Главная страница
Навигация по странице:

  • Оба героя стремятся найти выход из тупика

  • Ромашов — “естественный человек”

  • «Гранатовый браслет»

  • Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14


    Скачать 149.85 Kb.
    НазваниеЛюбви в творчестве куприна 14
    Дата03.11.2019
    Размер149.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская литература конца 19 - начала 20 века (билеты).docx
    ТипДокументы
    #93166
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    1. РОМАН КУПРИНА «ПОЕДИНОК» - ИДЕЙНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА


    Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты.

    Проблематика “Поединка” выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, поднимает проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

    Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.

    Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика. При этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автора к ней двойственно, ему ближе “безрассудное благородство и благородное безволие” Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.

    Ромашов — “естественный человек”, он инстинктивно сопротивляется несправедливости, однако его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению. После встречи с солдатом Хлебниковым, “униженным и оскорбленным”, в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то доказать окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен.

    В “Поединке” А. И. Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и авторский обличительный голос (монологи Назанского). Куприн пользуется излюбленным приемом Толстого — приемом подстановки к главному герою героя-резонера. В “Поединке” Назанский является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие “светозарной жизни”, предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.
    1. ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ КУПРИНА


    Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев.

    Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн рисует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй натуры. Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус — последний подарок сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

    В рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» тема любви раскрыта через внутренние ощущения, переживания, поступки главного героя, мелкого чиновника Желткова, к светской даме - Вере Николаевне Шеиной. Его чувство глубоко, смиренно и безусловно. Он прекрасно знает, что между ними пропасть – она женщина из высшего общества, а он – из среднего сословия, у них разные взгляды на жизнь, разное внутреннее мироощущение, и наконец, она замужем. Он, с одной стороны, не принимает все эти условности, не отказывается от нее, и от своей глубокой привязанности к ней, он готов нести этот «груз»…. С другой стороны - Желтков не вступает в борьбу с обществом, не пытается что-либо доказывать, отвоевывать. Он просто любит. И желает лишь одного – счастья для своей избранницы. Конечно, герой был не понят своими современниками.

    Когда появляется такой человек, как Желтков, который не отступает, и душа его лишь хочет любить, несмотря на то, что его унижают, оскорбляют, и откровенно игнорируют - он становится настоящей «белой вороной». Одни смеются над ним, как князь Василий, для которого история о безответной любви оказывается основным сюжетом для застольных бесед. Другие – откровенно боятся, потому что непознанное, непонятное всегда страшит, становится живой угрозой. Поэтому брат Веры предлагает ввести наказание для такого рода «преступления» - битье розгами. Герой Куприна уходит из жизни. Все, что мог сказать, – он сказал. Он выполнил свою миссию – он испытал истинное чувство, познал ту грань любви, ради которой был рожден. Остается надежда, что княгиня и другие герои поймут и испытают этот бесконечный порыв. Смерть осуществила его мечту – княгиня задумалась о своей жизни, о своей душе, о своем отношении к мужу, и о том, что есть истина.

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта