Главная страница

сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Анкорсочинения
Дата26.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
ТипЛитература
#417724
страница3 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Салтыкова-Щедрина Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство государственной машины, исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым эффективным средством отображения действительности. Гротескный образ всегда выходит за рамки правдоподобия. С помощью гротеска можно так выделить, увеличить какую-либо черту характера, что станут понятны причины того или другого явления. Гипербола и фантастика, по мнению писателя, не искажают действительность, это особые формы образного повествования, позволяющие выявить настоящую природу происходящего.
Салтыков-Щедрин считал, что миром управляют призраки. Начальники, правители, чиновники – это неживые люди, это функции. Они не видят и не слышат людей, всячески
отгораживаются от них, им надоели вечные просьбы. Задача российского чиновника или градоправителя состоит в том, чтобы гнать и не пущать». Думать при этом ненужно и даже вредно. Служение призраку государства нашло свое отражение в Истории одного города. В этом произведении Салтыков-Щедрин нарисовал целую галерею правителей, представителей самодержавной власти. Как предмет исследования писатель берет историю города Глупова за сто лети прослеживает деятельность всех его градоначальников в хронологическом порядке. Цель писателя – показать полную историческую несостоятельность самодержавия. В книге Летописец содержится история города Глупова, состоящая из биографий градоначальников и описания их замечательнейших действий, а именно быстрой езды на почтовых, взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства мостовых и обложения данями торговцев. Главная черта всех правителей – это их однообразие. Отличия наблюдались только в применении наказаний. Все правители секли горожан, только некоторые объясняли за что, а другие – нет. Градоначальник Бородавкин, приехав в Глупов, первым делом изучил деяния своих предшественников, но только ахнул, поскольку определить, чем занимались все эти люди до него, не представлялось возможным. Перед Бородавкиным было какое-то сонное мечтание, мелькали образы без лиц. Так писатель показывает обезличенность градоначальников, которые могли только кричать Разорю, Не потерплю, а о чем шла речь – непонятно. Автор замечает, что его герои – это тени, выходящие из мрака. Все градоначальники невежественны, умственно ограниченны, тупы. Вот как характеризуются они в Летописце При не весьма обширном уме был косноязычен Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ. Двух градоначальников Салтыков-Щедрин описывает подробнее. Это Брудастый и
Угрюм-Бурчеев. Брудастый имел в голове вместо мозга органчик, который мог воспроизводить только две фразы Разорю, Не потерплю. Этого ему хватало, чтобы править городом и даже привести в порядок недоимки. В образе Брудастого писатель обыгрывает безмозглость начальников. В последнем градоначальнике, Угрюм-Бурчееве, не осталось ничего человеческого, у него отсутствуют чувства и эмоции, автор сравнивает его с механизмом. Бесчувственность
Угрюм-Бурчеева наводит ужасна посетителей. Он не топал ногами, не жестикулировал, не повышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не заливался начальственно-язвительным смехом Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования. Затем он устремлял пристальный, мертвенный взгляд на посетителя. Этого застывшего взгляда вынести никто не мог. Взгляд его был светлый, как сталь и совершенно свободный от мысли. Писатель замечает Разума он не признавал вовсе и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений. Угрюм-Бурчеев был лишен даже чувства гнева, раздражения, ненависти, что делало общение с ним еще страшнее. Автор прямо говорит, что перед нами – идиот. Далее в тексте он не раз называет так градоначальника. Приняв какое-то безумное решение, Угрюм-Бурчеев шел напролом, считая себя правым во всем. Он решил регламентировать всю жизнь глуповцев, более того, подчинить себе весь мири притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни назад, ни вперед, ни направо, ни налево. Так в произведении возникает образ пустыни, в которую превращают все вокруг себя тупые, ограниченные начальники. Символически выглядит портрет Угрюм-Бурчеева. На картине он одет в военного покроя сюртук, в руке Устав, кругом пейзаж пустыни, в середине которой стоит тюрьма, а вместо неба надо всем нависла серая солдатская шинель. Пустыня символизирует рай – в ней нет никого, никто не беспокоит.
Салтыков-Щедрин создал монументальный образ, сочетающий в себе самые отвратительные, враждебные человеку качества. Градоначальник победил в себе всякое естество, у него деревянное лицо, окаменевшая фигура. Он со всех сторон наглухо
закупоренное существо, действует, как бездушный механизм ни жалости, ни сочувствия, ни понимания. Писатель-сатирик добился необычайного эффекта обобщения, показав в образе всевластного идиота самую суть тирании. Гражданский пафос поэзии НА. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы Литературный талант НА. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи.
Некрасов принадлежал к натуральной школе. Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод бедняков, нищету подвалов, мучения людей. Постепенно Некрасов становится писателем-демократом, заступником безгласных и приниженных. Направление обличения и протеста он считал самым верным в условиях жестокой реакции, когда в России запрещалось живое слово. Некрасов разделял демократические взгляды Белинского и Чернышевского. Став редактором самого крупного литературного журнала Современник, Некрасов дружил с революционно настроенными людьми, не боялся им помогать и сочувствовать. В е годы XIX века в творчестве поэта преобладала гражданская лирика. В его произведениях отражаются темы, которые подсказывает сама жизнь. Таковы стихотворения В дороге, Тройка, Еду ли ночью по улице темной, Огородник, Вчерашний день, часу в шестом, Пьяница, Извозчики другие. Беспощадная сатира Некрасова была направлена против бюрократов, царских чиновников, несправедливой жизни в целом. Многие стихи автобиографичны, написаны от первого лица и отражают личные впечатления поэта.
Некрасов вводит в свои стихотворения образ гражданина, который активно и смело защищает права молчащего народа. В создании этого образа поэт ориентировался на
Белинского, Добролюбова и Чернышевского, в которых видел идеал гражданственности.
Белинскому он посвятил стихотворения Рыцарь на час и Памяти Белинского»,
Чернышевскому – Пророк, Добролюбову – Памяти Добролюбова». Все они были борцами-одиночками, поэтому в стихах наряду с осуждением несправедливости развивается тема одиночества борцов за свободу. Образу гражданина Некрасов придавал черты мученика, использовал христианские символы. В стихотворении Пророк он пишет Его еще покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте. Его послал Бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе. В стихотворениях гражданской направленности Некрасов не только критикует и обличает. Поэты прошлого делали это и до него. Новаторство Некрасова состоит в том, что он показывал причины безобразий в жизни общества. Стихотворение В дороге повествует о тяжелой судьбе крестьянской девушки. Рассказывает ее историю ямщик. Некрасов замечательно передает народную речь ямщика, сказовые интонации. История крепостной девушки типична для русской женщины, ее драматизм не вызывает удивления. Простой ямщик не понимает причин трагедии, он простодушно рассказывает о ней. Стихотворения Тройка и Пьяница наполнены состраданием автора к беспросветной крестьянской доле. Крепостным мужикам надеяться не на что. Описывая нравы угнетателей, Некрасов меняет тональность стихов. Они становятся
гневными и суровыми. Бесчеловечные порядки помещиков по отношению к собственным крестьянам описаны в стихотворении Родина. В этом произведении отразились детские воспоминания поэта об отвратительных картинах угнетения и унижения, которые он наблюдал в усадьбе своего отца.
Некрасов умел простую будничную сцену превратить в яркое произведение. В стихотворении Размышление у парадного подъезда описана трагическая судьба многочисленных ходоков из деревень, которые пытались в столице подать жалобу на притеснения управляющих имениями. Измученные издевательствами и грабежом управляющих, которыми зачастую были немцы, деревенские жители собирали деньги и отправляли посланцев от народа в столицу, где в роскоши жил владелец имения. Мужики месяцами караулили вельможу у парадных подъездов, но безуспешно. Когда у них кончались деньги, просили милостыню. Вернуться в деревню им было нельзя что сказать односельчанам Таки пропадали мужики, надеясь на милость господне считающих их за людей. Некрасов показывает вопиющий контраст между нищетой крестьян и роскошной жизнью столичных вельмож. Поэт говорит, что богачи прокляты народом. Лирика Некрасова была опасна для властей. Поэт в одиночку отбивался от нападок реакционной критики. Ценность его стихов – в искренности сочувствия русскому народу. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике НА.

Некрасова Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был баловнем свободы и другом лени. В своих стихах воплощал накипевшие сердечные муки. Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит Ноне льщусь, чтоб в памяти народной Уцелело что-нибудь из них Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из живой крови, мстительного чувства и любви. Та любовь, что добрых прославляет, Что клеймит злодея и глупца И венком терновым наделяет Беззащитного певца. О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое- то время вырваться из обязательной повинности. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был литературным чернорабочим. Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова – это суровые стихи, в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ. Насмерть Гоголя Некрасов написал стихотворение Блажен незлобивый поэт. В нем герой-поэт – это обличитель толпы, который идет тернистым путем, его не понимают и проклинают.
На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение Пророк. Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других. Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Богу Некрасова назван Богом гнева и печали. В стихотворении Поэт и гражданин возникает чисто некрасовский образ любовь- ненависть, которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова Клянусь, я честно ненавидел Клянусь, я искренно любил В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям.
Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами. В стихотворении Поэт и гражданин говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для дела и пользы Поэтом можешь тыне быть, Но гражданином быть обязан. Можно выбрать путь безвредного поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг стяжатели и воры или бездействующие мудрецы, различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим делом. Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв. Но гражданин отвечает ему Нет, тыне Пушкин. Но покуда Невидно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который стоит у двери гроба, не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения.
Некрасов представляет свою жизнь как трагический романс Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он сын больного века, недостоин ее.
Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта. Образ страдающей Музы показан в стихотворении Вчерашний день, часу в шестом Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя И Музея сказал Гляди Сестра твоя родная Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению. Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы. Русская жизнь в поэме НА. Некрасова Кому на Руси жить хорошо Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма Кому на Руси жить хорошо. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней
Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное положение, нравственные и политические законы. Крестьяне живут на земле, в своих деревнях, под началом местной власти, поэтому Некрасов не говорит о религии. Можно ли быть счастливыми на земле, а не на небе – вот как ставится вопрос. Еще в стихотворении Элегия поэт задавал вопрос Народ освобожден, но счастлив ли народ В поэме Некрасов смотрит на жизнь глазами крестьян. Семь мужиков идут по Руси в поисках правды и справедливости. Названия деревень в поэме красноречиво говорят о народной жизни в них Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорожней волости из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова,
Неурожайка тож». Несмотря на правительственную реформу, проведенную для улучшения жизни народа, счастье мужиков до сих пор дырявое с заплатами, кровавое с мозолями. Мужики даже не спрашивают крестьян о счастье, знают, что его у них нет. В песнях Барщинная, Голодная, Солдатская, Веселая, Соленая описана жизнь русских крестьян до реформы. Все они живут, как мужик Калинушка. У него С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот, Верченый, крученый, Сеченый, мученый Еле Калина бредет. Странники надеются, что счастье есть у попа, помещика, чиновника, «купчины толстопузого, министра, царя. Куда бы ни пришли правдоискатели, везде передними вопиющая картина народного горя. Свою беду и безысходность мужики топят в вине Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть
Некрасов показывает несколько обобщенных типов русских мужиков. Несмотря на вековую нужду, сохранились среди крестьян народные заступники. Это Яким Нагой, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр, Матрена Тимофеевна, богатырь святорусский» Савелий, молодой грамотный сын дьячка Гриша Добросклонов. Они всегда отзываются на чужую беду, готовы пострадать за народ. Яким Нагой не соглашается, что счастье – это покой, богатство, честь. Ему понятно, на кого работают крестьяне, и то, что счастье не в деньгах. Когда случился пожар, Яким спасает не деньги, скопленные тяжелым трудом, а картиночки – пищу для души. Савелий, богатырь святорусский, убежден, что нужно отстаивать свои права, не позволять издеваться над собой «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть. Савелий через двадцать лет вернулся живым с каторги, куда попал зато, что вместе с деревенскими мужиками живьем закопал садиста-управляющего. Он до сих пор гнется, да не ломится, не ломится, не валится. Матрена Тимофеевна называет его счастливым при такой страшной судьбе. Счастье Савелия в страдании за правое дело. Он не зря прожил жизнь, не стал рабом.
Ермил Гирин был старостой. У него, казалось бы, все было для счастья спокойствие, и деньги, и почетно Ермил стал защищать крестьян и попал в тюрьму. Крестьяне меняют свое понимание счастья Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси Для крестьянина счастье – это отсутствие несчастья. Мужики рады, что дают ржаного хлебушка, что брат вернулся домой живым, радуются своим удачам на охоте старуха рада, что ей пока не грозит голодная смерть, потому что родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Помещики Оболт-Оболдуев и Утятин-князь вспоминают крепостные порядки и жалеют, что эти времена закончились. Они хотели бы, как раньше, по месяцу пировать в своих поместьях. Особенно горюют они о полной своей безнаказанности в те времена Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Закон – мое желание Кулак – моя полиция
Некрасов подводит итог поискам своих героев, формулируя эталон народного счастья. Это не богатство, а достаток, которого можно достичь честным трудом. Это радостный трудна благо семьи и народа. Это чистая совесть, уважительное отношение к людям, сострадание и любовь. Писатель уточняет, что истинное счастье возможно только в свободном обществе. Он надеется, что такие времена когда-нибудь наступят Еще народу русскому Пределы не поставлены
Пред ним широкий путь. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой Преступления и наказания, одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два разряда
– на высших и тварей дрожащих. Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье О преступлении. Согласно статье, высшие наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество тварей дрожащих. Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти простые люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. Высшие – это новые законодатели для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого законодателя – Наполеон Бонапарт: настоящий властелин, кому все разрешается, – громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается. Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает вошью, которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, новому законодателю, преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей материи унижаемой сестре
Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во чтобы тони стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не тварь дрожащая. Для этого нужно переступить через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы. В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонами сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели. С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания. Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим обличителям. Например, он нарочно затевает
разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательству следователя нет, но Родион Романович уже доведен до кондиции – он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой. Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича – он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание. Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение – причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман Преступление и наказание классикой мировой литературы. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире по желтому билету. Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая ест и пьет и теплом пользуется. На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжелобольной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрами брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрели потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее на похмелье. Соня нив чем его не упрекнула Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей рабочей одежде наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкуси правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру
Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к благодетелю и приглашает его на поминки отца. Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы тони было, а уж обидеть ее всякий мог почти
безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всеми каждым. После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе Да ведь я божьего промысла знать не могу И к чему выспрашиваете, чего нельзя спрашивать К чему такие пустые вопросы Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело И кто меня тут судьей поставил кому жить, кому нежить Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужими малолетним себя предала. У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с
Раскольниковым превратности каторжной жизни она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна пострадать, чтобы очиститься. Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что ходить стопором не барское дело его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим рази навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью. Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому продолжению пути писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа. Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному во чтобы тони стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два разряда – на высших и тварей дрожащих. Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье О преступлении. Согласно статье, высшие наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество тварей дрожащих. Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти простые люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. Высшие – это новые законодатели для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого законодателя – Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь
высшего с поступков совсем другого масштаба. О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного
Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире по желтому билету. Мармеладов объясняет
Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая ест и пьет и теплом пользуется. На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжелобольной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрами брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрели потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее на похмелье. Соня нив чем его не упрекнула Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне. Будущий Наполеон обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Родион Романович дошел до крайней черты бедности, нов этом положении ему чудится странное величие Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не тварь дрожащая. Для этого нужно переступить через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы. Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает вошью, которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру
Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим обличителям. Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым – пьяный чиновник попадает под лошадь. В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей рабочей одежде наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкуси правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать
Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к благодетелю и приглашает его на поминки отца. Это мирное мероприятие не обходится без скандала Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель.
Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе Да ведь я божьего промысла знать не могу И к чему выспрашиваете, чего нельзя спрашивать К чему такие пустые вопросы Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело И кто меня тут судьей поставил кому жить, кому нежить Несмотря на чуждые ему убеждения, Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужими малолетним себя предала. У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна пострадать, чтобы очиститься. Важная черта для характеристики обоих персонажей каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что ходить стопором не барское дело его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим рази навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью. Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа безжизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому продолжению пути писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность. Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман Преступление и наказание в один ряд с величайшими романами мировой литературы. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно сточки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут же решает заменить головной убор. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному во чтобы тони стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два разряда – на высших и тварей дрожащих. Излагает свои взгляды Родион в газетной статье О преступлении. В ней герой поясняет, что высшие, движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество тварей дрожащих. Низшие представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того. Именно эти простые люди
нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом высшие становятся новыми законодателями для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого законодателя
– Наполеон Бонапарт. Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь высшего с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора. Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает вошью. А вошь, согласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству. В данном случае он готов выступить от лица всех людей полученные деньги помогут ему, новому законодателю, преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей материи унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простыми разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией. Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не тварь дрожащая. Для этого нужно провести чудовищный эксперимент – переступить через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы. Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с тварями дрожащими. Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим обличителям. Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Прямых улику следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой ив конце концов идет на признание. Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели. Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова – он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона. Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.
В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонами сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы. С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания. Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно. Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников – непросто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество. Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман Преступление и наказание считается одной из вершин мировой реалистической литературы. Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом Кто больше человек, живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, нов этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой куклой, которую держали взаперти до замужества, потом ее ждали насильственный брак по сговору родителей, балы, светские сплетни, быстрая старость и смерть. Толстой пытается проникнуть в духовный мир своих героинь, показать взросление души, переживания, радости и скорби их жизни. Наиболее яркий и живой образ в романе – это Наташа Ростова, изображенная с огромной симпатией автора. Лев Толстой заставляет и читателей любоваться пылкой, порывистой, веселой, очаровательной девушкой. Наташа появляется в романе на полутора тысячах страница жизнь ее прослеживается на протяжении пятнадцати лет. Впервые она показывается в книге в возрасте тринадцати лет, когда девочка-подросток превращается в девушку. Это одухотворенная натура, полная жаждой счастья. Толстой показывает все этапы духовного становления Наташи Ростовой детство, юность, зрелость, замужество, материнство. Путь развития героини, ее эволюция проходит в сфере чувств. Автор изображает щедрую душой героиню, ее непосредственное восприятие мира и отношение к нему. Образ Наташи Ростовой можно отнести к художественным открытиям писателя. Он увидел в девушке душевное богатство, человечность, истинное, без притворства, отношение к людям, природе. Наташу любят все за искренность и обаяние. Слуги и крестьяне в имении называют ее «графинюшка-казак». Она любит всенародное, русское песни, пляски. Этими качествами она резко отличается от жеманных, лицемерных женщин русского дворянского общества, которых шокируют ее душевные порывы, способность поступать повелению сердца. Пьер Безухов теряется, когда княжна Марья просит его рассказать о Наташе Я решительно не знаю, что это за девушка я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю вот все, что можно про нее сказать. Описывая портрет Наташи, Толстой подчеркивает, что она не всегда красива Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка. Внешний вид героини зависит от ее внутреннего состояния. Когда на душе у нее плохо, она может быть просто
дурна, но, сияя от счастья, – разительно перемениться. Секрет ее обаяния – в мощной силе жизни, которая исходит от нее. За один день именин она успевает столько перечувствовать, что другой девушке хватило бы надолго. Наташа хочет во всем участвовать, везде успевать, испытывать от жизни бурную радость. Но главное, что она хочет и других видеть счастливыми. Такой ее сделала правдивая, доброжелательная атмосфера в доме Ростовых, где все любили и понимали друг друга. Как человек с живой душой, Наташа очень артистична. Все любуются богатой мимикой ее лица, отражением ее чувств, ее прекрасным голосом, ее улыбкой, блеском и светом ее глаз, выразительностью речи. Ведя Наташу по жизни, Толстой сталкивает ее с высшим обществом, в котором ей придется жить. Чистая, добрая, отзывчивая девушка оказывается беззащитной перед лживым, подлым светом. Скучающая, пустая и бездушная Элен ради собственного развлечения задумала свести Наташу со своим братом Анатолем Курагиным. Элен взялась обучить неопытную девушку законам светской морали. Она объяснила, что любить кого-то и даже быть невестой не значит жить монашенкой. Элен верила в то, что говорила, поэтому Наташе то, что прежде представлялось страшным, показалось простыми естественным. Писатель показывает, что во внешне красивом человеке может скрываться черная и злобная душа. История с Курагиным закончилась для Наташи муками совести, унижением, страданиями. Толстой говорит о разлагающем влиянии высшего света, заглушившего в Наташе лучшие чувства, притупившего ее ум и сердце. Но из этих испытаний Наташа вышла повзрослевшей, научившейся отличать правду от лжи. Так закончилась ее юность. Начало Отечественной войны 1812 года открывает новую страницу в жизни толстовской героини. Человек проверяется вовремя тяжелых испытаний. Наташа проявила себя как истинная патриотка России. Вовремя отъезда семьи Ростовых из Москвы Наташа добилась, чтобы подводы отдали для перевозки раненых солдата в их доме разместился госпиталь. Героиня Толстого позову сердца навещает умирающего князя Андрея. После смерти Болконского Наташа переживает глубокое горе, не может общаться даже со своими близкими. В эпилоге Толстой показывает нам Наташу через семь лет, когда она стала женой Пьера Безухова и матерью четверых детей. Писатель подчеркивает контраст между пустой светской жизнью и полной высокого смысла семейной жизнью. Наташа спокойна и уверенна в себе, она идеальная жена и мать. Душа ее осталась прежней, в ней все те же чуткость, понимание, внимание к общественной жизни мужа. Толстой был убежден, что воспитание детей и забота о семье – самое важное дело в жизни общества и лучше, мудрее, чем это сделает женщина, не сделает никто. Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого Война и мир В романе-эпопее Война и мир Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, НС. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в Ясной Поляне со своим отцом и француженкой- компаньонкой. Многое совпадает в характере и во внешнем виде героев. Князь Волконский был горд, властолюбив, вел замкнутый образ жизни, презирал весь свет. У Марьи Николаевны были некрасивая внешность и лучистые глаза. Ее по сватовству выдали замуж за отца Толстого. Княжна Марья в романе – это художественный образ, поэтому полного совпадения с прототипом быть не может. Она показана кроткой и нежной девушкой, далекой от жизни великосветского общества, а потому неразвращенной. В создании этого образа Толстой
выступает как тонкий психологи реалист. Он пишет о самых сокровенных и тайных мыслях княжны, таких, которых она сама пугается. Отец ее, Николай Андреевич Болконский, в прошлом влиятельный екатерининский вельможа, был сослан в свое имение Лысые Горы вправление царя Павла I. Человек с тяжелым характером, он превратил дочь в служанку и сиделку, заедает ее век. Князь постоянно доводит дочь до слез, унижает ее, издевается над ней, швыряя тетрадки и называя ее дурой. Он человек деспотичный и злой, капризный эгоист. Только на пороге смерти старый князь осознал, как был несправедлив к дочери. Несмотря на полную изоляцию и подчиненность, даже рабство, княжна Марья живет в постоянном ожидании любви и желании иметь семью. Девушка знает, что она некрасива, и очень переживает. Толстой рисует ее портрет Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо <…> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них, были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Душа княжны была прекрасна, как ее глаза, которые лучились добром и нежностью. Из-за своей внешности княжна терпит унижения. Она не в силах забыть скандальное сватовство к ней светского распутника Анатоля Курагина, который ночью позвал на свидание компаньонку- француженку Бурьен. Княжна всем прощала, одинаково хорошо относилась ко всем к мужикам, родственникам, отцу, брату, невестке, племяннику, Наташе Ростовой. Героиня, несмотря на трудную судьбу, мечтает о простом человеческом счастье. Помысли Толстого, любая женщина живет в постоянном ожидании любви Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. В духе христианской морали, внушенной всем женщинам чуть нес рождения, княжна Марья считала даже мысли о любви искушением дьявола. Она хотела бы отказаться навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять волю Бога. Полная зависимость от отца, страшные мысли о его смерти, душевные муки поэтому поводу заставляют княжну Марью искать утешения в религии, но ее религиозность истинная, идущая от чистоты души. Она старается покорно сносить оскорбления отца, находя силы в том, что помогает старому и больному человеку. Христианское смирение толкает ее на путь свершения добрых дел. Княжна Марья, помогая бедным, начинает чувствовать себя нужной и полезной. Постепенно раскрываются красота души и сила характера этой девушки, цельность ее натуры и стойкость в решении вопросов. При наступлении французов княжне Марье приходится самой заниматься делами принадлежащих ее семье крестьян. Она от всего сердца хочет помочь крестьянам, когда от старосты Дрона узнает о бедственном положении мужиков. Еще до того, как она узнала о том, что крестьяне сговорились остаться у французов, она решает помочь ими разделить между ними все запасы хлеба, хранившиеся в Богучарове. Княжна Марья показала себя истинной патриоткой, когда гордо отказалась от предложения своей компаньонки- француженки остаться у французов. В ее характере проступает непоколебимая честность представителей семьи Болконских. Страдания и одиночество научили княжну Марью думать. Она показана как редкая в дворянской среде умная женщина. Она одна поняла, какую опасность таит в себе богатое наследство, внезапно полученное Пьером. Казалось бы, княжна Марья – провинциальная барышня, но перед нами сильный человек, бесстрашно смотрящий в лицо опасности. От врагов ее спасает гусар Николенька Ростов. Автор описывает долгие ухаживания, зарождение взаимных чувств и, наконец, свадьбу и счастливую семейную жизнь этой пары. Княжна Марья умна, беззаветно любит мужа и оказывает на него облагораживающее влияние. Богатый внутренний мир отражается ив дневниках княжны, посвященных детям. В образе княжны Марьи гораздо больше жизненной правды, чем в других персонажах романа. Следить за развитием ее судьбы интересно, ее страдания вызывают уважение, а поступки понятны и справедливы. Любовь и семья стали для нее наградой и высшей
ценностью в жизни. Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого Война и мир Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе Война и мир в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней вовремя войны 1812 года, жертвовали для семьи всем. Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
Элен Курагина – типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения поэтому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов. Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ. Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает. Впечатление, которое производит Элен на читателей вначале повествования, – это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. Княжна Элен улыбалась, она поднялась стой же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала. Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда однообразно- красивую улыбку, скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее мраморные плечи создают впечатление восхитительной статуи, а неживой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене Где вы – там разврат, зло. Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу. Пьер и Элен противоположны по убеждениями характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона Это прекрасное животное. Героиня
пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех. Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете К чему это поведет К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях. Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью. Смерть графини Безуховой также глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях. Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта