Главная страница
Навигация по странице:

  • эффективность

  • Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем

  • Особенности мышления

  • в словес

  • связано с практической деятельностью.

  • Операции мышления.

  • Синтез

  • Абстрагирование

  • Формы мышления.

  • Дедукция

  • Наглядно-действенное

  • ВООБРАЖЕНИЕ Определение понятия.

  • А.В. Петровский определяет воображение как необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а так

  • Лекция познавательные психические процессы ощущения понятие об ощущении


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеЛекция познавательные психические процессы ощущения понятие об ощущении
    Дата02.01.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаtema7.pdf
    ТипЛекция
    #870457
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    Длительность — важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процес- сов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем созна- нии нужную информацию.
    Готовность — это одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатлен- ную информацию.
    Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности прояв- ления своих характеристик характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.

    23
    МЫШЛЕНИЕ
    Определение понятия «мышление». Мышление и чувственное познание.
    Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психиче-
    ский процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и
    обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возни-
    кает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за
    его пределы.
    Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем
    может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое, мыш-
    ление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, воспри-
    ятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает
    только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и воспри-
    ятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отра-
    жением. Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и
    восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания.
    В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятии и представлений, че- ловек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать та- кие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувст- венное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной дея- тельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.
    Особенности мышления
    Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
    1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отноше- ния между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на не- посредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, со- хранившиеся в его памяти.
    2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе пред- шествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

    24
    3. Мышление исходит из чувственного познания, но не сводится к нему. Отражая свя- зи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обоб-
    щенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.
    4. Мышление всегда естьотражение связей и отношений между предметами в словес-
    ной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
    5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В сво- ей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое "со- зерцание" внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переуст- ройство окружающего мира.
    Операции мышления.
    Анализ это мыслительная опе- рация расчленениясложного объекта на составляющие его части. Выделение в объекте тех или иных его сторон, эле- ментов, свойств, связей и отношений и т.д.
    Синтез это мыслительная опе- рация,позволяющая в едином аналити- ко-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
    Обобщение это объединение многих предметовили явлений покако- му-то общему признаку.
    Сравнение это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
    Абстрагирование мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущест- венных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

    25
    Конкретизация это операция обратная обощению, движение мысли отобщего к частному.Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — вы- водится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
    Формы мышления.
    Понятие это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.
    Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в сло- весной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждениеотражение свя- зей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признака- ми.
    Например, суждение “Металлы при нагревании расширяются” выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные свя- зи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то.
    Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солн- ца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.
    Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты
    — отличники”; в единичных суждениях — только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.
    Умозаключение —это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в ре- зультате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извле- кая его из содержания исходных суждений.
    Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суждение), то сразу можно умозаключить, т. е. сделать вывод, что “данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух); причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода.
    Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

    26
    Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие на- правленность мысли от частного к общему или наоборот.
    Индукция это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
    Дедукция это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индук- ции.
    Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
    Виды мышления.
    В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная класси- фикация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное
    (теоретическое) мышление.
    Наглядно-действенное мышление — этомышление, непосредственно включенное в
    деятельность.
    В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности; лишь затем из нее выделилась деятельность теоретиче- ская. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практи- ческой деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретиче- ская наука. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны. “Произ- водство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в матери- альную деятельность...”. Это и означает, что первичной является не чисто теоретическая, а
    именно практическая деятельность. Лишь по мере развития последней из нее выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.
    Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического раз- вития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность.
    Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном воз-
    расте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, “что там внутри”.
    Образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, пред-
    ставлений того, что человек воспринимал раньше.
    В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у

    27
    дошкольников, т. е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими дейст- виями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
    Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятия- ми (в строгом смысле).
    Отсутствие у дошкольников понятий наиболее отчетливо обнаруживается в следую- щих экспериментах швейцарского психолога Ж. Пиаже. Детям в возрасте около семи лет по- казывают два совершенно одинаковых и равных по объему шарика, сделанных из теста. Ре- бенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны. За- тем на глазах у испытуемых один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к этому расплющенному шарику не прибавили ни одного кусочка теста, а просто изменили его форму. Тем не менее испытуемые считают, что количество теста в лепешке увеличилось.
    Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью
    подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помо- щью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого пред- мета. Думая об этой лепешке, дети смотрят на нее и видят, что на столе она занимает больше места (большее пространство), чем шарик. Их мышление, протекающее в форме наглядных образов (следуя за восприятием), приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.
    Отвлеченное мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных
    понятий, которые образно не представляются.
    На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрас-
    те развивается — сначала в простейших формах — отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает здесь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов (восприятии и представлений), а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждении.
    Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь раз- виваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мысли- тельной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развива- ясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются — в той или иной степени — все виды и формы мысли-

    28
    тельной деятельности. Например, у техников, инженеров и конструкторов особенно большо- го совершенства достигает наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образ- ное мышление и т. д.
    ВООБРАЖЕНИЕ
    Определение понятия.
    Воображение – специфически человеческое проявление психической активности,
    сформировавшееся в трудовой деятельности, т.к. любая трудовая деятельность требует
    предварительного осознания цели. Воображение выступает как необходимая сторона ху-
    дожественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой
    творческой деятельности.
    А.В. Петровский определяет воображение как необходимый элемент творческой
    деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а так-
    же обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная си-
    туация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может высту-
    пать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а
    заменяющих ее.
    Воображение – это психический познавательный процесс создания новых пред-
    ставлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения дей-
    ствительности (Крысько В.Г.).
    Связь воображения с другими психическими процессами
    П.Я. Гальперин считает воображение не особой, отдельной деятельностью, а компо- нентом всякой психической деятельности. Но компонент существенно важный, в некоторых случаях он может приобретать настолько развернутую форму, что выступает как бы само- стоятельно или, по крайней мере, относительно самостоятельно.
    Особенно тесная связь существует между воображением и мышлением. Каждый акт мышления включает в себя воображение.
    Подобно мышлению, воображение позволяет предвидеть будущее. Так же как и мыш- ление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями лично- сти. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей (т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены). Но опережающее отражение дей- ствительности при воображении происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких
    представлений, а в процессах мышления - путем оперирования понятиями.
    Зачастую в проблемной ситуации работа идет сразу в «двух этажах», например, выбор

    29
    способа действия, осуществляется путем логических рассуждении, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.
    Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущест- венно законам мышления. Если же ситуация отличается значительной неопределенностью в действие приходят механизмы воображения.
    Ценность воображения в том, что оно позволяет найти решение даже при отсутствии всей полноты знаний, которые необходимы для мышления. Оно позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Но в этом же и сла- бость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточ- но точны, нестроги.
    Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Участвует в мнемических процессах. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.
    Виды воображения.
    Прежде всего воображение подразделяется на пассивное и активное.
    Пассивное воображение может быть в свою очередь подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, а активное воображение может быть творческим и воссоздающим
    Когда речь идет о пассивности или активности воображения имеется в виду мера сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа.
    Активное воображение распространяется на все формы творческой деятельности субъекта. Это и воображение в процессе мышления, восприятия и в волевых и эмоциональ- ных процессах. К пассивным видам воображения прежде всего относятся сновидения и гре- зы.
    1) пассивное воображение
    Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельно-
    сти, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т. д.
    (Манилова, Н. В. Гоголя). Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осу- ществленными. а) Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода обра-
    зы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплоще-
    ние их в жизнь, называются грезами. Грезить свойственно всем людям, в них можно обна- ружить связь с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта