Главная страница

сочинения. Сочинения на отлично 9-11 класс. Литература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеЛитература. 911 классы Чумакевич эв. Сочинения на отлично Русская литература. 911 классы.
Анкорсочинения
Дата26.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСочинения на отлично 9-11 класс.pdf
ТипЛитература
#417724
страница1 из 16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Чумакевич ЭВ. Сочинения на отлично Русская литература. 9–11 классы
«Чумакевич ЭВ. Сочинения на отлично Русская литература. 9–11 классы. »: Питер
Санкт-Петербург; 2011 Аннотация С этой книгой учиться в 9–11 классах станет совсем просто, а сочинения по литературе всегда будут только на пять баллов. Мы подготовили уникальную коллекцию сочинений, которые нельзя скачать в Интернете или найти в других книгах. Школьное сочинение – это непросто фантазии и размышления о прочитанном. Преподаватели ждут от вас обоснованной точки зрения, знания текста произведения, знакомства с литературной критикой и теорией литературы. Все это мы учли при написании сборника. Читайте, выбирайте то, что нравится, успевайте в школе и готовьтесь к вступительным экзаменам

Содержание Предисловие Как работать над сочинением Древнерусская литература Древняя Русь в Слове о полку Игореве» Литература первой половины XIX века Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского Тема любви в лирике АС. Пушкина Пейзажная лирика АС. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике АС. Пушкина Вольнолюбивая лирика АС. Пушкина Жанр и композиция романа в стихах Евгений Онегин» Основные мотивы лирики МЮ. Лермонтова Нравственные проблемы в романе МЮ. Лермонтова Герой нашего времени Особенности композиции романа МЮ. Лермонтова Герой нашего времени Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя Литература второй половины XIX века Изображение жестоких нравов темного царства в пьесе АН. Островского Гроза
Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе АН.
Островского Гроза) Основные мотивы, темы и образы лирики ФИ. Тютчева Тема любви в лирике ФИ. Тютчева Тема родины в поэзии ФИ. Тютчева Тема любви в лирике А. А. Фета Вечные темы (любовь, смерть, природа, поэзия) в лирике А. А. Фета Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов Роль Базарова в развитии основного конфликта романа И. С. Тургенева Отцы и дети Поколение отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести НС. Лескова Очарованный странник Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы органчика и Угрюм-
Бурчеева в повести История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина Гражданский пафос поэзии НА. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике НА. Некрасова Русская жизнь в поэме НА. Некрасова Кому на Руси жить хорошо Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе Л. Н. Толстого Война и мир Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских Темы, сюжеты и проблематика рассказов Чехова Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова Человек в футляре Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и Попрыгунья Тема любви в рассказе А. П. Чехова о любви. Психологизм прозы Чехова Русская литература ХХ века Художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина Философская лирика И. А. Бунина Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина Легкое дыхание Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско» Тема угасания дворянских гнезд в рассказе И. А. Бунина Антоновские яблоки Психологизм бунинской прозы в рассказе Чистый понедельник Вечные темы в цикле И. А. Бунина Темные аллеи (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы) Художественные особенности повести И. А. Бунина Деревня Трагизм решения любовной темы в рассказе АИ. Куприна Гранатовый браслет Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева Иуда Искариот Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «Челкаш» Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах М. Горького Романтизм ранних рассказов М. Горького Философский споро правде и человеке в драме М. Горького На дне Серебряный век русской поэзии Основные темы и мотивы поэзии В. Я. Брюсова Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта Романтическая традиция в лирике НС. Гумилева Игорь Северянин – поэт серебряного века Поэтическое творчество В. Хлебникова Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. Блока Образы страшного мира. Соотношение идеала и действительности в лирике А. А. Блока Тема исторического пути России в цикле На поле Куликовом» и стихотворении Скифы А. А. Блока Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений в творчестве А. А. Блока Тема города в творчестве А. А. Блока Сюжет поэмы А. А. Блока Двенадцать, ее герои, своеобразие композиции Особенности любовной лирики В. В. Маяковского Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры) Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В.

Маяковского Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В.
Маяковского Облаков штанах Тема родины в поэзии С. А. Есенина Тема любви в лирике С. А. Есенина Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. Есенина Анна Снегина» Тема творчества и судьбы поэта в лирике МИ. Цветаевой Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой Реквием, отражение в ней личной трагедии и народного горя Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака Цикл Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака Доктор Живаго»
Иешуа и Понтий Пилат. Синтез библейской, конкретно-исторической и гротескно- фантастической образности в романе МА. Булгакова Мастери Маргарита Образы Иешуа и Мастера в романе МА. Булгакова Мастери Маргарита Критическое изображение московской действительности х годов в романе МА.
Булгакова Мастери Маргарита Функции образа Воланда. Изображение реального и фантастического в романе МА.
Булгакова Мастери Маргарита Фантастическое и реальное в повести МА. Булгакова Собачье сердце Советская Москва и новый человек в повести МА. Булгакова Собачье сердце Образ профессора Преображенского в повести МА. Булгакова Собачье сердце Изображение событий гражданской войны в книге рассказов И. Э. Бабеля Конармия Центральный конфликт романа Е. И. Замятина Мы, проблематика и система образов Утопические идеи общей жизни как основа сюжета повести А. П. Платонова Котлован Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе МА. Шолохова Тихий Дон Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни в романе МА. Шолохова Тихий Дон Вечные темы человек и история, война и мир, личность и масса в романе МА. Шолохова Тихий Дон Женские образы в романе МА. Шолохова Тихий Дон Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества в романе МА. Шолохова Тихий Дон Правда о войне в рассказе МА. Шолохова Судьба человека Тема родины в романе В. В. Набокова Машенька Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики НА. Заболоцкого Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе Эволюция жанров военной прозы в русской литературе Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две точки зрения в повести В. В.
Быкова Сотников
Лагерная тема в русской литературе Своеобразие раскрытия лагерной темы в Колымских рассказах ВТ. Шаламова Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи в повести Один день Ивана Денисовича АИ. Солженицына Деревенская проза Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе АИ. Солженицына
«Матренин двор Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина Тема преемственности поколений в повести Прощание с Матерой В. Г. Распутина Городская проза. Творчество Ю. В. Трифонова Возвращенная литература Служение народу, тема памяти в лирике АТ. Твардовского Лирика Николая Рубцова Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова Утиная охота Виктор Пелевин и русский постмодернизм Роман Л. Е. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик Зарубежная литература Вечные вопросы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Сонеты У. Шекспира Иллюзии и реальность в комедии Ж. Б. Мольера Мещанин во дворянстве Поиски смысла жизни в трагедии ИВ. Гете «Фауст» Губительная сила денег в повести Оде Бальзака «Гобсек» Человек и природа в рассказе Э. Хемингуэя Старики море Трагедия войны в творчестве Г. Белля Американская действительность в произведениях Дж. Апдайка Власть и народ в романах Дж. Стейнбека
Курт Воннегут – писатель и мыслитель Человек и научно-технический прогресс в романах К. Воннегута
Предисловие Предлагаемое вашему вниманию пособие поможет начать подготовку задолго до экзамена. Можно без спешки осваивать одну тему за другой, внимательно вникая в текст. Данное пособие сориентировано на действующую школьную программу по русской литературе. Темы сочинений расположены в хронологическом порядке от древнерусской литературы и романтизма В. Жуковского до творчества современных авторов. Тексты предлагаемых сочинений не перегружены специальной терминологией, нонет в них и упрощенного подхода к теме. Они подойдут всем желающим подготовиться к экзамену, в том числе и тем, кто учится на отлично. В каждом сочинении даются примеры конкретных событий и фактов, знание которых должно быть продемонстрировано на экзамене. В пособии учтены требования к написанию сочинений, остающиеся неизменными посей день. Школьниками абитуриентам предлагаются новое понимание общественных взглядов писателей и современные трактовки их произведений. Рассматриваемые темы полностью лишены идеологической окраски, принятой в литературоведении прошлых веков. При написании сочинений автор делала упорна выявление общечеловеческих ценностей при анализе художественных текстов. В книгу намеренно не включены сочинения на свободную тему. Исходя из большого опыта работы, автор уверена, что высокую оценку за сочинение на свободную тему получают лишь единицы из числа сдающих экзамен. Пособие призвано помочь преодолеть барьер неприятия предмета, помочь понять, почему в разное историческое время писатели обращались к тем или другим актуальным вопросам своей эпохи, и ток каким выводам приходили лучшие умы человечества. Книга Сочинения на отлично пригодится абитуриентам, школьникам в течение многих лет учебы, учителям (в качестве справочного пособия) и самому широкому кругу читателей, если потребуется быстро вспомнить писателя, произведения или их героев. Как работать над сочинением Успешная сдача экзамена во многом зависит от информированности абитуриента и школьника об особенностях написания сочинения. Следует помнить, что вы сдаете учебный предмет – Русскую литературу, а не свое мнение о томили другом писателе и его романе. Предмет предполагает умение учащегося пользоваться литературоведческой терминологией. Оценку вам будут ставить за ответ на поставленный вопроса не за отвлеченные рассуждения. На экзамене по литературе проверяются знание текста и умение его анализировать. Излишне напоминать, что наличие ошибок в тексте способно свести на нет самое талантливое в литературном плане сочинение. Черновик – основной помощник в работе. Он не проверяется, поэтому можно писать все, что удалось быстро вспомнить. Сначала нужно составить примерный план с чего начну что скажу дальше чем закончу В эти пункты кратко вписываются сведения, цитаты, соображения. Получается схема ответа, которая затем расширяется и дополняется уже в чистовике. Сочинение – это своего рода научная работа, поэтому стиль изложения должен приближаться к научному. Излишняя эмоциональность в речи, обилие восклицаний (Разве можно так поступать, Ну неужели он не понимает, что ранит душу человека и т. п) выглядят смешно и приведут к снижению оценки. Текст сочинения должен быть разбит на абзацы согласно высказываемым мыслями приводимым аргументам. Постарайтесь, чтобы написанное вами можно было без напряжения прочесть. Это в ваших интересах. Преподаватель – не шифровальщик, чтобы
разгадывать таинственные письмена или пересчитывать забор из палочек, чтобы определить, сколько в нем букв и, е, ш. Каждая буква русского алфавита имеет четкое графическое изображение, зафиксированное в прописях. Придется вспомнить первый класс. Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения Образ Татьяны Лариной», ненужно на страницу распространяться, какой замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин. Главная опасность – это фактические ошибки. Если в чем-то сомневаетесь, лучше не пишите. Проверьте себя, помните ли вы, чем заканчиваются произведения. Что стало с героями На чем автор обрывает повествование о них А ведь финал книги – это итог, то, зачем автор создал свой труд, выводы, которые он стремился сообщить читателям. Приступая к работе, успокойтесь, сосредоточьтесь, перестаньте наблюдать за окружающими. Сейчас решается ваша судьба Важно правильно распределить время, чтобы потом не впадать в панику. Неизбежно возникнут проблемы со временем, если выбудете отвечать на вопросы соседей. Печально, но их интерес к вам продиктован исключительно желанием спасти себя. И последнее. На экзамен нужно идти в полной уверенности, что у вас все получится, что вы непременно справитесь с заданием. Не тратьте энергию на страхи и неуверенность. Желаю успехов Древнерусская литература Древняя Русь в Слове о полку Игореве» Величайший памятник древнерусской литературы, Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце Х века, между 1185 и 1188 годами. Слово дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце Х века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Вовремя пожара в Москве в 1812 году рукопись Слова сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-
Пушкина. Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород- северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумало судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти. Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его. Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают поганые. Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня. Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу

Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в Слове как вещий, проницательный и мудрый. Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление Слова. После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований синие молнии сверкают в черных тучах, мутно текут реки, гудит земля. Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода. Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор Слова – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине. Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в Слове даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на золотое слово Святослава и вступиться заземлю русскую, за раны Игоревы. Нонет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы. Третья часть Слова начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор Слова выдвигает на первый план женский образ.
Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю вовремя его бегства из плена. Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, нов тоже время отдает дань его мужеству, его любви к родине. Автор Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор Слова выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты Д. Лихачев, Н.
Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие. Литература первой половины XIX века Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского

Соединение музыки и поэзии породило в Средние века такой жанр, как баллада. Возникший впервой половине XIX века русский романтизм обратился к этому жанру и внес в него много нового. Крупными поэтами-романтиками в русской литературе стали Батюшков и Жуковский. В своем творчестве они обращались копыту европейских поэтов, у которых романтизм переживал пору расцвета. Выдающийся человек своей эпохи, В. А. Жуковский придал своим романтическим стихотворениям глубоко личный характер. Он считал, что жизнь и поэзия – одно. Лирические стихотворения поэт писал всю жизнь, но славу ему принесли более 20 баллад. С появлением в русской поэзии этого жанра связывали начало эпохи романтизма. Несколько баллад были написаны предшественниками Жуковского, но только он сумел создать новые, душевные баллады, которые сразу нашли путь к сердцам читателей. Первая баллада Жуковского Людмила была подражаньем балладе «Ленора» немецкого поэта Бюргера. Если в тексте Бюргера использовались немецкие народные предания, тов русской балладе Жуковский показывает Древнюю Русь, воинство славян, упоминает Литву и Нарву, где происходили исторические сражения. Поэт вводит в текст слова и выражения из русского устного народного творчества. Главная заслуга Жуковского была в том, что он создал увлекательный романтический мир с живыми образами героев и красочными картинами. Основными в балладе Людмила стали темы любви и смерти. Сюжет баллады очень прост. Автор, без долгого предисловия, сразу вводит читателя в курс дела. Произведение начинается с воспроизведения внутреннего монолога Людмилы, которая тоскует по своему пропавшему жениху
– Где ты, милый Что с тобою С чужеземною красою, Знать, в далекой стороне Изменил, неверный, мне Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила. Девушка не знает, возвратится ли ее возлюбленный из дальних стран, куда ушел свойском славян. Наконец, рать возвращается, кругом ликованье, и только Людмила не дождалась своего жениха. Самане своя от горя, девушка не хочет больше жить, призывает смерть Гроб, откройся полно жить Дважды сердцу не любить. Людмила с возмущением говорит, что Бог нас забыл, называет его немилостивым творцом. Мать девушки в страхе предостерегает ее от богохульства, утверждает, что Создатель не творит зла, но Людмила заявляет Сердце верить отказалось Героиня не представляет жизни без милого, для нее ад уже наступила рая быть не может. На это мать отвечает Кратко жизни сей страданье Рай – смиренным воздаянье, Ад – бунтующим сердцам Будь послушна небесам. В духе романтизма Жуковский талантливо рисует картину ночи С гор простерты длинны тени
И лесов дремучи сени, И зерцало зыбких вод, И небес далекий свод В светлый сумрак облеченны К Людмиле стучится ее женихи предлагает ей ехать с ним в Литву, где теперь находится его тесный дом. Не раздумывая, Людмила соглашается. Далее Жуковский описывает бешеную скачку коней-призраков, несущих Людмилу и мертвеца-жениха, который повторяет один вопрос Страшно ль, девица, со мной Баллада насыщена фантастическими элементами и пронизана чувством тайны и ужаса. Конь примчался к разверстой могиле, в которой исчез вместе с женихом. Людмила, сама выбравшая смерть, умирает и тоже падает в яму. Поэт делает назидательный вывод о безрассудности смертных людей и о праведном суде Бога. Не совсем довольный первой балладой, Жуковский пишет балладу Светлана, которой придает типично русский колорит. Сюжет почти тот же, но концовка другая. Эту балладу Жуковского вспомнил Пушкин, когда писал сон Татьяны Разв крещенский вечерок Девушки гадали Заворота башмачок, Сняв с ноги, бросали Действие баллады разворачивается вовремя гаданья сельских девушек на суженого. Сидя перед горящей свечой и зеркалом в темной комнате, Светлана, обмирая от страха, видит в зеркале своего жениха, пропавшего год назад. Ровно в полночь является жених Светланы и зовет ее немедленно ехать венчаться. Кони несут санки сквозь вьюгу, бледный и унылый жених не говорит ни слова. Ворон, кружась над ними, предвещает печаль. Наконец, у небольшой хижины сани остановились и исчезли разом кони, сани и жених. Оставшись одна, Светлана, шепча молитвы, рискнула войти в хижину, где увидела гроб. Под белым полотном зашевелился мертвец. Белый голубок, символизирующий крепкую веру, охраняет Светлану, не дает покойнику дотянуться до нее. Светлана узнает в мертвеце своего жениха и просыпается. Автор снова рисует героиню в комнате перед зеркалом, нов окне уже утренний свет. Девушка расстроена ужасным сном, но тут слышит звон колокольчика. Это вернулся ее жених, он по-прежнему любит Светлану. Концовка баллады пронизана солнцем, светом, счастьем влюбленных. В заключительных словах баллады Жуковский формулирует нравственный закон Здесь несчастье – лживый сон Счастье – пробужденье. Автор желает своей героине, чтобы ее миновали грусть, печаль, беды жизни, а дни ее были бы полны весельем и радостью. Главная мысль этой баллады – торжество любви над смертью. Жуковский своим романтическим творчеством подготовил появление в русской литературе гения Пушкина. Поэт внес огромный вклад в развитие русской лирики. Тема любви в лирике АС. Пушкина Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто
мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении Красавица любовь для него – святыня, а в стихотворениях Певец, К Морфею, Желание представляется одухотворенным страданием. Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить Мне дорого любви моей мученье – / Пускай умру, но пусть умру любя В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике. Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг. Стихотворение Я помню чудное мгновенье по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает чудное мгновенье, которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет гений чистой красоты, сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Самое ценное для человека, тона чем держится мир, – это любовь. В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому что в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто за двоих, не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека. Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении Я вас любил любовь еще, быть может. Герой выражает их предельно простои ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильными мудрым Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами. Стихотворение На холмах Грузии лежит ночная мгла свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия печаль моя светла, его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть – убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения. Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном нет несчастной любви, любовь
– всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.
Пейзажная лирика АС. Пушкина Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Неслучайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности Пушкина. В лицейский период поэт создал элегии Осеннее утро, Певец и другие, написанные в духе сентиментализма. В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки в качестве фона, на котором четче проступают разнообразные чувства лирического героя. По сравнению с поэтами предшествующих эпох, пейзажи Пушкина выглядят новыми, свежими, полными жизни. В элегии Деревня пейзаж сельской местности дан, как идиллия, впервой и второй частях стихотворения везде следы довольства и труда. Вокруг царят мир, покой, тишина. Здесь картины природы создают резкий контраст с содержанием третьей части, где автор обличает несправедливость правящих классов. Стихотворения К морю, Погасло дневное светило, Редеет облаков могучая гряда, Узник, Птичка, Кто, волны, вас остановил относятся к романтизму. В стихотворении Птичка описан народный обычай выпускать на волю птиц из клеток на праздник Благовещения. У Пушкина этот обряд связывается с мотивом свободы, освобождением из плена. Картина вечернего моря показана поэтом в стихотворении Погасло дневное светило. Наступающая тьма превращает море в угрюмый океан. Мрачный пейзаж вызывает тоску в душе лирического героя, который полон грусти и думает только о сердечных ранах. Герой внутренне стремится к берегам печальной туманной родины. Символом свободы в романтическом стихотворении Узник служит образ молодого орла. Поэт противопоставляет темнице сырой, в которой находится узник, его воспоминания и мечты о море, горах, куда стремится его душа. Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа, описывает реальные пейзажи. Часто образы природы даются как символы, отражающие внутреннее состояние героя. Романтические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используются в пейзажной лирике Пушкина. Так, в стихотворении К морю поэт воспевает торжественную красу моря, в которой он черпает вдохновение Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы В реалистических пейзажах отражена тема родины. В стихотворении Зимнее утро мы видим изумительную по красоте картину русской зимы Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Поэт указывает, что состояние природы влияет на настроение человека. Вечером, когда вьюга злилась, подруга поэта печальная сидела, но изменилась погода, выглянуло солнце, и мир преобразился. К шедеврам пушкинской лирики относится стихотворение Осень. Поэт пишет о своем любимом времени года. Для кого-то это унылая пора, а для Пушкина – очей очарованье!». Он любит пышное природы увяданье, / В багрец ив золото одетые леса. Именно осенью поэт чувствовал прилив душевных сил, стихи сами просились на бумагу. Природа подталкивала Пушкина и к философским раздумьями выводам. Вечно живую природу он противопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Но преодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость и красоту. Тема поэта и поэзии в лирике АС. Пушкина В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение К другу стихотворцу содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку
Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно тяжела. У него не будет мраморных палат, сундуков с золотом, а, скорее всего, ждут его лачужка под землей, высоки чердаки и жизнь – ряд горестей. Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале творческого пути свидетельствует о серьезности подхода Пушкина к сочинительству. С первых шагов он ощущал ответственность зато, что ему хотелось сказать читателям. В раннем стихотворении К Галичу Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов, а в стихотворении Моему Аристарху – скучных проповедников. Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чем и пишет воде Вольность Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок Молодой Пушкин был уверен, что сможет стихами влиять на общество и даже на поведение монархов. Стихи этого периода оптимистичны и полны энергии. В стихотворении К Чаадаеву» поэт страстно мечтает посвятить родине души прекрасные порывы, быть полезным ей. «Самовластье» царей противно его свободолюбивой натуре, автор уверен, что несправедливая власть скоро рухнет. Надежду на скорое освобождение крестьян от рабства дикого поэт выражает в стихотворении Деревня. По мере взросления взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии существенно менялись. Новое отношение к поэзии звучит в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом. Это стихотворение построено в форме диалога продавца книг с поэтом. Поэт хочет свободно творить, получать пламенный восторг от процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя всей век железный / Без денег и свободы нет. Да, поэт – творец, но он живой человек. Поэт соглашается с утверждением продавца Не продаётся вдохновенье, / Но можно рукопись продать. Поэзия – это тяжелый труд и может рассматриваться как средство к существованию. Проблема в том, что творить поэт может только в условиях личной свободы. Только свобода души дает человеку независимость. В стихотворении Пророк Пушкин утверждает, что обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который мог бы глаголом жечь сердца людей. В этом стихотворении
звучит мотив избранничества поэта. Мирный поэт, дающий советы властям, теперь ненужен. Необходим пламенный борец. Шестикрылый серафим чудесным образом изменяет поэта, превратив его сердце в «угль, пылающий огнем, а язык – вжало мудрыя змеи. Став пророком, поэт должен исполнять волю Бога. По мнению Пушкина, поэт должен, как жрец, служить своему искусству. Талант – от Бога. Поэт не должен обращать внимание на суждения толпы, которая не понимает ценности стихов. В стихотворении Поэт Пушкин снова указывает на богоизбранность настоящего поэта, которому чужды суета и духовная пустота дворян высшего общества. На первый взгляд поэт такой же, как все, но умение писать стихи возвышает его над толпой. Разговор об отношениях с толпой продолжается в стихотворениях Поэту и Поэт и толпа. Светская чернь, бездушные люди, понимающие только выгоду, говорят поэту, что от его стихов пользы нет никакой, строки его поэзии – лишь ветер. В раздражении поэт восклицает Подите прочь – какое дело Поэту мирному до вас В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас Пушкин призывает поэтов не дорожить любовию народной. Шум похвал пройдет, а ответственность за свое творчество останется. Главное – не изменять идеалам свободы и красоты. В стихотворении Я памятник себе воздвиг нерукотворный Пушкин ставит поэзию на самую высокую ступень. Он считает, что искусство выше власти царей, поскольку талант и вдохновение дает Бог. Поэт уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя переживет его и сохранится в веках. Вольнолюбивая лирика АС. Пушкина Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране- победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает Свободой Рим возрос, а рабством погублен Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. Воде Вольность поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок. С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию Тираны мира трепещите А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы В стихотворении Деревня автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на рабство тощее и барство дикое. Лирический герой с горечью отмечает
Везде невежества убийственный позор. Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа Увижу ль, о друзья народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря
Стихотворение-послание К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет также нетерпеливо, как минуты верного свиданья с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы Поэт верит, что Россия вспрянет ото сна, царский режим падет. В элегии К морю Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы
Байрона и Наполеона – великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет скучный, неподвижный берег, где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы Поэт прощается с морем, клянется в верности свободной стихии. К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не разбудить забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении Свободы сеятель пустынный. Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, благие мысли и труды. Итог, который подводит Пушкин, жестоки реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий
Паситесь, мирные народы Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет оправе художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской черни. Жанр и композиция романа в стихах Евгений Онегин» Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на Горе от ума Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. Входе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это роман в стихах. Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах
Байрона «Чайльд-Гарольд». Первая половина XIX века была эпохой романтизма, а Байрон – любимым поэтом для многих русских художников слова. Неслучайно образ Чайльд-
Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений
Онегин. По определению, роман в стихах – это крупное лироэпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим. В тоже время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману. Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах – это дьявольская разница, и определил жанр Евгения
Онегина» как свободный роман. Композиционно Евгений Онегин» построен как роман в романе. Это отвечало целям автора. Его роман – лироэпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет. В нем Пушкин воспроизводит судьбу
Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, лишнего человека в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе. К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России – Петербурга и Москвы, русской деревни с ее поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны. Лирическим является внешний план повествования, который состоит из авторских отступлений. Они очень широки по охвату теми проблем. Лирическими являются пейзажные отступления. Красота и величие природы даются через восприятие автора и его героев. Впервой главе Пушкин в романтическом ключе изображает море. Много в романе и пейзажей-воспоминаний, например, о юности, деревенских пейзажей. Автор уделяет внимание всем временам года, описывая состояние природы в каждом из них. Замечательная картина русской зимы показана глазами Татьяны. Отступления критико-публицистические – это разговор автора с читателем о литературных стилях, приемах, жанрах. Пушкин пишет о намерении объективно изображать действительность, рассуждает о книгах, которые читает Татьяна, о том, почему любовное письмо она пишет на французском языке. Много в романе отступлений, в которых речь идет о семье, браке, любви, о моде, дружбе, образовании. В каждом из них Пушкин выступает в каком-то новом обличье, выражает свою точку зрения. В своем замечательном произведении Пушкин использовал черты всех известных на то время в литературе жанровых разновидностей романа роман-воспитание, роман-биография, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман. В Евгении
Онегине» есть описание жизни героя, его детства и ранней юности. Герой путешествует по
стране, затем заграницу и обратно, ярко показаны любовная история, дуэль, исторические картины жизни России. Пушкин остро ставит проблему воспитания и образования дворянской молодежи. В центре внимания автора – процесс взросления человека, развитие его личности. При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение. Основные мотивы лирики МЮ. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь проходила напрасно. Эти настроения и определили тематику лирики великого поэта. В поэтических произведениях юного Лермонтова ярко выражен мотив отрицания. Он отрицает высший свет, презирает толпу, укоряет Бога, создавшего такой несправедливый мир, не верит, что в России возникнет свободное общество. Лермонтов смело выступал как борец-одиночка. Он жестко и язвительно обвинял царя и вельмож в насилии и деспотизме. На первый план в его поэзии выдвинуты, по словам Белинского, нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности. Основная направленность лирики Лермонтова – это бунтарство, протест и трагическое восприятие действительности. Личность мыслящего человека оказалась в конфликте с обществом, в кризисе веры в будущее. Ранняя лирика поэта имеет романтическую направленность, в ней ощущается влияние поэзии Байрона. У Лермонтова такие же мятежные и гордые лирические герои. Они хотят подвигов, свершений, а обстоятельства обрекают их на бездействие. Эти мотивы звучат в стихотворениях Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей, Я грудью шел вперед, я жертвовал собой, Задело общее, быть может, я паду и других. Молодому дворянину того времени предлагалось жить великосветской жизнью, ездить на балы, собрания, проводить время с друзьями. Лермонтова не устраивает такая пустая жизнь. В его лирике отражено тотальное отрицание толпы, светской черни Коварной жизнью недовольный, Обманут низкой клеветой Поэт прекрасно знаком с лживой моралью знати, с ее лицемерными нормами жизни Поверь великое земное Различно с мыслями людей. Сверши с успехом дело злое — Велик не удалось – злодей. Мотив духовного одиночества – один из ведущих в лирике Лермонтова. Он уверен в избранности поэта, на которого небеса возложили великую миссию сказать людям правду. В стихотворении Нет, я не Байрон, я другой он пишет Кто Толпе мои расскажет думы Я – или Бог – или никто
Часто лирический герой пытается вознестись душой в небеса и там попытаться найти ответы на мучающие его вопросы, но тщетно. В лирике Лермонтова прослеживается тяга к миру прекрасного, идеального. Но чаще герой с горечью говорит о разочаровании в любви, дружбе, отрицает ценности земного тягостного существования. Ему присуща двойственность сознания, когда он хочет понять и полюбить весь мири в тоже время ясно понимает безнадежность своих благих порывов. В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания. Нравственные проблемы в романе МЮ. Лермонтова Герой нашего времени Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал Герой нашего времени. Вынужденное бездействие, всеобщая ненужность, невозможность творчески проявить себя стали причиной появления в литературе нового героя. Писатель создал социально-психологический роман, в котором показал своего современника. В предисловии к роману Лермонтов дал такую характеристику герою. Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. Герой не может быть героем, обществу ненужны его поступки. Печорин – офицер русской армии, но он даже на Кавказе, находясь на территории горцев, скучает в крепости, развлекаясь охотой на кабанов, похищает Бэлу, причиняет неприятности окружающим. Лермонтов проводит исследование состояния его души, обращая внимание на нравственные установки Печорина. Герой оценивается с трех сторон. О нем пишут автор, Максим
Максимыч и сам Печорин в своем дневнике.
Печорин концентрирует в себе черты всего поколения. Автор сурово осуждает его и дает понять, что вовсе не разделяет нравственных убеждений героя. Лермонтов выявляет причину болезни века и предлагает бороться с эгоизмом, надменным презрением к людям, безверием и цинизмом. Писатель учитывает и условия, в которых формировался характер
Печорина, разлагающее влияние на него среды и общества, но при этом не снимает ответственности и с самого молодого человека, поступки которого приносят беды окружающим. Отравленный эгоизмом, Печорин не умеет любить, но страдает без любви окружающих. Уверенный в своих замечательных качествах, Печорин удивляется, видя, что приносит только зло и разочарование людям. Зачем я жил Для какой цели родился А ведь, верно, было мне назначенье высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные. Ноя не угадал его. Печорин равнодушен к чувствам окружающих. Он говорит Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих. Герой отдает себе отчет, что ломает судьбы людей, и думает, что он всегда играл роль топора в руках судьбы. Он страдает, но система нравственных установок у него не меняется. Положительные задатки натуры Печорина не получили развития. Ему иногда жаль Веру, при объяснении с Мери он чуть не упал к ее ногам, но добрые порывы для него – это минутные слабости. Он не догнали не вернул Веру, оставил Мери с разбитым сердцем, из чистого эгоизма убил Грушницкого. Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, но понимает ее как вседозволенность. Без любви, из пустой прихоти он позорит порядочную девушку Мери перед всем обществом, зная, каким пересудам будет подвергнута ее честь. Не
задумываясь, Печорин губит Бэлу. Спокойно и жестоко он говорит Максиму Максимычу: Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни мне с ней скучно. То он говорит о дворянской чести в отношении женщин, то рассуждает, что хорошо бывает вдохнуть аромат едва распустившегося цветка, а потом бросить его на дороге, может, кто- нибудь подберет. Судьбы людей для него – лишь временное развлечение. После необдуманных поступков им опять овладевает скука и ему нужна новая жертва. В главе Тамань повествование переходит к самому герою. В ней автор создает четкий психологический портрет своего несчастного героя. Печорин мечется по свету в поисках настоящей жизни. Он из любопытства вмешивается в жизнь контрабандистов, вынуждая их бежать и оставить без помощи слепого мальчика. Герой нигде не может найти себе пристанища. Он глухи слеп по отношению к миру. Особенно ярко нравственные убеждения Печорина проступают в рассуждении о счастье. Он думает, что счастье – это насыщенная гордость, и продолжает я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе. Печорин признается самому себе Зло порождает зло первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого. Я иногда сам себя презираю Не оттого ли я презираю и других Еще Пушкин называл многих своих современников людьми с безнравственной душой, себялюбивыми и сухими. Привычки и мораль высшего света изуродовали нравственный облик Печорина. Он неспособен радостно жить и трудиться. Он уверен, что жить скучно и гадко, постоянно погружен в пессимизм и скептицизм. Печорин с презрением относится к своей родной дворянской среде, оторвался от нее, но ничего позитивного для себя не нашел. Душевная пустота героя порождает вокруг него вакуум, из которого он безуспешно пытается выбраться.
Печорин не верит в добро, не может измениться. Он превращается в холодного, жестокого эгоиста, ненавистного даже самому себе. Белинский писал, что Печорин, алчущий тревоги бурь, гоняется за жизнью, ища ее повсюду. По мнению Добролюбова,
Печорин не знает, куда девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. В Дневнике Печорина» автор представляет исповедь своего героя. Печорин с грустью осознает двойственность своего характера. По его мнению, в нем живут два человека, причем один из них совершает поступки, а другой – смотрит и судит его. Трагедия героя в том, что он не признается в своей душевной ущербности, а обвиняет общество и людей, поэтому везде оказывается лишним. Особенности композиции романа МЮ. Лермонтова Герой нашего времени Роман Лермонтова Герой нашего времени стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как исследование души человеческой. Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в романс общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писали публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть Тамань, потом – Фаталист, позже автор решил создать длинную цепь повестей и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколениях годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.
Входе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке
«Бэла», Максим Максимыч», Тамань, Княжна Мери», Фаталист. В главе Тамань начинаются записки Печорина, а в повести Фаталист заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения. В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях. Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил кольцевую композицию. Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще ив том, что действие романа начинается в крепости ив ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербурга потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу ив тоже время взаимосвязаны. Впервой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя. Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так Тамань, Княжна Мери», «Бэла» или Фаталист, Максим Максимыч». Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется походу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколениях годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось. Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что походу повествования в нем несколько разменяется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторскими позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя. Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, душевной атмосферой. Городами его жизни были Петербурга потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю ив мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелыми мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей. Через несколько лету Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, сего тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя. Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть
почтив каждом произведении писателя в Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии Ревизор, в Повести о капитане Копейкине» из Мертвых душ, в цикле петербургских повестей. Ярко и красочно выглядит Петербург в повести Ночь перед Рождеством вдруг заблестел перед Вакулой Петербург Боже мой Стук, гром, блеск по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. <…> Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания. У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует. Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры. Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. Это город контрастов рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть
Башмачкина происходит от столкновения с неким значительным лицом, представляющим закон. Мелкого чиновника, маленького человека раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина. В повести Невский проспект Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. Вначале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге. По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет. Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, аза ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, где человек святотатственно подавили посмеялся над всем чистыми святым, украшающим жизнь. Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает О, не верьте этому Невскому проспекту Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось. В повести Невский проспект герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает О, как отвратительна действительность Что она против мечты Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна. Литература второй половины XIX века Изображение жестоких нравов темного царства в пьесе АН.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта