Главная страница

сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Анкорсочинения
Дата26.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
ТипЛитература
#417724
страница5 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Франциско» В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом Братья, когда он узнало смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель таки назвал рассказ
– Смерть на Капри, но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя. Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до 58 лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильными парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей. Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал дряхлым, нездоровыми опустошенным. Ему кажется, что он только что приступил к жизни. В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь
его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.
Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится кеде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии. Пароход Атлантида, на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус садом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида. Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.
Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерными черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важными значительным, превратившись в мертвое тело, ненужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, громадный, как утес. Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей. Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести. Тема угасания дворянских гнезд в рассказе И. А. Бунина Антоновские яблоки Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявило себе в 1886 году. Влет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ Антоновские яблоки и повесть Суходол.
Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе
Бутырки в обедневшей дворянской семье. От славного когда-то рода Буниных почти ничего не осталось. В рассказе Антоновские яблоки писатель по крупицам собирает дорогие ему воспоминания о прежней жизни.
В повествовании чередуются прекрасные пейзажи и портретные зарисовки. Под пером
Бунина все оживает. Вот в праздничной одежде молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. Вот чахоточный веселый мещанин, торгующий всякой всячиной с шутками-прибаутками. Стайка мальчишек, идущих по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. То вдруг возникает сказочная картина точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра. Русские усадьбы представляли собой патриархальное натуральное хозяйство все было свое. Жизнь вдали от столиц, долгие зимы и бездорожье побуждали помещиков самим придумывать развлечения, искать или создавать пищу для души. Так за долгие годы существования была создана уникальная русская усадебная культура, о которой с сожалением вспоминает автор. Чтение старинных книг в толстых кожаных переплетах, играна клавикордах, пение в гостиной по вечерам. В интерьерах усадьбы автору видится, как
«аристократически-красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза. Писатель любовно описывает каждую черточку прежней усадебной жизни, обстановку дома. Это и старая мебель красного дерева с инкрустациями, тяжелые шторы, зеркала в красивых рамах, синие стекла в окнах. Автора восхищает поэзия этого уходящего мира. Повествование в рассказе Антоновские яблоки ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни. Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе. Это символ простой деревенской жизни. Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием. Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок. Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.
Бунин не разговорил, что его интересуют не крестьяне и дворяне отдельно, а душа русских людей вообще. Писатель питал искренний интерес к людям независимо от их сословной принадлежности. Он утверждал, что противоречия между мужиком и барином давно сгладились. Теперь это один русский народ. В деревне многие мужики стали богаче своих бывших помещиков. С ностальгией автор вспоминает особый тип взаимоотношений в усадьбах, когда крестьяне и барин с семьей представляли одно целое вместе жили, играли свадьбы, родились и умирали. Иногда даже были связаны между собой родственными узами. С особым почтением автор пишет о белых как лунь стариках и старухах, живших по сто лет в богатой деревне Выселки. Бунину до боли жаль этой разрушающейся идиллии. Усадебная культура на Руси складывалась веками, а разрушилась на удивление быстро. Может быть, придумали что-то лучше, прогрессивнее Нет. Бунин писал, что наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но даже в такой форме усадьба хранит еще множество прежних черт, хотя крестьяне поют песни уже безнадежные. Рассказ пронизан любовью к земле, к родине, к славным людям прошлых поколений, уважением и почтением к истории своей страны и ее народа. Психологизм бунинской прозы в рассказе Чистый понедельник

Рассказ Чистый понедельник входит в цикл рассказов Бунина Темные аллеи. Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель
Бунин писало любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ Чистый понедельник содержит важную мысль, что душа человека – тайна, а женская – особенно. Ио том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье – если найдет.
Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, – оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие. Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории странной любви двух людей, пути которых трагически разошлись. Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений. Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском капустнике в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню
Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В тоже время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но самане может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно. В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова Огненный ангел, посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев. Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее. Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно. Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, и все плакал, плакал. Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в

Марфо-Мариинскую обитель ив толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.
Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека. Вечные темы в цикле И. А. Бунина Темные аллеи (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы) Цикл рассказов Бунина Темные аллеи включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писало вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу Темные аллеи Бунин считал самой совершенной по мастерству и причислял к высшим своим достижениям. Это книга- воспоминание. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее таинственной глубокой душой. Сквозной темой цикла является любовь во всем ее многообразии. Любовь понимается автором как величайший бесценный дар, который никто не может отнять. Человек по- настоящему свободен только в любви. Рассказы Чистый понедельник, Муза, «Руся», Ворон, Галя Ганская, Темные аллеи являются совершенными по мастерству, написаны с огромной художественной силой и эмоциональностью. Часто истории любви у Бунина разворачиваются где-нибудь в поместье, дворянском гнезде, благоухающую атмосферу которого прекрасно передает автор. Аллеи прекрасного сада в рассказе «Натали» служат фоном возникающей любви. Бунин подробно и с любовью описывает интерьер дома, пейзажи русской природы, по которой особенно скучал в эмиграции. Любовь – это величайший накал душевных сил, поэтому в рассказе напряженный сюжет. Приехавший в гости студент Виталий Мещерский внезапно оказывается вовлечен в странные отношения с двумя женщинами. Кузина Соня соблазняет его, но при этом хочет, чтобы он обратил внимание на ее подругу по гимназии Натали. Мещерский поражен возвышенной духовной красотой Натали, он по-настоящему влюбляется в нее. Студент мечется между любовью земной и небесной. Поставленный в ситуацию выбора, Мещерский пытается совместить плотские утехи с Соней с обожанием Натали.
Бунину всегда было чуждо морализаторство. Он считал каждое из этих чувств счастьем. Но героев трое, возникает конфликт с трагическим финалом. Со стороны Сони отношения с Мещерским были лишь прихотью избалованной девушки, поэтому в дальнейшем Бунин исключает ее из повествования. Натали застает Мещерского у Сони, происходит разрыв. Не сумев вовремя сделать выбор, герой сломали себе, и Натали жизнь. Их пути надолго расходятся, но герой мучается и терзает себя воспоминаниями. Без любви жизнь героев превращается в пустое призрачное прозябание, из нее уходят мечта и красота.
Бунин был убежден, что любовь – чувство трагическое, за него следует расплата. Он считал, что ив любви человек одинок, что это сильное, но кратковременное чувство. Но при этом писатель прославляет любовь. Без нее немыслима сама жизнь. Его героиня говорит Разве бывает несчастная любовь Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья Цель рассказа Чистый понедельник – убедить читателя, что душа человека – тайна, а женская – особенно. Каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки.
Бунин мастерски использует описание природы для того, чтобы передать чувства и мысли лирических героев. Он начинает свой рассказ с пейзажа, который подготавливает читателя к восприятию истории любви двух людей, пути которых таинственным образом
трагически разошлись. Рассказ потрясает искренностью и правдивостью. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Он пытается ответить на мучительный вопрос почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений ушла от него Героиня Бунина таинственна и волшебна. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, ее восточную красоту. Недаром известный актер Качалов с воодушевлением называет героиню Шамаханской царицей. Внешне героиня ведет себя как обычная женщина. Она принимает ухаживания героя, букеты цветов, подарки, выезжает в свет, но внутренний мир ее остается для героя загадочными полным тайн. Она мало рассказывает о своей жизни. Поэтому откровением для героя становится тот факт, что его возлюбленная часто посещает церковь, много знает о службах в храмах. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно. Пылкие чувства героя не остаются незамеченными. Героиня видит, что ее друг влюбленно сама она не может ответить ему взаимностью. Автор намекает, что для нее есть более сильные и важные вещи, чем уважение к чужой страсти.
Мало-помалу тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной и покинуть родной город. Она благодарна ему за сильные и неподдельные чувства, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать более встречи. Уход подруги шокирует героя, наносит ему тяжелую травму, глубоко ранит сердце. Герой не может поверить в реальность происходящего. В течение следующих двух лет он долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно. Он ездил теми же дорогами по памятным только для них двоих местами все плакал, плакал. Однажды, влекомый странным предчувствием, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель ив толпе монахинь видит девушку с бездонными черными глазами, которая смотрит в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него. Читатель остается в недоумении была ли это действительно возлюбленная героя или нет. Автор дает понять одно большая любовь вначале осветила, а затем перевернула всю жизнь человека. И приобретение это было во стократ сильнее потери возлюбленной. Писатель в цикле Темные аллеи заставляет читателя задуматься о сложности взаимоотношений в людском обществе, о значении красоты и счастья, о быстротечности времени и о большой ответственности за судьбу другого человека. Художественные особенности повести И. А. Бунина Деревня После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести Деревня, которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести Деревня автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы. Своеобразие и силу бунинской повести составляет показ темных сторон крестьянской жизни, тупости деревенских жителей, бедности повседневного быта мужиков. Бунин в своей работе опирался на реальные факты действительности. Он хорошо знал жизнь деревни, сумел дать в своей повести яркую и правдивую картину быта крестьян. Критики отмечали, что в повести Деревня нет сквозного сюжетного действия и четкого конфликта. В повествовании чередуются сцены обыденной деревенской жизни и
эпизоды стычек мужиков с деревенскими богатеями. Замечательный художник, Бунин дает ряд портретных зарисовок мужиков, описывает их жилье. Множество пейзажей в повести наполнены философской мыслью автора, от имени которого ведется рассказ.
Бунин показывает жизнь русской деревни глазами братьев Тихона и Кузьмы Красовых, главных героев повести. Истинный облик деревни возникает в результате продолжительных бесед и споров Тихона и Кузьмы. Безотрадна картина жизни деревни, никакой надежды на возрождение среди мертвых полей и мрачного неба. На мужике держится вся огромная Россия. Как же он живет, о чем думает Автор в своей повести говорит горькую правду. Деревенские жители – это грубые дикари, немногим отличающиеся от своего домашнего скота, – тупые, жадные, жестокие, грязные и забитые.
Бунин блестяще, в нескольких абзацах рассказывает историю рода Красовых: Прадеда
Красовых, прозванного на дворне цыганом, затравил борзыми ротмистр Дурново. Цыган отбил у него, у своего господина, любовницу. Далее также простои спокойно внешне
Бунин описывает то, что Цыган бросился бежать. А бегать от борзых не следует, – лаконично замечает автор. В центре повести биография двух братьев Красовых. Тихон – человек властный. Единственная его цель – разбогатеть. Тихон Красов доконал разорившегося барина
Дурновки и купил у него имение. Второй брат – Кузьма Красов – безвольный мечтатель, самоучка-интеллигент. На фоне биографии Красовых Бунин развертывает широкое полотно жизни русского крестьянства. Братья обмениваются мнениями, рассуждают о причинах бедственного положения на селе. Оказывается, здесь чернозем на полтора аршина, да какой А пять лет не проходит без голода. Город на всю Россию славен хлебной торговлей – ест же этот хлеб досыта сто человек во всем городе. Мужики у Бунина ограблены не только материально, но и духовно. В стране более ста миллионов безграмотных, люди живут, как в пещерные времена, среди дикости и невежества. Многие дурновцы умственно отсталые люди, непонимающие, что происходит вокруг. Например, работник Кошель бывал когда-то на Кавказе, но ничего не мог рассказать о нем, кроме того, что там гора на горе. Ум Кошеля беден, он отталкивает от себя все новое, непонятное, зато верит, что недавно видел ведьму. Учителем в Дурновке состоит солдат, по виду самый обыкновенный мужик, но он нес такую чепуху, что приходилось только руками разводить. Обучение детей у него состояло в насаждении строжайшей армейской дисциплины. Автор показывает нам мужика Серого, самого нищего и бездельного во всей деревне. Земли у него было много – три десятины, но он обнищал совершенно. Что же мешает Серому наладить хозяйство В лучшие времена Серому удалось поставить новую кирпичную избу, но зимой нужно было топить, и Серый сжег крышу, а потом продали избу. Он не хочет работать, сиднем сидит в своей нетопленой избе, в крыше
– дыры, а его дети пугаются горящей лучины, так как привыкли жить в темноте. Умственная ограниченность крестьян порождает проявления бессмысленной жестокости. Мужик может «из-за козы убить соседа, придушить ребенка, чтобы отнять несколько копеек. Аким, оголтелый, злобный мужик, с удовольствием расстрелял бы из ружья поющих соловьев. Несчастный народ, прежде всего – несчастный – сокрушается Кузьма Красов.
Бунин был уверен, что крестьяне способны только на бунт, стихийный и бессмысленный. В повести описано, как в один день взбунтовались мужики чуть не по всему уезду. Помещики искали защиты у властей, но весь бунт кончился тем, что поорали по уезду мужики, сожгли и разгромили несколько усадеб да и смолкли.
Бунина обвиняли в том, что он сгущает краски, не знает деревни, ненавидит народ. Писатель никогда не создал бы такого пронзительного произведения, если бы душой не болел за свой народи судьбу родины. В повести Деревня он показал все темное, дикое, что мешает стране и людям развиваться.
Трагизм решения любовной темы в рассказе АИ. Куприна Гранатовый браслет Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых они не подозревал.
Куприну принадлежат замечательные произведения о любви. Это рассказы
«Суламифь», Гранатовый браслет, Леночка, Сентиментальный роман, Фиалки. Тема любви присутствует почтив каждом произведении писателя, отражая одну из ее форм.
Куприн воспевает любовь как чудо, в его произведениях отношение к женщине как к богине. Это было присуще русской культуре и литературе XIX – начала XX века. Куприн представляет любовь как некую силу, которая полностью охватывает и поглощает человека. Но она в тоже время дарует людям огромную радость. Влюбленный готов на все ради любви, не хочет потерять ее, какой бы она ни была, и благодарит Бога за этот бесценный дар. Писатель показывает, что происходит с людьми, в душе которых вспыхивает чистое и светлое чувство, но живут они в обществе, где царят пошлые, лицемерные, извращенные понятия и духовное рабство. История любви мелкого чиновника контрольной палаты Желткова не оставляет читателя равнодушным. С первого взгляда он влюбляется в девушку, которую видит в ложе цирка. Он понимает, что эта девушка из высшего общества, но для любви нет сословных границ. Огромное чувство Желткова необъяснимо и невозможно в данном обществе, но юноша уверен, что с этой минуты его жизнь принадлежит его избраннице.
Куприн повествует о неземной любви, способной полностью изменить человека. Желтков находит самые восторженные слова, думая о своей возлюбленной. Он считает, что нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее и нежнее ее. Герой узнает, что девушку зовут Верой Николаевной. Вскоре она выходит замуж за князя Шеина, богатого и спокойного человека. Не имея возможности сблизиться, Желтков иногда посылает княгине Вере пылкие письма, на которые она не обращает внимания. Со временем отношения с мужем превращаются в ровные дружеские, но страсти в них нет.
Из-за сословных предрассудков любовь Желткова остается безответной и безнадежной. Теперь он посылает Вере поздравительные открытки по праздникам, не переставая ее безумно любить. Однажды вдень рождения Вера получает от Желткова подарок – гранатовый браслет, когда-то принадлежавший его матери. Это единственная ценная вещь, которой владеет юноша. В записке он просит не обижаться на его дерзость и принять подарок. Вера Николаевна все рассказывает мужу, новее душе уже возникают мысли о том, что у нее может быть своя тайна. Женщина удивлена упорством этого тайного поклонника, который уже семь лет постоянно напоминает о себе. Она начинает догадываться, что в ее жизни нет великой любви, способной на жертвы и свершения. Нов обществе люди обходятся без любви, более того, сильные проявления чувств считаются неприличными и презираются. Своими письмами и подарками Желтков позорит порядочную замужнюю женщину. Окружающие издеваются над чувствами молодого человека как над чем-то недостойным. Оскорбленные вмешательством в их личную жизнь, брат и муж Веры находят
Желткова и требуют прекратить напоминать о себе. Желтков смеется они хотят, чтобы он перестал любить Веру, а любовь отнять невозможно. Герой Куприна предпочитает покончить собой, поскольку любовь стала для него всей жизнью. Он умирает счастливым,
выполнив волю любимой женщины оставить ее в покое. Желтков хочет, чтобы Вера была счастлива, чтобы ложь и клевета не коснулись ее светлого образа. Потрясенная Вера Николаевна впервые видит Желткова в гробу со спокойной улыбкой на лице. Она окончательно понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Соната Бетховена, которую в письме просит послушать Желтков, помогает Вере понять душу этого человека. Свое предсмертное письмо к ней он заканчивает словами Да святится имя Твое
Куприн идеализирует любовь, считает ее сильнее смерти. Такая сильная, настоящая любовь, по словам генерала Аносова, бывает разв тысячу лет. В рассказе писатель показал простого, маленького, но великого человека, каким его сделало чудо любви. Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева Иуда Искариот Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества. Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писало сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь. В рассказе Иуда Искариот Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал нечто по психологии, этике и практике предательства. В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеала его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил. Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу Двоилось и лицо Иуды. Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а в припадке робости закрывает живой глаз. Его голос, то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, то тонкий, досадно жидкий и неприятный. Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется. Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом и вдруг уходит внезапно. В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было дои после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя неслучайно. Вовремя первой русской революции 1905–1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, как будто они произошли не от Адама, а от Иуды.
