Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 16. Исторический процесс. Проблема типологии истории

  • Философия. Лекции философия. Лекция Зарождение философии. Античная философия Лекция Философия Средних веков


    Скачать 312.91 Kb.
    НазваниеЛекция Зарождение философии. Античная философия Лекция Философия Средних веков
    АнкорФилософия
    Дата26.10.2022
    Размер312.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции философия.docx
    ТипЛекция
    #755656
    страница13 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    3. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему, а для чего живет человек  незапамятных времен, он занимал человека. Есть, пишет известный французский моралист и философ Альберт Камю в эссе «Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями –

    второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна.

    Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит в том, «существует ли логика, приемлемая вплоть до самой смерти?» Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом. Для всех трех подходов характерно представление, что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна по формуле Екклезиаста: «Все суета!», само же понимание смысла жизни разнится.

    Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Именно так ответил Христос на вопрос что делать?: «Вот дело Божее, чтобы не веровали в Того, Кого Он послал». Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанционального добра, усилия жизни с Христом и во Христе Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его Эмпирическая жизнь мира бессмысленна, так же, как выдранные из книги клочки страницы бессвязны (С. Л. Франк).

    В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Критики давно заметили, что в рамках этого подхода будущее обоготворяется за счет настоящего и прошлого. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели- совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас «не будет иметь удела» (Бердяев).

    В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. «Только мы и никто другой», пишет в своей книге «Время человеческого бытия» (М., 1987) талантливый философ Н. Н. Трубников. Уязвимая пята этого подхода - релятивизм и субъективизм.

    В заключение следует сказать, что при всей важности вопрос о смысле жизни и тем более о его конструировании по принципу «делать жизнь с кого? С товарища Дзержинского» не должен быть абсолютизирован, ибо он способен поработить человека при помощи общих идей, подменить «драму жизни» «логикой жизни», вносимой в эту жизнь извне,

    Рекомендуемая литература

    [2, с. 294 – 380],

    [3, с. 214 – 251],

    [5, с. 69 – 126].

    Контрольные вопросы

    1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?

    2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

    3. Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?

    4. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

    5. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?

    6. .Что изучает социобиология?

    Лекция 16. Исторический процесс. Проблема типологии истории

    1.Понятие исторического процесса.

    2.Философские концепции общественного развития.

            а) концепции однолинейного прогрессивного развития,

            б) концепции многолинейного развития,

            в) концепции циклического развития.

     1.Даже поверхностный взгляд на, историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии, а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего – вот вечные темы размышлений философов об обществе и его истории.

    Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает его как процесс. Процесс (от лат. processum – продвижение) – это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс.

    Общественно-исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества. Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития. Прогресс – это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой  переход к более совершенным формам.

    Регресс– это нисходящее развитие, представляющее собой  возвращение к прежним общественным формам.Среди философов не существует единого мнения о том, какой и видов развития общества является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический (общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов). Сторонники и той другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о прогрессе и регрессе остается вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

    Так, например, в ХVIII в. во Франции среди философов-просветителей Вольтер и Д.Дидро защищали идею прогрессивного, а Ж..Ж..Руссо – регрессивного развития европейского общества.

    Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. kriterion - мерило) общественного развития. Критерий прогресса –показатель степени развития общества.

    Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, то, что можно считать его критерием.

    В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т. е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия, как отдельных людей, так и всего общества.

    Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией резкие переходы от одного состояния к другому. В социальной философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая. од социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы власти. Научная революция – это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил: например, промышленный пере ворот XVIII-XIX вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, Технологической революцией является и научно-техническая революция, превратившая в середине ХХ в. науку в непосредственную и ведущую производительную силу. Достижения науки и техники стали широко применяться в различных сферах.

    Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже говорилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифологической картины мира предлагает рациональный подход. До возникновения философских моделей предлагались модели религиозные. Так, например, согласно христианскому подходу вся мировая история делится на три этапа:

    1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);

    2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

    3) новозаветный (связан с появлением христианства).

    В религиозной модели также есть свой критерий – христианизация.

    Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религиозной философии – неотомизме и у русских религиозных философов.

    2. Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. В начале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества – это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

    В ХХ в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Ясперса стал Vв. до н. э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке были Будда, Сократ, Конфуций. С именами этих  трех мыслителей связано возникновение трех великих

    Философий, обращенных к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

    В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадии роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

    1) признается прогресс в историческом развитии;

    2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;

    3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

    Создателем теории формационного развития был К.Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

    - первобытнообщинная; - рабовладельческая; - феодальная; - капиталистическая;  - коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).

    Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

    Согласно Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу лежат отношения собственности. Противоречие производительных  сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим» процессом..

    Формационная теория стала одной из наиболее распространенных: в ХХ в. (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.

    Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в ХХ в., нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и т. д.,

    Наиболее распространенная в ХХ в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У. Pостоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

    Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

    Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

    1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

    2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

    3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

    4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество ХХI в.).

    Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

    Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом. Основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк, и культуролог А, Тойнби.

    Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие ХХ в. идеи Данилевского снова получили распространение в России; они стали теоретической и  идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». Работа Н. Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомления с позицией оригинального русского мыслителя.

    Цивилизационный подход исходит из трех принципов:

    1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

    2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.

    З. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

    Среди циклических концепций истории особое место занимает концепция О. Шпенглера. Шпенглер - один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет, линейная схема «Древний мир — Средние века — Новое и новейшее время» не выдерживает критики.

    Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности. От Древнего Египта нам остались одни руины: полуразрушенные пирамиды, сфинксы... Но самого народа, который создал великую культуру, уже нет, он давно исчез, как исчез дух этого народа. Те, кто сейчас живет на территории Египта, пришли туда относительно недавно. Те, кто сейчас живет на территории Италии, не имеют почти никакого отношения к древним римлянам. А от древнего Рима опять же остались одни руины. Шпенглер насчитал восемь таких культур, существовавших в человеческой истории: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя в Америке. Он ожидал рождения и девятой — русско-сибирской культуры.

    Каждая культура — это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во вселенной и т.п.

    Как можно, считает Шпенглер, говорить о какой-то единой истории, о каком-то одновременном движении человечества к единой цели, если никакого единого человечества нет, есть совершенно разные культуры, совершенно разные восприятия мира.

    А. Тойнби был не только продолжателем идей О Шпенглера Он в значительной степени развил концепцию циклического развития истории, подкрепив ее еще большим историческим материалом, исследовав еще больше стран, народов, цивилизаций — как древних, гак и современных В огромной двенадцатитомной работе «Постижение истории» Тойнби насчитывал 37 цивилизаций. Каждая цивилизация проходит, согласно Тойнби, пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель.

    Главным двигателем быстрого роста любой цивилизации является активное творческое меньшинство. Именно это меньшинство вдыхает в социальную систему новую жизнь, поскольку в каждой цивилизации, считал Тойнби, даже в периоды наиболее оживленного ее роста, огромные массы народа так и не выходят из состояния застоя и спячки. А подавляющее большинство людей любой цивилизации ничем не отличается от человека примитивного общества. Активное меньшинство - дрожжи в общем котле человечества.

    Рассмотренные нами концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход, верно, схватывает современные процессы, связанные с глобализацией. Неоднократно предпринимались попытки объединить их. Но универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

    Рекомендуемая литература

    [3, с. 354 - 365],

    [5, с. 242 – 279].

    [7, с. 128 – 133].

    Контрольные вопросы

    1. Что такое общественно-исторический процесс?

    2. Как была выработана линейная концепция развития общества?

    3.Какова ваша позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте ее.

    4. К какой группе философско-исторических концепций можно отнести теорию А.Тойнби?

    5. Что  является критерием прогресса в соответствии со стадиальной теорией?

    6. В чем суть концепции осевого времени К.Ясперса?

    7.Какие философские теории являются концепциями  однолинейного прогрессивного развития?
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта