Главная страница
Навигация по странице:

  • Литературный этикет в древнерусской культуре.

  • БИЛЕТЫ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература специфика древнерусской литературы. Периодизация. Система жанров


    Скачать 247.3 Kb.
    НазваниеЛитература специфика древнерусской литературы. Периодизация. Система жанров
    Дата22.02.2019
    Размер247.3 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБИЛЕТЫ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.pdf
    ТипЛитература
    #68559

    БИЛЕТЫ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1.
    Специфика древнерусской литературы. Периодизация. Система жанров.
    Специфика древнерусской литературы:

    До 1564 года русская литература была рукописной. До XVII века все произведения распространялись путём переписки.

    В начале века древнерусская литература была литературой сугубо патриотического направления.

    Произведения создавались на основе исторических фактов. Древнерусская литература не знала вымысла. Все тексты основываются на реальных исторических фактах. Литература Древней Руси проповедовала христианскую духовность и этику, то есть высокую нравственность.

    Древнерусская литература оставалась долгое время анонимной.
    Периодизация.

    Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)
    Это литература единой древнерусской народности. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.

    Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)
    Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголамилитература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов.

    Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)
    В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел. Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая
    («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»). Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.
    Система жанров:

    Летописание . Возникновение летописания именно как жанра, а не как исторических записей самих по себе. «Повесть временных лет», одно из самых значительных произведений русской литературы, определяет место славян, и в частности русского народа, среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства и т.д.

    Богословско-политическая речь первого митрополита из русских Илариона — его знаменитое «Слово о
    Законе и Благодати» — говорит о церковной самостоятельности русских. Появляются первые жития русских святых.

    Исторические повести о тех или иных событиях. Жанр этих исторических повестей также не был воспринят из переводной литературы. Особенно много исторических повестей возникает в период татаро-монгольского ига.


    Политическая легенда. В XV веке на основе житийного жанра появляется и имеет важное историко- литературное значение историко-бытовая повесть («Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» и многие другие). «Повесть о Дракуле» (конец XV в.)— это также новое в жанровом отношении произведение.

    Автобиографический момент по-разному закрепляется в XVII веке: здесь и житие матери, составленное сыном, и собственно.Одновременно в XVII веке развивается целый обширный раздел литературы — литературы демократической, в которой значительное место принадлежит сатире в ее самых разнообразных жанрах (пародии, сатирико-бытовые повести и пр.).

    Систематическое стихотворство — только в середине XVII века. До того стихи встречались лишь спорадически, так как потребности в любовной лирике удовлетворялись фольклором. Поздно появляется и регулярный театр (только при Алексее Михайловиче). Место его занимали скоморошьи представления. Сюжетную литературу в значительной мере (но не целиком) заменяла сказка. Но в XVII веке в высших слоях общества рядом со сказкой появляются переводы рыцарских романов: повести о
    Бове, о Петре Златых Ключей, о Мелюзине и пр. Особую роль в литературе XVII века начинает играть историческая легенда («Сказание о начале Москвы») и даже сочинения по тем или иным вопросам всемирной истории («О причинах гибели царств»).
    Таким образом, историческая действительность, все новые и новые потребности общества вызывали необходимость в новых жанрах и новых видах литературы. Количество жанров возрастает необычайно и многие из них находятся еще как бы в неустойчивом положении. XVIII веку предстояло сократить и стабилизировать это разнообразие. В древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве всего человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, — патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь «обитаемый мир» (ойкумену), который стал характерен для нее и в XIX в. В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философические обобщения. В Древней Руси на основе двух языков — старославянского и русского — создался удивительно разнообразный и богатый язык литературы. Система жанров в древнерусской литературе оказалась исключительно разнообразной и гибкой. Древняя русская литература представляла собой ту развитую, широко раскинувшуюся корневую систему, на основе которой быстро смогла вырасти в XVIII веке литература нового времени и к которой могли быть привиты достижения литератур западноевропейских.

    2.
    Летописание Древней Руси. Формы летописного повествования. «Повесть временных лет».
    Летописание – это самая ранняя форма творчества на Руси. Это документальный жанр. В них полностью отсутствовал эгоцентризм. Летописания составлялись в монастыре. 1060-170 гг. Деятельность монаха
    Киево-Печерского монастыря Никона. Именно Никон первый придает летописному написанию погодное изложение. Он заявляет тему княжеских распрей и единства Руси. 1095 г. создается еще один летописный свод. В начале 12 века этот свод был переработан Нестором. К первым летописям относятся: Лавреньевская летопись, Ипатьевская летопись, летопись Радзивила.
    Виды летописных текстов:

    - летописный список ( текст, который переписывается в разные времена разными переписчиками)

    - летописный извод (редакционная версия летописного текста)

    - летописный свод ( строго говоря, летопись – не очень корректное понятие) Это соединение в единое повествование разных летописных записей, документов , актов , житийных текстов.
    В летописях преобладает историко-фактический ряд. Она констатирует , что происходило, что происходит.
    Событийно-предметный ряд летописаний почти не оставляет места для личности исторического деятеля.
    Его личность не была значимой. В компетенцию летописца входила осведомленность, но не раскрытие мотивов исторического лица. Нет внимания к индивидуальности.
    Черты летописного написания:

    Связь с фольклором, героизация

    Связь с деловой речью

    Хронологический принцип изложения
    Еремин. Формы летописного написания:

    Погодная запись ( по годам ). Самая древняя форма повествования. Информативная функция, краткость текста.

    Летописное сказание устно-поэтического происхождения. Летописная обработка ( переработка ) сказания, легенды. Например, «Предание об основании Киева», «О смерти Олега».

    Летописный рассказ. Более подробное повествование о событиях, не позволяет отступить от точности.
    Составлен по свежим следам. Может отражать тенденционностьлетописца. Например, «Оборона
    Киева».

    Летописная повесть. Чаще всего посвящено рассказу о смерти князя. Создан идеальный образ князя, включает в себя житийные добродетели.
    «Повесть временных лет» . Это летописный свод 12 века
    «Повесть..» - результат коллективного творчества. Благодаря Нестору она стала не просто собранием фактов, в цельным литературным изложением истории Руси. Центральная тема летописи – происхождение и история развития русского государства. Цель – борьба за единство, провести мысль единения всех князей.
    Центром сплочения русских князей является церковь. Формируется концепция богоугодного властелина.
    Главная тема летописания – тема русской земли, ее могущества, единства. «Повесть..» включает 2 части:

    Вводная часть ( отсутствие дат, это праистория Руси). Рассказ начинается преданием о Ное, разделение земли сыновьями Ноя. 1-ый сын Синон –восток. 2-й сын Хам – запад. 3-ий сын Афет – от него произошли славяне.

    Раскрытие истории русской земли. Хронологическая последовательность, история княжения.
    Летопись выполняла функцию демонстрации как надо/не надо править. В летописи сообщалось: географические, культурно-исторические сведения. Она стремилась соблюсти задачи исторического, публицистического и литературного повествования.Летопись располагается на границах двух эпох, эпического и летописного стилей. Совмещение эпического и летописного приводит к тому, что она совмещает разные жанры. Это дружинно-эпические предания, записи устных исторических рассказов и легенд, народно-сказочные пословицы, воинские повести, рассуждения и пользе книг.Это единое произведение, его скрепляют стиль монументального историзма и поэзия и история находятся в неразрывном единстве.

    3.
    Ораторская проза Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
    «Поучение» Владимира Мономаха
    Ораторская проза - один из риторических жанров: худ-но обработанная и записанная живая речь, обращенная к слушателям. Жанры ораторской прозы: проповедь, панегирик, памфлет, торж. речь, слово.
    В Др.Руси можно выделить 2 стиля ораторской речи:

    красноречие дидактическое, или учительское(преследуя цели морального наставления, информации, строилось просто, безыскусственно и содержало требования трудолюбия, скромности, заботы о родителях, детях, семье и т. д.; обычно определялось как поучение).

    красноречие панегирическое, или торжественное(приуроченное к знаменательным датам церковной и светской истории, обращенное к образованным людям, становилось живописным и витийственным, обычно определяется как слово).
    Слово о Законе и Благодати Илариона. Это одно из самых ранних и выдающихся произведений древней литературы. Написано в 1037г. Автор – Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051г. Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопоставляет иудаизм «закон» с христианством «благодатью», доказывает преимущество Благодати перед Законом. Закон был распространен только среди иудейского народа, а Благодать – достояние всех народов. Ветхий завет –
    Закон, который регламентировал жизнь еврейского значения. Новый завет – христианское вероучение. имеет всемирное значение. Благодать Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истерии, прославления Руси и её «просветителя» Владимира. «Слово» построено по строгому, логически продуманному плану, который сообщается автором в заглавии произведения.

    1-ая часть --- сопоставление Закона и Благодати (как введение ко 2-ой части) -похвале Владимиру, завершающаяся авторским обращением Илариона к Владимиру с просьбой встать из гроба, стряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Ярослава.

    2-ая часть --- непосредственное прославление современного Илариону правителя Руси и его деятельности.

    3-ья часть --- молитвенное обращение к Богу.
    «Слово» адресовано к людям, поэтому произведение облечено в книжную риторическую форму, дававшая образцы ораторского искусства. Он пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя
    Закон с рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и ее сыном Исааком. Эти сравнения показывают превосходство Благодати над законом.
    Поучение Владимира Мономаха. Образец древнерусского дидактического красноречия: Поучение
    Владимира Мономаха - Элементы автобиографии личности Владимира Мономаха. 1117 г. - дата написания.
    Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро. Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».
    Князь старается внушить своим детям правила нравственности, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; любить жену, но не давать ей власти над собой.

    4.
    «Слово о полку Игореве». Проблема подлинности текста.
    Слово о Полку Игореве - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в
    1185 году. «Слово» было написано, предположительно, в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже — 1-2 годами позже). Проблема подлинности текста.
    Одну из традиционных для последних двух веков дискуссионных проблем из области истории русской литературы и культуры составляет вопрос о происхождении «Слова о полку Игореве». Противостоят друг другу две точки зрения — что это подлинное произведение, созданное в древнерусскую эпоху, и что это подделка конца XVIII века, созданная незадолго до первой публикации этого произведения в 1800 году.
    Разрешение этой дилеммы чрезвычайно затруднено тем, что рукописный сборник, в составе которого было
    «Слово о полку Игореве», по сохранившимся сведениям (впрочем, не совсем чётким), погиб при нашествии
    Наполеона в великом московском пожаре 1812 года. Тем самым анализ почерка, бумаги, чернил в данном случае невозможен. Дискуссия между сторонниками и противниками подлинности «Слова» возникла уже вскоре после публикации памятника и не угасает до сих пор. К сожалению, в этой дискуссии немалую роль играли и играют не собственно научные аргументы, а страсти и пристрастия. Литературоведческие и историко-культурные аргументы, выдвигавшиеся с обеих сторон в этой дискуссии, всё же не обеспечивают строгого и однозначного решения проблемы.
    5.
    «Слово о полку Игореве». Художественное своеобразие. Автор «Слова».
    «Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник литературы Древней Руси. По многим параметрам его можно назвать шедевром, равного которому нет во всем искусстве мирового Средневековья. Уникален жанр
    «Слова». Сам автор называет свое произведение и повестью, и словом, и песнью: «Начать древним складом
    Печальную повесть о битвах Игоря», «Начаться же сей песни…» и т.д. Современные же исследователи считают, что «Слово» является памятником ораторского красноречия, героической поэмой, военной повестью и песнью одновременно. Поэтика «Слова» - явление удивительное. Прежде всего, это касается широты и разнообразия используемых неизвестным автором средств и приемов как устного народного творчества, так и книжной культуры своего времени. В основе поэтики «Слова» лежит прием контраста. Он прослеживается на всех уровнях этого произведения. Контрастные эпитеты, метафоры, другие художественные средства используются здесь для противопоставления персонажей, их внешних и внутренних характеристик, действий, для выражения патриотической идеи песни. В «Слове» противопоставляется политика князей Святослава и Олега Гориславича. Построив такое противопоставление, автор выражает свое мнение по поводу политики русских князей, наглядно показывает, к чему ведет каждый из способов правления, выражает свой идеал – объединение всех русских земель и прекращение раздоров, консолидация против внешнего врага. Кроме того, по контрасту в произведении даны образы русских князей и половцев. Если Игорь, в любом случае, как представитель русских, - «свет-светлый», то половец Гзак – «черный ворон», «поганый половец» и т.д. Кроме приема контраста, в «Слове» широко распространен символический полифонизм. Этот прием проявляется в том, что каждому устойчивому образу в произведении придается символическое значение. Так, Святослав в
    Киеве, после того, как ему приснился вещий сон, произносит «золотое слово». Эпитет «золотой» связан с тем, что это «слово» содержит ценнейшую идею примирения русских князей и объединения русских земель.
    Неизвестный автор использует в «Слове» и принцип «панорамного зрения», совмещая в изложении события, происходящие на огромной удаленности друг от друга, как бы возвышаясь над миром и героями.
    То он описывает страшную битву русских с половцами, то тут же переносится в престольный Киев, к великому князю Святославу и придворным боярам, то описывает плач княгини Ярославны в Путивле и т.д.
    Принцип «панорамного зрения» тесным образом связан с многоголосьем «Слова» - приемом, позволяющим представить события и дать им оценку с разных сторон. Мы видим, что на поражение Игоря откликнулись
    «голоса» Святослава, Ярославны, Киева и Чернигова, русских женщин, крымских готов, бояр и т.д. Помимо этого, пространство в «Слове» легко, динамично и «сгруппировано»: герои реагируют на события массами, группами (немцы, греки, морава, русские жены, «готские красные девы» и т.д.) Язык «Слова» образен и ярок, насыщен разнообразными средствами художественной выразительности. Таким образом, художественные особенности «Слова о полку Игореве» можно назвать выдающимися. Неизвестный древнерусский автор синтезировал в своем произведении приемы устного народного творчества и книжной словесности, создав уникальный по метафоричности, силе образов, красоте и величии идеи произведение.
    На мой взгляд, «Слово о полку Игореве» по праву входит в сокровищницу мировой литературы.

