Главная страница

сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Анкорсочинения
Дата26.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
ТипЛитература
#417724
страница6 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
(1902) В стихотворении Безглагольность Бальмонт гениально подмечает одну из эмоциональных составляющих действительности Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Самоназвание стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно. Чередование шипящих звуков – излюбленный прием символистов, позволяющий передать шелест листьев Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье глухое, немое. Лирический герой помещен на склон косогора между небом и рекой (водой, окутанной туманом. Возникает глубокий образ маленький человек – и весь мир, погруженный в печаль. Ив тоже время душа даже одного человека, сего страданиями, – это целый космос, его эмоции сливаются с миром природы. Жизнь человека и безмолвие – только внешнее проявление, за которым скрывается поток чувств и эмоций, сложная жизнь души. К шедеврам бальмонтовской лирики можно отнести стихотворения Песня без слов, Челн томления, Я мечтою ловил уходящие тени, Камыши, Океан. Стихотворения Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом, сколько звуковой игрой. Неслучайно одно из них названо Песня без слов (1894): Ландыши, лютики. Ласки любовные. Ласточки трепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий. Светлый свободный журчащий ручей. Изменяя в строфах главный звук (здесь – л, автор вызывает у слушателя чувство трогательной нежности к расцветающей природе. Картина утра сменяется картинами дня и прекрасной лунной ночи. Прожитый день завершается Радость безумная. Грусть непонятная. Миг неизбежного. Счастия миг. В стихотворении Челн томленья» (1894) есть строка чуждый чарам черный челн.
Бальмонт часто использовал однородные эпитеты и повторы Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог. Настоящим шедевром стало стихотворение Камыши, в котором читатель видит страшное ночное болото сего трясиной, сыростью, таящейся смертью Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет. Сонет Океан посвящен Валерию Брюсову, человеку неутомимой энергии, создателю символизма. Стихотворение наполнено энергией океана, а построено как разговор лирического героя с Океаном. В нем символический смысли философский подтекст. Поэт говорит о счастье и смысле жизни, ноне получает ответа Вдали от берегов Страны Обетованной, Храня на дне души надежды бледный свет, Я волны вопрошали океан туманный Угрюмо рокотали говорил в ответ Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет. Ты вверился мечте обманчивой и странной. Скитайся дни, года, десятки, сотни лет, — Тыне найдешь нигде Страны Обетованной. О творческом пути художника-творца, о самосовершенствовании повествует стихотворение В безбрежности (Я мечтою ловил уходящие тени. Путь поэта представляется как некая лестница в небо, каждая ступенька которой – это годы тяжелого труда. Но чем выше поднимается поэт, тем большим смыслом наполняются его жизнь и творчество И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Поэт рад, что достиг высоты, узнал, как ловить уходящие тени образов и слов. Он не останавливается на пути самопознания, идет все выше и выше. Даже названия стихов поэта отражают их необыкновенную музыкальность Аккорды, Гармония слов, «Зовы звуков. Неслучайно Бальмонта называли музыкальным живописцем, «Паганини русского стиха. На его стихи написано более 500 романсов. В плане музыкальности Бальмонт был гениальным продолжателем традиций лирики А. Фета, уделяя внимание не только звуку, но и цвету. Вся природа – мозаика цветов, – говорил он Красный парус в синем море, море голубом. Белый парус в море сером спит свинцовым сном.
(1905) В поэме Фата Моргана, например, 21 стихотворение, и каждое посвящено раскрытию какого-либо цвета или оттенка цветов. По словам Короленко, центрального, художественного мотива у Бальмонта не было, он его и не искал. Его художественный метод отражал целостность мира. Романтическая традиция в лирике НС. Гумилева Николай Степанович Гумилев был известен как поэт, драматурги литературный критик, основатель и теоретик акмеизма. Все критики отмечали в его лирике романтические настроения. Один из ранних сборников поэта таки называется – Романтические цветы. Первый его сборник стихов Путь конквистадоров вышел, когда будущий писатель был еще гимназистом. В нем воспевалась сильная личность, каковой был сам поэт. После женитьбы на Анне Ахматовой в 1910 году Гумилев впервые отправляется путешествовать по Абиссинии. В одноименном стихотворении он так описывает эту страну Между берегом буйного Красного моря И суданским таинственным лесом видна,
Разметавшись среди четырех плоскогорий, С отдыхающей львицею схожа, страна. Север – это болото бездна и без края, Змеи черные подступы к ним стерегут, Их сестер-лихорадок зловещая стая, Желтолицая, здесь обрела свой приют. Африканские впечатления отразились в его сборнике Шатер. Экзотической теме Африки посвящено и стихотворение Озеро Чад (1912). Гумилев восхищался древними сказаниями и искусством народов Африки. В стихотворении Озеро Чад рассказана трагическая история любви жены чернокожего вождя к белому воину- французу, который похитил ее и увез в Европу. Начало пути для героини было похоже на сказку А на быстром и сильном верблюде, Утопая в ласкающей груде Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер,
Упиваясь восторгом заранее. Дальнейшая судьба женщины ужасна. Она брошена возлюбленным в Марселе, пляшет перед пьяными матросами, чтобы заработать гроши и выжить. Вернуться домой она не может, ей остается только умереть на чужбине. Большую известность Гумилеву принесла третья книга поэзии – Жемчуга (1910). Баллада Капитаны, вошедшая в этот сборник, стала очень популярной у читателей На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого нестрашны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель, Чья не пылью затерянных хартий — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь. Удивительная образность этих строк поражает, как и неожиданные метафоры шелестят паруса кораблей, и яростные эпитеты (дерзостный путь, и экзотическая лексика («мальстремы»). Широкий простор действия в стихотворении – от северных до южных морей. Стихотворение Перстень (1920) имеет законченный сюжет, напоминающий сказку. В нем рассказывается история девушки, уронившей в колодец перстень с красным рубином. Волшебные существа, живущие в колодце, не хотят отдать перстень. Тогда девушка предлагает взамен кровь своего жениха, который ее безумно любит. Ведь кровь так похожа на рубин Даже нечисть удивлена такой чудовищной жертвой, но девушка спокойно отвечает Просто золото краше тела И рубины красней, чем кровь, И доныне я неумела Понять, что такое любовь. В стихотворении Шестое чувство (1920) Гумилев рассуждает о тайне души человека, о загадке таланта, об истоках творческого вдохновения. Откуда берутся бессмертные стихи, каким шестым чувством нужно обладать, чтобы твои произведения остались в веках Гениальное стихотворение нельзя Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо. Поколения людей в веках сменяют друг друга для того, чтобы в процессе эволюции стать, наконец, истинным венцом природы Так век за веком – скоро ли, господь — Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства. Стихотворение Заблудившийся трамвай (1921) посвящено тайне времени и пространства. В символистской манере автор пытается проникнуть в тайны памяти, осмыслить страшную власть времени над человеческой судьбой, которая представлена в волшебном образе заблудившегося трамвая Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставляли при свете дня. Трамвай несется в неизвестность. Герой не может понять, где он. Рефреном звучат строки Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. Перед глазами героя мелькают картины нищий, умерший год назад в Бейруте палач, отрубающий голову герою вокзал, на котором можно / В Индию Духа купить билет. Повествование строится в форме бреда. Герой то вспоминает свою невесту Машеньку, исчезнувшую куда-то, то видит себя, идущего с напудренной косой представляться императрице. Человек представлен песчинкой в потоке времени. Он не может ничего изменить и понять. Поэт делает вывод, что Люди и тени стоят у входа / В зоологический сад планет. Ему остается только отслужить молебен о здравии Машеньки и панихиду по самому себе. Разгадать тайну жизни и смерти человеку не дано И все ж навеки сердце угрюмо, И трудно дышать, и больно жить Машенька, я никогда не думал, Что можно так любить и грустить. Когда началась Первая мировая война, Гумилев идет добровольцем на фронт. Его назвали «поэтом-воином», о его храбрости ходили легенды. Он презирал смерть, был награжден редкими для офицера наградами – двумя солдатскими Георгиями, которые давали только за личное мужество на поле боя. В сборнике Колчан поэт писал И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надомною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. И кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть.
(1916) И опять яркие образы птиц быстрей взлетают клинки, голос дикий », мысль великая ». Лирический герой величествен в ощущении своего бессмертия. И прошлое звучит в строках звоном меди, сверкает в образе быстрого клинка.
Война вернула Гумилева к теме России и судьбы ее народа. В 1918 году вышел сборник Гумилева Костер. В стихотворении Рабочий поэт пророчески предсказывает свою трагическую судьбу Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит Все он занят отливаньем пули, Что меня с землею разлучит. Пуля, им отлитая, просвищет Над седою, вспененной Двиной, Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной. Точные эпитеты невысокий старый человек, сухая, пыльная и мятая трава, близкое к реалистическому письмо, тонкий психологический рисунок трагического переживания. Жизнь Н. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года, в возрасте 35 лет. Он был расстрелян чекистами зато, что не донес о готовящемся офицерском заговоре против советской власти. Доносить на кого-либо было не в принципах Гумилева, не соотносилось сего понятием чести.
Гумилев остался в истории русской литературы как один из лучших поэтов начала ХХ века. Его богатое поэтическое наследие не утратило своего значения ив наши дни. Игорь Северянин – поэт серебряного века Тонкий знатоки строгий критик В. Я. Брюсов писал Не думаю, чтобы надобно было доказывать , что Игорь Северянин – истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет “Громкокипящий кубок. О талантливости Северянина писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, В. Маяковский, А. Толстой. Северянин начал писать стихи влети называл их «поэзами». Слава пришла к Северянину после выхода в свет его сборников «Громкокипящий кубок, «Златолира», Ананасы в шампанском (1913–1915). Стихи поэта имели мало общего с западным футуризмом. В них возникают причудливые образы фарфоровых гробов, «олуненных оленей, муаровых платьев, ягуаровых пледов. Поэтический мир Северянина проступал в интерьерах дымных ресторанов, будуаров, где царят легкая любовь и праздник. Таков, например, его Шампанский полонез Шампанское, в лилии журчащее искристо, — Вино, упоенное бокалом цветка. Я славлю восторженно Христа и Антихриста Душой, обожженною восторгом глотка Нередко Северянина воспринимали как легкого поэта, стихи которого служат лишь развлечением. Но от внимательного читателя не ускользало понимание поэтом исторических сдвигов эпохи. В стихотворении Увертюра среди пышных фраз, воссоздающих интерьер ресторана, находим четко сформулированную цель автора Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс…»:
Ананасы в шампанском Ананасы в шампанском Удивительно вкусно, игристо, остро Весь я в чем-то норвежском весь я в чем-то испанском Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо Северянин первым ввел в обиход авторское исполнение стихов с эстрады. Он называл свои выступления перед публикой «поэзоконцертами». Поэт не читал стихи, а пел их. Он объехал всю страну, собирая на свои концерты толпы восторженных поклонниц. Позовите меняя прочту вам себя, Я прочту вам себя, как никто не прочтет Кто не слышал меня, тот меня не постиг Никогда – никогда, никогда – никогда Своей шумной славой поэт не тяготился. Скорее, наоборот. Северянин знал, что он талантлив, и не считал нужным скромничать. Мотивы избранничества, культа собственного я часто становились поводом для очередной поэзы: Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. О, гениальный О, талантливый — Мне возгремит хвалу народ. Я – я Значенье эготворчества — Плод искушенной Красоты. Широкому читателю Северянин запомнился строчками из Эпилога к первой книге его «поэз» «Громкокипящий кубок Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден Безмерной радостью жизни наполнено стихотворение Не мне в бездушных книгах черпать. Поэт выступает против разрушающего воздействия общества и среды на чистую душу человека. Он доверяет своей интуиции художника в деле познания красоты мира. Сухие, оторванные от жизни ученые книги не могут дать настоящего счастья Не мне в бездушных книгах черпать Для вдохновения ключи, — Яне желаю исковеркать Души свободные лучи Я непосредственно сумею Познать неясное земле Я в небесах надменно рею На самодельном корабле В моей душе такая россыпь Сиянья, жизни и тепла, Что для меня несносна поступь Бездушных мыслей, как зола. Пытаясь сохранить от посягательств свой внутренний мир, поэт с максимализмом
юности отказывается и от учителей в поэтическом мастерстве, и даже от культуры с ее ценностями, что соответствовало установкам футуризма Не мне расчет лабораторий Нет для меня учителей Парю в лазоревом просторе Со свитой солнечных лучей Какие шири дали виды Какая радость воздух свет И нет дикарству панихиды, Но и культуре гимна нет Стихотворение Когда ночами представляет собой зарисовку-настроение. В нем отражен характерный для творческой манеры Северянина переход одного чувства в другое и природный оптимизм. Начавшись с грустных нот, к концу оно становится жизнеутверждающим А сердце плачет, а сердце страждет,
Вот-вот порвется, того и ждешь Вина, веселья, мелодий жаждет, Но ночь замкнула, – где их найдешь Сверкните, мысли Рассмейтесь, грезы Пускайся, Муза, в экстазный пляс И что нам – призрак И что – угрозы Искусство снами и Бог за нас. Радостью, восторгом и восклицательными знаками наполнено стихотворение Весенний день. Герой весел, молод, влюблен, готов обнять весь мир, его душа рвется и поет Скорей бы – в бричке по ухабам Скорей бы – в юные луга Смотреть в лицо румяным бабам Как друга, целовать врага Шумите, вешние дубравы Расти, трава Цвети, сирень Виновных нет все люди правы В такой благословенный день И. Северянин объявлял себя поэтом-историком. У современников эти заявления вызывали улыбки, поскольку историзма творчество Северянина не содержало. Однако в его стихах отражались определенные стороны жизни. Биография поэта становится стержнем, на который нанизывается все остальное содержание Родился я, как все, случайно Был на Гороховой наш дом. Точность автобиографических деталей прослеживается ив поэме Падучая стремнина Я вспоминал свою любовь былую, Любовь души двенадцативесенней,
К другой душе пятью годами старше, — Я вспоминал любовь к кузине Лиле, Смотря на эти, милые когда-то По детским впечатлениям места Поэт называет настоящее имя своей двоюродной сестры. Кроме того, его стихи имеют точную датировку с указанием числа, месяца, а иногда и места, где они были созданы.
Северянин-поэт, таким образом, избрал себя в качестве объекта исследования. Стремясь уйти от трагедии надвигающейся революции, поэт придумывает волшебную страну Миррэлию, названную так в честь восхищавшей его поэтессы-современницы Мирры Александровны Лохвицкой. В этой идеальной стране все живут по законам любви и гармонии с природой. Это край ландышей и лебедей, двенадцати принцесс, Где нет ни больных, ни лекарства, Где люди не вроде людей Стихи о Миррэлии находили отклик в душах читателей, также ощущавших наступление исторических катаклизмов. В них отразились невозможность повлиять на ход событий, стремление укрыться от революционных бурь. Тема любви – широчайшая в лирике Северянина. Ей посвящены такие стихотворения, как Примитивный романс и Стансы. Лирический герой тоскует о возлюбленной. Его обращения к ней наполнены ласковой нежностью, тоской разлуки, уверениями в любви Моя ты или нет Не знаю не пойму Ноты со мной всегда, сама того не зная. Простишь литы мои упреки, Мои обидные слова Любовью дышат эти строки, И снова ты во всем права Северянин известен как виртуоз стихосложения. Он создал множество неологизмов, но это не усложнило смысл его стихов. Поэт сознательно не принимал ничего усложненного, трудного и заумного В парке плакала девочка «Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломана лапочка, — Я возьму птицу бедную ив платочек укутаю Простота, искренность и цельность составляют одну из черт поэзии Северянина. Он воспевал любовь, радость бытия, природу, прекрасную в своем совершенстве. Проснулся хутор. Весенний гутор Ворвался в окна Пробуждены Запели – юны — У лиры струны. И распустилась сирень весны. Поэт всегда подчеркивал, что он вне политики, называл себя соловьем без тенденций. Вначале марта 1918 года он уезжает в далекий эстонский поселок и принимает эстонское гражданство. В России в это время начался голод, царила смута. Северянин превратился в эмигранта, утратил родину, былую славу, остался без средств к
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта