ответы на 67 вопросов по истории. 67 вопросов по истории России. Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование
Скачать 1.17 Mb.
|
18. Восточные славяне: расселение, хозяйственный и общественный строй, религиозные верования. Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. В летописи племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова «дрягаа» болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанамн (от реки Полота притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-лнтовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финноугорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-DC вв. занимали мадьяры (венгры) финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя. Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун бог грома, молнии, войны; Сварог бог огня; Велес покровитель скотоводства; Мокошь оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства. 19. Древнерусское государство-Киевская Русь: социально-экономический строй и государственное устройство. Государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. В 882 г. Олег (по летописи - родственник Рюрика, управлявший Новгородом после смерти Рюрика вместо его малолетнего сына Игоря Рюриковича) вместе с воинами-варягами и дружинами словен, кривичей, чуди, мери, веси совершил поход на юг, взял Смоленск, Любеч и дошел до Киева, где правили Аскольд и Дир. Выдав себя за купца, идущего с товаром в Византию, Олег убил их и сделал Киев столицей объединенного государства («мать городов русских»). Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.Социально-экономическое развитие Киевской Руси: Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах -- сохой, в которую запрягали одну лошадь. В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда).Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло.Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.Во времена союзов племен в качестве средств платежей и их эквивалентов использовались меха. Об этом говорят названия древнерусских денежных единиц: куна (шкурка куницы), ногат (шкурка с четырьмя ногами), веверица (беличья шкурка),- так же впоследствии назывались монеты или весовые единицы серебра, когда-то соответствовавшие по цене меховым изделиям. В киевский период использовали оба значения слов, хотя в действительности к тому времени средством платежа уже служили серебряные (иногда и золотые) монеты и слитки. Своей универсальной денежной единицы на Руси тогда не было. Политический строй: Древнерусское государство IX--Х вв. -- это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства. В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море. 20. Крещение Руси: историческое значение и историческая оценка. После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир, правивший до того в Новгороде. Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси. Народные воспоминания об этих событиях легли в основу о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями — Польшей, литовскими племенами. Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси. Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христианство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вреден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам. Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли :о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства. Он остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения. В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси. Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением языческих обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало одной из основ жизни русского общества. С Крещением па Русь пришла церковная организация. Правда, ее первоначальная история малоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богоматери в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром сразу после крещения. Он получил название Десятинной церкви, поскольку князь распорядился давать для его содержания десятую часть своих доходов. Известно, что только в 1037 г. в Киеве появился митрополит Лги, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель (епархий), а тем — местные кие священники. Большую роль стали играть монастыри. Самым известным из них был Киева-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. монахами Антонием и Феодосией. Монастыри быстро стали центрами распространения грамотности, при них, как и при крупных храмах, создавались летописи, открывались больницы, богадельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель. С Крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамотными священниками вела к развитию образования. Первые школы открылись в Киеве при князе Владимире. Все шире распространялась на Руси письменность, созданная для славян в IX в. просветителями Кириллом и Мефодием. Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Все более тесные связи устанавливались между Русью и Византией — самым культурным государством тогдашнего христианского мира. 21. Русские земли в период феодальной раздробленности: основные политические центры и их сравнительный анализ. Феодальная (политическая) раздробленность – это закономерный процесс, который был в истории любого государства. Русская специфика этого явления состоит в том, что оно совпало с монголо-татарским нашествием и привело к резкому отставанию Руси от европейских государств. Причины: 1. господство натурального хозяйства 2. слабые и нерегулярные торговые связи 3. появление частной собственности на землю 4. расширение феодального землевладения 5. политический сепаратизм местных князей 6. ослабление роли Киева после набегов кочевников и перемещения основных торговых путей. 7. рост экономического могущества местных феодалов. 8. многодетность русских князей, которые делили свои земли на отдельные княжества между сыновьями 9. в 1111 г. Владимир Мономах разгромил половцев и на время устранил опасность нападения. Первые признаки распада Древнерусского государства относятся к концу правления Владимира. Ярославу Мудрому распад государства преодолеть не удалось, и он разделил территорию Руси между пятью сыновьями и племянником. В 1097 г. на Любечском съезде русских князей было принято решение о том, что за каждым князем сохраняются земли их отцов. За нарушение этого порядка (крестоцеловальная запись) отступившему надлежало держать ответ перед всеми. Главной силой разъединительного процесса выступало боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между силившимися боярством и местными князьями возникли противоречия и борьба за власть. После смерти Мстислава (1125-1132) Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств-государств. Наиболее крупными из них были Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородская феодальная республика. Владения Великого Новгорода простирались от Белого моря до Северного Урала. Выгодное географическое положение: города находились на перекрестке торговых путей. Промысловые занятия: охота, рыболовство, солеварение, производства железа, бортничество. Несмотря на преобладание в Новгороде торгово-ремесленного населения, основу экономики составляло сельское хозяйство и связанные с ним промыслы. Новгород раньше других земель начал борьбу за независимость от Киева. В 1136г. в Новгороде произошло восстание. Боярство, обладавшее значительной экономической силой, сумело победить князя в борьбе за власть. В Новгороде сложился особый политический строй – феодальная демократия (боярская республика). Высшим должностным лицом в новгородском управлении был посадник. Посадник был главой правительства, в его руках было управление и суд. Тысяцкий был главой ополчения, ведал судом по торговым делам и занимался сбором налогов. Вече выбирало главу новгородской церкви – епископа, который распоряжался казной и контролировал внешние связи Новгорода. Высшим органом управления Новгорода являлось вече. Реальная же власть была сосредоточена в руках местного боярства. Князь политической роли не играл. В мирное время он – помещик, в военное – полководец. Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. Галицко - Волынское княжество Находилось на юго-западе Руси. К середине ХI века здесь выдвигается г. Владимир, который и претендует на отделение от Киева. Вскоре здесь даже появляется своя княжеская династия. Её основателем стал Мстислав Изяславич (внук Владимира Мономаха). Зависимость от Киева полностью прекратилась. Чуть позже отделилась Галицкая земля (с центром в Галиче). Вновь слияние земель произошло при князе Романе Мстиславиче – бывший волынский князь, приглашённый в Галич. Однако, установив относительное спокойствие в Галицко-Волынском княжестве, Роман вскоре погиб и вновь произошёл распад земель. Позже эти земли будут разорены монголо-татарами и признают власть Золотой орды. В середине XIV века Галицкая земля попала под власть Польши, а Волынь отошла к Литве. Владимиро - Суздальское княжество Места эти были заселены древнерусским населением сравнительно поздно, в ХI-ХII вв. и был, вероятно, вызван опасностью половецких набегов. Сюда, как известно кочевники не доходили. В этих землях правил знаменитый сын Владимира Мономаха: Юрий, который из-за своей жажде власти получил прозвище Долгорукий. В 1147 г. Юрий Долгорукий пригласил в маленький пограничный город Москву своего союзника: «Приди ко мне, брате, в Москов». Это было первое упоминание о Москве. После смерти Юрия Долгорукого, на Ростово-Суздальский престол вступил его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. Он перенес столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. Андрей в 1169г. взял штурмом Киев, разграбив его и отдав одному из братьев. В 1174 г. в результате заговора Андрей был убит. Власть перешла третьему сыну Юрия Долгорукого - Всеволоду Юрьевичу (Большое гнездо). При нем Владимиро-Суздальская земля достигла расцвета, но после 37 лет правления Всеволод умер, и земля распалась на ряд уделов. Последствия раздробленности Русь, вступившая в начале ХII в. в период феодальной раздробленности, была на подъёме своего и экономического и политического развития. Соперничество между землями хорошо стимулировало развитие экономики и культуры. Соперничество заставляло крепить вооружённые ополчения в каждой земле (чтобы противостоять соседям), но оно же становилось камнем преткновения в тех случаях, когда вооружённые силы земель требовалось объединить. С половцами, поляками, венграми можно было справиться и силами небольших временных союзов, но противостоять нашествию монголо-татар можно было только единением всех сил. Этого единения не возникло. 22. Древнерусская культура в домонгольский период. Ранние сведения о славянской культуре. Язычество. Первые сведения о культуре восточных славян мы получаем из исследований этнографов (собирание фольклора), филологов, археологов, из иностранных письменных источников, в том числе, особенно, византийских. Археологические находки, например, Зарубинецкая и Черняховская культуры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии на них Римской империи и т.д. Религией восточных славян было язычество — обожествление сил природы. Оно, очевидно, прошло несколько этапов. Первоначально славяне поклонялись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц (двух богинь плодородия и плодовитости) и затем — вера в верховное божество неба и Вселенной — Рода (вера в него сохранялась до XIV — XV вв.). Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя. Очевидно, формирование языческого пантеона происходило достаточно сложно. Некоторые боги заимствованы от других народов (помимо упоминавшихся уже Хорса и Симаргла, некоторые исследователи видят в вере в русалок влияние греческого культа; а вот варяжский Один не смог, очевидно, утвердиться в славянском пантеоне); некоторые боги имеют по несколько названий, очевидно сложившихся в разных славянских племенах. В 1848 г. в районе Збруча обнаружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне. В 983 г. Владимир I попытался упорядочить языческий пантеон. Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и Перуна) и поставил им идолы на холме недалеко от собственного терема. Поклонение другим богам каралось. Однако первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. Ведется поиск новой религии. Согласно летописной версии, Владимир беседовал с миссионерами различных религий и больше всего был поражен рассказами греческого миссионера. По его уходе князь послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания вер на месте. Вернувшись в Киев, они восторженно рассказывали о храме Софии в Константинополе. В пользу православия оказался и пример великой княгини Ольги. Таким образом, выбор пал на православие. Христианизация Руси. В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православное христианство1. Крещению Владимира предшествовали следующие события: Византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь подавить восстание малоазийского полководца Варды Фоки, обещая в обмен выдать за Владимира свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, но Анна не захотела выходить замуж за «робичича» (Владимир был сыном ключницы Ольги Малуши). В ответ Владимир I захватил Корсунь (Херсонес — центр византийских владений в Крыму). Только после этого он получил жену и принял крещение (в крещении назван Василием). Вместе с Анной прибыл на Русь и первый митрополит — Михаил, однако при нем Киевская митрополия еще не успела устроиться. Это произошло при втором митрополите — Леонтии, который в 992 г. разделил митрополию на епархии (в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде) и назначил епископов. Не везде обращение народа в православие проходило без осложнений. Если в Киеве крещение прошло относительно быстро и спокойно, то в Новгороде потребовалось применение военной силы, а в Ростове были даже попытки изгнать или убить епископа. Христианизация Руси растянулась до XII в. (некоторые авторы склонны говорить о двоеверии, продолжавшемся до конца XVII в.) После крещения Руси языческие традиции не прекратились. В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов, Троицын день и т.д. имеет связь с более древними языческими праздниками, остаются традиционными (хотя и приурочиваются к православным праздникам) «святки» и масленица. Одним из отражений языческого мировоззрения являются магические обряды, заклинания, различные «приметы», гадания. Письменность. Просвещение. Безусловно, роль принятия христианства в развитии русской культуры очень велика. В частности, некоторые убеждены, чтописьменность у восточных славян появляется благодаря христианским миссионерам. До сих пор этот вопрос является дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о попытках записать славянские слова греческими буквами; о наличии своей системы знаков письменности (черт и рез), о проникновении на Русь глаголического алфавита во II половине IX в. и т.д. И действительно, братья-миссионеры Кирилл и Ме-фодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. К середине Х в. относится и первая надпись кириллицей на найденном в 1949 г. во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка. В 1951 г. в Новгороде обнаружены первые берестяные грамоты, а в 1981 г. была найдена берестяная грамота середины XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу. Глаголица имела некоторое хождение для тайнописи, но довольно быстро вышла из обращения. Литература. С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского времени до нас дошли 150 книг, как переводных, так и принадлежащих русским авторам. В первую очередь, это религиозные и богословские произведения. Со значительной частью религиозных текстов русский читатель знакомится