    6.
    Стиль монументального историзма в древнерусской литературе.
    Преобладающий стиль 11-12 вв., тесно связанный с феодальным устройством общества. Развивается главным образом в летописях, в воинских повестях, в повестях о княжеских преступлениях. Он более отчетлив в летописях, составлявшихся по указаниям князей, в светских произведениях. Д.С. Лихачев утверждал: «Литературный стиль всего домонгольского периода может быть определен как стиль монументального историзма. Люди этого времени стремились увидеть во всем значительное по содержанию, мощное по своим формам. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний — расстояний пространственных, временных
    (исторических), общественно-иерархических. Это стиль, в пределах которого всенаиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное „панорамное зрение”.
    Основные черты:

    Авторы смотрят на мир как бы с большого удаления (напр, рассказ о событиях в одном городе сменяет рассказ о событиях в другом городе)

    Быстрота передвижения на больших географических пространствах. Герои совершают переходы из города в город

    Историзм - любовь к исторической теме. Если описывали что-то фантастическое, то сами в это верили.
    Нет вымышленных лиц и событий.

    Стремление историческое событие или лицо сравнить с другим историческим событием или лицом сравнить (напомнить о предках князя; искали всему аналогии).
    7.
    Литературный этикет в древнерусской культуре.
    Д.С. Лихачев ввел понятие литературного этикета, под которым мы будем понимать систему канонических литературных приемов – композиционных, системы образов, языка, стилистических клише и пр., необходимых для создания произведений тех или иных жанров, образов тех или иных персонажей.
    Основополагающими XI-XVII веков являются понятия традиции образца нормы. Древнерусский писатель старался показать себя как можно более образцовым и традиционным. Они стремились создать образцовое сочинение. В рамках этого метода ключевым являлось понятие литературного этикета. Литературный этикет имеет 3 составляющих:

    Этикет миропорядка (складывается из представления древнего книжника о том, как должен происходить ход событий).

    Этикет поведения (складывается из представлений о том, как должно вести себя то или иное действующее лицо).

    Этикет словесный (складывается из представлений о том, какими средствами должен описывать книжник всё совершающееся).
    Все вместе сливается в единую нормативную систему, как бы предустановленную, стоящую над автором и предопределяемую не внутренними требованиями произведения — прежде всего жанра, — а предметом изображения. При описании святого обязательны определенные житийные формулы, независимо от того, будет ли оно находиться в житии или летописи. Этикет литературный диктовал выбор языка
    (церковнославянского, древнерусского или народно-поэтического). Стремлением подчинить изложение этикету, следовать литературному канону можно объяснить и обычный перенос отдельных описаний, речей, формул из одного произведения в другое; отсюда многочисленные заимствования в средневековой литературе.

    8.
    Агиография Древней Руси. Житийный канон, виды и типы житийных текстов. Житийный
    цикл произведений о Борисе и Глебе. «Житие Феодосия Печерского» Нестора.
    Агиография- отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых
    Житийные каноны:

    Излагались только «исторические» факты.

    Героями житий могли быть только православные святые.

    Житие имело стандартную сюжетную структуру:
    -вступление;
    -благочестивые родители героя;
    -уединение героя и изучение святого писания;
    -отказ от брака или, при невозможности, сохранение в браке «чистоты телесной»;
    -учитель или наставник;
    -уход в «пустынь» или в монастырь;
    -борьба с бесами (описывалась при помощи пространных монологов);
    -основание своего монастыря, приход в монастырь «братии»;
    -предсказание собственной кончины;
    -благочестивая смерть;
    -посмертные чудеса;
    - похвала

    Святые изображались идеально положительными, враги - идеально отрицательными
    Типы житийных текстов

    Мученичество

    Исповеднические

    Святительские

    Преподобнические

    Жития столпников или “Христа ради” юродивых
    Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Во второй половине XI в. создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба. Так, определились две главные группы агиографических сюжетов: одни жития были
    «целиком посвящены теме идеального христианского героя, ушедшего из «мирской» жизни, чтобы подвигами заслужить жизнь «вечную» (после смерти), тогда как герои другой группы житий стремятся обосновать своим поведением не только общехристианский, но и феодальный идеал».

    «Жития Бориса и Глеба».
    Рассмотрим подробно события, отразившиеся в «Сказании» о Борисе и Глебе. Согласно летописной версии
    (в «Повести временных лет» под 1015 г.), после смерти Владимира один из его сыновей удельный князь
    Святополк захватил великокняжеский престол и задумал убить своих братьев, чтобы «принять власть русскую» одному. Первой жертвой Святополка был ростовский князь Борис. Владимир незадолго до смерти послал его со своей дружиной против печенегов. Когда к Борису пришла весть о смерти отца, то «отня дружина» была готова силой добыть престол молодому князю, однако Борис отказался, ибо не захотел поднять руки на старшего брата, и заявил о своей готовности почитать его как отца. Тогда дружина покидает Бориса. Он остался лишь с небольшим отрядом своих «отроков» и был убит по приказанию
    Святополка. Затем Святополк посылает гонца к муромскому князю Глебу, призывая его как можно скорее прибыть к больному отцу. Глеб, не подозревая обмана, отправляется в Киев. В Смоленске его догоняет посол от Ярослава со страшным известием: «Не ходи, отець ти умерл, а брат ти убьен от Святополка». Глеб горько оплакивает отца и брата. Здесь же, под Смоленском, его настигают посланные Святополком убийцы.
    По их приказу княжеский повар «вынез ножь, зареза Глеба».
    «Чтение» Нестора, действительно, содержит все необходимые элементы канонического жития: оно начинается обширным вступлением, с объяснением" причин, по которым автор решается приступить к работе над житием, с кратким изложением всемирной истории от Адама и до крещения Руси. В собственно житийной части Нестор, как того требует жанр, рассказывает о детских годах Бориса и Глеба, о благочестии, отличавшем братьев еще в детстве и юности; в рассказе о их гибели еще более усилен агиографический элемент: они принимают смерть с радостью, готовятся принять ее как торжественное и предназначенное им от рождения страдание. Также присутствует и рассказ о чудесах, совершающихся после гибели святых, о чудесном «обретении» их мощей, об исцелениях больных у их гроба.
    Житие Феодосия Печерского.
    Житие было написано иноком Киево-Печерского монастыря Нестором. В произведении традиционная композиция жития: будущий святой рождается от благочестивых родителей, он с детства «душою влеком на любовь божию», чуждается игр со сверстниками, ежедневно посещает церковь. Став иноком, Феодосии поражает окружающих аскетизмом и смирением; так, уже будучи игуменом, он одевается настолько просто, что люди, не знающие подвижника в лицо, принимают его то за «убогого», то за «единого от варящих» (за монастырского повара). Многие «от невеглас» (невежд), встречая Феодосия, открыто подсмеиваются над
    «худостью ризьной». Истязая «плоть», Феодосии спит только сидя, не моется (видели его только «руце умывающа»). Как и положено святому, печерский игумен успешно одолевает «множество полков невидимых бесов», творит чудеса, заранее узнает о дне своей кончины. Он принимает смерть с достоинством и спокойствием, успевает наставить братию и выбрать ей нового игумена. В момент смерти
    Феодосия над монастырем поднимается огненный столп, который видит находящийся неподалеку князь
    Святослав. Тело Феодосия остается нетленным; а люди, обращающиеся к Феодосию с молитвой, получают помощь святого: один исцеляется, другому Феодосии, явившись во сне, открывает имя обокравшего его вора, третий, опальный боярин, вновь обретает расположение и милость князя.
    И все же перед нами далеко не традиционное житие, построенное в строгом соответствии с византийским житийным каноном. Особенно необычен для традиционного жития образ матери Феодосия. Мужеподобная, сильная, с грубым голосом, погруженная в мирские заботы о «селах» и «рабах», волевая, даже жестокая, она страстно любит сына, но не может смириться с тем, что мальчик растет чуждым всего земного, отрешенным от мира аскетом. Хотя автор говорит в начале жития о «всяческом благочестии» матери Феодосия, она всеми силами противится благочестивым помыслам своего сына. Ее раздражает религиозное рвение
    Феодосия, ей кажется унизительным, что он упрямо отказывается носить «светлые одежды», предпочитая им рубище; обнаруженные на теле отрока вериги приводят ее в ярость.

    9.
    Агиографическое творчество Епифания Премудрого. Русский идеал святости.
    Епифаний родился в Ростове в первой половине XIV в. В 1379 г. он стал монахом одного из ростовских монастырей, в дальнейшем подвизался в Троице-Сергиевом монастыре. Епифаний бывал в Иерусалиме и на
    Афоне, вероятно, путешествовал по Востоку. Умер он в 20-х гг. XV в. За свою начитанность и литературное мастерство получил прозвание «Премудрый». Перу Епифания принадлежит два жития: «Житие Стефана
    Пермского», написанное им в 1396-1398 гг., и «Житие Сергия Радонежского», написанное между 1417-1418 гг. В «Житие Стефана Пермского» наиболее полно и четко отразились взгляды Епифания на задачи литературного творчества агиографа. Обычные слова не в силах выразить величие деяний подвижников во славу Христа, но автор рассказа о святом — земной человек. И вот, призывая на помощь бога, уповая на покровительство восхваляемого им святого, агиограф стремится так пользоваться обычными средствами языка, чтобы у читателя создалось представление о святом, как о человеке совершенно иного духовного типа, чем остальные люди. Поэтому языковая вычурность — не самоцель, а средство, с помощью которого автор сможет достойно прославить героя своего повествования. Агиограф в начале говорит о своих писательских возможностях с крайней степенью самоуничижения. Авторские признания в своей неучености, невежестве, в своей простоте противоречат остальному тексту произведения, в котором его ученость, эрудиция и умение владеть риторическими приемами проявляются в полной мере. Это искусный литературный прием, направленный все к той же цели — прославить, возвеличить святого. Если автор жития, блещущий в своем произведении и ученостью, и риторским искусством, не устает повторять о своем ничтожестве, то читатель и слушатель жития должен был чувствовать себя особенно ничтожным перед величием святого. Кроме того, авторские признания о своей неучености и литературной беспомощности, противоречащие действительному тексту, написанному этим самым автором, должны были создать впечатление, что все написанное — некое божественное откровение, наитие свыше.В «Житии Стефана
    Пермского» Епифаний достигает настоящей виртуозности в восхвалении Стефана. Выбор поэтических средств, композиционное строение текста у Епифания — строго продуманная, тщательно отработанная литературная система
    [6]
    . Традиционные поэтические приемы средневековой агиографии у него усложнены, обогащены новыми оттенками. Многочисленные амплификации
    [7]
    , нанизывание одних сравнений на другие, перечисление в длинных рядах варьирующихся традиционных метафор, ритмика речи, звуковые повторы придают тексту особую торжественность, эмоциональность и экспрессивность.
    Второе сочинение Епифания Премудрого — «Житие Сергия Радонежского» — носит более повествовательный характер, чем «Житие Стефана Пермского», стилистически оно значительно проще, более насыщено фактическим материалом. Целый ряд эпизодов «Жития Сергия» имеют своеобразный лирический оттенок (рассказ о детстве отрока Варфоломея — будущего Сергия, эпизод, повествующий о просьбе родителей Сергия не уходить в монастырь до их смерти, чтобы было кому помочь им в старости, и т. п.). Если в «Житии Стефана Пермского» Епифаний показал себя виртуозом-стилистом, то в «Житии
    Сергия» он представал, кроме того, мастером сюжетного повествования. «Житие Сергия» пользовалось большой популярностью у средневековых читателей и дошло до нас в большом количестве списков.
    Идеал русской святости: совершение духовного подвига ради служения миру, совершение добродетелей, терпеливость и трудолюбивость, красота , сила духа, бескорыстная любовь и сострадание к ближнему, повседневный обязательный труд как залог праведной монашеской жизни и условие духовного совершенствования, единение с народом.
    10.
    Повесть о Петре и Февронии – новый этап в развитии агиографии.
    Дошедшая до нас житийная «Повесть о Петре и Февронии» представляет собой сочинение писателя и публициста XVI в. Ермолая-Еразма. «Повесть о Петре и Февронии»— это рассказ о верной супружеской жизни, причем основным мотивом этой повести является ум героини рассказа. Феврония прежде всего святая, она заранее знала, что Петр предназначен ей в мужья. «Повесть о Петре и Февронии» была тесно связана с фольклором, перекликается она и с «бродячими сюжетами» мировой литературы. Из русских сказок повесть больше всего напоминает сказки «Семилетка» и «Стрижена девка», где также рассказывается о женитьбе знатного человека на крестьянской девушке, доказывающей свою мудрость решением трудных задач; здесь также есть мотив изгнания героини, забирающей с собой то, что ей всего дороже, — своего мужа, но в русских сказках нет мотива болезни и излечения знатного мужа. Очевидно, однако, что этот мотив также присутствовал в фольклорном сюжете, использованном Ермолаем-Еразмом. Конец повести о
    Петре и Февронии также связан с фольклорными мотивами и опять напоминает «Тристана и Изольду» — там любовь героев тоже оказывается сильнее смерти (из могилы Тристана вырастает куст терновника, соединяющий ее с могилой Изольды).Нетрадиционный характер житийной «Повести о Петре и Февронии» делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в. «Повесть о Петре и Февронии», хотя и созданная одновременно с окончательной версией «Великих Миней Четиих», (Успенские и Царские
    Минеи), в их состав включена не была. Фольклорные мотивы повести, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт — все это делало ее чуждой агиографической школе митрополита Макария. Но эти же особенности делают «Повесть о Петре и Февронии» одним из лучших памятников литературы Древней Руси.

    11.
    «Житие протопопа Аввакума». Особенности художественной формы и жанра.
    Протопоп Аввакум (1621-1682гг.) был выдающимся “писателем” XVII века, вошедшего в историю под названием века “бунташного”. Его “Житие”, написанное по благословению инока Епифания, его духовного отца - своеобразная автобиография или духовное завещание - принадлежит к шедеврам русской и мировой литературы. В “Житии” Аввакум сообщает о своем происхождении. Отец - сельский священник Петр,
    “прилежаша пития хмельнова”, т.е. был пьяницей и рано умер, а мать именем Мария была “молитвенница и постница”, в иночестве Марфа. Она женила семнадцатилетнего сына на четырнадцатилетней сироте
    Анастасии, дочери кузнеца Марка. Церковная карьера Аввакума складывалась успешно благодаря феноменальной памяти и исключительной начитанности в богослужебной литературе. В 23 года он был поставлен в 4 попы, а в 31 год в протопопы в Юрьеве-Польском Нижегородской губернии. Служил он делу
    Божьему истово, в результате чего возникали многочисленные конфликты с паствой. Затем Аввакум с семьей переехал в Москву, сблизился с придворным духовенством, был представлен царю Алексею
    Михайловичу (1629-1676), служил в церкви Казанской Божьей Матери (на Красной площади), где проявился его незаурядный талант проповедника. В середине 17 века возникла проблема введения единообразия во всем богослужении, что требовали и внутренняя ситуация в стране и внешнеполитические цели для укрепления связей России с остальным православным миром. Для унификации обряда реформаторам необходимо было выбрать образец. Мнения разошлись. Никоновские нововведения, основанные на
    “научной” правке старых текстов, фактически разрушали два основных принципа средневекового сознания: каноничность и символизм. Правительство начало репрессии против сторонников “старой веры”, кем был
    Аввакум. В 1653 году Аввакум с семьей был сослан в Сибирь (Даурию). В 1664 году возвращен в Москву, поскольку предполагалось, что он займет место царского духовника. Но он по-прежнему обличал
    “никонианскую ересь” и снова был сослан, на этот раз на Мезень (Север Руси). Кульминационным моментом Жития считается Собор 1666 года, где Аввакум однозначно отказывается от новой веры. Затем он еще раз возвращен был в Москву, сослан уже навсегда в Пустозерск. В 1682 году по указу царя Федора
    Алексеевича все узникаи“ за великую на царский дом хулу” были заживо сожжены. Аввакум предчувствовал свою трагическую смерть.
    Стиль его жития похож на исповедальный, потому что он стирает грань между собой и читателем, создавая атмосферу сопереживания. Он выходит за традиционные рамки житий: герои произведения- не однозначно грешники или праведники. Сам Аввакум чуть не поддаётся искушению, когда к нему приходит блудница, чего раньше в житийной традиции не было. И образ самой блудницы многогранен - она грешница, но пришла исповедаться- и это несколько «очищает» её. Аввакум создаёт новый образ-«святой грешник», что приводит к сочетанию 2-ух планов повествования: торжественной авторской проповеди и покаянной исповеди. Аввакум сочетал и церковный язык, и брань, и разговорный язык. Ещё одна грань новаторства жития- совмещение комического и трагического. Когда протопоп описывает возвращение из ссылки, говорит о переходе через реку, когда протопопицу оставляют силы и она падает, об неё спотыкается другой человек и тоже падает- на неё. Он извиняется, на что она отвечает: «Что ты, батко, меня задавил?».
    Описывая ужасы своего заключения, он шутит, говоря: «что собачка в соломке лежу» и т.д. Также житие насыщено сатирическими портретами врагов Аввакума. Например, а в письме Алексею Михайловичу он пишет: «Бедной, бедной, безумной царишко!». Также новаторство Аввакума проявилось в написании не публицистического произведения с элементами автобиографии, а цельного жизнеописание. Произведение превращается в историю первых лет старообрядческого движения, историю России второй половины 17 в.
    Помимо Аввакума в его житии присутствуют его сподвижники и враги, широко представлены пространственно-временные границы повествования.
    12.
    Житие протопопа Аввакума» и агиографическая традиция. Автор /герой «Жития»
    + часть до этого
    Жанровая природа автобиографического Жития протопопа Аввакума особенная – новаторское житие. Это первый в русской литературе опыт автобиографии. Житие многими своими элементами представляет собой яркое выражение эволюции русской средневековой религиозно-дидактической эпической литературы в жанре нравоучительного бытового романа. Характерными признаками Жития как произведения нового, нарождающегося жанра нам представляются следующие его особенности: развернутость повествования, многофигурность, полнота жизнеописания главного героя, индивидуализация образа, стремление к изображению разносторонности характера, внимание к острым, драматическим моментам частной жизни, обусловленным социальными обстоятельствами, многоэпизодность и в то же время однолинейная, цепочная композиция с довольно свободным соединением различных эпизодов.

    13.
    Бытовые и сатирические повести XVII века. Особенности жанра и сюжетного повествования
    Бытовые повести. Во второй половине XVII в. жанр повести занял ведущее положение в системе литературных жанров. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета. Повесть о Горе-Злочастии первая в группе бытовых повестей XVII в., открывающая тему молодого человека, не желающего жить по законам старины и ищущего свой путь в жизни. Во всей предшествующей русской литературе мы не найдем произведений, в которых рассказывалось бы о судьбе обыкновенного мирского человека и излагались основные события его жизни. «Повесть о горе и злосчастии» говорит о судьбе безвестного молодца, нарушившего заповеди старины и тяжело за это поплатившегося. Образ «Горя-Злосчастия» - доли, судьбы, как он встает в нашей повести, - один из значительнейших литературных образов. Горе одновременно символизирует внешнюю, враждебную человеку силу и внутреннее состояние человека, его душевную опустошенность. Оно как бы его двойник. За стариной пока оказывается победа, она пока торжествует над просыпающимися индивидуалистическими порывами молодого поколения. В этом основной смысл повести, очень талантливо изображающей детей на переломе двух эпох. Характерно, однако, что монастырская жизнь трактуется в повести не как идеал, даже не как норма, а как, своего рода, исключение для тех, кто не сумел наладить свою мирскую жизнь по правилам, какие предписывала веками сложившаяся традиция.
    Обращение к монастырю является для молодца печальным, но единственным выходом из его неудачно сложившейся жизни. Былинный строй повести: метрическое строение стиха, былинные общие места
    (приход на бал, похвальба на пиру), повторение отдельных слов, тавтология, употребление постоянных эпитетов (буйны ветры, буйна голова, зелено вино)
    Сатирическая литература. Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через "царев кабак". Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.
    Рассмотрим в этой связи "Повесть о Шемякином суде". Она посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы. Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. "Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его". Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров.
    Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке. По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем. Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему "узел злата", во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил. В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя- бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы.

    14.
    Мотивы и образы фольклора в древнерусской литературе.
    Ни для кого не секрет, что литература в современном ее понимании во многом «выросла» из фольклора, и потому фольклорные сюжеты уже много веков служат источником вдохновения для писателей и поэтов. В разных своих жанрах – календарно-обрядовой поэзии, эпическом творчестве (былины, сказки) , несказочной прозе (предания, легенды) , исторических и лирических песнях, малых жанрах (пословицы, поговорки, загадки) фольклорвходит в русскую литературу. В древнерусской литературе ощущается тесная связь с фольклором. Фольклорные жанры многообразно входили в древнерусскую литературу. Исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах нашли отражение в произведениях древнерусской литературы и ее образной системе. В дошедших до нас произведениях древнерусской литературы образы людей близки фольклорным – даже тогда, когда речь идет о реально существовавших исторических персоналиях (например, княгине Ольге или святых Петре и Февронии). Прототипом былинного богатыря Алеши Поповича был ростовский боярин, погибший в битве на реке Калке, Ильи
    Муромца – монах Илия Печерский, Добрыни Никитича – один из воевод князя Владимира.
    Образы многих литературных героев близки былинным. Они наделены богатырскими чертами, их величие гиперболизировано. Враги напоминают сказочных чудовищ, персонажей сказочных темных сил, врагов- великанов. Действия героев, их борьба с противниками близки по описанию былинным и сказочным героям.
    Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович соотнесены с героями древней литературы: Никитой Кожемякой, Пересветом и Ослабя. Описание вражеской силы (движение несметных сил половцев) в «Слове о полку Игореве» напоминает изображение врага в былине «Илья и Соловей- разбойник» («у того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно») .Многие предания в летописи по своим мотивам близки к былинным, в них используются, как и в народном эпосе, поэтические образы врагов-великанов, страшных чудовищ, в поединок с которыми вступают герои, образы мудрых женщин. Связь с фольклором ощутима почти в каждом произведении древней литературы, где-то они более заметны, где-то менее. И в древней литературе, и в сказке используются одинаковые изобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлое солнце, Днепр-Словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, в частности повтор.
    Мотивы. Для древнерусской литературы, как и для сказки, характерно перевоплощение-оборотничество героев, использование повторов, символов, иносказательной речи персонажей, перенесение в литературу из фольклора таких народно-поэтических элементов, как постоянные эпитеты (черна земля, зелена трава, сине море, борзый конь и т. п.) .И в былине, и в литературе действие чаще всего происходит в Киеве. События, образы, природа в древней литературе напоминают фольклорные. Здесь также звери и птицы (вой волков и лай лисиц, клекот орлов, черные тучи, идущие с моря) , народно-поэтические символы (кукушка, соловей) .
    Женские образы в древней литературе – Ярославна, Ксения, княгиня Ольга, Феврония – близки к сказочным мудрым девам (Василиса Премудрая, Марья Моревна) , песенному фольклору (Авдотья Рязаночка). И в древней литературе, и в сказке используются одинаковые изобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлое солнце, Днепр-Словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, в частности повтор. Устное народное творчество оказалось естественной и неотъемлемой частью древнерусской литературы: только те тексты, которые пронизаны русским духом, были приятны и интересны славянским народам. Поэтому даже в строгих церковных памятниках того времени мы встречаем народные элементы: эпитеты и сравнения, песенные рефрены и облегчённый синтаксис.
    Древнерусская литература выросла на фольклоре: благодаря устному поэтическому творчеству книжная культура, пришедшая на Русь с запада, смогла обосноваться на славянских землях, проникая в самые глубокие слои народных масс, ассимилируясь с уже имеющейся литературой, дополняя и расширяя её границы.


    написать администратору сайта