Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14
Скачать 149.85 Kb.
|
ИДЕЙНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА РАССКАЗОВ ГОРЬКОГО «ПО РУСИ»Сборник «По Руси» (1912–1916) состоит из двух частей, создававшихся в разное время и различающихся по своей тональности. В первую часть (1912) вошли рассказы, созданные до начала Первой мировой войны и проникнутые оптимистической верой в русский народ. Вторую часть составили рассказы и очерки, написанные уже после 1 мировой войны, изображающие немало страшных черт русской жизни. Горький неслучайно расположил рассказы в определенном порядке: от мажорно-оптимистических по нисходящей до рвущей сердце безысходности. Подобная композиция отражает изменение настроений автора на протяжении «страшных лет России». Время действия рассказов — 1892 год, когда в результате неурожая и голода крестьяне многих губерний «сдвинулись» с насиженных мест и отправились на юг в поисках случайных заработков. Рассказчик, который также совершил путешествие «по Руси», имел возможность увидеть и описать разные ситуации и разных людей. Горького прежде всего интересовали социальные мотивы раскрытия русского характера. Он считал, что русского человека из состояния инертности и пассивности могут вывести лишь идеи социализма, социалистическое восприятие жизни. Открывает цикл рассказ с символичным заглавием «Рождение человека». Это не просто история о том, как крестьянка родила сына прямо во время своего трудного пути, но утверждение оптимистического взгляда в будущее — несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю этих людей. Главная героиня мечтает о вечном пути. В рассказе “Женщина” мы видим группу кочующих людей, пришедших из Средней полосы на Кавказ и оказавшихся в одной из кубанских станиц. Каждый из героев ищет в жизни счастья. Судьба их случайно свела на кубанской земле и так же внезапно вскоре разведет по разным дорогам. Сегодняшнее и завтрашнее, нынешнее положение народа и его жизнь в будущем — на этом контрасте построен цикл “По Руси”. Поднять человека-труженика до жизни, которой он достоин, - вот одна из основных мыслей рассказа «Нилушка» и всего сборника. Контраст между калечащей человека действительностью и мечтой о жизни очень сильно выражен в рассказе «Кладбище». Тут поднимается важная проблема о деянии «маленького» человека и ценностей, им создаваемых. Отвратительная фигура мещанина Ираклия Вырубова, огромного, разжиревшего, с жадным ртом и лживыми глазами, вырисовывается как воплощение тупости и бессмысленности мещанского существования. Идея деяний народа здесь противопоставлена мещанскому паразитизму, воплощенному в фигуре Вырубова. ДРАМАТУРГИЯ ГОРЬКОГО 1901-1905 ГГ.К драматургии М. Горький обращался на протяжении всего творчества. Особенно интенсивными в этом отношении были периоды 1901-1906 годы («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги»), затем 1908-1915 годы («Последние», «Чудаки», «Васса Железнова» (1-я редакция), «Зыковы» и др.). К драматургии Горький обратился, чтобы «вмешиваться в самую гущу жизни». Сохраняя вначале бытовую и психологическую форму выражения сценического действия, пьесы Горького обретали со временем иные драматургические формы, иную поэтику, отличную от классической драмы. В центре пьес стоит то или иное жизненное явление, раскрываемое не через одного, двух центральных героев, а в некоем человеческом множестве, представляющем и варьирующем это явление. Отсюда поэтика названий пьес, которая чаще всего держится не на имени героя, а на метафорическом обозначении этой множественности – «мещане», «дачники», «варвары», «дети солнца», «последние, «чудаки». Такого рода наименования пьес должны были, по замыслу автора, подчеркнуть «общезначимость», даже массовость запечатлённого явления. Собранные воедино пьесы Горького – правдивая драматическая биография времени; её содержанием явилась история «разрушения личности» мещанина, индивидуалиста и рождение нового сознания, нового психологического типа – «человека миропонимания», – как называл его Горький. С мещанским «строем души» Горький связывал философию пассивности и самодовольства, индивидуального и социального. Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпоса. Пьесы Горького проникнуты радостной верой в неиссякаемую талантливость человека, в силу его бесстрашной мысли. Драматург создал не только новый репертуар русского театра, но и «новую философию». На дне В пьесе «На дне», которая по праву относится к социально-философской драме, по существу тоже нет центрального героя, но действует некий ансамбль персонажей, в названии пьесы образно зафиксировано их положение. Большинство персонажей – «бывшие люди», сейчас они все находятся в одном положении. Философско-эстетическая проблематика пьесы: Что делает человека человеком? Что помогает и мешает ему жить? Каковы пути к обретению человеческого достоинства? Эти вопросы решаются людьми «с улицы» на языке бытового общения. Разным пониманием «правды» и разным отношение к «вере» и «мечте» определяются позиции обитателей ночлежки. Пассивная мечтательность и робкая вера в спасение: Актер, Анна, Наташа, Настя, Васька Пепел, Клещ Вера – главное, что поддерживает их в жизни, она и есть их «правда». Для них вера важнее правды. Образованные неверующие: Бубнов, Барон, Скатин Разоблачают иллюзии и напоминают о неприглядной «правде». |