Главная страница

Лобзин В.С., Решетников М.М. - Аутогенная тренировка. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка


Скачать 1.75 Mb.
НазваниеЛобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка
Дата15.01.2023
Размер1.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛобзин В.С., Решетников М.М. - Аутогенная тренировка.doc
ТипДокументы
#888093
страница28 из 36
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   36

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ


Применение музыки как одной из разновидностей эстетотерапии нашло особенно широкое использова­ние в сочетании с аутогенной тренировкой. В 1973 г. Апрелевский завод грампластинок выпустил спе­циальные записи «Мелодии спокойного сна. Аутоген­ная тренировка», подготовленные В. Я. Ткаченко, ко­торые быстро разошлись, хотя, по нашему мнению, текст занятий и их исполнение весьма далеки от совершенства.

Эстетическое восприятие, основанное на способно­сти переживать различные явления действительности как прекрасные или возвышенные, пока мало изучено. Лишь последние работы, в которых музыкальные и художественные произведения анализируются на ос­нове информационного подхода [Орлов Ю. К., 1980; Голицын Г. А., 1980], слегка приподнимают существо­вавшую веками завесу таинственности. В частности, работы приведенных выше авторов показали, что по­строение большинства произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая, конечно же, не осознавалась гениями искусства в мо­мент творения. В частности, речь идет о логике, коли­честве и соотношении длинных и коротких повторов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно раз­ворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой, по нашему мнению, лежат все те же меха­низмы «опережающего отражения», когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпадение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы и создает то прекрас­ное чувство удовлетворения, обычно характеризуемое как эстетическое восприятие. Музыкальное произведе­ние, полностью состоящее из неожиданностей («како­фония»), так же, как и бесконечно тянущаяся одна но­та, не только не вызывает эстетических ощущений, но может приводить и к психическим нарушениям. Ко­нечно же, приведенными выше эффектами не исчерпы­вается все воздействие музыки на психику — суще­ственное значение имеют культурные установки и социализация восприятия.

Нами уже отмечалось, что между «вижу», «слышу» и «чувствую» разница является весьма условной, а привычное деление на субъективное и объективное также отчасти субъективно. Воздействие музыки на психику, вне сомнения, можно считать объективным психическим феноменом, о котором никогда не сле­дует забывать в процессе психотерапии.

Применение музыкального сопровождения занятий, как показали наши исследования, существенно повы­шает эффективность гетеротренинга. Подбор произве­дений всегда индивидуален и должен соответствовать личным установкам врача как руководителя занятий, стилю и методике их проведения. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или, что бывает чаще, «наслоение» формул самовну­шения на музыкальные фразы является обязательным условием, поэтому руководитель тренировки должен тонко чувствовать музыкальное произведение, чтобы не уподобиться неумелому танцору, которому никак не удается «попасть в такт».

В процессе сеансов гетеротренинга (за исключе­нием комплекса «Мобилизация») музыка должна зву­чать очень тихо, находясь как бы за кадром, не при­глушая задающих формул и шепотного подтекста. Особое значение подбор произведений приобретает при моделировании настроения. Мы не рекомендуем использовать для этого модные шлягеры или попу­лярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длительное и универсальное эмоциональное воздей­ствие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения (в частности, мы использо­вали произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахмани­нова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена).Одним из наиболее выразительных средств воздей­ствия музыки является ритм. Чередование долгих и кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызы­вает выраженные ассоциации с физическими движения­ми. Однако музыка вызывает не только моторные ас­социации, но и целую гамму эмоционально-психологи­ческих переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. Тем не менее, каждому типу музы­кального произведения и темпу его исполнения со­ответствуют вполне определенные субъективные ассо­циации или переживания. В процессе психотерапии обычно используются музыкальные произведения, ис­полняемые в медленном темпе, которые в зависимо­сти от эмоциональной окраски и художественного вы­ражения той или иной музыкальной формы могут ассоциироваться со скорбью, спокойно-повествова­тельным или умиротворяющим воздействием. Есте­ственно, что использование произведений, усиливаю­щих или вызывающих ощущения тоски или скорби, в процессе психотерапевтических сеансов нежела­тельно.

Предложенное В. Леви описание психотерапевтиче­ского воздействия музыки в континууме «удоволь­ствие — неудовольствие» далеко не исчерпывает всех вариантов ее эмоционально-психологического воздей­ствия. По нашему мнению, глубокое влияние на пси­хоэмоциональное состояние человека музыка приобре­тает прежде всего в силу субъективной значимости и ее смысловой, также глубоко индивидуальной, ин­терпретации, тесно связанной с прежним опытом и всем тем, что вкладывается в понятие «личностный смысл». В значительной степени подобное мнение ра­нее высказывалось музыковедом В. В. Медушевским (1976), выдвинувшим гипотезу о художественном мо­делировании эмоций в музыке, который считает, что ассоциативные связи при восприятии музыкальных произведений формируются в рамках индивидуально­го опыта и культуральных традиций.

Исследования по воздействию музыки на состояние человека пока немногочисленны. В отдельных работах было показано, что любители музыки и музыканты-профессионалы по ряду психологических показателей отличаются от людей, характеризующих себя как «равнодушных» к этому виду искусства. Эти отличия, в частности, проявляются в большей гибкости мышления, богатстве воображения, более выраженной сенси-тивности и склонности к невротическим реакциям, а также в более низкой моральной нормативности [Сыроежина Ю. И., 1984]. Приведенные данные могут иметь определенное диагностическое значение. Други­ми авторами отмечалось, что сочетанное или изолиро­ванное применение музыкотерапии при лечении знато­ков этого вида искусства и профессионалов не всегда оказывает позитивное влияние, так как они склонны к критическому анализу исполнения и фиксации на форме музыкального произведения [Вейсова 3. А., 1983]. По-видимому, эти данные также следует учиты­вать при формировании психотерапевтических групп. В целом же следует согласиться со специалистами в области спортивного аутотренинга Е. И. Смаглием и Е. П. Щербаковым (1982), что «глубокого теоретиче­ского обоснования музыкотерапии пока нет». Бесспор­но, был прав и Р. Вгоса, когда писал: «Всякое безвред­ное средство, оказавшееся успешным хотя бы од­нажды, заслуживает изучения». В полной мере это относится и к музыкотерапии.

Нами приведены наиболее общая схема и последо­вательность усвоения основных (базисных) упражне­ний аутогенной тренировки, которые могут широко варьировать при практическом использовании метода квалифицированным специалистом. Наши наблюдения убеждают в том, что не следует проводить занятия по заранее написанному тексту, разве что иметь его под рукой при отсутствии достаточного опыта работы. При проведении гетерогенных тренировок врач дол­жен выполнять упражнения совместно с обучаемыми, постоянно чувствуя аудиторию, сверяясь со своими ощущениями, при необходимости усиливая суггестив­ное воздействие или, наоборот, применяя методы ак­тивизации обучаемых. Таким образом, каждое занятие становится в известной степени творческим актом, а продуктивность обучения в значительной мере зави­сит от взаимодействия обучающего врача с аудито­рией. Личность врача имеет самостоятельное значение в эффективности обучения и практического примене­ния метода. К сожалению, личность психотерапевта как специфическая категория пока мало исследована.И только субъективный опыт, интегрируя восприятие выражения лица и глаз, манеры держаться, тембра го­лоса, построения речи и общего впечатления, которое производится на окружающих, с некоторой вероят­ностью позволяет сказать — получится или не полу­чится из конкретного врача хороший психотерапевт.

Несмотря на уже достаточно длительную историю медицинского применения, внушаемость человека и ее феномены все еще нередко воспринимаются почти на средневековом уровне, а личность психотерапевта по­рой ассоциируется с неким факиром или фокусником. Даже среди врачей иногда возникает такой диалог: «Я слышал, ты занимаешься гипнозом? Загипнотизируй меня». Такая просьба столь же нелепа, как, скажем, обращение вполне здорового коллеги к хирургу: «Я слышал, ты занимаешься хирургией сердца? Проопе­рируй меня». От подобной, мягко говоря, психотера­певтической необразованности нередко проистекает недоверие к терапии внушением и порой неуважение или суеверный страх по отношению к психотерапевту. Возможно, наш пример с хирургом кому-то покажется неубедительным. Возьмем более простой случай. Если у вас никогда не болела голова — как можно убедить вас, что тот или иной препарат при головной боли для вас наиболее эффективен или что он вообще как-либо действует? И даже, если вы примете препарат, он вам «не поможет», потому что не от чего помогать. Так же и внушение применимо и эффективно там и в тех случаях, когда оно нужно, необходимо.

Обращаясь к вопросу о внушаемости, самовнушае­мости и гипнабельности, необходимо сказать, что мы ни разу не встретились с отсутствием эффекта или пол­ной рефрактерностью к лечебному внушению в тех случаях, когда оно было показано, а побуждением к применению психотерапевтических методов были не «эстрадные» эффекты, а активное стремление врача и больного к выздоровлению или облегчению страда­ний последнего.

При работе со здоровыми лицами очень часто при­ходится отвечать на вопрос: «Можно ли самостоя­тельно овладеть приемами аутотренинга?» На этот вопрос, конечно, нужно отвечать утвердительно: «Да, можно, как можно самостоятельно изучить ино­странный язык или, скажем, овладеть приемами кара­тэ». Однако многим ли это удается? Участие во всех указанных занятиях преподавателя, тренера или вра­ча — вот гарантия и залог успеха. Применение же ау­тогенной тренировки у больных, в том числе и обуча­ющий курс, по нашему мнению, может проводиться только врачом.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   36


написать администратору сайта