презентация. Лекции по Истории России. Лекция первая. Введение Предмет науки истории, методы исторического познания
Скачать 2.87 Mb.
|
Лекция первая. Введение Предмет науки истории, методы исторического познания История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. История – наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии, археологии, этнографии и т.д. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Европы, Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история Франции, история России). История - не только одна из двух тысяч существующих наук, но и одна из наиболее древних, она тесно связана с другими науками (философией, социологией, психологией, экономической теорией, языкознанием, литературоведением и т.д.) В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) История выполняет несколько социальных функций, они следующие: 1 Познавательная, интеллектуально развивающая, которая состоит в самом изучении истории. 2 Практически-политическая, помогающая вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Историческое знание имеет практическое значение. 3 Мировоззренческая, поскольку формирует взгляд на мир, общество, законы его развития. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. 4 Воспитательная функция, оказывающая огромное воздействие на людей. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Историческая наука формирует историческое сознание. Оно заключает в себе знание истории, обобщение исторического опыта, отношение к историческим событиям и деятелям, их оценку. Стержнем исторического сознания является научное восприятие прошлого, знание его. Содержанием исторического сознания является стремление людей с помощью знания прошлого осмыслить настоящее и заглянуть в завтрашний день. История как всякая наука имеет свой метод (способ исследования, способ построения и обоснования знаний). Существуют два основных подхода к исторической мысли: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. Представители идеалистическогоподхода к истории считают, что дух и сознание первичны, поэтому в основе исторического процесса лежит духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом. Сторонники материалистического подхода утверждают первичность материальной жизни по отношению к сознанию людей и считают, что именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров. Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами: Принцип историзма предполагает изучение всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Принцип объективности требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, когда при изучении исторических событий берутся не отдельные случайные факты, моменты, а совокупность всех фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, изучается их взаимосвязь с другими событиями и конкретными ситуациями, их породившими. Это избавляет от хаоса случайностей и позволяет выявить общие закономерности развития. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип иногда называют принципом классового, партийного подхода, он обязывает соотносить интересы классовые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. Этапы развития исторической науки Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы: Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов, вся человеческая история рассматривалась как проявление воли божества: рок определял судьбу народов. Высшим достижением исторической мысли древнего мира были труды античных авторов: Геродота (490-480 – ок. 425 до н.э.), которого считали «отцом истории», Фукидида (ок. 460-400 до н.э.), Полибия (ок. 200 - ок. 120 до н.э.), древнекитайского историка Сым – Цяня (145 или 153 – ок. 86 до н.э.). Историческая мысль эпохи Средневековьяразвивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому историки данной эпохи трактовали исторический процесс общественного развития идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354 – 430). Оставалась популярной и теория древнего мира о великих людях и героях, творящих историю с помощью героев и по воле богов. «Отцом варварства» считают европейского историка Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594), автора «Истории франков» в десяти томах. На Арабском Востоке крупным историком был автор «Всеобщей истории» Якуби (X в. н.э.), в Китае в XI в. историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий всю историю китайского народа с V по конец IX века. В средневековой Руси в начале XII в. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве». Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную. В эпоху Нового времени уже появляется попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Эта идея принадлежит итальянскому философу, историку Д.Вико (1668 – 1774), утверждавшему объективный характер исторического процесса. Французские просветители считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха (А.Тюрго, Ф.Гизо (1747 – 1874), О.Тьерри (1795 – 1856) и др.). Однако в целом западно-европейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений оставалась на идеалистических позициях. В XIX веке утвердился исторический метод познания, что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Отсюда понятно утверждение Маркса и Энгельса: «Мы знаем только одну-единственную науку – науку истории». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3. С.16, Прим.). В России в XVIII в. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. В XIX веке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826), 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820 – 1879), «Русская история» Н.И.Костомарова (1817 – 1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841 – 1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н.Грановский (1813 – 1855). В Новейшее время (конец XIX – XX в.) историческая наука получила огромное развитие. В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития: А.Тойнби, У.Ростоу, М.Вебера и др. Среди отечественных историков новейшего времени наиболее известны С.Ф.Платонов (1860 – 1933), М.Н. Покровский (1868 – 1932), Е.В.Тарле (1876 – 1955), В.В.Струве (1889 – 1965), М.В.Нечкина (1901 – 1985), М.А.Берг и др. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих запрещенных тем в изучении отечественной истории. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России. Типы цивилизаций. Россия в мировом сообществе цивилизаций Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации истории. Существует множество различных вариантов периодизации общественного развития. Наиболее известными и общеупотребительными являются два подхода: формационный и цивилизационный. Основоположником формационного подходаявляются К.Маркс и Ф.Энгельс. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как «производительные силы» и «производственные отношения», в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же используют понятие «общественно-экономическая формация», которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка. Формационному подходу к изучению мировой истории противостоит цивилизационный подход, видными представителями которого являются О.Шпенглер и А.Тойнби. Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не изменяет суть той или иной цивилизации. Итогом развития человечества должно быть создание единой мировой цивилизации, с единой мировой религией. Оба подхода имеют полное право на существование. Не утратило своей актуальности понятие «формация», а в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизаций одновременно, а некоторые цивилизации проходят за свою историю несколько формационных стадий. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса учитывает различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Выделяют три основных типа цивилизации: Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, в настоящее время он представлен отдельными племенами – в Австралии, Африке, Америке, Сибири. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, сильно централизованная власть. Прогресс идет циклами, замедленно. Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Для него характерны рационализм, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества. Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе. По вопросу особенностей русской истории существуют три точки зрения. Все страны и народы проходят в своей эволюции общие стадии развития. Особенности России трактуются как «отсталость» России (западники, С.М.Соловьев). Каждая из цивилизаций эволюционизирует по своему собственному пути. Существует особая русская, славянская цивилизация (Н.Я. Данилевский). Примиряет оба подхода. Существуют внутренние тенденции, присущие всякому обществу в его развитии. Но есть и особенности материальной среды, обстановки, в которой данному обществу суждено развиваться (П.Н. Милюков). Все три подхода признают наличие мощных факторов, которые создают значительные отличия истории России от истории западных обществ: 1 Природно-климатический фактор. 2 Геополитический: «История России есть история страны, которая колонизуется» (В.О.Ключевский), «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великой войны двадцатого века» (И.А.Ильин). 3 Конфессиональный (религиозный) фактор. На Запад и в Россию христианство пришло из разных источников. 4 Фактор социальной организации, когда под влиянием указанных выше факторов сложилась специфическая социальная организация (государство – демиург (творец) гражданского общества, обладает сакральным характером, государство, общество, личность целостны, соборны, взаимопроникаемы и т.п.). Лекция вторая. Основные тенденции формирования средневеково- го общества. Древняя Русь (V – XII вв) Рождение средневековой Европы Начало средневековой Европы приходится на конец V века. В 476 году был свергнут последний римский император Ромул Августул, пала Римская империя. Этот акт был уже чисто символическим (вождь племени скиров Одоакр отослал знаки императорской власти в Константинополь), ибо к этому времени на территории Западной Римской империи уже существовали германские государства. Это королевство вестготов на Пиренейском полуострове (418 г.), алеманов (420 г.) в Северной Галлии, вандалов (429 г.) в Северной Африке. Через десять лет после низложения Ромула Августула в Северной Галлии утвердилось господство франков (486 – 843 гг.), в 493 году в Италии сложилось государство остготов. Таким образом, гибель Западной Римской империи, а вместе с нею и античного мира была предрешена. Причины: Кризис римского общества: трудности с воспроизводством рабов, проблемы управляемости огромной империи, возрастание роли армии, милитаризация политической жизни, усиление апатии, тяги к роскоши. Натиск германских племен, начавшимся в IV – VII вв. «великим переселением народов». У истоков средневековья стояли два мира: греко-римская цивилизация, а также родо-общинный строй и генетический тип варварских народов (германских, кельтских, славянских). Становление Европы носило синтезный характер. Большую роль в ее становлении сыграла церковь. Она была, по существу, единственным и хорошо организованным социальным институтом и начала успешно решать задачу христианизации варварских народов. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Государство франков было провозглашено империей. Этот факт имел большое значение в том смысле, что, во-первых, это был успех синтеза римских и германских элементов, завершившийся к этому времени; во-вторых, короновавшийся король Карл Великий стал символом единства христианского мира. Средневековая Европа стоит на плечах империи Карла Великого, сформировавшейся к началу IX века. Наряду с германскими племенами большую активность в Центральной и Восточной Европе, прибалтийском регионе, на Балканах проявили также славяне. В VI веке Византия подверглась натиску славянских племен, которые, аналогично другим варварским народам, от простых грабительских набегов приступили к планомерной колонизации Балканского полуострова и Малой Азии. За редким исключением славянам не удалось в VI – VII веках создать свои государства на территории Византийской империи, но многие внутренние районы Балкан, заселенные переселенцами, практически вышли из–под власти императора и были независимыми. В VII веке европейские народы и поданные Византии столкнулись с арабами. В середине VII - начале IX вв. в результате арабских завоеваний был создан Халифат – крупнейшее государство в мире, владения которого протянулись от Индии до побережья Атлантического океана. Столь мощный импульс арабской экспансии придала новая религия – ислам, создателем которой был пророк Мухаммед (ок. 570 – 632 гг.). Ислам – третья по времени возникновения мировая религия, составившая скоро серьезную конкуренцию христианству. Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим объясняется та энергия, с которой арабы вели свои завоевания. Наступление арабов было остановлено только во Франции, в битве при Пуатье Карлом Мартеллом (732 г.). В X – XIII века завершается процесс образования основных европейских государств. Завершается история средних веков, по одной точке зрения, в середине XVII века, с началом Английской буржуазной революции. Сегодня превалирует другая точка зрения, что географические открытия (1492 г. – Америка), падение Константинополя (1453 г.), начало Реформации (1517 г.) свидетельствуют о переходе Европы к Новому времени, в эпоху модернизации, обновления традиционного общества. 2 Древнейшая история Руси. Образование государства у восточных славян Условия русского юга, благоприятные для развития человеческой деятельности, очень рано привлекали туда разноплеменное население. Ранее всего на берегах Черного моря возникли греческие колонии. Колонизируя морское побережье, древние греки не удалялись вглубь страны, а привлекали туземцев – варваров к торговому обмену, подчиняли их своему культурному влиянию. Туземцев греки называли скифами. Согласно Геродоту, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев, создали скифское царство. В течение III – V века н.э. относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племен, получившим наименование «великого переселения народов». Сначала сарматское нашествие опустошило Скифию, сарматов сменили роксаланы и аланы. Затем эти племена были вытеснены германскими племенами готов, их сменяют гунны. С гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторжений в VI – VII вв. в южные степи нынешней России и Европу (авары, угры, хазары, печенеги, торки, половцы и, позднее всех, монголо–татары). Кочевники держались в степной полосе, не заходя далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от разгрома оттесненное к северу постоянное местное население, состоявшее главным образом из славян и финнов. Славяне.Полагают, что древнейшим местом жительства славян в Европе были, видимо, Карпаты. В результате «переселения народов» началось движение славян по трем основным направлениям: на юг, запад и восток. Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, в VII в. и постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень на севере и до верхней Оки на востоке. Славяне находились на уровне родо-племенных отношений. По летописям нам известны основные славянские племена – поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, словене. Соседями славян были финские, литовские племена, хазары, волжские болгары. Перечень соседей русских славян будет неполон без варягов, приходивших к ним «из-за моря». Быт славян. Славяне - народ оседлый, а не кочевой, главным занятием их было земледелие. Земледелие было подсечно-огневым, истощив пашню, славяне покидали свои жилища и осваивали новые места. Пашенное земледелие развилось рано и было большим шагом в развитии производительных сил. Славяне занимались также охотой, бортничеством, рыболовством. Издавна была у них развита торговля (с арабами, греками, хазарами), поэтому у них рано возникли города как торгово-ремесленные центры. Скандинавские саги, знакомые с Русью, звали ее Гардарик, т.е. страной городов (Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев, Чернигов). Религияславян была языческой. Они поклонялись как обожествляемым силам природы: солнце – Ярило, ветер – Стрибог, гроза – Перун, так и прародителям всего живого – Роду и Роде и многим другим богам. Верили также в таких существ, как лешие, водяные, русалки, домовые и т.п. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, имели место жертвоприношения. Политическая жизнь. На первой стадии своей исторической жизни славяне жили своим родом во главе с родовым старейшиной. С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, родо-племенное устройство заменялось территориально-общинным. Общины управлялись так называемыми вече, т.е. властью избранных старейшин. Мелкие общины сливались в волости или княжества, в которых людей объединяли уже не родственные отношения, а гражданские. С развитием торговли появилась необходимость охраны товаров в складах и на путях их транспортировки на хазарские и греческие рынки. С этой целью в городах образовывались военные дружины, во главе их стоял князь. Князья нанимались на службу в городах и становились владетельными князьями. А так как городу обычно подчинялась окружающая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество. На основе этих княжеств происходило складывание славянских ранне-средневековых государств. И лишь с течением времени отдельные волости и княжества объединились под одной государственной властью. Государство восточных славян оформилось в IX – X веках. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получившим название Русь. Образование государства у восточных славян происходит в IX – X вв., когда киевские князья подчиняют своей власти князей других восточнославянских союзов племенных княжеств. К концу X века этот процесс завершается и складывается структура единого государства, состоящего из крупных территориальных единиц – волостей, управляемых князьями – наместниками киевского князя. Проблема происхождения государства Древней Руси, его названия и статуса русских князей стояла и стоит в центре внимания отечественной историографии. Сегодня историки пришли к выводу, что возникновение древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов. Внешние влияния лишь могли несколько ускорить или замедлить зарождение государства, но не отменить. Последний вопрос касается варягов, их роли в возникновении государства. По этому вопросу позднее сложились две исторические школы: Скандинавская гипотеза. Суть ее в том, что Русь – это те же скандинавы, жившие по берегам Балтийского моря и осевшие на юге России. Таким образом, восточным славянам отказывали в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси. Славянская школа. Суть ее в том, что Русь всегда была славянской и никогда не смешивалась у историков раннего средневековья с варягами и делается известной раньше варягов. Несомненно, государство не может быть принесено «из-за моря», не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами. Однако это не дает повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании Киевского государства и их роли в истории восточных славян вообще. Если не учитывать летописных легенд о новгородцах, которые пригласили княжить к себе Рюрика (862 г.), то историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского князя Олега (879 – 912 гг. правления), который, перейдя с Ильменя (882 г.) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, дал ему имя «матери всех городов русских». Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство с центром в Киеве, вывел южных славян из подчинения хазарам, путем договоров устроил равноправные торговые отношения Руси с Византией, т.е. стал создателем русско-славянской силы и независимости. После смерти Олега правил Игорь (1912 – 945), после Игоря правительницей стала Ольга (945 – 957). Сын Ольги и Игоря Святослав (957 – 972) покончил с существованием хазарского каганата, попытался создать собственную державу на Балканах в 970 – 971 годах и вступил из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Продолжался процесс включения восточнославянских племен, других этнических групп (в основном финно-угорских) в состав Киевской Руси. После смерти Святослава на Руси произошли междоусобия между его сыновьями (старшие сыновья Ярополк, Олег, Владимир), в которых первые два сына погибли. Владимир остался единодержавным, однако государство обнаружило первые признаки внутреннего кризиса, пошатнулось и внешнее могущество Руси после неудач Святослава. Владимир вел много войн, принял христианство по греческому образцу. Принятие христианства (988 – 989 гг.) явилось важным событием в истории Киевской Руси и имело большие последствия. Христианство укрепило древнерусское государство, поддержало княжескую власть, облегчило связи с европейскими государствами и Византией. В городах возводились храмы, складывалась русская живопись и архитектура. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее. Особенно это было заметно при Ярославе Мудром (978 – 1054). При нем было положено начало русскому письменному законодательству («Русская правда»), устанавливался государственный порядок. 3 Особенности общественно-политического устройства Древнерусского государства. Причины раздробленности Руси, борьба с кочевыми племенами Принятие христианства с его последствиями представляет собой рубеж в истории Киевской Руси. В дохристианской Руси единодержавия не было, Русь несколько раз дробилась на княжества. Великим престолом был киевский престол. Он доставался старшему в роду (родовой порядок наследования – от брата к брату, от дяди – к племяннику). При жизни князя–отца - сыновья сидели наместниками в главных городах и платили дань отцу, как и другие родственники. На великий Киевский престол могли претендовать те члены рюриковой династии, чей отец сидел на троне. Распад единого политического организма начался после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). Желая избежать борьбы за власть между братьями, Ярослав перед смертью разделил свои владения между тремя своими сыновьями – Изяславом, Святославом и Всеволодом, однако Русь еще продолжала восприниматься как единое целое, настоящая раздробленность наступила не ранее второй четверти XII века, после смерти сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого, в 1132 г. Единое государство, состоящее из волостей, разделяется впоследствии на ряд самостоятельных княжеств – земель. (Киевскую, Черниговскую, Смоленскую, Волынскую, Галицкую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую, Полоцкую, Переяславскую, Муромскую, Рязанскую, Турово – Пинскую и т.д.). Происходит это потому, что родовой порядок наследования постоянно нарушался, что с разрастанием Рюрикова рода наследования столов чрезвычайно запутывались. Поэтому вопрос о политическом устройстве Киевской Руси представляет огромные трудности. В Киевской Руси XI – XII вв. высшая политическая власть принадлежала всему Рюрикову роду и киевскому князю подчинялись по-родственному, как старшему в роду. А вот в городах существовала практика князей по очереди. Отсюда: князь не был оседлым; подобный порядок порождал междоусобицы и вражду. По Ключевскому, Киевское государство не имело политического единства, правильной (законной) политической жизни. Правильности политической жизни препятствовали: а) произвол князей, нарушавших счеты княжеского старшинства; б) вмешательство в политические дела и в вопросы наследования столов городских вече. Вече было древнее княжеской власти, поскольку вначале города и волости на Руси управлялись вечами, на котором правом голоса пользовались все главы семейств. Лишь затем появилась власть княжеская. Вече и княжеская власть представляли собой два политических авторитета на Руси. Пользуясь смутой, городские вече иногда сами призывали к себе князя, которого хотели и заключали с ним договор (ряды). Случалось, что вече изгоняло неугодных князей ( в Новгороде и Пскове особенно было сильно вече, это были вечевые республики). Наличие этих условий делало политическое устройство Киевского государства неустойчивым. Составленное из множества княжеств оно не могло быть в полном смысле государством. Поэтому русские историки (Ключевский, Платонов) определяли Киевскую Русь как совокупность многих княжеств, объединенных одной династией (Рюриковичей), единством религии, языка и народного самосознания. Долгое совместное проживание, единство племени, языка и религии делали из Руси одну страну, из русских славян – один народ. Политический упадок Киевской Руси был однако неизбежен, она делится на множество отдельных княжеств, начинают усиливаться вотчинные владения: князья стараются остаться княжить там, где правил отец. Главная причина упадка Киевской Руси – слабость политической связи киевского общества. В единой земле, в едином обществе не было единой политической власти, ибо владел Русью многочисленный княжеский род; при запутанности родовых и семейных счетов из-за старшинства или обид князья часто затевали усобицы и втягивали население в междоусобную войну. Вторым несчастьем Киевской Руси было усиление с половины XII в. ее степных врагов, прежде всего половцев, опустошавших в течение двух столетий русскую землю значительными набегами. Стала угасать торговля с югом еще и по другой причине: крестовыми походами XI – XIII вв. был создан новый путь сообщения Западной Европы с Азией мимо Киева – через восточное побережье Средиземного моря. Появление монголо-татарских войск нанесло лишь окончательный удар. После нашествия монголо-татар и взятия в 1240 г. Киева, он превратился в маленький городок в примерно 200 домов (а ведь в недалеком прошлом Киев был крупнейшим европейским городом, в нем насчитывалось не менее восьми тысяч дворов, из 50 тыс. населения уцелело не более двух тысяч). В 1237 – 1241 годы русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи – центральноазиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII в. огромные территории от Тихого океана до Центральной Европы. Над Русью установилось монголо-татарское, или золотоордынское, иго (по названию западного улуса Монгольской империи, ставшего в 60-е годы XIII в. самостоятельным государством). Русские княжества не вошли в состав Золотой орды. Их зависимость выражалась: в уплате податей (подушная дань занимала главное место среди них); в верховенстве золотоордынского хана, который утверждал русских князей на столах. Вопрос о степени влияния монголо-татарского ига на русскую историюиздавна вызывает дискуссию, и имеются различные точки зрения. Накопленный к настоящему времени объем знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии русских земель в XIII – XIV вв., о русско-ордынских отношениях позволяет дать следующую оценку влияния завоевателей на различные стороны древнерусской цивилизации: непосредственное воздействие на экономику выражалось в разорении территорий, в систематическом выкачивании из страны значительных материальных средств, людских ресурсов; последствием нашествия стало ослабление южных и западных русских земель, включение их в состав Великого княжества Литовского и частично Польского королевства; русская государственность сохранилась (под сюзеренитетом Орды) в Северо-восточной Руси (Владимиро-Суздальской) и Новгородской земле; в результате перестала существовать единая древнерусская народность; в результате нашествия замедляется социально-экономическое развитие страны, в том числе процесс формирования вотчинной (феодальной) земельной собственности; происходит консервация государственных форм эксплуатации, во многом связанная с необходимостью изыскания средств для выплаты дани в Орду. |