благодаря миссионерам Кириллу и Мефодию и их последователям. При этом религиозные тексты переписывались как целиком, так и в виде сборников отдельных проповедей. До нас дошло, например, переписанное в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира Евангелие («Остромирово Евангелие»). Помимо религиозных текстов, на Русь проникла некоторая часть сочинений, посвященных толкованию различных церковных догматов. Замечено, что в XI в. на Руси почти не переводили современных византийских авторов, отдавая предпочтение богословам раннего христианства. Появляются и собственные богословские сочинения (например, «Исповедание веры» митрополита Иллариона (1051), «Стя-зание с латиной» митрополита Георгия (1060-е гг.), «Слово о вере христианской и о латинской» игумена Печерского монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и т.д.). Появление такого рода сочинений именно в это время объясняется не только расхождением между Римом и Константинополем, но и стремлением Киевской митрополии добиться большей независимости от Константинополя. Большой популярностью пользовались также «апокрифы» — не признанные ортодоксальной церковью произведения, трактующие отдельные библейские и евангельские сюжеты (например, «Сказание, как сотворил Бог Адама», «Слово об Адаме и о Христовом воплощении», «Хождение Богородицы по мукам» и т.д.). Влияние апокрифов сильно ощущается и в «Повести временных лет», и в других древнерусских произведениях. Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали «жития». Одним из первых образцов этого жанра стали сочинения Нестора «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя Киево-Пеаерского монастыря). В XII в. появляется новый жанр — «хождения» (например, «Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.) Из других жанров можно упомянуть «слова» (в этом жанре объединяются достаточно разнообразные по содержанию произведения, такие, например, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (ок. 1049), «Слово» Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу, «Слово о полку Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания». В I половине XI в. сложилось летописание. Летописи представляли собой погодное изложение событий, включая самые разнообразные сведения, рассуждения авторов, проповеди и богословские тексты. Предположительно первый подробный летописный свод был начат при Владимире I в 996 г., однако он не сохранился. Древнейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. Известны также Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» (названа по месту обнаружения — в Ипатьевском монастыре под Костромой) и «Лаврентьевская» (названная в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя) летописи. Архитектура: деревянная, каменная. Христианизация Руси способствовала и развитию каменного строительства. В области жилищного строительства на Руси сложились два типа построек: северные (со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней) и южные (пол несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей). Из деревянных церквей I пол. X в. можно упомянуть церковь Ильи в Киеве, 60 гг. XI в. — собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная София Новгородская. Первые известные нам мастера-древодели (зодчие): Миронег (нач. XI в.) и Ждан-Никола (конец XI в.). Каменное строительство начинается в конце X в. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.). Первоначально здания возводились из планфы (тонкий плиткообразный кирпич); использовалась техника скрытого ряда (тип кладки, при котором на фасад здания выходили не все ряды кирпичей, через один), заглубленный ряд снаружи закрывали раствором. Основной тип сооружения — крестово-купольный храм (назван по типу перекрытия. Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов. Снаружи здания окружаются галереями с лестничными башнями. Внутри — используются фрески, мозаика, наборные мозаичные полы. Известно около 15 каменных храмов XI — начала XII вв., близких по стилю. В 1037 г. сооружен тринадцатиглавый храм Софии в Киеве. Позднее Софийские храмы возведены также в Новгороде и Полоцке. В начале XII в. распространение получают более лаконичные и монолитные постройки. Главенствует тип небольшого трехнефного крестово-купольного храма с маленькими хорами только в западной части. Стремление создать более компактный объем заставило отказаться от лестничных башен и заменить их узкими лестницами, расположенными внутри стен. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. Изменяется и интерьер — фреска вытесняет мозаику, мозаичные полы сменяются полами из поливных керамических плиток. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани — по-прежнему строили из плинфы, но более вытянутой формы; вместо кладки со скрытым рядом появляется равнослойная кладка, где все ряды кирпичей выходили на лицевую поверхность стен. Усложняется декор фасада: появляются аркатурные пояски, уступчатые порталы и т.д. В Новгороде строительным материалом был серый известняк, который легко выветривается и крошится. Поэтому мастера затирали стены штукатуркой, а наиболее сложные участки и элементы декора выполняли из кирпича. Для новгородских храмов характерна сдержанность, лаконичность и массивность форм, некоторая приземистость и «расклешениость». Из сохранившихся и реконструированных памятников наиболее часто упоминают церковь Спаса-Нередицы (1198). По иному пути пошли зодчие Галицко-Волынской земли. Стены сооружений возводились из каменных блоков правильной формы, уложенных в два ряда, промежуток между которыми заполнялся битым камнем и раствором. Фасад украшался барельефной скульптурой. К сожалению, памятники галицкой архитектуры не сохранились; лишь небольшая их часть известна по археологическим раскопкам. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальского княжества сохранились, в том числе и существенно перестроенные, и в реконструкциях, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др. Материалом для строительства служил белый камень; широко использовалась каменная резьба на фасадах. Отличительной чертой соборов был аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине фасада. Мозаика. Фресковая живопись. Иконопись. Миниатюра. Что касается живописи, то в этот период она представлена достаточно широко — в мозаиках, фресках и иконах. Известны также имена русских иконописцев XI в. (Олимпий, Олисей, Георгий и др.). Мозаики — картины, составлявшиеся из кусочков естественного цветного камня или разноцветного стекла, вдавливавшихся в штукатурку. Наиболее известны мозаики Софийского и Михайловского (Дмитриевского) соборов. К сожалению, и те и другие сохранились не полностью. В Софии Киевской уцелели погрудное изображение Христа Вседержителя, одна фигура архангела и фигура апостола Павла. Из мозаик Михайловского собора — изображение Дмитрия Солунского (Государственная Третьяковская галерея). Фрески — настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку, отличавшиеся, как правило, монументальностью формы. Сохранилась часть фресок Софии Киевской, в том числе и образцы светской живописи: сцены охоты, цирковых состязаний, изображения ряженых, скоморохов, музыкантов и т.д. Фрески раннего периода пытаются передать портретное сходство, и преодолеть неподвижность изображения. Фресковые изображения XII века отличает значительно большая условность и отвлеченность образов. Лучше всего сохранились фрески конца XII века в Дмитриевском соборе во Владимире. Новгородская фресковая живопись сохранилась значительно хуже — в новгородской ' Софии сохранились фрагменты фигур пророков, расположенные в простенках между окнами центрального купола, а также несколько фрагментов росписей притворов, в том числе — изображение византийского императора Константина и его матери Елены. Из более поздних образцов фресковой живописи сохранились росписи собора Николы на Дворище и соборов Антониева и Юрьева монастырей. Иконы XI-XIII в. частью вывозились из Византии (например, «Владимирская богоматерь» (Государственная Третьяковская галерея), частью выполнялись в Киеве и других городах, под руководством византийских мастеров или в подражание их образцам. Еще один вид живописного искусства миниатюра. Наиболее известны миниатюры Остромирова Евангелия (1056-1057), написанного дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира и Мстиславова Евангелия (ок. 1117), исполненного переписчиком Алексой для новгородского князя Мстислава. Скульптура же существовала в основном в виде барельефных изображений на стенах соборов, и в виде резьбы по дереву. Монументальная скульптура не получила развития. Отдельные скульптурные изображения святых встречаются очень редко. 23. Монголо-татарское нашествие и его последствия для русской государственности. Взаимоотношения Орды и русскими землями. В начале 13 в. в степях Центральной Азии монголо-татары образовали военно-феодальную державу. Это было объединение не единого народа, а десятков кочевых племен.В 1222 г. полчища Чингисхана вторглись в Закавказье, огнем и мечом прошли через Иран и Кавказ. Опустошив страну аланов (Осетия), монголы разгромили половцев и весной 1223 г. вышли к берегам Дона. Угроза монгольского завоевания нависла над половцами, которые обратились за помощью к русским князьям, предупреждая их о грозящей опасности. В условиях феодальной раздробленности далеко на все князья поддержали половцев. Объединенная русско-половецкая рать приняла сражение с основными силами монголов 31 мая 1223 г. на реке Калке. Сражение завершилось полной победой монголо-татар. Причиной поражения русских стало полное отсутствие общего командования. Спустя 13 лет, войско монголо-татар, которое возглавлял внук Чингисхана Батый, разгромив Волжскую Болгарию, начало завоевание Руси. В 1236 г. Батый вторгся на территорию Северо-Восточной Руси. Первой жертвой его нашествия стало Рязанское княжество. В условиях раздробленности каждое княжество оборонялось своими силами. Вслед за Рязанским войско Батыя завоевало Владимиро-Суздальское и Смоленское княжества. В 1239-1240 гг. Батый совершил второй поход на Русь. Под удар попали юго-западные княжества. Не встретив организованного сопротивления, он покорил Черниговское, Переяславское и Галицинско-Волынское княжества. В 1242 г. Батый создал мощное государство - Золотую Орду, со столицей Сарай на Нижней Волге. На Руси было установлено монголо-татарское иго. Монголы сохранили на захваченных землях прежнюю систему государственного устройства и общественных отношений, но установили над ними контроль. Ханы орды стали выдавать разрешения (ярлыки) на великое княжение на Руси. Для сбора дани монголо-татары ввели институт баскаков (сборщиков дани). Вначале дань собирали натурой, затем деньгами. Монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель. Многие территории были разорены и опустошены, разрушены города, наиболее квалифицированные ремесленники увезены в Орду, начался демографический спад.Несмотря на всю тяжесть последствий монголо-татарского ига, Руси удалось сохранить свою государственность, религию и культуру. Причины поражения Русских княжеств в борьбе с монголо-татарами: Отсутствие единой русской армии, значительное численное превосходство монголов, высокое воинское мастерство монголов, раздробление и отсутствие единства в русских землях, жесточайшая дисциплина, царившая в монгольском войске, недостаток конных воинов в русских войсках. Последствия Монголо-Татарского нашествия: Миграция населения в северные районы, ослабление военного потенциала русских княжеств, упадок ремесла и торговли, обращение значительного числа населения в рабство, многочисленные жертвы среди мирного населения, консервация феодальной раздробленности, торможение развития товарно-денежных отношений, политическая зависимость русских князей, запустение сельскохозяйственных угодий, угон в Орду ремесленников. 24. Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского в XII в. Причины. Роль объединяющих факторов сыграли: ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства. В Московском княжестве развивалась система поместныхотношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Также причиной объединения стала борьба за национальную независимость. Особенности образования Русского централизованного государства: Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве. - государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение местного населения. - образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была непрочной; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество. Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации. Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов: Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь. Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы. Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством. Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение. Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено. Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре). 25. Реформы середины XVI в. «Избранная Рада». Избранная рада – это круг лиц, приближенных к Ивану 4, неформально активно участвующий в правительственной деятельности страны. При самом Иване Грозном она не имела названия, а термин «Избранная рада» появился позже в работе Курбского (сочинениях). Состав избранной рады вызывает сомнения историков и споры. Считается, что однозначно её участниками являлись: священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и деятель А. Ф. Адашев. Правление Избранной рады выпадает главным образом на середину 16 века. В это время (1549 – 1560 гг.) ею была организована долгосрочная политика, заключающаяся в проведении реформ Избранной рады во всех сферах жизни русского человека. Деятельность Избранной рады затронула финансово-налоговую систему, организацию местного управления, военное дело, церковную систему, правовую и другие. Основной целью реформ было укрепление центральной власти. Иван Грозный убедился в необходимости реформ после событий связанных с ужасным пожаром в Москве. Тогда народ, убежденный в причастии к поджогу Глинских, восстал, и люди отправились к их двору. Он был разграблен, а дядя царя был убит. Царю с трудом удалось убедить народ разойтись. Реформы Избранной рады: 1549 г. Первый Земский собор, Судебник 1550 г.; Военная реформа 1550 г. организованы не распускаемые войска (Стрелецкое войско) и особая часть войска – «Избранная тысяча»; Реформа административная – формирование приказов – органов центрального управления в ведении, которого была определенный род деятельности (Посольский приказ – вопросы дипломатии, Разрядный – вопросы служилых люде и т.д.); Стоглавый собор 1551 г. – церковный собор «Стоглав». Установление канонов и норм. Название связано с количеством глав (решенных вопросов); Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всей землевладельцев, с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа – специально обученного для службы слугу. Итогом военных реформ Избранной рады было значительное укрепление военной силы страны, имеющей большое значение во внешнеполитических взаимоотношениях; Реформы местного управления 1556 г. – отмена кормлений; замена кормленщиков головами и целовальниками. Падение Избранной Рады послужило началом одному из самых ужасающих периодов истории России – опричнины. Одной из причин её падения была чрезмерная подозрительность царя и предположительная её причастность к смерти супруги Ивана 4. 26. Опричнина Ивана Грозного. Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4. Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы. Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя). Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек. |