Лекция познавательные психические процессы ощущения понятие об ощущении
Скачать 0.54 Mb.
|
1 Лекция 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОЩУЩЕНИЯ Понятие об ощущении Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних со- стояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответст- вующие рецепторы. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явле- ний (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состоя- ние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.). Ощущения являются источником знаний о мире и о нас самих. Ощущения отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него. При этом предметы и их свойства первичны, а ощущения являются результат воздействия материи на органы чувств. Критерием истинности ощущений служит практика, деятель- ность субъекта. Все органы чувств имеют свою специализацию, которая являетсяпродуктом дли- тельной эволюции (специфические качества внешнего мира породили специфичность орга- нов чувств.), а сами органы чувств — продуктом приспособления к воздействиям внешней среды. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспо- собление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информа- ционный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят ин- формационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые при- водят к серьезным функциональным нарушениям организма. Испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сен- сорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь сла- бый свет, на руках и ногах — цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем слу- чае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, появлялись зрительные галлюцинации. Эти и многие другие факты свидетельствуют о 2 том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений. Ощущения и перцептивная деятельность. Для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался воздейст- вию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Ощу- щение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воз- действующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение — это не только чувственный образ, или, точнее, компо- нент его, но также деятельность или компонент ее. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выпол- няют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участ- вуют в процессах получения информации. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростреми- тельных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих перифериче- ский отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происхо- дит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (рис. 2). Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Дей- ствуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосно- вение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе. Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору голов- ного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей. Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиоло- гическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечивающего постоянную обратную 3 связь человека с окружающим его миром (принцип обратной связи, открытый И.М. Сечено- вым и разработан в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина). Классификация ощущений. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней сре- ды и имеющие рецепторы на поверхности тела. Их также можно подразделить на две груп- пы: а) контактные, которые передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. В состав осязания входят температурные ощущения (тепла и холода), тактильные ощущения (отражение качественных особенностей предметов – их гладкость, шерохова- тость, плотность, прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка ко- жи). Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. б) дистантные рецепторы - реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контроли- рует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д. 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних орга- нах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы. 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. 4 С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о по- ложении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении расслаблении мышц и т.п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер, они включают: ощуще- ние мышечного тонуса при выполнении движения (напряжения мышц); ощущения мышеч- ного напряжения и усилия (раздражение нервных окончаний сухожилий), ощущение направ- ления формы и быстроты (раздражение рецепторов суставных поверхностей). С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внеш- ние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощу- щений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические. Свойства ощущений. Общими свойствами всех видов ощущений являются: качество, интенсивность, про- должительность и пространственная локализация. 1) Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от дру- гих видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения от- личаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.п. 2) Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и опре- деляется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. 3) Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неоди- наков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нане- сения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздра- жителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощуще- ний проявляется в так называемом последействии (возникновении последовательного об- раза). Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражите- ля уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое вре- 5 мя находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя воз- буждение в рецепторе пропадает не сразу (например, «звон в ушах»). 4) Пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осу- ществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той ча- стью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощуще- ний бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных. Чувствительность Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, ко- торый в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называет- ся нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникно- вения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятель- ной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Очень высока чувствительность зрительного и слу- хового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова 1(1891-1951), способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100 -10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях. Верхним порогом ощущений называется максимальная сила раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Дальнейшее увеличение силы раздражи- телей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (напри- мер, сверх громкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, вменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального со- стояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п. Выделяют также разностный порог ощущений – минимальная разница в интенсив- ности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того что- бы эту разницу ощутить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Напри- 6 мер, звуки в 400-402 колебания в 1 сек. воспринимается как звуки одинаковой высоты; 2 гру- за весом 500 и 510 г. кажутся одинаково тяжелыми. Разностная чувствительность относительна, а не абсолютна. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора раз- личать раздражения. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для дан- ного анализатора. Адаптация. Адаптация — это повышение или понижение чувствительности анализаторов в ре- зультате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воз- действий. Можно различать три разновидности этого явления. 1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного дей- ствия раздражителя. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощу- щаться. Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвиж- ного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражи- теля за счет движений самого рецепторного аппарата (микродвижений глаза). 2. Притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Напри- мер, снижение интенсивности ощущения при погружении руки в холодную воду, «привыка- ние» к различению предметов при ярком освещении). Описанные два вида адаптации можно объединить термином Негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов. 3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием дей- ствия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощуще- ний, можно определить как позитивную адаптацию. (Например, увеличение чувствитель- ности глаза под влиянием пребывания в темноте). Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. Сравни- тельно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темновой адаптации достигает нескольких десятков минут), обонятельный и вкусовой. Взаимодействие ощущений. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адапта- ции рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы 7 чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других орга- нов чувств называется взаимодействием ощущений. Например, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слу- хового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чув- ствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, гром- кий шум авиационного мотора. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух проти- воположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувстви- тельность анализаторов при их взаимодействии. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия ана- лизаторов и упражнения. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы ирра- диации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших по- лушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тен- денцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в цен- тральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второ- сигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительно- сти глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изме- нения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно- слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они до- вольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др.) (явление цветомузыки). ВОСПРИЯТИЕ 8 Общее представление о восприятии Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов или явлений (В.П. Зинченко). Процесс восприятия предполагает объединение комплексов основных признаков, со- поставление воспринятого комплекса со своими прежними знаниями о предмете. В результа- те такого сопоставления, если наше предположение о предмете совпадает с поступившей информацией, возникает узнавание предмета. Восприятие известных предметов происходит очень быстро; при восприятии новых, неизвестных предметов процесс их узнавания и кате- горизация протекает в развернутых формах. Т.о. полное восприятие предмета или явления представляет собой процесс сложной деятельности обобщения, состоящего в выделении од- них существенных и игнорировании других, несущественных свойств – комбинированием их в одно смысловое поле. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. Воспри- ятие представляет собой сложный и активный процесс, что проявляется в ряде |