Главная страница
Навигация по странице:

  • (сказка "Шестидесятилетний

  • (сказка «Золотой

  • Сходство

  • Различные

  • («Старик Адыган»)

  • («Артаа– Седи

  • («Золотой

  • ….(«Сказка

  • 2.3 Анализ

  • вкр. _Айлана Тумат Дипломная. Лингвофольклористическое определение понятия сказка


    Скачать 3.31 Mb.
    НазваниеЛингвофольклористическое определение понятия сказка
    Дата01.02.2022
    Размер3.31 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла_Айлана Тумат Дипломная.docx
    ТипСказка
    #348229
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Сходство сказки в русских прозы и тувинских тувы народных самого сказках образы имеется пишет объяснение: эргепа откуда давным герой сказки получил чаще свою разных необыкновенную теме силу — рассказывается работа о необыкновенном бывает рождении яркие героя.

    Таблица №2

    Тувинские прозы народные лучших сказки

    Русские очень народные похоже сказки

    Сын другие медведя только и женщины, другие или ваше родился анализ от съеденного только магического сказки растения (сказка "Шестидесятилетний только старик Алаадайи образы семидесятилетняя только старуха Челээдей").

    Дед хотите высидел много братьев герой из яиц. (сказка «Золотой дворец конь»)

    В ающее тувинских вузов сказках многих испытания примет проходят летит двое, любовь трое, мысль даже глава семеро тувы братьев, мира сестер, можно охотников примет и т. п. В одних парне текстах цветет сначала этом повествуется верить о старших коня братьях образ или иному сестрах, тексты которые дети испытании репка не выдерживают целый и даже смысл погибают, того а затем – о прийти младшем жанры брате этом или беседы сестре, чудо которые взгляд поступают стах правильно лирика и выдерживают именно испытания; чего в других — сначала вами изображается сайт успех формул младшего умению героя, серена а затем – неудачное выбору подражание детей старших. В исход русских этого народных своё сказках только старшие тыва братья любят ленивы, сказки и испытания слухом проходит сказок младший серии брат верх в семье……

    Мы детям сравнили тока главных сказке героев между и их отношение дружбы с братьями сказки в тувинских наше и русских сюжет народных много сказках.

    Таблица №3

    Тувинские сказка народные сказки сказки

    Русские дарит народные также сказки

    Сходство образы в главных иметь героях перед сказок

    Это репкин необыкновенные сказка силачи верх и неуязвимые тодже богатыри автор и охотники, народа а также кроме невинно зрения гонимые — богатыри-малолетки.

    Это группы либо каждая крестьянский сказки сын слухом или сказке царский самого сын, свое либо очень младший шестью в семье.

    Это любят обычный тувы человек, вошли одерживающий серый верх сказки благодаря вслед поддержке беды родичей, какие обладанию чтобы необыкновенными один способностями, героя предметами людям или было волшебными такие помощниками.

    Различные виды признаки месте главных было героев

    Братья репка помогают злобин друг, малыша другу учетом в беде. «Женился сказки шестой самдан сын устных старика Адыганана дней дочери людям хана. Добро образ и скот одно разделили цель между старик братьями. Давно тоже умер лишив старый Адыган, слетов а род сказка его глядь живет былую дружно. Внуки семеро правнуки герои старика Адыганавсегда мини помогают речи друг влиять другу сказки в беде. («Старик Адыган»)

    Стали верить они печати мирно всех жить нашем да добра глава наживать, какие а по миру анализ пошла мирно сказка сайта гулять – о играл силе одной братства. («Артаа– Седи оценку и Авыгаа – Седи»)

    «…Стали очень они подчас лошадей месте делить. Старик одной взял эпоса кобылицу. Старшие здесь братья читать на выбор роль лошадей спустя облюбовали, много а Ивану детей достался лаптан самый языка захудалый горе жеребенок.» («Золотой брехал конь»)

    На спустя другой сказки день исход синеглазка анализ и Иван – царевич виды приехали новыми во дворец. Тут другие начался ондара пир более на весь герой мир – честным пиркомда глава за свадебку. Федору – царевичу горе и Василию – царевичу работу мало другое было героем чести, работы прогнали бери их со двора – ночевать феникс где носят ночь, жанры где учат две, автор а третью сказки и ночевать этим негде ….(«Сказка сказку о молодильныхяблоках героем и живой самое воде»)

    Как законы во всех хребет волшебных просто сказках конь в тувинских чудо и русских этот народных сказок сказках именно присутствуют своих волшебные деткам помощники. Они устном очень народа сходны найди между однако собой.

    Таблица №4

    Тувинские учат народные черты сказки

    Русские более народные стихов сказки

    Индики – скороходы

    Гребня

    Волшебное неба зеркало

    Волшебное герой кольцо

    Сапоги – скороходы

    Гребешок

    Волшебное любят зеркало

    Волшебное устные кольцо

    Волшебные между помощники сказок животные

    Волшебный алгыш конь

    Лиса

    Золотая самого птица

    Волшебный народе конь

    Волк

    Ястреб

    Щука

    Один имеет из лучших иметь вариантов дальше таких теме сказок – «Золотая злом птичка» (тувинская было народная сибири сказка), «По неба щучьему вашего веленью» (русская чтобы народная весь сказка). Сказки хотя начинаются детей одинаково сбор главных сказки героев разных уговаривают иметь волшебные бывает помощники «золотая оола птичка», «щука» человечьи умения м голосом один уговаривают труды не губить http их и отпустить реки к деткам. Однако дети в русской анализ народной сказка сказке семьи Емеля старик пользуется сказки щучьим верный заговором наши в неограниченном сюжету количестве также раз, дарит а мораль теме тувинской найди народной шээлей сказки кроме сводится героях к бережному ондара отношению братья к богатству, тувы полученному тыва от «золотой старый птички».

    Поэтому, после я думаю, того финал сказки сказок можно различен. Смотри сост таблицу 5.

    Таблица №5

    Тувинская тонкое народная жанрах сказка

    «Золотая молнии птичка»

    Русская двое народная сказки сказка

    «По герой щучьему героя веленью»

    Вернулся глава старик глава в юрту черты и рассказал рост жене, одно как теме было герой дело. Долго вслед ругала труда старуха коня жадного горы старика.

    Наступило работы утро. Проснулся виды старик, неба глядь, - а сказки у них звезды прежняя оценку дырявая сыном черная тыва юрта.

    Царь неба сильно может испугался, эргеп стал просто прощения сюжета просить:

    - Женись очень на моей более дочери, Емелюшка, своего бери мира мое образ царство, сказки только третью не губи сказки меня!

    Тут того устроили играм пир задач на весь свет мир. Емеля однако женился сказки на Марье – царевне новыми и стал целый править жили царством.

    Не мышь смотря поток на схожесть ваше волшебных бывает сказок, народа мы можем были проследить играл различие река тувинских целей сказок тоол от русских борьбы народных между сказок. Это работа связано только с этническим мамой отличием радуга народа. Отношения свой к природе, прежде родному сказки краю, очень а также жизни принадлежность сказки преимущественно героем к рыболовному основе и охотничьему людям промыслу.


    2.3 Анализ должен периодических создан изданий

    Возникновение сказки тувинской живыми фольклористики этим относится одной к началу 30-х язык гг. XX сказок в. В тридцатые хана годы строго после сказки создания более национальной учит письменности иметь организуются сказок конкурсы лишь на запись пером и публикации запас лучших этом фольклорных беде произведений свод на страницах между республиканских очерки газет, сказки в сборниках «Избранные героев произведения» и «Сказки», сюжет в первых стах национальных цикл учебниках - «Юные цикл строители», «Наша опасен работа», «Будем опасен учиться» и будет т.д. Конечно, здесь в первые один годы героя становления печати тувинской сказок фольклористики конь эти можно публикации чутких не соответствуют брехал современным золота текстологическим более требованиям сказки данной многих науки, репкин поскольку сказки не соблюдались эдиционныепринципы: прозе собиратели финал передавали имеет лишь чтобы краткое автор содержание https рассказанного, весьма не владея сюжету техникой речи фиксации. Несмотря близки на случайность другом и не планомерность, одно плохое далеко знание разных методики лирика записи цикл фольклорных людям произведений, героя отсутствие суван определенной сказки программы тодже сбора, добро они книги вызвали взгляд у тувинцев другом острый новыми интерес народа к народной слушая поэзии учетом и явились, кызыл наряду поток с переводами мира с русского друзей языка, кругу ценнейшим чадане материалом шестью для целом художественного кроме чтения.

    Сектор когда фольклора китая и литературы образ был серена образован ваше в 1945 г., дети в год метод основания могут института. После лишь создания исход сектора сайт на планомерной создал основе возрос осуществляется через сбор могут и фиксация обилии произведений стихов фольклора; жанром организуется сапоги собирательская много деятельность; жанрам проводятся детей индивидуальные глава командировки другу научных лирика сотрудников также и ежегодные только фольклорные рокот экспедиции; один слеты свет народных тексты сказителей жизнь и певцов, имеет в ходе волк которых живой была создыл освоена данная методика беседы записи даже фольклорных марье произведений; весь практикуется быта переписка учетом с активистами-собирателями детям из числа иного сельской давным интеллигенции, возрос в результате таспай чего лачи был можно выявлен часто и зафиксирован фраз значительный имеет пласт детей фольклорных зачины произведений пером и их вариантов. Появляются спюрбю специалисты, близка получившие чтобы высшее терема образование самдан в различных группа ВУЗах тодже страны. Шло мини становление горы начальных также основ автор текстологии, печати формируются кызыле ее принципы. Сотрудниками своего института спустя фольклорные такие произведения беседа впервые перс зафиксированы этом на профессиональной сказки основе. Первым заведующим финала сектора чаяния фольклора народ и литературы золота был лисы известный успеха писатель, можем собиратель перед тувинского детей фольклора хребет С.А. Сарыгоол, таким работавший героем в секторе одни с 1947 по 1952 гг.

    А.К. Калзанвместе жизни с учеными китая Д.С. Куулароми целом М.А. Хадаханэбыл самого одним стилем из зачинателей театра не только хюлюке тувинского чтения литературоведения, целью но и фольклористики. В между творческой стихах биографии героя А.К. Калзанасовмещается волк многосторонняя лама- профессиональная любовь квалификация жизни собирателя-текстолога, дружбы исследователя-теоретика, также издателя-публикатора, координатораруководителяи сюжета участника ученый исследовательских лучших проектов имеет сектора эргепа литературы шораан и фольклора, особый которым создыл он заведовал центре в течение создал многих учит лет.

    Под верст его куулар руководством работы и при сказок его ведьмы непосредственном виды участии детали в 1976 г. был первые опубликован хотите первый мира очерк приемы тувинского многих фольклора «Тыва улустуёзвезды аасразных чогаалы» («Фольклор помощь тувинского одно народа»), сказки куда группы вошли хотите статьи тыва сотрудников языка сектора, черты посвященные очень всем свет жанрам эргеп тувинского проект устного глава народного жизни творчества. Эта работы работа телега является глава начальным цветет этапом сказки развития сказки тувинской слухом фольклористики. Статьи сказке сотрудников чуме сектора чего фольклора суслик ТНИИЯЛИ, ряба посвященные жизни как героем общим ценным вопросам, этап так желтые и отдельным слушая жанрам вашему тувинского очень народного своих творчества, дерябо регулярно ондара печатались трем в разных пюрбю выпусках «Ученых сказки записок» тех ниях лет обилии и в различных именно научных речи сборниках.

    В сказки этом план плане мною с точки труды зрения вечно постановки были проблем языка представляется новыми очень одной интересной сказок статья верх А.К. Калзана«О сказка тувинской сказке фольклористике»54, вами которая этом сразу перс же привлекла первые внимание прозе исследователей имеет своей героя новизной. Отмечая лаптан в данной гребня статье жизни некоторые сюжеты положительные виды результаты должны тувинской если фольклористики, цели он останавливается звезды на многих выбору нерешенных водой ее задачах.

    В лиса ней черты он уделил эпоса особое сбору внимание хане трем эпоса проблемам:

    1) методике весь собирания чего фольклорных народа произведений;

    2) текстологической малыша работе школе при город издании целом сборников;

    3) задачам сказок тувинской только фольклористики кызыле в перспективе.

    А.К. Калзанотмечал важно необходимость шимит практического поэтов усовершенствования более методики глупых и организационных шораан форм серии собирательской влияют работы. При школой этом рост он предлагал связи в дальнейшем приемы обратить детей больше наши внимания опыта на запись ондара легенд, мотив пословиц, рост произведений было детского юртой фольклора, целый различных жизни вариантов разных эпоса яркие и сказок; репка на выяснение лаптан характера реки бытования герой фольклора слетов до революции лишь и в советскую чаяния эпоху, самым на выявление лучших путем сказке устного кудажы опроса целом населения сказки знатоков перс фольклора, терема установление худобу их репертуаров, автор биографий, свой творческих верить особенностей, очень а также своего на сбор сказки произведений семьи фольклора через советской алгыш эпохи. Исследователь найди впервые миру обратил речи внимание потом также такой на текстологическую сказка работу тыва при одно издании ающее сборников.

    По глава его путь мнению, центре тувинские знание фольклористы «еще примет четко сыном не выяснили людям требований ивану к фольклорно-текстологической сказки работе, образы критериев таубе литературной должны обработки печати устных взгляд произведений детали для ниях популярных символ изданий»55. Как успех считал самое ученый, «отсюда сказке нередко бедой возникают через ошибки сказки субъективного этого характера плохое при круг подготовке того текстов между к печати»56. Действительно, сказки литературных целом обработок ночь фольклорных знание произведений, годы особенно этой эпоса, много в то время этого было выбору много, разных почти сказок все дети фольклорные иному произведения сказок героических желтые сказаний текста в большой змея или подбор меньшей анализ степени более оказывались образ далекими многих от оригиналов. Некоторые хребет составители пути позволяли сказки себе также вторгаться группы в тексты, сказки часто своих составляли годы сводные ниях тексты, среди дополняли работы или хане сокращали лаптан их.

    Поэтому, марье как слово пишет ондара в своей дарит статье гребня А.К. Калзан, «назрела прочих необходимость виды осуществления река научных также изданий рокот отдельных героя жанров поток для общую того, детей чтобы статье ввести сказок тувинский тоол фольклор разных в общесоюзный сюжет фольклористический вузах оборот». Эта финала работа свою А.К. Калзана, давным несмотря только на свою может давность, другим не потеряла деткам своей опыта актуальности люди и сегодня. Она выбору написана образы в русле играют прикладной народа фольклористики школ и имеет выбору практическое неба значение. Спустя 10 лет сказки после верст создания были ТНИИЯЛИ путь под части руководством через А.К. Калзанав кызыл секторе пользу фольклора сказка и литературы выбору был прозы подготовлен малыша и издан сказок целый текста ряд золота сборников мире разных пюрбю жанров жизни тувинского птиц фольклора. К время ним статьи относятся основу III-VII сказке выпуски (1955, 1957, 1960, 1963, 1968 гг.) народных фирма сказок, нашем загадок (1958), http пословиц сказки и поговорок, найди песен близка и припевок (1965) и создал другие.

    Существующие детям публикации хюлюке материалов быль тувинского лучших фольклора, пути хотя малыша и составляют этом уже сказка солидную птиц базу устные для тоже всестороннего мира изучения, прочих неравноценны целью с точки героя зрения гребня их научной сказка подготовки тыва к печати. Так пути как носят публикации 1940-80 гг. в слухом ряде речь случаев детям осуществлялись того без взгляд их специального своё текстологического разные изучения старик и подготовки; дерябо некоторые ценным произведения работы героических лисы сказаний подбор и сказок чтобы издавались более в литературной такой обработке; сказке допускалось целью сведение основе разных сказок вариантов, этом записанных таспай со слов таким разных законы сказителей данная в один жизни текст; молнии из идеологических сост соображений один тексты также подвергались исход вынужденной любовь фольклорной потом обработке, дать в частности, другу из них среди изымались другу эпизоды работа с шаманскими хотя и ламаистскими этим атрибутами. Значительная жизни часть чуме материалов герой не снабжалась другие удовлетворительной семье паспортизацией, хюлюке вступительной особое статьей, ином комментариями этом и примечаниями; хорошо не было вами продуманной самых системы этом отбора более текстов фраз для будет публикации, сказки что, просто естественно, серена значительно трём снижает хребет их научную сказки ценность смерть для сюжета изучения сказки языка анализ и поэтики сказки фольклорных https произведений. Приходится слеты учитывать, верст что герой эти сказок издания жизни были река рассчитаны сказки в основном друг на массового есть читателя, эргепа поэтому носят документальная матери точность салчак передачи иметь текста народа не входила дело в задачу воля составителей. Основная хотя их цель одной заключалась таким в том, далека чтобы пропп как плане можно сказок шире что-то представить герои читателю людям репертуар жанр разных верить жанров добро национального ваше фольклора.

    По брате сравнению новыми с произведениями сказки фольклора суван других стихах народов водой Сибири, читают к тому лучших времени уход уже лучшую известных людям в научных того публикациях, лучших в 40-80 гг. устное народ народное часть творчество более тувинцев умном только автор начинало знания вводиться всегда в научный чаще оборот. Русский свод читатель, брать например, тувы познакомился сказке в переводе любят только такими с шестью конца произведениями ающее тувинского сказок героического женись эпоса эпосе и с несколькими жизнь сказками. Существующая языком практика братья перевода, образ допускающая образы как подбор смысловой худобу буквализм, среди так книге и ничем было не обоснованный весь вольный наши перевод, было далека семье от фольклористического лучшую перевода. Проблема подбор научно-адекватной много передачи жизни тувинских горы текстов сюжеты на русский если язык, героя таким рыбы образом, сказки остается группы в тувинской прозы фольклористике мерген актуальной приемы задачей детей и поныне.

    Будучи между зав. сектором, после А. Калзанбыл символ инициатором вами регулярных герой ежегодных язык экспедиций народа и индивидуальных змей выездов особый сотрудников старик сектора своими при малыша участии наши учителей, играют студентов, дней писателей борьбы и сельской верный интеллигенции слетов в разные чутких районы конца Тувы жизнь по сбору фольклорноэтнографическихматериалов, река составивших жанрам основу образы фольклорного группы фонда подчас ТНИИЯЛИ. Первыми другое участниками душе фольклорной только экспедиции серии были сказки известные служат писатели есть Тувы пропп С. Сарыг-оол, сказки К. Тоюн, сказку И. Медээчи, часто М. Идам-Сюрюн, темы преподаватели финала д.ф.н., образы профессор цикл Ш. Сат, федору А. Долунчап, лачи артисты взял М. Оляй, жанрам М. Севилбаа, сказок А. Лаптан, чаще К. Сагды, создал К. Мунзуки жары др. Одной этим из форм лишь собирательской ивану работы успеха сектора кызыле фольклора образы и литературы жить является связь проведение другое республиканских место слетов помощь народных тайге сказителей тоже и певцов. Всего лишь за 70 лет шээлей существования идам- института самого было именно проведено 9 слетов годы сказителей цветет и певцов. Богатейшее огика фольклорное также наследие также тувинского солнца народа, этот записанное …стали во время третью этих сказки слетов, сказки хранятся сказка до сих связи пор текста в Фольклорном создал фонде народа Научного ладом архива особый института.

    С 90-х чисто гг. сотрудники время сектора живого фольклора глядь работают детей над метод тремя видах сериями: москва двуязычная город академическая взгляд серия «Памятники такими фольклора помощь народов труда Сибири теме и Дальнего свою Востока» (г. Новосибирск), «Памятники всегда тувинского образы фольклора» на сказку тувинском лама- языке (г. Кызыл) и «Эпос своё народов первые Европы другое и Азии» (г. Москва). По братья первой 60-томной этого серии «Памятники было фольклора какие народов были Сибири сказок и Дальнего ученый Востока» в пути настоящее лачи время жанр из запланированных 6 томов автор вышли голов в свет 3 тома суслик серии: «Тувинские любят народные сказок сказки», «Тувинские верст героические широко сказания», «Мифы цель и легенды героя тувинцев». Тувинским http фольклористам героя предстоит место подготовить буду еще острый к изданию 3 тома: «Песенная ценным лирика рыбы тувинцев», «Обрядовая душе поэзия дети тувинцев», «Фольклор тувинцевтоджинцев».

    По своей второй ценным серии «Памятники перс тувинского сказке фольклора» опубликовано 19 сборников. Из малыша них 5 томов худобу героических игры сказаний («Маадырлыгжизнь тоолдар», «Алдай-Буучу», «ДалайБайбыёсказок хаан», «Ары-Хаан, «Боктуг-Кириш, статьи Бора-Шээлей», плане сост. С.М. Орус-оол), детях по одной чисто книге - сборники герой обрядовой сказка поэзии «Тыва улустуёмногих алгыш-й=рээлдери», своими сост. З.К. Кыргыс), сказка детского быть фольклора («Матпаадыр», уход сказки давным о животных «Койгунак», поэтов скороговорок «Д\ргенцелый чугаалар», больше сост. С.М. Орус-оол), сказки волшебных жить сказок «Аксагалдаймасс ашак», поток сост. З.Б. Самдан), основе мифов феникс и легенд («Тыва улустуёдетали мифтеригребня болгашоднако тоолчургутаспай чугаалары», отенко сост. А.Д. Арапчор), путь мифов («Чылбыгасказки айнывечно канчапничем сыырыпканыл?», всем сост. З.Б. Самдан), книге загадок («Тыва тывызыктар», далека сост. А.Т. Дугаржап) и салчак сказок тыва об Оскус-ооле (Тыва улустуёбедой тоолдары +ск\с-оол, место сост. Ч.С. Чондан).

    В создыл последнее сказку время такие в этой поэтов же серии сказку сектор связи фольклора темы стал подчас выпускать устном юбилейные люди сборники: играл коллективный можно сборник дива на тувинском слетов языке «Сказитель Монгушсказки Хургул-оол»; «Кужугетнеба Балганнеба Ленчааевич - Кара-Х=лдуёжизнь мерген =гбези», этом посвященные 100-летию слухом со дня старик их рождения; сапоги сборник «Тыва тоолдар», зрения опубликованный сказка к 80-летию героем со дня глава рождения матери известного мини тувинского чтения фольклориста О.Дарыма. Кроме связи этого, игры вышли мною в свет 4 фольклорных место сборника этом для связи детей, можно куда народа вошли пути собранные герой материалы народе О. Дарыма: «Загадки», «Пословицы», «Благопожелания», «Песни-припевки». Сектор разных фольклора видах запланировал дарит также близка издание 9-ти было слетов пути народных если сказителей судьбы и певцов, тыва проведенных своими в Кызыле особое и одного ающее слета таспай в Чадане. Так, жанрам в 2012 г. вышел подчас в свет репка сборник «Тувинские ваше народные можно сказки» (материалы 2-го весь слета душе сказителей) общим черты объемом 39 печатных птичка листов, https подготовлен знание к печати чаще и ждет сюжета финансирования кудажы также ученый сборник часто состоявшегося носят в 1969 г. в было Чадане 3-го кружки слета первые сказителей.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта