Главная страница

конспет лихачев. Лихачевконспект. Лихачев!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Аввакум главный идеолог русского старообрядчества


Скачать 16.36 Kb.
НазваниеЛихачев!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Аввакум главный идеолог русского старообрядчества
Анкорконспет лихачев
Дата06.05.2022
Размер16.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛихачевконспект.docx
ТипДокументы
#515726

Лихачев!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Аввакум — главный идеолог русского старообрядчества.

Старообрядчество возникло как противодействие стремлению Русского государства объединить церковь великорусскую и воссоединяемых украинских и белорусских областей в единой обрядовой системе — по преимуществу греческой.

Большинство произведений Аввакума было написано им в Пустозерске, в том самом «земляном гробу», в котором он просидел последние пятнадцать лет своей жизни (с 1667 по 1682 г.)

+ 60 разл. Сочинений

«Милинькие мои! Аз сижу под спудом-тем засыпан. Несть на мне ни нитки, токмо крест с гойтаном, да в руках чотки, тем от бесов боронюся». Он — «живой мертвец», он — «жив погребен»

Искренность чувств — вот самое важное для Аввакума

литературный образец — исполненные простоты проповеди того самого аввы Дорофея, писателя VI в., которого неоднократно издавали именно в XVII в

его (дорофея )поучение «о любви» приводит Аввакум в предисловии к третьей редакции своего «Жития».

«Красноглаголание» губит «разум», то есть смысл речи. Чем проще скажешь, тем лучше: только то и дорого, что безыскусственно и идет непосредственно от сердца:

разъяснения, даваемые Аввакумом, отличаются непривычной для XVIII в. свободой: все хорошо перед богом, если сделано с верою и искренним чувством; он разрешает крестить детей мирянину, причащать самого себя и т. Д

Вступая в спор с «никонианами» из-за обрядовых мелочей, Аввакум делает это как бы через силу и торопится отвести эту тему

Он ненавидит не новые обряды, а Никона, не «никонианскую» церковь, а ее служителей

Все его писания — душевный крик.

В его речи постоянны замечания о переживаемых им настроениях: «мне горько», «грустно гораздо», «мне жаль»..

Речь Аввакума глубоко эмоциональна. Он часто употребляет и бранные выражения, и ласкательные, и уменьшительные формы: «дворишко», «кафтанишко», «детки», «батюшко», «миленький», «мучка», «хлебец», «коровки да овечки», «сосудец водицы» и даже «правильца», то есть церковные правила

Личное отношение пронизывает все изложение, составляя самую суть его.

Аввакум все сопоставляет со случаями из собственной жизни. 

Аввакуб общается с одинм или несколькими читатетлями, адже оставляет место для ответа после своих вопросов.

Своими собеседниками Аввакум ощущает не только читателей, но и всех, о ком он пишет.

Его изложение, как живая речь, полно недомолвок, неясностей, он как бы тяготится своим многословием, боится надоесть читателю и торопится кончить:

Отсюда спешащий и неровный темп его повествования

Он пишет действительно так, как говорит, и с почти фонетической точностью воспроизводит особенности своего нижегородского произношения.

высокие церковнославянизмы стоят у него рядом с площадной бранью.

два способа использования писателем предшествующего книжного материала:

- точное цитирование с указание источника (подкрепление мысли чужим текстом)

- неточная читата, по памяти, выражение собственной мысли чужим текстом (аввакум)

Аввакум не подчиняется книжности, книжной традиции, а подчиняет ее себе — властно и эмоционально. Искренность и непосредственность — всегда верхний слой его произведений, книжность — нижний, подспудный, служащий первому.

Факт в сочинениях Аввакума подчинен мысли, чувству, идее. Факт иллюстрирует идею-чувство, а не идея объясняет факт. Его жизнь во всей ее реальной сложности — это часть его проповеди, а не проповедь часть жизни.

Его жизнь во всей ее реальной сложности — это часть его проповеди, а не проповедь часть жизни.

И это вводит «Житие» Аввакума в круг традиционных образов средневековья. Море — жизнь; корабль, плывущий по житейскому морю, — человеческая судьба; якорь спасения — христианская вера и т. д.

«видение» 2КОРАБЛЯ своих духовных детей луки и лаврентия, исвой собств. Корабль, не золотой, как у этих, «не златом украшен, а разными пестротами». Это видение освещает внутреннею значительностью все начавшиеся с этой поры превратности судьбы Аввакума. Отправляясь в изгнание, он вспоминает тот же корабль.

Душа человека после его смерти, писал Аввакум, «туды ж со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, рада — из темницы той вылетела».

образ странничества, символы корабля и души-птицы

Быт и средневековая символика слиты в произведениях Аввакума нераздельно.

Библия для Аввакума — это только повод сравнить «нынешнее безумие» с «тогдашним». Любой библейский эпизод он вводит в круг интересующих его современных проблем.

Все в его сочинениях пронизано и личным отношением, и личными воспоминаниями.

Над боярством он иронизирует, царский титул комически искажает. Разум, людская мудрость, людские установления — все то лишь «своеумные затейки». «Бог разберет всякую правду и неправду. Надобно лишь потерпеть за имя его святое».

В малом и личном он находит великое и общественное. Сама личность Аввакума привлекала читателей чем-то близким, своим.

Он взывает к национальному чувству своих читателей. «Ты ведь, Михайлович, русак», — обращается он к царю; «не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык». 

Несмотря на все его пристрастие к просторечию, в его языке не так уж часты и пословицы (едва ли их наберется больше двух десятков)

его широким словарем, гибкостью грамматики, какою-то особенною свободой и смелостью введения в письменный язык форм устной речи, чутьем самого звучания слова, близостью речи к русскому быту. Руссизм языка Аввакума нерасторжимо связан, кроме того, и с его чисто русским юмором — балагурством, пронизывающим все его сочинения:

В основе его религии, проповеди, всей его деятельности лежит человеческая личность. Он борется, гневается, исправляет нравы, проповедует как властный наставник, а не как святой — аскет прежних веков.

Аввакум вовсе не считает себя обыкновенным человеком. Он и в самом деле причисляет себя к святым и передает не только факты, но и «чудеса», которые считал себя способным творить. 


написать администратору сайта