Главная страница
Навигация по странице:

  • Бориса Зайцева: его детство было совсем лишено религиозного опыта

  • Следующим важным этапом в духовном развитии Зайцева стала революция 1917 года

  • (Б. Зайцев, «Белый свет»).

  • «Преподобный Сергий Радонежский»

  • «Лето Господне»

  • Это автобиографическое произведение

  • Глазами ребёнка показаны болезнь и смерть, которые также окружены традиционными обрядами и верованиями

  • Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14


    Скачать 149.85 Kb.
    НазваниеЛюбви в творчестве куприна 14
    Дата03.11.2019
    Размер149.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская литература конца 19 - начала 20 века (билеты).docx
    ТипДокументы
    #93166
    страница18 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    23. ОБРАЗ СВЯТОЙ РУСИ В ТВОРЧЕСТВЕ Б.К. ЗАЙЦЕВА И. И.С. ШМЕЛЕВА


    Борис Константинович Зайцев (1881-1972) – талантливый прозаик XX века, переводчик, один из крупнейших писателей русской эмиграции, человек высоких нравственных принципов, глубоко религиозный – не только на страницах своих произведений, но и в жизни. Его имя нередко упоминается в одном ряду с именем Ивана Шмелева, и это не случайно: оба писателя считаются основоположниками новой русской религиозной прозы.

    Но пути этих двух писателей были разные. Иван Шмелев рос и воспитывался в патриархальной, строго религиозной семье, и его детские впечатления, обостренные в эмиграции тоской по родине, впоследствии удивительно живо и ярко зазвучали в его автобиографических книгах «Лето Господне» и «Богомолье». Другим был путь Бориса Зайцева: его детство было совсем лишено религиозного опыта. Он рос в обедневшей дворянской семье конца ХIХ века, однако в отличие от многих семей того времени, еще сохранявших православные традиции, в доме Зайцевых царили атеистические настроения и безразличие к вере. Уже в зрелые годы Борис Константинович отмечал: «Наша семья не была религиозна. По тому времени просвещенные люди, типа родителей моих, считали все “такое” суеверием и пустяками». В этой моде на атеизм Зайцев впоследствии увидел и корни русской революции – начало эпохи гонений на христиан и страшного безбожия в России.

    Что же изменило взгляды молодого Бориса, что приблизило его к вере? Как ни странно, первым шагом к вере стало знакомство Зайцева с религиозно-философским творчеством Владимира Соловьева. В начале 1900-х годов, Борис Константинович, как и многие другие русские интеллигенты, «открыл» для себя учение Владимира Соловьева. Зайцев ощутил небывалый духовно-религиозный подъем, пережил «вовлечение в христианство — разумом, поэзией, светом». И это был его первый шаг к Богу.

    Следующим важным этапом в духовном развитии Зайцева стала революция 1917 года, которая страшным образом перекроила всю русскую жизнь, высвободив темные стихии, обострив противостояние добра и зла. Но из всех этих испытаний он вышел настоящим христианином – он нашел духовную опору в Евангельском учении.

    В его творчестве появляются произведения о пореволюционной России – рассказы «Улица Святого Николая», «Белый свет», «Душа». Эти рассказы можно отнести к новой религиозной прозе – они изнутри пронизаны христианским мироощущением: в них нет уныния, отчаяния или проклятий в адрес большевикам, зато есть понимание, сострадание и смиренное приятие тягот судьбы как Божественного Промысла: «Судьба? Так что ж. Терпи, трудись спокойно, в области высокой. И надейся… Малая жизнь, ты не Верховная» (Б. Зайцев, «Белый свет»).

    Он постепенно переходит к более крупным произведениям, самое значительное из которых – автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба» (1937 – 1952), состоящая из четырех романов, построенных на воспоминаниях писателя о детстве и юности, о России ушедшей.

    Постепенно появляется в творчестве Зайцева и еще одна ключевая тема, которая ярко зазвучит в таких произведениях, как «Слово о Родине», «Алексей, Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам». И тема эта – Русь Православная. Не та «заболевшая» Россия, окровавленная братоубийственной Гражданской войной и революциями, растерзанная советской властью, оскверненная уничтожением святынь и пропагандой атеизма как нормы жизни, которую Зайцев вынужден был покинуть, а та Русь, которая зародилась при крещении Руси, просияла во времена Сергия Радонежского и других великих русских подвижников, которая вопреки всем потрясениям продолжала жить в русском Монастыре Святого Пантелеймона на Афоне и в Спасо-Преображенском Монастыре на святых камнях Валаама.

    Именно в эмиграции, пристально вглядываясь в судьбу России, Зайцев, как ни странно, все отчетливее будет прозревать этот сияющий лик Святой Руси. В своем дневнике писатель отметит: «Если возможно счастье, видение рая на земле, – грядет оно лишь из России».
    И своими произведениями Зайцев будет доказывать непостижимую духовную высоту Руси и русского человека, способного на великий подвиг. В произведении «Преподобный Сергий Радонежский» образ великого русского Святого будет еще раз напоминать о лучшем – Божественном начале – в русском народе.


    Рассказ «Сергий Радонежский» смотри в вопросе №22!!!

    Шмелев

    В особом свете облик России представлен в произведениях Ивана Шмелева. Страну, запечатленную Шмелевым в «Богомолье» и «Лете Господнем», нельзя назвать ушедшей, потому что это Россия изначальная, историческая, корневая, «святая Русь», а значит она, сохраненная в благодарной памяти писателя, обращена и в будущее. «Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это — мое, я знаю. И стены, и башни, и со боры… и дымные облачка за ними, и это моя река, и черные полыньи и заречная даль посадов… были во мне всегда. И все я знаю. Там, за стенами, церковка под бугром, — я знаю. И щели в стенах — знаю. Я глядел из-под стен… когда?… И дым пожаров, и крики, и набат… все помню! Бунты, и топоры, и плахи, и молебны — все мнится былью, моею былью… будто во сне забытом». (Лето Господне) Ощущение себя в истории, восприятие прошлого как реальности — характерная черта художественного мышления автора и особенность внутреннего мира его героя.

    «Лето Господне»

    «Ле́то Госпо́дне» — роман русского писателя Ивана Шмелёва, написанный в 1927—1948 годах. Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». Одно из самых известных произведений автора. Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь в патриархальной купеческой семье глазами маленького мальчика. Русский уклад жизни описывается через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт: традиционные праздничные и постные блюда, обычаи.

    Основными темами романа являются движение церковного года (отражены все основные праздники) и параллельно — духовное взросление главного героя, Вани, который проходит как через переживания, связанные с церковной жизнью (радость, страх, ощущение греха), так и через страдания во время болезни и смерти отца. «Лето Господне» состоит из 41 главы и разбито на три части: «Праздники» (16 глав), «Радости» (16 глав), «Скорби» (9 глав)

    В романе показан идеализированный образ большой купеческой патриархальной семьи, членами которой являются не только герой, его отец и сёстры — Сонечка, Маня и годовалая Катюша и брат Коля. В патриархальном мире Шмелёва служащие и прислуга также воспринимаются, как члены семьи, близкие люди: Горкин, Василий Васильевич, нянька Домнушка, кухарка Марьюшка, кормилка Настя, Антипушка-кучер. Поскольку роман автобиографичен, в нём практически не появляется мать главного героя: со своей матерью Евлампией Гавриловной у Шмелёва были сложные отношения, и её образ в идеальном мире «Лета Господня» не присутствует.

    В третьей части (главы «Святая радость», «Живая вода», «Москва», «Серебряный сундучок», «Горькие дни», «Благословение детей», «Соборование», «Кончина», «Похороны») семья Вани сталкивается с трагедией. Любимый отец из-за зловещей вороной кобылы Стальной получил тяжёлую травму и медленно угасает. Глазами ребёнка показаны болезнь и смерть, которые также окружены традиционными обрядами и верованиями. Перед смертью отца Ваня видит сон: он идет с Горкиным по большому лугу, за которым «Троица» (Троице-Сергиева лавра, поездка в которую описана в повести «Богомолье»; умирающий отец благословляет Ваню образом Святой Троицы). Луг покрыт по-настоящему «живыми», движущимися цветами (христианский символ жизни), в том числе любимыми Ваней «жёлтиками»; такой цветок, подаренный сыном, отец хранил на письменном столе. «Лето Господне» завершается пением «Трисвятой песни» на похоронах отца.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта