Главная страница
Навигация по странице:

  • Шолохова Тихий Дон

  • сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


    Скачать 1.5 Mb.
    НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
    Анкорсочинения
    Дата26.03.2022
    Размер1.5 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
    ТипЛитература
    #417724
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Шолохова Тихий Дон История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова Тихий Дон Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах тона одной, тона другой стороне воюющих он ищет правды. Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед Милая ты моя говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны
    Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака Падали еще. Казаки падали и кони. Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у
    людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее нив одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все туже, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам. Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление. Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Неон один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию. Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
    Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет егоза то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне детву и ту не жалею. Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать народной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей. Вечные темы человек и история, война и мир, личность и масса в романе МА. Шолохова Тихий Дон

    Роман-эпопея Тихий Дон Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея Тихий Дон – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий.
    Шолохову, видимо, было предначертано судьбой стать летописцем донского казачества. Также, как в свое время АН. Островский открыл всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а
    об их повседневном быте не было известно почти ничего. Казачество возникло из отчаянно смелых людей, искавших свободы. Это были крепостные крестьяне, бежавшие от произвола помещиков из России на Дон. Здесь, на границах страны, частыми были вражеские набеги, поэтому свою плодородную землю казакам приходилось защищать с оружием в руках. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно. За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет. В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства. На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Жизнь отдельного человека Шолохов рассматривает как уникальную ценность, с неповторимым набором чувств и эмоций, с причудливым переплетением событий. Каждый человек влияет на жизнь окружающих также, как и их действия отражаются на его судьбе. Такой взгляд писателя был непривычен во времена великих политических потрясений, когда речь шла о массах, а жизнь одного человека ничего не стоила. Уже в то время Шолохов понимал, что уход из жизни даже одной личности – это невосполнимая утрата для всего человечества, поскольку каждый из нас приведен на землю со своей миссией. Уважение и восхищение жизнью – вот что поражает в романе, где изображены беспрерывные войны и смерти тысяч людей. Роман наполнен философскими размышлениями автора о человеке и истории. Писатель рисует суровую и правдивую картину событий, когда история вторгается в жизнь людей, разрушая ее. Пронзительное горе матерей, потерявших своих сыновей далеко от дома, на полях Первой мировой войны, нельзя оправдать ничем. Война противоречит самой сути человека, которому по высшему закону убивать нельзя. Человек на этой планете – для созидания. Из всех живых существ только он может облагородить и изменить мир к лучшему. Любовь, семья, мирный труд – все погибает вовремя войны или необратимо меняется. Героев Шолохова можно разделить на два лагеря. Для первых губительные изменения очевидны. Это Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой. Практически все мужское население втянуто в битвы, смысл которых им непонятен. Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди, как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Неон один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию. Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца. Каждый день он сталкивается с насилием, и каждый раз не может принять жестокую реальность, оправдать ее, людей и себя. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами, чтобы понять происходящее, объяснить его себе, найти правду. Когда мать упрекает егоза то, что он участвовал в казни пленных матросов, он признается, что
    жестоким его сделала война. Война убивает лучших, утверждает Шолохов. Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Поняв это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор. Он хочет работать народной земле, поднимать детей. Герою нет еще и 30 летно война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов пишет не об ответственности личности перед историей, а о прямо противоположных отношениях. Его героев без их желания затягивает в водоворот гражданской войны, и выплывают они совершенно другими. Они вынуждены принять одну из сторон, понимая, что так или иначе правды не знают ните ни другие. Женские образы в романе МА. Шолохова Тихий Дон Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В Тихом Доне женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война Шолохов пишет И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до
    Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил На женщинах держится мир. Именно они дают жизнь, создают дом, семью, заботятся, жалеют, выхаживают больных, в тяжкие военные годы выполняют всю мужскую работу. Поэтому в романе гибель пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи осмысливается как обвинение жестокому, безумному веку. В их лице война уничтожает саму жизнь. Аксинью Астахову автор выделяет особо. Он описывает героиню как женщину с сильным характером, цельную в своих чувствах, бесстрашную в любви ив жизни. Своей всепоглощающей любви она отдается без остатка, не боится людской молвы. Честность и открытость, чувство правоты и собственного достоинства отталкивают от нее всякую грязь Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей. Односельчане, со злорадством ожидавшие развязки, застывшие в поганеньком выжиданьице», поняли, что вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь. Аксинья гордится своей любовью, она, наконец, почувствовала себя счастливой. До этого видела она в жизни только горе. Молоденькой девочкой подверглась насилию со стороны отца, которого за это забили до смерти ее мать с братом, потом замужество не по любви, садистские издевательства мужа Степана, безвыходность положения. В ответ на упреки она с вызовом кричит Пантелею Прокофьевичу, отцу Григория За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте Мой Гришка Мой За свою любовь Аксинья готова вынести любые мучения побои и ревность Степана, злые сплетни, домогательства
    Листницкого, разлуку с Григорием и тяжелую болезнь, смерть дочки, постоянные скитания, всеобщее осуждение. Она следует за любимым по дорогам войны, вместе с ним терпит лишения. Смертью на руках Григория заканчивается ее скорбный и счастливый жизненный путь. Желая прекратить порочную связь Григория с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич женит сына на Наталье Коршуновой. Шолохов представляет ее молодой, красивой, сдержанной девушкой, которая будет хорошей женой, хозяйкой и матерью. Григорий не любит ее, и сам говорит ей об этом. Не выдержав разлуки с Аксиньей, Григорий бросает жену. Вернувшись к отцу, в дом родителей, Наталья тоскует по мужу. Она решает ждать, пока Григорий сам не вернется к ней, хотя бы ради детей. Родители Григория прекрасно относятся к невестке, любят внуков. Наталья пробует договориться с Аксиньей, повлиять на нее, но слышит в
    ответ В силах ты будешь – возьмешь его, а нет – не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь. <…> У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете Первый и последний Читатели проникаются сочувствием к Наталье, любящей Григория так сильно и безответно. Наталья окончательно понимает, что счастья с мужем ей не будет. Она проклинает его, а затем неудачно избавляется от ребенка и от этого умирает. Сына она просит передать отцу, чтобы жалел детей. Григорий, сумевший приехать только через три дня после похорон, узнает от матери, что Наталья перед смертью простила его, но его не отпускает чувство вины в ее смерти. Третья женщина, которая беззаветно любит Григория, – это его мать Ильинична. Она показана как оплот казачьей семьи. На ней держится весь дом. Ильинична сумела стать матерью всем невесткам. Ее авторитет в семье непререкаем. Это основывается на глубоком знании жизни, мудрости и справедливости советов и решений. Запутавшийся в круговороте войны Григорий не раз вспоминал слова матери Ты Богато Бога, сынок, не забывай Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил Господи Даты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались… ну как же так можно В измальстве ты был ласковый да желанный, а зараз таки живешь со сдвинутыми бровями. У тебя уж, глядикось, сердце как волчиное исделалось…» Ильинична всеми силами пытается сохранить брак Григория с Натальей. Она надеется, что детская любовь примирит родителей. Таки получилось будущее Григорию – детей – оставила Наталья. Мудрость Ильиничны заключается еще ив том, как она смогла построить свою семью, отношения в ней. Ее муж Пантелей Прокофьевич отличался безудержной вспыльчивостью, в гневе был страшен Припадки ярости повторялись у него не разно Ильинична, наученная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства как только Пантелей Прокофьевич, изрыгая ругательства, начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода – старуха смиренно, но достаточно громко говорила Бей, Прокофич! Ломай Мы ишо с тобой наживем И даже пробовала ему помогать. Для прижимистого крестьянина это был весомый аргумент к прекращению погрома. Множество смертей близких людей выпало пережить Ильиничне. Погибли старший сын, две невестки, муж. Эта мужественная женщина никогда не жаловалась, переживала горе в собственной душе. Она была потомственной казачкой, знала, что их мужчины – воины и почтив каждой семье – горе. Когда у нее остался на войне один Григорий, она говорила А я не верю Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына Не за что Богу меня наказывать. Старая и больная, изломанная горем и непосильной работой, она по вечерам ходит на гумно и, вглядываясь в сгущающуюся темноту, негромко зовет своего сына. Зов материнской души обязательно найдет сердце ребенка, где бы он ни был, притянет его к дому, напомнит об осторожности. Любовь матери совершает чудеса. Благодаря Шолохову весь мир узнал, какие сильные, красивые, яркие и мужественные женщины у казаков, откуда черпает внутреннюю силу этот талантливый народ. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества в романе МА.
    Шолохова Тихий Дон
    ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея Тихий Дон Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать летописцем донского
    казачества. Также, как в свое время А. Островский открыл всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего. Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест. Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки. Ему знакомы все тонкости крестьянского труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью. Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы. Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон. Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народами подвергались неоднократным набегам. Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно. За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет. В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства. На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман начинается с описания мелеховского куреня. Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева. Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет. Казаки живут в согласии сродной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах. Пейзажи у Шолохова всегда полны значения грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев. Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары вхолостую палила молния, ломая небо По ночам на колокольне ревел сыч. Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей. Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому. Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье. В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах. Сознанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов. Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране. Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи. Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории. Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа.
    Писатель не забывает никого, показывает мировоззрение бедноты и зажиточных казаков, их различия в воинских званиях, талантливость и склонность к суевериям. В мастерски написанных массовых сценах Шолохов виртуозно владеет диалогом, показывая настроение толпы. Примером может служить съезд казаков в станице Каменской, где важна каждая реплика, ее смысл вливается в общий ход собрания. Главной удачей автора является создание образов и раскрытие судеб главных героев эпопеи. В этом он проявил себя как художник, умеющий замечательно написать портрет человека, и как психолог, знаток человеческого сердца. В качестве средств выразительности автор использует все мимику, жесты, походку, стиль речи, привычки, отношения с разными людьми. Читатель помнит вислый коршунячий нос, миндалины горячих глаз,
    «звероватую» улыбку Григория Мелехова, опасную притягательную женственность Дарьи, жгучую страстность и готовность к самопожертвованию Аксиньи, суровый нрав Пантелея Прокофьевича, мудрость и терпение Ильиничны. В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории. Правда о войне в рассказе МА. Шолохова Судьба человека Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана ив годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила
    Шолохова Судьба человека (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», эпос, сжатый до размеров рассказа. Благодаря этому рассказу военная проза перешла от подчеркивания эпитета настоящий человек к повествованию о судьбе человека. Содержанием рассказа становится столкновение человека с историей, попытка отстоять свое право на жизнь. Шолохов показал непросто историю жизни солдата, а воплотил в своем герое, простом человеке, шофере Андрее Соколове, типичные черты русского национального характера. При создании этого рассказа Шолохов применяет свой излюбленный прием композиции рассказ в рассказе. Повествование ведется от первого лица, что создает впечатление крайней достоверности, атмосферу исповедальности, когда герой осмысливает прожитую жизнь и делится воспоминаниями с автором-повествователем. Шолохову удается в биографии одной личности отразить трагическую судьбу всего русского народа. Повествователь, случайный попутчик, на переправе через реку сразу обращает внимание на смертельно усталого мужчину с мальчиком. Он видит глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть. Повествователь становится героем рассказа. Слушая историю жизни Андрея
    Соколова, он не может сдержать слез. На долю поколения Соколова выпала не одна война. Он участвовал еще в гражданской войне, а когда вернулся, родни – хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души. Андрей женился, родились дети сын и две дочери, построил дом. Отец семейства, скромный труженик, один из многих, Соколов жили был счастлив, пока не грянула следующая, уже навязанная война. Как и тысячи других людей, герой ушел на фронт, где увидел все ужасы бесчеловечной бойни, развязанной агрессорами. Страшная война оторвала Андрея от родного дома, от близких, любимых людей, от мирного труда. Жизнь человека перевернулась и опрокинулась, на него обрушился кошмар военных злодеяний, которым нет объяснения. Герой рассказа Андрей Соколов – человек трагической судьбы, жертва войны. Человек беспримерной стойкости и мужества, входе войны он попадает в плен. За дерзкий побег посажен в концлагерь, откуда все-таки сумел бежать. Подвиг человека показан писателем в
    условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В этих нечеловеческих условиях раскрывается мужество русского человека, которое удивило даже фашистов. Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью. Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории. Автор неслучайно сделал своего героя человеком уже немолодым, для которого семья – великая ценность. На войне он хочет выжить ради семьи. Вернувшись с фронта, на месте родного дома Соколов находит воронку от авиабомбы. Его сын- артиллерист Анатолий погибает в самом конце войны на немецкой земле, где и остается похоронен. Так война отнимает у отца не только сына, но даже его могилу. Убитый горем человек скорбно вопрошает За что же ты, жизнь, меня так покалечила За что так исказнила?» Соколов честно выполнил свой долг перед страной, историей, а кто вернет ему близких, здоровье, избавит от тяжелого одиночества и печали Такой вопрос ставит писатель в своем произведении. Герой вышел из войны победителем, спас страну и весь мир от фашистской чумы, асам на войне потерял все. Смерть не раз смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество выстоять и до конца остаться человеком. Герой Шолохова все-таки верит в жизнь, он наполнен великой народной мудростью, которая не дает ему пропасть. Соколов усыновляет мальчика Ваню, сироту, которого тоже искалечила война. Все тепло своей души он отдает чистому детскому сердцу, ребенку, у которого тоже война отняла все. Не задумываясь, он называет себя отцом Ванюшки, вернувшимся с фронта. Соколов хочет выправить жизнь этого сироты, дать ему вырасти нормальным человеком. Встреча героев на переправе происходит весной следующего года после окончания войны. Еще трудно и голодно, еще кровоточат раны сердца, но природа уже возрождается, ас ней и русский народу которого есть такие герои, как Андрей Соколов. Автор убежден, что живую душу русского человека убить нельзя. Тема родины в романе В. В. Набокова Машенька Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в х годах в эмиграции и только во второй половине х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть дох годов. Так сложилось, что творчество
    Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков очень много сделал для знакомства западной читательской аудитории с вершинами русской литературной классики, переводил Пушкина и произведения русских писателей XIX века. Родина, огромная любовь к ней всегда оставались в сердце писателя. Первый роман писателя Машенька был написан к осени 1925 года, а вышел в 1926 году. Роман был оценен положительно в среде русских эмигрантов, но шумного успеха не имел, так как содержание его было об их собственной жизни, унылой и тоскливой. В романе действие длится одну неделю апреля 1924 года. В это время большая часть русской эмиграции переезжала из Берлина в Париж. События романа разворачиваются в недорогом берлинском пансионе, который находится рядом с железной дорогой. Тревожные гудки, стук колес постоянно напоминают русским эмигрантам о потерянной родине. Перед нами семеро русских эмигрантов, но только одному из них нравится берлинская жизнь. Это Алексей Алферов, мелкий служащий, называющий себя математиком. Он не так давно приехал в пансион из России и намерен остаться в Берлине. Он с нетерпением ждет приезда жены Марии. Своему ожиданию и вообще всему, что происходит с ним, Алферов придает широкий, даже мистический смысл. Даже то, что они вместе с главным героем романа Ганиным застряли в лифте, Алферов предлагает трактовать как некий знак, символ.
    Сведения о жене Алферова, Маше, Набоков сообщает очень скупо. По рассказам
    Алферова, его жена – чистый идеал женственности и красоты. О ней он говорит только в приподнятых тонах. Герой взахлеб рассказывает о том, как его жена обожает загородные прогулки, а ее облик может воссоздать только талантливый поэт. Алферов предлагает поэту
    Подтягину, тоже живущему в пансионе, описать такую штуку, как женственность, прекрасную русскую женственность. Внешняя простота первого набоковского романа обманчива простая композиция, все героина первом плане, действие разворачивается как в пьесе. Казалось бы, нет никакого второго плана повествования. Читатель воспринимает неуместное умничанье, бестактность, неприятную навязчивость, неряшливость Алферова как банальную пошлость этого персонажа. Однако уже в этом первом романе робко проступают черты словесной игры, сложного стиля Набокова, который сформируется позже. В романе Набокова Машенька талантливо описаны городские пейзажи. Читателя привлекает меткость портретных и психологических характеристик героев, а также сила чувств воспоминаний героя. На первый план автор выводит взгляды и суждения Ганина. В этот образ Набоков вложил остроту и сложность своего восприятия мира, а также собственные воспоминания о России. Четыре дня герой воссоздает в своей памяти подробный образ родины. Воспоминания настолько живые и реальные, что полностью вытесняют в сознании героя впечатления о Берлине. Лавину воспоминаний вызвало то, что на фотографии Ганин узнает в жене Алферова Машеньке свою первую возлюбленную. В душе Ганина происходит переворот, помогающий ему обрести реальность. Толчком к раздумьям, к возвращению в себя, служат и слова Алферова: Пора нам всем открыто заявить, что России капут, что наша родина, стало быть, навсегда погибла. Автор убежден в том, что только искусство способно противостоять распаду и забвению, что жизнь, преображенная в роман, и есть единственная надежная реальность. Поэтому в финале романа Ганин вдруг отказывается от намерения встретить и увезти с собой Машеньку «Ганин глядел на легкое небо, на сквозную крышу – и уже чувствовал с беспощадной ясностью, что роман его с Машенькой кончился навсегда. Он длился всего четыре дня, – и эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни. За эти четыре дня Ганин вспомнил три последних года жизни в России от первой встречи с Машенькой до последнего ее письма к нему. В воспоминаниях героя о Машеньке воплотилась эмигрантская мечта и надежда на возвращение в Россию. Но вернуться на родину можно только в воспоминаниях. Таков смысл концовки романа. Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики НА. Заболоцкого Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть итак и не научился славить тоталитарный строй и его вождей. В голодном 1920 году юный Заболоцкий покидает родительский дом и едет сначала в Москву, а потом в Петроград, где поступает в Педагогический институт им. А. Герцена на отделение языка и литературы. Для поэта это было время поисков индивидуального стиля. Он читал Блока, Мандельштама, Гумилева, Есенина, но близкими ему показались русские поэты XVIII–XIX веков и творчество футуриста Велимира Хлебникова. Ранняя поэзия Заболоцкого содержит зарисовки городской жизни с ее контрастами и противоречиями. Знакомясь с большим городом, поэт ужасался и восторгался, изучал его,
    как диковинное существо. Другой темой лирики Заболоцкого стала тема взаимосвязи человека и природы, отраженная в стихотворениях Лицо коня, В жилищах наших Животные не спят. Они во тьме ночной Стоят над миром каменной стеной. Лицо коня прекрасней и умней. Он слышит говор листьев и камней. Внимательный Он знает крик звериный Ив ветхой роще рокот соловьиный. И зная все, кому расскажет он Свои чудесные виденья Удачными оказались стихи, в которых поэт сатирически изображал пошлость и духовную ограниченность обывателей. Стихотворения Новый быт, Свадьба, «Ивановы», Вечерний бар написаны в лучших традициях сатиры поэтов Серебряного века, таких как Саша Черный, Н. Тэффи, В. Маяковский и другие. В стихотворении Свадьба от еды ломится стол, пир горячи пылок. За столом сидит мясистых баб большая стая, Прямые, лысые мужья / Сидят, как выстрел из ружья. Веселье набирает обороты И под железный гром гитары Подняв последний свой бокал, Несутся бешеные пары В нагие пропасти зеркал. И вслед за ними по засадам, Ополоумев от вытья, Огромный дом, виляя задом, Летит в пространство бытия.
    Заболоцкий примыкает к литературному объединению обэриутов (Объединение реального искусства, куда входили Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов и другие. Первая книжка Заболоцкого Столбцы вышла в 1922 году. Она выделялась даже на фоне многообразия поэтических опытов поэтов того бурного времени. Сборник имел шумный успех, появились положительные рецензии известных авторов. В дальнейшем умных и талантливых авторов не жаловали. Одинаково трагически сложились судьбы Ю. Олеши, М. Булгакова, Б. Пастернака, Е. Замятина, А. Платонова, которые хотели писать повелению сердца, а не по приказу партии. Травля Н. Заболоцкого началась в 1933 году после выхода поэмы Торжество земледелия, в которой крестьянин и все, что его окружает, было показано в гротескных тонах без должного пафоса и восхваления. Недалеких умом критиков и начальников особенно раздражала фантасмагоричность образов, оригинальность видения поэтом мира, где все живое и вещи, и предметы, и природа, где мыслят и разговаривают кони, коровы, предки людей. Заболоцкого называли формалистом, певцом чужой идеологии, запретили печатать уже готовую книгу стихов. Поэт не сдался, он продолжал упорно работать. В е годы писал замечательные стихии прозу для детей, перевел поэму Ш. Руставели Витязь в тигровой шкуре, переводил классиков европейской литературы. На этом этапе жизни и творчества для Заболоцкого стала главной философская лирика. В мире он искал не истину, а гармонию, считал, что справедливое и гуманное отношение должно распространяться на природу и животных.
    Заболоцкий был арестован в марте 1938 года, отбывал заключение в лагерях до 1945 года. Только в 1946 году его восстановили в Союзе писателей. В это время поэт живет и работает в Москве, заканчивая уникальный перевод Слова о полку Игореве». Лириках годов полна философскими и психологическими мотивами, исследованием
    внутреннего мира человека. Стихи отличались автобиографичностью и искренностью. Стихотворения В этой роще березовой, Слепой, Некрасивая девочка, цикл Последняя любовь и другие стали гордостью русской литературы. В стихотворении Слепой поэт говорит о слепоте физической и духовной. Слепой человек научился жить в глубине векового тумана, его жизнь как большая привычная рана, он пением зарабатывает себе на хлеб. Лирический герой со страхом думает, что каждый человек видит и понимает только то, что доступно ему, ив этом его трагедия И боюсь я подумать, Что где-то у края природы Я такой же слепец С опрокинутым в небо лицом. Лишь во мраке души Наблюдаю я вешние воды,
    Собеседую сними Только в горестном сердце моем. Анализируя собственную жизнь и творчество, поэт сомневается даже в нужности и истинности своего поэтического дара Ос каким я трудом Наблюдаю земные предметы, Весь в тумане привычек, Невнимательный, суетный, злой Эти песни мои — Сколько раз они в мире пропеты! Где найти мне слова Для возвышенной песни живой До ХХ съезда партии, на котором был развенчан культ личности Сталина, Заболоцкий еще опасался репрессий, но после съезда воспрянул духом и стал активно творить. За последние три года жизни поэт написал более половины всех стихотворений московского периода. Последний сборник стихотворений и переводов Заболоцкого вышел в 1957 году. Авторитетный критики знаток литературы К. Чуковский написал поэту слова благодарности, которые хочется здесь привести Пишу Вам стой почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор Журавлей, Лебедя, Уступи мне, скворец, уголок, Неудачника, Актрисы, Человеческих лиц, Утра, Лесного озера, Слепого, В кино, Ходоков, Некрасивой девочки, Яне ищу гармонии в природе – подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, ноя отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом. Чуковский оказался прав, хорошо, что он успел сказать эти слова еще живому поэту. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе Проза о войне сыграла особую роль в развитии русской литературы. В ней на специфическом жизненном материале находят решение едва лине все идейные и эстетические проблемы современной литературы. Большинство писателей в дни войны стали военными корреспондентами, первыми
    начали формировать правильное отношение к агрессору. Начало их деятельности положили короткие заметки, небольшие очерки, описывающие зверства фашистов и мужество русских солдат и населения, оказавшегося на оккупированных территориях. Жанр очерка идеально подходил для многостороннего охвата событий. Позже у писателей появилась возможность шире и глубже осмыслить ситуацию, используя жанр рассказа. Военные годы принято называть первой волной прозы о войне. Основной задачей таких произведений было поддержание мужества и стойкости людей, их воли к победе, с чем авторы успешно справились. Второй волной развития военной прозы стали послевоенные годы. Первый всплеск произошел сразу же после смерти Сталина в 1954–1955 годах. Советский Союз, вынесший на своих плечах все тяжести войны, победивший фашистскую Германию и освободивший полмира, не мог продолжать существовать в режиме лагерей. Наступала пора анализа произошедшего. Уже в первых рассказах и повестях этого периода наблюдается нарастание новых качеств, в том числе интерес к документальной прозе, к подлинным свидетельствам участников военных действий. Сюда можно отнести очерк С. Смирнова Герои Брестской крепости (1954), положивший начало документальной повести Брестская крепость, завершенной десять лет спустя. Но наивысший подъем обозначился в 1957–1959 годах. Тогда появились рассказы Судьба человека М. Шолохова, Иван В. Богомолова, повести Батальоны просят огня Ю. Бондарева, Пядь земли Г. Бакланова, роман К. Симонова Живые и мертвые и многое другое. Аналогичный взлет переживали кинематограф. Появились фильмы Летят журавли, Баллада о солдате, У твоего порога. Новые произведения дополняли ту правду, которая была сказана ив годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ М. Шолохова Судьба человека (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», эпос, сжатый до размеров рассказа. Благодаря этому рассказу военная проза перешла от подчеркивания эпитета настоящий человек к повествованию о судьбе человека. Герой рассказа Андрей Соколов вовремя войны попадает в плен, в концлагерь, совершает дерзкий побег. Он – жертва войны, человек трагической судьбы, уникальной стойкости и мужества. В его образе полностью реализована главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории. Основная ценность для Андрея – семья. Шолохов сделал своего героя человеком уже немолодыми мудрым. Он точно знает, за что воюет. Но его возвращение к мирной жизни в таком виде, как он мечтает, невозможно. Сын-артиллерист погибает в самом конце войны, а после возвращения с фронта на месте родного дома Соколов находит воронку от снаряда. Но герой
    Шолохова все-таки верит в жизнь, он наполнен великой народной мудростью, которая не дает ему пропасть. Соколов усыновляет мальчика Ваню, сироту, которого тоже искалечила война. Автор убежден, что живую душу русского человека убить нельзя. Книгами о военном детстве были Иван В. Богомолова, рассказы Веры Пановой Валя и Володя. Появились лирико-драматические автобиографические произведения
    «Где-то гремит война В. Астафьева, Когда отец ушел на фронт Ю. Щеглова, Ранние журавли Ч. Айтматова и другие. В этой прозе главенствовали три основных мотива трагедийность войны, быстрое гражданское возмужание детей и гуманистическое неприятие войны. Изображение любви на войне отражало способность сохранить и оценить чистое чувство, любовь была своеобразным вызовом войне, символом жизни. Сюда относятся такие произведения, как Звездопад и Пастухи пастушка В. Астафьева, «Зося» В. Богомолова, Красное вино победы Е. Носова и другие.
    Наиболее резко новые начала военной прозы проявились в произведениях психологического драматизма. К шедеврам этого направления принадлежат произведения Мертвые сраму не имут» Г. Бакланова, Убиты под Москвой К. Воробьева, первые повести В. Быкова Журавлиный крик, Третья ракета, Фронтовая страница и другие. В произведениях В. Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упорна трагической стороне войны. Яркий пример тому – повесть Сотников, написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед выбором либо спасти свою жизнь через предательство, либо погибнуть от рук фашистов. Сотников и Рыбак – это разведчики партизан, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека. В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать жизнь или смерть. Для него появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом. Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу. Быков в своей повести исследует нежизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы небыли расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем. Рыбак не знал, что нравственная смерть часто наступает раньше физической, с каждым бесчестным поступком отмирает часть души человека. Рыбак испугался, пожалел себя. Чтобы выжить, он становится полицаем. Фашисты приказывают ему казнить Сотникова, чтобы доказать свою лояльность к ним. Сотников умирает, нос чистой совестью, как герой. Рыбак остается жить, но как можно жить, казнив на глазах у крестьян Сотникова, старосту Петра, помогавшего партизанам, добрую женщину Демчиху, у которой трое детей, еврейскую девочку Басю? Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему даже судьбы Иуды. По мнению Быкова, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова Пошел к черту в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака. Эти слова – приговор его слабости, трусости, незрелости души. Для нас военная проза ценна тем, что показывает противоборство двух систем, двух идеологий, которое актуально ив наше время. Развитие военной прозы вступило в новый виток. Оказалось, что не все трагические страницы этой страшной книги-войны прочитаны, не все тайны раскрыты. Эволюция жанров военной прозы в русской литературе Проза о войне заняла особое место в послевоенной литературе. Она стала непросто темой, а целым континентом, материком в литературе, где на специфическом жизненном материале нашли решение едва лине все идейные и эстетические проблемы современности. Сейчас можно со всей полнотой проследить эволюцию жанров военной прозы от самых малых форм до многотомных эпопей. Такое развитие обусловлено проблемами, с которыми столкнулись народы при внезапном нападении фашистских войска также пятилетним сроком тяжелейших испытаний для миллионов людей. Начиналась военная проза с кратких лозунгов, призывов, имевших своей целью мобилизовать людей. Многие писатели с горечью отмечают растерянность людей впервые дни войны. Официальная пропаганда тех лет утверждала, что с Германией подписан мирный договор, что немцы наши друзья, а Сталин, ослепленный собственным величием, не верил в возможность нападения Гитлера на СССР. В трилогии К. Симонова Живые и мертвые, в романе М. Шолохова Они сражались за Родину и многих других произведениях описаны первые дни войны, когда советские солдаты психологически не могли стрелять в немецких солдатне было в их душах ненависти. И только когда перед их глазами предстали горящие поля хлеба и сожженные фашистами деревни, в их сердцах начала подниматься ненависть к врагу. Как правило, большинство писателей и журналистов в дни войны стали военными корреспондентами. Именно им выпало сообщать о событиях с фронта и формировать правильное отношение к врагу. Началом их деятельности стали короткие заметки, небольшие очерки, описывающие зверства фашистов и мужество русских солдат и населения, оказавшегося на оккупированных территориях. Ситуация требовала адекватных изобразительных и жанровых средств. Жанр очерка идеально подходил для многостороннего охвата событий. Военные годы принято называть первой волной прозы о войне. Основной ее задачей было поддержание мужества и стойкости людей, их воли к победе, с чем авторы успешно справились. Позже, когда стало очевидным, что гитлеровцам не удалось молниеносно завоевать страну, у писателей появилась возможность шире и глубже осмыслить ситуацию, используя жанр рассказа. При этом очерк продолжал выполнять функцию пристального слежения за биением пульса страны. Второй волной развития военной прозы стали послевоенные годы. Первый всплеск произошел сразу же после смерти Сталина в 1954–1955 годах. Советский Союз, вынесший на своих плечах все тяжести войны, победивший фашистскую Германию и освободивший полмира, не мог продолжать существовать в режиме лагерей. Наступало время собирать камни и подводить итоги. Достоверная информация о боевых событиях, облеченная в художественную форму, стала наиболее востребована в литературе. Уже в первых рассказах и повестях этого периода наблюдается нарастание новых качеств, в том числе интерес к документальной прозе, к подлинным свидетельствам участников военных действий. Сюда можно отнести очерк С. Смирнова Герои Брестской крепости (1954), положивший начало документальной повести Брестская крепость, завершенной десять лет спустя. В 1957–1959 годах появились рассказы Судьба человека М. Шолохова, Иван В.
    Богомолова, повести Ю. Бондарева Батальоны просят огня, Пядь земли Г. Бакланова, роман К. Симонова Живые и мертвые и многие другие. Аналогичный взлет переживали кинематограф. Появились фильмы Летят журавли, Баллада о солдате, У твоего порога. Это время кульминации военной прозы своего предела достиг тонкий лирический психологизм, основанный на реальных фактах, судьбах, историях. Отличительными чертами второй волны военной прозы считаются образы и детали, максимально приближенные к реальному фронтовому бытию, смелые и резкие подробности, пристальный психологизм, изображение событий и людских судеб в их противоречивой сложности, интерес к восстановлению имени событий, незаслуженно остававшихся в тени, осознание всей меры утрат, причиненных войной. Заметно возрос общий уровень достоверности изображаемых событий. Новые произведения дополняли ту правду, которая была сказана ив годы войны, но
    новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ М. Шолохова Судьба человека (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», эпос, сжатый до размеров рассказа. Благодаря этому рассказу военная проза перешла от подчеркивания эпитета настоящий человек к повествованию о судьбе человека. В дальнейшем писатели последовательно осваивали весь спектр проблем военного времени. Теме извлечения горьких уроков из трудных ситуаций войны, особенно на первом этапе, посвящены повести и романы Неудача Ю. Гончарова (1964), Июль 41 года Г. Бакланова (1965), Наш комбат Д.
    Гранина (1967). Изображению психологии предателей посвящены Дезертир Ю. Гончарова, Бездна Л. Гинзбурга. Тема деревни в годы войны освещена в народно-эпических повествованиях Братья и сестры и Две зимы и три лета Ф. Абрамова, «Ивушка неплакучая» М.
    Алексеева и других. Книгами о военном детстве были Иван В. Богомолова, рассказы Веры
    Пановой Валя и Володя. Появились лирико-драматические автобиографические произведения «Где-то гремит война В. Астафьева, Когда отец ушел на фронт Ю.
    Щеглова, Ранние журавли Ч. Айтматова и другие. В этой прозе главенствовали три основных мотива трагедийность войны, быстрое гражданское возмужание детей и гуманистическое неприятие войны. Изображение любви на войне отражало способность сохранить и оценить чистое чувство, любовь была своеобразным вызовом войне, символом жизни. Сюда относятся такие произведения Звездопад и Пастухи пастушка В. Астафьева, «Зося» В. Богомолова, Красное вино победы Е. Носова и другие. Широкое развитие получила воспитательная военная проза До свидания, мальчики Б. Балтера, Повторение пройденного С. Баруздина, От дома до фронта Е. Ржевской, Один из нас В. Рослякова. Наиболее резко новые начала военной прозы проявились в произведениях психологического драматизма. К шедеврам этого направления принадлежат произведения Мертвые сраму не имут» Г. Бакланова, Убиты под Москвой К. Воробьева, первые повести В. Быкова Журавлиный крик, Третья ракета, Фронтовая страница и другие. Их герои, как правило, молодые солдаты или лейтенанты, лишь внешне были схожи с персонажами зарубежных романов о потерянном поколении. Однако внутренне они полемизировали с героями Первой мировой войны. Из новой войны наши солдаты выходили закаленными, нравственно возмужавшими, уверенными в своей правоте. Рядом с прозой психологического драматизма развивалась эпическая проза, но уже в новом качестве. Произведения, нацеленные на широкий панорамный охват действительности, разделились по типу повествования натри группы. Первый тип можно назвать информативно-публицистическим: в романе множество персонажей, действующих на фронте ив тылу. Это сочетается с показом деятельности Ставки и высших штабов. Лучший пример – это пятитомная Блокада А. Чаковского, действие которой перебрасывается из Берлина в маленький городок Белокаменск, из бункера Гитлера в кабинет Жданова, на дачу Сталина ив комитет партии. Позже из такого типа повествования возник политический роман. Вторую ветвь составили романы панорамно-семейные: Истоки Г. Коновалова, Вечный зов А. Иванова, Судьба П. Проскурина. Третьим типом эпического полотна явился новый тип батального монументального романа. Это трилогия К. Симонова Живые и мертвые, в которой, как нигде, зримо показана динамика победы. Для нас военная проза ценна тем, что показывает противоборство двух систем, двух идеологий, которое актуально ив наше время. Развитие военной прозы вступило в новый
    виток. Оказалось, что не все трагические страницы этой страшной книги-войны прочитаны, не все тайны раскрыты. Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две точки зрения в повести В. В. Быкова Сотников Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико- психологическую разновидность повести, делая в ней упорна трагической стороне войны. Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия подвиг. Можно ли считать героем учителя Мороза из повести Обелиск, если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками Лейтенант Ивановский из повести Дожить до рассвета рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе сними, не выполнив задания. Герой ли он Почтив каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать. Для художественной манеры писателя характерно сведение водном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть Сотников, написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов. Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся сними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться. Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес. О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал. Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного я. В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека. В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже
    самые уважительные причины. Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят. В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом. Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу. Быков в своей повести исследует нежизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы небыли расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет По существу он жертвовал собой ради спасения других, ноне менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому. По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем. Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои сними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его я перед тем, как оно навсегда исчезнет. Открытием для Рыбака становится простая истина не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова Пошел к черту в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака. Лагерная тема в русской литературе Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына Один день Ивана Денисовича и Архипелаг ГУЛАГ, Колымские рассказы В. Шаламова, Верный Руслан Г. Владимова, Зона С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести Один день Ивана Денисовича А. Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же
    лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ. Иван Денисович давно избавился от иллюзий, он не ощущает себя советским человеком. Начальство лагеря, охранники – это враги, нелюди, с которыми у Шухова нет ничего общего. Шухов, носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком. Заключенный Щ – Шухов – представлен автором как герой другой жизни. Он жил, пошел на войну, честно воевал, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к своим. В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал. В лагере Шухов пытается выжить, контролирует каждый шаг, пытается заработать, где можно. Он не уверен, что выйдет на волю в срок, что не добавят ему еще лет десять, ноне позволяет себе думать об этом. Не думает Шухов и о том, почему сидит они еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов. По документам он сидит за измену родине. Зато, что выполнял задание фашистов. А какое задание, ни Шухов, ни следователь придумать не смогли. По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости выпить горячей баланды, выкурить папиросу, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать. В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, не привык халтурить, не понимает, как можно не работать. В жизни он руководствуется здравым смыслом, в основе которого крестьянская психология. Он укрепляется в лагере, не роняя себя.
    Солженицын описывает других заключенных, которые не сломались в лагере. Старик Ю сидит по тюрьмами лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х, – яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей накипь злую. Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову сего крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском.
    Солженицын последовательно изображает, как терпеливость и жизнестойкость помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря. Повесть Один день Ивана Денисовича была опубликована во времена хрущевской оттепели в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России. В созданной В. Шаламовым книге Колымских рассказов раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Проза писателя потрясает. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написало лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.
    Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Стихии прозу начал писать еще в юные годы. Учился в Московском университете. Впервые Шаламова арестовали в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В. Ленина. Три года писатель провел в лагерях на Урале. В 1937 году он был снова арестован и отправлен на Колыму. Был реабилитирован после ХХ съезда КПСС. Двадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках
    Шаламов не умер в лагере, чтобы создать впечатляющий по силе психологического воздействия своеобразный колымский эпос, рассказать беспощадную правду о жизни – не жизни – «антижизни» людей в лагерях. Основная тема рассказов человек в нечеловеческих условиях. Автор воссоздает атмосферу безысходности, морального и физического тупика, в
    котором на долгие годы оказываются люди, состояние которых приближается к состоянию
    «зачеловеческому». Ад на земле может в любой момент поглотить человека. Лагерь отнимает у людей все их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности. Здесь они больше ненужны. Шаламов пишет Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел – лучше ему умереть. Тон повествователя спокоен, автор знает все о лагерях, все помнит, лишен малейших иллюзий. Шаламов утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. То, о чем рассказывает автор, кажется вообще невозможным, номы слышим объективный голос свидетеля. Он повествует о быте лагерников, об их рабском труде, борьбе запайку хлеба, болезнях, смертях, расстрелах. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли. Читатель содрогается от осознания того, насколько далеко ушло человечество в науке придумывания пыток и мучений себе подобных. Писателям XIX века и не снились ужасы
    Освенцима, Майданека и Колымы. Вот слова автора, сказанные от своего имени Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому они не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелкими большим подлостям, становится эгоистом. <…> Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать Он приучился ненавидеть людей. В пронзительном и страшном рассказе Васька Денисов, похититель свиней рассказывается, до какого состояния может довести человека голод. Васька жертвует жизнью ради еды. Страх, разъедающий личность, описан в рассказе Тифозный карантин. Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа икорки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль «чесальщика пяток у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить. Лагерь, по мнению Шаламова, – это хорошо организованная государственная преступность. Все социальные и моральные категории умышленно заменены на противоположные. Добро и зло для лагеря – наивные понятия. Но все же были и такие, кто сохранил в себе душу и человечность, безвинные люди, доведенные до скотского состояния.
    Шаламов пишет о людях не бывших, не умевших и не ставших героями. В слове героизм есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка, а каким словом определить многолетнюю пытку людей в лагерях, еще не придумали. Творчество Шаламова стало не только документальным свидетельством огромной силы, но и фактом философского осмысления целой эпохи, общего лагеря тоталитарной системы. Своеобразие раскрытия лагерной темы в Колымских рассказах ВТ.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта