Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Константность

  • Классификация восприятий

  • Восприятие пространства 12 Восприятие пространства

  • Восприятие формы предметов

  • В осязательном восприятии, чтобы определить на ощупь форму невидимого

  • Восприятие глубины и удаленности предметов

  • Восприятие последовательности явлений

  • Восприятие длительности явлений.

  • Восприятие темпа

  • Лекция познавательные психические процессы ощущения понятие об ощущении


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеЛекция познавательные психические процессы ощущения понятие об ощущении
    Дата02.01.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаtema7.pdf
    ТипЛекция
    #870457
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    признаков:
    1.
    В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде
    ощупывания предметов рукой или ощупывающими движениями глаз, выделяя наиболее
    информативные точки; пропевания или проговаривания наиболее важных или сложных
    звуков. Деятельность восприятия в этом случае приобретает характер перцептивной
    деятельности (состоящей из перцептивных действий).
    2.
    Процесс восприятия включает в себя оживление следов прошлого опыта, сличение получаемой информации с ранее сложившимися представлениями, сравнение акту- альных воздействий со сложившимися представлениями, выделение существенных призна- ков, создание гипотез, синтезирование воспринимаемых признаков в комплексы и принятие решений о воспринимаемом предмете.
    3.
    Воспринимающая деятельность включает в свой состав работу нескольких ор- ганов чувств, а также речь. Выделяя и объединяя существенные признаки, мы обозначаем воспринимаемые предметы словом. Называя, мы выделяем и познаем свойства предметов и относим их к определенным категориям вещей.
    Итак, восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множест- во перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Ак- тивность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компо- нентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т.п.). Кроме того, необходима активность и на макроуровне, т.е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

    9
    Свойства восприятий
    Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером от- ражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные
    свойства восприятия:
    1. Предметность - способность человека отражать окружающую действитель-
    ность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу яв-
    лений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
    Ощущения сами по себе не обеспечивают предметного отражения. Мы воспринимаем не только комплексы признаков предметов, мы оцениваем их как предметы нашей деятель- ности. Предметность формируется на основе процессов внешних двигательных действий, обеспечивающих контакт и обследование предметов
    Б.Г. Ананьев описал случай расстройства предметного зрительного восприятия. В ре- зультате поражения головного мозга у человека наблюдалась полная неподвижность глазных яблок. Его зрение функционировало на уровне ощущений, которые не обеспечивали пред- метность восприятия. Он не мог ни словесно, ни графические воспроизвести какой-либо объект как предмет и обозначить его свойства. Предметность играет особую роль в регуля- ции проведения.
    Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребля- ем на практике, или по их основным свойства (кирпич или блок взрывчатки).
    Предметность восприятия помогает определять предметы не по их виду, а в соответ- ствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.
    2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предме- та, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
    3. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. (на- пример, при восприятии ритма в каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма).
    4. Константностьвосприятияэто постоянство в восприятии, которое обусловли- вается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспри- нимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство вос-

    10
    принимаемой величины формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, ос- вещенности.
    Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индиви- дуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.
    Если посмотреть на пальцы: одни — на расстоянии вытянутой руки, другие — вдвое ближе, то пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.
    Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечива-
    ет инвариантность (постоянство) перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает кон- стантность этого образа.
    5. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предме-
    ты имеют для него определенный жизненный смысл. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории.
    Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. (н-р, двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон, в которых выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называни- ем (два профиля и ваза).
    6. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
    Апперцепция
    Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его от- ношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства.
    Зависимость восприятия от содержания психической жизни, прежнего опыта чело-
    века, от особенностей его личности называется апперцепция

    11
    Воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощу- щений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Поэтому что один и тот же предмет может восприниматься по-разному различными людьми.
    Следовательно, восприятие зависит от прошлого опыта людей. Также различия вос- приятии одного и того же предмета разыми людьми бывают в зависимости от поставленной
    задачи (выделение звучания одного инструмента из оркестра), установки («Ревизор»), пси-
    хического состояния каждого из них (в т.ч. эмоционального).
    Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая пред- меты, человек выражает к ним свое отношение.
    Классификация восприятий
    В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые
    восприятия. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они ком- бинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.
    В зависимости от цели выделяют:
    -
    преднамеренные восприятия, которые характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями чело- века.
    -
    непреднамеренные, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
    В зависимости от степени организации выделяют:
    - организованное восприятие (наблюдение) – организованное, целенаправленное, пла- номерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная систем;
    - неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное всприятие окружающей действительности.
    Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
    Восприятие пространства

    12
    Восприятие пространства представляет собой отражение объективно сущест- вующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения
    объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки в ней человека.
    Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относи- тельно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно ок- ружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и со- ставляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое
    пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственно- го анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.
    Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.
    Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.
    Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур, который как бы отделяетфигуру от фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т.п.
    В осязательном восприятии, чтобы определить на ощупь форму невидимого
    предмета, рука ощупывает его легкими движениями, то и дело возвращаясь назад, как
    бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ
    предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинесте-
    зических ощущений.
    Восприятие величины предмета. Воспринимаемая величина предметов определяет- ся величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. При- способление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с по- мощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.
    Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика путем изме-
    нения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мы- шечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой.
    Конвергенция - сведением зрительных осей на фиксируемом предмете (рис. 4).

    13
    Комбинация двух раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции — и является услов- норефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета.
    Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме моноку- лярного и бинокулярного зрения.
    Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда в очень ограниченных пре- делах (аккомодация — в пределах 5—6 метров, конвергенция — до 450 метров).
    Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом по- средством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции
    – сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.
    При бинокулярной фиксации дальних объектов (например, звезд на небе) зрительные линии обоих глаз параллельны. При этом изображения удаленных предметов видятся нами в одних и тех же местах пространства, независимо от того, падают ли эти изображения на сет- чатку правого или левого глаза или обоих глаз. Следовательно, некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза.
    Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющим- ся условными сигналами удаленности; видимая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.
    Восприятие направления.Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окру- жающим предметам. Это происходит благодаря сочетанию зрительных ощущений с так- тильными, кинестезическими и другими сигналами.
    Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно с помощью не только зрительного, но и слухового и обонятельного анализаторов.
    Восприятие направления звука осуществляется при бинауральном слушании. Основу дифференцировки направлений звука составляет разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих, однако механизм локализации звука учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.
    Восприятие времени
    Есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явле-
    ний действительности.
    Специального, самостоятельного анализатора времени нет. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Восприятие времени осуще- ствляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как

    14
    единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и тор- можения.
    Наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и
    слуховые ощущения. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Слуховые ощущения отражают вре- менные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмичность и т.п.
    Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представле- ниями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически по- вторяющиеся процесс в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.
    Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек и то с помощью специальной трени- ровки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на опре- деленные отрезки.
    Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдель- ные стимулы совершающегося во времени процесса (н-р, чередование звуков).
    Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их разме- ренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши ор- ганы чувств.
    Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяет- ся характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко
    мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.
    Однако в последующем отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают.
    Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. По- ложительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъек- тивно несколько растягивают временные промежутки.
    Восприятие движения
    - отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в
    пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезиче- ский анализаторы.

    15
    Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Чело- век может получать сведения о движении объектов двумя путями: непосредственно воспри- нимая акт перемещения, это возможно если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза. В против- ном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат (движение минутной и часовой стрелок в часах).
    Возможны случаи, когда субъект приписывает движения, как окружающим предметам, так и самому себе. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо едет другой поезд, то сначала кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.
    Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружаю- щих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения.
    Примером кажущегося движения является восприятие кинокартин. Известно, что зрительное ощущение возникает не сразу, а с началом действия раздражителя, и исчезает также спустя некоторое время. После окончания действия раздражителя. Благодаря этой способности гла- за при смене 24 кадров в секунду мы видим, не серию мелькающих картин, а некоторое ус- тойчивое изображение.
    Восприятие движения возможно и с помощью слуха. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении источника звука и ослабевает при его удалении.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта