Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод

  • «сломал» основу драматических основ

  • Чехов отменил этот закон

  • Романтические и реалистические тенденции

  • Русская литература конца 19 - начала 20 века (билеты). Любви в творчестве куприна 14


    Скачать 149.85 Kb.
    НазваниеЛюбви в творчестве куприна 14
    Дата03.11.2019
    Размер149.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская литература конца 19 - начала 20 века (билеты).docx
    ТипДокументы
    #93166
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    НОВАТОРСТВО ДРАМАТУРГИИ ЧЕХОВА


    Метод работ Чехова многие обуславливают как «мелкий символический натурализм». Это определение говорит о его любви к повышенной детализации. Ещё одной особенностью новой драмы «по-чеховски» является намеренное использование «случайных» реплик героев.

    В пьесе «Чайка» можно заметить следующий Чеховский приём, который автор намеренно использовал при создании произведения. Это отношение ко времени внутри истории. Действия в «Чайке» часто повторяются, сцены замедляются и растягиваются. Таким образом, создаётся особенный, исключительный ритм произведения. Что касается прошедшего времени, а пьеса — это действие здесь и сейчас, то драматург выводит его на передний план.

    Чехов «сломал» основу драматических основ — конфликт. В его пьесах люди живут. Персонажи на сцене «проигрывают» свой отрезок «жизни», который прописал автор, не делая из своего быта «театральное действо».

    Эра «дочеховской» драматургии была завязана на действии, на конфликте между героями, всегда было белое и чёрное, холодное и горячее, на чём и строился сюжет. Чехов отменил этот закон, позволив персонажам жить и развиваться на подмостках в бытовых условиях.

    В трагикомедии «Дядя Ваня» мы видим, что автор может позволить себе отринуть накалы страстей и бури эмоций, выраженные в бесконечных драматических сценах. В его работах есть много не оконченных действий, а самые смачные поступки героев совершаются «за сценой». Подобное решение было невозможно до новаторства Чехова.
    1. РАССКАЗЫ ГОРЬКОГО 90-Х ГОДОВ
      (РОМАНТИЧЕСКИЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ)


    Необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в таких произведениях Горького, как "Песня о Соколе", "Макар Чудра", "Челкаш", особенно ярко оно раскрывается в раннем рассказе писателя "Старуха Изергиль".

    Старуха Изергиль

    Рассказ состоит из трёх частей. Первая заключает в себе легенду о гордом Ларре, который считает себя первым на земле и не видит ничего, кроме себя. В попытке презреть священные законы человеческой любви Ларра совершает преступление, и народ отвергает его, обрекая на вечное одиночество. Слишком поздно понял Ларра свою ошибку: одинокий человек не может быть счастлив, ведь даже законы Вечности отвернулись от него: "Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему". Руководствуясь идеей "если я только за себя, то зачем я?", Горький обрекает Ларру на вечную жизнь, постоянное презрение людей.

    По принципу контраста заключительная часть рассказа - тоже легенда, но повествует она о подвиге великодушного Данко, бесконечно любящего свой народ и отдавшего свое сердце, чтобы просветить темное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Здесь Данко возвышается над головами своих соплеменников, жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Но герой умер, любя своих соплеменников, и его сердце указало им дорогу истины.

    Центральная, связующая эти две легенды часть рассказа очень реалистична, она как бы смыкает собой психологию реального человека с богатым прошлым и душу легенды. Отрываясь от сказки, читатель находит дальше тесное переплетение с сегодняшним миром. Биография Изергиль, ее любовные истории в молодости пронизаны отголосками времени. Вся ее жизнь - это вечные поиски, погоня за неясным идеалом. У старухи не ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для Горького в этом образе ценна активная неудовлетворенность настоящим, неукротимость поиска. Да, в реальной жизни Изергиль не нашла того, сто искала, но прошлое осталось в ее памяти как призыв, мечта, сказка. И недаром в старости Изергиль так привязалась к людям, полюбила их - именно это дает ей счастье.

    В центре ранних произведений писателя — конфликт сильной личности и всего остального мира, который нельзя не признать типично романтическим. В этом конфликте автор, безусловно, на стороне сильной личности и придает ей все основные атрибуты романтического характера: гордость, одиночество, неугасимое стремление к свободе. Таков, например, Макар Чудра в одноименном рассказе. Он — вольный цыган, независимый и гордый. Идеал человека для Макара — странник, познающий мир в своих странствиях: "Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!"

    Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Радде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами собственной гордости, они готовы отдать за свободу жизнь, ею они не станут жертвовать даже ради людей, которых любят. В своих ранних рассказах М. Горький изображал босяков — "бывших людей", отвергнутых обществом, потерявших все. В этих рассказах, безусловно, присутствуют реалистические тенденции. Они проявляются, во-первых, в беспощадном разоблачении того общественного порядка, который выталкивает из жизни далеко не самых худших людей. Так, Челкаш в одноименном рассказе обладает "кипучей нервной натурой", однако она не находит в этом мире иного проявления, кроме воровства и пьянства. Во-вторых, в этих рассказах "бывшие люди" изображены действительно людьми. Здесь Горький следует одному из главнейших канонов реализма: искать и находить Человека в любом человеке, даже самом "маленьком" и забитом. В этом плане ранняя проза М. Горького безусловно противостоит пессимизму, отчаянию, цинизму, показывает, что в каждом человеке таится огромный запас сил.

    Романтические и реалистические тенденции переплетаются в горьковском восприятии природы. С одной стороны, как часто бывает в реалистических произведениях, природа выражает сущность характера героя. Не случайно, например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, а умирающий Ларрасмотрит в небо. Этим подчеркивается гордость и одиночество героев. С другой стороны, как в произведениях романтиков, природа тесно связана с душевным состоянием героев. Море в рассказе " Челкаш", лес в легенде оДанко, степь в рассказе "Дед Архип и Ленька" изменяются по ходу развития сюжета: если в начале произведения природа спокойна, то во время столкновения героев начинается гроза или буря.

    Точка пересечения романтических и реалистических тенденций в раннем творчестве М. Горького — дума писателя о Человеке. Человеке, призвание которого, как пишет М. Горький, — "новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты, и — уважения к людям!"
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта