Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История как наука. Понятие

  • Проблемность

  • Интерсубъективная проверяемость

  • 2. Сравнение истории и естественнонаучного знания.

  • Риккерт

  • 3. История как дисциплина и как профессия. Междисциплинарность в гуманитарном знании.

  • 4. Функции истории. Эстетическая функция истории.

  • Первая

  • ответы на 67 вопросов по истории. 67 вопросов по истории России. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеРассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
    Анкорответы на 67 вопросов по истории
    Дата29.03.2022
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла67 вопросов по истории России.doc
    ТипРассказ
    #426773
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    67 вопросов по истории России
    1. История как наука.

    Понятие: Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».

    История – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческих обществ во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

    Цели и задачи: Таковы предмет и предназначение истории в целом. Но так как наследие прошлого огромно, а человеческая деятельность весьма многообразна, охватить их целиком практически невозможно. Поэтому в исторической науке имеет место специализация по нескольким принципам:

    по временному (хронологическому) охвату; в историческом процессе выделяются основные эпохи (традиционно – первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и отдельные их периоды;

    – по пространственному (географическому) охвату; всемирная история может быть представлена как история отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика, история Ближнего Востока), стран (китаистика), народов или групп народов (славяноведение);

    – по различным сферам человеческой деятельности (политической, правовой, экономической, военной, научной и т.д.).

    Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников; историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю истории). Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, исследующих определенные формы и виды исторических источников. К ним относятся археография, генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография, хронология, сфрагистика и другие.

    2. Критерии научности - совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.

    Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости.

    1. Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно14. Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.

    2. Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.

    3. Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).

    4. Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

    5. Системность: научное знание должно быть логически организовано.

    6. Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

    Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в истории главную роль играет системность полученных фактов и их обоснованность).
    2. Сравнение истории и естественнонаучного знания.

    Статус истории как науки определяется ее положением и местом в области научного познания в целом. В связи с этим встает проблема соотношения истории и естественных наук. Первоначальным вариантом ее решения был тезис о тождестве исторического и естественно-научного познания, выдвинутый рационалистами XVII в. В рационализме выражена тенденция к общенаучному монизму на основе естественно-научного познания с опорой прежде всего на математику и физику. Основой именно такого варианта решения данной проблемы были успехи в развитии этих наук, настоящая революция в естествознании: открытие законов классической механики И.Ньютоном, законов небесной механики И. Кеплером, дифференциального и интегрального исчисления и т.д. Историческая же наука не могла похвастаться чем-либо подобным. На фоне взлета физико-математических дисциплин сложилось соответствующее отношение к исторической науке как дисциплине, нуждающейся в изменении статуса, для того чтобы занять подобающее положение в общенаучной иерархии.

    «Социальная физика» мыслилась в качестве дисциплины, непосредственно воспринимающей приемы, методы исследования естественных наук. Это касалось распространения атомистических представлений на понимание отношений между людьми в обществе, применения так называемого геометрического метода к изучению истории. Б. Спиноза (1632—1677) в своей «Этике» использовал математический аппарат формул и уравнений, а Г. Гроций (1583—1645) стремился внести математическую точность в учение о праве. Однако исторической науки как части наук о природе не получилось. Объективной причиной такого результата было, в сущности, различие предметов истории и естественных наук.

    Полной противоположностью представленного подхода к соотношению истории и естественных наук является неокантианская философия истории, возникшая в Германии в конце XIX в. Ее основные представители Г. Риккерт (1863—1936) и В. Виндельбанд (1848—1915) исходили из признания полной противоположности истории и естествознания, как по методу, так и по предмету исследования. По их мнению, в естествознании речь идет об изучении общего, повторяющегося (номотетический метод), а в истории предметом изучения является индивидуальное, неповторимое (идеографический метод).

    Приведенные представления являются крайними вариантами решения проблемы и не исчерпывают ее истолкования. Отметим также, что подходы к проблеме соотношения истории и естественных наук зависели как от состояния научного знания в целом, так и в той или иной его области.

    Что же представляет собой наиболее рациональный вариант рассматриваемой проблемы? Категорическое противопоставление исторической науки естествознанию не менее ошибочно, чем их слияние — «социальная физика»: отождествление явлений природы и общественной среды так же противоречит их характеру, как и оценка исторических событий в качестве уникальных, абсолютно неповторимых феноменов не отражает их подлинной сути.

    Особенность предмета исторического исследования (речь идет об особенностях исторического познания).

    1) объект истории не существует в реальности, в естествознании объект познания существует здесь и сейчас. Объект исторического познания – в прошлом. Историки контактируют не с самим объектом, а с его следами, которые существуют в современности. Это касается не только материальных предметов + обычаи, нравы, верования, пережитки и т.д. Каждое поколение начинает свою жизнь с определенного этапа. Причем это объективная реальность, данность, а не выбор людей. Жизнь того или иного исследователя – данность. Перемены, которые происходят в настоящем – это суть прошлого. Объект исторического познания изучается через остатки прошлого (или источники). Источники – главное, что определяет возможность изучать прошлое. Качества, характер, свойства источников определяют возможность для изучения. Например, эксперимент – не метод исторической науки, мы не можем воссоздать прошлое во всей его полноте.

    2) соотношение объекта и субъекта. В естествознании объект и субъект разделены. Один совершенно отделен от другого. В исторической науке субъект и объект связаны в той или иной степени, т.к. субъект является частью изучаемого общества. Исследователи изучает на основе методов, которые пришли из прошлого, на основе достижений прошлого; историк так или иначе связан с социальной средой; на процесс исследования зачастую влияет эмоциональная составляющая исследователя.

    3) незавершенность исторического процесса. Изменения в природе происходят крайне медленно, ими можно пренебречь, а изменения в обществе, истории – являются правилом. Поэтому существуют следующие проблемы исторического познания: 1. невозможность достигнуть завершенности в исследовании - нет единой теории. 2. постоянное изменение тех или иных исторических взглядов, так как происходит уточнение уже изученных сюжетов (можно говорить о бесконечном историческом познании). В каждую эпоху оно корректируется (изменяется) по объективным причинам и субъективным факторам (именно в этом заключается уязвимость истории как науки).

    3. История как дисциплина и как профессия. Междисциплинарность в гуманитарном знании.

    В современном мире отчетливо выражены и процесс дифференциации, когда из одной науки выделяется и становится самостоятельной новая дисциплина, и обратный процесс, когда науки объединяются для решения новой проблемы. Какой же процесс является преобладающим, насколько он обоснован и приемлем?

    Итак, междисциплинарность - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания. На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин: биофизики, психолингвистики и т.д.). В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадию функционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этих процессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе эти линии взаимно предполагают и дополняют друг друга. 
    Дифференциация - процесс выделения новых научных дисциплин. Чаще происходит в период возникновения науки в целом. Истоки этого процесса рубеж XVI-XVII вв.: единое ранее знание - философия - стала раздваиваться на два ствола – собственно философию и науку как целостную систему знания. Причина диффенциации наук - быстрое увеличение знания, усложнение знания. Результат этого процесса - специализация научного труда, разделение научного труда. Достоинства возникновения новых дисциплин: возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученого. Недостатки возникновения новых дисциплин: потеря связи целого, сужение кругозора ученых, а порой даже абсурдные выводы, позволяющие вводит такой термин как «профессиональный кретинизм», «истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки, она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника» как писал А. Энштейн. 
    Интеграция наук - синтез знания, объединение ряда наук, чаще всего в дисциплины, находящиеся на стыке, взаимопроникновение научных дисциплин, объединение их и их методов в единое целое, стирание граней между ними. Причина интеграции наук – единое пространство мира, различные научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям, конструирование общего объекта и постепенное формирование общего предмета исследования. 
    В современной науке доминируют процессы интеграции знания, но проявляются они в особой форме, будучи обусловлены спецификой существующих исторических реалий. В последнее время явным образом обнаруживается влияние смежных дисциплин на историческую науку, выражающихся в применении их основных исследовательских подходов к изучению истории (изучение текстов, логические конструкты, психологическое обоснование). Ярким проявлением этого влияния является достаточно распространенный в современной науке перенос идей, средств и способов исследования, возникших в рамках одной дисциплины, в другие, иногда достаточно далекие друг от друга. Однако всякий раз, когда история использует достижения других наук, возникают вопросы о правомерности использования того или иного подхода для изучения того или иного отрезка времени, поскольку история изучает прошлое, а не настоящее, поэтому и заимствованные методы и приемы извне должны применяться с этой целью и должны быть подходящими для нее. Невозможно механически применять аппарат социальных наук, необходимо развивать и видоизменять его применительно ко времени, когда, возможно подобных социальных явлений и объектов просто не существовало.

    В силу своего междисциплинарного характера история естественным образом использует достижения иных дисциплин и обращается к их теоретическим схемам, моделям, категориям, понятиям. В данном контексте планомерную интеграцию исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией можно видеть именно во взаимовлиянии исторического подхода и способов исторического исследования для познавательной деятельности в общественных и естественных науках, превращение научного пространства, изучающего общество и общественные процессы, из совокупности дисциплин в «проблемно ориентированное» сообщество, где каждый специалист может выйти за рамки своей дисциплины и глубже, шире рассмотреть проблему: поставить вопрос и найти оригинальное и перспективное решение.

    Специфика междисциплинарности исторической науки, интеграция её с другими дисциплинами это не только влияние, но и заимствование, перетекание подходов и методов различных дисциплин, тем самым историческая наука обогащается, развивается и вширь и вглубь. Тенденция к междисциплинарности является одним из важнейших следствий коренного изменения социальных функций истории в решении проблем, стоящих перед цивилизацией. Именно в ходе междисциплинарного сотрудничества ученые убеждаются в зыбкости принципов, выступающих как единственно научные, привыкают к широкому взгляду на деятельность историка-исследователя. Так же возможно в процессе интеграции сконструировать новые междисциплинарные объекты исследования, которые будут новыми, самостоятельными, ранее не изучаемые. Но всех их будет объединять «прошлое».

    Междисциплинарность приводит к соприкосновению различных гуманитарных дисциплин: идут интеграционные процессы, растет взаимодействие и взаимообогащение методов. Особенно это актуально в кризисных ситуациях, когда междисциплинарные связи служат условием успешного решения ряда проблем. Исторические исследования, проведенные в плане междисциплинарности, характеризуются отчетливо выраженным аналитическим (в противовес описательному) подходом. В обработке источников историки произвели настоящий переворот, широко используя, например, количественные методы, что позволило освоить огромные массивы статистики, недоступные им до этого. 

    Таким образом, историческое знание определяется не одним научным направлением, а системой или совокупностью социальных наук, объектом которых является прошлое. В идеале историки-профессионалы вынуждены не только овладевать теориями других наук, но и, отталкиваясь от них, создавать новые или, по крайней мере, модифицировать теории, ориентированные на анализ настоящего. 
    4. Функции истории. Эстетическая функция истории.

    История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. 

    История выполняет несколько социально значимых функций. Первая — познавательная, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов. Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Третья функция — мировоззренческая. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.

    Эстетическая функция истории, прежде всего, проявляется в искусстве, в художественном творчестве человечества. Как известно, в культуре существует некая сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе. Эстетическое чувство прекрасного сопровождает человека постоянно, обитает в его жилище, присутствует при всех важнейших событиях его жизни. Даже в суровые минуты в истории человечества - минуты смерти, гибели, подвига - человек вновь обращается к прекрасному. В момент гибели английского парохода "Титаник", столкнувшегося с айсбергом, музыканты, которым не хватило шлюпок, заиграли Героическую симфонию Бетховена. А сколько раз в Великую Отечественную войну моряки России мужественно принимали смерть с песней о бессмертном "Варяге".

    Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта