Главная страница

сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Анкорсочинения
Дата26.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
ТипЛитература
#417724
страница9 из 16
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
Есенина Анна Снегина» Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма Анна
Снегина» – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму – автобиографической. Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Также, как
Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле Темные аллеи, таки
Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои произведения на одном дыхании, словно боялись не успеть. У обоих похожие реалии старинное поместье, сад, белеющее в сумерках платье девушки у калитки, образы нищих крестьян, сомнения в правоте своих поступков Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Состарившийся плетень.
Когда-то у той калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково Нет В поэме показана не только личная история героя, в ней автор подводит итог своего творческого пути и исторического пути страны. Две линии, лирическая и эпическая, тесно переплетены в сюжете произведения. Лирическое начало проявляется в истории любви героя к дочери помещика Анне Снегиной. Для поэта это было светлое, чистое чувство юношеской любви, которое осталось таким на всю жизнь. В отношении к девушке сквозит нежность и благодарное уважение. История, рассказанная в поэме, начинается, когда автору было шестнадцать лета через десять лет он вернулся в родную деревню, где до сих пор стоит дом помещицы Снегиной. Лирическое начало сквозит даже в сценах социального плана, поскольку автор настроен наличные воспоминания. Герой ходит по деревне, и прошлое предстает передним Луна золотою порошею Осыпала даль деревень. Дореволюционные события составляют эпический план поэмы Первая мировая война,
Февральская революция, борьба за власть в деревне. Есенин в курсе политических событий. Он приезжает в деревню между Февральской и Октябрьской революциями. Поэт с осуждением и негодованием вспоминает войну. Он считает ее безумием и преступлением. Людей массово убивали за чьи-то толстые кошельки. Есенин дает оценку войне Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. В руках ловких политиков люди превращаются в игрушки, которыми они ловко манипулируют. Умным людям понятна античеловеческая сущность любой войны. Поэт с возмущением говорит об агитаторах и лживой пропаганде, которая призывала людей умирать за чужие интересы. Эти крикуны спокойно отсиделись в тылу, пока шли кровопролитные бои. В деревне Есенин встречает крестьян, которые хорошо помнят его. Поэт реалистически воспринимает революцию, не приукрашивает жизнь крестьян. Он далек от идеализации мужиков. Мужики из соседних деревень враждуют. Причина – зависть к более зажиточным соседям. Мужики поняли, что можно безнаказанно грабить, и хотят получить земли помещицы Снегиной. Активистами в годы революции становились самые никчемные, в прошлом пьяницы, дебоширы и лентяи. Таков брат Прона Оглоблина. Жители деревни прекрасно знают его достоинства, но именно он становится во главе сельсовета. Герой с осуждением говорит Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук. Самого Прона Оглоблина исчерпывающе характеризует старая мельничиха
Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, Сутра по неделям пьян. Уже в городе поэт узнает, что происходило в деревне после революции. Мельник в письме сообщает Мы живем не в раю. Этим все сказано. Как многие выходцы из дворянского сословия, Анна после революции оказалась в эмиграции. Лишенная родины изгнанница тоскует породной стороне, по прошедшей любви. Старый мельник передает Сергею письмо с лондонским штампом от Анны Снегиной. В душе героя возникают волнующие воспоминания Далекие милые были. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. Этими словами Есенин заканчивает поэму. В стране произошел грандиозный переворот, изменилось все, но любовь остается неизменной, она дает силу и надежду. Тема творчества и судьбы поэта в лирике МИ. Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, сего глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы. Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женскую мягкость и переменчивость. Сборник Вечерний альбом вышел в свет, когда поэтессе было 18 лет. В него вошли юношеские стихи, показывающие становление творческой индивидуальности автора. В них не отразились исторические события в стране, только мир души, ее стремления и надежды.
Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. Творчество, возможность писать стихи были сутью ее существования. Лишение этой возможности было для нее равносильно смерти. Она не могла не писать, говорила, что ее стихи пишутся сами, они растут, как звезды и как розы. Лирическая героиня Цветаевой – личность огромной энергии и силы. Все ее чувства устремлены вверх – к свету, к вселенской тайне, к совершенству, поэтому в ее лирике часто встречается образ горы. При чтении ее стихов возникает чувство полета, читателя захватывает мощный поток цветаевского таланта По нагориям, По всхолмиям, Вместе с зорями, С колокольнями Поэтесса была убеждена, что поэт – творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они В стихотворении Вы, идущие мимо меня Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и толпы Вы, идущие мимо меня К не моими сомнительным чарам, — Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни растрачено даром Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой Поэт живет с обнаженным сердцем и нервами, поэтический дар, по мнению поэтессы, – это и неземное счастье, и проклятие. Обыкновенных людей она называет счастливцами и счастливицами. Поэту нужно отказаться от обычной жизни, он живет в другом мире, а в этом он нелеп, беспомощен и смешон. Поэт уникален, а его смерть – большая, невосполнимая утрата для людей.
Цветаева верила, что способность к всепоглощающей любви также является частью Божьего дара поэту, его отличительной чертой. Поэт охватывает своей любовью весь мир, для его любви не существует никаких ограничений. У поэта – особое зрение, он может видеть тайное, скрытое, как ясновидец. Поэт живет в своем времени и пространстве, в княжестве снов и слов, сны для него являются
реальностью. У Цветаевой много сновидческих стихов, где она – островитянка или живет на седьмом небе, во сне у нее есть корабль мечты. Интуиция, пророчество, предвидение
– все это в распоряжении поэтессы, как инструменты для создания стихов Око зрит – невидимийшую даль, Сердце зрит – невидимийшую связь, Эхо пьет – неслыханную молвь. Как правило, отношения со временем у поэта трагические, так как, по ее выражению, поэт – очевидец всех времен истории, но он пленник времени, в котором ему приходится жить. Об этом поэтесса говорит в стихотворении Прокрасться А может, лучшая победа Над временем и тяготеньем — Пройти, чтоб не оставить тени На стенах Может быть – отказом Взять Вычеркнуться из зеркал. Стихи, которые Цветаева писала о своих поэтах-современниках, посвященные Блоку,
Ахматовой и другим, поражают точностью в определении их значимости в поэзии, тонким анализом их дарования. Анне Ахматовой она пишет Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – тоже И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. Марина Цветаева очень любила творчество Пушкина, восхищалась его смелостью, способностью отстаивать свое мнение. Ею написан цикл Стихи к Пушкину. Поэтесса верила в то, что Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества.
Мандельштам начал писать стихи влет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о прекрасном и возвышенном. Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм Неутомимый маятник качается И хочет быть моей судьбой.
Первые опубликованные стихотворения имели названия Невыразимая печаль, Дано мне тело – что мне делать с ним, Медлительный снежный улей. Их темой была иллюзорность действительности. Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря. Начал Мандельштам с увлечения символизмом. В стихах этого периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы, обращался к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена и других. Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал Неужели я настоящий, / И действительно смерть придет Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье Утро акмеизма он писал, что считает слово камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления. Свой первый сборник стихов он таки назвал – Камень. Мандельштам пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором в стихах. У него самого изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл. В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры. Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой. В его стихах ассоциативность образов и импрессионизм письма. Ценность этих стихотворений в их философском и историко-культурном содержании. Мандельштама можно назвать певцом цивилизации Природа – тот же Рим и отразилась в нем. Мы видим образы его гражданской мощи В прозрачном воздухе, как в цирке голубом, На форуме полей ив колоннаде рощи. Поэт пытался осмыслить историю цивилизаций и народов как единый, бесконечный процесс. Также талантливо Мандельштам описывал мир природы в стихотворениях Раковина, Есть иволги в лесах, и гласных долгота и других Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой. В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса, Бах, Кинематограф, Ода Бетховену показывают, что дает поэту вдохновение для
творчества. Сборник Камень сделал поэта знаменитым. Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким радость от великих перемени предчувствие ярма насилия и злобы. Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него биографию и чувство личной значимости. С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве. События революции нашли отражение в стихотворениях Прославим, братья, сумерки свободы, Когда октябрьский нам готовил временщики в сборнике «Tristia» Скорби. В стихах этого периода доминирует мрачный колорит образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике Скорби представлена тема любви. Любовь поэт понимает как высшую ценность. Он с благодарностью вспоминает о дружбе с
Цветаевой, прогулки по Москве, пишет об увлечении актрисой Арбениной, которую он сравнивает с античной Еленой. Примером любовной лирики может служить стихотворение Зато, что я руки твои не сумел удержать.
Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях В Петрополе прозрачном мы умрем, Мне холодно. Прозрачная весна, В Петербурге мы сойдемся снова, На страшной высоте блуждающий огонь. В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу Стихотворения. В ней поэт говорит, что не услышан веком, вспоминается крутая соль обид. Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении «1 января 1924» он пишет Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох, Еще немного – оборвут Простую песенку о глиняных обидах И губы оловом зальют. В стихотворении Концерт на вокзале поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с железным миром Нельзя дышать, и твердь кишит червями, И ни одна звезда не говорит Стихотворениях годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали второстепенным поэтом, он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях Речка, распухшая от слез соленых, Мастерица виноватых взоров, Я больше не ребенок Ты, могила, Голубые глаза и горячая лобная кость, Меня преследуют две-три случайных фразы. У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение Мы живем, под собою не чуя страны, направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.
Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека. Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства

Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения поэтесса по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно поэтом наравне с другими.
Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, ново многом только потому, что главой и теоретиком акмеизма был ее муж Н. Гумилев. Сама она, начиная с первых сборников, была поэтом реалистического направления. В 1912 году выходят два первых сборника Ахматовой – Вечери Четки. Они сразу обратили на себя внимание читателей и критиков и принесли известность молодому автору. Содержание первых сборников – это лирика любви. Особенностью любовной лирики
Ахматовой было то, что центральной темой стихов становятся переживания женщины. Это было ново и необычно. В лирике XIX века обычно автор-мужчина писало собственных чувствах, а женщина изображалась как объект, на который они направлены. Никто не писал, что чувствует женщина, что происходит в ее душе. В этом смысле Ахматова и Цветаева разрушили вековое рабство и зависимость женщин, отсутствие у них свободы и права выбора, открыли их внутренний мир в русской поэзии. В стихотворениях Ахматовой подробно анализируются переживания женщины, а мужчина изображается как объект. Для ранней лирики характерны два смысловых и эстетических центра – любовь и свобода Долгим взглядом твоим истомленная, И сама научилась томить. Из ребра твоего сотворенная, Как могу я тебя не любить Любовь для поэта становится содержанием жизни, ее единственной ценностью. Особенное звучание лирике Ахматовой придает мудрое отношение к себе и миру. У нее нет разрушительных страстей на грани жизни и смерти, как у Цветаевой. Ее стихи вызывают уважение к автору за спокойные, ровные интонации и глубокие образы. Даже в стихотворении Песня последней встречи, где описывается расставание влюбленных, нет истерических нот Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Яна правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три. Любовная лирика Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Поэт обращает внимание на множество деталей, чтобы показать душевное смятение своей героини. В стихотворении Небывалая осень построила купол высокий об основном событии – встрече с любимым – говорится только в последней строчке. До этого автор описывает редкую погожую осень, употребляя оксюморон весенняя осень. В душе героини осень превращается в весну любви, и чувство это нарастает на протяжении всего текста. К героине идет ее друг, она испытывает сильное волнение. Ахматова представляет солнце в мужском образе, а осень – в женском Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник, И весенняя осень так жадно ласкалась к нему
Тема расставания, разрыва отношений является содержанием многих стихотворений поэта Чугунная ограда, Сосновая кровать. Как сладко, что не надо Мне больше ревновать. Постель мне стелют эту С рыданьем и мольбой Теперь гуляй по свету, Где хочешь, бог с тобой Стиль Ахматовой отличается сдержанностью, отсутствием вычурных деталей, небольшим количеством метафор. Ориентация на разговорную речь придает стихам искренность и задушевность. Ахматова в своих стихотворениях придерживается принципа наглядности, конкретности деталей. Во многих произведениях поэт использовала фольклорные стилизации, меткие и точные народные выражения. Лирика Ахматовой не устарела и сейчас, как не могут устареть чувства человека, она была и будет гордостью русской поэзии. Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения Утешение и Молитва свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. В стихах Ахматовой о родине сочетаются публицистичность и автобиографизм. Вместе со страной поэт переживала страшные годы. Ее стихи наполняются патриотическими чувствами и общечеловеческим содержанием. Годы революции и гражданской войны не ослабляют патриотизма поэта. Голод и разруха не заставили ее уехать заграницу. В стихотворениях Мне голос были Нес теми я, кто бросил землю отразилось мужество и стойкость Ахматовой: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил Иди сюда. Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.
….. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. В стихотворении Нес теми я, кто бросил землю снова звучит мотив искушения, но для поэта родина – превыше всего, изгнанничество же унизительно Нес теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Поэт по доброй воле, болея за судьбу своей страны, разделяет с ней горькую участь А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. В стихотворении Родина сначала перечисляются черты показного патриотизма. Поэт говорит, что родную землю мы не носим в ладанках на грудине сочиняем о ней стихи навзрыд, спокойно спим, не считаем ее раем, более того, живем, не вспоминая о ней. Перечислив отрицательное, поэт переходит к утверждению Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах, И мы мелем, и месим, и крошим Тот нив чем не замешанный прах. Без громких слово любви к родине Ахматова пишет о родной земле Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. В этом стихотворении Ахматова говорит от лица всего народа, готового защищать и даже отдать жизнь за родную землю. Это и есть истинный патриотизм. Вовремя Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов о родине. В замечательном стихотворении Мужество она утверждает, что главной ценностью нации были есть великий русский язык, русская речь, русское слово Свободными чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки Мужество женщины-поэта потрясает. В е годы были арестованы мужи сын, она жила, со дня надень ожидая ареста. В родной стране в 1946 году ее творчество подвергалось резкой и грубой критике, ее назвали салонной поэтессой, далекой от народа, ненужной и вредной. Ахматову не печатали вплоть дох годов, а знаменитую поэму Реквием издали только в е годы. Сейчас произведения Анны Ахматовой доступны читателям, ее любовная, патриотическая и гражданская лирика вошла в золотой фонд русской поэзии. Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой Реквием, отражение в ней личной трагедии и народного горя
Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой Реквием была написана с 1935 по 1940 год. Дох годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы не подвергнуться репрессиям. Только после смерти Сталина поэма была записана, но правда, изложенная в ней, все еще была опасна, а публикация невозможна. Но рукописи не горят, вечное искусство остается жить. Поэма Ахматовой Реквием, вместившая в себе боль сердец тысяч русских женщин, была опубликована в 1988 году, когда ее автора уже 22 года не было на свете. Анна Ахматова вместе со своим народом прошла через страшное время всеобщей немоты, когда муки переполняют, становятся невыносимыми, а кричать нельзя. Судьба ее трагична. Мужа Ахматовой, замечательного русского поэта Николая Гумилева, расстреляли в 1921 году по ложному обвинению в заговоре против новой власти большевиков. Талант и ум преследовались сталинскими палачами до десятого колена. Обычно вслед заарестованным отправлялись в лагеря его жена, бывшая жена, их дети и родственники. Сына
Гумилева и Ахматовой Льва арестовали в тридцатые годы и снова по ложному обвинению. Был арестован и муж Ахматовой – Н. Н. Пунин. В стране царил произвол, нагнеталась атмосфера невыносимого страха, ареста ждал каждый. Название Реквием, что означает заупокойная месса, очень точно соответствует чувствам поэтессы, которая вспоминала В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. В поэме Ахматова говорит от лица миллионов людей, которые не понимали, в чем обвинялись их родственники, пытались добиться от властей хоть каких-то сведений об их судьбе. Каменным словом прозвучал для матери смертный приговор сыну, позже замененный на заключение в лагерях. Двадцать лет Ахматова ждала сына. Но и этого властям показалось мало. В 1946 году началась травля писателей. Ахматову и Зощенко подвергли резкой критике, их произведения перестали печатать. Сильная духом поэтесса выдержала все удары судьбы. В поэме Реквием выражено безмерное народное горе, беззащитность людей, потеря нравственных ориентиров Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.
Ахматова, как никто другой, умела в емких, коротких строчках своих стихов выразить экстремальное душевное состояние человека. Ситуация безвыходности, обреченности и абсурда происходящего заставляет автора сомневаться в собственном душевном здоровье Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в черную долину. И поняла я, что ему Должная уступить победу, Прислушиваясь к своему, Уже как бы чужому бреду.
В поэме Ахматовой нет гипербол. Горе, которое испытывает «стомильонный народ, уже невозможно преувеличить. Боясь сойти сума, героиня внутренне отстраняется от событий, смотрит на себя со стороны Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют И пусть унесут фонари Ночь. Эпитеты в поэме усиливают отвращение перед террором против собственного народа, вызывают чувство ужаса, описывают запустение в стране смертельная тоска, безвинная Русь, тяжелые шаги солдат, окаменелое страдание. Автор создает образ красной ослепшей стены власти, у которой бьется народ в надежде на справедливость И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною Ив лютый голод, ив июльский зной Под красною ослепшею стеною. В поэме Ахматова использует религиозную символику, например, образ матери Христа, Богородицы, тоже страдавшей за своего сына. Пережив такое горе, Ахматова не может молчать, она свидетельствует. В поэме создается эффект многоголосья, как будто говорят разные люди, а реплики повисают в воздухе Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. В поэме множество метафор, которые поражают мастерством и силой чувств и не забудутся никогда перед этим горем гнутся горы, звезды смерти стояли над нами, и своей слезою горячей новогодний лед прожигать. В поэме есть и такие художественные средства, как аллегории, символы, олицетворения. Все они создают трагический реквием по всем невинно убиенным, оклеветанным, пропавшим навсегда в черных каторжных норах. Поэма Реквием завершается торжественным стихотворением, в котором чувствуется радость победы над ужасом и оцепенением долгих лет, сохранение памяти и здравого смысла. Создание такой поэмы – это настоящий гражданский подвиг Ахматовой. Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку Мезонин поэзии. Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений Близнец в тучах, в 1917 году – книжка Поверх барьеров, а в 1922 году – Сестра моя – жизнь. Так поэзия навсегда стала делом его жизни. Поэт был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это высота, которая валяется в траве под ногами. Истина и добро составляют суть творчества настоящего
художника, а философская тема человека и природы становится одной из главных в творчестве Пастернака. В ранней лирике ощущается зыбкость взгляда молодого поэта на мирна события, происходящие в стране. Не только юному поэту, но и людям искушенным было сложно разобраться в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в котором он черпал силы. В цикле стихотворений Темп и вариации он говорит о необходимости противостоять разрушительным силам истории. В поэме Девятьсот пятый год лирический герой проходит период становления именно в годы революций. Грандиозность событий восхищает его, но вместе стем проскальзывает мысль об обличительных крайностях насаждения новой власти. Поэт не может вписаться в жестокую прозу революции. Разделяя тезис о том, что революция пожирает своих детей, Пастернак в поэме Лейтенант Шмидт» утверждает, что герои революции одновременно ее жертвы. Поэт, все больше вникая в окружающую жизнь, убеждается, что поэзия выше людской суеты, что только в ней – высший смысл Поэзия, не поступайся ширью, Храни живую точность точность тайн. Не занимайся точками в пунктире И зерен в мире хлеба не считай. Искусство для Пастернака не зависит от катаклизмов эпохи. В своих высказываниях поэт всегда сохранял мудрую сдержанность культурного человека. Он не собирался конфликтовать или настаивать в отличие от современных ему поэтов, сих лозунгами, агрессией, протестами. У Пастернака тихая лирика, но от этого значение ее не уменьшается, а возрастает. В известном стихотворении Стансы поэт говорит о духовной свободе художника, о многом, чего он не мог принять в советской действительности, с ее декретами и постановлениями Мы в будущем, твержу я им, как все, кто Жил в эти дни. А если из калек, То все равно телегою проекта Нас переехал новый век. Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Лирический герой поэзии Пастернака всегда вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. В стихотворении Душная ночь поэт рисует картину, которая мгновенно воспроизводится в душе читателя У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шел спор. Я замер. Про меня Восприятие природы у Пастернака тоже особое. Он меняет местами субъект и объект. Получается, что лирический герой оказывается не главным в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот. облака замечали своды похудели
Заборы – заметно, кресты – слегка У поэта все одушевлено деревья, ветер, река, времена года. Сними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима Она шептала мне Спеши губами, белыми от стужи. Мири природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака в заплатанном салопе сходит наземь небосвод или «предгрозье играет бровями кустарника. Большой поэтический дари масштаб личности позволяли поэту по-иному воспринимать время Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно. И через дорогу за тын перейти Нельзя, не топча мирозданья… Или Мгновенье длится этот миг, Но они вечность бы затмил При такой глобальности мышления поэт смело сочетал в своих произведениях бытовые, житейские мелочи и вечные философские вопросы. Его стихи не о мире, они – сам мир, живой, дышащий, сохраняющий человека. Цикл Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака Доктор Живаго» Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку Мезонин поэзии. Пастернак намеревался дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название Три имени. Только в 1955 году роман под названием Доктор Живаго» был закончен. Такой труд можно назвать книгой жизни. И действительно, содержание романа замешано на жизни автора. На первой странице книги перед нами десятилетний мальчик, который растет, мужает, переживает две революции, две войны, две любви. Также, как было у самого Пастернака. В эпилоге романа автор подтверждает автобиографичность повествования Москва внизу и вдали, родной город автора и половины того, что с ним случилось, Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер. Проза, написанная талантливым поэтом, всегда завораживающее чудо. Проза Бунина, Пушкина, Лермонтова – шедевры. Поэт пишет роман, как стихотворение. Пастернак добился того же эффекта, тем более что длительный срок написания произведения позволил ему довести текст до совершенства. Герой романа – врач, художник, мыслитель, поэт, вокруг которого разворачиваются драматические события истории России. Автор одной главой включил в роман цикл стихотворений Юрия Живаго, органично вливающийся в текст, становящийся его частью. Это душа героя говорит снами языком поэзии. В е годы Пастернак занимается переводами зарубежных классиков
Шекспира и Гете. По-видимому, это сказалось в том, что цикл стихов Юрия Живаго открывается гениальным стихотворением «Гамлет». Его лирический герой ведет монолог от первого лица. Гамлет здесь воспринимается одновременно и как принц Датский,
продолжающий жить в стихотворении Пастернака, и как актер, играющий роль Гамлета. Предполагается театр, сцена, на которой стоит лирический герой, шум зрителей перед началом представления. В стихотворении говорится о драме жизни каждого мыслящего человека. Герой обращается к Богу – «Авва Отче с просьбой избавления от страданий, но, как и Христос, он должен пройти мученический путь до конца. Надежды нет, вокруг сумрак ночи Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Стихотворение можно воспринимать и как монолог самого автора. Пастернак находился в родной стране, но был в изоляции, ожидал ареста. Он не мог принять партийности литературы, не мог творить в условиях несвободы. Поэт, начиная с середины х годов, решал для себя вопрос быть или не быть. Иная тональность в стихотворении Зимняя ночь. Поэт при помощи повторов и гиперболы создает образ сильной метели, вьюги Мело, мело по всей земле Вовсе пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Постоянными повторами поэт добивается ощущения остановившегося времени, когда мир тонет в снегу, ничего нельзя сделать или изменить и только сердце человеческое еще живо, горит его огонек. Человек, его любовь противостоит злу мира, которое воплощено в метели. Оконная рама видится, как крест, спасающий людей в их жилищах. Мерцающий огонек свечи – как сигнал, обращенный к другим душам с намерением объединиться. Это стихотворение звучит удивительно музыкально. В цикле стихов Юрия Живаго поэт предстает как сложившийся автор философской поэзии. Он воспевает гармонию целостного мира, пытается связать разрозненное в нем. Поэт умеет выхватить мгновение и показать его вечный и глубокий смысл для каждого человека. Его волнует загадка времени в философском смысле этого понятия Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Илистой же быстротой, Может быть, проходит время Для Пастернака единственно правильный путь человека – слияние с природой, с миром, понимание конечности жизни людей. Поэт пытается прозреть свое будущее За поворотом, в глубине Лесного лога, Готово будущее мне Верней залога. Поэта восхищала ежесекундно меняющаяся жизнь, в которой для человека предусмотрено неисчислимое количество различных вариантов развития событий. Проблема бессмертия, вечности у поэта неожиданно выражена образом новогодней елки Будущего недостаточно.
Старого, нового мало. Надо, чтоб елкой святочной Вечность средь комнаты стала. В духовной жизни человека Пастернак признавал только активную позицию. Он уверен, что человек только тогда состоится, если будет все время рваться вверх и вдаль. Его герой Юрий Живаго говорит Как сладко жить на свете и любить жизнь Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию Эта мысль принадлежит большому русскому поэту Борису Пастернаку.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


написать администратору сайта