сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Скачать 1.5 Mb.
|
Путеводительный маяк, Простишь ли мне мои метели, Мой бред, поэзию и мрак Критик В. Гольцев писал Общие категории счастья или несчастья неприложимы к носителю трагического миропонимания. Он не бывает счастлив или несчастлив в обыденном и плоском значении этих слов. Ему ясна вся иллюзорность зыбкой детской мечты о счастье. Возвышаясь над этой мечтой, он постигает, что счастье все равно не может наполнить существование человека. Основным направлением лирической поэзии зрелого Блока было противостояние страшному миру. Страшный мир был не только противником Блока, разлагающим, отравляющим душу, сбивающим с пути, но и противником тех светлых сил жизни, в которые поэт продолжал верить Да, знаю я пронзили ночь от века Незримые лучи. Но меры нет страданью человека, Ослепшего в ночи Следующий цикл, Возмездие, логически продолжал темы Страшного мира и повествовал уже о каре, которая обрушится наличность, позволившую злу прикоснуться к себе. Тема исторического пути России в цикле На поле Куликовом» и стихотворении Скифы А. А. Блока Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме Возмездие ив стихотворении Скифы. Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием повтора За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла В этом цикле поэт пытается в истории Руси найти ответы на волнующие вопросы своего времени, древний мир противопоставлен современности. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. Блок, говоря о битве с татарами на Куликовом поле, мыслит широко, употребляет метафоры. В его изображении это непросто историческая битва, событиям поэт придает символический смысл. Войны между странами и народами не кончаются И вечный бой Покой нам только снится Блок считал, что в подобных битвах заложен некий таинственный смысл, который людям еще предстоит разгадать. Его лирический герой готов к решающему сражению, но ему не суждено принять в нем участия. Он говорит Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине. Исторически сложилось так, что в русской действительности обнаруживается много азиатских черт. Опыт борьбы с татарами не прошел бесследно для молодого воина, лирического героя Блока. Он возмужал, полон сил и решимости, как прежде, защищать свою Родину. Сила воина не в агрессии, а в глубокой сыновней любви к Родине. Образ светлой жены в лирике поэта связан с Россией, с ее полями, лесами, криками лебедей. Образ светлой женственности изображен на щите русского воина. И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. Именно этот образ своей мудростью помогает герою преодолеть дикие страсти татарской древней воли. Герой слышит ее голос, зовущий его из глубины веков. Но теперь этот образ стал таинственным, непонятно, где его искать И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой Завершает цикл стихотворение Опять над полем Куликовым», в котором Блок еще яснее предупреждает о начале высоких и мятежных дней для современной России. Лирический герой говорит, обращаясь к самому себе Теперь твой час настал. – Молись Многие мыслители того времени, например философ Вл. Соловьев, с большим беспокойством говорили о желтой опасности, угрожающей России с Востока. Теории панмонголизма посвящено стихотворение Скифы. Народы с другой верой, мировоззрением и психологией диких кочевников, затаившись, ждут своего часа Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь снами Да, скифы – мы Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными очами Справиться с этой внутренней опасностью для страны можно только одним способом. Необходимо понять и принять народы с другой верой, ценностями и жить сними в дружбе и взаимном уважении В последний раз – опомнись, старый мир На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений в творчестве А. А. Блока По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла Родина подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл Родина ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В тоже время поэт наполняет свои произведения большой сыновней любовью к Родине. Он верит в талантливость и духовную силу народа, верит, что Россия пройдет через очистительный огонь катастроф и выйдет из них невредимой и обновленной Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Главным в цикле является мотив дороги, пути. Исторические пути страны прослеживаются с седой древности. В стихотворении Русь поэт создает атмосферу тайны, язычества Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И мутным взором колдуна. В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте. Огромной стране соответствует трудный, тернистый путь. Уникальность ее – в сосуществовании на одной территории множества различных народов с разными культурами, нос русской душой где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. В стихотворении На поле Куликовом» автор пишет До боли Нам ясен долгий путь Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой. В стихотворении Россия Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет вдали дорожной Мгновенный взор из-под платка. Трагическая история страны, ее народа – это крестный путь, который она должна пройти, чтобы достичь истинного величия. В стихотворении Коршун образ хищной птицы – символ врагов России. Поэт соединил в этом стихотворении всеведущие темы цикла. Изображены природа страны, ее история, изнуряющий труд людей. Блок задается вопросом Почему так Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни. А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. — Доколе матери тужить Доколе коршуну кружить Блок воспринимал Родину как огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек. В древней, неповоротливой, огромной России поэт видел мощные силы. Родина – это мать, которая любит и теряет своих детей. Блок предсказывал, что придет время, когда границы сотрутся и родиной станет вся земля, а потоми не одна земля, а бесконечная вселенная. Тема города в творчестве А. А. Блока Цикл Город входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением Петр. Речь в нем идет о русском царе-реформаторе Петре Первом, велением которого на холодных болотах был построен Петербург. Знаменитый памятник Петру возвышается над городом И с тихим свистом сквозь туман Глядится змей, копытом сжатый. Поэт рисует мрачный город, накрытый постоянными туманами и мглой, сквозь которые еле пробивается свет фонарей. Тяжелый, зловещий город из камня, равнодушный ко всему живому. В нем глухие вечера, тускло мерцают площади, в непроглядном тумане гаснет любой звук, здесь не поможет никто Пускай невинность из угла Протяжно молит о пощаде Блок не писал об аристократах, дворцах Петербурга, теплых богатых домах. Его стихи – о нищем Петербурге, о живущих в сырых подвалах семьях. В этом творчество Блока перекликается со стихами Некрасова, который в своей демократической лирике отразил урбанистическую тему и показал вопиющий контраст между парадным ликом города и его трущобами, в которых медленно умирали люди от голода и холода. Суровый климат, пронизывающий ветер с залива и серое давящее небо наложили отпечаток на психику жителей. Неслучайно Гоголь, пожив в Петербурге некоторое время, боялся сойти сума от тоски. Блок пишет, что от этого города отвернулся Господь Оловянные кровли — Всем безумным приют. В этот город торговли Небеса не сойдут. Этот воздух так гулок, Так заманчив обман. Уводи, переулок, В дымно-сизый туман Толпы безымянных рабочих поднимались из тьмы погребов и погибали на строительстве города. Поэт говорит о них как о шелестящих волнах, сменяющих друг друга. Их жизнь – один миг Скоро прибыли толпы других, Волочили кирки и лопаты. Расползлись по камням мостовых, Из земли воздвигая палаты. Горе беспросветного существования порождает пьянство и разгул. У Блока Петербург – город кабаков и притонов, в которых надрывно веселятся жители подвалов и чердаков В тени гробовой фонари, Смолкает над городом грохот На красной полоске зари Беззвучный качается хохот Период жизни Блока, когда создавались циклы Снежная маска, Город, был временем пересмотра прежних взглядов на жизнь. Изменилось его отношение к миру, стихи наполнились энергией обличения несправедливости, поэт постепенно выплывал из ранней мистики и идеализма. Это подтверждают и названия его стихотворений Холодный день, В октябре, Ночь. Город угомонился, Я в четырех стенах – убитый / Земной заботой и нуждой, Окна во двор, Хожу, брожу понурый, На чердаке и т. п. Ближе к реалистическому стало и восприятие женщины. Теперь для него открылось, что не только Прекрасные Дамы населяют мир. Так в лирике Блока появляется образ Незнакомки. Лирический герой по-прежнему ищет в каждой встреченной женщине Прекрасную Даму, верит в чистое и светлое начало женской души. Так, в стихотворении Ты проходишь без улыбки лирический герой видит идущую по улице женщину с кудрявым мальчиком. Слезы застилают ему глаза Я хочу внезапно выйти И воскликнуть – Богоматерь Для чего в мой черный город Ты Младенца привела Поэт видит, как страшный город перемалывает, калечит людей, не жалея ни женщин, ни детей. В стихотворении Незнакомка поэт рисует городской пейзаж нравов воздух дики глух, окрики пьяные, тлетворный дух, пыль переулков, детский плач, кавалеры гуляют с дамами среди канав, раздается женский визг, / А в небе, ко всему приученный, / Бессмысленно кривится диск. Среди пьяного разгула появляется прекрасная, таинственная Незнакомка. Этот образ вызывает в душе героя надежду на то, что еще не все потеряно для этого пошлого мира И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. В стихотворении В октябре герой, типичный бедняк-горожанин, еще не потерял надежду Да и меня без всяких поводов Загнали на чердак. Никто моих не слушал доводов, И вышел мой табак. А все хочу свободной волею Свободного житья, Хоть нет звезды счастливой более С тех пор, как запил я Давно звезда в стакан мой канула, — Ужели навсегда. И вот душа опять воспрянула Со мной моя звезда Стихотворение Сытые показывает нам Блока уже не только как воспевателя Прекрасной Дамы, но и как социально зрелого поэта, обличающего правящую верхушку России. В этом стихотворении отразились события народного протеста осенью 1905 года. Поэт сочувствует рабочим, он резкими эпитетами характеризует сытых Шипят пергаментные речи, / С трудом шевелятся мозги, Тоскует сытость важных чрев», опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев. Сытые боятся народного гнева И жгут им слух мольбы о хлебе / И красный смех чужих знамен Социально-острые стихотворения Блока периода первой русской революции нельзя назвать призывами к революционному перевороту, поэт был против насилия. Так, стихотворение Сытые автор заканчивает презрительной фразой Пусть доживут свой век привычно – / Нам жаль их сытость разрушать. Талантливо и реалистично отразив тему города, Блок внес большой вклад в развитие русской гражданской лирики и обогатил тему Петербурга в литературе. Сюжет поэмы А. А. Блока Двенадцать, ее герои, своеобразие композиции Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы Двенадцать, которая стала самым крупными значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, они запечатлел в своей поэме. При чтении и анализе поэмы нельзя забывать, что Блок – символист. Его произведение наполнено многозначными символами, а содержание – глубоко и многослойно. Когда поэма была напечатана, одни читатели восприняли ее как воспевание революции, другие сочли пародией на большевиков. Многие писатели осудили Блока за это произведение (Гиппиус, Мережковский, Бунин, Гумилев и другие. Блок очень переживал, что его поэму восприняли как политическую агитку, он писал те, кто видит в поэме политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по ушив политической грязи, или одержимы большой злобой. Поэма Двенадцать и посей день остается уникальным, новаторским произведением, в котором Блоку удалось показать масштабность произошедших событий, воссоздать тревожную, напряженную и зловещую атмосферу последствий политического переворота на самом раннем этапе, на стадии осмысливания, когда еще нет ничего определенного. Блок писал поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. Поэт создал свое произведение в 1918 году. Чтобы полнее отразить уход старого мира сего культурой и наступление нового времени с властью народа, Блок выбирает в качестве художественных средств синтез высокой поэзии с маргинальными жанрами литературы городским фольклором, частушкой, воровской и солдатской песней. Изобразительные средства дополняют революционный марш, жестокий городской романс, плакат, лозунг. Поэтические размеры у Блока чередуются, чтобы полнее и разнообразнее отразить происходящие события. В основном поэма написана четырехстопным хореем, напоминающим частушку, затем вступает дольник, звучащий, как марш. Постоянно меняющиеся интонации создают впечатление звучащего оркестра, исполняющего музыку революции. К. Чуковский, познакомившись с поэмой, сравнил ее с частушкой, сыгранной на грандиозном органе. Новаторство поэта проявилось ив использовании водном тексте различных родовых признаков в разных главах преобладает то эпическое, то лирическое, то драматургическое начало. Употребляются элементы очерка, зарисовки, песни, частушки, диалоги героев, которые можно разыграть по лицам. Даже недруги Блока, не принимая содержания поэмы, отмечали высочайший класс поэтической техники ее исполнения. Такой поэмы еще не было в русской литературе. Начинается поэма с описания городской панорамы, с символического пейзажа, как будто нарисованного черной и белой красками Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги. Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе сего жителями старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из метели. В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного. Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперед означает грядущие перемены. Символические образы перекрестка, буржуя на перекрестке, паршивого пса означают Россию на распутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несет с собой революция обновление или мрак и жестокость. Собственно сюжет поэмы – это убийство Катьки. Автор видит в новой действительности разгул темных сил. Красногвардейцы и Петруха показаны людьми из низов с удальским разбойным началом, недаром упоминается бубновый туз – знак каторжника. Изображая красногвардейцев, Блок использует сочетание высокого стиля с низкой, грубой лексикой. Современников поразило, как органично у поэта получилось подобное смешение, хотя Бунин говорил, что строки А Ванька с Катькой – в кабаке / У ей керенки есть в чулке – это не поэзия. Петька убивает изменившую ему Катьку и страдает от этого. Но личные переживания героя неуместны во дни великих перемен. Товарищи увещевают Петьку Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой Петруха преодолевает ненужные чувства и вместе со всеми идет, печатая шаг. Они ко всему готовы, ничего не жаль, они идут без имени святого. Но вдруг впереди отряда красногвардейцев появляется в белом венчике из роз Иисус Христос. В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдется без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос за вьюгой невидим, он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несет святое знамя, а революционеры испытывают ко всему миру святую злобу. В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте. Особенности любовной лирики В. В. Маяковского В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму Люблю. В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал Обыкновенно так, чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, ноу обычных людей, которые любят между служб, доходов прочего, «поцветет, поцветет – и скукожится Любовь любому рожденному дадена, — Но между служб, Доходов И прочего Со дня надень Очерствевает сердечная почва. Поэт протестует против принятого мнения о недолговечности любви. Он любит преданно и верно. История его громадного чувства описывается в последующих четырех главах. У поэта было сердце, способное вместить все мироздание Громада любовь, громада ненависть. Чувства переполняют поэта, они безграничны, он хочет поделиться своей любовью со всеми, но любовь в обывательском и жестоком мире никому ненужна. Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая Пришла — Деловито, За рыком, За ростом, Взглянув, Разглядела просто мальчика. Взяла, Отобрала сердце И просто Пошла играть — Как девочка с мячиком. Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе Ты. Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток. Любовь должна быть незыблема, как закон природы. Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет Не надо. Любви нестрашны Ни ссоры, Ни версты. Продумана, Выверена, Проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь — Люблю Неизменно и верно. К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви и Письмо Татьяне Яковлевой». Первое из них адресовано редактору газеты Комсомольская правда, в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати – это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом Письме Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. Письмо представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта человеческая, простая Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу. Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия – выразить это. В этом Письме поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли. Письмо товарищу Кострову…» – одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают вселенские масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой или Распластан хвост небесам на треть. В Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство Тыне думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь Оставайся и зимуй, И это оскорбление на общий счет нанижем. Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о собаках озверевшей страсти, о ревности, которая двигает горами, о кори страсти. Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского Поэтическое бунтарство Маяковского было связано сего принадлежностью к русскому футуризму рубежа XIX–XX веков. В России в декабре 1912 года был опубликован первый манифест кубофутуристов Пощечина общественному вкусу, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В нем они призывали сбросить с парохода современности не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они объявляли непреодолимую ненависть к существующему до них языку, требовали увеличение словаря в его объеме произвольными и непроизвольными словами, создавая тем самым «слово-новшество». Создавая искусство будущего, открыто отказываясь от классики, футуристы создавали новую культуру индустрии и большого города. Они отрицали современное искусство слова, все известные имена и школы были названы вчерашним днем. Для многих молодых поэтов футуризм стал не только новаторской поэзией, но и образом жизни. Издеваясь над старыми формами жизни, многие из них, в запале молодости, переходили рамки приличий. У футуристов считалось геройством эпатировать публику, устраивать скандалы на выступлениях. Для усиления эффекта они одевались вызывающе желтые кофты и розовые пиджаки, цилиндры и смокинги, разрисованные лица и морковки в петлицах. Маяковский был признанным вожаком футуристов, сего высоким ростом и громким басом. Он намеренно раздражал публику, стремился поразить ее воображение, употребляя грубые и вульгарные слова, чего никогда не было в русской поэзии. Футуризм привлекал начинающего поэта невиданной свободой выражения мыслей, игровым началом, театральностью, что было характерным для русского искусства начала XX века. Обличая несостоятельность духовных ценностей прошлых веков, Маяковский в предисловии к поэме Облаков штанах в свойственной ему манере определил смысл своего произведения Долой вашу любовь, Долой ваше искусство, Долой ваш строй, Долой вашу религию – четыре крика четырех частей. Поэт утверждает, что любовь в этом мире лжива и продажна, искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. В третьей части поэмы автор отрицает господствующие в стране порядки, мир жирных, жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. В ранней лирике сатира Маяковского была направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает поэта, против жирных, олицетворяющих мещанскую пошлость, убивающую живую мысль. На публичных выступлениях поэт смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары Вам, Нате. В стихотворении Нате Маяковский с презрением высказывает претензии к миру обывателей, которые равнодушны к чужому горю и только смотрят устрицей из раковины вещей. Поэт саркастически высмеивает пристрастие жирных мещан к вещам, говорит об их бездуховности и пустоте. В издевательском тоне он пишет Все вы на бабочку поэтичного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. Поэта не волнуют возможные обиды этой части населения, он выкрикивает наболевшее, то, что не дает жить и дышать А если мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захочу и радостно плюну, плюнув лицо вам я – бесценных слов транжир и мот. Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением- обличением Вам. В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей. Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне. Не менее остро звучали знаменитые Гимны Маяковского: Гимн судье, Гимн взятке, Гимн обеду. Уже в названиях этих стихотворений содержится насмешка. Как можно слагать гимны человеческим порокам или еде В Гимне обеду поэт создает образ богатого обывателя – это желудок в панаме и больше ничего. В Гимне судье Маяковский, чтобы избежать гонений цензуры, переносит место действия в страну Перу, хотя критикует, конечно, судебных чиновников России. В Перу страну захватили бесчувственные унылые судьи, с глазами, строгими, как пост. Они ненавидят все живое, на все наложили запреты И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями. Глаза у судьи – пара жестянок мерцает в помойной яме. В когда-то цветущей стране теперь слышен только звон кандалов, наступило «бесптичье» и безлюдье. Судьи запретили даже вулканы, повесив таблички Долина для некурящих. Чтобы у читателей не осталось сомнений, оком написан гимн, Маяковский заканчивает его словами А знаете, все-таки жаль перуанца. Зря ему дали галеру. Судьи мешают и птице, и танцу, и мне, ивами Перу. В обличительных стихотворениях молодого Маяковского воскресают мотивы лучших русских сатириков Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Гимны поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня. Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры) Новаторство в творчестве Маяковского критики неизменно связывают с принадлежностью поэта к русскому футуризму. При этом из всех будетлян (так называли себя представители данного направления в литературе) Маяковский прославился больше всех. В декабре 1912 года в России увидел свет первый манифест кубофутуристов Пощечина общественному вкусу. Авторами декларации русских футуристов стали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников. В ней молодые бунтари призывали сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого и Достоевского, провозглашали непреодолимую ненависть к существующему до них языку, требовали увеличения словаря в его объеме произвольными и непроизвольными словами. По их мнению, нельзя создать искусство будущего, опираясь на классику. Футуристы мечтали создать новую культуру индустрии и большого города. Они отрицали мораль, искусство, культуру – все, что не футуризм. Представители новаторской поэзии пропагандировали новый образ жизни, высмеивали все, по их мнению, старое. Они издевались над шаблонами и идеалами прошлого, довольно часто выходя за рамки приличий. Эпатаж публики, скандалы вовремя выступлений стали своеобразным подвигом в среде русских футуристов. Маяковский, сего высоким ростом и громким басом, был признанным вожаком будетлян. Футуризм привлекал начинающего поэта невиданной ранее свободой выражения мыслей, театральностью, что было характерным для всего авангардного искусства. Отказавшись от старой культуры, футуристам нужно было предложить что-то новое. Так возникла тенденция к придумыванию новых слов, необычных сочетаний и иногда шокирующих образов. Уже первое опубликованное в 1912 году стихотворение Маяковского Ночь поражало новизной Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Талант Маяковского проявился ярко и сразу. Необычная метафоричность образа начинающегося вечера. Свет зари меркнет, а на улице в зеленой листве деревьев вспыхивают золотые дукаты – фонари. Неожиданные сопоставления окна – ладони – желтые карты, оригинальное видение мира говорили о незаурядности поэтического дарования молодого поэта. У Маяковского были способности к рисованию. Это сказалось и на его поэтическом творчестве, он воспринимал мир как художник. Зрительные образы у него всегда в движении, метафоры создают картины происходящего Толпа – пестрошерстая быстрая кошка — Плыла, изгибаясь, дверями влекома… Часто поэт неожиданно сближает разнородные понятия, одушевляет их, проводит параллель с реакциями человека. Это четко прослеживается в стихотворениях Утро, Угрюмый дождь скосил глаза, Порт В ушах оглохших пароходов Горели серьги якорей. В стихотворении А вы могли бы поэт пытается заставить читателя мыслить по- другому А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб Автор показывает пейзажные детали города вывеска с жестяной рыбой, водосточные трубы. Все это скомпоновано как натюрморт стакан с краской, карта, блюдо студня. Обычные вещи обогащаются музыкальными образами ноктюрн, флейта. В стихотворении поэт преобразовывает действительность. Своим мастерством художника он превращает серые будни в праздник, оживляет металлическую рыбу на вывеске, а в студне видит волны океана. Поэт может представить, как старые водосточные трубы становятся флейтами с чудесным звучанием, на которых можно сыграть ноктюрн. Идеи футуризма оказали большое влияние на раннее творчество В. Маяковского. Поэт, используя традиционные способы образования слов, создает свои, новые формы «изъиздеваюсь», «декабрый вечер, «любеночек», «наслезненные глаза, дождь обрыдал» и другие. Маяковский, как и все футуристы, прославлял научно-технический прогресс, видел будущее в развитии техники, воспевал городи противопоставлял его деревне. Ему нравились улицы с гудящими машинами, яркими фонарями, он готов был расцеловать умную морду трамвая. Картины природы, напротив, лишены жизни дряблая луна, никому ненужная. Несмотря на приверженность идеям футуризма, Маяковский в своем творчестве не отходил от правды жизни, показывал окружающее реалистически. Так, он видел уродливость города, страшную скученность людей в нем. Он пишет гроба домов, кривая площадь, лысый фонарь, провалившаяся улица, как нос сифилитика. Постоянный туман Петербурга предстает как каннибал, кровожадный хищник, жующий невкусных людей. В стихотворении «Адище города старика сбивает дьявол-автомобиль, старушку топчет дикая толпа, замученный городом музыкант вешается на люстре. В городе все плачут, мама больная, всем страшно, лиф души расстегнули, страдает беззащитное сердце человека. Маяковский прежде всего новатор, первооткрыватель в поэзии. Он с пафосом говорило старом мире новыми словами, которые сам создавал. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер, его стихи построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы стиха, вводить в поэзию вульгарную и низкую лексику. С вызовом общественному мнению он предлагал молодым поэтам поступать так Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку. Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому слову. Самое характерное слово он ставил вконец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип XVIII века и создал тоническое стихосложение. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово – ступенька. У него каждое из слов имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы, иногда – повторы Слава, Слава, Слава героям Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры грудь испешеходили», то есть истоптали, исходили вдоль и поперек. Часто такая метафора разворачивается вовсю строфу. В стихотворении Ко всему, обращаясь к потомкам, поэт говорит Вот – я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского Владимир Маяковский всегда очень серьезно относился к своему поэтическому труду. Он написал две статьи Как делать стихии Два Чехова, которые имели программно- манифестный характер. В этих статьях Маяковский указывает на новые черты в современной поэзии. Поэтическое новаторство Маяковского было связано поначалу сего принадлежностью к русскому футуризму. В первом манифесте этого направления Пощечина общественному вкусу, созданном Маяковским в 1912 году вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых и В. Хлебниковым, молодые бунтари призывали сбросить с парохода современности не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они заявляли немыслимые для того времени вещи и бросали вызов классическому регламентированному искусству поэзии. Футуристы испытывали непреодолимую ненависть к существующему до них языку, призывали создавать «слова-новшества». Их идеология на первый взгляд выглядела как стремление к хаосу и разрушению. Они отрицали и порицали мораль, искусство, культуру. Футуристы считали обязательным условием для создания полноценного искусства будущего категорический отказ от классического наследия. Они мечтали создать новую культуру индустрии и большого города. Несложно догадаться, что отказ от старой культуры предполагает замену ее новой. Футуристам нужно было предложить что-то на смену отвергнутому. Так возникла тенденция к придумыванию новых слов, необычных сочетаний и даже шокирующих образов. Маяковский был новатором, первооткрывателем в поэзии. Он с пафосом говорило старом мире новыми словами, которые сам создавал в большом количестве. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер. Стихи его построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы, вводить в поэзию вульгарные и просторечные слова. Бросая вызов общественному мнению, он предлагал молодым поэтам поступать так Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку. Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому искусству. Самое характерное слово он ставил вконец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип стихосложения – основу основ. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово – ступенька. У него каждое слово имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы, иногда – повторы, например Слава, Слава, Слава героям. Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры и совсем новые слова, например, грудь испешеходили» и многие другие. Тема поэта и поэзии нашла отражение в стихотворениях Юбилейное, Тамара и Демон, Сергею Есенину», Послание пролетарским поэтам, Разговор с фининспектором о поэзии, Товарищу Нетте, пароходу и человеку. Стихотворение Юбилейное посвящено Пушкину. Маяковский сводит великого поэта с пьедестала, чтобы поговорить с ним о поэзии. Пушкин для него живой, уважаемый собрат по перу, с которым можно вести дружескую беседу. В стихотворении идет речь о бессмертии, любви, лирике, Некрасове, современниках, Дантесе, Есенине, Асееве. Маяковский объявляет войну всякой мертвечине в языке и творчестве. С гусаром Лермонтовым Маяковский встречается в стихотворении Тамара и Демон. Теперь молодой поэт признает связь времен, заслуги предшественников, он говорит Мы общей лирики лента. Трагизмом утраты наполнено стихотворение Сергею Есенину». Маяковский в отчаянии от нелепой, невозможной смерти – самоубийства Есенина. Он разговаривает с ним как с живым, когда еще мог отругать его, высоко ценя талант этого человека Вы ж такое загибать умели, что другой на свете неумел. Маяковский хочет понять, почему, зачем ушел из жизни истинно народный поэт У народа, у языкотворца, умер звонкий забулдыга подмастерье. Заключительные строки стихотворения стали крылатыми словами В этой жизни помереть нетрудно. Сделать жизнь значительно трудней. В Послании пролетарским поэтам Маяковский обращается к коллегам с деловым предложением. Он призывает не тратить силы на недовольство и распри, договориться, что все по-своему правы, разрезать общую курицу славы и выдать каждому по ровному куску. Автор искренне хочет, чтобы было больше поэтов хороших и разных, призывает работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества. В стихотворении «Поэт-рабочий» Маяковский говорит, что работа поэта такая же, как и работа токаря. Поэт – это фабрика деревообделочника, где голов людских обделываем дубы. Поэт трудится то как рыбак, только ему нужно людей живых ловить, а не рыб, то как кузнец – мозги шлифуем рашпилем языка. Для Маяковского нет различия в труде рабочих и труде поэта – всякий равно необходим. Сердца – такие ж моторы. Душа – такой же хитрый двигатель. Поэзия – главная, ведущая тема для молодого Маяковского. Творчество поглощает его целиком. Он признается Я хочу одной отравы — пить и пить стихи. Поэзия и жизнь поэта неразрывно связаны Видите — гвоздями слов прибит к бумаге я. В поэме «Флейта-позвоночник» Маяковский оценивает свое творчество как чудо, неземное волшебство, нечто, приходящее свыше Забуду год, день, число. Запрусь одинокий с листом бумаги я, Творись, просветленных страданием слов нечеловечья магия. Маяковский утверждал, что поэзия – это тяжелый труд, иногда очень вредный. Поэтический дар требует от поэта взамен жизнь. Всю, целиком, без остатка. Стихи очень нужны человеку, так как единственный язык, который понимает душа, – это язык поэзии. Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого представления о поэзии. Первые стихи Маяковского опубликованы в альманахе Пощечина общественному вкусу (1912). В предисловии к первому изданию поэмы Облаков штанах поэт в свойственной ему манере определил смысл своего произведения Долой вашу любовь, Долой ваше искусство, Долой ваш строй, Долой вашу религию. Эти названия-лозунги стали основными темами сатиры Маяковского. Произведение состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает определенный объект окружающей действительности. Сатира в ранней лирике поэта направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает Маяковского. Поэт отрицает мещанскую пошлость, философию жирных, косность мышления. На публичных выступлениях он с грозным смехом смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары или пощечины общественному вкусу Вам, Нате, Надоело и другие. Так, в стихотворении Нате Маяковский с ненавистью обличает мир обывателей, равнодушных к чужому несчастью, которые смотрят на мир как будто из футляра или ракушки. Поэт саркастически высмеивает пристрастие жирных мещан к вещам, говорит об их бездуховности и глупости. В своей уникальной манере он пишет Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей вот вы, женщина, на вас белила густо, высмотрите устрицей из раковин вещей. Поэта не волнуют возможные обиды этой части населения. Он оскорбляет обывателей, чтобы услышать ответ, всколыхнуть общество. Он выкрикивает наболевшее, то, что не дает жить и дышать А если мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захочу и радостно плюну, плюнув лицо вам я – бесценных слов транжир и мот. Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением- обличением Вам. В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей. Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне. Не менее остро звучали знаменитые «Гимны»-памфлеты Маяковского, которые он создавал для журнала Новый сатирикон»: Гимн судье, Гимн взятке, Гимн обеду и другие. Уже в названиях этих стихотворений содержится насмешка. Как можно слагать гимны человеческим порокам или еде В Гимне обеду поэт создает образ богатого обывателя – это желудок в панаме и больше ничего. В Гимне судье Маяковский, чтобы избежать гонений цензуры, переносит место действия в страну Перу, хотя критикует, конечно, судебных чиновников России. В Перу страну захватили бесчувственные унылые судьи, с глазами, строгими, как пост. Они ненавидят все живое, на все наложили запреты И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями. Глаза у судьи – пара жестянок мерцает в помойной яме. В когда-то цветущей стране теперь слышен только звон кандалов, наступило «бесптичье» и безлюдье. От одного мертвенного взгляда судьи у павлина вылинял хвост. Судьи запретили даже вулканы, повесив таблички Долина для некурящих. Чтобы у читателей не осталось сомнений, оком написан гимн, Маяковский заканчивает его словами А знаете, все-таки жаль перуанца. Зря ему дали галеру. Судьи мешают и птице, и танцу, и мне, ивами Перу. В Гимне ученому ученый предстает как двуногое бессилие, с головой откусанной начисто. Он автор трактата О бородавках в Бразилии. Ученый не имеет ни одного человеческого качества, его не волнует современная жизнь Вгрызлись в букву едящие глаза, — ах, как букву жалко. Ученому безразлично, что дети в его стране растут глупыми и покорными. Даже солнце не хочет заглядывать к нему в кабинет, где все заставлено мертвыми экспонатами. Он хочет покоя, чтобы ежесекундно извлекать квадратный корень. В Гимне критику поэт прослеживает становление критика с самого рождения. Откуда берутся критики Оказывается, они происходят из вполне обычных семей. Герой стихотворения, будущий критик, родился в семье прачки и конюха. Автор язвительно намекает, какого уровня культуры вырос этот ребенок, что он слышал в детстве от родителей. Повзрослев, мальчик быстро сориентировался в жизни и решил стать критиком И какой-то обладатель какого-то имени нежнейший в двери услыхал стук. И скоро критик из именинного вымени выдоили брюки, и булку, и галстук. Поэт предлагает Писатели, нас много. Собирайте миллион. И богадельню критикам построим в Ницце. Выдумаете легко им наше белье Ежедневно прополаскивать в газетной странице В Гимне здоровью Маяковский здоровыми людьми называет жирных обывателей. Для них еда – смысл жизни. Наевшись, они пляшут на всей планете, которая скучна им, как банка консервов. Это люди из мяса, им ненужны нервы, они ничего не видят и не чувствуют. Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века. Он обновил сатирический жанр. Обширность тем его сатирических стихотворений поражает. Кажется, не было такого негативного явления в жизни общества, которое бы поэт обошел своим вниманием. Маяковский создал галерею сатирических портретов взяточников, лентяев, мещан, глупцов и обжор. Сатиру рождают гневи возмущение. Неслучайно свой сборник сатирических произведений поэт назвал Грозный смех. Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы Грибоедова и Салтыкова-Щедрина. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня. Смех Маяковского по-прежнему разит наповал мещан, критиков, взяточников и бюрократов. Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского Облаков штанах Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений (От усталости, цикл Я и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире Земля Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты Нас двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека. Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников Опять, тоскою к людям ведомый, иду Но вместо человека передним какое-то странное существо Два аршина безликого розоватого теста Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир Поэт не раз заявляло своей ненависти к жирным существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, ноне находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, загона, закованной земли, в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества лилипутов, в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении Ко всему поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров вся земля — каторжник с наполовину выбритой солнцем головой Или Полжизни прошло, теперь не вырвешься я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная. Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, как маленькая гноящаяся ранка, быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет Все равно я знаю, я скоро сдохну. Поводом для создания поэмы Облаков штанах стали трагические переживания личного характера. Смысли основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год. Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом Долой вашу любовь, Долой ваше искусство, Долой ваш строй, Долой вашу религию. Впервой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии жирных, и лирический герой – жертва города, и некоторые музыкальные образы, и человек с одними сплошными губами. В этой части поэмы текст наполнен язвительной иронией по отношению к обывателями их миру Мною опять славословятся мужчины, залежанные, как больница, и женщины, истрепанные, как пословица. Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний. Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения Будет любовь или нет Какая — Большая или крошечная Откуда большая у тела такого Должно быть, маленький, Смирный любеночек. Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт громадный, жилистая громадина. Он стонет и корчится в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно Слышу Тихо, Как больной с кровати, Спрыгнул нерв. И вот, — Сначала прошелся Едва-едва, Потом забегал, Взволнованный, Четкий. Теперь ион и новые два Мечутся отчаянной чечеткой. Сердце поэта пылает, оно хочет выскочить из сердца Стоглазое зарево рвется с пристани. Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует Видите – спокоен как Как пульс Покойника. Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства. В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир жирных, жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды. Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы. Тема родины в поэзии С. А. Есенина Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве. Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX века Изба крестьянская, Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет, Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья детских лет. Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении В хате перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Темой первых сборников поэта Радуница и «Голубень» была родная деревня, родная земля Опять передо мною голубое поле. Качают лужи солнца рдяный лик. Слово радуница означает блестящая, просветленная, Так называли первые весенние дни. Эпитеты голубой, синий наиболее часты при описании родины. Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь Оловом светится лужная голь. Грустная песня, ты – русская боль. Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении За темной прядью перелесиц…»: И ты, как я, в печальной требе, Забыв, кто друг тебе и враг, О розовом тоскуешь небе И голубиных облаках. Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа ………. Если крикнет рать святая Кинь ты Русь, живи в раю Я скажу Не надо рая, Дайте родину мою. В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой. Поэт пишет два стихотворения Русь советская и Русь уходящая. Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении Русь уходящая говорят о жизни при новой власти большевиков Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит голь. С Советской властью жить нам по нутрю… Теперь бы ситцу Да гвоздей немного В стихотворении Русь советская, написанном через 10 лет, поэт славит Россию Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь. Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу Счастлив тем, что я дышали жил. Тема любви в лирике С. А. Есенина Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста. Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина Москва кабацкая вошли два цикла Москва кабацкая и Любовь хулигана. В них описывается нелюбовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Не имеющий средь людей дружбы, поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью Яне знал, что любовь – зараза, Яне знал, что любовь – чума. В Москве кабацкой и любовь – кабацкая, продажная, лживая, жалкая имитация настоящего чувства, в котором лирическому герою видится гибель Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Есенин, познавший горечь такой любви, не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя жива, полна доброты и человечности Дорогая, я плачу, Прости Прости Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле Любовь хулигана. Герою уже не хочется ходить по кабакам, пить и плясать и терять свою жизнь без оглядки. Он рад смотреть на любимую, видеть «златокарий омут ее глаз и тонко касаться руки и волос ее цветом в осень. В стихотворении Заметался пожар голубой поэт признается В первый разя пишу про любовь, подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле Москва кабацкая. Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, ион начинает сомневаться в себе и своих чувствах Потому и себя не сберег Для тебя, для нее и для этой. Невеселого счастья залог — Сумасшедшее сердце поэта. В следующих стихотворениях цикла трагедийная интонация усиливается, появляются мотивы ревности. Герой сочувствует любимой, у которой тяжелая жизнь Мне грустно на тебя смотреть, Какая боль, какая жалость Ему представляется, что в жизни уже не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость. Ведь и себя я не сберег Для тихой жизни, для улыбок. Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок. Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, находит лишь страсть. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека. Цикл стихотворений Персидские мотивы Есенин считал лучшим из всего написанного. Создавались Персидские мотивы на Кавказе в 1924–1925 годах. Цикл представляет собой лирико-философские раздумья, в которых слияние трагического и философского начал достигло своей завершенности. В нем Есенин вдохновенно создал воображаемую Персию, в которой ему хотелось побывать. Важнейшей чертой Персидских мотивов является их музыкальность, создающаяся повторением рефренов. Наиболее характерно в этом отношении стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт обращается к конкретной девушке, молодой учительнице по имени Шаганэ Тальян, с которой поэт встретился в декабре 1924 года. Он часто посещал ее, дарил ей цветы и читал стихи. Расставаясь, поэт подарил ей книгу с надписью Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она была армянка, отличалась необыкновенной красотой, и с нее поэт писал свою персиянку. Рефрен «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» усиливает восхищение красотой любимой. Есенин рассказывает девушке о своей единственной любви, о любви к родной земле. Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Поэт не в состоянии забыть свою русскую подругу Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл Любовь хулигана посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской, а в стихотворениях Письмо к женщине, Письмо от матери, Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта сего самой любимой женщиной – первой женой Зинаидой Николаевной Райх: Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне. В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, неспособных дарить людям любовь. Эти стихи необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении Ты меня не любишь, не жалеешь он пишет Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь. Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой домысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. |