Главная страница

Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14


Скачать 149.85 Kb.
НазваниеЛюбви в творчестве куприна 14
Дата03.11.2019
Размер149.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРусская литература конца 19 - начала 20 века (билеты).docx
ТипДокументы
#93166
страница16 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

20. РОМАН Л. АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»


Это последнее и незаконченное произведение Андреева. Автор не обходит тему человеческой жизни и человеческой души как поля непрекращающейся борьбы двух начал: бога и сатаны. Эта вечная тема и становится центральной в его произведении «Дневник Сатаны» (1919).

Роман о похождениях Сатаны, воплотившегося в американского миллиардера Вандергуда. Бывший свинопас, ставший обладателем огромного богатства, Вандергуд пересекает океан, чтобы облагодетельствовать бедствующий Старый Свет, обновить одряхлевшую европейскую цивилизацию идеалами американской демократии. Андреев создает сатирические картины современного буржуазного общества - этого Нового Вавилона. Но как миллионы Лейзера не принесли людям добра, так и миллиарды Вандергуда не могут помочь нищим Европы. Зло в самой природе общества.

Как было сказано ранее, центральной темой «Дневника Сатаны», неомифологического романа Леонида Андреева, написанного в форме дневниковых заметок вочеловечившегося Сатаны, является противоречивая природа человека, неоднозначность деления мира на добро и зло. Также данный роман затрагивает тему любви, смысла жизни. Леонида Андреева явственно беспокоили и экзистенциальные вопросы: экзистенциальные темы поиска смысла жизни самого Андреева, выраженные словами главного героя, Сатаны, в его дневнике.

Наличие яркого главного героя, от лица которого и ведется повествование, препятствует определению точной позиции самого автора, так как на всё происходящее читатель смотрит через призму восприятия вочеловечившегося Сатаны. Но однозначно одно: Андреев хотел показать человека во всей его неоднозначности, изменчивости и истинной разрушительности.

Неоднозначность персонажей обуславливается тем, что все они по мере развития сюжета произведения меняются кардинально, раскрываясь с абсолютно новой стороны. Каждый из них представляет собой глубинную противоположность — изнанку того, чем является.

Герои и персонажи произведения описываются различными способами описания как внутреннего мира, так и внешнего облика: наличествует и рефлексия, и самоанализ героя, и немаловажную роль играет художественный портрет, имя героя, его поведение. Стоит отметить, что внешность главного героя почти не описывается, в отличие от ярких описаний прочих героев и персонажей. Портреты многих персонажей имеют сатирический окрас, но особенно подробно изображается автором обожествленная Мария (образ Мадонны).

Используя Откровение святого Иоанна Богослова Андреев в своем романе "Дневник Сатаны" разрабатывает сюжет о приходе дьявола на землю. По библейской версии, это появление должно сопровождаться страшными катаклизмами, и тогда на земле наступит царство зла. Писатель отходит от такого видения последствий низвержения сатаны. Его дьявол добровольно (а не по велению Бога) спускается на землю. Перед ним стоит определенная цель: познать людей и их мир. Необычен путь, который избирает андреевский дьявол для появления среди людей - он "вочеловечивается". Для достижения этой цели он использует человеческое тело - материальную оболочку для своей бессмертной души. Причем способ, с помощью которого сатана овладевает этим временным "помещением", полностью соответствует его дьявольской природе - это убийство. Его жертвой становится 38 - летний американский миллиардер Генри Вандергуд, мечтающий "облагодетельствовать человечество своими миллиардами". Предпосылкой для возникновения этого образа послужил реальный факт - разрекламированное намерение американского миллиардера Альфреда Вандербильта филантропически облагодетельствовать старую Европу. Вандербильт гибнет вместе с пассажирами "Лузитании", которая была потоплена немецкой подводной лодкой. Это произошло 7-го мая 1915 года. Действие романа дневник сатаны происходит с 18 января по 27 мая 1914 года.

Таким образом, Андреев в своем произведении изображает буржуазную Европу накануне первой мировой войны.

https://studbooks.net/771090/literatura/dnevnik_satany_genialnoe_prorochestvo_leonida_andreeva_buduschem_chelovechestva

21. ТВОРЧЕСТВО Б.К. ЗАЙЦЕВА. ОСОБЕННОСТИ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.



Зайцев Борис Константинович (1881-1972) — русский писатель-эмигрант. В его прозе прослеживается тема космического единения природы и человека («Аграфена», «Голубая звезда»). Кроме того, в его творчестве отразился поиск интеллигенцией своего места во время русской революции 1905-1907 гг. (роман «Дальний край»).
Ранние произведения сочетают в себе традиционные реалистические линии, которые пересекаются с общемодернистскими и символистскими установками. В это время доминирует мотив одиночества и сна.

В позднем творчестве Зайцева основными мотивами становятся мотив непреклонной смиренности и упорства. С годами Зайцев стал убеждаться в том, что все события, происходящие с человеком, являются не напрасными, и их просто необходимо принимать.



Зайцев в автобиографическом очерке "О себе" (1943) делит свое творчество на две половины: одна - дореволюционная, когда "религиозное настроение" лишь "смутно проявлялось", но затем возросло в период революции, и вторая – когда оно зримо укрепилось в эмиграции. Он вообще считал, что именно за пределами России достиг полноценной творческой зрелости, поскольку "годы оторванности" от родины "оказались годами особенно тесной связи с ней" , что впрямую отразилось в его произведениях.

Сегодняшнее литературоведение предлагает характеризовать художественное мировоззрение Зайцева как "духовный реализм" (А.М.Любомудров).
Главными чертами прозы Зайцева критика называла «доверие к жизни и оправдание ее», «просветленный оптимизм». «Это не чеховское убеждение-вера, что жизнь станет прекрасною через 1000 лет, а признание благою самой первоосновы жизни — принятие ее даже в настоящем ее проявлении», — отмечала Е. А. Колтоновская.

В литературе Серебряного века книги Зайцева выделяются особой тихостью, умиротворенностью. Просветленное и гармоничное, творчество Зайцева устремлено к миру горнему; его лирические герои — «путники» и «странники» по жизни — ощущают нераздельность, целостность природы и человека, их слиянность в едином Космосе. На духовное развитие Зайцева немалое влияние оказал В. Соловьев, который «пробивал пантеистическое одеяние юности и давал толчок к вере» («О себе»).
«Аграфена»

Сюжет: Крестьянка Аграфена предстает милым и чистым созданием, девушкой, которая мечтает о счастье и незапятнанной любви. Уже первые ее чувства были омрачены печалью. Барин распрощался с ней, даже не одарив добрым взглядом. Позже Аграфена переезжает в город к барыне. Верующая девушка часто задумывается в свете лампад о сущности жизни и приближении смерти. Но ее принципы падают ниц перед темной и жесткой страстью кучера Петьки. Аграфена не может устоять перед желанием вступить с ним в порочную связь, хотя сама осознает, что лишь непомерные страдания может принести их нечистоплотный союз. Вскоре женщина забеременела. Она ощутила себя вновь значимой и важной для живого и беззащитного создания. Вера в то, что она преисполнена божьей благодати и любви, дает Аграфене силы противостоять новым ударам судьбы. Петька отвергает и женщину, и их еще не родившегося ребенка. Жестоко и бесцеремонно обходится он с несчастной женщиной, которая снова остается на белом свете.
Дочь Анюту женщина отправляет на воспитание матери, а сама селится у няньки барыни. Пытаясь заработать на жизнь и встать на ноги, Аграфена все равно часто задумывается о неизбежно приближающейся смерти, которая теперь идет к ней медленным торжественным шагом. Земная любовь снова ранит сердце женщины. Молодой студент отдает свое предпочтение другой девушке, а тайные желания и страсть Аграфены вновь оказываются отвергнутыми.
Женщина возвращается в отчий дом, но и здесь ее подстерегало лихо. Ее любимая Анюта мучается от несчастной любви еще больше, нежели мать. От горя и разочарования безутешная девушка бросается в реку. Потеря столь родного и любимого человека молниеносно лишило женщину желания бороться и верить в счастье. Последняя ниточка, которая связывала Аграфену с миром, была разорвана. Аграфена отчаянно молит бога забрать ее к себе, подарив покой ее душе.
И вот уже Аграфена готовится принять последнее причастие и уйти в другой мир. Она мысленно готова к этому. Размышления о неизбежно фатальных последствиях своей греховной жизни давно роились в ее голове. Аграфена знает, что привело ее к смерти и лишило вкуса к жизни. И неминуемой долгожданной расплаты за грехи женщина ничуть не боится.
О стиле:
Стиль Зайцева отличается своими неповторимыми художественными особенностями: задушевностью, спокойствием интонации, удивительной цветописью, поэтичностью пейзажа, обилием пророческих символов. Природа, мир, по Зайцеву, проникнуты ощущением вечности, неторопливости, сменой времен и состояний. Скромная, молчаливая природа сопровождает Аграфену на протяжении всего рассказа. Она противопоставляется страстям героини, стоит над ними. Мир огромен и прекрасен в своем величавом спокойствии снегов, пахучих полей, мудрых лесов. Человек же в этом мире падок на страсти, он часто прельщается низменными желаниями. В редкие мгновения он осознает чудо бытия, красоту и вечность мира. Но эти мгновения озарения не сравнятся с целыми десятилетиями. Такова дилемма жизни: мы стремимся к высокому, но размениваемся на пустые страсти. Ведь только человек может подняться к богу и упасть в пропасть.

«Голубая звезда»

Итоговым произведением доэмигрантского периода своего творчества Б. Зайцев считал повесть «Голубая звезда» (1918).

Следуя за Достоевским, Зайцев делает попытку создать свой вариант «положительно прекрасного человека».

Родственность обоих героев проявляется уже в авторских именах-характеристиках: Христофоров (с греческого «христоносец»), т. е. носящий в себе Христа; Мышкина Достоевский в рукописях называет князь-Христос. Христофоров и внешне напоминает своего литературного предшественника: его портрет, от голубых глаз до поношенного сюртука и штиблет, словно списан с героя Достоевского. Кроме этого, и черты характера (отрешенность, «детскость», «странность»), и манера речи героя Зайцева подчеркнуто похожи на мышкинские.

Христофоров – носитель пассивного начала, он безвольно отдается жизненному потоку, все его встречи с другими перонажами, события, в которых он участвует, носят случайный характер.

Эта повесть - воплощение мечты об утонченной душе, прикоснувшейся к божественной правде и в то же время осталась незапятнанной. Люди счастливые в земной ограниченности (Наталья Григорьевна): порядок, полезность. Мучающиеся – Анна Дмитриевна, несущие крест – Никодимов, текущие по жизни – Ретизанов. Машура – первая из центральных героинь, умеет сделать выбор. Главный герой выше их всех, ему дано познать жизнь (Христофоров): детские глаза, не реагирует на упреки, он созерцатель. Любовь к миру связана с голубой звездой Вегой, он обречен на одиночество, но всех любит одинаково. Машура для него воплощение живого начала, но он любит ее по –христиански, любит земные радости, все воспринимают его как исключительного человека. Противопоставляет любви земной и звездную (отголосок вечной женственности Соловьева). В конце он чувствует всегдашнюю надежду и всегдашнюю безнадежность. Прикосновение к Прекрасному – соединение жизни земной и небесной, главное – духовная сила. Изображение реалий 1915-1917 годов: детальное изображение московских улиц, магазинов, Большого театра, Третьяковской галереи. Образ Христофорова получил дальнейшее развитие в «Странном путешествии».

«Преподобный Сергий Радонежский»

Повесть «Преподобный Сергий Радонежский» (1925) - одно из первых произведений Зайцева, увидевших свет на чужбине, и это не случайно.

Оказавшись вдали от родины, писатель, быть может, еще сильнее, еще больнее почувствовал коренную, неистребимую связь с Россией, с Православием, со своим народом. Естественным было стремление сказать об этом, выговориться, исповедаться в любви к Отечеству. Именно такой исповедью и стала его историко-философская книга о Сергии Радонежском.

Предваряя рассказ о Сергии, писатель дает вначале крупным планом облик святого: «…для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность — сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому». Именно через Сергия, являющего собой национальный идеал, Зайцев знакомит французского читателя с русским народом. «Автору казалось, что сейчас особенно уместен опыт… восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим дела и жизнь Великого Святителя и провести читателя чрез ту особенную, горнюю страну, где он живет, откуда светит нам немеркнущей звездой», — отмечал в предисловии писатель.

Книгу составляют десять глав, в названиях которых уже прочитывается направление духовной эволюции Сергия, приведшей к итогу земной жизни — «выше человека». В повести нет места авторскому вымыслу (заметим, что в целом стилю Зайцева свойственен «сугубый реализм»).

Сюжет:

Варфоломей родился в семье бояр, которые не красовались своим положением и были весьма справедливыми и честными людьми. Семилетнему Варфоломею трудно давалась грамота. Но любовь к родной природе и чувство долго и ответственности родители привили ему с ранних лет. Разыскивая пропавших жеребят, мальчик наталкивается на старца-черноризца. У него юный Варфоломей просит о молитве за свою успешную учебу.

Старец благословил мальчика просфорой. Варфоломей привел его к родителям. Уже в доме мудрый странник заставил мальчика читать псалмы. Родители удивились легкости, с которой сыну удалось прочесть тексты. Позже Варфоломей решается на серьезный шаг. В 23 года Варфоломей принимает постриг и нарекается Сергием.

Оставшись в лесу наедине с молитвой, Сергий проверял на прочность свою веру, опасаясь испугаться отшельничества, как его брат Стефан. Даже здесь нашел он друга. Угощая медведя хлебом, постепенно Сергий приручил лесного зверя.

Слухи об аскете разнеслись по округе. К закаленному монаху вскоре присоединились последователи. Сергий удивил их своей телесной мощью и здоровьем. Построили они 12 келий среди леса.

Сергия долго уговаривали принять игуменство. Поддавшись натиску общины, он не изменил своим привычкам и проводил все обряды самостоятельно. Немало помог в постройке церкви Святой Троицы общине архимандрит Симон. Но даже это рвение не сделало общину богаче. Однажды из-за недостатка еды и двухдневного голода поднялась смута среди последователей. Изменило ситуацию нежданное прибытие повозок с хлебом и прочими яствами.

Сергий был далек от интриг, заговоров и политики. Ему было по душе слушать музыку леса, размышлять, молиться. Но угроза со стороны орды Мамая поставила Сергия перед серьезным выбором. Ему предстояло благословлять воинов на битвы, кровопролитие. Благословил он на битву войско Димитрия. Несмотря на многочисленные жертвы, победой завершилось для полководца сражение.

Сергий умер 25 сентября 1392 года. Оставил он после себя не только свою взлелеянную обитель – Троице-Сергиеву лавру. Его ученики сеяли веру и строили храмы по всей стране, передавая мудрость и жизненную силу наставника через многие поколения.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


написать администратору сайта