Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные произведения.

  • Основные идеи.

  • Использованная литература

  • ЛЕВ ИОСИФОВИЧ ПЕТРАЖИЦКИЙ доклад. Петражицкий. Лякруа Кристина, гр. 4219z Философия права


    Скачать 19.96 Kb.
    НазваниеЛякруа Кристина, гр. 4219z Философия права
    АнкорЛЕВ ИОСИФОВИЧ ПЕТРАЖИЦКИЙ доклад
    Дата29.01.2022
    Размер19.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПетражицкий.docx
    ТипДокументы
    #345561

    Лякруа Кристина, гр. 42-19z

    Философия права.

    ЛЕВ ИОСИФОВИЧ ПЕТРАЖИЦКИЙ (1867 – 1931)

    Лев Иосифович Петражицкий – российский ученый-юрист, социолог, философ, основатель психологической школы права. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые труды – две монографии, принесшие ему известность в юридических кругах и использованные при составлении германского Гражданского уложения (ГК ФРГ 1896г.).

    Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию «Деление дотальных плодов по римскому праву» (1896 г.), а затем докторскую диссертацию на тему «Права добросовестного владельца на доходы» (1897 г.). В 1896 году Петражицкий недолго преподавал в Киевском университете, а с 1897 года стал профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета.

    Лев Иосифович принимал активное участие в общественно-политической жизни. В 1905 году был избран в Государственную Думу от партии кадетов, был одним из главных идеологов конституционно-демократического движения.

    Расходился с руководителями партии по многим вопросам, в частности выступал против принудительного отчуждения части частновладельческих земель государством за выкуп для передачи крестьянам, настаивал на скорейшем введении гражданского и политического равноправия для женщин. После разгона 1-й Государственной Думы 10 июля в Выборге Петражицкий подписал – наряду с виднейшими юристами С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем – знаменитое «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям (неуплата налогов, уклонение от воинских обязанностей и т.д.). За это Петражицкий был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

    В период с 1905 по 1917 год он практически целиком переключается на преподавательскую деятельность.

    Благодаря своим связям (одним из его учеников был А. Керенский) Петражицкий в 1917 году назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената.

    В 1921 г. Л.И. Петражицкий принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работал до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке. Однако, по выражению Керенского: «Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили». На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, «москалем» да к тому же еще и с «претензией», чего не могли простить ему его коллеги.

    Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненн и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой.

    Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны…

    Основные произведения.

    1. Деление дотальных плодов по римскому праву. СПб, 1896.
    2. Введение в политику права // Киевские университетские известия. 1896. № 8; 1897. № 9, 10.
    3. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права // С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1897.
    4. Акционерная компания. СПб, 1898.
    5. Очерки философии права // С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900.
    6. О мотивации человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб, 1904.
    7.  Университет и наука: В 2 т. СПб, 1907.
    8.  Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология // С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1905.
    9.  Теория права и государства в связи с теорией нравственности. // Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907.
    10. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. СПб, 1911.

    Основные идеи.

    Лев Иосифович Петражицкий является основателем психологической школы права, рассматривающей право в качестве явления психической жизни. Предпосылкой к созданию психологической теории права стало становление научной психологии как самостоятельной обширной науки, появлению у нее экспериментальных методов, развитие крупных научных школ.

    Во время своего обучения в Германии Петражицкий познакомился с трудами основателя научной психологии В. Вундта, которые впоследствии стали базой для его концепции. Суть теории Петражицкого состоит в том, что правовые явления следует интерпретировать с позиций психологии человека. Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства.

    Источником же права, по убеждению ученого, выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Воля, чувства и интеллект – это продукты эмоций, которые, однако, сами тоже изменяются с развитием данных психологических феноменов. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы».

    Петражицкому принадлежит идея о разделении права на «интуитивное» и «официальное». «Официальное» право санкционировано государством и обеспечивается силой государственного принуждения, но оно отстает по своему развитию от изменения важнейших сфер общественной жизнедеятельности – экономической, социальной, духовной. «Интуитивное» же право свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

    По теории Петражицкого, распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права –«нравственное совершенство человечества».

    Традиционное деление психических явлений на сознание, чувство и волю Петражицкий дополнил категорией «эмоция», которую считал главным определяющим поведение людей фактором.

    Петражицкий отрицал объективный характер существования общественных отношений и их развития. Содержание любого социального явления, по Петражицкому, «существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту».

    Для успешного развития и использования права Петражицкий предлагал создание науки политики права для целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание.

    Петражицкий внес большой вклад в развитие психологической теории происхождения государства. Государственная власть, по его мнению, «есть не воля и не сила, вообще не нечто реальное, а эмоциональная проекция, эмоциональная фантазма, а именно: она означает особый вид приписываемых известным лицам прав». Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний.

    По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими.

    Психолого-правовые идеи Петражицкого оказали влияние на советское правоведение 1920-х годов (М.А. Рейснер), а также на развитие юриспруденции в Западной Европе и США, где они были восприняты благодаря усилиям его учеников - Г.Д. Гурвича, Н.С. Тимашева, П.А. Сорокина.

    Использованная литература

    1. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М., 2012

    2. Джорджикия Н.С. Критика психологической теории права проф. Л.И. Петражицкого. К., 1915

    3. Забродский, Э. А. Свет мудрецов / Э. А. Забродский, Э. А. Корнилович. Минск: Право и экономика, 2010. 380 с.

    4. Корнилович Э. А. Беларусь: созвездие политических имен, историко-биографический справочник / Э. А. Корнилович; рец.: Э. А. Забродский, Н. В. Кузнецов. Минск: ФУАинформ, 2009. 407 с.

    5. Медушевский А.Н. Л.И. Петражицкий и кризис права начала XX в. // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 3

    6. Соловьев К.А. Л.И. Петражицкий: «Я юрист не только по званию, но и по убеждению…» // Российский либерализм: Идеи и люди. М., 2007


    написать администратору сайта