сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Скачать 1.5 Mb.
|
существованию. Большое место в его поэзии стала занимать тема утраченной родины Стала жизнь совсем насмерть похожа Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ежась, Чтобы кануть вместе с ней в туман Чтоб целовать твои босые Стопы у древнего гумна, Моя безбожная Россия, Священная моя страна Поэтическое наследие Игоря Северянина, сего яркими красками, умением радоваться жизни и создавать эту радость, сего проникновенной сыновней любовью к родине, оставило значительный след в развитии русской поэзии Серебряного века. Поэтическое творчество В. Хлебникова Велимир Хлебников принадлежал к поэтам-футуристам, был реформатором, искал новые пути в лирике, эпосе, прозе и драматургии. Его образы, творчество отличаются экспериментаторством в области языка, ритмики, словообразования. Новаторство поэта было столь непривычно, оригинально и индивидуально, что часто не позволяло литературоведами читателям достойно оценить его деятельность как художника. Он просто видел мир иначе, чем окружающие, которых иногда шокировали его стихи. Взгляды Хлебникова на жизнь, историю, природу и общество были, сточки зрения обычного человека, странными и парадоксальными. Хлебников поражал современников спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суете. В ранних произведениях поэта («Девий бог, «Снежимочка») проявляется его увлечение русским фольклором. Живя на рубеже веков, он остро чувствовал время и отражал его в своем творчестве, сделал его главной темой своей поэзии. Поэт решает совершить революцию слова для создания образа нового мира. Хлебников представлял собой редкий тип художника. Современники называли его одиноким лицедеем, а его стихи – «сумасшедше-гениальными». Парадоксальная оригинальность Хлебникова отражала его по-детски упоенное познание мира, вызывала к жизни новые словообразования. Примером может служить стихотворение Там, где жили свиристели Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. В беспорядке диком теней, Где, как морок старых дней, Закружились, зазвенели Стая легких времирей. Стая легких времирей! Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна Ну же, звонкие поюны, Славу легких времирей! Основу миросозерцания Хлебникова составляли бескорыстие, стремление к добру и справедливости. Он любил мири все живое. Неслучайно одно из его стихотворений носит название Люди Утопим вражду в солнечном свете. Порожденные его фантазией свиристели и «времири» несут звонкую радость, надежду и ощущение абсолютной свободы. Хлебников начал писать рано, но долго не отдавал свои стихи в печать. Он знакомится с футуристами и создает мифо-поэтические утопии и драмы. В драме «Девий бог Хлебников показывает чистое начало славянской души, создает атмосферу таинственной жизни Девьего бога. Это одновременно и боги человек, он приносит и радость, и страдания людям. В пьесе присутствует тема неумолимого рока. Девий бог молчаливо и прозрачно светится наносу челна, предвещая страшное. Куда стремятся люди, не знают. Примером знаменитого словотворчества Хлебникова может служить известное его стихотворение Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! Основываясь на слове смех, не нарушая законов русского словообразования, поэт создал яркое, даже с некоторым подобием смысла, стихотворение. Так сочиняют свои считалки дети, экспериментируя со словом. По высказыванию поэта, он хотел найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое. Хлебников раскрывается как мудрый философ и тонкий лирик в стихотворении Каменная баба Мне много ль надо Коврига хлеба И капля молока, Да это небо, Да эти облака Или в стихотворении Лесная тоска Беру в свидетели потомство И отдаленную звезду. Поэт улавливал движение природы, чувствовал ход истории, революции и войн, его интересовали темы будущего и настоящего. В его стихотворении Ручей с холодною водой торжествует истинная поэзия Прощайте все Прощайте, вечера, когда ночные боги, седые пастухи, В деревни золотые вели свои стада. Бежали буйволы, и запах молока вздымался деревом на небо И к тучам шел. Благодаря поэтическому мастерству Хлебникова перед читателем возникает вечер в горах, сего запахами, звуками. Несколькими строчками поэт сумел передать грандиозность мироздания. Это стихотворение напоминает картину старых мастеров-художников. Кстати, сам Хлебников был талантливым живописцем. В. Маяковский восхищался ритмом, его переходами, внутренними созвучиями, рифмами многих стихов поэта. Стихотворение Конь Пржевальского» он назвал классикой. Именно в нем Хлебников выразил свою творческую задачу Стать звонким вестником добра У колодца расколоться Так хотела бы вода, Чтоб в болотце с позолотцей Отразились повода. Мчась, как узкая змея, Так хотела бы струя, Так хотела бы водица Убегать и расходиться, Чтоб ценой работы добыты, Зеленее стали чоботы, Черноглазые, ея. Шепот, ропот, неги стон, Краска темная стыда, Окна, избы с трех сторон, Воют сытые стада. В коромысле есть цветочек, А на речке синей челн. Стихотворение Конь Пржевальского» показывает, насколько чутким был Хлебников к народному творчеству. Эта тема его стихов наполнена светом жизни. Причем поэт не стилизовал свои произведения под народные, как делали другие авторы, а именно мыслили чувствовал так. Стихотворение до краев наполнено живой водой замечательного источника – русского поэтического слова. Именно поэтому его произведения лишены искусственности, в них сверкают краски природы. Стихотворение написано эмоционально, здесь и расколотая струя воды, и встреча влюбленных, и счастье дышать, жить, радоваться чуду бытия. Для Хлебникова, выросшего в астраханских степях, на лоне природы, была очень важна тема взаимоотношений человека и всего живого. В поэме Зверинец он говорит об отношении человека к окружающему миру. Фантастическая поэма Журавль – яркий протест против превращения человека в вещь, бунт против власти техники. В научно- техническом прогрессе Хлебников видел угрозу природе и человеку. Громадный журавль – подъемный кран – становится в поэме символом беды, властителем города, убивая все живое. В своем творчестве Хлебников проявлял интерес и к социальным вопросам своего времени, откликался на научные открытия и события исторического значения. В стихотворении «Алферово» поэт делает попытку анализа истории России. Множество славных русских полководцев отдали свои жизни служению родине. Победы перемежались с поражениями, но слава их не померкнет в веках Немало славных полководцев, Сказавших счастлив, умирая, Знал род старинных новгородцев, В потомке гордом догорая. Видя внутренний раскол в стране, Хлебников призывает вспомнить былую мощь и славу державы, где были великие герои. Творчество Хлебникова контрастно, нос годами все четче в нем проступал интерес к общечеловеческим ценностям. Многие поздние стихотворения отличаются наивной чистотой, пронизаны ощущением радости, прелести жизни. Вместе стем в них чувствуются мудрость, точность, горькая ирония человека, осознающего, что жизнь трагична в своей основе. По мнению поэта, существующий мир приобретателей следует разрушить и создать всемирный союз изобретателей, единение людей-братьев, занятых творчеством и обновлением родины. Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщими неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию вочеловечения. Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической автобиографии души уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной период жизни. Блок называл свою трилогию вочеловечения романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы. Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период становления души. В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы воспевание красот природы и поклонение перед женщиной. В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта алые зори, розовые утра, золотистые долины и т. д. Герой-поэт ищет свой путь просветления, свою тему. Под влиянием философских идей Вл. Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность. Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры. Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл. Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское начало, способное воскресить старый мир. Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, рабом Царицы. Дожидаясь ее прихода, он должен Светить в преддверье Идеала Туманным факелом своим. Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя. Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905–1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал в храме, то сейчас – в кабаке. Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки – красивой и опасной, влекущей и пугающей. Во второй книге трилогии возникает тема города и страшного мира. Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто слепых людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс. Герой убеждается, что мир идет путями зла. Душа героя замкнулась в себе. Он оценивает окружающее как балаган и позорище. Город, сего отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное насмерть, так как в нем нет души. Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит из мрака тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта. В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни. Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. Блока Цикл Стихи о Прекрасной Даме (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на новую поэзию, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. Стихи о Прекрасной Даме были связаны для Блока сего юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. Высокая любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом. В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства Блок выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина. Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви земной, к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова. Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером на закате. Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в серебристый мех, тов белое платье, уходит в темные ворота. Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ Девы Радужных Ворот, называет ее Ясной, Непостижимой. С самим героем происходит тоже самое. То он молоди свежи влюблен, то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет поземным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты Герой зовет свети божество, но выдержит ли он Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет Приди, обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет Ты далека, как прежде, таки ныне Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда- нибудь жизнь изменится к лучшему Но верю, ты взойдешь Ты откроешь Лучезарный Лик. Свои личные переживания Блок использовали преобразовывал в творчестве. Цикл Стихи о Прекрасной Даме следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению. Образы страшного мира. Соотношение идеала и действительности в лирике А. А. Блока В третью книгу автобиографической трилогии вочеловечения Александра Блока входят циклы Страшный мир, Возмездие, «Ямбы», Арфы и скрипки, О чем поет ветер, Итальянские стихи, «Кармен», На поле Куликовом», Соловьиный сад, Родина. На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как ив предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. Выстраданные Блоком идея пути и тема пути обнажают одну из основных тенденций его творчества и играют в нем огромную роль. Тема пути в третьем томе лирики Блока выделяется еще четче, чем на фоне символистской поэзии. Эта тема во многих случаях выражалась поэтом аллегорически. Для этого в позднем творчестве Блок употреблял иносказательные формулы. Например надеясь отыскать пути, нам ясен долгий путь, наш путь – стрелой татарской древней воли / Пронзил нам грудь, и путь мой далек, дорога долгая легка, мы путь расчищаем, свой нищий путь возвратный, последний открывает путь, свободный путь, душа, на последний путь вступая, ночь светлая сбила со всех дорог, сны бытийственных метаний, / Сбивающих с пути, свой верный продолжая путь, путь степной – без конца, без исхода, как дальний путь, путь шоссейный (с символическим смысловым расширением, ты прошла ночными путями, ночные пути, роковые и многое другое. Очень важными вехами пути в третьем томе поэтических произведений Блока являются лирические циклы. Открывает том цикл Страшный мир. Самоназвание говорит о восприятии мира поэтом. Блок рисует пугающую картину действительности, которая в построении тома, помысли поэта, в дальнейшем должна служить фоном к восприятию других циклов. Циклы Страшный мири Арфы и скрипки наполнены стихией отчаянного разгула с цыганами, всемирного запоя, мыслями о «попираньи заветных святынь. Блок развивает трагические темы страсти и отчаяния, борьбы и гибели, радости и страдания, буйного веселья и осенней любви, которые воплощены в образах Незнакомки, Фаины, Снежной маски. В этих стихах наблюдается контрастность образов. Центральной идеей третьего тома становится преодоление соблазнов легкого и неверного счастья, обманчивой радости покоя и бездумной отрешенности от мира. Эта идея в наиболее концентрированной форме эмоционально раскрывается в стихотворении К Музе. Характер своей Музы Блок определяет ее отношением к страшному миру. Муза поэта отличается силой предвидения и притягательностью, она беспощадна к старому миру ив тоже время несет в себе огромную жажду новой жизни Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. И такая влекущая сила, Что готовя твердить за молвой, Будто ангелов ты изводила, Соблазняя своей красотой Зла, добрали Ты вся – не отсюда, Мудрено про тебя говорят Для иных ты – и Муза, и чудо. Для меня ты – мученье и ад. Для Блока было характерно понимание подлинного счастья как трудного, жертвенного. Поэт стремится к нему, он готов пойти навстречу буре жизни, кинуться во власть хмельной страсти. Социальный и психологический конфликт оказывается особенно сложными острым для него. Поэт уходит в метель, во мрак ив пустоту, теряет всяческие ориентиры. Обращаясь к Музе, единственной, дающей ему опору в жизни, он говорит Что, если я, завороженный, Сознанья оборвавший нить, Вернусь домой уничиженный, — Ты можешь ли меня простить Ты, знающая дальней цели |