Главная страница
Навигация по странице:

  • Смысл же всего рассказа

  • Главная трагедия

  • «Бездна»

  • Идея

  • «Много сумасшедших. Больше, чем раненых».

  • Центральной темой

  • Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14


    Скачать 149.85 Kb.
    НазваниеЛюбви в творчестве куприна 14
    Дата03.11.2019
    Размер149.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская литература конца 19 - начала 20 века (билеты).docx
    ТипДокументы
    #93166
    страница12 из 20
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

    16. Л. АНДРЕЕВ. РАССКАЗЫ - ЭТЮДЫ, - ЗАРИСОВКИ, - ГРОТЕСК («НАБАТ», «СТЕНА», «БЕЗДНА» И ДР.) ПОВЕСТЬ «КРАСНЫЙ СМЕХ».


    В творчестве Андреева становится ведущей тема безумия, к примеру, в экспрессионистских произведениях — «Бездна», «Стена», «Красный смех».

    «Стена»

    Содержание рассказа посвящено символической борьбе человечества против «стены» — всего того, что по мнению писателя, является политическим и социальным гнётом, животными инстинктами, болезнями и другими «проклятыми вопросами».

    Герои этого рассказа, прокаженные люди, хотят перелезть из этого мира в другой новый мир, но не могут сломать стену перед собственной судьбой. Главные проблемы в «Стене» — жестокость мира и борьба людей с жизнью. Удар прокаженных о стену символизирует их безуспешную и предопределенную борьбу с жизнью. Стена в рассказе огромная и сильная, и с какой бы силой люди ни бились о нее, она «остается глухой и неподвижной».

    «Люди перед стеной — это человечество — в его исторической борьбе за правду, счастье и свободу, слившейся с борьбою за существование и узко личное благополучие. Отсюда то дружный революционный натиск на стену, то беспощадная, братоубийственная война друг с другом. Прокаженный — это воплощение горя, слабости и ничтожности и жестокой несправедливости жизни. В каждом из нас частица прокаженного.» - Андреев.

    «Смысл же всего рассказа в словах: «...Нас много, и жизнь наша тягостна. Устелем трупами землю; на трупы набросим новые трупы и так дойдем до вершины. И если останется только один — он увидит новый мир».» - Андреев.

    Главная трагедия рассказа заключается в следующих словах автора о «другом мире»: «А там тоже темно...».

    Вывод писателя снова безрадостен: «жизнь наша тягостна», нам трудно быть здоровым, счастливым и свободным. По-видимому, автор видит в жизни какой-то коренной порок.

    «Бездна»

    Сюжет: Студент Немовецкий гуляет по лесу со своей возлюбленной Зиной. Постепенно темнеет и выясняется, что молодые люди потерялись. Они долгое время бродят и оказываются около поля, где на них нападают местные бродяги. Зина убегает в лес, а Немовецкий пытается дать отпор, однако нападающие без труда избивают его, оставляют в яме без сознания и устремляются за девушкой. В лесу они ловят её и насилуют.
    Спустя определенное время герой приходит в себя и начинает искать Зину. Немовецкий вскоре выходит к тому месту, где лежит голое тело возлюбленной. Зина жива, но без сознания. В состоянии нервного срыва он начинает прикасаться к ней, шептать слова любви, целовать и… «чёрная бездна поглотила его».


    Идея: Главной задачей автора было изображение подлецки-благородной человеческой природы. Идею рассказа Леонид Николаевич объяснил так: «Можно быть идеалистом, верить в человека и конечное торжество добра, и с полным отрицанием относиться к тому современному духовному существу без перьев, которое овладело только внешними формами культуры, а по существу в значительной доле своих инстинктов и побуждений остался животным…пусть ваша любовь будет также чиста, как и ваши речи о ней, престаньте травить человека и немилосердно травите зверя».

    Писатель обращает свое внимание на животный инстинкт, владеющий человеком.

    «Красный смех»

    Сюжет: Рассказ представлен в виде отрывков из некоей найденной рукописи. В первой части повествование ведется от лица безымянного рассказчика, офицера от артиллерии. Постепенно погружаясь в пучину безумия, он описывает происходящие на войне события, полностью противоречащие здравому смыслу. Во время одного из боев, в котором две части одной армии, ослепленные непонятной яростью, расстреляли друг друга, герою отрывает обе ноги и его комиссуют домой. Вернувшись, он пытается возобновить нормальную жизнь, но в один день, сидя у себя в кабинете, он окончательно сходит с ума, начиная не останавливаясь, вдохновленно писать о «цветах и песнях»…
    Во второй части повествование начинается от лица брата рассказчика, от которого становится известно, что герой впоследствии скончался. Его трудов, которым он посвящал все своё время, просто не было — он царапал пером на листах, думая, что пишет гениальное произведение. Сам брат рассказчика также не считает себя нормальным. Убежденный в том, что он «должен сойти с ума», он рассказывает о том, что происходит в городе.


    Идея: Произведение стало откликом писателя на трагические события Русско-японской войны, поразившие его бессмысленной жестокостью.

    В войну люди вынуждены терпеть голод, страх, вечную усталость. Неисчислимое количество людей самим жестоким образом погибает на полях сражений. «Раненые. Без ног, без рук, с прорванными животами, размолотой грудью, вырванными глазами».
    Война наносит и огромный урон природе: «...все поле, залитое неподвижным красным отсветом пожаров, закопошилось, точно живое, загорелось громкими криками, воплями, проклятиями и стонами».
    Война — «безумная бойня», во время которой люди сражаются друг с другом без устали и жалости: «...повсеместные побоища, бессмысленные и кровавые. Малейший толчок вызывает дикую расправу, и в ход пускаются ножи, камни, поленья, и становится безразличным, кого убивать, — красная кровь просится наружу и течет так охотно и обильно».
    Не удивительно, что в безумном мире люди становятся сумасшедшими. Как говорит врач в рассказе: «Много сумасшедших. Больше, чем раненых». Этот факт можно объяснить словами одного из героев: «...мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. Миллион людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны — что же это такое, ведь это сумасшествие?».


    Таким образом, психическое расстройство солдат является воплощением безумия войны в целом. Очевидно, что в «Красном смехе» через ужас и безумие войны выражена антивоенная позиция Андреева. Центральной темой «Красного смеха» становится жестокость и антигуманность войны. На войне люди и «убивают, и грабят, и жгут».
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


    написать администратору сайта