Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14
Скачать 149.85 Kb.
|
24. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ-САТИРИКОНЦЕВРасцвет русской сатирической литературы и журналистики падает на годы первой революции и эпоху 1910-х годов, когда сатирическая литература, по слову В. Короленко, превратилась в политическую. Основным направлением сатиры тех лет была борьба за свободу против всяческой реакции – политической и духовной. Однако с наступлением политической реакции сатирическая журналистика и сатира претерпевают эволюцию. С 1907 г. сатирические журналы тематически возвращаются к типу юмористических изданий 1880-х годов. Лишь в годы общественного подъема 1910-х годов начинается новое оживление сатирической литературы. Целое направление в русской сатире тех лет обозначили журналы "Сатирикон" и "Новый Сатирикон". Первый издавался в 1908–1914 гг. Ядро журнала составили талантливые поэты: Саша Черный, П. Потемкин, В. Князев, В. Горянский. Печаталась в журнале Тэффи. С 1913 г. часть сотрудников начала издавать "Новый Сатирикон", в котором печатался и Вл. Маяковский. Из известных прозаиков в журнале участвовали А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой. Редактором журналов был А. Аверченко. Программой "Сатирикона" стала прежде всего сатира на нравы. Саша Черный Одним из талантливых и популярных поэтов "Сатирикона" был Саша Черный (псевд., наст. имя – Александр Михайлович Гликберг; 1880–1932), ранее сотрудничавший в сатирических журналах революционных лет – в "Зрителе", "Журнале", "Вольнице", "Лешем", "Масках" и др. Наибольшую известность принесли поэту "сатириконские" стихи, объединенные в сборник "Сатиры" (1910). В них высмеивались быт и идеалы русского обывателя, пустота жизни ренегатствующей интеллигенции, упадочные настроения в современной литературе. Абстрактность общественных убеждений определила тональность стихов и второй книги С. Черного "Сатира и лирика" (1913), в которых юмор сочетался с горькой иронией, общественным скепсисом. "Безумная книга" современного бытия не внушала поэту надежд на "прекрасное будущее", критика порядков казалась бесплодной правкой "жизненных опечаток". И будущее представляется Черному далекой, несбыточной мечтой, его жизненный идеал начинает воплощаться в образе "естественного" человека. После революции Саша Черный эмигрирует. Зарубежное творчество Саши Черного проникается чувством тоски по утраченной родине. Он идеализирует то, что раньше осмеивал, – старый петербургский быт. В его стихах часто звучат мотивы безысходности, жизненного тупика. Поэзия С. Черного привлекает красочностью и богатством ритмов, характерной разговорной интонацией с использованием бытовой лексики, оригинальным и разработанным, по словам Н. Гумилева, стихом. В свое время Саша Черный был признан "королем поэтов „Сатирикона”». «Песня о поле» "Проклятые" вопросы, Как дым от папиросы, Рассеялись во мгле. Пришла проблема пола, Румяная фефела, И ржет навеселе. Заерзали старушки, Юнцы и дамы-душки И прочий весь народ. Виват, проблема пола! Сплетайте вкруг подола Веселый "хоровод" Ни слез, ни жертв, ни муки ... Подымем знамя-брюки Высоко над толпой. Ах,нет доступней темы! На ней сойдемся все мы - И зрячий и слепой. Научно и приятно, Идейно и занятно - Умей момент учесть: Для слабенькой головки В проблеме- мышеловке Всегда приманка есть. 1908 « Анархист» Жил на свете анархист, Красил бороду и щеки, Ездил к немке в териоки И при этом был садист. Вдоль затылка жались складки На багровой полосе. Ел за двух, носил перчатки - Словом, делал то, что все. Раз на вечере попович, Молодой идеалист, Обратился:"Петр Петрович, Отчего вы анархист?" Петр петрович поднял брови И, багровый, как бурак, Оборвал на полуслове: "Вы невежда и дурак". 1910 Тэффи Из других "поэтов-сатириконцев", оказавшихся в эмиграции, самое значительное место в литературном зарубежье занимает Тэффи (псевд., наст, имя – Надежда Александровна Бучинская, урожд. Лохвицкая, сестра известной поэтессы Мирры Лохвицкой; 1872–1952). Талант Тэффи-юмориста проявился особенно в эмиграции. В России Тэффи, как и Саша Черный, начала писать еще в 1900-е годы. Первый сборник ее стихов "Семь огней", навеянный поэзией Ф. Сологуба, появился в 1910 г. В стихах сборника – мотивы растерянности перед пошлостью жизни, устремленность уйти от жизни в мир "драгоценных камней". В том же году вышел и первый сборник ее "Юмористических рассказов", основная тема которого – кошмар буден российской действительности. Уже там начинает звучать столь характерная для поздней Тэффи тема маленького человека, всегда разрабатываемая в тональности сочувственной грусти. В том же году вышел второй сборник ее "Юмористических рассказов", в которых она иронизирует над жизненными слабостями маленького человека, ужасается силе пошлости в обывательской среде российского мещанства. Современная критика говорила, что по элегическому тону и глубокой человечности сюжетов рассказы Тэффи близятся к юмористическим рассказам Чехова. |