Начались трения между царем и патриархом, которые привели к отставке властного патриарха (1666 г.). Этот конфликт завершил длительный процесс борьбы между двумя ветвями власти. Церковная реформа и раскол имели далекие последствия, они породили сомнения в легитимности (законности) существующего порядка, породили раскол между светской и духовной властью, властью и обществом, нарушили некоторые традиционные устои духовной жизни. Результатом XVII века было изменение психологии российского человека. Видя гибель и страдания земли, быструю смену политических порядков, привыкая к самостоятельности, россиянин усвоил себе новые чувства и понятия: в обществе крепло чувство национального единства, складывалось более отчетливое представление о государстве. |