билеты античка. БИЛЕТЫ АНТИЧКА. Литература Журналистика Филология
Скачать 87.57 Kb.
|
Вопросы к экзамену для студентов 1 курса заочного отделения, обучающихся по направлениям «Филология», профиль «Отечественная филология» («Русский язык и литература»); «Журналистика»; «Филология», профиль «Отечественная филология» («Русский язык и литература, бурятский язык и литература»). 1.Античность как колыбель европейской цивилизации. Общая характеристика античного общества, литературы. Периодизация истории античной литературы. Становление родовых и жанровых форм. Античность – это эпоха цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. В те времена были заложены основы будущей европейской цивилизации. Развились ремесла и техника, науки и искусство. Архимед были заложены основы физики, Гиппократом – медицины. Пифагором – основы математики, а Евклидом, в частности, – геометрии. Развилось искусство риторики (Демосфен, Цицерон). Были заложены основы также гуманитарных наук – социологии, политологии, философии (Платон, Аристотель). Работы античных географов дали последующим поколениям ценные сведения по поводу мироустройства. В античности общество впервые изобрело демократическую форму государственного устройства, определило статус, права и обязанности гражданина. Этими достижениями и сегодня пользуется западный, и не только западный, мир. В эпоху же античности эти правила применялись по отношению к гражданам греческого полиса, а позже – Римской республики. Тогда же появился институт выборов политиков в органы власти. Античное искусство базировалось в первую очередь на мифологии. Древние греки и древние римляне были политеистами, т. е. верили в большое количество различных богов и полубогов. Боги древнегреческого пантеона – это Зевс, Гера, Гефест, Гермес, Афродита, Афина, Артемида, Арес, Аполлон, Аид и другие. Древние римляне верили фактически в тот же самый пантеон богов, только называли их по-другому: Юпитер, Юнона, Вулкан, Венера,Меркурий,Диана,Марс,Феб, Плутон… Все боги античности были максимально приближены к людям: они обладали человеческими обликами и чувствами, в том числе и пороками. Мифы, то есть приключения людей, полубогов и богов стали темой античной скульптуры, античной архитектуры, а также античной литературы (Гомер, Софокл, Аристофан). В эпоху античности развилось театральное искусство, для которого драматурги писали пьесы, трагедии и комедии. Высшими ценностями античной культуры были земная красота и гармония: природы, искусства, человеческого тела. Недаром в античном обществе большое внимание уделялось физической культуре, спортивным тренировкам. Искусство и литература античности пытались в первую очередь воспроизвести эту красоту и гармонию. Античность воспела культ нравственности, благородства, правильного поведения, которые ведут человека к гармонии физического и духовного совершенства. Период с . 9 Становление родов и жанровых форм. Жанровость. Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться. Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую. Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. 2.Греческая мифология: эволюция мифологических представлений. Космогонические и теогонические мифы. Календарные мифы. Мифы о героях. С.17 Начало мира и богов греки представляют себе по Гесиоду. Греки не считали, что мир сотворен богами из ничего. Мир возникает, и вместе с миром возникают боги. Хаос, Гея, Тартар, Эрос одновременно стихии и боги; качества личностей, обязательные для развитого понятия о божестве, представлены у этих первоначальных богов-стихий в минимальной степени. Дальнейший процесс одновременного формирования космоса-мира и пантеона предстает как процесс рождения одних богов другими, по аналогими с людьми и иными живыми существами. О слабой степени антропоморфизации первых божеств свидетельствует, например, характер их брачных отношений. Гея-Земля родила Урана-Неба, а затем сочеталась с ним в браке. Мифе об Эдипе такое бракосочетание уже рассматривается как злодеяние. Здесь же такой брак древних божеств воспринимается как нечто естественное, но олимпийцам, новому поколению богов, такие браки греки не приписывали (хотя многие из них были женаты на своих сестрах). С этими особенностями образов древних богов связано и то обстоятельство, что большинство из них не имели своего культа - храмов, изображений, жертвоприношений - и были элементом только мифологии, а не религии. Потомство Урана и Геи - это уже не стихии, а существа. У них, в отличие от Неба, Земли, Хаоса, Мрака и т.д., уже есть личные имена (это было важным шагом на пусти формирования образов религии). То, что пишет Гесиод, характеризует следующее за Ураном и Геей поколение как существа чудовищные, наделенные колоссальной силой (это широко распространенное у разных народов представление). Поколение детей Урана и Геи захватывает господство во вселенной насильственным путем. Каждого нового ребенка Уран прятал в недрах Земли и не выпускал на свет. Земля (она же Гея) и призвала своих детей к восстанию против отца. Крон, самый смелый из всех, кастрирует своего папочку и воцаряется. Уран проклинает своих деточек-Титанов. Кронос становится во главе Титанов. Греки сопоставляют имя "Кронос" со временем (по греч. - "хронос"). Кронос сочетается в браке с сестрой Реей и у них рождаются Гестия, Деметра, Гера, Аид, Зевс. Каждого новорожденного младенца Крон пожирал, т.к. боялся, что как бы кто-нибудь из его детей не сверг его (как он когда-то своего отца). Вместо Зевса Рея завернула в пеленку камень, который Крон сожрал по привычке, ничего не заметив. А ребенка она перенесла на остров Крит, где тот и вырос. А когда вырос, то, конечно же, свергнул отца, заставил вернуть всех своих братьев-сестер. Порешили, что он, Зевс, будет главным, ему отдали гром и молнию, а остальным Зевс отдал различные стихии. Так произошла вторая и последняя смена царствования среди богов. Воцарился Зевс со своими братьями и сестрами (они уже никем не свергались). Кронос же предстает как злодей, бесчинства которого пресечены победившим его героем. С рассказом о свержении Кроноса связан миф о Титаномахии - войне новых богов, возглавляемых Зевсом, с богами Титанами. Боги, возглавляемые Зевсом, обращаются за помощью к детям Урана и Геи, свирепым исполинам Котту, Бриарею и Гиесу, заключенным Ураном в недра Земли. В награду за освобождение они вступают в сражение на стороне Зевса и побеждают Титанов. Теогония (teos - бог, goneia - рождение) - учение о происхождении богов (имеются ввиду боги-олимпийцы) Зевс - повелитель богов и людей, тучегонитель, изображался с молнией в руке, иногда в виде быка.Зевс - божество, которое греки почитали еще до прихода в Грецию.Места, пораженные молнией, считались посвященными Зевсу, огораживались и делались местами его культа.Считалось, что сам Зевс спускается с молнией на такие места. Гроза пугала и вызывала благоговение. Но ее ждали с надежой: в Греции сухой климат, неблагоприятный для землевладения. Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой мир, бросив жребий. Зевсу досталось небо, Посейдону - море (изначально он покровительствует стадам), Аиду - царство мертвых. Их сестра Гера становится супругой Зевса. Она богиня неба и, в то же время, покровительствует браку (Гомер изображает ее волоокой богиней, превращающейся в корову). Деметра становится богиней растительности, плодородия. Она мать Персефоны, украденной Аидом. Полгода Персефона проводит в подземном царстве с мужем-Аидом - и тогда не земле зима и холод, другие полгода - вместе с матерью - тогда на земле лето и тепло. Этим мифом греки объясняли смену времен года. Гестия - богиня домашнего очага, покровительница огня, семьи. Младшее поколение богов: дети Зевса (всех не пересчитать) и "мелких" богинь или смертных женщин. Зевс - отец всех богов, творец. Еще одной супругой Зевса стала океанида Метида (греч. "метис" - мысль), та самая, которая в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченным Кроносом детей. Гея предсказывает Зевсу, что Метида родит ему дочь, а затем сына, который свергнет его. Поэтому Зевс съедает Метиду -) Однако его дочь от Метиды Афина все равно появилась на свет. И не откуда-нибудь, а из головы своего папочки-Зевса. Дети Зевса и Геры: Арес - бог войны, Гефест - бог кузнечного дела, Геба - богиня вечно юности. От богини Лето у Зевса рождаются Аполлон - бог света, покровитель искусств, и Артемида - богиня охоты. Афродита рождается по одной версии от Зевса и богини Дионы, по другой - из пены морской на острове Кипр. От Майи у Зевса рождается Гермес- вестник богов, он же бог торговли. От смертной женщины Семелы у Зевса рождается Дионис - бог виноградной лозы, он же бог обмана. В состав олимпийцев, как правило, включается 12 богов: Зевс и Гера, Афина,Аполлон, Деметра, Артемида, Афродита, Арес, Гефест, Гермес, Гестия, Дионис. Мифы о героях Классическая мифология представляет богов в постоянном общении с миром людей. Первые люди были почти не отличимы от растений и зверей, вылепленных из земли и воды, не заслуживших от Зевса ничего иного, кроме желания их уничтожить (хотя Гесиод называется это поколение "золотым"). Второе поколение - серебряное - совсем не похоже на предыдущее. Люди сохраняют детство чуть ли не до 100 лет, но погибают быстро из-за нежелания приносить жертвы Зевсу. Третье поколение - медное. Это люди небывалой силы, любившие войну. Они перебили друг друга и ушли в Аид. Четвертое поколение, созданное Зевсом, - род славных героев-полубогов, погибший в войнах. Это те самые герои, что сражались под Фивами и в Трое. Поколения мифологического прошлого кончаются этим родом, т.к. пятое поколение -это уже историческое прошлое греков. В древнегреческой мифологии героц - это сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Гесиод впервые называет род "героев", созданный Зевсом, "полубогами". История героизма относится к классическому (он же олимпийский) периоду древнегреческой мифологии, связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей. Герой призван выполнять волю олипийцев на земле среди людей, упорядочивая жизньи внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности.Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между огранпченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Некоторые боги пытались сделать своих детей-полубогов бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (кроме пятки, за которую держала), Деметра закаляет в огне своего сына Демофонта. Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса. Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, по затем Афина возвратила их на место. Так же безуспешна попытка Орфея вернуть е жизни свою жену Эвридику. Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например, Геракла преследует Гера, и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Так, Геракл подчинен царю Эврисфею. Ясон зависит от царя Пелия. В греческой мифологии сложились разные типы героев. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла. Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев - певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), установители законодательства (Тесей). Нещависимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного герой (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Герой зачастую испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиацинт, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит посл е смерти. Геракл обретает бессмертие и получает в жены богиню Гебу. Единственный полубог, т.е. герой, еще при жизни становится божеством. Это сын Зевса и Семелы Дионис. Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще. 3. Общая характеристика гомеровского эпоса. Гомеровский вопрос. Мифологическая основа поэм. Поэмы Гомера находятся на границе фольклорного и авторского начал. Черты фольклора и древнейшего эпоса: 1. Поэмы написаны гекзаметром – шестистопным размером в античном стихосложении, где чередовались долгие и краткие слоги (состоит из дактиля/спондея). В середине третьей стопы – цезура, остановка для дыхания. Рифмой гомеровский стих не пользуется. 2. Повествование ведется в нейтральном тоне – возникает впечатление объективности. Поэт не анализирует, а сообщает. 3. Греческий эпос определён в пространстве и во времени. (Илиада – 51 день, Одиссея – 40 дней). 4.Используются эпические клише – формульные стихи, употребляющиеся в повторяющихся ситуациях (прием пищи, смена времени суток, начало прямой речи) и постоянные эпитеты, которые подчеркивают статичность образа. (Одиссей хитроумный, Ахилл быстроногий). Ахилл наделён 46, Одиссей – 45 эпитетами. Это черта свойственная фольклору. Море – рыбообильное, многошумное, Гектор – шлемоблещущий, Зевс – тучегонитель. Постоянные эпитеты могут быть не всегда уместными: небо «звёздное» даже днём. Гиперболы – родство с фольклором (голос Ахилла громче бронзовой трубы). 5. Примитивный реализм – описание бытовых картин и деталей, что создает впечатление реалистичности. Способствует лучшему восприятию героизированного текста . 6. Исключительно гомеровский прием – гомеровские сравнения – самостоят. худож. зарисовки, эпизод с сюжетом и худ. ценностью. (герой в битве упал, как подрубленный тополь что можно сделать из древесины; сравнение Диомеда с рекой → картина осеннего наводнения; радость Пенелопы сравнивается с моряками, блуждавшими по морю на обломках корабля, которых вот-вот прибило к берегу). В «О» сравнения более кратки и свободны, но получили широкое распространение. 7. Действует закон хронологической несовместимости: описание одновременных событий как последовательных (поединок Париса и Менелая – П. у Елены, М. ищет исчезнувшего противника). 8. Эпическое раздолье – неторопливость изложения, создаваемое описаниями и вставками, ретроспективой, перечнями и списками. Прием ретардации – замедление действия с целью создать эффект длительности времени. 9. Характеры героев ярко очерчены, но статичны: не меняются на протяжении всего повествования. Психология героев ещё не может быть раскрыта в эпосе, т.к. эпос мало интересуется отдельной личностью. 10. Дается однозначнаяэтическая оценка героев – наследие традиций. Положительный герой всегда умен, красив, смел; отрицательный – уродлив, глуп, труслив. 11. Закон психологии действия – чередование патетических и бытовых сцен для поддержания интереса и восхищения. Гомеровский вопрос «Илиада» и «Одиссея» связаны в античной традиции с определенным именем поэта, с Гомером. Точных сведений о предполагаемом авторе «Илиады» и «Одиссеи» античность не имела: Гомер был легендарной фигурой, в биографии» которой все оставалось спорным. Не менее спорным было время жизни Гомера: античные ученые давали различные датировки, начиная с XII и кончая VII вв. до н. э. Самое имя «Гомер», вполне мыслимое мак греческое собственное имя, нередко истолковывалось и в древности и в Новое время, как имя нарицательное; так, источники сообщают, что у малоазиатских греков слово «гомер» обозначало слепца. Предание рассказывает о слепоте Гомера, и в античном искусстве он всегда изображается слепым стариком. Имя Гомера имело почти собирательный характер для эпической поэзии. Гомеру приписывались, кроме «Илиады» и «Одиссеи», многие другие поэмы, входившие в репертуар рапсодов; под именем Гомера дошел до нас сборник эпических гимнов и мелких стихотворений. В V в. до н. э., с зарождением исторической критики, начинают на основании различных соображений отделять «подлинного» Гомера от неподлинного. В результате этой критики за Гомером признаются лишь «Илиада» и «Одиссея. В более позднее время отдельные античные ученые высказывали мысль, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат разным авторам, и Гомеру они приписывали только «Илиаду». Ни у кого не возникало сомнения в том, что каждая из поэм является плодом творчества индивидуального поэта; спор шел лишь о личном тожестве творца «Илиады» с творцом «Одиссеи». Не возникало также сомнения в историческом. существовании Гомера и в том, что он является автором по крайней мере «Илиады». В представлении древних Гомер всегда оставался величайшим поэтом, «Илиада» и «Одиссея» — недосягаемыми образцами эпоса.. Античные ученые замечали, что гомеровские герои не пользуются письменностью, что от эпохи Троянской войны не сохранилось письменных памятников. В связи с этими наблюдениями предание о писистратовской редакции «Илиады» и «Одиссеи» получило новую форму: Гомер не пользовался письмом, и произведения его сохранились лишь устно, в памяти певцов, в виде отдельных песен; при Писистрате эти разрозненные песни были собраны воедино. С этой точки зрения текст гомеровских поэм прошел три этапа: целостный и законченный в устах самого Гомера, он распылился и подвергся искажениям со стороны рапсодов; наконец, писистратовская редакция восстановила утраченную целостность, не имея уже возможности устранить противоречия между отдельными песнями, накопившиеся в период их устной передачи. Высказывалось также предположение, что писистратовские редакторы включили в текст и такие песни Гомера, которые к составу поэм не относились, что, например, 10-я книга «Илиады» (стр. 34) представляет собой самостоятельное произведение. Эти радикальные гипотезы находили, однако, немного сторонников и известны нам, к сожалению, лишь отрывочно. Сомнения в первоначальной целостности поэм вообще не возникало. В эпоху классицизма XVII в. развилось отрицательное отношение к поэмам Гомера (ср. стр. 5), и литературная критика отыскивала. в них всевозможные недостатки. В «Илиаде» замечали отсутствие «единого плана», «единого героя», повторения и противоречия. Уже тогда аббат д`Обиньяк доказывал, что «Илиада» не является единым целым и представляет собой механическое соединение самостоятельных». не связанных между собой песен об осаде Трои, что единого Гомера не существовало, а было много «гомеров», т. е. слепых певцов, исполнявших эти песни. Идеи д`Обиньяка не имели успеха у современников: к проблемам «устного» творчества поэтика классицизма относилась пренебрежительно. Первая строго научная постановка «гомеровского вопроса» принадлежит Фридриху-Августу Вольфу, Писал уже в эпоху Просвещения. Враждебное классицизму направление в литературе и эстетике устанавливало глубокую, принципиальную разницу между «естественным» народным и «искусственным» книжным эпосом; поэмы Гомера относили к первой категории. Немецкий поэт и критик Гердер (1744 — 1803) считал Гомера «народным поэтом», импровизатором, песни которого впоследствии были записаны из уст позднейших певцов. Этим идеям, высказывавшимся ведущими писателями и мыслителями эпохи, Вольф пытался дать исторически документированное обоснование. Он приводит три аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм: 1) сравнительно позднее развитие письменности у греков, которое он относит к VII — VI вв. до н. э.; 2) античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате; 3) отдельные вставки и противоречия в поэмах. Невозможность создания больших поэм в бесписьменное время[1] и ненужность их в эпоху, когда требовались лишь краткие застольные песни в честь богов и героев, приводят Вольфа к убеждению, что «Илиада» и «Одиссея» не что иное, как собрание отдельных песен. Песни эти сохранились в памяти рапсодов и были записаны лишь при Писистрате; Уже в 1796 г. известный немецкий романтик Фр. Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал из них последовательный вывод: художественная целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». Другими словами: гомеровский эпос является результатом коллективного творчества народных поэтов. После появления труда Вольфа исследователи «гомеровского вопроса» разделились на два лагеря — «вольфианцев», или «аналитиков», считавших, что отдельные части гомеровских поэм сложены различными певцами, и «унитариев», защитников «единого» Гомера. Открытия в области греческих надписей, показали, что письменность была отлично известна грекам задолго до VII — VI вв. и уже в VIII в. была в широком употреблении. Эпоха создания «Илиады» и «Одиссеи» не может рассматриваться как бесписьменное время. С другой стороны, было выяснено, что сообщения о писистратовской редакции представляют собой в значительной мере домыслы поздно античных ученых и не дают основания видеть в работе над текстом, проведенной при Писистрате, первую запись гомеровских поэм. Центр тяжести «гомеровского вопроса» перешел на третий аргумент Вольфа, им самим менее всего разработанный, на противоречия и неувязки между отдельными частями поэм. Вскрывая эти противоречия, вольфианцы пытались выделить в «Илиаде» и «Одиссее» их составные части и нарисовать картину возникновения гомеровского эпоса. В 30-х гг. XIX в. среди вольфианцев оформилось два направления. Одно из них видело в гомеровских поэмах только механическое объединение независимых друг от друга эпических стихотворений на темы из сказаний троянского цикла. Эта мысль нашла наиболее яркое выражение в «песенной теории» Лахмана (1837), который считал «Илиаду» состоящей из 18 самостоятельных песен малого размера. Ни одна из этих песен не является законченным целым, многие не имеют ни начала ни конца, но Лахмана это обстоятельство не смущало: он полагал, что народные сказания имеют общеизвестный твердый и устойчивый сюжет и что народный певец может начать с любого момента движения сюжета и любым моментом кончить. Другой разновидностью этого же направления является так наз. «теория компиляции», усматривавшая в гомеровских поэмах объединение не песен, а единиц большего размера, «малых эпосов». Второе направление представлено «теорией первоначального ядра», созданной Германном (1832). Согласно этой теории «Илиада» и «Одиссея» возникли не как соединение самостоятельных произведений, а как расширение некоего «ядра», заключавшего в себе уже все основные моменты сюжета поэм. В основе «Илиады» лежит «пра-Илиада», в основе «Одиссеи» — «пра-Одиссея», и та и другая — небольшие эпосы. Позднейшие поэты расширяли и дополняли эти эпосы введением нового материала; иногда возникали параллельные редакции одного и того же эпизода. В результате ряда последовательных «расширений» «Илиада» и «Одиссея» разрослись к VI в. до тех размеров, в которых они и поныне нам известны. В противоположность всем этим теориям унитарии выдвигали на первый план моменты единства и художественной цельности обеих поэм, а частные противоречия объясняли позднейшими вставками и искажениями. К числу решительных унитариев принадлежал Гегель (1770 — 1831). По мнению Гегеля, гомеровские поэмы «образуют истинную, внутренне ограниченную эпическую целостность, а такое целое способен создать лишь один индивид. Представление об отсутствии единства и простом объединении различных рапсодий, составленных в сходном тоне, является антихудожественным и варварским представлением». Гомера Гегель считал исторической личностью. Проблема происхождения гомеровских поэм остается нерешенной и по настоящее время. Мифологической основой Илиады является часть мифов «Троянского цикла», а именно те, которые описывают осаду Трои, битву Ахилла с Гектором и похороны Гектора. Другие мифы этого цикла, описывающие предысторию конфликта ахейцев с троянцами, а также разрушение Трои и возвращение героев домой, в Илиаду не вошли. 4. |