Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14
Скачать 149.85 Kb.
|
15. РАННИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ Л.Н. АНДРЕЕВА Создавая свои первые рассказы в конце 1890–х годов, Андреев работал как писатель-реалист. Для реалистов «верность действительности становится ведущим критерием художественности», от них требуется «изображать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности», — все это находит свое место в первых андреевских рассказах. Андреев много рассказывает о бытовой жизни, большинство его героев являются обыкновенными людьми. Сюжеты произведений писатель «черпал из своих орловских детских и юношеских впечатлений, брал их из собственной жизни». Как писатель-реалист Андреев создал много типических образов. В его творчестве можно видеть социальную типизацию образов: пьяницы, проститутки, чиновники, священники. В реалистических рассказах Андреева личность героев «является мерой вещей» и мы можем видеть психологическую мотивированность поступков и реакций персонажей. Темы раннего творчества: «человек и рок», тема «открытия гуманно-человеческого в человеке». У Андреева «ординарному человеку нет и не может быть радости, счастья в жизни…». «Рассказ о Сергее Петровиче» Опубликован в журнале "Жизнь", 1900, № 10, октябрь. Описание: «В учении Ницше Сергея Петровича больше всего поразила идея сверхчеловека и все то, что говорил Ницше о сильных, свободных и смелых духом. Сергей Петрович плохо знал немецкий язык, по-гимназически, и с переводом ему было много труда. Работу значительно облегчал Новиков, товарищ Сергея Петровича, с которым он в течение полутора учебных лет жил в одной комнате и который в совершенстве владел немецким языком и был начитан по философии…» В основу "Рассказа о Сергее Петровиче" положено подлинное происшествие: самоубийство в 1896 г. студента-естественника, орловца, товарища Андреева по Московскому университету - Григория Петровича Третьякова. Прототипом студента Новикова, с которым Сергей Петрович полемизирует, был другой товарищ Андреева - Владимир Александрович Плотников, впоследствии видный советский химик, академик. Творческий замысел рассказа проясняет запись в дневнике Андреева, сделанная 1 апреля 1900 г.: «…Это рассказ о человеке, типичном для нашего времени, признавшем, что он имеет право на все, что имеют другие, и восставшем - против природы, которая создала его ничтожным, и против людей, которые лишают его последней возможности на счастье. Кончает он самоубийством - "свободной смертью", по Ницше, под влиянием которого и рождается у моего героя дух возмущения» (Дневник). «Мысль» Сюжет: Главный герой рассказа, доктор Керженцев, собирается убить своего друга, писателя Алексея Савелова. Чтобы осуществить свой замысел и при этом не быть осуждённым, он задумывает симулировать сумасшествие. Он руководствуется в этом собственной интуицией (как и Леонид Андреев при написании рассказа). Вера Керженцева в возможности его собственной мысли безгранична. Но постепенно мысль изменяет ему, и он обнаруживает себя посреди захлестнувшего его сумасшествия. Так герой «восстал против общества на манер ницшевского “сверхчеловека”...». «Жизнь Василия Фивейского» Это отражение философского мнения Шопенгауэра о боге. В самом начале повествования сразу же заявлена тема сурового и загадочного рока. Сюжет: Отец Василий одинок среди людей. Он потерял сына, не нашел счастья в браке. Видя вокруг себя столько горя и несправедливости, Василий порой сам себя пытается укрепить в христианской вере. Он обращается к небу с громкими словами: “Я – верю”. И в этой сцене Андреев убедительно показывает, что Фивейский, несмотря ни на что, порой сомневается в божественной силе. Другие рассказы К рассказам, написанным в духе гуманизма, принадлежат, например, пасхальные рассказы и рассказы на тему детсва. К пасхальному жанру рассказа относятся такие произведения Андреева, как «Баргамот и Гараська» (1898), «Гостинец» (1901). В них поднимаются проблемы сочувствия к человеку и возрождение личности. Пасхальный рассказ учит добру и Христовой любви; он призван напомнить читателю евангельские истины. Тема детства освещена в таких рассказах как: «Ангелочек» (1899), «Валя» (1899), «Петька на даче» (1899). В основу рассказов о детстве также положена гуманистическая идея. Дети, которые должны быть счастливыми и защищенными, остаются со своими бедами один на один. Трагическая судьба детей волнует Андреева, он стремится не только описать страдания детей, но и объяснить их, предлагая в качестве причины жестокость мира и равнодушие окружающих, перед лицом которых дети бессильны. В «Ангелочке» писатель рассказывает о несчастной судьбе мальчика Сашки. У ребенка грубая мать, пьющая водку и часто ставящая его на колени. Его отец — болезненный и слабый по характеру человек. Ребенок одинок, «...у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти». Можно сказать, что беда Сашки заключается в том, что у него неблагополучная семья. «Ангелочек» является ярким примером рождественского рассказа — от которого требуется, «чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело». В «Ангелочке» чудесный ангелочек внезапно появляется в жизни Сашки накануне Рождества, приносит ему радость и свет. Благодаря ему, Сашка становится человеком, «который еще только начинал жить». Но особенность этого рассказа заключается в том, что он не заканчивается «весело». Во время того, как Сашка спал, ангелочек, выступающий в рассказе символом надежды, начал таять. «В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня, и на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз», — так описывается наступление еще одного обычного дня в конце рассказа. Скорее всего, жизнь Сашки не станет лучше: ему вновь придется умываться «холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда», «ходить в гимназию» и «слушать там, как все его ругают». Революционные рассказы Андреева: «Так было», «Губернатор», «Марсельеза». Можно сделать вывод, что для Андреева, в свете его писательских идеалов, «революция» — это стихийное движение народа, исходящее из требования свободы. При этом ключ к победе революции заключается в мысли, а не в силе. Как результат, революция должна принести не просто «смену форм правления», а настоящую как внешнюю, так и внутреннюю свободу. |