Главная страница

сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Анкорсочинения
Дата26.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
ТипЛитература
#417724
страница14 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Распутина Стать классиком литературы еще при жизни доводилось далеко не всем из известных нам сегодня писателей. Валентин Григорьевич Распутин приобрел известность довольно быстро. Тяжелая судьба закалила характер Распутина. Он родился в 1937 году, в годы страшных репрессий. В конце х в сибирской тюрьме погибает отец будущего писателя. Детство Валентина Григорьевича прошло в нужде и лишениях. Единственным, что спасало
от тяжких раздумий и помогало выжить, стали книги. Любовь к литературе стала отправной точкой в выборе призвания. О своих школьных годах Распутин написал рассказ Уроки французского. Прославился писатель повестями Деньги для Марии и Последний срок о непростой жизни людей в сибирской деревне. Со временем основным жанром творчества
Распутина становится философская повесть. Проблема смены старого и нового, нравственно-философские вопросы жизни затронуты в повести Прощание с Матерой. Основная тема произведения – судьба отдельно взятой деревни, которая типична и проецируется на судьбу многих российских сел. Проблематика повести довольно обширна человек и природа, культура и экология, смысл человеческой жизни и связь отцов и детей. В повести Распутин, используя прием аллегории, фольклорные и мифологические мотивы, создает образ Матеры – символа народной крестьянской России и ее истории. Матерой называется и остров посреди Ангары, и деревня на нем. Корень слова
«матера» – мать, матерый означает зрелый, опытный. Кроме этого, в Сибири матерой называют центральное, самое сильное течение на реке. Фабула повести следующая. Столичные чиновники приняли решение построить водохранилище, важный объект для народного хозяйства. Постройка плотины приведет к печальному и трагическому результату Матера окажется под водой. Но план утвержден, и пользы от водохранилища именно в этом месте гораздо больше, чем от какой-то деревни.
Распутин обращает внимание на вымирание русской деревни. В Матере остались одни старики, за которых некому заступиться. В деревне негде учиться и работать, поэтому дети уезжают в большой мир.
Распутин рисует яркие и разнообразные характеры стариков (Анна, Дарья, изучает самые глубокие уровни человеческой души. Автор отмечает необычную на первый взгляд метаморфозу к удивлению людей, когда-то мечтавших уехать в город, родные корни никуда не исчезают и становятся опорой и основой существования. Как будто сама земля дает силу своим детям, как былинным героям. Сын Дарьи Павел удивлен тем, с какой готовностью смыкается вслед за ним время будто не было никакого поселка будто никуда он из
Матеры не отлучался. Приплывали невидимая дверка за спиной захлопывалась. Души стариков обливаются кровью. Им некуда уехать из Матеры, из места, где они родились и где им не дадут умереть. Показательна сцена разрушения деревенского кладбища она поражает даже горожан. Право людей жить в соответствии с традициями отнято у жителей Матеры. Жестокие законы города приходят даже в этот забытый уголок. С чувством безнадежности Дарья говорит Она, жисть ваша, ишь какие подати берет Матеру ей подавай, оголодала она. Городская жизнь с ее правилами представляется Дарье страшным чудовищем. Даже Хозяин острова, добрый дух, не может помочь жителям Матеры помириться друг с другом, со своей землей, победить бездушное постановление и спасти деревню. Прощание с Матерой критики называют повестью-предупреждением. Ненужно много думать, чтобы разрушить многовековую связь с землей, сжечь дом или уехать за тридевять земель. Сложнее остаться при этом человеком, достойным уважения. Городская проза. Творчество Ю. В. Трифонова В х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название городская проза. Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В.
Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской прозы героями были горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденными в том числе и высоким темпом городской жизни. Рассматривалась проблема одиночества личности в толпе, прикрытого высшим образованием махрового мещанства. Для произведений городской
прозы характерны глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно- философским проблемам времени, поиски ответов на вечные вопросы. Авторы исследуют интеллигентский слой населения, тонущий в трясине повседневности. Творческая деятельность Юрия Трифонова приходится на послевоенные годы. Впечатления от студенческой жизни отражены автором в его первом романе Студенты, который был удостоен Государственной премии. В двадцать пять лет Трифонов стал знаменит. Сам автор, однако, указывал на слабые места в этом произведении. В 1959 году выходят сборник рассказов Под солнцем и роман Утоление жажды, события которого разворачивались на строительстве оросительного канала в Туркмении. Писатель уже тогда говорил об утолении духовной жажды. Более двадцати лет Трифонов работал спортивным корреспондентом, написал множество рассказов на спортивные темы Игры в сумерках, В конце сезона, создавал сценарии художественных и документальных фильмов. Повести Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь образовали так называемый московский, или городской, цикл. Их сразу назвали феноменальным явлением в русской литературе, потому что Трифонов описывал человека в быту, а героями сделал представителей тогдашней интеллигенции. Писатель выдержал нападки критиков, обвинявших его в мелкотемье. Особенно непривычен был выбор темы на фоне существовавших тогда книг о славных подвигах, трудовых достижениях, герои которых были идеально положительными, целеустремленными и непоколебимыми. Многим критикам показалось опасным кощунством то, что писатель осмелился раскрыть внутренние изменения в нравственном облике многих интеллигентов, указал на отсутствие в их душах высоких побуждений, искренности, порядочности. По большому счету Трифонов ставит вопрос, что такое интеллигентность и есть ли у нас интеллигенция. Многие герои Трифонова, формально, по образованию, принадлежащие к интеллигенции, таки не стали интеллигентными людьми в плане духовного совершенствования. У них есть дипломы, в обществе они играют роль культурных людей, нов быту, дома, где ненужно притворяться, обнажаются их душевная черствость, жажда выгоды, иногда преступное безволие, моральная непорядочность. Используя прием самохарактеристики, писатель во внутренних монологах показывает истинную сущность своих героев неумение противостоять обстоятельствам, отстаивать свое мнение, душевную глухоту или агрессивную самоуверенность. По мере знакомства с персонажами повестей перед нами вырисовывается правдивая картина состояния умов советских людей и нравственных критериев интеллигенции. Проза Трифонова отличается высокой концентрацией мыслей и эмоций, своеобразной плотностью письма, позволяющей автору за внешне бытовыми, даже банальными сюжетами многое сказать между строк. В Долгом прощании молодая актриса размышляет, продолжать ли ей, пересиливая себя, встречаться с видным драматургом. В Предварительных итогах переводчик Геннадий Сергеевич мучается от сознания своей вины, уйдя от жены и взрослого сына, давно ставших ему духовно чужими. Инженер Дмитриев из повести Обмен под нажимом властной жены должен уговорить родную мать съехаться сними после того, как врачи сообщили им, что у пожилой женщины рак. Сама мать, ни о чем не догадываясь, крайне удивлена внезапно возникшими горячими чувствами со стороны невестки. Мерило нравственности здесь – освобождающаяся жилплощадь. Трифонов словно спрашивает читателя А как бы поступил ты Произведения Трифонова заставляют читателей строже присмотреться к себе, учат отделять главное от наносного, сиюминутного, показывают, какой тяжелой бывает расплата за пренебрежение законами совести. Возвращенная литература
Термины возвращенная литература, возвращенные писатели, скрытая, даже потаенная литература появились вначале х годов ХХ века, когда в результате начавшейся перестройки рухнул железный занавес, прочно отделявший нашу страну от западного мира. Крушение коммунистической идеологии, наступившая гласность позволили опубликовать в России огромное количество произведений писателей-эмигрантов, которые были вынуждены, спасаясь от большевистского террора в х годах, навсегда покинуть родину. Уехав и поселившись кто во Франции, кто в Германии, кто в Чехии и других странах, русские писатели, многие из которых были уже широко известны в России, написали правду о революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войне. За это они у себя на родине были объявлены врагами. Творчество большинства из них и даже сами их имена были изъяты из всех энциклопедий и налет преданы забвению. Официально было заявлено, что в эмиграции творчество писателей пришло в полный упадок. Между тем библиографический список произведений, например, Бориса Зайцева включает 700 названий. К изумлению читателей и даже специалистов, оказалось, что заграницей, далеко от России, был создан целый материк русской прозы и поэзии. Книги писателей русского зарубежья постепенно возвратились на родину. Были изданы собрания сочинений И.
Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, опубликованы исторические романы М. Алданова, книги Саши Черного, Н. Тэффи, стихии проза Г. Иванова и Г. Адамовича, замечательные мемуары И. Одоевцевой и Н. Берберовой, стихи Вл. Ходасевича, большое количество критических статей о русской литературе этих авторов. Произведения писателей русского зарубежья позволили восстановить целостную картину исторических потрясений в России, правдиво передать накал трагизма, присущий эпохе рубежа XIX–XX веков. Одним из открытий для русского читателя явилось опубликование в 1989 году дневников Ивана Бунина Окаянные дни – книги, которую Бунин написал в 1918–1919 годах. Речь в ней идет о революционных и послереволюционных событиях – об окаянных днях. Основными мотивами книги являются настроения подавленности, униженности происходящим, ощущение национальной катастрофы, размышления о русском народе. В советской России знали о существовании этой книги великого автора, лауреата Нобелевской премии, но она была запрещена к изданию. В редких отзывах советской критики Бунина ругали, называли врагом зато, что он неистово проклинал революцию. За рубежом публикация Окаянных дней вызвала всеобщее признание, появились хвалебные рецензии, в которых критики называли это произведение лучшим из всего написанного Буниным. В своих дневниках Бунин откровенно пристрастен. Он яростно обрушивается на так называемую единственную правду революционного народа. Через всю книгу проходит крик боли писателя Мы тоже люди Бунин требует единого нравственного суда над нашими и не нашими, защищает общечеловеческие ценности. С болью он говорит о том, что народу и революции все прощается, ау белых, у которых все отнято, поругано, убито – Родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры, – своего мнения быть не должно. В Окаянных днях Бунин рассказывает поразившую его историю о том, как мужики, разгромившие осенью 1917 года помещичью усадьбу, оборвали перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, метаться по двору. Павлин не подозревал, что он – буржуазная птица, – скорбно замечает Бунин. Автор настаивает на том, что к революции нужно подходить только с меркой законов уголовного кодекса. Для Бунина, свидетеля и очевидца событий, любой революционер есть преступники бандит. Писатель отмечает, что к революции сразу и с удовольствием примкнули люди из уголовного мира. Писатель констатирует полностью разрушенный быт в городах и деревнях, когда пять лет никто не сеяли ничего не производил. Бунин восклицает И какой ужас берет, как подумаешь, сколько теперь народу ходит в одежде, содранной с трупов В своих дневниках
Бунин предъявляет суровый счет не только революционерам, но и русскому народу. Писатель возмущен, что народ позволяет управлять собой горстке фанатиков. Окаянные дни – это исторический литературный памятник жертвам гражданской войны.
Одновременно это грозное предупреждение о необходимости сохранения мира, иначе не миновать еще одного кровавого витка истории. Той же тематике революционного террора посвящен роман-эпопея Ивана Шмелева Солнце мертвых. Это потрясающий художественный и исторический документ эпохи. Произведение имеет высокую степень автобиографичности. Шмелев описывает страшный голод в Крыму, очевидцем и жертвой которого был он сам. Герои романа – реальные люди, жители Алушты. Действие романа длится год с весны до весны. При новой власти большевиков когда-то богатый, плодородный Крым превратился в выжженную пустыню. Большевики занимаются только карательными мероприятиями. Захватив власть, они не организуют людей для созидательного труда, а только грабят то, что было нажито в мирное время. Название романа свидетельствует о полной победе смерти над жизнью. Люди ходят оборванные, шатаясь от голода. Съедено все животные, птицы, растения. Новой власти нет дела до мирного населения. Их оставили умирать. Шмелев показывает, как голод быстро уничтожает нравственные устои в человеке. Соседи теперь ненавидят и боятся друг друга, могут украсть последний кусок хлеба. По мнению писателя, Бог отступился от России, настало безвременье и безумие. Роман представляет собой хронику событий. Последние записи свидетельствуют о чудовищном положении в Крыму Подстерегут ребенка и – камнем, и – волокут.
Шмелев выпустил свою страшную книгу в 1923 году, когда оказался в эмиграции в Париже. Именно из нее мировая общественность узнала о действительном положении вещей в революционной России. Писатели русского зарубежья своими правдивыми, искренними произведениями открыли читателям много нового об исторических событиях первой половины ХХ века в России. Вклад их в развитие русской и мировой литературы огромен. В ситуации с эмигрантами можно говорить о возвращении и авторов, и их произведений. В случае же, когда писатели жили в России, а произведения их были запрещены и не издавались, можно говорить о возвращенной литературе. Так, наконец увидели свет романы А. Платонова «Чевенгур», Ювенильное море, Котлован романы и повести М. Булгакова Мастери Маргарита, Собачье сердце, Роковые яйца Жизнь и судьба В. Гроссмана, Реквием – А. Ахматовой, Колымские рассказы В. Шаламова, произведения Ю. Домбровского, дневники М. Пришвина и многие другие замечательные книги, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Служение народу, тема памяти в лирике АТ. Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала Новый мир. Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу врага и эмигранта И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его имени. Поэтическое творчество А. Твардовского началось еще в е годы, а закончилось в 60- е. Он был родом из смоленской деревни, начинал самоучкой. Свои ранние стихи считал слабыми и не включал в сборники. Постепенно он наращивали совершенствовал свое мастерство, много учился. Его талант сравнивали с есенинским: те же народные мотивы, русская деревня, любовь к родной земле. В своих произведениях Твардовский широко использовал фольклорные формы, народный разговорный язык, пословицы, поговорки, его герои созданы по принципу фольклорных персонажей. Изустного народного творчества в поэзию Твардовского пришли мотив дороги, родного дома, череды испытаний на пути к удаче. Никита Моргунок, крестьянин из поэмы Страна Муравия», в трудную пору
коллективизации идет искать свободную, плодородную и счастливую землю, которая была бы в длину ив ширину — кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та – твоя. Невольно возникает сравнение с поэмой НА. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Герой из народа ищет крестьянский рай. Он идет породной земле и все больше убеждается, что жизнь в колхозах куда лучше, чем труд единоличника. Поэма полностью соответствует духу времени, партия пропагандировала объединение в колхозы. Наверное, и сам
Твардовский тогда верил, что это правильно для народа. В сборниках х годов Стихи, Дорога, Сельская хроника, «Загорье» поэт воспевает крестьянский труд, пишет о сельских жителях. В стихотворениях о Даниле, Не стареет твоя красота, «Ивушка» Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, талантливого, смелого, честного и справедливого. В художественной манере Твардовского постепенно сформировалась такая черта, как повествовательность. Он обращается к жанру баллады Отец и сын, Баллада о товарище, Баллада об отречении и другие. Полностью раскрылся талант Твардовского в годы Великой Отечественной войны. Он прошел войну как военный корреспондент, видел ее бессмысленную жестокость своими глазами. Его стихи приобретают эмоциональный накали искренность. Лирика военных лет – это летопись войны. Поэт пишет о героизме солдат, об их быте на войне, как, например, в стихотворении Армейский сапожник. Стихи-воспоминания о родной деревне Загорье очень близки к народным песням. В военной лирике поэт делает первые попытки философского осмысления человеческой жизни. Стихотворения военной лирики вышли сборниками Возмездие и Фронтовая лирика. Их основные темы – сражающаяся, непокоренная родина, беспримерное мужество ее защитников и тема священной мести врагу. Пронзительной трагедийностью наполнено стихотворение Две строчки. Толчком к его созданию послужили две строчки в блокноте корреспондента Твардовского, написанные еще в финскую войну. Поэт вспоминает о нелепой смерти мальчишки-бойца, которого он видел, лежащего на льду. Его мысли – о невозвратимости потери, о цене человеческой жизни Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу Самым сильным произведением Твардовского о войне признано стихотворение Я убит подо Ржевом. Монолог убитого, обращенный к оставшимся жить, потрясает. Только мертвые могут так строго судить живых. Павший в кровопролитных боях обращается к живым – братьям. Безымянный солдат погиб негероически – убит вместе с другими при бомбежке, похоронен в общей могиле в болоте. Солдат хочет знать, взят ли Ржев, защитили ли Москву, победили ли фашистов. Герой завещает беречь память опавших И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна Мы за родину пали, Но она – спасена Тема исторической памяти пронизывала и всю послевоенную лирику поэта, вплоть до
последних дней. Твардовский упорно пытался разобраться в происходящем в стране. Его поэмы По праву памяти, Памяти матери также посвящены покаянию и осмыслению прошлого, причем не только своей матери, а нескольких поколений русских людей Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, ноне сумел сберечь — Речь не о томно все же, все же, все же Мысль не закончена. За ней – большое мужество художника, создавшего бессмертные произведения о русском народе в час суровых испытаний. Лирика Николая Рубцова Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла водном из детских домов Вологодской области. Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух техникумах (лесотехническом и горно-химическом), работал кочегаром и служил в морфлоте в звании матроса. В 1962 году Рубцов создает свой первый, пока лишь машинописный и неофициальный стихотворный сборник – Волны и скалы. Тогда же он поступает в Литературный институт имени Максима Горького, который заканчивает в 1969 году. Первый печатный сборник поэзии Рубцов выпускает в 1965 году под обобщающим названием Лирика. В конце х – начале х годов свет увидели и другие книги его стихов Звезда полей, Душа хранит, Сосен шум, Зеленые цветы и последний сборник «Подорожники». Часть из этих книг была выпущена после смерти Рубцова – он умер в 1971 году в Вологде. Николая Рубцова часто упрекали в некоторой вторичности его стихов по отношению к поэзии Есенина, Блока, Тютчева, Фета и других великих поэтов. Устав от этих замечаний, Рубцов составил стихотворный ответ критикам Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета. И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Ноя у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!.. Из этих строк явственно видно, что поэт не стремится слепо подражать классикам, он ратует за преемственность подлинной поэзии искреннюю манеру хороших стихов нужно не только перенять, но и развить, что гораздо сложнее. Для этого преемник должен жить теми
же мыслями и эмоциями, что и вдохновивший его поэт прошлого. Такую общность Рубцов ощущает с Сергеем Есениным. Ему даже удается довольно точно передать обуревающие
Есенина чувства в своем стихотворении Последняя осень И понял он, что вот слабеет воля, А где покой среди больших дорог Что есть друзья в тиши родного поля. Но он от них отчаянно далек Ив первый раз поник Сергей Есенин… Лирику Николая Рубцова часто называют печальной и даже мрачной. Поэт действительно дал повод так думать не последнее место в его произведениях занимала тема смерти. Но смерть в стихах Рубцова – отнюдь неразрушающая стихия и не конец пути, напротив, она предстает хранителем старины и великой истории Родины. Так, в знаменитом стихотворении Над вечным покоем непременным атрибутом смерти и погребения становится их святость Итак в тумане омутной воды Стояло тихо кладбище глухое, Таким все было смертными святым, Что до конца не будет мне покоя. Земным символом сохраняющей былое святой смерти выступают белые ромашки на погосте, существа уже иного мира И эту грусть, и святость прежних лет Я так любил во мгле родного края, Что я хотел упасть и умереть И обнимать ромашки, умирая
……. Когда ж почую близость похорон, Приду сюда, где белые ромашки, Где каждый смертный свято погребен В такой же белой горестной рубашке Главный мотив лирики Николая Рубцова – воспевание старой Руси, той деревенской части России, которая ближе всего к природе. Например, в стихотворении В сибирской деревне поселение неотделимо от окружающего его осеннего леса, едино с бурной рекой Какой покой Здесь разве только осень Над ледоносной Мечется рекой, Но крепче сон, Когда в ночи глухой Со всех сторон Шумят вершины сосен
……….. Случайный гость, Я здесь ищу жилище И вот пою Про уголок Руси,
Где желтый куст, И лодка кверху днищем, И колесо, Забытое в грязи В стихотворении Доволен я буквально всем Рубцов с восторгом говорит о единении с русской природой Я так люблю осенний лес, Над ним – сияние небес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Иль в дождевой веселый свист, Но, превратившись, возродиться Современникам Николая Рубцова удалось удивительно точно подвести черту под его творчеством, запечатлев намогильной плите поэта лишь одну, но прекрасно характеризующую Рубцова строчку из его стихотворения Россия, Русь Храни себя, храни. Едва ли можно было выразиться удачнее. Николай Рубцов войдет в литературу простыми искренним певцом своей великой Родины – более чем достойный итог для поэта. Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта