Главная страница

сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Анкорсочинения
Дата26.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
ТипЛитература
#417724
страница2 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Островского Гроза Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он
заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике мир купечества, о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. Его называли Колумбом Замоскворечья. Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе Гроза, опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли отражения непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург поднимает острый в е годы вопрос о положении женщины в русском обществе. Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье Луч света в темном царстве критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности.
Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей
Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу темного царства, говорит Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие Термин самодурство вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл хозяев жизни, богачей, которым никто несмел перечить. Таким в пьесе Гроза изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский неслучайно наградил его говорящей фамилией. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это жестокий ругатель, пронзительный мужик. Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих Батюшки, не рассердите Голубчики, не рассердите Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, ау меня целое состояние складывается. Патологическая жадность затмевает его разум. Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать. Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне Для других ты честный человека я думаю, что ты разбойник, вот и все Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь. Так знай, что ты – червяк, захочу – раздавлю. Другой яркой представительницей нравов темного царства является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем. Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению. В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях ив жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью, не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми. Кабаниха всех
подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. Не очень-то нынче старших уважают, – говорит она. Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву Мать стара, глупа ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать.
Кабанова чует сердцем, что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.
Добролюбов пишет Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое- то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и невидна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое. Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке. Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.
Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе АН. Островского Гроза) В драме Гроза Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере темного царства купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни темного царства. Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину лучом света в темном царстве. Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством доведенная до отчаяния, она бросает вызов темному царству и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее нежить. Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает Отчего люди не летают, как птицы Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней. Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, ив этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало ночью встану да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу. Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно- ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит солнышко, водица,
«могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях на тройке на хорошей, и люди
мне противны, и дом мне противен, и стены противны. Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в темном царстве ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей Никто не узнает про нашу любовь, на что Катерина отвечает Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу. Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе Ах, Варя, греху меня на уме Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов. Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабыми зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в темном царстве. Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису Друг мой Радость моя Прощай Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди. Основные мотивы, темы и образы лирики ФИ. Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли настоящим европейцем. С восемнадцати лет поэт жили учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только вначале х годов XIX века. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом. Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Нов каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения. К гражданской лирике относятся стихотворения е декабря 1825», Над этой темною толпой, Последний катаклизм и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.
В стихотворении е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена. Стихотворение Над этой темною толпой напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем души пустотой в государстве и выражает надежду на лучшее будущее Взойдешь литы когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой Стихотворение Наш век относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа иссушена, а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос. Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества. Стихотворения Тютчева о весне Вешние воды и Весенняя гроза стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Из осени поэт перемещается сразу в вечность А там, в торжественном покое Разоблаченная сутра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней «Продлись, продлись, очарованье». В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении Я встретил вас читаем Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас. К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл, посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные насмерть любимой, потрясают трагичностью Любила ты, итак, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось О Господи. и это пережить И сердце на клочки не разорвалось Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной. Тема любви в лирике ФИ. Тютчева Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это поединок роковой и слияние души их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мыто всего вернее губим, Что сердцу нашему милей У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Стихотворение Я встретил вас посвящено первой любви Тютчева, Амалии Лерхенфельд, к которой поэт посватался, когда ей было 14 лет. Родители девочки не согласились на этот брак. Прошло 34 года, Амалия не забыла своего возлюбленного и приехала проведать его. Тютчев уже умирали появление Амалии у своей постели воспринял как чудо. После ее прощального визита поэт написал стихотворение Я помню время золотое Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И тоже в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь. В стихотворении Близнецы Тютчев называет близнецами Самоубийство и Любовь. Автор уверен, что любовь может довести человека до самоубийства. Знаменитый «денисьевский цикл Тютчева стал отражением глубокой и страстной любви поэта к молодой учительнице его детей Е. А. Денисьевой. Ей посвящено большое количество стихотворений, которые, собранные в цикл, представляют собой своеобразный дневник их отношений, длившихся 14 лет. Денисьева умерла молодой от чахотки. В стихотворении О, как убийственно мы любим поэт говорит о том, что любовь нужно беречь, охранять от зла мира, иначе ее можно потерять. Поэт казнит себя за эту любовь, которая принесла его возлюбленной столько страданий Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла Общество презирало Денисьеву за связь с женатым поэтом. Вначале отношений она была веселой и жизнерадостной девушкой, но потом Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей
Всё опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей. Эта любовь поэта закончилась смертью возлюбленной. Последние стихотворения, написанные насмерть любимой, потрясают трагичностью Любила ты, итак, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось О Господи. и это пережить И сердце на клочки не разорвалось В стихотворениях, написанных после смерти возлюбленной, поэт пытается воскресить ее образ, кается в грехах передней, вспоминает моменты их общего счастья, продолжает разговаривать с ней Вот тот мир, где жили мыс тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. На этой лирике впоследствии формировались таланты Блока, Цветаевой и многих других поэтов вплоть до наших современников. Тема родины в поэзии ФИ. Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли настоящим европейцем. С восемнадцати лет поэт жили учился в Европе.
Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание,
Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран. Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова Итак, опять увиделся я с вами, Места немилые, хоть и родные. Стихотворение Эти бедные селенья…» наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа. Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение Слезы Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой
Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые, В осень глухую, порою ночной. Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготами заботам людей. Стихотворение Русской женщине отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека Вдали от солнца и природы, Вдали отсвета и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои И жизнь твоя пройдет незрима Поэт много размышляло судьбе родины и пришел к выводу, что Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева – объект поклонения. Поэт считал, что у России – особый путь, ее любит Бога миссия ее – обновить человечество Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах
Растленье души пустота, Что гложет ум и сердце ноет Кто их излечит и прикроет Ты, риза чистая Христа Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, русская душа умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается. Тема любви в лирике А. А. Фета Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней Назаре ты ее не буди, Назаре она сладко так спит Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Лирический герой приходит утром, чтобы Рассказать, что стой же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все также счастью И тебе служить готова. Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано, как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и написали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение Сияла ночь. Луной был полон сад. Также, как герой стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье, лирический герой Фета переживает две встречи с возлюбленной. Начинается стихотворение описанием дивной, волшебной и таинственной ночи. В бархатной летней тишине для героя существуют только красавица луна и чудесный голос его возлюбленной Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, Итак хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины. Существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить тона что не хватает слов. Разлука не убила любовь. Герой слушает и понимает Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Номы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить. Шедевром лирики Фета является стихотворение Шепот, робкое дыханье. Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных точках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века. Вечные темы (любовь, смерть, природа, поэзия) в лирике А. А. Фета После Пушкина в России был еще один радостный поэт – это Афанасий
Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века сих протестами и обличениями существующих порядков, Фет считал поэзию храмом искусства, а себя – жрецом в нем. Позже такой точки зрения придерживались поэты- символисты на рубеже XIX–XX веков. Они считали Фета своим гениальным учителем. Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и создали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение Фантазия Мы одни из сада в стекла окон Светит месяц тусклы наши свечи Твой душистый, твой послушный локон, Развиваясь, падает на плечи.
Фет гениально умел изобразить миг, момент чувства, переходы от одного настроения к другому. За это критики-современники называли его стихотворения бессюжетными. Исследователи XX века уже называли творчество Фета импрессионизмом в русской поэзии за умение автора передавать малейшие оттенки чувств. Лучше всего поэту удавался жанр лирической миниатюры В этом зеркале под ивой Уловил мой взгляд ревнивый Сердцу милые черты Мягче взор твой горделивый Я дрожу, глядя, счастливый, Как вводе дрожишь и ты. Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, заботлив и нежен по отношению к ней Назаре ты ее не буди, Назаре она сладко так спит Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник от всего злого для любимой. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает Рассказать, что стой же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все также счастью И тебе служить готова. Природа у Фета живая и мыслящая утро дышит, лес проснулся, играла луна и т. д. Используя прием олицетворения, поэт добивается потрясающего эффекта общения, единения человека с природой
Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно радостно мне Вот истою, Вот и иду. Словно таинственной речи я жду. Шедевром лирики Фета является стихотворение Шепот, робкое дыханье. Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных точках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Пейзажные стихотворения Фета обычно полны жизни, звуков и запахов, но иногда ему удается создать величественную картину вечерней природы Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине. В своей лирике поэт стремился изображать не предметы, а чувства, которые они вызывают. Его новаторство – в умении передать ежесекундную изменчивость мира. Именно поэтому привычные образы превращаются у поэта во что-то новое и необычное, удивляющее читателей. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века. Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе Обломов отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича
Обломова можно назвать обыкновенной историей, типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, неспособных к решительным действиям. Почему я такой – спрашивает самого себя Обломов. Он, тридцатидвухлетний
человек, горестно сознает собственную бесполезность в обществе. Вначале романа автор подробно описывает детство героя и жизнь в родовой деревне Обломовке, где основным занятием для господ были еда и сон. Илюшу любили, жалели и кормили, ноне готовили к взрослой жизни. В результате вырос добрый большой ребенок, безответственный, неспособный позаботиться о себе. Гончаров рисует своего героя человеком приятной наружности, с темно-серыми глазами, нос отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, <…> пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. Переехав в Петербург, Обломов и здесь живет по законам Обломовки. Главный предмет обстановки его квартиры – диван, на котором герой лежит целыми днями в засаленном халате. Кругом пыль, грязь, паутина старый слуга Захар ленив и распущен. Барин иногда ругает его, нов действительности они не могут друг без друга Илья Ильич неумел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанными обутым, ни отобедать без помощи Захара, а Захар неумел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лгать ив тоже время благоговеть передним. Он, не задумываясь, умер бы за своего барина, атому ив голову не могло прийти сменить слугу.
Лежанье не было для Обломова необходимостью, как для больного или уставшего человека. Это было его нормальным естественным состоянием. Герой испит, и живет на диване, днем придумывая план усовершенствований жизни крестьян в своем поместье, где не был уже 12 лет. Пользуясь безволием хозяина, староста Обломовки нагло обманывает барина, ссылаясь на постоянные засуху и неурожай. Малейшие перемены в жизни пугают
Обломова. Просто выйти из дому, тем более поехать в деревню и разобраться – выше его сил. Попытка влиться в общественную жизнь окончилась для него крахом. Кое-как окончив университет, Обломов поступает на службу чиновником, но работа в конторе – бессмысленное перекладывание бумажек – требует от него больших усилий и сосредоточенности. Отправив одно из писем не по адресу, Илья Ильич впал в депрессию, не смог победить чувство вины и больше на службу не являлся. Обломов – добрый, порядочный, не лишенный ума и способностей человек. Он никогда не согласился бы подличать или лгать ради карьеры. Для него невыносимо изображать кипучую деятельность в конторе, которая не приносит государству никакой пользы. Он не может причинить вреда окружающим, поэтому выбирает безделье как единственный способ существования. По крайней мере, он не участвует во всеобщем зле, исключив себя из активной жизни. Вредит он только себе. Но главное, он воспитан в традиции, когда труд считался для человека наказанием, мученьем, божьей карой за грехи. Так, родные и слуги с причитаниями провожали Илью в город учиться, как на погибель. За коляской молодого Обломова тянулись возы с продуктами и вещами. В 32 года он с гордостью заявляет, что никогда сам чулки не надевал Иногда к Обломову приходят в гости его знакомые, рассказывают новости, зовут его прогуляться, отчего герой всегда отказывается. Молодой светский щеголь Волков соблазняет Илью Ильича прокатиться на гулянья в Екатерингоф, рассказывает о визитах, перчатках и фраке, об очередной своей влюбленности. Бывший сослуживец Судьбинский говорит о карьере, выгодной женитьбе, деньгах, квартирах и т. д. Сочинитель газетных статей, литератор Пенкин утомляет Обломова перечислением общественных пороков, предлагает почитать его статью Любовь взяточника к падшей женщине. Мелкий чиновник Алексеев, человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, один приходит просто посидеть с Ильей Ильичом. Гости взахлеб говорят о своем, жалобы Обломова на старосту и необходимость переезда на другую квартиру они не слышат, и только живущий в крайней нищете Алексеев сочувствует хозяину. Слушая рассказы знакомых об их бурной жизни, Обломов жалеет их, считая глубоко несчастными. Он понимает истинный смысл
поступков. Знакомые радуются, тратя себя на пустоту, суету, которую всерьез считают жизнью. Гончаров талантливо изображает бессмысленность государственной службы
(Судьбинский), пошлость и продажность литераторов всех мастей (Пенкин), бесцельность жизни высшего света (Волков, обезличивание мелкого чиновничества (Алексеев. В образе Обломова сквозит обреченность. Он добровольно заключает себя в пространство четырех стен, видя, что зло вокруг торжествует. По характеру он не борец. Даже понимая, что его грабят (староста Тарантьев), Илья Ильич не в силах сопротивляться или защищаться. Гончаров в тексте романа прямо называет причину бедствий своего героя – это обломовщина. Именно она вызывает паралич воли, безответственность, страх перед жизнью, привычку надеяться на чудо или на авось. Обломовщина превратила жизнь Ильи Ильича в жалкое существование, да ирод Обломовых, когда-то сильный и богатый, теперь совсем измельчали деградировал. Впитав эту разлагающую психологию с ранних лет, герой уже не может жить по-другому. С детства Илью ограждали от суровых законов жизни, в которой безделье для аристократов было главной привилегией правящего класса. Отсюда все несчастья Обломова, его невостребованность обществом – с одной стороны, и неумение сделать что-либо без посторонней помощи – с другой. Обломовка с ее нравами – его рай, куда он мечтает вернуться и который он обрел наконец в доме вдовы Пшеницыной, где и умер счастливым. В статье Что такое обломовщина критик НА. Добролюбов проанализировал историческую ситуацию в России и дал оценку герою романа и самому явлению. Обломовщина, этот вечный сон разума и воли, калечила души людей, делала их ленивыми и безвольными. Критик указывает на типичность образа Обломова. Он писал, что Гончаров хотел добиться, чтобы случайный образ сделать типичным. Недаром, пытаясь оправдаться, Обломов восклицает Разве я один обломовец? Нас легион Изображая русского барина, Гончаров показывает процесс вырождения дворянства и обращает внимание на характерные черты национального характера. Реализм Гончарова замечателен тем, что вместе с положительными качествами писатель безжалостно показывает и отрицательные черты, присущие герою. Черты обломовщины до сих пор живы у славян этакое ожидание молочных рек с кисельными берегами при удобном лежании на печи. Добролюбов не соглашается с концовкой романа Гончарова. Он писал, что Гончаров решился похоронить обломовщину. Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век, – говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Обломовка – жива, а ее триста Захаров всегда готовы к услугам. Роман И. Гончарова пережил свое время и остался в истории русской литературы именно потому, что изживать в себе психологию обломовщины придется еще не одному поколению русских людей. Роль Базарова в развитии основного конфликта романа И. С. Тургенева Отцы и дети В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем. Свой роман Отцы и дети писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после крестьянской реформы. Обстановка в стране перед реформой 1861 года была накаленной революционеры- демократы выдвигали свои требования, либералы – свои. Название романа вызывает ассоциации с житейской проблемой отцов и детей, но писатель мыслит шире. Он почувствовали отразил в своем романе предстоящую смену общественно-политических формаций. Дворянство уходило с политической сцены. Что и кто придет ему на смену В стране заговорили о появлении каких-то нигилистов. Писатель
берется исследовать новое явление, философию жизни новых властителей умов.
Тургенев поставил перед собой задачу создать портрет современного нигилиста, совсем непохожего на прежних бунтующих Печориных-дворян, выяснить, чем грозит обществу их появление, дать прогноз на будущее. Писатель считал нигилизм, сего агрессивностью, неприятием чужого мнения, отрицанием культуры, опасным поветрием, способным убить в человеке живую душу. Нигилизм был распространен среди молодежи, то есть детей, а возник он как протест против устаревшей идеологии дворян – отцов.
Герой-нигилист, молодой естественник Базаров, был совершенно непохож на прежних героев произведений русской литературы. Вначале работы над романом Тургенев относился к этому образу резко отрицательно. Целью писателя было развенчать нигилизм. Свои взгляды Базаров высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга Аркадия. Оба спорщика яростно отстаивают собственные суждения обустройстве жизни. Базаров ничему не верит, отрицает любые принципы людей прошлого поколения. Он материалист и рационалист, уверен, что будущее за наукой, которая опытным путем раскроет все тайны жизни.
Тургенев в своих произведениях всегда избегал порицания, поучения и назидания. Он не делает выводов, избегает комментариев, умышленно скрывает внутренний мир героя, чтобы читатель сам понял, кто передним. О Базарове автор повествует спокойным тоном, проявляя уважение к идейному противнику. Писатель последовательно раскрывает слабые стороны теории нигилизма. В первых главах романа Базаров предстает как максималист, твердо стоящий на своих позициях. Писатель подчеркивает уверенность героя его отточенными, продуманными репликами, которые, очевидно, у него входу. Базаров, к ужасу Павла Петровича, заявляет, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта или Рафаэль гроша медного не стоит. Павла Петровича шокирует уже внешний вид гостя красная, обветренная рука, не знавшая перчаток, балахон с кистями, бакенбарды. Но куда больше расхождения внутренние. Базаров утверждает, что не видит разницы между человеком и животным. Он говорит Человек – это та же лягушка, а поступки людей объясняет сточки зрения физиологии, отрицая в них душу и чувства. Вообще всякое проявление чувств трактуется Базаровым как слабость. Герой отрицает любовь, музыку, искусство, наслаждение природой, заявляя, что природа не храма мастерская, а человек в ней работник.
Тургенев проводит свой писательский опыт, он проверяет Базарова любовью. Жизнь, которая есть любовь, разрушает стройные теории героя. В Одинцовой он вдруг увидел неординарную женщину, которая вызывала уважение. Свои смущение и растерянность Базаров сначала пытается прикрыть грубостью и развязностью тона в разговоре с новой знакомой, но любовь все сильнее овладевает им. Способность к большой любви говорит о силе души. Любовь очищает. Она смахнула все фальшивое с Базарова. Герою хочется встречаться и говорить с этой умной, независимой женщиной. Он меняется настолько, что перестает узнавать самого себя. Непримиримый нигилист Базаров превращался в романтика шелест листьев, ночные звуки кажутся ему таинственными. В своей любви он проявляет талантливость и силу. Разрыв с Одинцовой приводит героя к тяжелому состоянию духа, но он продолжает работать, спасать больных. Базаровщина потерпела поражение. Базаров же, сумевший понять свои заблуждения, отказаться от крайностей в жизни, победил. Тургенев создал трагический образ героя- одиночки. Перед смертью это уже другой человек. Он понял цену жизни, ее красоту и мудрость, понял, сколько не успели уже никогда не успеет. Базаров вызывает уважение силой духа и стойкостью. Писатель считал, что время таких людей, как Базаров, еще не пришло. Роман Отцы и дети стал событием в русской литературе. Тургенев показал несостоятельность дворянского класса и неготовность к свершениям молодых детей нового времени. Поколение отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

По поводу идейного содержания романа Отцы и дети Тургенев писал Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему если сливки плохи, что же молоко. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность. Павел Петрович Кирсанов изображен как барин-аристократ с прекрасными манерами, тщательно следящий за своим внешним видом и исполнением дворянского этикета. Он сын генерала, служил в столице гвардейским офицером, мог сделать блестящую карьеру. Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем. Во взглядах Павла Петровича смешались западничество и славянофильство. В молодости он причислял себя к либералам. Русский народ Кирсанов считает патриархальным. Народ, по его мнению, чтит предания, не может жить без веры, но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович морщится и нюхает одеколон. Любовь к народу символизирует для него пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая на столе. Тургенев изображает любующегося собой аристократа, активная жизнь которого в прошлом. Автор уточняет Да и был он мертвец. Появление Базарова, человека противоположных взглядов и устремлений, внесло втихую, безмятежную жизнь отцов беспокойство и раздражение. Базаров презирает ценности дворянского класса, живет по своим законам. Даже лакей Прокофьич, привыкший к привычкам настоящих господ, возмущен грубыми манерами гостя, которого привез Аркадий. Свой немыслимый балахон с кистями Базаров называет одежонкой, будучи в гостях, ведет себя вызывающе с хозяевами. Старший Кирсанов с первого взгляда всеми силами души своей возненавидел
Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва лине презирает его – его, Павла Кирсанова!» Кирсанов убежден, что живет правильно и достоин уважения. Он тепло относится к брату, Фенечке, племяннику Аркадию. Он способен на большое чувство, честен и благороден. После дуэли Кирсанов признает силу характера Базарова и отмечает мужество, с которым тот держался. Заявления Базарова перечеркивают всю его жизнь. Оказывается, по мнению молодого нигилиста, Павел Петрович – феодал, архаическое явление, жизнь его – пустота и распущенность, его «принсипы» – пустые слова человека, который сидит сложа руки. В ответ Кирсанов бросается защищать аристократов и дворянство в целом. Он все-таки находит слабое место в жизненной философии Базарова, который предлагает все старое разрушить. Кирсанов совершенно справедливо замечает Вы все отрицаете Да ведь надобно же и строить. Базаров отвечает Это уже не наше дело Сперва нужно место расчистить. Так Тургенев определяет суть нигилизма – разрушать, не заботясь о будущем. Базаров формулирует так Мы решили низа что не приниматься И ругаться И это называется нигилизмом. Павел Петрович поражен кощунственными заявлениями Базарова о бесполезности культуры, искусства, поэзии, веры. Для него, как и для Тургенева, это были святые для разумного человека понятия. В этом Павел Петрович абсолютно прав. Спор двух представителей разных исторических типов обнажает внутреннюю пустоту убеждений одного и другого. За их словами ничего не стоит. Отцы уже все потеряли, дети – ничего позитивного не нашли. Представителем поколения отцов является и Николай Петрович Кирсанов. Он добряк по натуре, спокойный, уравновешенный человек, любитель игры на виолончели. Вокруг него любящие его люди, счастье с Фенечкой и ребенком, хороший сын Аркадий. Нов целом жизнь его проходит в мелких житейских хлопотах. Николай Петрович сопротивляется распаду дворянской системы, пытается обустроить имение, не отстать от жизни, но песенка
его спета, он человек отставной. Он, как истинный барин, во всех своих начинаниях демонстрирует полную неприспособленность к жизни. К резким заявлениям Базарова он относится с недоумением. Как можно не любить музыку, природу Николай Петрович в душе сомневается, что Базаров на самом деле не чувствует прелести окружающего мира, склонен терпимо относиться к его заблуждениям. Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, также по взглядам принадлежит к поколению отцов. Его захватили бунтарские речи Базарова, он уважает в друге целеустремленность и стойкость, но характеру него добрый, покладистый, он не может быть лидером, только ведомым. Аркадий с молоком матери впитал идеологию и жизненные устои дворянства, ему привычны роскошь, покой и безмятежная жизнь дворянина. Он любит Катеньку Одинцову, счастлив с семьей, его вполне устраивает жизнь помещика. Из попытки подражать Базарову у Аркадия ничего не вышло. Он разочаровывается в идеях нигилизма. Самыми трогательными в романе нарисованы старики Базаровы. Они простые, добрые люди, скромные великие труженики. Сына своего обожают, гордятся им, готовы все для него сделать. Отец Базарова – штаб-лекарь, служил вовремя Отечественной войны 1812 года. Он был знаком с участниками декабрьского восстания, помнит о них, с уважением о них отзывается. Вся жизнь его – созидательный труд. В саду он сам каждое деревце сажал, сутра он уже с лопатой в руках. Отец Базаров в ущерб себе провел прогрессивные реформы и отдал землю крестьянам, о чем не жалела, напротив, гордился этим поступком. Мать
Базарова Тургенев описывает с большой симпатией настоящая русская дворяночка. Она с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хоть и сплетничала подчас. Базаров очень любит стариков, хоть и не показывает этого. Перед смертью он просит Одинцову позаботиться о стариках, потому что таких людей, как они, в нашем большом свете днем согнем не сыскать. Семья заложила в Базарове истинные нравственные ценности, которые не в силах изменить никакие новые веяния. Тургенев с огромной силой таланта изображает горе родителей, потерявших молодого, полного сил сына. Автор подчеркивает, насколько важна связь между поколениями и как важно ее сохранять. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести НС. Лескова Очарованный странник Русский писатель XIX века НС. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. В е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного героя в произведениях. В отличие от подавляющего большинства авторов, положительные герои которых являлись революционно настроенными искателями свободы, Лесков не видел в революционере идеал для русского человека. Писатель создал свою разнообразную галерею положительных типов. Его положительные герои были из разных слоев общества, но неизменно наделены нравственным началом, цельностью души и характера. Персонажи Лескова были честными, стойкими, мужественными, а также религиозными и терпеливыми к жизненным невзгодам. Лесков верил, что нравственное самосовершенствование является единственным средством преодоления зла. Герой повести Очарованный странник воплощает собой талантливость русского человека, его жизнелюбие, почитание родной земли. Судьба главного героя Ивана
Северьяныча Флягина необычна. Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и смерть народу не написана. О себе он рассказывает Всю жизнь свою я погибали никак не мог погибнуть. Писатель изображает Флягина как очарованного
странника по русской земле. Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий ив конце жизни оказывается в монастыре. Флягин отнюдь не святой, хотя и чувствует в себе иногда пророческий дар, с ним происходят настоящие чудеса. Иван грешен, как и все люди.
Из-за него случайно погибает монах, он убивает татарского князя, толкает вводу Грушеньку, которую любит. Он скитается по земле и, когда ему некуда было деться, попадает в монастырь. Флягин борется с дьявольскими искушениями, он всеми силами жаждет сразиться и помереть за народ, совершить подвиг. Описывая внешний вид своего героя, Лесков сравнивает его с былинным богатырем Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета так странно отливала его проседь он был в полном смысле богатырь, ипритом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца. Иван ищет свое место в жизни, пытается найти равновесие между стихийной силой своей личности и законами общества. Писатель видел глубокий смысл в русском странничестве. Мотив дороги, пути имеет для него большое значение. Каждое новое местожительства Флягина – это еще один этап нравственного развития души героя. Живя в господском доме, Иван спасает семью хозяев от смерти, когда повозка с людьми чуть не срывается в пропасть. При этом он не ждет благодарности, не думает, что совершил подвиг. Позже Иван служит нянькой, с любовью и состраданием воспитывая чужую девочку. Здесь он получает опыт общения с душой другого человека, учится милосердию и доброте. Далее по воле судьбы девять лет Флягин проводит в плену у татар. Самым тоскливым для него здесь был однообразный степной пейзаж, сводящие сума сплошные ковыли, простирающиеся до горизонта. Иван не может понять жизни татар, тоскует по родине, думает о побеге. Возвратившись на родину, Иван чуть не пропал от пьянства, но от этой беды его спасает высокая, чистая любовь к цыганке Грушеньке. Герой полностью перерождается, отдавая все любимой женщине. После смерти Груши Флягин опять пускается в путь, чтобы искупить грех. Вместо незнакомого человека он идет в солдаты, пожалев его престарелых родителей. На войне он совершает подвиг, но все еще считает себя великим грешником. Лесков заканчивает повесть о жизни Ивана Флягина, когда тот, оказавшись в монастыре, все еще хочет пойти на войну и умереть за народ. Писатель создал обобщенный образ русского национального характера. Герой понял, что смысл жизни – отдавать себя другим людям, быть полезным народу и стране. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести История одного города М. Е.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта