Главная страница
Навигация по странице:

  • Итак, в первую очередь давайте подумаем, где это все происходило

  • Итак, какую периодизацию приводит Алексей Федорович

  • Какие могут быть эти самые люди, осуществляющие действия, или космос

  • Каковы географические и хронологические границы античности Каково развитие литературы в Греции Каково соотношение развития литератур Греции и Рима

  • Каковы основные положения теории мимесиса Аристотеля

  • Лекция Введение в античную культуру. Античная культура и литература


    Скачать 218.75 Kb.
    НазваниеЛекция Введение в античную культуру. Античная культура и литература
    Дата05.04.2022
    Размер218.75 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlekcija. tema 1.pdf
    ТипЛекция
    #444531

    1
    Лекция 1.
    Введение в античную культуру. Античная культура и литература.
    Лекция первая. Она будет посвящена введению в предмет нашего курса, кроме того, мы поговорим о географических и хронологических рамках, далее об источниках и текстах и о том, каким образом они до нас дошли. Далее мы поговорим о теории Аристотеля и, наконец, о том принципе, на котором будет построен весь наш курс.
    Итак, собственно говоря, наш предмет называется «античная литература».
    Я думаю, что у любого человека, услышавшего эти слова, возникнет какая-либо ассоциация, та или иная, т.е. это все-таки не нечто совершенно незнакомое, даже если вы, может быть, никогда не читали ни одного из авторов.
    Итак, в первую очередь нужно определиться, что такое литература и что, собственно говоря, мы с вами будем изучать. Что такое литература? Я думаю, каждый как-то может ответить на этот вопрос. Видимо, для большинства литература – это некий написанный текст. Самое первое и самое общее деление всех текстов, которые имеются, можно произвести следующим образом – можно их разделить на художественные и нехудожественные. К нехудожественным мы отнесем все узкоспециальные, технические тексты, ну а к художественным – это вот и есть главный наш вопрос, – те, которыми мы с вами будем заниматься. Говоря «мы с вами», я подразумеваю не столько вас лично, как студентов, но скорее филологов и тех людей, которые интересуются филологией и тоже стремятся в этих рамках, в рамках именно филологического подхода, изучить некоторый предмет, в данном случае не язык, а литературу.
    Итак, что такое эти самые античные художественные тексты, которыми мы будем заниматься? Для этого впоследствии нам придется обратиться к
    Аристотелю, чтобы установить рамки, в которых существуют художественные тексты, относящиеся к античности, но мы это сделаем позже, а сейчас надо обрисовать кратко, что такое сама античность. В нашем школьном образовании

    2 все гуманитарные курсы построены по хронологическому принципу, и вполне возможно, и у вас курс по античной литературе и истории был крайне давно, где-то в 5 или 6 классе.
    Тем не менее, античность – это было давно, и не только потому, что это было у вас в 5 классе, а вообще, это было весьма давно. Но мы не можем с вами обойтись таким простым утверждением, что это было просто «давно». Мы должны рассматривать это более конкретно.

    Итак, в первую очередь давайте подумаем, где это все происходило?
    Какой это ареал? Это весь средиземноморский ареал. Почему весь? Потому что античность – это вся культура как Греции, так и Рима. Греция, возможно, занимала не столь большое геополитическое место, какое впоследствии занял
    Рим, но тем не менее, если вы слышали о завоеваниях Александра
    Македонского, то вы знаете, что и греки также владели довольно большой территорией, а для нас это значит, что они на эту большую территорию распространяли свою большую культуру. Римляне это делали гораздо более активно, их культура насаждалась, скажем так, при помощи массы школ, при помощи законов и прочих различных способов.
    Итак, Средиземноморье, надо иметь в виду, – это не только северное побережье Средиземного моря, т.е. современные Португалия, Испания,
    Франция и пр. Не забудем и о Британии, Италии, о северных странах над современной Италией (например, Швейцарии), которые входили в римские провинции, плюс это все Балканы, Черноморское побережье, и далее на восток.
    Также не надо забывать, что все побережье Северной Африки, включая такой важный регион как Египет, и такой важный регион, который является современным Тунисом, а раньше был Карфагеном, – все это входит в понятие средиземноморского региона. Вот на всем этом пространстве создавалась литература. Есть такая тенденция, такое неверное представление, что римский писатель – это писатель, который живет и пишет в Риме. Так это неправильно.

    3
    На самом деле масса писателей творила не в Риме, и далеко не все были по происхождению римлянами – очень многие для столицы являются приезжими.
    Итак, мы с вами определили регион. Античность – это Средиземноморье, включая северную Европу, северную Африку и Ближний Восток. Теперь важный вопрос – когда. Самые общие рамки – это, видимо, примерно, как говорится, «из глубины веков», ну, может, прямо и не стоит выделять «глубь веков», но это приблизительно середина II тысячелетия до н. э., и большой вопрос, когда античная литература закончилась. В среднем, обычно, историю её заканчивают примерно в V веке н.
    э., и далее уже начинается история средневековой литературы. Но когда мы будем говорить о различных особенностях античной литературы, а также о её влиянии на дальнейшие эпохи, то мы увидим, что, возможно, античная литература жила и немного дольше, до
    VI века н.э., но это уже детали.
    Итак, какова периодизация, то, что называется периодизацией античной литературы.
    Здесь существуют разные совершенно подходы, но для самого общего и достаточно ясного при этом и соответствующего более-менее реальности представления можно взять классическую схему, которая приведена, например, в учебнике Алексея Федоровича Лосева или Лосев – Тахо-Годи, иногда он бывает издан. И это первая из книг, которые будут в вашей библиографии, о которой мы с вами поговорим позже.

    Итак, какую периодизацию приводит Алексей Федорович?
    Он выделяет первым делом архаический, или как еще называется доклассический период. И вот он как раз говорит, что это период, который начинается из глубины веков и доходит до времени, когда писали, как считается, писали, Гомер и Гесиод. Они писали примерно в XVIII веке до н.э. или в начале XVII века до н.э., но чаще называют XVIII. Этот период архаический характеризуется в основном формированием первого основного литературного жанра – эпоса. Эпос формируется именно в архаику,

    4 формируется из различных сказаний и преданий. И очень важную роль в эпосе играют мифы, которые к этому моменту уже составляют довольно важный и объемный пласт культуры Греции. Итак, архаический период заканчивается, скажем так, достигает своей кульминации в лице Гомера, и начинается следующий период. Называется он классический. Обычно выделяют следующие его рамки: примерно с конца VII века до н.э. и до конца IV века до н.э. При этом в этом достаточно продолжительном периоде выделяется особое время, так называемая зрелая классика – это V-IV века до н.э. Иногда дается даже и точная дата конца классического периода – это 338 год, так называемая
    Херонейская битва. Но поскольку исторический экскурс в цель нашего курса не входит, то я думаю, каждый студент может вполне выяснить, что такое
    Херонейская битва и поразмышлять о том, почему её называют концом классического периода.
    Что такое классический период, почему он так называется? Не только потому, что те произведения, которые были написаны тогда, стали так называемой классикой, стали столь важны для последующих поколений, причем не только в рамках античной культуры, но и много-много позже. Это следствие того, что собой представляли эти произведения. Что же они из себя представляли? Во-первых, в классическое время появляются новые жанры, помимо эпоса, который продолжает развиваться, хотя надо отметить, что в классической время он развивается далеко не так активно, как он развивался до и как будет развиваться потом. Появляется такой жанр как драма. Драма – это и комедия, и трагедия, и сатировская драма, и мим, и еще некоторые подвиды.
    Драма – это действие на сцене. Кроме того, появляется лирика. Это еще один жанр, очень важный, до классического периода лирики как таковой не существовало. Кроме того, появляется четвертый и для нас с вами последний жанр – это проза. Проза – это особый вид литературы, поскольку все предыдущие эпосы, драмы и лирика написаны стихами, а проза, она не стихотворный жанр, поэтому она стоит несколько особняком. В это время

    5 пишутся различные философские произведения, это время, когда писали
    Платон и Аристотель, в это время пишутся различные научные трактаты на самые разные темы: исторические и так далее, самые разные. Классика занимается тем, что развивает то, что только что было найдено и нащупано в предыдущий архаический период. В это время как раз закладываются самые такие основы. Что представляет собой драма, какова она, какова ее характеристика, как её отличить одну о другой и всю вместе драму от другого жанра? В этом плане каждый автор здесь, особенно те, которые писали в более раннюю часть классического периода, является в своем роде, первооткрывателем. И то, что они создают, то на какие темы они рассуждают, впоследствии будет развиваться, впоследствии будет принято и воспринято различными другими более поздними писателями.
    Итак, классика заканчивается примерно в IV веке и наступает следующий период – период этот называется эллинистический. Чем он отличается от классики и когда он был? Важность выделения этого периода лежит не только в том, что появляются не только новые какие-то подвиды жанров, новый подход к литературе, какие-то различные новые идеи и мысли, высказанные в литературной форме. Это скорее всего следствие изменения ситуации в том регионе, который мы с вами обозначили, в средиземноморском.
    Что такое житель классического периода – человек, который жил в эпоху классики? Это житель греческого полиса – замкнутого города, не очень большого, это не миллионы людей, это житель, участвующий в управлении некоторым образом, участвующий в различных походах и войнах. Не забывайте, что Эсхил и Софокл – это известные трагики, они были участниками различных битв, и это было совершенно нормально и общепринято в то время.
    Итак, что мы видим в эллинистический период – демократические полисы, полисы, в которых типом правления была так называемая греческая или афинская демократия, сменяются на империю, империю Александра, а человек, который живет в империи, даже если он живет в крупном городе, он является

    6 совсем другого типа гражданином, чем человек полиса классического. Он не так легко может влиять на ход событий, он не так часто участвует в этих событиях как таковых, и это оказывает большое влияние на литературу по той причине, что это оказывает влияние на людей, которые пишут эту литературу.
    И что мы видим в этот период, который начинается примерно в III веке до н.э. и, как это обычно считается, продолжается в форме римско-эллинистического до конца V века н.э. Что мы видим? Мы видим огромное развитие технической стороны литературы, развитие различных размеров – метров, таких как ямб, хорей и прочие вещи. Их комбинации становятся очень изощренными, само содержание произведений становится также очень развитым. Причем автор обращает внимание не столько на высказывание какой-то важной для всех слушателей мысли, сколько на её, скажем так, не то чтобы научность, хотя иногда и на научность, но на изощренность этой мысли, её необычность или, что чаще бывало, ее связь с какими-то другими произведениями, с различными текстами. Это называется аллюзии. Эллинистическая литература полна вот таких вот так называемых аллюзий, когда в произведении, которое вы читаете, вы не столько задаетесь общим пафосом происходящего, сколько вы наслаждаетесь интеллектуальной игрой. Эллинистической литературе свойственна именно интеллектуальная игра, какие-то полунамеки, отсылки, очень изощренная часто форма, или наоборот – нарочито простая, которая скрывает в себе массу неочевидных обывателю вещей. Литература, и это надо отметить, становится все дальше от простого читателя. Для простого читателя, среднестатистического, литературные произведения теперь создаются отдельно, а те произведения, которые полны намеков, естественным образом могут быть поняты и принадлежат лишь узкому кругу читателей. Такова греческая эллинистическая литература.
    Эллинизм обычно делится на две половины: это ранний и поздний.
    Ранний – это примерно с начала периода, с III века до н.э. до I века н.э., и поздний эллинизм – это соответственно с I по V век н.э. Поздний эллинизм

    7 греческий характеризуется тем, что это полностью поглощенное Римом государство, существующее уже в контексте римской культуры. Как вы, наверное, знаете, римляне завоевали Грецию в 147 году. Вот с этого момента начинается уже эллинистический римский период, как это часто приводят в учебниках.
    Что происходит в Риме? Рим идет какой-то момент параллельно с
    Грецией, а потом, завоевывая её, объединяется с ней, и они идут уже в единой струе. Под параллельностью я имею в виду то, что, когда в Греции так называемый период эллинизма, в Риме еще так называемая архаика.
    Соотношение римского и греческого искусства, в нашем случае литературы, это особо важная тема, которой мы сейчас коснемся, когда рассмотрим, на какие периоды делится литература Рима.
    Самое общепринятое деление – это выделение III–II века до н.э. как архаики и республиканская литература; далее I век до н.э. – это так называемый
    Золотой век или классика; I н.э. часто называют Серебряным, и соответственно с I или со II по V, в зависимости от выделения иобъли не выделения
    Серебряного века, – это так называемая постклассическая римская литература или поздняя римская литература, она же позднегреческая и позднеэллинистическая. Важно здесь иметь в виду то, о чем я уже сказала, – это соотношение Греции и Рима. И это очень важная тема.
    Итак. Греция и Рим. Вот мы с вами говорили, что в истории римской литературы выделяется период так называемой архаики, при этом на самом деле как таковой архаики, такой как у Греции, у Рима никогда не было.
    Архаикой этот период он называется лишь потому, что он архаика по отношению к следующему периоду – периоду Золотого века. На самом же деле римская литература представляет собой не менее уникальное явление, чем греческая. Греки создали то, чего в общем-то не было у окружавших греков народов, в этом плане греки действительно оказались первопроходцами и первоизобретателями. В чем уникальны римляне? Римляне оказались

    8 единственной культурой, которая окружала греков, которая сумела воспринять греческую культуру и самую главную её часть – литературу. Когда римляне стали создавать свою собственную литературу, греки к тому времени уже достигли стадии развития эллинизма, и римская литература воспринимает греческую во всей её полноте. Рим не видит весь процесс развития греческой литературы, воспринимает его целиком, комплексно. Это очень важно – потому что латинская литература, римская литература, она не создавалась спонтанно.
    Да, конечно, у римлян были свои народные песни, свои какие-то народные представления и даже сценки некоторые, например «Салийский гимн» так называемый, но нельзя представлять себе развитие римской литературы так, что вот был местный субстрат национальный, к которому была примешана греческая культура, и именно из этой смеси возникла римская литература. Это неверный абсолютно подход, потому что очень быстро, уже в период так называемой архаики римской литературы, те же салийские гимны абсолютно непонятны слушателям. Да, мы знаем, что литературу в основном читали вслух, поэтому все, не только зрители в театре, но и те, кто говорил, что «я читал эпос», все знают, что в античное время читали только вслух. Чтение про себя – это более позднее явление, поэтому, так или иначе, в одиночестве или группой, так называемый читатель является на самом деле слушателем, а не только читателем, поэтому мы их называем слушателями. В это время, в архаическое время, салийские гимны были уже непонятны, поэтому сказать, что местный субстрат сколько-нибудь сильно влиял на создание той литературы римской, которую мы знаем, видимо, невозможно.
    Итак, римляне получают греческую литературу в виде так называемого списка. В александрийское время, эллинистическое время Александр
    Македонский и его империя совершили переворот, переход от классики к эллинизму. В александрийское время был создан канон – список из лучших авторов каждого периода, каждого жанра. Для римской литературы, у которой нет ничего, в каком-то смысле это становится проектом, по которому должна

    9 быть построена их литература. И поэтому надо иметь в виду, что все жанровые идеи, все каноны александрийские представлены в Риме в более чистом виде, поскольку литература римская не возникает спонтанно, по меньшей мере, не так спонтанно как греческая. Вообще греческая логика исторического развития от архаики и эпоса до появления драмы и лирики и так далее, и так далее полностью отсутствует в латинской литературе; и вся греческая литература не только дана им, но она дана им вне всякого исторического контекста, т.е. у них в списке рядом стоят Гомер, Еврипид и Менандр, и такие авторы, как, допустим, Хирилл, он не позднее, а хуже Гомера, они стоят вместе и образуют собой идеальный литературный космос. И римляне оказались единственной культурой, оказавшейся способной воспринять эту цельность и создать что-то свое.
    Итак, через некоторое время появляется римская копия греческой литературы. Собственные культурные связи Рима слабоваты, поэтому греки являются наиболее сильно влияющей культурой. Как таковая греческая литература всегда влияет на римскую, во все периоды развития: в классическое время, в Золотой век. Римляне ездят в Грецию, в Афины учиться, и в более позднее время это тоже происходит, несмотря на то, что Греция по существу является просто такой провинцией, политически абсолютно бесперспективной и ни на что не влияющей. Римляне были эллинизированы, кстати говоря, вместе с другими народами в эпоху, когда были завоевания Александра
    Македонского, да и в моменты колонизации греков. Как известно, греческие колонии на Апеннинском полуострове очень древние, довольно древние. И чтобы это было понятно, надо это еще раз отметить, что эллинизация Рима – это не смесь стороннего внешнего греческого влияния и самобытного, но влияние крайне развитой культуры на глухую провинцию, в культурном отношении абсолютно глухую провинцию, на Рим. И что происходит далее? Из глухой провинции этот самый Рим становится неожиданно центром мира.
    Очень быстро, буквально на протяжении 30–50 лет, одно-два поколения. А в то

    10 же время его собственные культурные ресурсы абсолютно невелики, и они воспринимают греческую культуру не только потому, что им нечем заняться, но это важнейший фактор, мировая держава оказывается очень слабой в культурном отношении. Известная фраза, что Греция побежденная пленила победителей. Это святая правда, что называется.
    Итак, римляне первыми и единственными смогли создать аналог греческой литературы, они сумели написать свой собственный эпос. Почему это оказались именно римляне – вопрос вечный, и мы его обсуждать не будем.
    Почему-то именно римляне оказались к этому способны. Процесс перенимания римлянами греческой литературы происходил довольно медленно и своеобразно. Поскольку нет стадиальности и последовательности никакой, то нет и такой последовательности, как первой сначала появляется поэзия, потом проза, т.е. первым прозаиком был Марк Порций Катон, историограф и известный оратор. Его речи датируются началом II века до н.э. Это второе поколение римских писателей вообще, после Невия и Плавта, и проза сосуществует для римлян, с самого начала сосуществует с поэзией. Другой пример – это драма. Для греков – это более поздний жанр, для римлян – наоборот, один из самых ранних жанров – это драма. При этом надо иметь в виду, что хоть римляне и восприняли всю греческую литературу как целое, как космос, ориентировались они первое время на актуальные греческие образцы, т.е. на литература эллинистическую. Это очень важный момент. Вообще первым, кстати, римским автором считается так называемый Ливий Адроник, который перевел «Одиссею», это примерно 241 год до н.э. Первые достоверные фрагменты, которые у нас имеются – это где-то середина II века до н.э., это
    Плавт. Итак, мы имеем в итоге в виде античной литературы греческую литературу, постепенно развивавшуюся, и Рим, который сумел её воспринять.
    Что же осталось у Рима от его собственной самобытности, от его сущности? Как мы обсуждали, литературы своей не было, народные, какие-то фольклорные мотивы никоим образом не повлияли, довольно быстро вышли из

    11 употребления и стали непонятны. Что же остается Риму от его довольно долгого в сущности развития? До того как Рим сумел создать какую-либо литературу, он существовал уже не одну сотню лет. А достается ему письменный литературный язык. На чем он основан, этот язык? На официальных документах, на юридических, все знают о существовании римского права, и на сакральных документах, на сакральности. В этом плане римский латинский язык пересекается с греческим, поскольку греческий и греческая ранняя литература также имела сакральные корни. И эпос, который основан на мифологии, и драма, которая посвящена богам и где боги сами являются зрителями представления, – все это имеет сакральные корни, и у римлян точно также. В римский и греческий языки объединяет также такая особенность, как противопоставление литературного и разговорного языка. У них с самого начала есть два этих языка – и литературный, и разговорный. И также их объединяет довольно большое количество архаизмов в языке. Этот сакральный язык римский становится основой для римской поэзии, при этом то, какова сама по себе эта поэзия и драма, и лирика, и все прочее, определяется тем, что о ней писал Аристотель и что о ней думали греки. И так будет всегда.
    Римских авторов как таковых намного меньше, чем греческих, как ни странно.
    Почему это акт происходит – неизвестно, но это факт. По именам мы знаем очень многих. Но тексты, видимо… даже, допустим, для II века до н.э., мы знаем по именам практически всех писателей, их в целом немного, но по именам мы знаем всех.
    И теперь мы переходим к такой важной вещи, как сохранность текстов, греческих и римских. Итак, откуда мы все это знаем, все-таки, как мы с вами вначале сказали, античная литература была давно. Как мы узнали обо всем? Как дошли до нас эти тексты? Во-первых, средневековые рукописи, традиция рукописная. Рукописи сначала были на папирусе, на этом писали греки, потом и греки, и римляне писали на папирусе и на дощечках вощеных, видимо, они часто были очень тонкие и деревянные. Вот не так давно, несколько лет назад, в

    12
    Великобритании нашли очередную книжечку – деревянные тоненькие вощеные дощечки. И попозже был знаменитый переход на пергамент, или, как его в науке называют, «пергамен». Этот очень важный момент произошел примерно в VIII–IX веке, те тексты, которые не были переписаны на пергамент, почти все погибли. Вообще надо сказать, что до нас из всего корпуса текстов, написанных в античное время, дошло, видимо, процентов 10, а многие считают, что и 5, из всего корпуса текстов как таковых, не только художественной литературы. Но и от этой художественной литературы мало что осталось.
    Итак, мы имеем рукописную традицию, когда рукописи переписывают – чаще всего это происходило в монастырях – в так называемых скрипториях, там её переписали, потом копию отправили дальше или здесь же, в данном монастыре создали другую копию. Как, наверное, это очевидно, это порождает массу ошибок и поэтому первый важный момент при любом анализе текста – это надежность текста, насколько он аутентичен и правилен, как избавиться от ошибок, как их вычленить, как их вообще найти. Итак, в середине XV века появляется удобный печатный станок, и большинство текстов перепечатывается, но далеко не все, конечно. Когда текст напечатан, можно создать его каноническую форму – стандарт. Поскольку он стабилен, он не переписывается, и он относительно стабилен. В 20-х годах XIX века начинается эпоха так называемых «великих критиков». Критик текстов – это не тот критик, который говорит насколько текст хороший или плохой в плане содержания, а это именно критика текста как такового. Может ли здесь стоять это слово? Не является ли это ошибкой какой-то? Ученые того времени пересматривают тексты и правят их. Эта ревизия началась в 20-е годы XIX века и в большей или меньшей степени продолжается до сих пор. Вот последние 15–20 лет новая волна переиздания, нового издания текстов различных, не всех конечно, постепенно издаются разные тексты.
    Итак, что мы можем найти, кроме общеизвестных пергаменных рукописей, которые датируется самое ранее конец V века до н.э. Что у нас есть

    13 кроме этого? Во-первых, всегда могут быть найдены новые пергаменные рукописи, во-вторых, можно найти папирусы, например, где-нибудь на северном побережье Северной Африки – в Египте, например. В Европе папирусы никогда не находились, и вообще папирусов на латыни крайне мало, на греческом языке довольно много. Лучше всего папирусы сохраняются на помойках. Самая лучшая помойка находится в городе Акхсиринкх в пригороде.
    Акхсиринкхские папирусы – один из самых больших корпусов текстов на этом материале. У римлян есть одно небольшое место, где папирусы также сохранились – это Помпеи, но они там сильно обожжены, и лишь сейчас, когда появилась современная техника, оказалось возможным их разворачивать и пытаться прочесть то, что там написано, не потеряв текста.
    Какие еще есть источники – папирусы греческие. Вот мы говорили о римских. Для Греции папирус – важнейшая вещь, поскольку некоторые жанры, например лирическая поэзия, известны только по папирусам. Если бы в свое время в Египте в XIX веке они не были найдены, то в принципе лирическая поэзия была бы нам недоступна в том объеме, в котором она у нас есть. Это мы обсудили. Источники, которые так или иначе относятся к авторам, – т.е. автор что-то написал, это переписывалось, переписывалось и дошло до нас в некотором виде, или по меньшей мере те, кто первым это напечатал.
    Единственный ли это источник нашего знания о самих текстах или знания этих текстов? Нет, есть еще такой источник, как цитаты у других авторов, причем характер цитат завит от цели того, кто цитирует. Например, Энний цитирует начало «Медеи» Еврипида по своим причинам, по причинам философского характера. Философ Хрисипп, например, заметил, что Еврипид здесь затрагивает очень тонко причинно-следственные связи, и здесь наблюдается фатализм некоторый, детерминизм. И Цицерон, который этим интересовался, написал трактат «О судьбе» («О роке» «De fato»), где он цитирует не Еврипида, а Энния, поскольку Энния это также интересовало, и Энний в своем тексте это воспроизвел, этот текст, начало «Если бы не было срублено дерево на

    14
    Пелеонской горе…» и так далее. Причем в данном случае для автора была важна его собственная мысль, и он цитирует по памяти, потому что конкретные слова не важны, если передана суть – это достаточно. Таких цитат очень много именно у Цицерона. Все что мы знаем о таком жанре, как римская историческая трагедия, – это мы берем частично из «Брута» – это текст Цицерона, частично из его трактата «Девинации». Цицерон цитирует и драму, и эпос, и многие другие вещи. Кроме того, цитаты могут быть найдены у таких авторов, как грамматики-лексикографы. Эти товарищи использовали цитаты для иллюстрации грамматических, семантических или морфологических казусов.
    Чаще всего эти цитаты представляют собой коротенькие обрывочки, они обычно длиной меньше строчки и крайне разрознены, поскольку цель не в том, чтобы передать смысл, а в том, чтобы продемонстрировать на примере некоторый грамматический казус: например, подборка двух слов или двух цитат из различных авторов на винительный падеж множественного числа первого склонения на такое-то окончание – и вот вам списком слова – это цитаты из языка актуального, но для нас это не совсем те же цитаты, что, например, у Цицерона. Грамматики цитируют не по памяти, а обычно из рукописи, или же могут цитировать из других грамматических пояснений.
    Основной тип грамматика – это учебники латинского языка, и в них была не одна школа, а целых две. Основные принципы – это изложение сути грамматики по частям речи, правил склонения, спряжения и обсуждение разнообразных казусов. Идея римских грамматиков в том, что лучший язык – это древний, такой до августовский, до Золотого века, язык Вергилия. Поэтому они очень часто обсуждают морфологические казусы, приводят множество архаизмов и приводят различные иллюстрации из авторов и различные случаи словоупотребления лексикографические. Это дает нам довольно много различных цитат для римлян. У греков было примерно то же самое с той разницей, что у греков в силу политических и этнографических причин не было такой огромной необходимости написания массы учебников по латинскому

    15 языку, поэтому греческие грамматики несколько иные, чем латинские в этом отношении. Филологи различные также предоставляют нам цитаты различных филологических сочинений, как александрийцы, так и римляне. Из римлян здесь надо назвать Авла Гелия, его «Аттические ночи» – это разрозненные записки середины II века, и «Сатурналии» Макробия примерно V века, где обсуждаются различные литературные казусы и тоже приводится масса цитат.
    Филологическая Александрийская школа представляет собой совершенно огромный интерес, поскольку при Александрийской библиотеке была создана комиссия, комитет, группа ученых, скажем так, которая занималась ревизией текста, занималась ранжированием, каталогизацией и так далее. Они и каталогизировали всех авторов в первую очередь по жанрам, а потом по авторам в алфавитном порядке. Это тогда и было придумано. Именно учеными того времени. Это Аристарх, Аристофан и прочие великие ученые. В первую очередь они прославились тем, что занимались критикой текста Гомера, т.е. они устанавливали верный текст Гомера. Мы об этом еще будем говорить, я надеюсь, когда будем говорить об эпосе.
    Итак, мы упомянули следующие источники – пергамены, папирусы, цитаты у других авторов, цитаты отдельные от цитат у других авторов, цитаты у грамматиков, цитаты у филологов и последнее – это важная вещь – это так называемые схолии, схолии к разным авторам. Схолии – это комментарии, которые пишутся на полях, между строк и вообще, где есть место. Обычно либо маргинальные – это на полях, либо интерлинеарные – это между строк, так они называются. Греческие александрийские ученые тоже были великими схолиастами – не схоластами – это средневековые ученые, а схолиастами – авторами схолий. Лучше всего сохранились схолии к Вергилию, схолии так называемого Сервия, есть схолии к Стацию Лактанция, есть масса других схолий, тех же великих, прекрасные схолии Аристофана и Аристарха к Гомеру.
    Схолии часто занимаются объяснением чего-то непонятного, комментированием и иногда приводят при этом цитаты из других авторов.

    16
    Итак, что имеет современный читатель перед собой, приступая к изучению античной литературы? Он имеет издание различных авторов различного периода, созданные в средиземноморском регионе тексты, которые были напечатаны согласно с традицией, а также согласно с критикой текста, с издательской правкой. Кроме того, для таких текстов, как лирика, читатель имеет перед собой сборник фрагментов, на самом деле это сборник фрагментов.
    Это все присутствует на русском языке. То, что не переведено на русский и часто не переведено ни на какой другой – это огромный корпус грамматиков, огромный корпус лексикографов, историков и различных фрагментов самого разного рода и самого разного времени создания, как ранних, так и поздних.
    Ранних довольно мало, поздних как раз весьма много.
    Итак, обрисовав в целом, что собой представляют античные тексты, что представляет собой то время, когда они создавались (это переход от полисов к империи, переход от империи греческой к римской, сперва недолгое время республики потом империи), мы теперь должны, как мы это вначале и предполагали, определиться с тем, что собой представляет литература и какие из всех этих текстов мы должны изучить в первую очередь. Нельзя объять необъятное, и, коме того, источники наши нам этого просто не позволят, у нас просто нет слишком многих текстов для того, чтобы нарисовать абсолютно полную картину, поэтому мы с вами обрисуем лишь самые важные, лишь самые основные пункты. Поэтому литературу, которую мы с вами будем изучать, мы возьмем именно того рода, о котором говорит Аристотель в своем произведении «Поэтика». И вот чтение текста «Поэтики» намного более важно, чем чтение учебника Лосева. Учебник Лосева можно не читать, «Поэтику» прочитать надо обязательно.
    Итак, о чем пишет Аристотель в своей «Поэтике»? Он пишет о том, что есть различные типы поэзии – есть поэзия эпическая, трагическая, есть комедии, есть дифирамбы, есть также произведения авлетов и кифаретов – музыкантов, все это объединяется под названием так называемого

    17 подражательного искусства. Подражание по-гречески – это мимесис. Далее
    Аристотель поясняет, что он имеет в виду под подражанием. Есть три рода подражания, скажем так даже не три рода, а три стороны, в которых автор может осуществлять подражание, используя свое мастерство или используя свой навык, как в случае с ремесленниками. Или используя свой природный дар, или все это вместе. Так говорит Аристотель – три стороны есть у подражания. Это средство – чем именно будет автор подражать космосу, чему он будет подражать в этом космосе и каким образом он это будет делать, т.е.
    средство, предмет и способ. Как это происходит?
    Далее давайте по порядку разберем, что являет собой каждая из этих трех сторон подражательного искусства. Мы с вами, поскольку будем рассматривать именно эту сторону, именно подражательное искусство. Что такое средства, и каковы они бывают? Типов инструментов этих средств всего три – это ритм,
    слово, или логос по-гречески, и гармония. Ритм – это движение. Слова, я думаю, пояснения не требуют. Гармония – это метрика и мелодия, в основном мелодия имеется в виду. Все это может быть по отдельности или вместе в разных сочетаниях, итого мы получаем семь сочетаний – ритм, слово, гармония; ритм и слово; ритм и гармония; слово и гармония и все три вместе.
    Итого семь. Примеры. Что такое подражание исключительно в ритме? Это в танце. Танцовщики подражают исключительно ритмом, они не поют и не играют Подражание только словом – это, например, мимы, или сократические разговоры, то чем занимается Сократ. Его тексты являются художественной литературой потому, что в них происходит подражание словом, он только говорит, он не двигается и не поет, и не играет на музыкальных инструментах.
    Когда вы не только говорите, но и играете на инструменте – это поэзия. Когда вы играете на инструменте, но не говорите, а только двигаетесь – это, допустим, авлетика – игра на авлосе, когда вы и танцуете, и играете, но не говорите, что не удивительно, поскольку инструмент духовой. И наконец, самое важное – это сочетание всех трех средств инструментов или средств

    18 подражания – и ритма, и слова, и гармонии – оно осуществляется в трагедиях и комедиях, драмах и дифирамбах. Таким образом, говорит Аристотель, Гомер и
    Эмпедокл (Гомер – это эпический поэт, Эмпедокл – философ) по средству своему то, чем они подражают. Они оба поэты, они одинаковы, они подражают логосом – словом и гармонией, т.е. это некоторый текст, сопровождаемый музыкой. Надо отметить, что поэзия в нашем смысле и музыка для античности связаны абсолютно неразрывно. Поэзии без музыки не существует, точно так же, как до Сенеки примерно не существует драмы, которая драма для чтения, вся драма должна быть поставлена на сцене – это неразрывная связь. Итак, и
    Гомер, и Эмпедокл – оба могут быть названы поэтами, поскольку оба они пользуются и словом, и гармонией, но при этом по сущности своей подражания, по предмету, которому они подражают, они абсолютно разные – один поэт, второй физиолог, как его называет Аристотель.
    Итак, мы переходим, и Аристотель переходит, совершенно логично к следующему пункту – к предмету. Чему же подражает поэт, автор? Он подражает всегда некоторому действию окружающему и людям окружающим.

    Какие могут быть эти самые люди, осуществляющие действия, или космос?
    Космос понятно, он всегда бывает только одним, он всегда бывает только наилучшим. Люди же могут быть трех родов: они могут быть лучшими, могут быть обыкновенными, а могут быть худшими. Когда такое деление приводится, понятно, относительно чего-то, относительно среднестатистического Я, среднестатистического человека. Можно изображать нечто лучшее, чем Я, можно изображать такое же, обыкновенное, а можно изображать нечто худшее.
    Нетрудно догадаться, что обычно трагедия занимается изображением лучших людей, а комедия – изображением худших. В то время как в некоторых исторических сочинениях изображаются обыкновенные люди или в некоторых лирических произведениях появляются и те, и те или, допустим, все три рода.
    Это может быть осуществлено самым разным способом.

    19
    И вот мы переходим к третьему пункту – чем. Мы обсудили средства – словами, музыкой подражает космосу и ритмом движений, второе чему – космосу, людям, действиям их, и люди могут быть трех родов. Каким же образом осуществляется подражание? Не надо путать способ со средством.
    Средство – это инструмент, а способ – это образ действия, это как осуществляется подражание. Аристотель выделяет здесь три вида. Первое – это когда есть персонаж А, персонаж В, их может там быть еще десяток, они что-то делают или ничего не делают, сидят, а автор смотрит на них со стороны. Вот взгляд со стороны – это первый способ подражания, это то, как сочиняет свою поэму Гомер – он смотрит на происходящие события со стороны. Второй вариант – если автор отождествляет себя с персонажем одним каким-либо и сморит на мир его глазами, как, например, в лирике происходит. Лирические авторы, и лирики, и мелики, мы будем еще обсуждать разницу между ними, они как бы от себя говорят. Это второй тип. Третий тип – это тот случай, когда у вас есть персонаж А, персонаж В и автор поочередно становится то на одну позицию, то на другую. Так и возникает драма. Драма – это когда автор по очереди говорит то за одного, то за другого. Сюда относятся все драматурги.
    Авторы прозаических произведений используют по большей части первый способ, потому единственный жанр, который у нас, выпал, остался – проза. При этом автор прозаического текста может, естественно, использовать и второй способ, и третий. Надо сказать, что использование второго способа в прозе, т.е. повествование от лица самого себя, характерно лишь для очень поздней литературы – литературы средневековой. Типичный пример – это «Исповедь»
    Августина. В античности подобных текстов, видимо, не было, потому что даже диалоги или трактаты Цицерона, те же философские различные трактаты все равно описывают некоторую реальность со стороны, некоторые действия или, как часто любили это делать и философы греческие, и римские – описывают диалог двух персонажей или со стороны, или занимая одну из позиций по очереди.

    20
    Итак, последнее, что надо сказать – это о причинах появления подражательного искусства, о которых говорит Аристотель. Почему оно появилось, это подражательное искусство? Потому что, во-первых – это врожденное свойство людей, подражание, и оно позволяет им получать знания об окружающем мире и как-то его познавать, и второй момент – это удовольствие от результата, который получается в результате подражания.
    Если это что-то, что уже известно, то человек, который смотрит на осуществляемое подражание или сам его осуществляет, узнает это и производит некоторый анализ, сравнивает его с тем, что знает. Если это нечто неизвестное, чего он никогда не видел до этого, то он наслаждается отделкой, краской, формами и так далее. Он не может в данном случае наслаждаться подражанием как таковым, поскольку предмет ему неизвестен, ему не с чем сравнить, но он может услаждаться, получать удовольствие от общего вида, красок, форм и прочего. При этом надо также отметить, что автор, как мы уже говорили, может все это осуществлять, все эти различные стороны подражания, при помощи мастерства, навыка какого-то и своего природного дара. И
    Аристотель отдельно об этом говорит, отдельно указывает, что для создания хорошего произведения подражательного искусства необходимы способности некоторые, но необходимо также и их развитие, тогда именно будет достигнут наилучший результат. И эту тему впоследствии будет обсуждать Гораций в своем «Искусстве поэзии», которое также является обязательным текстом для прочтения и желательно с комментариями. Таким образом, мы с вами обрисовали, следуя Аристотелю, как ему следовали греки впоследствии после него и римляне, безусловно, находились в контексте тех же мыслей, мы можем с вами перейти к изучению собственного этого нашего предмета античная литература.
    Как будет построен наш курс? После первой лекции последуют еще 9, и следующее построение мы выберем вслед за Аристотелем, как он это делал дальше в «Поэтике» – произведении, до нас дошедшем не полностью. Но в тех

    21 частях, которые дошли, он так и поступает. Мы будем изучать литературу не в хронологическом порядке – начнем с Гомера и никогда не дойдем до конца – а в порядке жанров, как это делали александрийцы. Каждую кучку авторов мы поместим в коробочку, которая будет называться определенным названием жанра. Жанров у нас 4. Мы выделили 4 основных жанра – это эпос, драма, лирика и проза. В каждой из этих коробочек мы разместим авторов. Не как у александрийцев, не в алфавитном порядке, а в порядке хронологическом.
    Восемь лекций будет разделены таким образом: четыре лекции будут посвящены теории каждого из жанров, что он из себя представляет, какие у него есть характерные особенности и так далее, и тому подобное; и вторая половина, вторые четыре лекции – это история этого жанра, какие авторы писали, когда, какое наблюдается развитие на конкретных примерах данного жанра.
    Что необходимо будет знать для успешной сдачи промежуточного теста по курсу? В задачу студента входит следующее – вам необходимо прочитать список литературы. Литература эта художественная, так что нельзя сказать, что читать её крайне трудно. Кроме того, необходимо будет прочитать два античных трактата по теории – это Аристотель и это Гораций. Будет также небольшой список дополнительной литературы. Там будет, допустим, «Брут»
    Цицерона и так далее. Кроме того, надо будет прочитать все лекции и посмотреть дополнительно какие-либо сведения в интернете, в учебниках, книгах, какие вы найдете и какие будут в списке библиографическом, который будет вам выдан. Также к данной лекции, первой, вы можете посмотреть приложенный к ней файл, на котором есть изображение – фотография рукописи
    Гомера, где вы увидите схолии, как они выглядят. Текст основной написан более жирно, а все, что вокруг, если увеличить, там качество, достаточное для увеличения, вы сможете рассмотреть схолии, написанные на греческом языке александрийскими учеными. Это важнейшая рукопись Гомера, какая существует, – венецианская.

    22
    Контрольные вопросы

    Каковы географические и хронологические границы античности?
    Каково развитие литературы в Греции?

    Каково соотношение развития литератур Греции и Рима?
    Какова была рукописная традиция? Что такое схолии?

    Каковы основные положения теории мимесиса Аристотеля?


    написать администратору сайта