В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, кто больше любви заплатил, чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягами нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом. Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет прост, мягок ив тоже время серьезен был Искариот. Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном. Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек. Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народна защиту. Они теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая. Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений. Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик Где жертва, там и палачи предатели там Жертва – это страдания для одного и позор для всех.
<…> Слепцы, что вы сделали с землею Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает. Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу Так встреть же меня ласково. Я очень устал. Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался навеки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель. Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью
Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями. Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «Челкаш» Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули
страшная бедная жизнь, отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был босяком. Его рассказы реалистичны, но очень близки к романтическим. Так, писатель В. Короленко, прочитав рассказ Горького «Челкаш», сказал ему Я же говорил, что вы реалист, потом, усмехнувшись, добавил Нов тоже время романтик Писатель по-новому показал психологию отверженных людей. Он не жалеет своих героев, не идеализирует их, не связывает сними никаких надежд. Горький показывает их независимость от общества, презрение к богачам, свободолюбие. В каждом рассказе описана драматическая ситуация жизни простого человека в жестоком мире. Все герои – люди со сломленной судьбой, ноне желающие унижаться и лгать. Они стремятся вырваться из духоты окружающей мрачной действительности, протестуют, но их анархический бунт бессмыслен. Сытое общество равнодушно к нищим. Герой рассказа М. Горького Гришка Челкаш прекрасно чувствует себя в порту, где вместе с напарниками промышляет воровством. Он заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Челкаш своим внешним видом выделяется из толпы портовых оборванцев. Он похож на хищную птицу, степного ястреба. Зорко вглядываясь в прохожих, он прицельно ищет жертву. Челкаш ищет Мишку, с которым собирается надело, но узнает, что тому отдавило ногу и его увезли в больницу. Расстроенный Челкаш знакомится с деревенским парнем Гаврилой, которому представляется рыбаком. Вор умело ведет разговор по душам, втирается в доверие к новому знакомому. Горький с большим мастерством дает портреты героев, показывает их психологию, асам рассказ – это небольшая драма, разыгравшаяся между двумя людьми. Гаврила откровенно рассказывает Челкашу свою историю. Оказывается, он находится в крайней нужде, ему нужны деньги, иначе с хозяйством в деревне не справиться. За бедного парня не идут замуж девушки, а как в деревне быстро заработать, он не знает. Челкаш предлагает парню стать его напарником, ноне говорит, что за работа ждет наивного сельского жителя. Для начала вор ведет его обедать. Гаврилу поражает, что Челкашу дают в долг. Это вызывает доверие к вроде бы жулику на вид. Гаврила напивается, а Челкаш завидовали сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его Малого было жалко, и малый был нужен. В рассказе Горький использует прием контраста, рисует два психологических портрета. Даже описание ночного моря и облаков автор использует как психологический пейзаж
«Что-то роковое было в этом медленном движении воздушных масс. Ночью Челкаш предлагает Гавриле в лодке отправиться на работу. Парень, ворочая веслами, уже догадывается, что они плывут не на рыбную ловлю. Испугавшись, Гаврила просит отпустить его, но Челкаш со смехом отбирает у него паспорт, чтобы не убежал. Украв что-то кубическое и тяжелое, Челкаш возвращается в лодку, сказав Гавриле, что тот заработал за ночь полтысячи. Далее развивается тема искушения деньгами. Челкаш радуется, что они ушли от охранников и, расчувствовавшись, рассказывает Гавриле о своем детстве в деревне, о жене, родителях, о военной службе и о том, каким гордился отец. Он сам выбрал свою судьбу, он смелый человек и любит свободу. На греческом корабле герои отдают товар и получают деньги. Увидев гору бумажек, Гаврила хватает свою долю денег дрожащими руками. Теперь он уже представляет себя первым деревенским богачом. Видя возбуждение Гаврилы, Челкаш думает, что жадность у деревенского парня в крови. Уже на берегу Гаврила не может совладать с собой и набрасывается на Челкаша, требуя отдать ему все деньги. Дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, Челкаш отдает деньги, за что Гаврила униженно его благодарит. Челкаш думает, что никогда не стал бы таким низкими жадным, потерявшим рассудок из-за денег. Гаврила признается, что хотел убить Челкаша, тогда вор отбирает у него все деньги, а когда поворачивается уходить, в голову ему летит брошенный
Гаврилой камень. Раненый Челкаш истекает кровью, нос презрением отдает деньги Гавриле, который просит у него прощения. Челкаш уходит, оставив деньги на песке. Гаврила поднимает их и твердыми шагами идет в противоположную сторону. Волны и дождь смывают кровь на песке, ничто больше не напоминает о драме между двумя людьми. Горький воспевал духовное величие человека. Челкаш победил в психологическом поединке с Гаврилой. Гаврила наверняка устроится в обществе, а такие, как Челкаш, никому ненужны. В этом заключается романтический пафос рассказа. Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах М. Горького В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал свинцовые мерзости российской жизни. В рассказах «Челкаш», Супруги Орловы», Однажды осенью, Коновалов, Мальва он создал образы босяков, людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе На дне. В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и деньги, все, что ценно в этом враждебном ему обществе. Гаврила же одержим жадностью настолько, что готов убить человека ради денег. В психологическом поединке с Гаврилой Челкаш становится победителем. Он благороден и великодушен.
Герои-«босяки» Горького не любят работать, они равнодушны к миру и презирают порядочных и чистеньких, иногда жестоки. Многие из них оказываются на дне жизни из-за слабости воли и характера. За это автор их осуждает. Таков герой Коновалов. Внешне он большой сильный человек, нов богатырском теле живет детская, наивная душа. Он только мечтает о счастье для всех людей. Сделать же хоть кого-то счастливым он не может. Неуверенность и слабость губят этого человека. Орлов из рассказа Супруги Орловы» ненавидит всех и все вокруг. По его словам, серая жизнь вызвала у него беспокойство в сердце. Он избивает жену, оправдываясь тем, что в его жизни только «работища да скучища, скучища да работища». Мечты о героической жизни разбиваются о жалкую реальность. Судьба дает Орлову шанс стать полезными поработать, борясь с эпидемией холеры. Но через некоторое время он разочаровался ив этом. Доктору Орлов советует не лечить больных в то время, когда здоровые умирают от тесноты жизни. Этот герой опускается на самое дно жизни. В рассказах о босяках Горький выступает как талантливый писатель-реалист в описании среды и законов общества. При этом он романтизировал своих стихийных бунтарей. Вряд ли опустившиеся люди могли произносить такие пламенные речи о свободе и смысле жизни, как герои Горького. Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся Старуха Изергиль», Макар Чудра», Девушка и смерть, Песня о Соколе и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят свободу, как и старый Макар Чудра, который рассказывает историю их любви. Макар не понимает, почему люди живут тесно, хотя места на земле много, всю жизнь тяжело работают, но остаются нищими рабами. Макар осуждает общество, ноне призывает изменить его законы. Горький считал, что черпать силу человек должен в природе, как вольные цыгане.
Романтической чертой в рассказах Горького является интерес автора к образам природы. Природа для него – это важная философская тема. Это мир символов для писателя- романтика. Описание бури, ветра, моря, гор – все это создает атмосферу романтических переживаний. Неслучайно рассказ Макар Чудра» заканчивается песней моря, которое поет гимн гордыми смелым цыганам. В рассказе Девушка и смерть противопоставлены жизнь, любовь и гибель, разрушение, олицетворением которых являются два образа Девушка и Смерть. В произведениях Горького человек хоть и природное существо, но изуродованное городом и современной цивилизацией. Горьковские босяки – дети природы, люди бедные, но гордые. Романтической чертой является и равнодушное отношение писателя к быту. Мы не можем узнать ничего конкретного о жизни босяков, слышим только их пламенные речи о свободе. Как и у романтиков, у Горького характеры героев написаны резкими черно-белыми цветами. Если Ларра злодей, то без примеси добра. В образе Данко даны только положительные черты. Он спасает людей ценой собственной жизни, освещая им путь своим горящим сердцем. Нов отличие от европейских романтиков, Горький прославляет не зло, а добро. Отрицательные герои у него однозначно осуждаются, как в русских сказках. Единственный чисто романтический герой у Горького – это Ларра, сын женщины и орла. Он презирает людей, видя в этом свою свободу. Цыгане изгоняют гордеца. Ларра – воплощение цинизма и эгоизма. Данко же представляет собой другую сторону возможностей человеческой души – героизм и способность к самопожертвованию. Романтизм Горького отличается наличием положительного идеала. В жизни всегда есть место подвигам, – утверждает автор. Его храбрый Сокол из Песни о Соколе истек кровью в бою с врагами. Но смерть его не напрасна. Писатель создает образы, которые стали бы примером для читателей. Философский споро правде и человеке в драме М. Горького На дне Пьеса На дне, по словам Горького, явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений над миром бывших людей. Основной философской проблемой пьесы является споро правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос Что такое правда пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука,
Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на этот философский вопрос. Именно отсюда идут разноречивые трактовки образов героев в критике разных лет. Это особенно касается Луки и Сатина, каждого из которых то возвеличивают, то порицают. У самого Горького находим то Жалость унижает человека, то А все-таки всех людей жалко. Многие русские писатели (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский и другие) делали попытки дать ответ на вечные вопросы бытия, но каждый из них только внес свой вклад в разработку проблемы. На новом этапе исторического развития России Горький представляет свои взгляды о смысле человеческой жизни, ее правде и значении человека на Земле. Писатель новаторски подошел к решению сложной проблемы. В его пьесе, как у Чехова, нет четкого сюжета и конфликта. Каждый герой озвучивает свою драму жизни, имеет свой голос, высказывает в общем хоре голосов свое мнение. Создается эффект полифонии, многоголосья, что обеспечивает полноту охвата темы. Автор добивается того, что в основе сюжета лежит не интрига, а авторская философская мысль. Именно она двигает сюжет. Столкновение мировоззрений героев и определяет развитие философского конфликта.
Пьеса На дне написана в 1902 году, когда после тяжелого экономического кризиса крестьяне уходили целыми деревнями побираться, а в городах закрывались фабрики и заводы, из-за чего рабочие оказались выброшенными на улицу. Все они оказались на дне жизни, а вместе сними и страна в целом. Для полноты картины Горький собрал в подвале представителей всевозможных социальных групп населения. Здесь прозябают карточный шулер Сатин, авантюрист-альфонс Барон, молоденькая проститутка Настя, трудяга слесарь Клещ, его жена Анна, спившийся Актер, вор Васька Пепел, странник Лука. Тема лжи и правды раскрывается в репликах героев. Бубнов, например, предлагает собеседнику Вали всю правду, как она есть А вот мнение Клеща Будь она проклята, правда То, о чем они говорят, – это правда жизни, правда факта. Оказывается, для того, чтобы выжить в этом страшном мире, многие не хотят признавать реального положения вещей, то есть своего полного поражения в жизни. Такая правда для них звучит как приговор, невозможность даже крохотной надежды на выход со дна. Желая защититься от реальности, многие герои перемешивают правду с вымыслом. Настя, например, живет в полностью вымышленном ею мире. Уйти в него помогает затрепанная книжка про любовь. Читая ее, девушка отождествляет себя с героиней, которую обожает идеальный возлюбленный. Так ей легче жить. Ночлежникам Настя мечтательно рассказывает то о каком-то Рауле, то о Гастоне, якобы неравнодушном к ней. Слушатели смеются. Грубым мужчинам не понять той степени унижения, которое ежедневно испытывает Настя. Лука, появившись в ночлежке, приносит с собой именно надежду, то, чего так не хватало этим отчаявшимся людям. Образ Луки получился у Горького очень убедительным. Писатель сам испытал в жизни много страданий, поэтому прекрасно понимал великую силу утешения. Неслучайно публика на представлении пьесы с первых минут симпатизировала Луке, а не Сатину. Ночлежники, тысячу разобиженные жизнью, обозленные и циничные, тем не менее Луке – верят А когда он уходит, жалеют о нем. Дело в том, что в свои утешения он вкладывает душу. Искреннее сочувствие исцеляет, пустые же слова-утешения оскорбляют, в этом человека обмануть невозможно. Лука тратит на несчастных, оставшихся без помощи людей много душевных сил. Их у него хватает на всех. Он действительно разделяет горе с жителями подвала, то есть часть его берет на себя. В действиях его нет никакой корысти. Об этом не писал ни один критика ведь это очевидно. По свидетельству современников, Горький, когда читал слова Луки, плакал. Позже он назвал ошибкой то, что его странник вызывает понимание у зрителей. Горький был уверен, что на первом плане в пьесе будет яркая фигура Сатина. Писатель вложил в его уста пламенные призывы, сделал самым активным, сильным персонажем. В этом образе нашло отражение мировоззрение самого автора. Горький рассуждал в духе прогрессивных людей своего времени. Причина всех бед – царизм. Он должен быть уничтожен. Для этого должен подняться весь народно под игом векового рабства он безмолвствует. Как разбудить народ Только громкими, хлесткими речами, призывами, вызвать активность, жажду справедливости. Заметим, Горький не призывает к топору, он хочет, чтобы в человеке проснулись самосознание, гордость высшего разумного существа, способного на великие свершения. Сатин говорит, что спасение человека в нем самом Все
– в человеке, все для человека Существует только человек, все остальное – дело его руки его мозга. Ложь – религия рабов и хозяев Правда – бог свободного человека Человек Это – великолепно Это звучит гордо Надо уважать человека Не жалеть не унижать его жалостью уважать надо Писатель занимал активную позицию в жизни. Он хотел, чтобы все стали борцами за лучшую жизнь. Но такая жизненная энергия, которая досталась Горькому от рождения, была не у всех. На примере своей собственной жизни он доказал, что ив условиях царской России можно из босяков стать великим писателем и общественным деятелем. Для того чтобы подняться со дна жизни, нужны сила, воля и вера, нужно быть Человеком, а не рабом. Его герои ведь тоже не сразу оказались на дне, ноне проявили воли изменить свою жизнь, предпочли опускаться все ниже.
Критики обвиняли Луку в том, что он ушел, оставил людей, обманул возникшие было надежды. Лука не хочет никого изменить, это Сатин призывает измениться, стать Человеком с большой буквы. Подобный призыв и сейчас прозвучал бы в пустоту. Лука – реалист и видит, что, пока человек сам не захочет измениться, никто ему не поможет. В основе его убеждений лежит выстраданная мудрость. Странник пытается дать толчок процессу возрождения души, он не может жить вместо ночлежников, стать им нянькой. В чем заключается спасительная ложь Луки, тоже не совсем ясно. Лечебницы для алкоголиков тогда уже существовали, это факт, Анне перед смертью он говорит слова, взятые из религиозного учения, остальных он умно и тактично подталкивает к обретению веры в себя. Все, с кем говорил Лука, отмечают его положительное влияние. Даже Сатин признает Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету Поведение Луки вызывает понимание и уважение. В заявлениях же Сатина много противоречивого. Он здоров, энергичен, призывает измениться, носам меняться не хочет. Он заявляет Ничего не делай Просто – обременяй землю Сатин не хочет работать, смеется над попытками Клеща честным трудом поправить свое положение. Он, бывший телеграфист, смирился со своим положением, продолжает жить в ночлежке, знает, что его когда-нибудь убьют за шулерство, но продолжает играть. Некоторые неувязки не мешают пьесе Горького оставаться достижением русской драматургии. Писатель первым сопоставил правду факта и правду жизни, определил отношение людей к тому и другому понятию. Заговорил об иллюзорности жизни многих людей, которая служит им защитой от реальной жизни. Мужеством смотреть правде в глаза обладают немногие. Правда Луки в том, что без жалости, сострадания и милосердия мир людей давно перестал бы существовать. Правда Сатина в том, что пора почувствовать себя Человеком, перестать унижаться и терпеть произвол. Общий вывод из пьесы На дне таков человек должен перестать быть рабом, поверить в собственные силы, должен уважать себя и других. Серебряный век русской поэзии Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся наконец начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ НА. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век – это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в Поэме без героя находим строки И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл. Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода. В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал Солнце
наивного реализма закатилось. Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств. Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль модерн. Поэты М.
Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку. Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим накалом, рождая сотни новых идей. Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать старшими символистами, – З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф.
Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволистов» – А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов – Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие. Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В.
Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось брожение умов в предреволюционную эпоху. Это создавало совершенно новую среду для развития культуры. В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания. Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души. Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие любовь было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В. Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И.
Стравинского, воссоздается русская сказка (Аленушка В. Васнецова, Леший М.
Врубеля). Валерий Брюсов вначале ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком. Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников Русские символисты. Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках Шедевры, Это – я, Третья стража, Городу и миру.
Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы. В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов Весы. Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как Творчество, Юному поэту. Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидели предсказал наступление жестокого индустриального века. Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова героем труда. В стихотворении Работа он сформулировал свои жизненные цели Я хочу изведать тайны Жизни мудрой и простой. Все пути необычайны, Путь труда, как путь иной.
Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы
и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов. Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество
Бальмонта продолжалось более 50 лети в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном. Вначале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки. Уже в первом сборнике Под северным небом стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность. Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него
– символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин В стихотворении Безглагольность Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Самоназвание стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно. Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души. Основные темы и мотивы поэзии В. Я. Брюсова Валерий Яковлевич Брюсов вначале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу. Вначале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов Русские символисты. В сборниках Шедевры, Это – я, Третья стража, Городу и миру он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов интересовался культурами других народов, историей, античностью. Он мог создавать самые различные образы, силой воображения перемещаться во времени и пространстве, путешествовать по странами эпохам. Критики-иностранцы удивлялись, что русский поэт так точно пишет об их странах и героях. Большую славу поэту
принес его пятый сборник поэзии Венок. Хотя Брюсов считался признанным вождем символизма, чисто символистскими были только ранние его стихи. Например, стихотворение Творчество Фиолетовые руки На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. Большой популярностью пользовалось и стихотворение Юному поэту Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Уже в раннем стихотворении Отверженный герой символические образы отражают важные для автора идеи. Поэт ориентируется на живопись словом, его стихотворение четко организованно, уравновешенно. Для достижения своей цели Брюсов часто использовал прием прямого обращения к читателю, разговора с ним В серебряной пыли полуночная влага Пленяет отдыхом усталые мечты, Ив зыбкой тишине речного саркофага Отверженный герой не слышит клеветы. Не проклинай людей Настанет трепет, стоны Вновь будут искренни, молитвы горячи, Смутится яркий день – и солнечной короны Заблещут в полутьме священные лучи Романтическое стихотворение Кинжал вслед за классиками XIX века продолжает тему поэта и поэзии. В стихотворении Брюсова мы видим свое понимание автором задач, которые жизнь и общество ставят перед поэтом. Текст представляет собой поэтический монолог, обращенный к слушателю. Лирический герой – поэт – готов яростно сражаться против мелочности, суеты и зла, царящего в мире Из ножен вырван они блещет вам в глаза, Как ив былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры. Поэт одинок в своей борьбе, он не скрывает трудностей, моментов разочарования изменить мир к лучшему очень трудно Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые.
Брюсов убежден поэт – певец свободы. Он должен всегда находиться на переднем крае борьбы. Он не может предать свой идеал, именно от него исходит призыв к угнетенным рабам. Поэт свято верит в торжество идей свободы, он счастлив служить людям
Кинжал поэзии Кровавый молний свет, Как прежде пробежал по этой верной стали. И снова я с людьми – затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали. Романтическое настроение в стихах Брюсова, однако, быстро уступило место трезвым рассуждениям, земным темам. Брюсов, воспитанный на книгах Дарвина и революционеров- демократов, первым увидели предсказал наступление жестокого индустриального века. Отсюда его неприятие города Ты гнешь рабов угрюмых спины, Чтоб, исступленны и легки, Ротационные машины Ковали острые клинки.
Брюсов был новатором в поэзии. Он все больше становится художником рисунка, картины, зрительного, а немузыкального образа, в поэзии ориентируется на меру, число, чертеж. Таковы его стихотворения Медея, «Ахиллес у алтаря, Одиссей, «Дедал и Икар. Стихотворений с названием Работа в творчестве Брюсова два одно – 1901 года, другое – го. Работа (1901) состоит из шести строф. Поэт славит физический труд как основу жизнедеятельности человека. Первые две строфы восхваляют труд, в них много глаголов и восклицательных предложений. Это передает динамику действия, энергию радости при совершении нужных, полезных действий Здравствуй, тяжкая работа, Плуг, лопата и кирка Освежают капли пота, Ноет сладостно рука Всем известно, что работа с плугом, лопатой или киркой тяжела, изнурительна, что конечный итог ее – усталость и негативные эмоции. Брюсов не отрицает этого. Да, работа тяжела, но она приносит радость, появляется что-то новое, что ты сделал сам. Поэтому автор подбирает определения, на первый взгляд несовместимые со словом работа. У него капли пота освежают, рука ноет сладостно. Стихотворение Брюсова воспринималось свежо и ново, поскольку раскрывало противоположное отношение к труду. Не возникает сомнений, что радостный труд принесет более весомые результаты, чем труд подневольный, со стонами и проклятьями. Лирический герой перечисляет свои жизненные цели Я хочу изведать тайны Жизни мудрой и простой. Все пути необычайны, Путь труда, как путь иной. Так радостно о труде может говорить молодой человек, жизнь которого только начинается. Стихотворение Работа (1917) – это произведение зрелого автора, человека с устоявшимися взглядами. В нем поэт четко формулирует Единое счастье – работа
Здесь поэт не выделяет только физический труд, для него одинаково важна работа в полях, за станком, за столом. Каждая строфа представляет собой энергичное обращение к читателю – рабочему, хлеборобу, писателю – с призывом упорно трудиться Иль – согнут над белой страницей, — Что сердце диктует, пиши Пусть небо зажжется денницей, — Всю ночь выводи вереницей Заветные мысли души Заключительные строки стихотворения стали общеизвестными благодаря сосредоточенному в них высокому смыслу Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета, Все счастье земли – за трудом Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении Хвала человеку.
Брюсов увлекался идеями научно-технического прогресса, приветствовал активную творческую деятельность человечества, даже мечтало будущих полетах в космос. Поэт создает собирательный образ Человека-творца, способного изменить к лучшему окружающее пространство Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек Поэт прослеживает историю человечества с первобытных времен, перечисляет достижения творческой мысли людей, начиная с изобретения топора и заканчивая электричеством и железными дорогами Вечно властен, вечно молод, В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города. Следуя жизненной правде, автор не только славит созидательные результаты деятельности человека, но и разоблачает его коварство, присущее людям стремление к власти, к порабощению народов, отсутствие сомнений в собственной правоте Царь несытый и упрямый Четырех подлунных царств, Не стыдясь, ты роешь ямы, Множишь тысячи коварств, — Но, отважный, со стихией После бьешься с грудью грудь, Чтоб еще над новой выей Петлю рабства захлестнуть.
При этом поэт ставит на первое место порыв к преодолению невежества, утверждает, что только в этом направлении человек может развиваться. Все новое и прогрессивное, как правило, создают лучшие представители людского племени, способные сломать отжившие стереотипы. Именно поэтому Брюсов начинает и завершает стихотворение восклицанием Будь прославлен, Человек Историческая тема ярко проявилась в стихотворении Грядущие гунны. Брюсов был знатоком мировой истории, поэт предчувствовал начало революций в стране. Царизм полностью исчерпал себя. Никто четко не представлял себе будущее, но жить по-старому Россия уже не могла. В среде интеллигенции бытовало чувство вины перед огромными массами народа, веками пребывавшими в рабстве и унижении. Неслучайно автор оправдывает любые действия будущих гуннов, снимает с них ответственность за трагические последствия деяний Вы во всем неповинны, как дети Поэт отдает себе отчет в том, что гуннам культура ненужна, а потому он внутренне согласен на любые жертвы А мы, мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры, Унесем зажженные светы В катакомбы, в пустыни, в пещеры. В 1904 году Брюсов и его единомышленники вряд ли могли представить себе реальный масштаб кровопролития в случае революции и гражданской войны, но историческую закономерность смены эпох поэт предчувствовали отражал правильно. Стихотворение в наше время звучит предостережением перед опасностью для современной культуры стать жертвой новых гуннов перед нарастанием бездуховности. Тематически примыкает к предыдущему стихотворение Близким. Став свидетелем революции 1905 года, Брюсов уже впервой строке твердо заявляет Нет, я не ваш Мне чужды цели ваши, Мне странен ваш неокрыленный крик Нона время восстания поэт выражает согласие присоединиться к народным массам, которым нужен яркий предводитель. Именно о роли идейного вожака масс следующие строки брюсовского стихотворения Где вы – гроза, губящая стихия, Я – голос ваш, я вашим хмелем пьян, Зову крушить устои вековые, Творить простор для будущих семян. Где вы – как Рок, незнающий пощады, Я – ваш трубач, ваш знаменосец я, Зову на приступ, сбоя брать преграды, К святой земле, к свободе бытия Заключительная строка стихотворения предельно ясно показывает цель – разрушительную, а не созидательную – поэта
Ломать – я буду с вами строить – нет
Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства, спас большое количество памятников культуры от разрушения и варварского разграбления, внес огромный вклад в развитие русской поэзии. За удивительную работоспособность М. Цветаева называла его героем труда. Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лети в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. Вначале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В Маленьком султане он создал жестокий образ царя Николая II. Это стихотворение тайно передавали из рук в руки, как листовку. В Женеве оно было опубликовано в сборнике Песни борьбы. Бальмонт мастерски владел приемами обличительной сатиры, писал эпиграммы, одна из которых адресована тому же Николаю II: Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, – час расплаты ждет. Кто начал царствовать Ходынкой, Тот кончит, встав на эшафот. Вначале творческого пути Бальмонта поддерживали В. Короленко, В. Брюсов, которые высоко ценили его талант и образованность. Свой первый Сборник стихотворений Бальмонт уничтожил как слабый. Следующий сборник Под северным небом был более удачным. Стихи в нем приобретают изящество формы и музыкальность. Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В году него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей. С 1897 года поэт путешествует по всему миру, что отразилось на тематике его стихотворений. Отречение царя от власти Бальмонт воспринял с радостью, но революцию
1917 года отверг, считая ее грубой и страшной. В 1920 году поэт-бунтарь подает прошение о выезде заграницу, где и остается навсегда. В эмиграции Бальмонт тосковал по родине И все пройдя пути морские, И все земные царства дней, Я слова не найду нежней, Чем имя звучное Россия. Он слагал песни о Москве, воспевал Сибирь в книге Голубая подкова. Славу Бальмонту как поэту-символисту принесли сборники Тишина, Горящие здания, Будем как солнце. В 1913 году в России было издано 10 томов его произведений. Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него
– символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин По музыкальности стиха Бальмонту не было равных. Он умел уловить и показать момент, миг, звук, рождающиеся и исчезающие. В своих стихах поэт использовал приемы, свойственные музыке, – ритмические повторы, множество внутренних рифм Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта