Главная страница
Навигация по странице:

  • Фольклор

  • Существенное отличие фольклорных про­изведений от литературных

  • 2.2. Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений У.Н.Т., доступные детям дошкольного возраста Детский фольклор

  • Неигровой фольклор Поэзия пестования : Пестушки

  • Потешный фольклор Потешки

  • Мирилки

  • Игровые песни, припевки, приговоры

  • 2.3. Народные песенки, их виды: колыбельная, потешки, припевки, прибаутки, небылицы и др. Богатство содержания, близость детским интересам. Художественные особенности.

  • Принципы отбора произведений У.Н.Т. для детей

  • Лекции по детской литературе. Литература для детей должна отличаться художественной истинностью создания


    Скачать 473.31 Kb.
    НазваниеЛитература для детей должна отличаться художественной истинностью создания
    Дата28.03.2022
    Размер473.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по детской литературе.docx
    ТипЛитература
    #420951
    страница2 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    2.1. Общее понятие об У.Н.Т. У.Н.Т. и его роль в системе воспитания и обучения. Понятие о фольклоре. Отличие У.Н.Т. от художественной литературы
    Фольклор (Folk-lore) — это особая исторически сложив­шаяся область народной культуры.

    Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость».

    История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осозна­ние это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего приклад­ного, искусства (орнаменты на посуде, орудиях труда и пр.), в украшениях, предметах религиозного культа...

    Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу. В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. В народной песне не только слова и мело­дию нельзя было разделить, но и отделить песню от танца, обряда.

    Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора.

    Русский фольклор богат и разнообразен в жанровом отношении. Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпи­ческие, лирические и драматические. К эпическим жанрам отно­сятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лириче­ским жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим - народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными драмати­ческими представлениями на Руси были обрядовые игры: прово­ды Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Кроме этого существуют малые жанры фольклора — частушки, поговорки и пр.

    Со временем содержание произведений претерпевало измене­ния: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тес­но связана с историей.

    Существенное отличие фольклорных про­изведений от литературных состоит в том, что они не имеют по­стоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и пев­цы веками оттачивали мастерство исполнения произведений.

    Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам. Внутренняя организация его име­ет столь четкий, устойчивый характер, что даже изменяясь на про­тяжении веков, оно сохраняет древние корни.

    Любое произведение фольклора функционально - оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

    В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни — праздники с их песнями, плясками, играми.

    Лучшие произведения народной поэзии близки и понят­ны детям, имеют отчетливо выраженную педагогическую на­правленность и отличаются художественным совершенством. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знако­мится с обычаями, обрядами - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

    Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педаго­гики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллек­тивная нравственная мудрость и эстетическая интуиция выраба­тывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.
    2.2. Понятие о детском фольклоре.

    Жанры произведений У.Н.Т., доступные детям дошкольного возраста
    Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

    Система жанров детского фольклора представлена в таблице:


    Отношение к игре

    Типы функций

    Жанры



    Не игровой фольклор

    Поэзия пествования

    Колыбельные

    Пестушки

    Прибаутки

    Докучные сказки

    Потешный фольклор

    Потешки

    Скороговорки

    Дразнилки, поддевки

    Мирилки

    Небылицы

    Перевертыши

    Игровой фольклор

    Заклички, присказки

    Считалки

    Игровые песни, привевки, приговоры

    Молчанки

    Уловки

    Неигровой фольклор
    Поэзия пестования:

    Пестушки (от "пестовать" - "нянчить, растить, воспитывать") – это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм, они связаны с физическим и эмоциональным развитием ребёнка, помогают ему двигаться, и создают особое настроение. Например, потягушки:

    Потягушечки, потянись,

    Поскорей, скорей проснись.

    Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы. Можно сказать, что колыбельные песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном.

    Баю-бай, баю-бай,

    Ты, собачка, не лай,

    Белолапа, не скули,

    Мою Таню не буди.

    Прибаутки – это небольшие стихотворные сказочки в стихах с ярким динамичным сюжетом. шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме. Они не связаны с конкретными действиями или играми, а предназначены для развлечения малыша.

    И-та-та, и-та-та,

    Вышла кошка за кота,

    За кота котовича,

    За Иван Петровича.

    Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с насмешливым или издевательским содержанием. Главное в докучной сказке, это то, что она «ненастоящая, это пародия на установившиеся нормы сказочной техники: на зачины, присказки и концовки. Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».

    Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В.И. Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»:

    «Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?»

    «Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?»
    Потешный фольклор

    Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру.

    - Ладушки, ладушки!

    Где были?

    - У бабушки!

    - Что ели?

    - Кашку!

    - Что пили?

    - Бражку.

    Бражка сладенька,

    Бабушка добренька.

    Попили, поели,

    Шу, полетели!

    На головку сели!

    Сели, посидели,

    Прочь улетели!

    К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши - особый вид песен-стишков, пришедших в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора и вызывающих смех тем, что нарочито смещены, нарушены реальные связи предметов и явлений.

    В фольклоре небылицы существуют и как самостоятельные произведения, и в составе сказок. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевёртыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.

    Приёмы народной небылицы в изобилии можно встретить в авторской детской литературе - в сказках К. Чуковского и П. П. Ершова, в стихах С. Маршака. А вот примеры народных небылиц-перевёртышей:

    Ещё где же это видано,

    Ещё где же это слыхано,

    Чтобы курочка бычка родила,

    Поросёночек яичко снёс…

    Стучит-гремит по улице,

    Фома едет на курице,

    Тимошка на кошке

    По кривой дорожке.

    Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании однокоренных или похожих по звучанию слов, что затрудняет их произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи. Т.е. скороговорки - словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз.

    Ехал Грека через реку,

    Видит Грека - в реке рак.

    Сунул Грека руку в реку,

    Рак за руку Греку - цап!

    Шла Саша по шоссе

    И сосала сушку.



    Есть в детском фольклоре жанры, отражающие взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки.
    Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени - вид творчества, почти всецело развитый детьми. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек - к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, и сформировалась дразнилка. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.


    Коля-Коля-Николай!

    Сиди дома, не гуляй!

    А то девочки придут,

    Поцелуют и уйдут.

    Ябеда-корябеда,

    Солёный огурец!

    На полу валяется,

    Никто его не ест.

    Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка: "Кто обзывается, тот так и называется!",

    Поддевка – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох. Поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:

    - Скажи: лук.

    - Лук.

    - По лбу стук!

    Мирилки - на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.

    Не дерись, не дерись,

    Ну-ка быстро помирись!
    Игровой фольклор

    Считалки – короткие, часто шутливые стихи с чёткой рифмо-ритмической структурой, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.). Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний.

    Цынцы-брынцы, балалайка,

    Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

    Цынцы-брынцы, не хочу,

    Цынцы-брынцы, спать хочу.

    Цынцы-брынцы, куда едешь?

    Цынцы-брынцы, в городок.

    Цынцы-брынцы, чего купишь?

    Цынцы-брынцы, молоток!

    Вышел месяц из тумана,

    Вынул ножик из кармана,

    Буду резать, буду бить,

    Все равно тебе водить.

    Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать “условия” игры, определять последствия при нарушении этих условий.

    Молчанки – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после стишка все должны замолкнуть, сдерживая желание засмеяться или заговорить. Играя в молчанку нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой…

    А вот пример современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:

    Тише, тише,

    Кот на крыше,

    А котята еще выше!

    Кот пошёл за молоком,

    А котята - кувырком!

    Кот пришёл без молока,

    А котята: "Ха-ха-ха!"

    Ещё одна группа жанров - календарный детский фольклор - связана уже не с игрой: эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, с природой.

    Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых. Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях:

    Солнышко-ведёрышко,

    Выгляни в окошечко!

    Солнышко, нарядись!

    Красное, покажись!

    Приговорки – стихотворные обращения к животным, птицам, растениям, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

    Божья коровка,

    Улети на небо,

    Там твои детки

    Кушают котлетки,

    А собакам не дают,

    Только сами достают.

    Страшилки – устные рассказы-пугалки.

    Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: "чёрная рука", "кровавое пятно", "зелёные глаза", "гроб на колёсиках" и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

    "Красное пятно"

    Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

    2.3. Народные песенки, их виды: колыбельная, потешки, припевки, прибаутки, небылицы и др. Богатство содержания, близость детским интересам. Художественные особенности.

    Принципы отбора произведений У.Н.Т. для детей
    Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши – это так называемая материнская поэзия. Она предназначена для самых маленьких и входит в жизнь ребёнка буквально с первых дней.

    Колыбельные песни — подлинное чудо народной поэзии. Опытом многих поколений добыта и отшлифована их форма. Главное назначение колыбельной песни — успокаивать младенца, навевать ему сон, поэтому она проста, мелодична. В старину мать замечала, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, запоминала их, повторяла. За ней эти песни повторяла своим младшим братьям и сестрам старшая дочь. Так они и переходили из поколения в поколение. В таких песенках чаще всего говорится о тишине и покое. В песне много повторов, звукоподражательных слов:

    Баю-бай, баю-бай,

    Поскорее засыпай.

    А качи, качи, качи,

    Прилетели к нам грачи.

    Они сели на ворота.

    Ворота-то скрып, скрып!

    А коленька спит, спит.

    Материнская любовь и нежность проявляется в ласковых обращениях к ребенку: Васенька, наша Лидочка, дитятко, дитя маленькое. Содержание колыбельных песен связано с непосредствен­ным окружением младенца: колыбелька, одеяльце, подушеч­ка, деточка, часто упоминаются воркующие голуби («гули», «гуленьки»), собачка, зайка, ласточки-касаточки. Уменьши­тельно-ласкательные суффиксы усиливают напевность, смяг­чают текст. Страшный волк, которым обычно пугают детей, здесь просто «серенький волчок».

    Самый популярный персонаж - кот. Кот-баюн - символ дома, уюта, покоя. Его призывают:

    Приди, Котя, ночевать,

    Мово Ванечку качать

    Уж я Котику-коту

    За работу заплачу..

    Дам кувшин молока

    Да кусок пирога.

    В простых, незатейливых текстах колыбельной поэзии со­хранились отголоски древних верований, когда младенца за­говаривали от злых, темных сил. Некие мифологические Ба-бай, Мамай — духи темноты, а Сон, Дрема, Угомон, напро­тив, призываются для успокоения. Иногда возникают целые поэтические картины:

    Бродит Дрема возле дома,

    Ходит Сон по сеням,

    И пытает Сон у Дремы:

    «Где тут люлечка висит?

    Где тут деточка лежит?

    Я пойду их укладать,

    Буду глазки закрывать!»

    Со временем большинство заговорных формул утратило пер­воначальный смысл и стало восприниматься как чисто художест­венный прием, создающий красочный, радостный мир детства, где все необыкновенно, но ничему не надо удивляться:

    У кота, у кота

    Колыбелька золота,

    А у [Коли] моего

    Еще лучше того.

    В каждой песенке — нежная любовь к ребенку, ему пред­сказывается счастливое, богатое будущее: «как он вырастет велик, будет в золоте ходить, чисто серебро носить». Буду­щее связано с трудом, заботой о близких.

    Уж как курочка по зернышку гребет,

    Так и Машенька по ягодке берет, —

    рисует мать-крестьянка скорое участие дочки-помощницы в семейных делах. Колыбельные песни допускают множество вариаций: каждая исполнительница вставляет имя своего ре­бенка, свои особенные убаюкивающие слова и звуки. Такие песни часто исполняются одна за другой, соединенные мело­дичным припевом.

    В репертуаре колыбельных песен встречались и такие, которые отражали неприязненное отношение к детям, вплоть до пожела­ния смерти. Видимо, причин их возникновения несколько. Существовали глубинные отголоски древней веры в подмену младенца нечистой силой. Иногда смерти желали ребенку, рожденному вне брака. Имели место случаи грубого обращения с детьми со сторо­ны малолетних нянек:

    Спи, отбойное,

    Спи, отстойное,

    Спи ты, зельице,

    Зло кореньице.

    Ты подолгу ревешь,

    Мне-ка спать не даешь.

    В старых песнях встречаются элементы устрашения, угроза на­казания:

    Баю-баюшки-баю,

    Не ложися на краю.

    Придет серенький волчок,

    Он ухватит за бочок

    И утащит во лесок,

    Под ракитовый кусток.

    В данном случае задачей няни было предостеречь ребенка от опасности («Дитя краю не знает»); обилие уменьшительных суф­фиксов снимало эмоциональную напряженность. Это один из са­мых популярных сюжетов.

    Основное назначение колыбельной лирики — успокоить, убаюкать ребенка. Этим определяется мелодический и поэтиче­ский строй песен. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. Все это способствует быстрому засыпанию. С той же целью может исполняться мелодия без слов: «А-а-а, А-а-а».

    Подрастая, малыш знакомится с потешками - короткими игровыми присловьями. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, ребёнок осваивает простейшие движения и жесты учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта