|
мишаткина практикумм этика разд1. Литература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики
«Традиция управления» в отношениях человека и природы – это забота, господство или деспотизм? «Традиция сотрудничества» и современное понятие коэволюции – в чем их смысл?
В чем смысл антропоцентристского и неантропоцентристского подходов к отношению человека и природы? В чем суть принципов экоцентризма и биоцентризма?
Какие основные принципы и императивы современной экологической этики Вы готовы назвать? Выскажите Ваше отношение к ним.
Что такое «нравственно-понимающее отношение к природе»? Составьте тест на определение Вашего «нравственно-понимающего отношения к природе». Ответьте на него сами и предложите ответить Вашим знакомым.
В чем суть проблемы ценностей в экологической этике?
Как Вы понимаете принцип «благоговения перед жизнью»? Какие преимущества, проблемы и парадоксы усматриваете Вы в следовании ему?
Возможно ли развить наше морально-экологическое сознание так, чтобы это подготовило нас к встрече с иными формами разума и помогло выработать этику взаимоотношений с ними – метасоциальную этику или космоэтику?
Как Вы считаете, можно ли говорить об эстетическом отношении соприродного или сверхприродного Иного к Человеку и окружающему миру? Можем ли мы в своем «художественно-понимающем» отношении к природе наделять Иное эстетической способностью восприятия и переживания?
Существует понятие «нравосубъектности» изменяемой человеком природы. А есть ли смысл говорить о ее «правосубъектности»?
Возможно ли ставить вопрос о каких-то «интересах» преобразуемой природы и о сочетании их с интересами людей в рамках «политической экологии» или «социальной экологии»?
Как решается в современной экоэтике проблема свободы и ответственности человека перед природой?
Какой смысл Вы вкладываете в понятия «долг перед природой» и «долг перед потомками»?
Согласно известному тезису А. Эйнштейна, «природа коварна, но не злонамеренна». Однако злонамеренные или неумелые, не направляемые нравственным законом действия человека – «преобразователя» природы могут вызвать те или иные формы «наказания» с ее стороны. Поэтому «не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой: за каждую такую победу она нам мстит» (Ф. Энгельс). Не противоречат ли эти высказывания друг другу и как, с этой точки зрения, следует рассматривать чернобыльскую трагедию?
Возможно ли вообще, говоря словами М. Пришвина, «так сойтись с природой, чтобы чувствовать в ней свою собственную душу»? У Вас так получалось? Как Вы относитесь к возможности «взаимной любви» с природой?
Попытайтесь связаться с наиболее активной природоохранной общественной организацией в Вашем городе и проанализируйте ее программу с точки зрения экологической этики.
Биомедицинская этика Предложите собственную схему взаимопересечения экоэтики, биоэтики, биомедицинской и медицинской этики в рамках прикладной этики.
Право человека на жизнь: с какого срока оно должно реализовываться? Что Вы думаете о правах эмбриона, зародыша, новорожденного младенца? А о праве матери распоряжаться его жизнью и своим телом? Аборт – хирургическая операция или убийство?
Проблема клинической смерти: в каких случаях, на Ваш взгляд, следует реанимировать умирающего, а в каких – нет?
Ваше отношение к эвтаназии? Страх смерти – норма или недостаток воспитания?
Какие направления современной биотехнологии, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными и актуальными, а какие следовало бы запретить или хотя бы приостановить?
Выскажите Ваше отношение к проблеме искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства».
Оцените перспективы трансплантологии с этико-правовых позиций: проблема забора органов для пересадки у живых и мертвых доноров; возможности криминальных действий в этой сфере и т. д.
Выскажите Вашу точку зрения на возможность пересадки головного мозга, используя психофизиологические и философские знания о структуре и сущности личности. Какие перспективы видите Вы в этом направлении трансплантологии?
Что Вы думаете о возможностях и опасностях генной инженерии и клонирования?
Сформулируйте и аргументируйте ваше отношение к допустимости или необходимости экспериментов на человеке (или человеческом эмбрионе): генетических, фармакологических, психотропных, экологических и др.
10. Прокомментируйте с позиций биомедицинской этики высказывание Сент-Экзюпери: « Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт».
|
|
|